1 марта 2015 1.03.15 25 3530

Мысли о прошлом и будущем Resident Evil

+9

В последнее время Resident Evil зачастил на прилавки. Сначала переиздание ремейка первой части, а теперь ещё и спин-офф — Revelations 2, который, пока, состоит из одного эпизода, и на подходе ещё три. Если с ремейком всё прозрачно — лёгкие деньги и заодно зондирование реакции игроков на подобный визит из прошлого. То вот Revelations 2 совсем другое. Если кто не помнит, первый Revelations вышел, своего рода, извинением за невнятную шестую часть. И он зашёл даже лучше полновесной. А всё благодаря возврату к, всеми любимой, концепции 4 части, где был идеально сбалансирован и экшн, и выживание. Именно эти черты разработчики попытались привнести сначала в Revelations, а затем и в сиквел. Что же в этом плохого? Да, в принципе, ничего.

Меня волнует другое. Чем Resident Evil: Revelations 2 является для Capcom? С одной стороны, похвально желание скрасить время в ожидании, если не выхода, то хотя бы анонса полновесного Resident Evil 7. С другой – это ещё одно прощупывание пользовательского интереса к серии и готовности платить. Но, пока платить предлагается даже не за очередное паразитирование на механике RE4, а за The Evil Within и The Last of Us в собственном изложении. Я не спорю, обе игры достойны подражания и того что другие вбирали в себя всё лучшее из них.

Вот только Resident Evil не та серия, которой позволительно усердно копировать коллег по цеху и собирать игру строго по инструкции. На мой взгляд, Capcom вступает на очень скользкую дорожку. Один единственной промах отбросит их на скамью запасных. Вся эта ситуация очень сильно напоминает историю с Medal of Honor и Tomb Raider.

Что бы понимать, что происходит сейчас с Resident Evil лучше всего взглянуть на MoH и CoD. Я понимаю, игры сильно отличаются, но тут важна наглядность и скоропостижность утраты всех позиций, когда-то эталонного шутера. Конвейерное производство отлично демонстрирует нам возможное будущее RE. Пока CoD во всю устанавливал новые рекорды, и раз за разом прыгал выше головы MoH вертелась в рамках проверенного, но устаревающего из года в год геймплея и сеттинга. Пока в сентябре 2007 года седьмого не решилась хоть как то подтолкнуть серию к эволюции. ЕА выпустила Airborn – средненький, по всем параметрам, шутер на избитую тему ВМВ. А уже в ноябре вышла Call of Duty: Modern Warfare, показав как нужно делать подобные игры. ЕА рискнула вернуть серию на рынок только в 2010, но было уже поздно.

Нечто подобное случилось и с Tomb Raider. Последней классической частью серии был Underworld вышедший в 2008, и он не выглядел победителем на фоне первого Uncharted. А вышедший в 2009 Uncharted 2 установил планку так высоко, что с обаятельной расхитительницей гробниц пришлось расстаться аж до 2013. Это был перезапуск серии, который собирался вдохнуть в неё новую жизнь. И вдохнул, оказавшись бледной копией Uncharted. Хотя по иронии судьбы Naughty Dog изначально вдохновлялись именно приключениями Леди Крофт.

Итак, что мы имеем? Две серии, которые когда-то задавали тон целому жанру и на которые все ровнялись, теперь, мягко говоря, сдали позиции и теперь в догоняющих. Но это только TR так повезло. MoH скатилась до откровенной вторичности и подражанию более успешному брату. Но, даже здесь, не выдержав конкуренции, была отложена издателем в долгий ящик. А в чём же причина всего этого? Разработчики не смогли отказаться от прибыльной формулы и боялись рисковать. Вечно оглядываясь назад, они неизбежно споткнулись или упёрлись в стену.

Эта же беда нависает и над Resident Evil. И сразу не скажешь, что будет хуже — успех Revelations 2 или его провал?

Посудите сами. Resident Evil 4 разошёлся тиражом 7. 54 млн., Resident Evil 5, являясь братом близнецом, своего предшественника, на стероидах — продался 8.54 млн. раз. А вот уже Resident Evil 6 не преодолел планку и в 5 млн. копий застыв на 4.99 млн. Особенно интересно на этом фоне выглядит успех Resident Evil: Revelations, cо своим 1.93 млн. копий. То есть, почти половина тиража крупно бюджетной RE6, при несоизмеримо меньших затратах. Уверен, боссы Capcom надеются на как минимум такой же результат у Revelations 2. И всё бы ничего, но Capcom -компания одной игры. Именно RE приносит им большую часть прибыли и позволяет сидеть за одним столом с EA, Ubisoft, KONAMI и другими. Один единственный крупный провал серьёзно подорвёт финансовые возможности Capcom. Из крупных брендов на западном рынке останется только Street Fighter.

Мне не даёт покоя одна мысль. Revalations 2 – это просто попытка заработать денег не прилагая усилий или наброски того, чем может стать вся серия в ближайшем будущем, особенно если седьмая часть не выстрелит. Для затравки перед полновесной игрой серии Revalations 2 слишком вторичен – это сборник удачных идей, как своих, так и чужих. Не очень похоже на развитие серии.

Resident Evil находится в очень не устойчивой ситуации. Но коридор возможностей с 2005 года заметно сузился. Будет довольно сложно разыграть карту с очередным повторением программы RE4. Это уже, на высочайшем уровне, сделал The Evil Within. Уходить в мрачный реализм, не копируя The Last of Us, тоже будет затруднительно. Новый TLoU можно ожидать примерно года через 3 и совершенно ясно, что он установит новый уровень качества, к которому всем нужно будет стремиться. Теоретическая The Evil Within 2 тоже может выйти года через 3. Всё таки 3.13 млн. проданных копий весьма серьёзно для нового бренда, без агрессивной пиар компании, в духе Ubisoft. TEW вышел не только намного сбалансирование и продуманее чем RE6, но и стал именно тем «SURVIVAL-HORRORом», который нам обещали в RE5, после оглушительного успеха четвёртой части, и которым местами хотел выглядеть RE6.

Именно в 4 части впервые с 1996 игрок задавался вопросом: «Где я и что происходит?». Именно атмосфера неизвестности пугала, но желание узнать что происходит не позволяло отпустить геймпад и даже клавиатуру (все помнят «потрясающий» порт на ПК). Нельзя держать игрока в напряжении 10 лет подряд, пугая одними и теме же зомби. Никакая постановка здесь не поможет. Очень правильно и честно поступили с RE5. Он с первого же кадра говорил: «Я концентрированная копия 4 части с сюжетом прямиком из среднестатистического «B movie». Не смотря на всю критику, порой весьма заслуженную, сработала на все сто.

Нечто схожее мы видели в Dead Space 2. Тогда скелетообразную первую часть сдобрили интересными персонажами и голливудской постановкой. Да, пугать также не получалась, но триллер державший в напряжении вышел идеальный. Провернуть подобное с третьей частью было уже не возможно. Третий раз подряд пугать прежними средствами нельзя ни игрока ни персонажа. Visceral достойно вышли из сложившихся обстоятельств, постаравшись завершить историю на высокой ноте, пока она не успела скатиться в само повторы или, что хуже, плагиат.

Без пересмотра базовой механики нельзя продолжать остоваться достойным «SURVIVAL-HORRORом». Если же задержаться в рамках экшена про зомби, то высока вероятность навсегда остаться в тени своих более талантливых и успешных коллег. Очень быстро перейдя на конвейерный выпуск REVELATIONSов.

Capcom больше не находится в точке бифуркации 2005 года. Тогда они изобрели жанр TPS заново, сделав «Возможность стрелять и целиться с плеча» мировым стандартом, которому все неукоснительно следуют по сей день. Будет довольно сложно создать что то, по настоящему новое, в рамках старого сюжета и стилистики. Четвёртую часть с остальной серией связывали только персонажи. А учитываю всю условность их характеров, то правильнее будет сказать имена и названия.

Проблема не в самой истории, а в концепции «техногенного триллера». Иначе говоря — фантастика, а не мистика как тот же The Evil Within. RE вынужден следовать правилам которые сам создаёт, а они не могут выходить за определённые рамки. В отличии от TEW (мы находимся в голове психопата, а там может творится всё что угодно) или, что более наглядно SH (для каждого героя город уникален и разработчики могут каждый раз переворачивать с ног на голову казалось установившиеся в предыдущей части).

А порой, особенности прошлых частей и вовсе тянут серию назад, как это получилось с Resident Evil 6.

Сюжет вышел на новый уровень масштабности. События разворачивались по всему миру, а сюжетных компаний было аж три штуки и столько же главных героев. RE5 не стеснялся быть «B movie». А вот RE6 уже пытался выглядеть современным голливудским блокбастером. И все эти примитивные сюжетные ходы и плоские персонажи из достоинств и особенностей резко стали недостатками. Тоже самое случилось и с механикой. Если компания за Леона была повторением пройденного, то игра за Криса выглядела как нелепый клон Gears of War. От обвинений в плагиате её спасла только бескомпромиссно убогая система укрытий, которой было физически неудобно пользоваться (мне даже кажется, что её специально сломали).

Вся эта механика затачивалась под более размеренное прохождение с продумыванием своих действий на несколько шагов вперёд, но разработчики решили натянуть сову на глобус, и получилось то, что получилось. А с выходом The Evil Within уже не получится просто так вернуться к истокам, притворившись будто ничего не было. Тут нужна серьёзная перезагрузка, которая может потянуть за собой и всю игровую вселенную, хотя это и не обязательно.

Отречёмся от старого мира Отряхнём его прах с наших ног!

Именно эти строки мне вспоминаются, когда речь заходит речь о перезагрузке чего угодно. Больше всего возникает вопросов о судьбе вселенной и персонажей. И на первый взгляд кажется, что это нечто разветвлённое и многогранное. Короче, нам есть что терять. Однако, если разобраться, весь этот массив информации накопленный за почти 20 лет существования серии составляют однообразные сюжеты о злодеях жаждущих мирового господства. Менялись только имена и названия злобных корпораций. С главными героями та же история. Попробуйте сравнить реплики Леона и Криса или Клэр и Джилл. Они по большей части комментируют происходящие или пересказывают прошлые события. Глубокие и проработанные характеры слабо относятся к Resident Evil. Есть исключения Code Veronica, и Zero. Но, всё начавшись, там же и закончилось. Интерес вызывают разве что отношения Ады и Леона. Но и те можно легко ужать в одну игру без потери смысла. Из раза в раз мы видим секретные лаборатории на островах/особняках.

Хорошим примером того как нужно вести долгоиграющую серию является Metal Gear (Solid). Хидео Кадзима не боялся рисковать, и благодаря этому всегда удерживал интерес к геймплею на высочайшем уровне. Вот и сейчас, многие ждут MGS5. Ещё не известно что получится, но то, что получится – будет грандиозным и чем-то ранее невиданным. Тем более, ресурсы современных консолей позволяют реализовать почти все авторские задумки. Resident Evil 4 вышел на закате PS2, а RE5 и RE6 части выжали концепцию досуха. А успехи Revelations конечно внушают оптимизм. Вот только, свежий Revalations 2 не стесняясь заимствует идеи у The Last of Us, а игроки уверенно находят общие черты с The Evil Within. И эти сравнения идут явно не в пользу творения Capcom. Дожили, что называется. Resident Evil вдохновляется своими последователями – «Ученик превзошёл учителя».

В Revelations 2 не видно даже попыток привнести что-то своё в серию, не говоря уже о жанре в целом. А ведь именно такие, недорогие, игры могут стать полигоном для отработки новых идей. Но пока что, мы видим как Capcom ждёт ответа на вопрос: «Можно ли продать то же самое ещё раз?».

Но если мы получим достойную замену, то это ещё полбеды, как говорится:«Король умер, да здравствует король». Куда печальнее отсутствие достойного конкурента, что позволит паразитировать на старой концепции сколь угодно долго, а это неизбежно приведёт к деградации. Да, собственно, уже ведёт, хотя пока Resident Evil лишь в стагнации. Но, понятно к чему ведёт такой подход. Что мы и видим на примере Call of Duty: Ghosts и Advanced Warfare.


Resident Evil 5

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанры
Дата выхода
5 марта 2009
3.3K
4.0
2 238 оценок
Моя оценка

Resident Evil 6

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
2 октября 2012
3.1K
3.8
2 296 оценок
Моя оценка

Resident Evil: Revelations

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX | 3DS | Wii U | NSW
Жанр
Дата выхода
26 января 2012
1.8K
4.0
1 303 оценки
Моя оценка

The Evil Within

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
14 октября 2014
2.8K
4.1
2 013 оценок
Моя оценка

Resident Evil: Revelations 2

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | PSV | X360 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
25 февраля 2015
1.5K
4.0
947 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Перезапуск — БОМБАНУЛО
Топчешься на месте — БОМБАНУЛО
Фанаты, они всегда недовольны
От перезапуска, да и от развития любой серии, заместо топтания на месте, у фанатов данной серии случается нервный припадок, и Интернет заполоняют тысячи гневных постов и комментариев. Если будет перезапуск РЕ, то просто отходите в сторону и наслаждайтесь.
Столь же примитивный и опциональный, как и в R2.

В 6 части он только для галочки, а тут хоть более менее проработан.
Фанат серии с детства, обожаю первые 3 части и ремейк, при этом мне понравилась 6ая часть, но не понравился Revelations, что со мной не так ?( Мне кажется, серия вполне неплохо эволюционирует, а не стоит на месте паразитируя на самой себе, как СХ. Кооператив привнес в игру совершенно новые ощущения, а тема с подачей сюжета глазами разных героев была интересно развита в 6ой части.

Но тем не менее, было бы любопытно взглянуть на перезапуск серии, насколько я помню, именно его и обещали вместо 7ой части.
резидент пока еще более менее, не скатился как код, если уже и следующие части будут повторением то может и скатится
Может, не спорю. Но это только доказывает что у Капком нету идей для развития франшизы РЕ.
мне наоборот понравилась, хоррора почти нет канешн ну и не чистокровный шутер, ну и сюжет пока канешно так себе
То, что создатель один тот же очевидно, но это игры двух разных студий, двух разных издателей, двух разных франжиз, но при этом эксплуатирующие одну и ту же механику и выступающие на одном и том же жанровом поле. Так что, самые настоящие конкуренты
вообще то евил визин, от синдзи миками создателя того же резидента, так что это не конкурент
Грустно как-то.
А что до перезапуска, то думаю можно обернуться на фильмы по RE, это конечно безумие, но всё же, почему бы не устроить апокалипсис, причём не локальный, как в Ракун сити, а повсеместный, когда всякие организации по борьбе с вирусами займутся не борьбой, а списанием себя и остатков мирных жителей, что если дать на конец бессмертному Вескеру победить и получить весь мир, а остатки героев заставить выживать в этом мире, бояться и выживать.
Заодно и каст сократим, как того хочет Вася
Весьма странно видеть постоянные сравнения с The Evil Within в пользу последнего. Особенно смешно читать заявления, что RE заимствует идеи у TEW. The Evil Within, безусловно, великолепная игра, но она вся от общей идеи, до совсем уж мелких геймплейных элементов копирует именно Resident. (Что не удивительно, учитывая, что The Evil Within изначально заявлялся создателем, как Resident Evil 4 без творческих ограничений, навязанных реалистичностью). Revalations 2 в этом плане, копирует и развивает разве что идеи предыдущих частей серии, но никак не своих конкурентов.

P.S. Автор блога, не будь м… ком, убери главный поворот сюжета TEW под спойлер или сотри совсем. Поворот, конечно, не бог весть что, но ты на сайте не единственный, а игру прошли далеко не все.
4ая часть тоже хороша, я помню очень сильные эмоции от первого прохождения, особенно при встрече с бензопильщиками.) Единственное неприятное воспоминание — что тогда, в 2007-м, приходилось играть с клавы без мыши :(
смешно читать заявления, что RE заимствует идеи у TEW

лол, а стелс в новом revelations откуда взялся?
Спасибо за интересный материал!
Из 2018 можно добавить, что Капком как никто другой умеет делать выводы и двигаться дальше. Выход седьмой части не стал революцией, но опять развернул серию под острый угол, а отличное VR исполнение вывело игру среди конкурентов на корпус вперед, как некогда сделала четвертая часть.

Есть еще одно «но».
«Четвёртую часть с остальной серией связывали только персонажи. А учитываю всю условность их характеров, то правильнее будет сказать имена и названия.»
Вот здесь не соглашусь. Капком оочень консервативная и внимательная к своим фишкам контора. В такую непохожую четвертую и не менее не похожую седьмую все так же перекочевали основные фишки и механики предыдущих частей. А именно: печатные машинки, структура загадок, лечебные травы и спреи, финальный босс-файт со скриптовым убийством одним выстрелом и т.д. Это самое приятное и кайфовой в играх серии: как бы радикально они не преображались — скелет остается прежний.)
а как же 4 часть? да и 6 мне тож закатила, а первый ревелатионс не понравился
Может, не только сейчас? Может, ещё в 6-й части? Столь же примитивный и опциональный, как и в R2.
Играя в revelations 2 меня не покидает чувство что игру сделали на «отвали».
Читай также