Предисловие
Заканчивать весь цикл блогов, который в той или иной степени посвящён деконструкции, постскриптумом — было бы слишком логично. Поэтому закончу мета-постскриптумом. Если кто не понял, то это финальное троеточие цикла блогов про Assassin’s Creed как деконструкцию истории.
Я долго думал, как лучше закончить всё это творческое путешествие. Мне очень хотелось сделать это громогласно. Возможно — с обилием язвительной сатиры и постиронии. Пройтись по культуре обиженных отменяторов и лайкоманов. С разоблачением нигилизма и «постмодернистской трагедии» как защитной реакции от искренности метамодерна. Но затем я увидел свет в «Тенях», нырнул с Карлом Юнгом в бездонную тьму, помолчал с Жаком Деррида — и задался вопросом, а что во мне так сильно хочет кричать? И понял, что этого страстно желает моё Эго. Моё стремление всё рационализировать, объяснять и доказывать. Я часто даю ему волю, но в этот раз решил спросить совета у Тени. В ответ она просто молчала — и я решил послушать её. Так что это будут просто размышления, без картинок и прочего отвлекающего шума. Треклятые буквы, и тишина между строк.
Вступление
На этот раз речь пойдёт не столько про игры, сколько про взаимоотношения «творца» и «зрителя». В роли творца выступит Ubisoft — студия по разработке и издательству видеоигр. Зритель — это соответственно геймерское сообщество (особенно та его часть, которую громче всего слышно и лучше всего видно, и которая убеждена, что именно она и есть всё сообщество, его истинный голос и его абсолютное мнение). Если попытаться кратко описать характер взаимоотношений между ними, то они очень непростые и даже напряжённые. А в последнее время всё чаще доходят до состояния ненависти. Или, как нынче принято говорить — хейта.
Но насколько этот хейт оправдан? И в чём кроется его причина? Вот об этом мне и хочется поразмышлять.
Авторские размышления
Любые отношения не существуют в моменте. Это результат цепочки взаимных реакций с течением времени. И если проследить за тем, как изменялся характер взаимоотношений между Ubisoft и геймерским сообществом, то можно заметить классический паттерн «от любви до ненависти». Зачастую эта формулировка употребляется в контексте конкретной реакции, которая может в один момент всё разрушить, но в нашем случае — это естественный путь эволюции отношений от наивной влюблённости до обычной зрелости. Да, он не в каждом случае доходит до стадии «ненависти», но в любых отношениях всегда виноваты двое.
Как нынче в современном геймерском сообществе принято отзываться о Ubisoft? Жадная корпорация, которая клепает однотипные поделки. Конвейер пустых и бездушных открытых миров. Типичная Ubisoft-дрочильня — это сразу клеймо. Юбисофтовские вышки — это второе клеймо поверх первого. А руководство — это же совсем кошмар. Ив Гиймо — это старый сбрендивший дед, который ничего не понимает в бизнесе, губит компанию и душит креативное творчество. А вот раньше-то было — такие шедевры выпускали, аж сердце плачет. Всё это буквально набор шаблонных фраз из уже привычного лексикона многих игрожуров, блогеров или просто геймеров. Но насколько всё это соответствует действительности? Да, полностью соответствует той действительности, что существует вокруг соответствующих игрожуров, блогеров и геймеров. Они создали эту действительность и сделали её реальной. Для себя. Или другими словами — они живут в конструкции своего восприятия этой студии и всего, что с ней связано.
И я не хочу прямо оправдывать и обожествлять Ubisoft. У меня у самого к ним немало претензий. Техническое качество игр. Некоторые перегибы с монетизацией в отдельных проектах. Безуспешные попытки гнаться за трендами. Кривой лаунчер, отвратительная тех.поддержка и многое другое. Всё это есть. И многое из этого всегда было в том или ином виде. Просто сообщество этого не помнит, потому что оно было другим, оно было юным и романтичным. Оно смотрело на всё это влюблёнными глазами — и не видело изъянов. Многое из тех времён было первым опытом, который зачастую самый яркий и запоминающийся. Да и сами геймеры были моложе, бодрее и свежее. Это как ворчащие бабки, которые вспоминают, как здорово было когда-то. Не потому что реально было здорово, а потому что они тогда были молодыми и всё воспринимали иначе. Это ностальгия и синдром утёнка вместе взятые. А сейчас сообщество присытилось и разбаловалось, оно просто физически не может вернуть себе прежние эмоции. За очень редкими исключениями.
В то же время мы имеем студию разработчиков, которые, согласно существующему мифу, когда-то продвигали креативные идеи и занимались творчеством. А сейчас тупо включили конвейер и просто выдаивают из игроков деньги. Но так ли это на самом деле? Частично, и не в таких абсолютных категориях. Да, они пытаются создавать всякие бэттл-рояли, сессионки, игры-сервисы, продвигают своё непонятное NFT. Хотя последнее можно даже счесть за попытку в какую-то креативную инновацию, которая просто максимально в штыки воспринимается сообществом. В остальном же такого рода «попкорновые» продукты направлены на то, чтобы создать себе финансовую подушку для спокойного создания в том числе и креативных игр с душой. И самой души в их флагманских и не только играх меньше не стало. Более того — она местами даже стала глубже, чему и был посвящён мой цикл блогов про Assassin’s Creed как деконструкцию истории. И в этом отчасти заключается одна из главных её проблем.
Но прежде, чем её озвучить, постараюсь пояснить, что представляют из себя игры Assassin’s Creed, которые буквально стали именем нарицательным с довольно негативным ярлыком. Их называют олицетворением современной Ubisoft. Часть сообщества заочно их ненавидит, даже не играв. Им заранее желают финансового провала ещё до их выхода. А после релиза отдельные снобы, которые способны увидеть метафору только в аллегории, клеймят их «хрючевом», даже не осознавая, что тем самым оскорбляют не столько сами игры, сколько всё их фанатское сообщество. При том, что они не то что не поняли эти игры, но даже и не пытались понять ввиду ограниченности своего восприятия. Серия Assassin’s Creed действительно глубока в своей проработке, в своих деталях, в своих скрытых смыслах и высказываниях. Но люди упорно видят лишь обложку: красивый фасад и огромную карту с кучей «вопросиков». Они не понимают, что «карта с вопросиками» в этих играх — это не ошибка, а ритуал. Это не цель, а путь. Это медитативное паломничество, пространство для рефлексии и размышлений, где «вопросики» — это дзен-камни на дороге. Это тишина, в которой рождаются смыслы. Причём сами игры зачастую не принуждают зачищать всю карту. Это сугубо добровольное решение игрока. Он может просто пройти основной сюжет как камерную историю, а может отправиться в созерцательное путешествие по открытому миру и в процессе размышлений лучше понять саму историю, её философию и её смыслы.
А что касается собственно смыслов и их глубины — здесь вообще происходит одновременно и парадоксальная, и закономерная штука. Дело в том, что «Синдикат» стал своего рода прощанием с постмодерном. Оно было лёгким и полным самоиронии. С тем самым постмодерном, который громко и насмешливо хохотал в «Чёрном флаге» — именно о нём многие до сих пор с ностальгией грезят. Но уже начиная с «Истоков» игры Assassin’s Creed основательно переступили границу метамодерна, а «Тени» и вовсе стали одним из самых метамодерновых произведений, что вообще создавались в индустрии. Причём сделано это было совсем не так, как в тех же Death Stranding, Disco Elysium или Undertale, которые используют постмодерновую форму — привычно ироничную или даже эпатажную — чтобы подготовить игрока и через неё постепенно погрузить в искреннюю метамодерновую суть. Современные Assassin’s Creed делают иначе — они используют модерновую форму с вкраплениями постмодерна, чтобы смягчить погружение игрока в непривычную среду, полную искренности, а не высмеивания или саморазрушения. В этом они довольно близки к Red Dead Redemption 2, которая использует схожую формулу, но немного иначе. И которую тоже далеко не все поняли, но заочно окрестили шедевром, потому что это же Rockstar, отношения с которой похожи на яркий курортный роман, что приключается раз в 5 лет. А после снова приходится коротать будни с Ubisoft и её «повседневными» играми. Постмодернистское сообщество, привыкшее к иронии и разочарованию, не может или не хочет увидеть в них подлинность. Оно с подозрением ждёт подвоха, как в перезрелых отношениях, где искренность партнёра уже не вызывает доверия, а воспринимается как манипуляция — как будто за ней скрывается какая-то цена или корысть.
В итоге мы получаем эффект непонятого творца, умноженный на апелляцию к личности, когда отношение к произведению основано не на его качествах, а на отношении к его автору. И всё это сквозь призму созревания отношений. Современные игры студии не стали бездушными и лишёнными смыслов. Просто игроки разучились видеть их душу и смыслы. При том, что многие из этих игроков никогда их по-настоящему и не видели. Просто раньше они их чувствовали сквозь призму незрелой влюблённости, а сейчас их чувства притупились, что вызывает цинизм, разочарование и злость. И то, что раньше не замечалось или неосознанно прощалось, теперь может порождать негативную реакцию. Любая значительная или незначительная ошибка уже вызывает не сопереживание, а раздражение, мол, опять они что-то там накосячили или снова хотят мои деньги.
А с другой стороны есть творец, который всегда по умолчанию находится в уязвимом положении. Он не может угодить всем, но у него есть чёткий авторский замысел, которому он следует. Этот замысел может быть неидеальным, но в то же время неидеальность может быть частью замысла. И творец не может говорить об этом вслух. Он не может сказать, что мы выпустили две игры в один день (Unity и Rogue) не потому что жадные корпораты, а потому что это часть авторского замысла. Он не может сказать, что они сделали очень странную психоделическую версию Ezio’s Family для Shadows не потому что хотели позлить фанатов, а потому что это ключ к метафоре игры. Он даже под шквалом критики не может сказать, почему они создали Эйвор как мужчину и женщину одновременно, и почему это канон. Творец не может и не должен объяснять свой замысел, особенно если он основан на несовершенстве. Это будет выглядеть как оправдание. И кто ему вообще поверит? Лично я и ещё парочка человек с непритуплённым чувством эмпатии? И при этом тысячи не поверят, не поймут, высмеют и переврут. В итоге творец оказывается перед дилеммой. Он может попытаться всё объяснить — и тем самым разрушит магию своего творчества для тех, кто получает удовольствие от самого процесса познания его смыслов. И при этом, скорей всего, ничего не добьётся с другой стороны. Или он может молчать, следуя авторскому замыслу и оставаясь непонятым творцом.
И поэтому я скажу то, о чём они молчат. Вся серия Assassin’s Creed — это трибьют истории, философии, психологии и всего того, что отражает нас самих. Очень красивый, продуманный и изящий. Да ещё и реализованный в такой доступной форме, чтобы даже «подпивасные дегроды» могли прикоснуться к прекрасному, пусть и не осознавая этого и думая, что они просто весело топят корабли испанцев под «Drunken Sailor», устраивают гонки на каретах по улицам Лондона или пинают врагов ногой с криком «This is Sparta!!!». Возможно, и кого-то из них однажды таки посетит озарение. Миг, который они проживут, и который ничего не изменит, а лишь начнёт движение к новому мигу. Ради которого всё это и было. А значит — оно было не зря.
Заключение
В то время как сообщество блуждает где-то между циничным постмодерном и постироническим нигилизмом, игры Assassin’s Creed сделали шаг вперёд — в метамодерн. Их авторы создали многослойный саморефлексивный дизайн — бессчётное множество зеркал, в котором почти любой при желании может найти своё отражение. На уровне своей идеи эти игры переросли взгляды современного геймерского сообщества. Они перестали излишне критиковать, разоблачать и пародировать. Они стали более искренними. И многие этого не поняли, а кто-то и вовсе испугался столь неведомых ощущений. Но в конечном итоге всё равно никто не заставляет вас любить, ценить и превозносить Ubisoft и их игровые произведения. Игроки могут их осознанно ненавидеть. Они могут в них не играть. Они могут их не понимать, не принимать, критиковать и даже ругать. Но имеют ли они моральное право желать этим играм коммерческого провала, смерти отдельным франшизам и закрытия студии? Имеют ли они моральное право клеймить настоящих фанатов этих игр, которые их действительно понимают, любят и ценят? Просто задайтесь этими вопросами — и сами для себя найдите на них ответы. А я наконец замолкаю, потому что правда в тишине наших мыслей, а любые слова — это лишь новая версия лжи.
Ничто не истинно — и моя истина тоже не истинна…
Лучшие комментарии
Как мне кажется, всё предельно просто — либо тебе нравится игра и ты в неё погружаешься, либо не нравится и проходишь мимо. Но я, наверное, никогда не пойму, зачем люди, которым не нравится, вместо того чтобы проходить мимо будут ходить везде и изливать желчь, желать провала игр и закрытий студий. Лучше я буду геймером, который получает наслаждение от игр, чем геймером, у которого нет времени на игры по причине того, что он занят их хейтом в интернете.
Очень наглядно это, когда речь заходит про Юбисофт, и на мой взгляд в большинстве случаев хейт неоправданный. Да, у них случаются провалы, но до сих пор и хорошие проекты выходят, но на это закрывают глаза.
Когда в прошлый раз решил ознакомиться вплотную с блогом был приятно удивлён тем, насколько актуальными и близкими для меня тогда оказались вопросы, которыми задавался автор. И вот, решил испытать удачу ещё раз, и… не, сорри, молния всё же не бьёт в одно место дважды, просто нет.
Excuse moi, конечно, но писать, что адская репутация Ubisoft сложилась так, потому что геймеры постарели и стали ворчливыми бабками, по соседству с новостями о судах, в которых бывшие сотрудники дружно делятся рассказами о том, какие Голодные Игры им устраивало начальство, домогающиеся до коллег едва ли не с той же частотой, с которой делают вдох-выдох, это, конечно, надо иметь азарт. «Подумайте и решите для себя сами, имеете ли вы моральное право желать их играм финансового провала» my ass. Нет, я считаю, что мои причины относиться к верхушке Ubisoft, как к сборищу разлагающихся гулей, очень хорошие, меня они полностью устраивают.
«Безуспешные попытки гнаться за трендами», какое милое название для «в попытках угнаться за очевидно плохой идеей, мы наделаем г*вна и уволим сотни человек на мороз, когда окажется, что плохая идея не очень окупается, кто бы знал». «Некоторые перегибы с монетизацией», «Техническое качество игр» — можно и дальше пойти: «инфернальное техническое качество в играх с перегибами с монетизацией». Уже не так романтично звучит, да?
Нет, я не думаю, что люди не любят Ассассинов потому что им неприятен вкус метамодерна. Я думаю, это всё же может быть связано с тем, что ощущение игры в них сравнимо с введением игл под ногти, только каким-то образом он сделали из этого скучное однообразное занятие. Я думаю, это связано с тем, что буквально любой аналог на рынке сегодня лучше. В них есть аспект деконструкции и комменатрия на тему того времени, в котором разворачивается сеттинг — каким-то удивительным образом, они ещё не убили своих художников и дельных режиссёров. Но я ни за что не поверю, что на редкие успешные исполнения этих аспектов он не наталкиваются случайно. Я, наконец, оооочень сомневаюсь, что большинство наполнения этого цикла блогов — не проекция на игры автора, который открыл для себя новую интересную штуку и начал думать о вещах вокруг, в её контексте. Не в том пайплайне, в котором существуют и производятся эти игры, сильно ограничивающие творческие аспекты продакшена.
Сорри, но на этот раз для меня вообще вся статья мимо. Но за цикл всё равно спасибо, хотя бы на реакции смотреть было… увлекательно.
Ubisoft — с одной стороны обычный издатель, а с другой — дьявол.
В нулевые — смелый издатель, который бросил принца, чтобы переключиться на людей в капюшонах. А сейчас — доит свою серию как может.
Пока креативный директор и создатель серии — Патрис Дезиле делал Братство, Ubisoft же отдало на создание третьей части (AC III) другим людям, что Патрис решает уволится.
Раньше, Ubisoft не гонялись за трендами, а делали по предложению разработчиков (конечно, если оно будет хорошим. Так было с AC II, когда игру хотели делать про Японию, а остановились на Италии). Сейчас: делают опросы, статистики и по ответам: делают игры.
А про то, что творится в студиях Ubisoft — нельзя назвать «комфортной работой». Увольнение талантливых сотрудников, которые бы помогли своему издателю получить больше денег, домогательства и издевательства с сотрудниками. Вот недавно был суд над сотрудниками Ubisoft, а это был настоящий сюр.
И просто само желание: «хочу получить больше денег» абсолютно негативное во всех индустриях. Из-за такого желания: твои проекты выходят незаконченными с ужасным состоянием (баги, оптимизация, вырезанные контент).
А также: «пусть ассасин выходит каждый год» бредовое решение, что не даёт разработчикам сделать всё задуманное. Вы бы знали, сколько вырезали из Assassin's Creed Revelations в сюжете… Прочитав книгу «Откровения» — я заплакал дважды, ДВАЖДЫ, КАРЛ! Мне и сейчас неприятно это писать.
Вот другой издатель, который может потягатся по званию «худший издатель в видеоигровой индустрии»: так это Warner (без шуток, жалко Rockstedy).
И мне не хочется смотреть на все новые проекты этого издателя из-за его репутации. Все издевательства не только над игроками, но и над разработчиками: будут помнить абсолютно все.
Возможно, мне надо почитать материал автора, где он разложил на пальцам свой взгляд на Black Flag, но что там постмодернового?
Вот сама серия — это постмодерн, разоблачающий власть, прописные истины и всё, что в придуманной вселенной придумали плохие злюки, чтоб контролировать всех. «Чёрный флаг» — это абсолютно типичная история раскаяния плохого человека. Условный плохой может быть угрюмым или наоборот весёлым, своим в доску парнем с душою нараспашку, но… Он убивает, грабит, а, значит, должен раскаяться и показать пример возвращения, если не к законной жизни, то к совести и семейным ценностям.
Что и происходит. Причём, по абсолютно шаблонной логике. По факту Эдвард Кенуэй как вор, так и убийца. Но, если забыть про жертвы абордажа, ГГ можно принять, как вора, грабителя, который напоролся на убийц и понял, что это перебор и вообще захотел обычной жизни, а не вот это вот всё. И Эдвард ломал, крушил и рвал на части, грабил, убивал, разносил фрегаты в щепы, кромсал тела сталью и свинцом, но напоролся на тамплиеров и… И тут абсолютный модерн.
В этом и прощание с постмодерном? Ага, но потом был Unity, где как раз тютелька в тютелька сомнения во власти с тем самым манифестом Арно, где он проясняет суть почему ничто не истинно и в каком смысле всё позволено.
Попробую ответить.
Может быть. Нам бы, правда, разобраться с играми. На распознание дьявола претендовать сложно.
«Доит свою серию». А какую именно серию вы имеете в виду? Из последнего смотренного мной лично: прекраcный новый «Принц Персии», Watch Dogs: Legion, Far Cry 6, Breakpoint, с Ассассинами порядок (самого нового Шадовса не видел, остальное устраивает более чем).
Из того, что не серия, прямо вот только-только прикупил и играю в Skull and Bones и игруху про Звёздные войны. Открою, наверное, страшную тайну. Если играть лично, то возникают совсем, совсем другие чувства, а не «шеф, усё пропало», которое царит в нашей медийной сфере. Челы точно играли в те же самые игры?
И что же? Без Патрика серия встала? Вроде нет.
Не могу ни согласиться, ни опровергнуть. Исследования соответствующего не вёл. Но вообще, вроде как, это совсем не дьявольский подход — опросить аудиторию и делать то, что людям надо? Так-то выглядит разумно.
Между «был суд, было что-то на суде заявлено кем-то» и «это было в реальности» может быть огромное большое расстояние. Вы там были? Лично видели домогательства и издевательства? Я — нет. Соответственно, утверждать об их наличии или отсутствии что-то не могу с уверенностью.
Сейчас это повсеместная история. Творцов, которые ради творчества что-то делают, практически нет. И это вполне объяснимо — людям кушать хочется, а масштабные проекты, которые пилятся не на коленке в свободное время одним человеком — дорогое удовольствие. Почему как раз это могу утверждать? Потому, что варюсь в среде разработчиков активно. Бизнес, деньги, маркетинг, как сделать процессы дешевле, как применить и применяется ИИ для эффективности, скорости и дешевизны — главные темы большинства разговоров.
Книгу я не читал. А вот назвать какой-то неудачный Ассассин из последних затрудняюсь. Лично мне понравились все. Кроме пока Миража (в него играл уж очень мало, но и там не вижу каких-то проблем) и Шадовса (его просто не играл, и, как ни странно, как раз его общественность хвалит). То, что они выпускают игры с периодичностью год-три это у меня не вызывает отторжения. Надо критиковать игры, а не сопутствующие им обстоятельства. Если игра хороша, то пусть хоть за месяц делают. Лично мне фэнтезийный цикл (Оригинс, Одиссея, Вальгалла) очень зашёл. Это огромные, качественно сделанные, крутые игры.
То, что они где-то допустили финансовый провал — это очевидно. Но я бы разделил мух и котлеты. Пусть доходностью их акций экономисты занимаются. Меня же, как игрока, волнует исключительно качество их игр и ценники, которые готов или не готов в связи с этим качеством оплатить.
А у меня совсем другой опыт от игр этого издателя. Что значит «из-за его репутации»? Т.е. игры мы оценивать не будем, будем «репутацию» (слово в кавычках, т.к. реального положения дел мы просто не знаем, ни вы, ни я)? Издевательств над игроками лично я не приметил, заметил массу хороших игр по вполне вменяемым ценам, которые купил и играю.
Что они там друг с другом делали в офисе не знаю и не особо интересно. Может они там пукали друг другу в лицо и радовались, а теперь претензии решили предъявить? Понятия не имею, что там у них было либо не было. Если кому-то что-то не нравилось и этот кто-то мучался, то зачем был там?
Assassin's Creed, забыл вставить, каюсь.
Умерла, но не встала! Вы смотрите в эдругую сторону. Всё из-за погони за деньгами. И, если бы Патрис остался: да он бы стал вторым Хидео Кадзимой (к примеру) и сделал бы кучу восхитительных проектов.
Этим способом: издатель не даёт разработчику предложить сеттинг, что затрудняет работу. Работать с предложенным вариантом — иногда бывает проще.
Читаю новости, и вам советую!
AAA и AAAA игры не делают за месяц, держу в курсе.
В моих словах: всё правильно. Из-за предложенного срока разработки от издателя: разрабам приходится брать ножницы и резать всё (в прямом и переносном смысле). От сюжетной кампании до графики.
Из-за этих сроков — могут выходить игры и дополнения к играм по частям, как было с DLC про скрытый клинок к Odyssey — так вышло 3 части. И разработчикам: хочется сделать полный продукт без ограничений, а приходится делать по частям.
Настоятельно рекомендую читать и новости и играть в игры от Ubisoft в день релиза. Не знаю, как вы угадали, но сотрудникам Ubisoft пукают прямо в лицо.
Можете скопировать и вставить следующий текст в браузер, а потом почитать: «Три бывших руководителя Ubisoft предстали перед судом во Франции по обвинению в домогательствах, в том числе в том, что они пукали в лицо сотрудникам». Если заинтересованы: удачи к прочтению.
Скорее непонятные, а не непонятые.)
Не стоит публиковать на этом сайте посты которые идут вразрез с мнением местных — как бы грамотно и интересно ты не рассуждал, в топе будут посты очередного персонажа с «игровой импотенцией» и очередные диферамбы азиатскому игропрому. Другие посты тут не нужны. Времена изменились.