Приветствую всех!
Первую Hellblade я проходил довольно давно (примерно, когда она вышла). Но сравнительно недавно решил её перепройти. Во-первых, на носу был выход второй части. И во-вторых, GameVoice выпустили русскую озвучку, которую хотелось заценить (кстати, она весьма хороша). А совсем уж недавно добрались руки и до второй части.
Честно говоря, впечатления от игры у меня остались смешанные. Язык не поворачивается назвать её плохой, но на фоне отличной и самодостаточной первой части — теряется сама целесообразность сиквела.
Начну, наверное, с картинки. Визуал в игре отличный, но есть нюансы. И порождены эти нюансы, как мне кажется, использованием Unreal Engine 5.
Возможно, конечно, что я где-то чего-то недокрутил или перекрутил в настройках, но картинка местами довольно мыльная. Сначала я подумал, что может быть дело в технологиях масштабирования. Но включение/отключение FSR (у меня карточка от АМД) на игровое «мыло» не повлияло примерно никак. А всякие размытия в движении, как правило, я вообще убираю сразу.
Плюс расположенные далеко объекты, вроде облаков, несколько ломались по краям, выдавая всякие неправильные, для объектов данного типа, неровности. На статичной картинке скриншотов это передать трудно.
Почему я виню в этом UE5? Да по той простой причине, что это не первая игра на этом движке, где я наблюдаю проблемы подобного типа. Нечто подобное я наблюдал в Mortal Kombat 1, Flintlock: The Siege of Dawn, Black Myth: Wukong, Lords of the Fallen и возможно ещё в каких-то играх на данном движке, но где сходу не вспомню. В RoboCop: The Rogue City, кстати, вроде как подобных проблем не замечал — возможно это связано с отсутствием больших открытых для обзора пространств.
Зато с точки зрения артдизайна картинка в Hellblade II: Senua’s Saga выглядит просто шикарно, а исландские пейзажи завораживают. Но вышеозначенные проблемы (в основном мыло), несколько портят впечатление. Причём, поскольку первую часть (Hellblade: Senua’s Sacrifice) я проходил где-то около полугода назад, то могу довольно уверенно сказать, что там картинка выглядит приятнее для глаз. Странное, в общем, это пятое Анрыло.
Что касается сюжета, то он, в целом неплох, меня не покидало ощущение, что замени в этой истории Сенуа на другого выдуманного персонажа и ничего не изменится.
Голоса в её голове, здесь не выполняют такой роли, как это было в первой части. Ведь там Сенуа от начала игры и до её конца, по сути, боролась сама с собой, что выливалось в кульминацию финала, где она принимает себя (как-то так). И там эти голоса были совершенно уместны, акцентируя внимание игрока на душевной и психической борьбе главной героини. Здесь голоса остались, но особого смысла в них, я не увидел. Да, они добавляют атмосферы, но если их убрать, изменится ли что-то в игре глобально? Я не уверен.
Здесь присутствует душевная борьба Сенуа с образом её отца, в копию которого она боится превратиться, что главным образом проявляется в финале. Но замени главного героя, показав какую-нибудь предысторию, где раскрывается суть его отца и существующего между ними конфликта — что изменится?
В одном моменте, игра как будто предоставляет игроку моральный выбор, заставляя выбрать, кому из двух спутников помочь и создаётся впечатление, что второй либо погибнет, либо сойдёт с ума и нападёт на Сенуа. Я поддержал Фаргримра, но каких-то значимых последствий своего выбора не заметил. Может быть, если бы я поддержал воительницу Астрид, то результат был бы иным, но что-то я в этом сомневаюсь (кстати, пишите в комментариях, меняется ли от этого что-либо?).
Нельзя не отметить великолепную игру Мелины Юргенс, которая во второй раз играет Сенуа. Что касается остальных персонажей, то на её фоне они преимущественно выглядят слабее.
Астрид и вовсе выглядит какой-то никакой. В основном потому, что её образ, на мой взгляд, не соответствует положению в иерархии. Она выглядит какой-то ни рыба, ни мясо, а меня заставляют поверить в то, что она является вождём племени (клана или что там у них?). Я не хочу сказать, что женщина не могла быть воительницой или даже руководить кланом. Более того, есть достоверные археологические находки, подтверждающие, что такие случаи были. Но в Астрид у меня верить не получается.
Зато отличным получился образ отца Торгестра — Годи. Вот в него веришь — замечательная мразь получилась (простите за каламбур). Пожалуй, лучший из персонажей, в плане своего образа.
Теперь немного про геймплей. В своей основе, он остался тем же, что и в первой части. Мы идём вперёд, слушая наратив (от других персонажей и голосов внутри головы Сенуа), решаем несложные загадки, пытаемся не упустить секретки с лором и время от времени сражаемся на аренах.
Головоломки здесь, пожалуй, разнообразнее чем в первой части. Но поскольку игра короткая, то каждый новый тип головоломок не успевает стать сложным. Плюс не хватает их комплексности — чтобы в одной головоломке были задействованы разнотипные элементы этих головоломок. Причём, в эпизоде, где Сенуа проходит испытания некоего «сокрытого народа», есть заключительный этап, где нам фактически прямо говорят — покажи всё, чему ты научилась до этого. В этом моменте я был уверен, что меня ожидает комплексная головоломка в несколько ступеней из разных элементов. Но всё оказалось куда проще и банальнее. Мне даже обидно стало. Первая часть тоже не славилась сложностью головоломок, но мне кажется, что там они местами были всё же сложнее.
Что касается секреток с лором, то лично для меня основной проблемой стало то, что они здесь двух типов и рассказывают две истории. Суть в том, что пока доходишь до следующей такой секретки, предыдущая часть этой истории уже несколько выветривается из головы. Особенно, если проходишь игру не за один присест (что, в целом, не сложно). Таким образом, эта составляющая, можно сказать, прошла мимо меня. Насколько помню, в первой части эти истории были разделены по главам, в каждой из которых была своя коротенькая история. И это было куда удобнее для восприятия.
Ну и про игровую боёвку. Казалось бы, она сюда почти полностью перекочевала из первой части. И казалось бы, её даже упростили, так как одновременно сражаешься лишь с одним противником (остальные находятся где-то за кадром). Но при этом мне здесь было довольно неприятно именно сражаться. Особенно через парирования, тайминги которого, пройдя игру, я так нормально и не понял. При том, что в первой части у меня с ними особых проблем не было.
Более того, мне совершенно не понравилась вот эта система, где противников мне подкидывают по одному. В первой части враги тоже не сильно рвались в бой толпой, но там всё-таки нужно было как-то позиционировать себя на арене, чтобы не пропустить удар сзади. Да и второй противник вполне мог атаковать Сенуа пока она сражается с первым. Это делало схватки интереснее, даже несмотря на довольно примитивную боевую систему.
В целом, в первой части мне нравилось сражаться. И хотя отдельные схватки казались там затяжными, они всё же не сильно напрягали. Здесь же примерно половина схваток меня именно что напрягали. И напрягали они тем, что у меня просто не получалось нормально сражаться (хотя умер я за игру один-два раза, вроде как). Это может быть лично моей проблемой, но вот как-то так. В общем, сложилось такое ощущение, что в боёвке что-то сломали, из-за чего для меня она стала ощущаться сильно менее приятно. С этой позиции, я даже рад, что сражаться с врагами здесь приходится один на один (при том, что объективно мне это не понравилось).
Из того, что вызвало восторг — это «боссфайт» с великаншой Иллтаугой. Это, конечно, боссфайт именно, что в кавычках, так как непосредственно боя здесь нет. Но с аудио-визуальной и нарративной точек зрения — обставлен он так, что лично у меня этот эпизод вызвал просто неописуемый восторг.
Я после «боя» с Иллтаугой подумал — а подарит ли мне игра ещё хотя бы один эпизод, который вызовет у меня сопоставимые эмоции? К сожалению, как в воду глядел. Ничего подобного в игре дальше не было. Ощущения от схватки со вторым великаном оказались заметно слабее. А финальный бой мне и вовсе не понравился, хотя сами итоги финальной битвы с сюжетной и сценарной точек зрения воспринимаются неплохо.
И вот, когда дело подходит к выводам, я ловлю себя на мысли, что во всём своём обзоре Hellblade II: Senua’s Saga — я преимущественно ругаю игру, которая мне, в общем то, понравилась.
И дело здесь не в том, что игра плохая. Игра то, как раз хорошая. Дело в том, что ряд моментов, в ней, на мой взгляд, сделан хуже, чем в первой части.
Кроме того, я не вижу в ней смысла именно как в сиквеле истории Сенуа. Будь Хеллблейд 2 самостоятельным тайтлом, не связанным с предыдущей игрой Ninja Theory, то, на мой взгляд, и восприятие игры было бы куда лучше.
Ну и возвращаясь к выводам. Hellblade II: Senua’s Saga — это хорошая игра с рядом недостатков. Если вы играли в первую часть, я бы рекомендовал пройти и вторую хотя бы для ознакомления. Если же вы в первую не играли, то возможно вторая будет восприниматься даже лучше. Но в таком случае, после неё я бы советовал обязательно поиграть и в первую.
И кстати, если вы в первую часть играли после второй — напишите, как игра воспринимается в таком случае? А лучше, пишите свои впечатления от обеих частей и в каком порядке вы их проходили!
Пожалуй, на этом у меня всё. Спасибо за внимание.
Лучшие комментарии
Ну так-то да. Если бы не абьюз отца, не стало бы такой связи с Диллионом, не стало бы гигантской, вселенской трагедии после его гибели.
Дойду, посмотрим.
Так это ж как раз то, о чём я говорю =\ Годи, отец — как минимум в глазах Сенуа и сценария ультра-агрессивные нехорошие люди. Стать новым Годи — это как раз стать такой, как отец, а не вырваться из-под влияния.
И да, почему я пишу, что они ультра-агрессивные и нехорошие как минимум в глазах Сенуа? Вообще, сын работорговца говорит интересную вещь. Они творили всю эту дичь, забирали людей в рабство, чтобы таким образом спасти мир от великанов. Субъективное, но меньшее зло.
С отцом Сенуа всё ещё интереснее. С современной точки зрения нет ему прощения. А, если подумать? В своё время, в одной социальной сети я читал пост человека, который возмущался тому, что ему, психически больному запрещают иметь детей. В комментах ему писали, что всё правильно, потому что психически больные непредсказуемы, а стало быть опасны. Особенно для детей. С психически больным человеком должны быть исключительно те, кто понимает его проблемы, готов терпеть давление той же шизофрении и работать посредником такого человека в его общении с миром.
Но это мы сейчас такие умные. А там средневековая Скандинавия, жестокие племенные обычаи. А у Сенуа шиза наследственная. Что должен был делать отец? Пускать дочу общаться со всеми? Чтобы её быстро обвинили сразу во всём колдовстве и сожгли?
По сути, Диллион сработал, как современный саппорт, наставник, приставленный к психически больному в качестве моральной поддержке. И поддерживал он её очень с умом! А отец действовал не как злая злыдня, а как человек своего времени. По сути и спутники Сенуа из сиквела поддержали её исключительно, потому обстоятельства изменились и там же общие интересы.
Вообще, когда анонсировали сиквел, я предположил именно историю про месть с посылом о том, что либо надо найти какой-то баланс между разумом и яростью, либо вообще прийти к банальному: месть — это плохо.
По сути, тема сиквела была прямым текстом обозначена в финале первой части, точнее, в эпилоге, когда Сенуа получила новую мотивацию и не просто ушла, а пригласила нас пойти за собой.
Только я предполагал, что будут качели. Чем злее Сенуа, тем больше глюков, чем спокойнее Сенуа, тем больше она нормальна. Поэтому посыл о том, что месть — это плохо мог быть ещё в том смысле, что, если Сенуа будет прям рвать и метать, снова сурово сойдёт с ума, только на этот раз по другому, иначе. И все старания первой части по освобождению от шизы пойдут нафиг.
В сиквеле (по крайней мере, пока что) иначе. С одной стороны, интересна задумка обретения себя как раз через шизу, так как именно шиза делает её для новых знакомых особенной, той, что должна вести их вперёд. Мне даже чудится намёк на то, что, возможно, разного рода лидеры, которые вели людей за собой и по пути творили чудеса, были с проблемами, подобными проблемам Сенуа. Но именно такие проблемы сделали их лидерами.
С другой стороны… Смотрим эпилог первой части. Смотрим не на Сенуа, а не локацию, где она приходит в себя. А приходит она в себя в остове знакомого нам корабля. А это уже значит, что ни в какие пещеры в горе мы не заходили.
Вот путь до того был одновременно реальным и полным галлюцинаций. Мы шли через лес, через сожжённые поселения, пробирались через реальные препятствия и свои страхи, воплощённые в глюках. А в финале тупо стояли на одном месте, может, метались из стороны в сторону, но по пещерам мы не бродили.
И вот сиквел, Сенуа ищет скрытый народ, игра даёт впечатляющие визуальные эффекты, показывает причудливые фокусы с пространством, но, когда визуал кончается, я смотрю на эти столбики с камнями и понимаю, что со стороны все эти подвиги Сенуа смотрелись бы достаточно странно...
Но это так, к слову. Потому что пока я не особо понимаю, где там кончается реальность и начинаются глюки. В финале первой части Сенуа чуть ли не к атеизму пришла. Дошла до мысли, что Хела — это ложь, ложь отца. В сиквеле великаншу, кажется, видела не только Сенуа, но и оба её спутника. Коллективные глюки из-за вулканических газов? Или… Какого? Что тут к чему, как и откуда?
Несколько странно говорить о глубине боёвки в Hellblade, но в первой части её было немного больше. Да, во второй части она хорошо поставлена, там шикарные анимации и всё такое. Но для меня она была болью.
А что не понравилось в переключении реальности?
Под идеей для сиквела, я имею в виду не геймплей, а сюжет. Здесь сюжет — это натягивание совы на глобус. В нём не нужна Сенуа, а без неё это не сиквел.
П.С.: Не понимаю, кто там так задизлайкал наши предыдущие комменты, но пофиг. Минусуйте ещё!
Да я и сам того же мнения.
Конкретно работорговцы, как зло, было описано ещё в первой части. Не забываем галлюцинации с Друтом или как там его. Значимые галлюцинации с Диллионом были уже потом, а сначала Сенуа, психика Сенуа тащила себя со дна именно образом Друта. А Друт претерпел и погиб именно из-за тех, с кем мы боремся в сиквеле.
И Диллиона распяли (казнь, правда, другая, но ассоциация более менее) те же самые люди.
Поэтому в сиквеле мы как бы платим тем, кто вытащил нас из тьмы. А отец нужен, как эталон зла, каким можно стать. Только отец всё, а вот Годи живой, поэтому именно его участь становится решающим выбором Сенуа.
И так бы фиг с ним, было бы кого там жалеть, но именно для Сенуа такой выбор важен, иначе снова во тьму и с концами.
Именно. Можно сказать, что дилогия демонстрирует оба возможных пути сумасшедших в старые времена. Либо тебе конец, либо ты вождь, идол, спаситель, чудотворец, пророк. Любой третий путь тогда — исключение из правил.
Пока в процессе, но… Смысл здесь есть. В первой части у Сенуа две проблемы — так называемое клиническое горе от потери единственного луча света в жизни, парня, ставшего опорой, и абьюз отца.
И вот суть в том, что в первой части она справилась только с клиническим горем, отпустила парня, приняла его гибель и получила новую мотивацию — месть.
В сиквеле она во-первых, мстит, во-вторых, разбирается с тем, как мстит, потому что абьюз никуда не делся и диктует максимально жЫстокую и кровавую мстю, а она сопротивляется за что её ругает и голос абьюзера, и голоса сплетниц. Ну-у… Так я их про себя называю — подружки-сплетницы.
Что мне нравится? Сенуа встаёт ноги, она собранная, сильная и чем дальше, тем больше ведёт за собой. Визуальные эксперименты шикарны! Хоть я играю на карте без RTX и вообще с файлом настроек для 4Гб видеопамяти, а, значит, картинка оставляет желать лучшего.
Что мне не нравится? Как минимум идея борьбы с абьюзом в войне. Война — это место прагматичных и эффективных решений, а не «пощади врага, чтобы быть лучше отца».
У них в процессе разработки ушел один из главных креативных директоров Тамим Антониадес, это явно сильно повлияло на разработку.
Переключение из-за отсутствия явной логики решения не ощущается как головоломка, скорей как досадное препятствие, способ растянуть хронометраж. Как и лампочки в Алан Вейк 2.
Надо уже поиграть в первую, после второй я собирался, собирался да так и не собрался.
Мысль понял. Но я имел ввиду немного другое. По-моему, Ниндзи просто добавили уже имеющуюся проблему с отцом к разрешению конфликта с Годи. И если бы на месте Сенуа был другой абстрактный персонаж (хоть бы и та же Астрид), ничего принципиально не изменилось бы.
В реале, психически нестабильный человек, полагаю, был нежизнеспособен — они отсеивались путём естественного отбора. Как вариант, такого человека принесли бы в жертву по логике, что у него какое-то неестественное поведение, а значит сильна связь с духами или тип того и значит он будет отличной жертвой.
Вообще, твоё предположение на тему сиквела, звучит интереснее того, что получилось в итоге.
Да там понятная логика. И я не знаю, что за лампочки в Алан Вейк 2. :)
Мысль понятна. Спасибо.
На мой взгляд, проблема Сенуа была комплексная, где одно проистекало из другого и наоборот. И опять же, на мой взгляд, эти вопросы были закрыты в первой части.
А здесь получается определённое натягивание совы на глобус, где проблема с отцовским абьюзом нужна как раз для красивого финала. Как по мне, отец здесь просто не нужен. Было бы ещё круче, если бы Годи сам ей в лицо кинул что-то вроде «ну давай, добей меня, стань мной!», или «ну добей меня, я уже победил!», или «всегда должен быть король Лич!» =).
И, соглашаясь с бредом борьбы абьюза на войне, не соглашусь насчёт «пощади врага, чтобы быть лучше отца». Сенуа щадит его не ради того, чтобы быть лучше отца, а именно, чтобы не стать новым Годи. Поэтому и считаю, что проблема отца здесь лишняя и выглядит натягиванием совы на глобус, в угоду продолжения линии шизы Сенуа.
Там надо было тоже менять реальность, включая-выключая свет с помощью какого-то артефакта в виде ламы (было уныло; на этом месте я бросил смотреть стрим).
У меня наоборот меньше всего претензий к боевке. Да, она однообразная донельзя, но зато отлично поставлена. Остальные аспекты игры не могут похвастаться искупающими впечатления достоинствами, только недостатками и головоломки — худшая их часть, уж лучше бы дальше искали руны или это просто был симулятор ходьбы, чем эти переключения реальности.
Идея для сиквела — то же самое, только с нормальным экшеновым геймплеем, чего от них ждали после первой части. Миллион копий обеспечен (в геймпассе, правда). Но «я художник, я так вижу».
Моё мнение — у Ниндзей не было реальной идеи для сиквела. А Майки требовали именно его. Геймплейно мне не понравилась только боёвка. Головоломки норм, только комплексности не хватает им.
Ну, равновозможно и другое — он мог уйти, так как не видел реальной идеи для сиквела, а заниматься выжиманием соков из Сенуа ему не хотелось.
Я не утверждаю, что это так. Но мотив возможный.
Сиквел не то чтобы нужен, но его можно было сделать хорошим, а его сделали плохим — плохим геймплейно, плохим с точки зрения истории, только визуал хорош. Но Нинжа делали хороший визуал и в первой части, без денег майков.