Мой персонаж трагично умирает в финале — это весело!MikeziXD собственной персоной!
Предисловие
Так. Вы играете в игры, чтобы повеселиться? Убежать из реальности и получить свою заслуженную дозу эскапизма, правильно? Ну возможно не все, но большинство.
Но что, если я вам сейчас скажу о том, что игры давненько перестали быть «весёлыми», но не в этом смысле, про который вы подумали, не в плане стало хуже и неинтересно, скорее стало глубже и тоньше, чем было раньше.
Думая, чего бы такого интересного про игры написать, я поймал себя на мысли, что в настоящее время игровые бриллианты среди нового мира переполнены эмоциями и переживаниями, красотой и трагедией, проще говоря, игры стали гораздо глубже, чем когда-либо были, и сегодня я буду пытаться для себя понять, почему так и как так?
А вы заодно прочтёте мои размышления об этом и сами для себя решите, действительно в этом что-то есть или автор сошёл с ума.
Что есть веселье в играх?
Перед тем как выяснить сегодняшнюю тему нашего блога, давайте разберёмся, что вообще такое игра с базового понятия, условно говоря, посмотрим на Википедию.

Из этого спектра разности понятий я, наверное, возьму философию, так как чувства, понятия и внутренние процессы в душе игрока — это всё, что нам сегодня понадобится в разборе темы, как игры перестали быть весёлыми в общем смысле этого слова.
Разберём основу для понимания контекста и для того чтобы блог выглядел более интересным
- Игра может трактоваться как феномен культуры (Й. Хейзинга), способ коммуникации (Э. Берн) или способ эстетизации (Ф. Шеллинг).
- Некоторые особенности игры в философии:
- Особая психическая установка играющего, который одновременно и верит, и не верит в реальность разыгрываемой ситуации.
- Обязательный компонент — воображение, выход сознания за пределы очевидной жизненной реальности.
Вот из этих вариантов нам интересен способ эстетизации по методу Ф. Шеллинга. Он рассматривал игру как способ эстетизации и «очеловечивания» человека.
Мыслитель считал, что мир строится в форме искусства, то есть происходит двойная искусственность: искусство — это искусственная реальность, и мир построен по его законам.
Шеллинг связывал игру с рождением прекрасного, в том числе искусства. Он писал: «Мы называем прекрасным такой облик, при создании которого природа как бы играла с величайшей свободой и самой возвышенной обдуманностью, при этом не выходя из форм и границ, строжайшей необходимости и закономерности». Таким образом, по Шеллингу, игра проявляется на космическом уровне: с её помощью можно познать творчество и искусство.

Вы ещё со мной? Надеюсь, научно-философская сводка вас не задушила в самом начале, но мне кажется, это прекрасный пример познания игр такими, какие они есть сейчас, по крайней мере с моей точки зрения.
Как это выглядело раньше: простая концепция, на уровне спортивной игры, условно говоря, бесконечный игровой процесс с получением дофамина и радости соревнования и победы, или же разочарования в процессе, когда вы проигрывали раунд.

Но буквально за считанные годы, сколько… 10-20 лет, у нас уже присутствует не просто спортивное развлечение, у нас тонкое и разнообразное искусство игрового процесса через геймплей, так и через повествование.
По принципу способа эстетизации мы стали чувствовать игры глубже, чем они когда-либо были, это стало не просто способом развлекаться в свободное время, это переросло в сопереживание, в трагедию и эмоциональные качели.
Условно говоря, от простоты концепции тетриса мы пришли к кинематографичности, актёрской работе, театру и настоящей эпопеи тоже «Ведьмак» 3 или RDR2.
Эра простого цифрового развлечения сменилась на эстетичное переживание и желание испытать грусть и печаль
Тут всё прослеживается на глазах, начиная с эпохи 8-bit, от первой PS до последней, простая, но гениальная радость от победы в каком-нибудь Марио или Пакмэне сменились на драму, прибавляя к этому катарсис от всего игрового процесса, заканчивая своеобразным новым удовольствием от сопереживания.
Игра перестала быть весёлой в этом плане, она стала грустной, трагичной, вы заканчиваете её с чувством опустошения и горечью, не потому что проиграли, а потому что сюжет и персонажи были настолько живыми, настолько яркими, что это не могло остановить вас без какого-либо эмоционального отклика, вам плохо, но вам хорошо…
Как писал Василий Сухомлинский, игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Субъективно говоря, это высшая форма катарсиса, где современные игры превращают эмоциональную боль в новый вид гедонизма.
Любая Call Of Duty показывает вам, как простые люди воюют ради спасения мира, вы видите смерти как со стороны, так и от первого лица, стоит ли мне упоминать одну из самых драматичных сцен, где Шепард оказался предателем? Вас убивают, вы ничего не можете с этим сделать, только наблюдаете за этим…
И так практически в каждом сюжете Call of Duty, в разных ракурсах, при разном контексте вы видите ужасы войны, и вам не весело, но вы получаете тот нужный эмоциональный катарсис, это уже не просто весёлый шутер с крутыми миссиями, это антивоенные высказывания, которые показывают весь спектр войны такой, какая она есть. Главный герой не бессмертный супер солдат, он человек с тяжёлой судьбой.
Нормальный человек не просыпается с мыслью о том, что сегодня последний день в его жизниКапитан Прайс, Call of Duty: Modern Warfare 2
Но если говорить откровенно, то в мире искусства и культуры война — это слишком очевидно. Всё сводится к серой морали, тяжёлым сюжетам про военных людей. Однако я хочу выразить свой посыл, без негативных эмоций. Подобные игры на это и рассчитаны, и они прекрасно с этим справляются. Однако можно найти что-то более тонкое. А что может быть тоньше, чем война внутри одного человека?
Конфликты и разногласия в одной несчастной душе, пропитанной алкоголем и лекарствами, да… Это Disco Elysium. Я знаю, знаю, все, наверное, уже достали вставлять этот пример, но я ничего не могу поделать, он ведь настолько прекрасен и так хорошо подходит нашей сегодняшней теме!
У нас здесь не просто эмоциональная буря, а настоящий драматический шедевр, в котором смешались чёрная комедия, политика, любовь, ревность, ностальгия и боль… Всё это переплетено в одновременно тяжёлое и тонкое блюдо, которое становится с возрастом только вкуснее.
Самый примечательный для меня момент из игры — это когда город начинает разговаривать с Гарри, этот голос… Такой нежный, сочувствующий, усталый, но при этом такой магический, он разговаривает с главным героем, утешает его, в моменте усталости главного героя, когда камера отдаляется, и начинается этот эмоциональный процесс, потому что мы, как игроки, целенаправленно пришли к этому, так как прокачивали внутренний мир и ощущение дрожи.
Это нельзя описать, это надо прожить, лучше этой сцены только обертка жвачки, которая была найдена в мусорке, и не дай бог вы слишком сильно на этой обёртке сосредоточены. Эмоциональный урон вам обеспечен во всех смыслах, надеюсь, вы, если решите поиграть в Disco Elysium, то у нас не было тяжёлого разрыва в отношениях
Эмоции — главное здоровье нашего несчастного детектива, помимо физического насилия мы также можем убить себя через стресс, прямо как в жизни. (Или это была мораль, не помню, но суть одна.)
Мир не совершенен, но другого у нас нет.Ким Кицураги Disco Elysium
Человек любит страдать, но игрок смакует страдания
Я не так просто решил поднять эту тему, касательно того, что игры перестали быть просто весёлыми, а более драматичнее и душевнее, взять любой практически релиз на PlayStation, вспомните первый The Last of Us или один из моих любимых игровых фильмов Beyond: Two Souls, с каждым годом, с каждым релизом игры перестают быть весёлыми, детским развлечением, это всё больше и больше превращается в музей искусства, где каждая картина драматичней и глубже.
Конечно, я не утверждаю, что ВЕСЕЛЫЕ ИГРЫ — ВСЁ, больше никакого глупого веселья без какого-либо смысла! Это всё ещё остаётся, но даже эти с виду безобидные игры хранят в себе кусочки чего-то большего, хотя это другая тема, которая не совсем подходит под нашу тему.
Игроки, геймеры по своей сути — искушённые критики, которые с малого возраста вкушали игровое пространство, от игр на улице, соревнования в школе, первые шаги в первых играх, ещё будучи маленькими детьми, они изучали, они проходили, они смотрели…
И как это бывает с возрастом, вкусы меняются и становятся глубже, вас теперь не удивить простыми играми, где преимущественно важна победа, нет-нет-нет, вы прожили уже достаточно, чтобы понять, как мир несправедлив, почему происходит это и почему происходит то, и игры ваше подсознательное хочет глубже и серьёзнее, не только в плане геймплея, но и глубины мира, интересных живых персонажей, сюжет и развитие.
Всё это в разной мере вы получаете, где-то минималистично, а где-то громко и с эпичным саундтреком. Где настоящие актёры играют не просто NPC, а живых, глубоких персонажей, которым хочется сопереживать, они смеются как мы, плачут как мы и злятся как мы.
Эти игровые истории повествуют о семейных отношениях, о возмездии, о военных конфликтах, о сложностях в общении между подростками, о любви и о том, как люди могут причинять вред самим себе.
Горькие, нежные, злые — всё это про нас, про игры, в которые мы играем, потому что мы хотим играть и делаем это с удовольствием. Не важно, что за жанр, новелла про пионерский лагерь или большое ролевое приключение в мире фентези, а может быть, это протест против корпорации? А может, это чья-то личная история, полная обид, взлетов и падений?
С новыми технологиями, с желанием сделать не просто прикольную игру, но невероятное сложное приключение для эмоционального интеллекта, чтобы после прохождения вы сидели молча, смотря в экран, и выглядели как-нибудь вот так:
Послесловие
Это не мазохизм, джентельледи, это триумф искусства! Игры сделали боль осязаемой через визуальный ряд, через музыку, которую потом будут играть на оркестре, через выбор, который дают игрокам.
Эмоционально плохо в играх — это новое «весело». Такой вот парадокс, классическое игровое веселье сменилось тонким слоем различных факторов, которые через призму времени дали нам не весёлый экспириенс, а эмоциональный катарсис, что даже лучше, так как в очередной раз подтверждает, что игры не просто способ убить время, это не просто детская бездумная забава, это настоящий перфоманс и искусство в чистом виде, которое объединяет все другие виды искусства в одно целое произведение.
А какая у вас любимая эмоциональная игра, которая заставила вас плакать и морально страдать? (Не считая игры жанра соулс лайк)
До следующего блога на StopGame.Ru XD
И помните, плакать — это нормально…
Лучшие комментарии
Не сказать, что я страдал, но меня пробил на грусть конец первого сезона Ходячих мертвецов от Telltale. Из относительно недавнего Театер плохих концовок смог все же пробить меня немножко
Легендарный момент, культовый финал
К ознаКомлению, товарищи игроки и любители пострадать пятничным вечером