Этот текст — эмоциональный дневник, совмещенный с анализом особенностей раннего мультиплеера в GTA. Основан он на собственном опыте, который буквально повлиял на становление моей личности, ведь всё пережитое пришлось на детство и отрочество. Если вам противна концепция дневников, то лучше эту страницу сразу закрыть. И нет, это не фанфик с забаненного фикбука, а настоящая видеоигровая гонзо-журналистика от первого лица.
С момента описываемых событий прошло уже 14 лет. Многое запомнилось неправильно, ещё больше — просто забылось. Я буду искренне счастлив, если упоминаемые в тексте люди когда-нибудь увидят этот текст и напишут в комментариях, как было по настоящему.
Как умирал San Andreas Multiplayer
Сейчас смотреть на SAMP, не испытывая испанский стыд с лёгкими нотками отвращения, почти невозможно. Начавшись как простенькая мультиплерная модификация для GTA San Andreas, SAMP со временем превратился в коммерческую платформу для выкачивания денег из родителей непутёвых школьников.
Виной тому — RolePlay проекты, в которых необходимо «по настоящему жить», выбирая профессию, зарабатывая деньги и постепенно развивать своего персонажа. Естественно, без донатов этот процесс превращается в сотни часов бессмысленного фарма. В одном из первых, и когда-то крупнейших проектов, надо было около десяти часов таскать коробки из точки А в точку Б, только чтобы заработать на автомобильные права.
Перечислять великое множество RP проектов бессмысленно, они уже давно переросли SAMP как платформу и вылезли на собственные модифицированные движки.
Но так было не всегда. Когда RP проекты только начинали свой долгий, испачканный жадностью путь, основой SAMP были сервера многочисленных и разнообразных режимов. Гонки, дрифты, попытки в пародирование Counter Strike, тим-дезматчи и многое, многое другое. Самым популярным режимом в 2010–2013 годах было нечто, комбинирующее в своем названии Freeroam и Deathmatch. И это были великие сервера.
Как когда-то жил San Andreas Multiplayer
Фактически, Freeroam сервер представлял собой прародителя ныне популярных VR-чатов. Куча мелких развлечений, мини-игр, полностью свободный чат без автоматической модерации, абсолютно свободное исследование и путешествие по всей игровой карте.
Один летает на вертолёте и бомбит ничего не подозревающих игроков с воздуха. Другой отыгрывает таксиста, рекламирует себя в чате, и развозит других игроков по штату — это при учете, что по всей карте разбросан свободный в доступе транспорт. И это всё делал и я, конечно.
Атмосфера песочницы генерировала идеальные условия для плотного социального взаимодействия.
Для меня, пока ещё слабохарактерного и регулярно травимого 11-летнего школьника, самп стал не просто заменителем социализации, а постоянным источником взаимодействия с другими, живыми людьми.
На серверах, обычно вмещающих до, если мне не изменяет память, сотни человек, формировались как закрытые, так и открытые комьюнити. Это как в золотое время CS 1.6 — заходя на любимый сервер, ты уже поименно знал многих «постоянников».
Обязательное приветствие в чат, обязательная сходка со знакомыми в центре Las Venturas’а, в котором всегда спавнились игроки при заходе на сервер или после смерти.
Многие в последствие перекатывались в реальную жизнь, становились знакомыми, близкими друзьями, а то и семьями. Спустя много лет после последнего захода в сампик я до сих пор дружу с одним из моих соклановцев, хоть никогда и не видел его в жизни.
Кланы — ключевая тема. На всех крупных серверах существовали постоянные команды. К своим никам игроки приписывали тэг в [скобочках] еще перед запуском игры, так как прямой механики разделения на кланы сервера тогда не имели. Кланы воевали друг с другом, дружили друг с другом, торговали друг с другом, устраивали набеги на нейтральных игроков, спасали нейтральных игроков от набегов других кланов — список можно продолжать бесконечно, вариации клановых активностей ограничивались только фантазией и способностями самих игроков. Создавались клановые сайты на uСoz. Демографический портрет — это разброс игроков от 10 до 30 лет.
Предвосхищая — за несколько лет постоянной игры в SAMP я ни разу не столкнулся даже с намёками на всяческих педофилов.
Впрочем, я всем говорил, что мне 21, ведь голосового чата в сампе тогда не было и никто бы моё утверждение не опроверг. Может, потому и не столкнулся.
Как по настоящему играли в San Andreas Multiplayer
Лето 2011-го года. Первый и, в целом, оставшийся моим постоянным сервер с названием типо «RUS BEST SERVER» был чуть-ли не под полным контролем клана [FOX]. Многочисленная компашка примерно в 30-40 рыл под руководством двух, насколько это возможно харизматичных для чата в мультиплеерной игре лидеров, только-только заканчивающих шкилу и готовившихся к экзаменам. Для утверждения своей близкой дружбы они носили ники Kane и Lynch.
В клан я попал случайно. Бесцельно рассекая по штату, я врезался в машину этих недочвкшников, в которой находились оба «варлорда». После недолгих поболтушек — меня приняли в клан. Выстроили присутствующих тогда на сервере игроков в ряд, зачитали присягу и постреляли воздух. И это — настоящие, живые люди! Степень восторга 11-летнего ребенка неописуема.
Жаль, что не сохранилось ни скриншотов, ни видео этого момента — монополист по записи геймплея — FRAPS оказывал слишком сильное воздействие на производительность компьютеров.
Перестрелки, драки, гонки, бесконечные споры и конфликты с другими кланами, вплоть до утверждения окончательной монополии над сервером и близкой дружбы с администрацией, которая выстроила в особняке MadDog’а официальную базу клана FOX.
Второй, запасной базой был забагованный дом в центре Los Santos’а. Внутрь модели здания можно было попасть, запрыгнув через текстуру в гараже. Зная такой проход, ты попадал в полностью закрытое и безопасное от любого внешнего воздействия пространства, и ни один противник не знал, что с этим делать.
На карте расположение игроков обозначалось постоянно, поэтому найти вражину не составляло никакого труда. Было смешно наблюдать, как к дому съезжалось до десятка игроков, обстреливало его со всех видов оружия, но не наносило никакого урона. Администраторы даже поставили нам там собственную мебель, и мы с большим удовольствием раскладывались на диванах с помощью анимаций, прописываемых через «/» в чате.
Я яростно карабкался по карьерной лестнице и за несколько месяцев постоянной игры добрался до позиции «третьего» лица в клане, сразу после двух официальных лидеров.
В маленьком и наивном мне родился навык с плюсиком к уровню харизмы — качественное балабольство в чате, что позволило мне расположить к себе обоих игроков, давя, в том числе, авторитетом моего не существовавшего «взрослого» возраста.
Детям всегда скучно. Чтобы не было скучно, надо выдумать проблему. Её выдумал Линч — поссорившись с Кейном, он отделился от нашего клана и создал собственный. В процессе он прописал анимацию /piss на лидерское кресло Кейна в особняке, пока тот был в офлайне, о чём тот всё равно каким-то образом прознал. Пощёчина, личное оскорбление, хуже брошенной в лицо перчатки!
Я не помню тэга клана, созданного Линчем. Что-то связанное с «тёмными» или «скрытными» змеями. Короче, змейки хотели удушить лисёнков. За Линчем ушла часть игроков, я же остался верен своему клану и, фактически, занял место Линча, став «заместителем» лидера.
Я написал «устав» — скопировав его с устава советской армии и заменив армейские термины на внутриигровые, принимал в клан новичков, помогал развивать и админить клановый сайт на юкозе. И, конечно, играл в самп нон-стоп режиме.
Оба клана находились в состоянии перманентной войны, лишь иногда отвлекаясь на временные перемирия. Одно такое перемирие было связано с появлением на сервере слишком уж умелого игрока, который был способен в одиночку расправиться с полноценными стрелковыми отрядами обоих кланов. Это был токсичный, злобный, постоянно вызывающий на «раз-на-раз» персонаж, сумевший в одиночку взбаламутить весь сервер.
Суть его умения заключалась в знании «стрельбы по пингу». Если кто-то забыл, GTA не была предназначена для мультиплеерной игры, и сетевой код писался фанатами самостоятельно. Это привело к тому, что даже при низком пинге игрока он двигался с задержкой, отчего попасть по бегающему сопернику было почти невозможно. Именно, что почти — ведь узнав, что надо брать упреждение с учетом «пинга» и стрелять с сильным упреждением даже при близких боестолкновениях в замкнутых условиях, стрельба становится значительно эффективнее. Вот этим навыком персонаж и владел.
Благодаря ему и состоялось моё первое утверждение «авторитета» на сервере. После долгой ругани с применением всех возможных комбинаций ругательств великого русского языка, мы сошлись один-на-один в окружении почти всех присутствующих на сервере игроков. Все хотели посмотреть, чем закончится столкновение «старого игрока» — меня и наглого новичка, который не наиграл на сервере и недели.
И я победил его с первого раза. Скорее всего — случайно. Но случайность победы меня не лишила. Чат взорвался восхищенным капс-локовым спамом, десять минут всеобщего празднества. Выскочка поставлена на место.
И выскочка предложила реванш. Я согласился и почти мгновенно проиграл. Кто-то за другим компьютером в, возможно, тысячах километрах от меня, дал мне один из важнейших жизненных уроков. С тех пор я не беру реваншей и никогда больше не задираю нос. Но мою победу ещё долго упоминали в чате, часто сразу при заходе этого «мастера» на сервер, что ему, видимо, надоело, и через пару недель он пропал окончательно.
Как школьники устраивали театральную драму в San Andreas Multiplayer
Пока мы занимались борьбой с излишне умелыми игроками, многоуважаемые «змеи» захватили нашу базу — особняк MadDog’а. Админ подыграл ситуации и заявил, что «команда телепорта на базу» теперь будет меняться в зависимости того, кто контролирует базу. Под контролем понималось наличие в особняке любого количества членов противоборствующих кланов.
Не было конкретных правил — а значит не было и конкретных условий победы любой из сторон. В этом была ключевая особенность раннего сампа — главными были не скрипты и правила, а ощущения и мнения живых людей. И их «авторитет», конечно.
В ходе многодневных перестрелок и постоянной борьбы за базу, кем-то было выдвинуто предложение «окончательно решить» проблему в формате, опять и снова, столкновения один-на-один. На кулаках.
От «фоксов» выдвинули, конечно, меня. А вот кто представлял «змей» я уже не припомню, но не удивлюсь, если это был сам Линч. Змеиный клан отличался культом своего лидера, и всяческих «заместителей» и «правых рук» у него не было.
Особенность рукопашных драк в раннем SAMPе заключается в том, что обычный удар наносит минимальное количество урона. При этом игроки почти бесконечно бегают в спринте вокруг друг друга и закликивают друг друга одиночными прямыми. Почти никогда соперники не сталкиваются «в клинче», потому что это автоматически приведет к прожатию кнопки Enter на клавиатуре — удару с ноги, который роняет противника на землю. И это — ключевой момент, ведь если успеть накинуться на лежащего соперника и не дать ему встать на ноги — он уже больше не сможет ничего сделать, оказавшись в постоянном станлоке.
Десятки игроков с обоих сторон выстроились у стен и перекрыли выходы из коридора с обоих сторон. Кто-то прописал анимации посиделок на полу, кто-то просто неподвижно стоял на месте и выкликивал в чат лозунги в поддержку своего соклановца. Фоксы орут в мою честь, снейки — в честь своего лидера. Громче всего в чат спамит Кейн, игнорируя просьбы админа не спамить капслоком.
Мы бегаем по импровизированной арене, уклоняясь от ударов и пытаясь наносить собственные. Постепенно полоски HP таят у обоих, и таят почти одинаково. Ни мне, и ни сопернику не удается добиться какого-либо преимущества.
Рядом со мной вдруг появляется отец, начинает следить за дуэлью. Он никогда не играл в игры, ему неинтересны двигающиеся пиксели. Но, прочитав игровой чат в левом верхнем углу, он догадался — происходит нечто очень важное для сознания мелкого пацана.
Когда здоровье у обоих опустилось до условных десяти процентов, мне удаётся удачно нажать на Enter и свалить соперника на землю. Я впервые в жизни почувствовал, как в голову может бить адреналин. Победа была в моих руках, осталось только поймать лежащего противника и добить его последним десятком ударов, не давая встать. Я почти прикоснулся к, как ощущалось, главному на тот момент достижению моей жизни.
Победу из моих рук буквально вырвал мой же лидер. Не выдержав, видимо, эмоционального напряжения, Кейн выбежал на арену и напал на моего уже почти побеждённого противника. Это мгновенно привело к полноценной перестрелке. Старания дуэлянтов остались бессмысленными. Помню, как выругался мой отец и ушел курить.
По закону драмы, первым в перестрелке погиб именно я.
Базу, в итоге, просто закрыли, админы удалили все неоригинальные объекты с карты, и клан стал тусить в ранее упомянутом забагованном доме.
С этого момента дружба с Кейном, который никак не объяснил свой поступок, начала рассыпаться, как и кончилось моё желание более присутствовать в этом «комьюнити».
Как мы в San Andreas Multiplayer жизни учились
После ухода из [FOX] я и дня не провёл в «нейтральном» статусе. Зайдя на «бест» с новеньким, блестящим [SD] у своего ника, я начал набор новичков. В процессе перехватил часть «фоксов» и быстро сформировал небольшой, но регулярно играющий состав.
Я помню ник одного из первых постоянных игроков — [SD]Rustik. Сложно такой ник не запомнить.
Лично сдружиться с админом не удалось. Админ беста больше походил на больного истероида — что, конечно, характерно для многих администраторов и модераторов в целом. Выбить собственную базу получилось только на окраине San Fierro — города, который игроки почти никогда не посещают, пустого и не имеющего никакого контента. Это нам «не понравилось».
Так родился мой собственный сервер, с регулярным меняющимся айпи, постоянным поиском хостинга и кучей других проблем. Про работу с самп серверами того периода можно отдельный текст написать. Но гораздо лучше в нем разобрался мой соклановец, ставший «заместителем» и, самое главное, моим дорогим другом, общение с которым сохранилось до сих пор.
Из смешного: сервер не имел постоянного хостинга, ведь у школьников просто нет на это денег. Поэтому первые полгода я вставал в шесть утра, включал (семейный и единственный!) компьютер, запускал сервер и умолял отца не выключать компьютер до самой ночи. Вторые полгода сервер работал на компе соклановца, имеющего уже свои семейные проблемы.
Впрочем, учитывая средний возраст членов клана — такое расписание всех устраивало.
В развитие клана вкладывалось всё свободное время. Было не до домашки.
Мы застроили собственную базу там, где нам сначала «не понравилось» — у той самой предложенной админом беста радиостанции на горе рядом с San Fierro. Я осознал оригинальность и атмосферность данного пространства и сполна им воспользовался.
Была выстроена оборонная сеть вокруг радиостанции, я расставил кучу разнообразных объектов, а рядом сконструировал «тренировочную зону» из моделей разрушенных зданий из того-же San Fierro.
А ещё я:
- Собрал «текстур пак», чтобы все видели в игре одни и те же модели. Для атмосферы. Качество «текстур пака» и его уместность можете оценить по скриншотам сами.
- Создал клановый сайт на юкозе, который тоже не сохранился, не поможет даже веб архив.
- Сформировал собственную ранговую систему внутри клана. Для этого, конечно, были просто скопипащены звания ВС РФ.
Вспоминать сампик и изучать сохранившиеся материалы сейчас — смешно и грустно одновременно. Будучи ребенком, я с головой погружался в происходящее и с абсолютной искренностью выдавал все эти уставы, приказания, команды, награды, клановые войны и десятки других развлечений, формировавшихся на ходу.
Мы часто совершали набеги на тот самый «бест сервер», объявляя войну и «лисам», и «змеям». Столь же часто заключали ситуативные союзы с обоими.
Яркое воспоминание: «змеям» был назначен CW — «Clan War» — полноценное ПвП мероприятие. Забились на конкретный день и конкретное время замеситься на нашем SD сервере.
Соперник на войну не явился, мы же присутствовали в почти полном составе. Я, не будь дурак, объявил о нашей победе, обозвав врага трусами и другими нелестными словосочетаниями. Всем понравилось.
Бесконечное количество забавных случаев, яркой вражды, счастливой радости и всех остальных возможных эмоций. Бесконечные переписки в аське и скайпе.
SAMP-сервер не имел почти никаких «социальных» функций, характерных для MMORPG. Всяческие гильдиские и клановые системы надо было устанавливать самостоятельно через плагины и даже написание собственного кода на PAWNe. Я не осилил.
И я рад, что не осилил. Сейчас мне очевидно — для создания лучшего мультиплеерного опыта достаточно просто дать игрокам условный набор базовых видеоигровых правил — и полную свободу во всём остальном.
Пацаны растаяли в текстурах навсегда.
Клан распался естественным образом — люди просто перестали играл в самп. И я перестал.
Из тех, с кем я играл почти два года в 24/7 режиме, связь осталась только с одним человеком. На скриншотах его можно найти под ником DeKurt в чате и и самой игре. Погоняло «Курт» он носит по сию пору.
Я не знаю, что сейчас с моими соклановцами, братьями по оружию, настоящими товарищами. Детская серьёзность и абсолютная искренность, попавшая внутрь игры, осталась лишь тёплым воспоминанием о том, как жизнь ощущалась раньше.
«Харизма» лидеров, верность своему клан-тегу, дружба и вражда, предательство и прощение — многолетнее театральное представление, от которого сохранился лишь десяток скриншотов и полные ностальгии переписки с единственной ниткой связи с прошлым.
Большая нелепость, которая ощущалась самой настоящей настоящестью на свете.
Если хотя бы одна мультиплеерная игра способна сейчас дать мне хоть частицу этого опыта — то я отдам всё, что у меня есть, чтобы в неё поиграть.
Вот только так больше не играют.
В своём тг-канале выложил настоящий артефакт — смонтированный в windows movie maker видос о дне рождения соклановца, им же и сделанный. Образец ушедшей эпохи во всём своем 240p великолепии.
Лучшие комментарии
С этим я не соглашусь — тут идёт бесстыжее обобщение, которое естественно неверно для какого-нибудь Gambit RP или хотя бы Trinity RP. Да и вообще описание RP-серверов в статье характерно для лоу-RP серверов вроде той же Аризоны (которая уже скорее MMORPG, а не RP, ведь из RP там только биндеры. При этом остальные сервера для автора как будто не сущетсвуют. Вот такое маленькое брюзжание Role Play-игрока.
А сама статья в целом — очень классная, было интересно читать. Могу сказать, что и на RP серверах (сейчас играю на Trinity RP 1) спонтанно возникают очень интересные ситуации (конечно, там идёт больший фап на отыгровки через /me или /do, но вот такой я человек, которому такое очень нравится). Например, на том же Trinity RP 1 в Сан-Фиерро некоторые игроки начали стихийно собираться у перекрёстка дороги в аэропорт и дороги в Angel Pine. Не сговариваясь, просто по вечерам приезжают на машинах и гоняются по трём установленным трассам и болтают с отыгровками (естественно, от лица персонажей, которых отыгрывают). Какое-то время всё было спокойно, я даже запилил на форум сервера газетку об этом (играю в Новостях СФ, отыгрываю, естественно, журналиста), потом я и ещё пара других завсегдатаев-гонщиков спонтанно договорились с игроками из итальянской мафии развивать и легализовывать это дело, чтобы подзаработать (каждая сторона — по своему, не буду тут углубляться) а потом к нам начали заезжать полицейские, спрашивать, что мы тут делаем и прогонять, угрожая штрафами (неудивительно — гонки-то нелегальные, с превышением городского лимита скорости, пусть и не по городу, а по пригородным дорогам). А вот пару дней назад Президент страны (на сервере три города — ЛС, СФ и ЛВ считаются отдельными странами, в каждой — свой президент) издал указ, легализующий эти гонки и устанавливающий трассы заездов. Вот такая вот история.
Раньше даже в Call of Duty 4 на серверах всех знал не то, что по никам, а по настоящим именам. Кто когда заходит, с каким оружием играет. Стихийно ТДМ вдруг мог превратиться в паркур сервер.
А первые ММО? Где чат отображался над игроком. Знакомился с новыми людьми, после какого-то логова уставший и измученный устраиваешь посиделки у костра с местными ребятами.
Это не исчезло на самом деле, просто перекочевало немного в другие места. Вот пример из жизни — однажды после хорошей катки в R6 меня позвали на дс сервер одного парня. Мы с ним вместе набрали отряд хороших бойцов из тех же обычек и рейтинга. Сдружились, много общались, переписывались, параллельно даже топ 1 России удерживали по рейтингу одному из наших игроков. А потом это просто все распалось. Зато теперь я уже в другой игре и с другими ребятами занимаюсь другими вещами.
Я был там 3000 лет назад.
А блог то очень хороший. Чувственный. Прочёл с удовольствием, спасибо )
Тоже играл в SAMP, но в основном, как раз, в RP проекты. А всякие дезматчи казались баловством. Но эмоции те же самые.
А ведь SAMP позволил целому поколению социализироваться, не выходя из дома. За дезмач сервера ничего не скажу, но и на РП тоже было весело (особенно в различных фракциях) Лично знаю людей, что крепко сдружились, работая новостниками на одном из серверов.
У меня похожая история. После катки в кс сурс подружился с тиммейтами, знаем настоящие имена, собираемся уже много лет то в КС, то в настолки, то ещё
какую-нибудь игру. Когда плотно сидел в Хант Шоудаун, также добавил рандомного тиммейта в друзья и в дискорд, но пересекаемся уже редко. И это при том, что я играю очень средне в шутеры.
История улыбнула и пробудила собственные теплые воспоминания. Правда не о SAMPе, в который я играл совсем немного, а об Аллодах Онлайн, где я в детско-подростковые годы проводил сотни часов. Не могу похвстаться какой-либо популярностью в гильдии. Аудитория парочки, в которых я состоял, была в основном достаточно взрослой, а я ментально был ещё большим ребёнком, чем физически. Но всё равно совместная движуха мне очень нравилась. Рейды я воспринимал крайне серьёзно.
Ещё вспомнил Point Blank, где у нас была более узкая компания лично знакомых людей. Иногда натыкаюсь на скриншоты и запись одной из игр в облаке. Каждый раз неизменно улыбаюсь находке со светлой грустью)
В общем, понимаю чувства, с которыми писался этот текст)
Хоть SAML мне никогда не нравился, но в тексте узнаю множество ситуаций из других игр.
Обидно, что ушла эпоха выделенных серверов и всё это ушло в небытие. Раньше ты заходил в мультиплеер почти любой игры, видел постоянные сервера и там всегда была своя локальная тусовка. Завсегдатаи друг друга знали и постоянно общались на отвлечённые темы.
А сейчас на смену пришла быстрая игра. За день ты можешь поиграть с сотнями и тысячами разных людей из всех точек мира и тебе на них плевать.
Вечером на 1 сервере доходит до 500 иногда. Как летом — не знаю, я в ноябре пришёл, но мб больше, школьники на каникулах будут. Движуха есть и в СФ, помимо тех же гонок, да и на форуме есть активность от фракций в виде ССок.
Спасибо за отзыв! В целом, каждому своё. Учитывая глубокую субъективность блога, я не избежал предвзятого отношения к РП серверам, в которых не смог в своё время найти того же опыта, что получил на фрироаме/дезматче.
Весь мой опыт РП серверов остался на уровне SAMP RP образца 2012-2013, от того и предвзятое отношение к этому направлению. Естественно, я не претендую на истину в первой инстанции. Более того, я уверен, что каждый игрок может найти свой уникальный опыт в любом проекте, даже в том же SAMP RP.
Ну это уже прям полный фарш. И, опять же, идеально подходит под тезис «сейчас так уже не играют»)
Подожди, оно ещё живое? Какой онлайн там вообще? Может и стоит как-нибудь залететь опять
А ведь были еще САМП сервера для модифицированных версий ГТА, я одно время играл в паркур мод для ГТА Са, он еще назывался как-то наподобие “Freerun/Freeride mod”, если в одиночной игре было не так интересно, зато на единственном для мода сервере, сальто крутить было более чем занятно.
Паркур можно было установить cleo-скриптом на обычную гта и играть с этим скриптом на любых серверах, хотя на некоторых за него можно было выхватить бан. Для нашего клана скрипт на паркур был обязательным)
Эт да, но вроде как у меня какая то сборка была с скинами ямакаси и прочими преколами)
Эт да)
Читая статью искренне обрадовался, что отец в своё время снёс с компа ГТА и не позволял подобное ставить.