И вновь зима начала клонится к своему закату, и вновь в рамках личной попытки найти и вспомнить некоторые игры далёких детских лет, я, наконец, смог добрался, и опознать очередную игру из числа полузабытых демонстрационных версий. В то раз мои руки дошли до такой старенькой игрушки как «Ярость Восстание на Кронусе» она же в оригинале Shogo: Mobile Armor Division. Помнится, мне довелось встретить демку этой игры на диске с первой "Готикой" от 1С-Snowboll и мне в те времена эта игра очень даже зашла. А что в теле какого-то огромного робота ты носился по городу, стрелял по мелким танкам и машинкам, воевал с другими ОЧБРами. Что ещё было нужно мелкому мне? Вот только найти эту игру мне не удавалось ни в одном из доступных магазинов. Так со временем и затух интерес. Но уже после того как я пару лет назад нашёл и таки прошёл другую давно забытую игру из числа демок с того диска, а именно Star Trek Deep Space Nine The Fallen который у нас прозвали «Отверженные Тайна Тёмной расы», заодно я раскопал и название сего анимешного меха-шутера.
Кто сделал
Как оказалось, за созданием игры стояла весьма именитая студия Monolith, ответственная за все эти ваши Blood, F.E.A.R. и прочие похождения Талиона по Средиземью. Причём сами создатели очень любили и всё ещё любят своё творение. О чём говорят и целый ряд пасхальных отсылок в более поздних играх студии, и множественные попытки пропихнуть в производство сиквел не самой успешной игры. Всем интересующимся я настоятельно посоветую глянуть стрим разработчиков к двадцатилетию выхода игры, где они вволю порассуждали об истории её разработки, её возможных перспективах и игре в целом. Стрим и на самом деле вышел дже интересным. Так что я ожидал как минимум неплохого шутера старой школы, тем более что, судя по отзывам игра, получилась хорошей и не представляла собой ходячую катастрофу вроде сиквела Кровищщи.
Как играется
И да могу подтвердить это довольно таки весёленький и динамичный шутер, где ты играешь то на своих двоих, а то пилотируешь гигантского меха. Причём сама игра просто ужасно состарилась во многих своих аспектах, но играть в которую всё ещё достаточно весело и бодро. Порой, даже слишком бодро, ибо местные противники со своей стопроцентной меткостью и реакцией мангуста, вкупе с имеющейся системой критов могут разнести тебя буквально за доли секунды, и ты даже не поймёшь кто и откуда.
Однако я предусмотрительно играл в самую последнюю версию пропатченную до 2.2.14, где авторы успели ещё поработать над балансом и сложностью из-за чего перестрелки из почти невыносимых стали даже достаточно терпимыми. По крайней мере, если противник не знает о твоём присутствии, то ему требуется некоторое время на то чтобы понять, что ты появился в его поле зрения. И соответственно ты можешь успеть выстрелить первым и ввести врага в состояние ошеломления от попаданий. Причём при использовании достаточно скорострельных пух ты можешь, постоянно переводя огонь с одного врага на другого, держать ошеломлённым даже трёх противников разом, а с местной системой критов враги умрут даже раньше, чем у тебя закончатся патроны в магазине.
Правда, с такой системой ты очень скоро начинаешь задаваться вопросом: а зачем в этой игре тебе нужно хоть какое-нибудь оружие кроме пистолета-пулемёта. Ибо это оружие стреляет с точностью снайперки (которая есть только у робота), скорострельнее автомата, который в некоторых случаях таки может давать противнику микроскопическое окно на выстрел между своими попаданиями. При этом в отличие от того же автомата или дробовика, который мощный, но враги нашпигуют тебя свинцом даже раньше чем ты успеешь передёрнуть свой ствол, не замедляет тебя в движении и в отличие от всяческих ракетниц и гранатомётов не грозить подорвать твою пятую точку гигантским взрывным ущербом.
Поняв этот факт, ты просто всю игру проходишь с одним оружием, доставая иные стволы в каких-то совершенно специфических обстоятельствах или просто ради лишнего разнообразия. Аналогично и в шкуре меха ты достаточно быстро замечаешь, что кроме скорострельных и точных лучемёта и снайперской пушки, также ошеломляющих врагов, тебе не нужно никакое другое оружие в игре. Даже хоть сколь-нибудь полезная для зачистки огромных пространств от множества врагов разом ядерка появляется буквально на предпоследнем уровне игры, и ты получаешь от всех щедрот ровно 5, ПЯТЬ тактических нюков на всю игру ну что за издевательство.
Что происходит
По сюжету это просто какая-то солянка из всевозможных анимешных штампов разной степени заезженности. В далёком будущем, когда люди освоили межзвёздные перелёты три мегакорпорации: Шого индустрис (по имени которой и названа игра в оригинале), Андра биомеханикс и Армахем (это что же получается вся серия игр F.E.A.R. является приквелом этой игры) для защиты своих инвестиций и наиболее доходных маршрутов основали UCA, со временем, ставшую основной военно-политической силой в мире, которая стала регулировать деятельность своих основателей.
И вот на планете Кронус, источнике самого эффективного топлива для межзвёздных путешествий — като, разгорелся конфликт. Местная горнодобывающая корпорация, будучи автономным подразделением UCA начала активно взаимодействовать с другими корпорация в обход общего руководства. В разгорающейся войне из ниоткуда появилась террористическая фракция фанатиков Павшие, которые выступают за то, чтобы добыча като была прекращена.
Мы играем за офицера UCA Санджуро Макабе, который несколько лет назад в сражении с Падшими уже потерял своего брата Тоширо, лучшего друга Баку и возлюбленную Куру — дочь адмирала Аккараджи, возглавляющего контингент UCA в секторе со своего флагмана Левиафан. Правда наш герой не стал себя терять и со временем завёл себе новую пассию в лице Кэтрин — второй дочери адмирала и сестры Куры. Может кого-то такое может порадовать, но я просто с покерфейсом наблюдал очередные личные разборки нашего главного героя, который между спасением целой планеты никак не может выбрать с какой из двух сестричек ему нужно встречаться, или целый уровень занимается спасение котёнка для случайной горожанки.
А в остальном типичный суповой набор из различных фракций, террористов, корпораций, планетарного разума с сюжетными поворотами, один "неожиданней" другого, предательствами и даже выбором концовки. Правда выбор этот скорее стилистический и ты больше выбираешь, чем собираешься заняться на последних уровнях: плутать в одинаковых коридорах на своих двоих, перестреливаясь с бесконечными толпами тупых и метких врагов, или заниматься паркуром по городским зданиям в мехе, сражаясь с кучей других мехов. Кроме того игра наполнена целым ворохом каки-то отсылок и пасхалок отсылающих к аниме из 80-х и 90-х и просто каким-то произведениям искусства. Даже я со своей тугостью к японской анимации и то смог распознать парочку. Думаю, более прошаренные товарищи увидят намного больше пасхалок.
Внешнее впечатление
С графической стороны игра оказалась ещё более уродливой, чем я от неё ожидал. И я в очередной раз убедился в том, что хорошая спрайтовая двухмерная графика для меня будет предпочтительней раннего 3Д. Особенно в плане трёхмерных объектов и тем более персонажей, на которых без слёз и не взглянешь. Ну что это такое игра же вроде выходила в 98 году рядом с первой Half-Life, а не в 96 с Tomb Raider. Окружение удалось существенно лучше и точно не уступает той же Халфе или первой Red Faction. Звук ну он есть и даже умудряется работать с технологией EAX, правда успешность её внедрения мне кажется несколько сомнительной из-за того, что ей толком негде развернутся, но несколько раз мне таки удалось точно определить, где там бегают враги и сделать свой ход, а то уже что-то значит. Музыка же за исключением J-pop из вступительной заставки особо не запоминается, но определённую атмосферу создаёт.
Вывод
А так игра весёленькая, пусть до жути уродливая в графическом аспекте. Местами игра сильно устарела в своём шероховатом геймплее и очень сильно нуждается если не в ремейке, то хотя бы в качественном ремастере. Чтобы над игрой могли бы ощутимо пройтись напильником и превратить во что-то более играбельное.
P. S.: Игру я проходил с локализацией от 1С-Snowboll озвученной «Союз мультфильмом». И это локализация из тех времён, когда издателя даже толком не понимали, как же их делать. Из-за чего если сам перевод получился достаточно качественным и позволяющим понять всю суть местных сюжетных перипетий, то вот озвучка — о, боже. Главный герой озвучен нормально и даже хорошо, женские же персонажи говорят от дико странных мультяшных голосов, то странно пережатых более нормальных реплик. Тот же местный адмирал вообще озвучен заслуженным Чапаевым всех квестов и по совместительству Шурой Каретным — Пожарским. В итоге от локализации создаётся такое впечатление студенческого капустника, где конечно могут появиться хорошие исполнения, вот только зачем. Тем не менее, учитывая, что и оригинал «озвученный профессиональными программистами» не блистал то и локализованная версия лучше заходит. Хотя конечно от местных шуток на тему вот-вот скоро выходящего Всеслава Чародея, по щеке может и покатиться ностальгическая слеза. Ну и, по крайней мере, авторы локализации точно угадали с тем, что Всеслав Чародей, если и выйдет только в далёком будущем на далёкой планете.
Лучшие комментарии
Ярость анимешника)
Помню; люблю; еще успел в нее когда-то по сути с ребятами порубиться; было весело;
Ну и прошел ее тоже; но это было где-то в 14-18 лет; не помню точно; но это были школьные годы~
А музыкальная тема из заглавного меню у меня до сих пор в памяти;
Вообще там в целом был неплохой саундтрек вроде; добавлял атмосферы~
А, и не Пожарский, а Пожаров (=
А лучше просто Шура Каретный.
Кто-то вспомнил Shogo! Хах, забавно.
Одна из тех игрушек, что ставила в свое время многие видюхи на колени (а то был 1998 год, заря ускоренного 3D),
да и выглядела местами крышесносно — как сейчас помню. Местами всерьез так поражало воображение, даже после Half-Life. И помню как раз вот это издание «Ярость: Восстание на кронусе» от 1С с вполне годным дубляжом. Помню, пытались ее заводить на 3DFX, S3 Trio, Matrox (модель не помню) и ATI Rage — у разных людей были разные видюхи. И везде игра немного по-разному рендерилась, и дело было даже не в настройках, а в API и реализации одних и тех же функций.
Было время. Спасибо, что напомнил. Жаль, только она избыточно сложной тогда оказалось, поэтому ее из моего окружения не прошел ровным счетом никто.
Даа. Первая версия монолитовского движка ЛитТех, которую они одно время едва не пропихнули в качестве индустриального стандарта для Майкрософт, но там что-то пошло не так.
Это да (= но он все-таки заслуженный артист РФ;
Очень милый дядька
Зато потом как его доработали с учетом новых технологий. Так-то он много в каких проектах успел засветиться. Но потом его выдавил Jupiter, да.
Ну да, уже в том же F.E.A.R. движок стал смотреться довольно круто, а в играх про Средиземье его доработали для открытого мира.
Всё так. Эти три вещи всё ещё заметны в игре.
Вот именно.
Запомнились три вещи — феерически кривые низкополигональные лица у НПЦ, периодические случайные ваншоты от врагов с мгновенным геймовером, и умилительный в своей колхозности пиар так и не родившегося Всеслава Чародея :)