Сегодня Сегодня 0 140

История серии Onimusha — Часть 1

+5
 

Когда Capcom выпустила на консоли Sony PlayStation первую часть  Resident Evil, жанр сурвайвал-хоррора, можно сказать, и не существовал в современном о нём представлении. Capcom, конечно, не была пионером в жанре «игр-ужастиков» — такие выходили и до «Обители зла», — но именно глобальный успех и признание зомби-хоррора запустил настоящий «бум» на трепещущие нервы развлечения.

Сама же Resident Evil планировалась как ремейк ролевого ужастика  Sweet HomeNintendo Famicom, но проект быстро перерос изначальный замысел. Такой случай не был единичным, и продолжения «Обители зла» также бывало трансформировались в совершенно иные формы. Самый известный случай подобной метаморфозы — это  Devil May Cry (2001 г.), которая появилась из прототипа  Resident Evil 4. А другой —  Onimusha, чей огонь славы когда-то сиял не менее сильно, но стремительно затух, осветив собой лишь одно консольное поколение. Сегодня некогда забытая серия, кажется, готова вновь воспрять, оттого становится куда интереснее заглянуть в её прошлое, чтобы узнать, с чего начиналась эта легенда.

Глава 1: Обитель самурая

Sengoku Biohazard

В 1997 году, то есть ещё до выхода  Resident Evil 2 (1998 г.), один из продюсеров Capcom Ёсики Окамото (Yoshiki Okamoto) предложил идею хоррора про самураев, выживающих в полном ловушек особняке ниндзя. От классического «Резидента» этот спин-офф бы отличался очевидным упором на ближний бой — вместо привычных пистолетов и дробовиков японские воины пользовались бы холодным оружием. Внутри Capcom эта идея получила название Sengoku Biohazard — буквально «Resident Evil периода Сэнгоку».

Период Сэнгоку более известен как эпоха воюющих провинций. Это один из важнейших этапов в истории Японии, когда страна была охвачена гражданской войной, а множественные кланы боролись за власть над всеми её территориями. Именно это время породило романтизированный образ воина-самурая, который отлично прижился в мировой культуре и стал важным источником вдохновения для разработчиков Capcom.

Битва при Сэкигахаре (21 октября 1600 года)
Битва при Сэкигахаре (21 октября 1600 года)

Хоть Ёсики Окамото и придумал идею самурайской Resident Evil, сам он не смог принять участие в разработке игры. В августе того же 1997 года Окамото покинул Capcom и основал новую фирму Flagship. Вместе с Capcom это предприятие финансировали ещё Sega и Nintendo, поэтому Flagship тесно сотрудничала с ними всеми. Задача у компании Окамото была крайне необычной для видеоигровой студии конца 90-х — начала 00-х — она писала сценарии и планировала сюжеты для игр. Например, Flagship разработала связанные сюжетные кампании двух героев Resident Evil 2 (Леон С. Кеннеди и Клэр Рэдфилд) и в дальнейшем прописывала глобальный сюжет всей серии.

Вместо Окамото за продюсирование перспективной Sengoku Biohazard взялся другой ветеран Capcom, Кейдзи Инафунэ (Keiji Inafune), тогда наиболее известный как один из авторов серии  Mega Man, а сейчас — как создатель провальной  Mighty No. 9. После многих лет работы над Mega Man, который, несмотря на высокий порог вхождения, всё же считался игрой для детей, он хотел заняться чем-либо более серьёзным для взрослой аудитории. Тут хоррор про самураев пришёлся как нельзя кстати, и Инафунэ предложил свою кандидатуру и новое видение проекта.

Кэйдзи Инафунэ наиболее известен за работу над Mega Man 
Кэйдзи Инафунэ наиболее известен за работу над Mega Man 

«Японская Resident Evil» в глазах Инафунэ сильно отличалась от того, что задумывал Окамото. Кейдзи хотел сместить акцент с медленного менеджмента ресурсов и загадок на бодрый экшен в стиле азиатских боевиков. Главным направлением развития Sengoku Biohazard стала кинематографичность и агрессивный геймплей. На место директора разработки был назначен Дзюн Такэути (Jun Takeuchi). Его карьера в Capcom началась в 1991 году с дизайна  Street Fighter II и Resident Evil. Sengoku Biohazard стала первой игрой дизайнера в роли руководителя. Целевой платформой была выбрана первая PlayStation. В народе ходили слухи, что изначально игру планировали для Nintendo 64, но в одном из интервью Инафунэ опроверг эти домыслы, рассказав, что всегда хотел выпустить Sengoku Biohazard на лучшей из доступных платформ, какой он считал именно консоль от Sony.

Разработка шла более-менее плавно, хоть и не очень быстро. Игра всё ещё опиралась на фиксированную камеру и пререндеренные задники, однако изменения в движок, которые требовала активная боёвка, плохо ложились на слабое железо консоли. Sengoku Biohazard была готова на 50–60%, когда на горизонте замаячила консоль нового поколения — PlayStation 2. Технологический скачок, который несла с собой PlayStation 2, легко покрывал амбиции самурайского экшена, поэтому Инафунэ распорядился перенести игру на некстген.

 

Переход на PlayStation 2 позволил лучше детализировать окружение и использовать более продвинутые модели персонажей, качественные анимационные ролики и музыку. На новой консоли Sengoku Biohazard окончательно отделилась от флагманской серии Capcom и обзавелась собственным именем. 25 января 2001 года в игровых магазинах Японии появилась игра с вкрадчивым, но привлекающим внимание названием Onimusha. На западе игра вышла немногим позже: в марте 2001 года в Америке и июле того же года в Европе. Несмотря на то, что раньше Capcom переименовывала свои игры для этих рынков, с Onimusha издатель пошёл на риск и оставил оригинальное имя, лишь снабдив его подзаголовком «Warlords». Благо, экзотическое слово «Onimusha» сыграло ему на руку, и игроки чаще обращали внимание на новинку и легче погружались в эстетику феодальной Японии.

Пришла пора ближе ознакомиться с Onimusha: Warlords в том виде, в котором игра впервые попала в руки владельцев PlayStation 2.

Долгое время приобщиться к оригинальной Onimusha: Warlords можно было только на PlayStation 2
Долгое время приобщиться к оригинальной Onimusha: Warlords можно было только на PlayStation 2

Сюжет: Демоны живут напротив ворот храма

Несмотря на сильный фантастический элемент в сюжете, в своей основе сеттинг Onimusha опирается на реальную историю Японии. Так, игра начинается с битвы при Окэхадзаме — сражения 1560 года между войсками Нобунаги Ода и Ёсимото Имагава. В тот день неожиданно начавшийся дождь стал отличной возможностью для внезапной атаки, и Ода не упустил свой шанс. Бой продлился считанные минуты, и голова Ёсимото уже лежала у ног Нобунаги. Эта победа стала отправной точкой стремительного роста влияния Ода, однако в игре финал битвы несколько отличается от исторических событий — в момент триумфа шальная стрела пробила горло военачальника и положила конец его амбициям.

Поодаль за сражением наблюдал одинокий самурай в красных доспехах — Саманоске Акечи, протагонист Onimusha. Знакомство с ним происходит крайне бойко. Он играючи разбирается с нападающими на него солдатами, и это сразу даёт представление о нём как об умелом воине, который, тем не менее, стоит в стороне от междоусобных дрязг.

Битва при Окэхадзаме (12 июня 1560 года)
Битва при Окэхадзаме (12 июня 1560 года)

Саманоске, как и Нобунага Ода, имеет реальный исторический прототип — Хидемицу Акечи, самурай и племянник Мицухидэ Акечи, человека, который в 1582 году поднял мятеж против Нобунаги и вынудил того совершить сэппуку (ритуальное самоубийство). В реальности имя Саманоске на самом деле было придворным титулом молодого Акечи: «Sama-no-suke», что можно интерпретировать как «командующий левого фланга».

Возвращаясь к Ода, он, конечно же, не погиб в Окэхадзаме. При жизни он успел провести множество военных и финансовых реформ и стремился объединить государство под своей властью. Девиз клана Ода — «Империей правит сила» — стал девизом его жизни, и жизнь его была наполнена борьбой за власть. Нобунага славился суровым и даже жестоким нравом. В рядах его армии царила железная дисциплина, так как Ода лично казнил провинившихся солдат. На родине, в Японии, к его личности относятся весьма противоречиво, хотя никто не сомневается в его исторической значимости.

Нобунага — частый гость в видеоиграх. Например, он один из героев серии  Samurai Warriors, его имя носят стратегии  Nobunaga’s Ambition, а из последних его появлений можно выделить  Assassin’s Creed: Shadows.

Через год после Окэхадзамы и гибели Нобунаги Саманоске получает письмо от принцессы Юки из клана Сайто. Подруга детства пишет самураю, что в замке Инабаяма происходит что-то странное и страшное — по ночам пропадают служанки, а народ шепчется о монстрах-людоедах. Испуганная принцесса умоляет Саманоске приехать в замок, ведь он — единственный, на кого она может положиться. Самурай тотчас мчится на помощь, однако не успевает предотвратить похищение принцессы.

Быстро нагнав и прогнав похитителей, которые оказались вовсе не людьми, Саманоске объединяется с принцессой. Однако трогательный момент прерывает новый враг — жирный демон Озрик. Попытки самурая защитить девушку оказываются тщетными, так как тварь просто отмахнулся от человека, как от мухи, и вновь пленил знатную особу.

В отключке к Саманоске приходит видение — призрачные фигуры, объятые фиолетовой дымкой. Духи называют напавших на замок демонов кланом Гéнма, а себя — кланом Óни. Они дают самураю оружие против Гéнма — перчатку Óни, способную поглощать души поверженных врагов. С этим мистическим даром Саманоске возвращается в реальность и, сжав рукоять меча, клянётся спасти принцессу Юки и уничтожить всех демонов.

Классическая «дама в беде»
Классическая «дама в беде»

Такова завязка сюжета Onimusha. Хоть она и недалеко ушла от стандартного тропа «дама в беде», в дальнейшем, с появлением новых персонажей, в сюжет начинают прокрадываться интересные мотивы, вроде противостояния идей личной свободы и рабства ради власти. В этой борьбе Саманоске несёт мысль, что мир слишком большой и прекрасный, чтобы проливать кровь в бесчисленных сражениях за клочки земли крохотного острова. Он ставит под сомнение саму идею служения кому-либо, особенно если это приносит несчастье другим людям. Хоть я и называл Саманоске самураем, его идеология и собственные слова: «Я никому не служу. Только я сам распоряжаюсь собственной жизнью», — больше подходят ронину — странствующему воину без господина. Тем не менее, своей самурайской чести Саманоске не растерял, поэтому он обучает других тому, как разбить сковывающие их метафорические оковы.

В противовес свободолюбивому самураю выступают Нобунага Ода и его слуга Токитиро Киносита (вошедший в историю под именем Хидэёси Тоётоми). Воскрешённый демонами Ода ради большей власти поклялся в верности Гéнма, став при этом их фактическим рабом. Его слуга Токитиро оправдывает жестокость «высшим порядком», считая мир, в котором крестьяне подчиняются самураям, а люди — демонам, единственно верным. Их слепой фанатизм подчёркивает конфликт свободы и рабства — Саманоске, как ронин, отвергает иерархию, а Нобунага, даже воскресший, остаётся рабом собственных амбиций.

Токитиро Киносита (он же Хидэёси Тоётоми)
Токитиро Киносита (он же Хидэёси Тоётоми)

Поднимаемые игрой темы — не единственное, что приковывает внимание к сюжету Onimusha. Неподдельный интерес вызывает сам сеттинг столкновения средневековой Японии с чем-то чуждым всему человеческому. Недаром демонический мир так сильно напоминает работы Ханса Гигера, без которого редко обходится, когда нужно показать жуткий, но пленяющий эстетикой инопланетный антураж.

Больше о Гéнма можно узнать из разбросанных по замку журналов монаха Саймё. Как Саманоске сейчас, когда-то давно буддистские монахи сражались с демонами. После того как учитель Саймё пожертвовал собой, чтобы запечатать тварей в пещере (именно его мумия находится в начале игры), монах в одиночку следил за жизнью Гéнма и фиксировал свои наблюдения. В своих записках он описывает ужасные обычаи демонов: пиршества с поеданием людей живьём и рождение малышей Гéнма из котла с человеческой кровью и эссенцией зла. Пережитые ужасы негативно сказались на рассудке Саймё. Блуждая по подземным пещерам, раненный и голодный монах чуть и сам не стал каннибалом, и умирает он, одержимый «ужасающей красотой» мира демонов. Последняя записка бедного Саймё висит на входе в закрытую часть дворца, где спрятан ключ к вратам мира Гéнма. Это предостережение о том, что, связавшись со сверхъестественными силами, человек теряет себя. Саманоске это тоже касается. Хоть и во благо, но он использует силу перчатки Óни, и, как мы видим в конце игры, она меняет его. Интересно, что после победы над королём Гéнма Фортинбрасом самурай не возвращается к друзьям, а уходит в изгнание. Его мотивы и дальнейшая судьба до поры до времени остаётся нам неизвестной.

О мире Гéнма можно узнать не только из дневников монаха Саймё. Свои журналы по игре раскидал ещё и безумный учёный-демон Гильденстерн. В своих записях любитель поковыряться в потрохах описывает иерархию Гéнма, детали плана захвата мира людей и тех, кто, как Нобунага, заключил с демонами кровавый контракт. Например, Александр Македонский и Чингисхан, чьи завоевания были лишь прикрытием для массовых жертвоприношений. Ещё одна зацепка в сторону того, что Ода — всего лишь пешка, которая мнит себя королём в большой игре Гéнма.

Кстати, вы наверняка обратили внимание на отнюдь не японские имена демонов. Имена Гильденстерн, Фортинбрас, Озрик, Марцеллус (Марцелл), Гекуба и Рейнальдо позаимствованы из «Гамлета» Шекспира. Почему выбор пал именно на «Гамлета», Capcom и Инафунэ никогда не уточняли. Возможно, дело в инородном звучании западных имён для японского уха, а может, это аллюзия на негативное влияние западного мира на закрытое японское общество? Верный ответ мы, скорее всего, никогда уже не узнаем.

Геймплей: К познанию нет короткой дороги

Проходя Onimusha в первый, второй и даже в пятый раз, тонкие сюжетные мотивы могут легко ускользнуть от глаз игрока. А всё потому, что геймплей перетягивает на себя главное внимание.

На первый взгляд кажется, что Onimusha полностью опирается на базу, заложенную в Resident Evil. Наследие «Обители зла» тут прослеживается в пререндеренных задниках, танковом управлении и автоматическом нацеливании на врага. Но стоит взять геймпад в руки, так сразу же понимаешь существенную разницу между двумя играми. В отличие от героев «Резидента», самурай в бою невероятно подвижен. Вокруг врагов можно ловко кружить, заходить им за спины, увеличивать или сокращать дистанцию, комбинируя манёвры с ударами меча. Тип атаки при этом также зависит от направления движения. После смерти демоны оставляют сгустки душ, которые нужно успеть собрать, зажав кнопку на геймпаде. В этот момент стоит внимательнее наблюдать за врагами, чтобы, находясь в уязвимом положении, не получить лишний урон.

Без «всасывания» на обойтись
Без «всасывания» на обойтись

Интересный факт. Во время тестирования боевой системы в игре был забавный баг — от ударов враги подлетали в воздух. Этот баг случайно увидел Хидеки Камия, который нашёл удачное время для визита. Подлетающие в воздух демоны настолько впечатлили Камия, что он тут же решил сделать жонглирование врагами одной из фишек Devil May Cry.

Мимокрокодил — Хидэки Камия
Мимокрокодил — Хидэки Камия
«Я изобразил спокойствие, сказал „Хммм…“ и вышел. Затем я побежал к себе на этаж и сказал Кадзунори Иноэ (программист): „Хочу, чтобы ты бил врага, и он подлетал в воздух!“»,

— твитнул Камия на 20-летие Devil May Cry.

«Самурай без меча — всё равно что самурай с мечом, только без меча», — гласит древняя японская мудрость, а у Саманоске мечей аж три штуки, если не считать стартовую катану и скрытый меч Бишамон (самый мощный в игре). Базовые мечи самурай получает в ходе сюжета, и у каждого оружия различается скорость, урон и стихийная магия.

  • Райзан — катана с мощной электрической атакой, универсальное оружие, которым удобно пользоваться всю игру.
  • Энрю — тяжёлый меч со стихией огня. У него медленные, но мощные атаки, а магия бьёт исключительно по прямой.
  • Шиппу — быстрая нагината с двумя лезвиями. Её атаки пригождаются против толпы, а вихревая магия бьёт сразу всех демонов вокруг.
Храбрый, видать вояка. Три меча навесил
Храбрый, видать вояка. Три меча навесил

Мечи и магия прокачиваются за счёт поглощённых душ, на которые также улучшаются расходные предметы. Дальнобойное оружие представлено луком и мушкетом, стрельба из которых напоминает Resident Evil — прицелившись, нельзя ходить или блокировать. В Onimusha не так много летающих или дальнобойных врагов, поэтому эти «пушки» пригождаются довольно редко. Против обычных демонов куда быстрее и эффективнее использовать, наверное, самую популярную механику последних лет — парирование.

В Onimusha парирование называется Issen, и о нём не расскажет ни обучение, ни буклет, приложенный к диску. Некоторые игроки могут пройти Onimusha и даже не узнать об этой механике. Я и сам нашёл её совершенно случайно, после чего долго осваивал.

Устроен Issen очень просто — попав контратакой или блоком в очень узкий тайминг перед ударом врага, Саманоске моментально убивает любого рядового демона и со 100% вероятностью получает сферу лечения. Issen становится незаменимым помощником в экономии знакомых по Resident Evil лечебных трав (которые в Onimusha не делятся по цветам), которые могут пригодиться в прохождении наиболее сложных мест, таких как «Тёмное измерение».

«Тёмное измерение» — 20-этажный «Кровавый дворец», в котором этаж за этажом предстоит уничтожать всё усложняющиеся волны демонов. Прохождение «Тёмного измерения» — необязательное и крайне суровое испытание, однако оно того стоит, чтобы пофармить души, потренировать Issen, а также получить Бишамон-окарину, которая и является ключом к ультимативному мечу. Правда, этот меч открывается аккурат перед финальным боссом, который и без него проходится довольно просто, а с мечом Бишамон он и вовсе становится грушей для битья.

Без владения Issen в Тёмном измерении ждёт только боль и страдания
Без владения Issen в Тёмном измерении ждёт только боль и страдания

В нескольких эпизодах в руки игрока попадает напарница Саманоске — куноичи (женщина-ниндзя) Каэдэ. Её предысторию можно узнать из того же буклета: Каэдэ приказали убить красного самурая, но вместо выполнения своего ассасинского задания шиноби прониклась симпатией к Саманоске и стала его верной боевой подругой. Увы, но это вся важная информация о Каэдэ, и её характер в игре никак не развивается. Большую часть времени девушка бродит где-то за кадром, изредка пересекается с Саманоске и так же быстро убегает по своим делам.

У куноичи собственный набор приёмов, демонстрирующий её ловкость и скорость. В бою она использует кинжал танто и метает кунаи, однако поглощать души демонов она не может, а значит, и опыт не получает. Из-за этого убийство Гéнма теряет всякий смысл (если, конечно, они не перекрывают своей тушкой проход). Проще обойти и убежать, иначе есть шанс потерять часть здоровья и, как следствие, драгоценную аптечку.

Влияние Каэдэ на историю минимально, и кроме как разбавить процесс слегка изменёнными механиками она не в состоянии. Очень жаль, что разработчики не сделали для куноичи отдельную кампанию или, покрайней мере, не сделали её присутствие в сюжете более осмысленным.

Куноичи Каэдэ
Куноичи Каэдэ

В общем, геймплей Onimusha отошёл от шаблона Resident Evil не настолько сильно, как, скажем, Devil May Cry, но это уже не чистокровный сурвайвал-хоррор. Акцент игры сильно сместился в сторону активной боёвой системы. Количество загадок, бэктрекинг и поиск разноцветных ключей сократили до минимума. Многие двери заперты демоническими сгустками, отпирание которых завязано на прокачке магических сфер, что также побуждает активнее уничтожать нечисть. Это, вкупе с небольшой продолжительностью, превращает игру из напряжённого триллера, какими были старые «Резиденты», в под завязку набитый экшеном боевик. Если проявить усердие и освоить её глубинные механики, на экране будет происходить настоящая красота. В самых зрелищных сценах и в моменты использования Issen рождается то самое ощущение нарастающего напряжения и быстрой развязки, как в тех самурайских лентах, которыми вдохновлялись авторы Onimusha.

Версии: Без предмета и тени нет

Во время работы над Onimusha основным желанием Кейдзи Инафунэ было сделать максимально кинематографичную игру. Чтобы сократить разрыв между кино и видеоиграми, на главную роль пригласили тайваньско-японского актёра Такеши Канеширо (Takeshi Kaneshiro). К 1997 году он отметился в около двух десятках фильмов, из которых особо можно выделить драмы «Чунгкингский экспресс» (1994 г.) и «Падшие ангелы» (1995 г.), а также гонконгские боевики «Городские торпеды» (1997 г.) и «Герой» (1997 г.).

Приглашённая звезда — Такеши Канеширо
Приглашённая звезда — Такеши Канеширо

Как зачастую бывает, актёры, участвующие в видеоигровых проектах, редко сами оказываются заядлыми игроками, но Канеширо любил игры и отнёсся к предложению Capcom со всей серьёзностью. Он подарил Саманоске свою внешность, голос и движения и даже придумал несколько сцен для игры. Так, например, дуэль самурая со своим двойником была идеей Канеширо — от постановки камеры и вплоть до приёмов, которыми пользуется теневой клон. Идея связывать игры серии с кинематографом путём приглашения актёров прижилась и в итоге стала отличительной фишкой и беспроигрышным маркетинговым ходом.

 

В западных версиях послушать оригинальный голос Такеши Канеширо, увы, могли далеко не все. В Америке в настройках ещё можно было включить японскую озвучку, но в Европе её заменили на другие региональные языки. Уже зная сюжет, перепройти игру ещё раз на японском языке может быть познавательно. Удивить тут может куда более спокойный Саманоске, более серьёзный Гильденстерн и не отвратительно озвученная принцесса Юки.

Когда Onimusha попала на полки магазинов в Японии, за несколько недель Capcom реализовала 900 тыс. дисков. По меркам 2001 года невероятный успех, а выход на западе только его укрепил. Onimusha стала первой игрой на PlayStation 2, продавшейся более чем миллионом копий, а затем и преодолела 2 миллиона. И, кажется, в успехе игры Capcom была уверена заранее, потому что, пройдя Onimusha: Warlords в первый раз, в главном меню игроков ожидал тизер продолжения с новым главным героем, в котором знакомые с историей Японии игроки легко могли узнать одноглазого самурая Дзюбэя Ягю. Этот легендарный воин действительно возглавит будущую Onimusha 2, но, пожалуй, это история на следующий раз.

Через год, в январе 2002, Capcom портировала Onimusha на консоль от Microsoft — Xbox Original, как её принято называть сегодня, — и этот порт оказался, прямо скажем, особенным. Первые отличия от версии для PlayStation 2 начинаются уже с обложки. Игра для Xbox получила название  Genma Onimusha, а фон обложки окрасился в черный. В Genma разработчики из Capcom значительно переработали размещение врагов, поставив более опасных демонов намного раньше привычного. Ключевые предметы спрятали в других местах, из-за чего во многих локациях игрок побывает раньше. Примечательно, что некоторые зоны, куда раньше могла попасть только Каэдэ, теперь открыты для Саманоске, а и без того непродолжительные эпизоды за куноичи в Genma Onimusha стали ещё короче.

Игру встречают по обложке
Игру встречают по обложке

Не обошлось и без совершенно новых локаций. По мелочи, это небольшая круглая локация с деревом перед водопадом, а крупной добавке подверглось «Тёмное измерение» — на Xbox их стало аж три. Вход в стандартное подземелье на 20 этажей остался только в колодце, а в подсобке ожидает уменьшенное 10-этажное испытание, наградой за которое служит ключ к главной новинке Genma Onimusha — Башне огров.

Башня огров (или Башня Óни) — это ещё одно «Тёмное измерение». Оно делится на пять секторов по шесть этажей, открывать которые предстоит накопленными душами, а в промежутках между заходами можно сбегать и сохранить прогресс. В башне встречаются новые противники и новый босс — ожившие доспехи, которые и становятся наградой за победу в битве с ними. Кстати, в Genma гардероб дополнительных одёжек для самурая и куноичи полностью обновился. За счёт того, что проходить все 30 этажей Башни огров можно не за один присест, а также с учётом всего накопленного опыта предыдущих прохождений, ощущается она уже не таким сложным испытанием, каким было оригинальное «Тёмное измерение».

Особо среди новых противников Genma Onimusha выделяется проклятая кукла, которая в стиле Немезиса из  Resident Evil 3 преследует игрока. Она будет поджидать в самых неожиданных местах и нагонять жути, лишь показавшись в ракурсе фиксированной камеры. Её невозможно убить, можно только попытаться сбежать из комнаты, однако нет гарантии, что кукла не последует за вами. И если зазеваться, она легко зажмёт в тесном углу, и выбраться оттуда будет крайне затруднительно. С появлением куклы уже приевшееся исследование замка приобретает те потерянные нотки хоррора, когда тебе по-настоящему страшно заглянуть за очередной угол.

Но вернёмся к изменениям в механиках Genma Onimusha. Переработке подверглась и боевая система. Теперь при зажатой кнопке удара Саманоске может зарядить свой меч для мощной атаки, благодаря чему огненный Энрю стал более полезным и с его помощью расправляться с некоторыми врагами стало несколько проще. Сложнее стало пользоваться магией. В Genma её тоже нужно заряжать, оставаясь открытым для врагов и рискуя затратить намного больше маны, чем требуется на удар. Прокачку мечей и магических сфер объединили в единую полоску на каждое оружие, поэтому на улучшение одного уровня придётся копить больше душ. Кроме красных, жёлтых и синих душ, появились новые — зелёные. Накопив пять зелёных сфер, можно ненадолго войти в режим неуязвимости и восстановить немного здоровья. Неплохая механика, чтобы переломить ход боя. Однако стоит учитывать, что собранные сферы можно потерять, а демоны тем временем не упустят возможности перехватить зелёную душу и усилиться. Чтобы избежать лишних проблем с усиленными врагами, придётся немного поиграть с ними в «перетягивание каната», быстро «тапая» кнопку на контроллере. Это особенно критично при прохождении «Тёмных измерений», где невовремя усилившийся демон способен сильно испортить игроку жизнь.

В целом, Genma Onimusha для Xbox — это очень редкий случай, когда порт настолько бы сильно отличался от оригинала. Genma Onimusha сложнее, запутаннее и длиннее игры с PlayStation 2. Её сложно рекомендовать новичку, и она больше подойдёт тем, кто уже вдоль и поперёк изучил оригинал и ищет новых впечатлений. Поэтому мне совершенно непонятно, каким образом Capcom собиралась продавать её на Xbox? Мне сложно поверить, что владельцы сверхпопулярной консоли от Sony кинулись бы покупать американский «коробокс» ради усложнённой версии игры, которую они уже прошли год назад. Особенно в Японии, куда Microsoft безрезультатно пытается проникнуть до сих пор, и где игра стала «лаунч-тайтлом» консоли. В итоге, по миру разошлось всего 240 тыс. копий Genma Onimusha (по данным сайта VGChartz) — десятая часть от продаж версии для PlayStation 2.

Персональный порт достался и игрокам на компьютерах. Забавно, что ПК-версия вышла только в Китае и странах СНГ и не знакома ни японским, ни американским геймерам. В нашей стране Onimusha: Путь самурая издавала компания «Акелла» в двух вариантах — на четырёх CD или одном DVD-диске. Особенностью этой версии можно выделить управление на клавиатуре, которое, если привыкнуть, вполне себе удобное, и озвучка на русском языке, где роль самурая исполнил Пётр Гланц. По контенту и геймплею ПК-версия не отличается от версии для PlayStation 2, и фишки из Genma в неё не вошли.

Из-за печально известной системы защиты StarForce поиграть в Onimusha: Путь самурая на современных системах затруднительно. И даже если вам удастся её запустить, игра попросту будет работать слишком быстро. Да, нынешние компьютеры оказываются чересчур мощными для старенькой игры, поэтому я пересел на такой же старенький ноутбук на Windows XP. И хотя, казалось бы, характеристик машины было с избытком, игра безбожно тормозила каждый раз, когда на экране появлялись разноцветные демонические души. Ещё было неприятно от пропадающих текстур и моделей. По какому принципу персонажи теряли части тела, я так до конца и не понял. Пропадали также картинки в меню, а также каждый раз при использовании предмета игра вставала на паузу, и приходилось ждать, пока она сама решит продолжиться. Причём упоминание подобных проблем можно было встретить в печатной прессе тех лет.

В начале 2000-х поиграть и получить удовольствие от «акелловской» Onimusha: Путь самурая ещё можно было, но сегодня эту конкретную версию можно с лёгкостью пропускать. Разве что вы, как и я, захотите изучить её с исторической точки зрения. А для рядового прохождения на современных платформах есть намного более простой и удобный вариант.

В конце 2018 в Японии и начале 2019 года в остальном мире свет увидело переиздание Onimusha: Warlords для всех актуальных на тот момент платформ. Событие весьма неожиданное, так как в широком инфополе о серии не было слышно уже 12 лет. Ремастер привнёс вполне ожидаемые улучшения: разрешение подтянули до Full HD, задники подретушировали, а соотношение сторон привели к 16:9, подрезав картинку по верхней и нижней грани. Управление также привели к современному стандарту. Добавили быструю смену оружия, что особо удобно при открытии дверей, а Саманоске научили двигаться с помощью аналогового стика. Перемещаться по коридорам замка стало в разы удобнее, и в целом новая конфигурация вышла весьма добротной. Правда, без проблем не обошлось. Например, при переходе между экранами самурай сохраняет направление движения, независимо на положение стика, из-за чего часто путаешься и невольно дёргаешься в неправильную сторону. Кроме того, в бою управление стиком зависит от перспективы камеры, а не от персонажа, отчего каждый раз на каждом экране управление может меняться. Благо, у крестовины остался её классический «танк», и без каких-либо манипуляций в меню ты просто переставляешь палец и — вуаля! — знакомое и удобное управление.

В «портативе» на NIntendo Switch играется прекрасно
В «портативе» на NIntendo Switch играется прекрасно

Однако самое значительное изменение коснулось музыки. Для ремастера записали совершенно новый саундтрек за авторством Рея Кондо (Rei Kondoh), и история его создания заслуживает отдельного внимания. Музыку для оригинальной Onimusha: Warlords написал знаменитый в Японии композитор Мамору Самураготи (Mamoru Samuragochi). Знаменит он был в первую очередь как «японский Бетховен», потому что к 35 годам почти полностью оглох, но не прекращал писать музыку. Самое известное его произведение «Симфония № 1 „Хиросима“» обрело глубокое признание ценителей классической музыки, но нас больше интересует его работа над видеоиграми, не так ли? Один раз Capcom уже имела честь сотрудничать с композитором в переиздании Resident Evil: Director’s Cut для первой PlayStation. Для этой «режиссёрской версии» Мамору Самураготи обновил саундтрек, изюминкой которого стала навеки запечатлённая в мемах музыкальная тема подвала особняка Спенсера.

Раз услышав, ты уже не сможешь это забыть
Раз услышав, ты уже не сможешь это забыть
 

Музыка в Onimusha: Warlords оказалась на порядок качественнее «резидентовской». Традиционные инструменты погружали в атмосферу Древней Японии, а в определённые моменты саундтрек мог и нагнать жути, и создать напряжение предстоящей дуэли, и настроить на эпичную битву. Музыка Мамору Самураготи прекрасно дополняла приключение в осаждённом демонами замке, и имя композитора гордо возглавляло титры игры.

Но в 2014 году отношение мира к Мамору Самураготи и его музыкальному гению в мгновение изменилось, когда в СМИ выступил преподаватель музыки Такаси Ниигаки (Takashi Niigaki). Он раскрыл, что на протяжении восемнадцати лет выступал гострайтером для Самураготи. «Бетховен цифрового века» оказался простым мошенником, а его произведения, включая «Хиросиму» и саундтрек Resident Evil и Onimusha, были заслугой Ниигаки. Также выяснилось, что Самураготи симулировал не только свой «талант», но и глухоту. Этот скандальный инцидент прокатился по Японии — концерты сочинений Самураготи были отменены, а многие ТВ-каналы извинились перед зрителями за их показ. Мамору Самураготи признал свою вину. Все полученные им награды были аннулированы, и с него даже сняли инвалидность. А Такаси Ниигаки напротив, получил заслуженное признание авторства всех его сочинений. Именно из-за последствий этого скандала Capcom заменила музыку в ремастере Onimusha: Warlords. Новый OST вышел не хуже оригинального, и местами даже поднял планку зрелищности.

В ремастере опция с японской озвучкой доступна во всех версиях, причём с её включением обрезанная сцена трансформации демонессы Гекубы принимает свой изначальный вид. Обновлённая Onimusha: Warlords ни в каком виде не вернула контент из Genma Onimusha, оставив версию для Xbox поистине потерянным звеном в истории серии. Тизер Onimusha 2 вырезали за ненадобностью, хотя, справедливости ради, он устарел и отвалился уже во времена Genma. Из версии с PlayStation 2 сохранилась мини-игра Oni Spirits, которая, благодаря не танковому управлению, стала проще в прохождении. В ней нужно на время разбивать кувшины и не давать это делать демонам. В награду за прохождение Oni Spirits игрок получал «Ультимативный» режим, в котором с самого старта доступен меч Бишамон и бесконечное количество ресурсов.

После прохождения найдётся чем ещё себя занять
После прохождения найдётся чем ещё себя занять

В 2025 году, аккурат перед выходом обновлённой версии Onimusha 2, Onimusha: Warlords Remastered получила неожиданный патч с новым «адским» режимом. В нём, как нетрудно догадаться, игрок гибнет всего лишь с одного удара, подобно режиму Hell And Hell из Devil May Cry. Уверен, для тех игроков, кто действительно ценит такие испытания, Hell Mode может стать отличным поводом вернуться в Onimusha: Warlords. К тому же, с этим патчем ремастер получил официальный перевод на русский язык. Хоть перевод доступен только в виде субтитров, этот ход со стороны Capcom объективно заслуживает похвалы.

Итоги: Карп, плывущий против течения, может стать драконом

Так чем же ценна Onimusha: Warlords для истории видеоигр? В общем и целом, она — прекрасный образец креативного подхода Capcom, которому компания не изменяет до сих пор. Нас всё ещё удивляет, как меняется и эволюционирует серия Resident Evil внутри самой себя, а такие кардинальные эксперименты, подобные появлению Onimusha, сейчас стали чрезвычайно редким явлением. В давно ушедшем прошлом технические новшества действительно ощущались революцией и подталкивали креативные умы брать новые высоты постановки, глубины геймплея и истории, а издатель не диктовал только лишь «эффективные» решения и позволял разработчикам творить что и сколько им угодно. Может это не столь очевидно, но Onimusha оставила свой след в жанре приключенческих боевиков, вдохновляя своим примером других разработчиков. Помимо Хидэки Камия, свою благодарность игре выражал создатель  God of War Дэвид Яффе, а Ёсики Окамото под покровительством Sony смог реализовать собственное видение «исторически достоверного» самурайского приключения в  Genji: Dawn of the Samurai.

Любимые дети Resident Evil
Любимые дети Resident Evil

В успехе таких отпрысков Resident Evil, как Devil May Cry и Onimusha, Capcom увидела спрос на геймплейные и визуально-эстетические эксперименты и намерилась и дальше удивлять игроков новым опытом как в проверенных временем, так и только делающих первые шаги франшизах. А Кейдзи Инафунэ, взяв новую высоту в своей карьере и приняв на вооружение все удачные и не очень идеи Onimusha, уже прикидывал, чем будет удивлять его следующая игра.

На очереди Onimusha 2: Samurai's Destiny
На очереди Onimusha 2: Samurai's Destiny

Продолжение следует…

Оригинал


364
4.0
149 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Читай также