Приветствую всех!
Первую Hellblade я проходил довольно давно (примерно, когда она вышла). Но сравнительно недавно решил её перепройти. Во-первых, на носу был выход второй части. И во-вторых, GameVoice выпустили русскую озвучку, которую хотелось заценить (кстати, она весьма хороша). А совсем уж недавно добрались руки и до второй части.
Честно говоря, впечатления от игры у меня остались смешанные. Язык не поворачивается назвать её плохой, но на фоне отличной и самодостаточной первой части — теряется сама целесообразность сиквела.
Начну, наверное, с картинки. Визуал в игре отличный, но есть нюансы. И порождены эти нюансы, как мне кажется, использованием Unreal Engine 5.
Возможно, конечно, что я где-то чего-то недокрутил или перекрутил в настройках, но картинка местами довольно мыльная. Сначала я подумал, что может быть дело в технологиях масштабирования. Но включение/отключение FSR (у меня карточка от АМД) на игровое «мыло» не повлияло примерно никак. А всякие размытия в движении, как правило, я вообще убираю сразу.
Плюс расположенные далеко объекты, вроде облаков, несколько ломались по краям, выдавая всякие неправильные, для объектов данного типа, неровности. На статичной картинке скриншотов это передать трудно.
Почему я виню в этом UE5? Да по той простой причине, что это не первая игра на этом движке, где я наблюдаю проблемы подобного типа. Нечто подобное я наблюдал в Mortal Kombat 1, Flintlock: The Siege of Dawn, Black Myth: Wukong, Lords of the Fallen и возможно ещё в каких-то играх на данном движке, но где сходу не вспомню. В RoboCop: The Rogue City, кстати, вроде как подобных проблем не замечал — возможно это связано с отсутствием больших открытых для обзора пространств.
Зато с точки зрения артдизайна картинка в Hellblade II: Senua’s Saga выглядит просто шикарно, а исландские пейзажи завораживают. Но вышеозначенные проблемы (в основном мыло), несколько портят впечатление. Причём, поскольку первую часть (Hellblade: Senua’s Sacrifice) я проходил где-то около полугода назад, то могу довольно уверенно сказать, что там картинка выглядит приятнее для глаз. Странное, в общем, это пятое Анрыло.
Что касается сюжета, то он, в целом неплох, меня не покидало ощущение, что замени в этой истории Сенуа на другого выдуманного персонажа и ничего не изменится.
Голоса в её голове, здесь не выполняют такой роли, как это было в первой части. Ведь там Сенуа от начала игры и до её конца, по сути, боролась сама с собой, что выливалось в кульминацию финала, где она принимает себя (как-то так). И там эти голоса были совершенно уместны, акцентируя внимание игрока на душевной и психической борьбе главной героини. Здесь голоса остались, но особого смысла в них, я не увидел. Да, они добавляют атмосферы, но если их убрать, изменится ли что-то в игре глобально? Я не уверен.
Здесь присутствует душевная борьба Сенуа с образом её отца, в копию которого она боится превратиться, что главным образом проявляется в финале. Но замени главного героя, показав какую-нибудь предысторию, где раскрывается суть его отца и существующего между ними конфликта — что изменится?
В одном моменте, игра как будто предоставляет игроку моральный выбор, заставляя выбрать, кому из двух спутников помочь и создаётся впечатление, что второй либо погибнет, либо сойдёт с ума и нападёт на Сенуа. Я поддержал Фаргримра, но каких-то значимых последствий своего выбора не заметил. Может быть, если бы я поддержал воительницу Астрид, то результат был бы иным, но что-то я в этом сомневаюсь (кстати, пишите в комментариях, меняется ли от этого что-либо?).
Нельзя не отметить великолепную игру Мелины Юргенс, которая во второй раз играет Сенуа. Что касается остальных персонажей, то на её фоне они преимущественно выглядят слабее.
Астрид и вовсе выглядит какой-то никакой. В основном потому, что её образ, на мой взгляд, не соответствует положению в иерархии. Она выглядит какой-то ни рыба, ни мясо, а меня заставляют поверить в то, что она является вождём племени (клана или что там у них?). Я не хочу сказать, что женщина не могла быть воительницой или даже руководить кланом. Более того, есть достоверные археологические находки, подтверждающие, что такие случаи были. Но в Астрид у меня верить не получается.
Зато отличным получился образ отца Торгестра — Годи. Вот в него веришь — замечательная мразь получилась (простите за каламбур). Пожалуй, лучший из персонажей, в плане своего образа.
Теперь немного про геймплей. В своей основе, он остался тем же, что и в первой части. Мы идём вперёд, слушая наратив (от других персонажей и голосов внутри головы Сенуа), решаем несложные загадки, пытаемся не упустить секретки с лором и время от времени сражаемся на аренах.
Головоломки здесь, пожалуй, разнообразнее чем в первой части. Но поскольку игра короткая, то каждый новый тип головоломок не успевает стать сложным. Плюс не хватает их комплексности — чтобы в одной головоломке были задействованы разнотипные элементы этих головоломок. Причём, в эпизоде, где Сенуа проходит испытания некоего «сокрытого народа», есть заключительный этап, где нам фактически прямо говорят — покажи всё, чему ты научилась до этого. В этом моменте я был уверен, что меня ожидает комплексная головоломка в несколько ступеней из разных элементов. Но всё оказалось куда проще и банальнее. Мне даже обидно стало. Первая часть тоже не славилась сложностью головоломок, но мне кажется, что там они местами были всё же сложнее.
Что касается секреток с лором, то лично для меня основной проблемой стало то, что они здесь двух типов и рассказывают две истории. Суть в том, что пока доходишь до следующей такой секретки, предыдущая часть этой истории уже несколько выветривается из головы. Особенно, если проходишь игру не за один присест (что, в целом, не сложно). Таким образом, эта составляющая, можно сказать, прошла мимо меня. Насколько помню, в первой части эти истории были разделены по главам, в каждой из которых была своя коротенькая история. И это было куда удобнее для восприятия.
Ну и про игровую боёвку. Казалось бы, она сюда почти полностью перекочевала из первой части. И казалось бы, её даже упростили, так как одновременно сражаешься лишь с одним противником (остальные находятся где-то за кадром). Но при этом мне здесь было довольно неприятно именно сражаться. Особенно через парирования, тайминги которого, пройдя игру, я так нормально и не понял. При том, что в первой части у меня с ними особых проблем не было.
Более того, мне совершенно не понравилась вот эта система, где противников мне подкидывают по одному. В первой части враги тоже не сильно рвались в бой толпой, но там всё-таки нужно было как-то позиционировать себя на арене, чтобы не пропустить удар сзади. Да и второй противник вполне мог атаковать Сенуа пока она сражается с первым. Это делало схватки интереснее, даже несмотря на довольно примитивную боевую систему.
В целом, в первой части мне нравилось сражаться. И хотя отдельные схватки казались там затяжными, они всё же не сильно напрягали. Здесь же примерно половина схваток меня именно что напрягали. И напрягали они тем, что у меня просто не получалось нормально сражаться (хотя умер я за игру один-два раза, вроде как). Это может быть лично моей проблемой, но вот как-то так. В общем, сложилось такое ощущение, что в боёвке что-то сломали, из-за чего для меня она стала ощущаться сильно менее приятно. С этой позиции, я даже рад, что сражаться с врагами здесь приходится один на один (при том, что объективно мне это не понравилось).
Из того, что вызвало восторг — это «боссфайт» с великаншой Иллтаугой. Это, конечно, боссфайт именно, что в кавычках, так как непосредственно боя здесь нет. Но с аудио-визуальной и нарративной точек зрения — обставлен он так, что лично у меня этот эпизод вызвал просто неописуемый восторг.
Я после «боя» с Иллтаугой подумал — а подарит ли мне игра ещё хотя бы один эпизод, который вызовет у меня сопоставимые эмоции? К сожалению, как в воду глядел. Ничего подобного в игре дальше не было. Ощущения от схватки со вторым великаном оказались заметно слабее. А финальный бой мне и вовсе не понравился, хотя сами итоги финальной битвы с сюжетной и сценарной точек зрения воспринимаются неплохо.
И вот, когда дело подходит к выводам, я ловлю себя на мысли, что во всём своём обзоре Hellblade II: Senua’s Saga — я преимущественно ругаю игру, которая мне, в общем то, понравилась.
И дело здесь не в том, что игра плохая. Игра то, как раз хорошая. Дело в том, что ряд моментов, в ней, на мой взгляд, сделан хуже, чем в первой части.
Кроме того, я не вижу в ней смысла именно как в сиквеле истории Сенуа. Будь Хеллблейд 2 самостоятельным тайтлом, не связанным с предыдущей игрой Ninja Theory, то, на мой взгляд, и восприятие игры было бы куда лучше.
Ну и возвращаясь к выводам. Hellblade II: Senua’s Saga — это хорошая игра с рядом недостатков. Если вы играли в первую часть, я бы рекомендовал пройти и вторую хотя бы для ознакомления. Если же вы в первую не играли, то возможно вторая будет восприниматься даже лучше. Но в таком случае, после неё я бы советовал обязательно поиграть и в первую.
И кстати, если вы в первую часть играли после второй — напишите, как игра воспринимается в таком случае? А лучше, пишите свои впечатления от обеих частей и в каком порядке вы их проходили!
Пожалуй, на этом у меня всё. Спасибо за внимание.
Лучшие комментарии
Пока в процессе, но… Смысл здесь есть. В первой части у Сенуа две проблемы — так называемое клиническое горе от потери единственного луча света в жизни, парня, ставшего опорой, и абьюз отца.
И вот суть в том, что в первой части она справилась только с клиническим горем, отпустила парня, приняла его гибель и получила новую мотивацию — месть.
В сиквеле она во-первых, мстит, во-вторых, разбирается с тем, как мстит, потому что абьюз никуда не делся и диктует максимально жЫстокую и кровавую мстю, а она сопротивляется за что её ругает и голос абьюзера, и голоса сплетниц. Ну-у… Так я их про себя называю — подружки-сплетницы.
Что мне нравится? Сенуа встаёт ноги, она собранная, сильная и чем дальше, тем больше ведёт за собой. Визуальные эксперименты шикарны! Хоть я играю на карте без RTX и вообще с файлом настроек для 4Гб видеопамяти, а, значит, картинка оставляет желать лучшего.
Что мне не нравится? Как минимум идея борьбы с абьюзом в войне. Война — это место прагматичных и эффективных решений, а не «пощади врага, чтобы быть лучше отца».
Мысль понятна. Спасибо.
На мой взгляд, проблема Сенуа была комплексная, где одно проистекало из другого и наоборот. И опять же, на мой взгляд, эти вопросы были закрыты в первой части.
А здесь получается определённое натягивание совы на глобус, где проблема с отцовским абьюзом нужна как раз для красивого финала. Как по мне, отец здесь просто не нужен. Было бы ещё круче, если бы Годи сам ей в лицо кинул что-то вроде «ну давай, добей меня, стань мной!», или «ну добей меня, я уже победил!», или «всегда должен быть король Лич!» =).
И, соглашаясь с бредом борьбы абьюза на войне, не соглашусь насчёт «пощади врага, чтобы быть лучше отца». Сенуа щадит его не ради того, чтобы быть лучше отца, а именно, чтобы не стать новым Годи. Поэтому и считаю, что проблема отца здесь лишняя и выглядит натягиванием совы на глобус, в угоду продолжения линии шизы Сенуа.
Сиквел не то чтобы нужен, но его можно было сделать хорошим, а его сделали плохим — плохим геймплейно, плохим с точки зрения истории, только визуал хорош. Но Нинжа делали хороший визуал и в первой части, без денег майков.
Моё мнение — у Ниндзей не было реальной идеи для сиквела. А Майки требовали именно его. Геймплейно мне не понравилась только боёвка. Головоломки норм, только комплексности не хватает им.