11 июня 11 июн. 23 20K

Большие игры по «Доктору Кто» и откуда у них ноги растут

+33
Лучший блог недели
2000 ₽

“Доктор Кто” понемногу возвращается в мейнстрим. За последние десять где-то лет шоу немного выпало из широкого поля зрения, и обсуждать почему мы тут не будем. Я скажу лишь то, что я сериал смотрел неизменно даже в то время, которое среди некоторых фанатов считается тёмным для него. Сейчас же остается надеяться, что в ближайшие годы Шути Гатва, Милли Гибсон и сценарная работа Рассела Т. Дэвиса привлекут к сериалу больше новых зрителей.

Промо-фото выходящего в данный момент сезона "Доктора Кто". На фото Шути Гатва в роли Пятнадцатого Доктора и Милли Гибсон в роли Руби Сандэй.
Промо-фото выходящего в данный момент сезона "Доктора Кто". На фото Шути Гатва в роли Пятнадцатого Доктора и Милли Гибсон в роли Руби Сандэй.

Интереснее другое. В те годы, когда популярность сериала была на вершине, BBC не боялись развивать его вселенную в разных направлениях. Студия Big Finish, известная по выпуску различных аудиодрам, наращивали выпуск таковых про похождения Доктора, книги продолжали выходить. При вышеупомянутом же Расселе Т. Дэвисе стартовало два полноценных телевизионных спин-оффа – «Торчвуд» и «Приключения Сары Джейн». И даже после ухода Дэвиса с позиции шоураннера продвижение франшизы в новые форматы медиа продолжилось.

Если кому-то необходима справка о сериале, то давайте вкратце обсудим. «Доктор Кто» — это научно-фантастический сериал производства BBC, стартовавший в 1963 году и продолжающий выходить и по сей день. Рассказывает он о похождениях инопланетянина по имени Доктор и его товарищей по всему пространству и времени. В прошлом и в будущем они встречаются с самыми разными угрозами, как инопланетными, так и более приземленными. Хотя инопланетные, естественно, попадаются чаще.

От многих других сериалов «Доктора Кто» отличает то, что главный герой решает проблемы в основном без использования грубой силы, а посредством собственных знаний и хитрости. В этом ему помогают и спутники – обычные люди, хотя бывают и инопланетные существа, которые всё великолепие вселенной видят впервые. Спутники служат в сериале как суррогатом аудитории, поскольку, как было сказано выше, они видят представленные в сериале места впервые, так и определенным якорем для Доктора – приближают этого странного инопланетного гения ближе к людям.

Четвертый Доктор в исполнении Тома Бэйкера вел сериал с 1974 по 1981 год. Это одна из наиболее известных версий персонажа, и при этом одна из наименее близких по характеру к обычным людям
Четвертый Доктор в исполнении Тома Бэйкера вел сериал с 1974 по 1981 год. Это одна из наиболее известных версий персонажа, и при этом одна из наименее близких по характеру к обычным людям

Естественно, сериал бы не продержался на экранах шестьдесят лет, если бы в нем не менялось вообще всё. Изначальная идея, конечно, оставалась примерно одной и той же, но менялись производственные команды, сценаристы, режиссеры и композиторы. И актерский состав, естественно, тоже приходилось менять. И ладно спутники, они могли уйти так же легко, как и прийти, а для драмы спутника можно было и убить прям на экранах. А вот с Доктором пришлось выкручиваться. Был выдуман процесс регенерации – когда Доктор получает несовместимые с жизнью ранения, он может полностью вылечить себя. Только в процессе излечения инопланетянин из расы Повелителей Времени полностью меняется – причем как внешне, так и некоторыми чертами характера. В прошлом уже осталось четырнадцать Докторов, и это только основных. Сезон с участием Пятнадцатого Доктора в исполнении шотландского актера Шути Гатвы в данный момент продолжает выходить на экранах BBC и в стриминговых сервисах BBC iPlayer и Disney+.

Первые тринадцать основных инкарнаций Доктора, плюс одна особенная, появлялись в сериале с 1963 по 2022 год.
Первые тринадцать основных инкарнаций Доктора, плюс одна особенная, появлялись в сериале с 1963 по 2022 год.

Звучит глобально, но, пусть шоураннеры и отпраздновали недавно шестидесятилетие с момента выхода самой первой серии, на деле судьба у сериала была не настолько радужная. Изначально сериал был закрыт в 1989 по воле тогдашнего контроллера BBC Майкла Грейда. Не нравились ему похождения странно одетого джентльмена и его подруг по вселенной. Причем сериал то тогда был вполне себе на подъёме, а у сценариста Эндрю Картмела были масштабные планы на продолжение. Увы, дело не пошло. Но про «Доктора Кто» не забывали – выпустили в 1993 году фансервисный кроссовер с сериалом EastEnders, а в 1996 году вышел совместный с американской телекомпанией Fox телевизионный фильм. Фильм должен был стать пилотным выпуском для британо-американского возрождения сериала, но, увы, не собрал аудитории в США. Так что возрождение отложилось вновь.

Промо фильма "Доктор Кто" 1996 года выпуска. По центру – Восьмой Доктор Пола МакГанна, справа от него – Мастер в исполнении Эрика Робертса.
Промо фильма "Доктор Кто" 1996 года выпуска. По центру – Восьмой Доктор Пола МакГанна, справа от него – Мастер в исполнении Эрика Робертса.

Отложилось на девять лет. В 2005 году силами Рассела Т. Дэвиса сериал вновь вернулся на экраны. И вернулся с оглушительным успехом. В четырнадцатом сезоне именно этого перезапуска сейчас играет Шути Гатва. Хотя перезапуском называть его будет неправильно – новый сериал продолжает хронологию старого, и время от времени делает на него отсылки. В рамках фанбазы их принято называть олдскулом и ньюскулом. Имейте в виду, эти слова могут попадаться по ходу текста.

Кристофер Экклстон и Билли Пайпер – именно с них началось возрождение сериала.
Кристофер Экклстон и Билли Пайпер – именно с них началось возрождение сериала.

Что еще стоит знать – у Доктора есть определенный набор культовых врагов. Важно среди них выделить Далеков – кальмарообразных существ, перемещающихся посредством капсул в форме перечниц, которые четко нацелены на уничтожение всех рас во вселенной, кроме своей собственной; Киберлюдей – кибернетически модифицированных людей, который хотят подобным образом «улучшить» всех существ во вселенной; и Мастера, другого представителя расы Повелителей Времени, который очень уж любит тем или иным образом вставать на пути Доктора. Эта троица изначально появилась в классике, но это не значит, что ньюскул не подарил зрителям культовых инопланетных злыдней. Были Плачущие Ангелы, каменные статуи, которые не могут двигаться под взглядом другого живого существа; космические полицейские Джудуны, внешне схожие с носорогами; или Уды, предположительно дружелюбные создания с щупальцами на месте рта. Современный сериал одинаково любит как придумывать новых монстров, так и по-разному переизобретать классических. С переменным успехом.

В принципе, этого более чем хватит для того, чтобы понимать, что написано далее. Конечно, если вы знакомы хотя бы с ньюскулом, проникнуться материалом будет проще, но надеюсь предоставленного краткого синопсиса будет достаточно. А теперь возвращаемся к видеоиграм.

Конечно, вопрос, насколько идея перехода Doctor Who в формат видеоигр была близка второму шоураннеру сериала с момента его возрождения Стивену Моффату. Почти наверняка он не был против идеи как таковой, да и во всех играх, о которых здесь будет идти речь, он числится исполнительным продюсером, но о каком-то прямом участии Моффата в разработке игр речи не идёт. Тем интереснее слова второго продюсера сериала в то время Пирса Венгера. По его словам, пятый сезон «Доктора Кто», дебютный, между прочим, для новой производственной команды и нового актерского состава во главе с Мэттом Смитом, состоит не только из тринадцати телевизионных эпизодов, но и из четырех интерактивных. Этими самыми интерактивными эпизодами оказались игры из серии  Doctor Who: The Adventure Games. И подобный анонс, на самом деле, выглядел неплохой такой встряской для «Доктора Кто» в интерактивном формате.

Не так, чтобы до 2010 года игр по мотивам сериала не выходило – BBC время от времени пытались что-то сделать в интерактивном формате, причем иногда даже выходило неплохо. Да и вмешательство продюсеров и сценаристов сериала в процесс разработки тоже попадалось – текстовую адвенчуру Doctor Who and the Warlord 1985 года выпуска писал тогдашний продюсер сериала Грэхэм Уильямс, а в разработке  Destiny of the Doctors, игры 1997 года, созданной в качестве приквела к телевизионному фильму с участием Пола МакГанна, участвовал Гэри Рассел, главред журнала Doctor Who Magazine и исполнительный продюсер Big Finish Productions, студии, ответственной за выпуск множества аудиодрам во вселенной сериала. И непосредственно к Расселу мы еще вернемся, но здесь важно понимать, что случай The Adventure Games немного отличается от всех вышеперечисленных.

Кадр из игры Doctor Who: Destiny of the Doctors, 1997 год
Кадр из игры Doctor Who: Destiny of the Doctors, 1997 год

Все за счет того, что в данном конкретном случае все выглядело так, будто BBC решили очень плотно взяться за видеоигровой формат. Вышеупомянутый Гэри Рассел сел в кресло продюсера и директора озвучания, а сценаристами эпизодов были заявлен Фил Форд и Джеймс Моран, которые ранее над проектами во вселенной «Доктора Кто» уже успели поработать. С игровой стороны в кресло исполнительного продюсера был приглашен Чарльз Сессил, основатель и глава британской студии Revolution Software, которая подарила нам культовую серию  Broken Sword. Непосредственно разработка была поручена Sumo Digital, студии, уже тогда известной по своей плотной работе с Sega, к примеру. В основном они занимались тогда портированием и аутсорсом – четвертая часть вышеупомянутой Broken Sword, например, создавалась наполовину именно Sumo Digital, следовательно у компании и опыт работы в приключенческом жанре был, и с Сессилом студия уже успела поработать. А для фанатов сериала были и другие хорошие новости – Мэтт Смит и Карен Гиллан специально для игр озвучили своих же собственных персонажей из сериала, и подарят им свою внешность, музыка Мюррея Голда в игры тоже свой путь найдет, а сюжеты как будут крутиться вокруг культовых злодеев прошлого, вроде далеков и киберлюдей, так и затронут более свежие для сериала идеи – вроде более плотного внимания на сущность ТАРДИС, к примеру. В общем, картина вырисовывалась интересная.

 

Первый трейлер Doctor Who: The Adventure Games

Первый трейлер игры был показан 17 апреля 2010 года, сразу после третьего эпизода пятого сезона «Победа Далеков». И, честно, трейлер хоть и был максимально простым, но в нём было на что посмотреть. Далеки, захватившие Лондон в 1963 году, Доктор и Эми, пытающиеся держаться подальше от смертельных боевых машин, картинка, хоть и не выдающаяся, но хотя бы немного передающая внешность главных героев и важных для сериала злодеев – все вроде бы неплохо. А датой выхода был обозначен уже июнь всё того же 2010. Чудо ведь просто. Даже закулисье разработки успели показать до релиза – в передаче Doctor Who Confidential, которая как раз и была посвящена процессу производства сериала. То есть, да, четыре эпизода The Adventure Games в то время явно считались важной частью канона сериала, и были неразрывно связаны с его мифологией. Соответственно, вопроса касаемо данных игр встает два. Первый – справляются ли они с тем, чтобы быть важной или хотя бы увлекательной частью истории сериала, дарят ли игрокам достаточно захватывающие приключения Доктора и его спутницы? И второй – представляют ли эти эпизоды из себя хоть что-нибудь достойное именно с точки зрения фаната видеоигр?

И со вторым вопросом разобраться немного проще – как минимум за счет того, что все четыре эпизода геймплейно выстроены по единой формуле. Doctor Who: The Adventure Games это трехмерные адвенчуры консольного формата. А это в свою очередь значит прямое управление персонажем, ограниченные возможности взаимодействия с окружением, не слишком большой инвентарь, плюс почти всегда в формулу включаются еще и элементы экшен игр. И тут стоит понимать, что в 2010 году Telltale Games всё еще занимались полноценными приключенческими играми и не переключились на формат так называемого «интерактивного кино». Даже  Back to the Future: The Game не успела добраться до прилавков. Тем интереснее, что относительно  Sam and Max: The Devil’s Playhouse и  Tales of Monkey Island, крупнейших проектов Telltale того периода, Doctor Who выглядит во много раз проще.

В рамках стандартных игровых ситуаций Доктор может бегать, взаимодействовать с активными объектами и использовать на этих объектах предметы из очень маленького инвентаря. Эми, которая попадает время от времени под контроль игрока, умеет абсолютно то же самое, только в её инвентаре по умолчанию нет звуковой отвертки, универсального гаджета Доктора, который помогает ему открывать замки и взламывать компьютеры. Идейно попадает в концепт point’n’click адвенчур, только упрощенный донельзя. Соответственно упрощено управление – управляется персонаж стрелочками, камера крутится мышью, инвентарь открывается буквально одной кнопкой.

Вообще, подход очень странный – игра же не выходила на консолях, зачем так городить управление? Но, ладно, может так в Sumo Digital хотели приблизить The Adventure Games к тем же играм от Telltale или даже полноценным Action-Adventure. Сами посудите – камера, в отличии от той же Tales of Monkey Island, здесь не фиксированная, а висит постоянно за спиной играбельного персонажа. Да и в геймплей некоторых элементов более крупных по формату игр тоже добавили. К сожалению или к счастью.

Потому что одной из самых часто используемых механик в рамках The Adventure Games является стелс. Что, в теории, Доктору подходит – он не любит идти лоб в лоб на тех же Далеков, а предпочитает либо обходные пути, либо заговаривать врагам их возможно несуществующие зубы. Но в рамках приключенческой игры реализовать второй вариант, да еще так, чтобы игрок не заскучал, невероятно трудно. Так что, да, довольствуемся стелсом. Ну как довольствуемся. Продираемся через него, отчаянно ругаясь, скорее.

В некоторых моментах так, во всяком случае. Потому что по факту стелс рудиментарный – знай себе, перебегай из укрытия в укрытие, не попадаясь в зоны видимости противников. Эти самые зоны еще и отмечаются графически, так что всегда примерно понятно, куда именно нельзя идти. Я говорю примерно, потому что иногда, если подойти достаточно близко, враги начинают вас слышать и резко разворачиваются в вашу сторону. Даже если вы стоите и ничего не делаете, к примеру. А если вас обнаружат – то говорите привет последнему найденному чекпойнту, ведь после гибели игра вас именно туда и откинет.

А еще иногда вы бегаете по уровням не в одиночку. Далеко ходить не надо – самое начало первого эпизода дает нам в управление Доктора, за которым хвостиком ходит Эми. Так вот, Эми воспринимается противниками в таком случае как вполне себе вражеский объект. Так что, если вы за Доктора успели-таки попасть в укрытие, но Эми своими длинными ногами попала в поле зрения далека, то почти наверняка пиши пропало. Происходит такое, слава богу, нечасто, адаптироваться к этому не так уж и сложно, а общая легкость стелса и достаточно частые чекпойнты нивелируют даже эти недостатки. Правда нивелируют тем, что стелс-сегменты проходить становится попросту неинтересно, так что размен выходит так себе.

Ладно, Доктор у нас не экшен-герой, да и Карен Гиллан пока играет не инопланетную робонаемницу, так что многие проблемы тут придется решать головой. И вот в плане чистокровных головоломок The Adventure Games, конечно, ощущается бедновато. Основные задачи здесь решаются простым поиском предметов в ограниченных по размеру локациях. Комбинировать самостоятельно предметы не приходится, да и зачастую прямым текстом обговаривается заранее список предметов, которые нужно найти.

Правда немного поломать голову все равно придется. Так зачастую для соединения предметов между собой или взлома компьютеров звуковой отверткой придется пройти несложную миниигру. Типов миниигр немного – на четыре эпизода вариантов пять наберется от силы. А тех, над которыми придется думать – так вообще один. Большинство же из них — это простейшие забавы по типу «выбери правильный узор», «введи продемонстрированный код» или «проведи мышкой по лабиринту, не касаясь стен». Занять время сойдут, но каких-то особенных усилий от игрока не потребуют.

Но иногда игре есть и чем порадовать. Редко, да, но все же. Так второй эпизод предлагает нам не убегать от киберчеловека в один момент, а нейтрализовать его, использую подручные средства. Паззл несложный, но заставляет немного подумать, и моментами даже понервничать. Третий эпизод так вообще, как одна большая головоломка – там нужно будет изучать механизмы ТАРДИС, и использовать их по назначению. И вот именно такого и хотелось бы видеть больше – такой формат взаимодействия со вселенной «Доктора Кто», который невозможно получить никаким другим способом!

Тут, правда, есть и еще одна мелочь. Приятной её, правда, назвать не могу, потому что это будет чистой ложью. В эпизодах есть собираемые предметы – карточки с информацией о сериале, и факты – как исторические, так и, опять же, касающиеся сериала. И вот со вторым все еще довольно неплохо –некоторые вещи при исследовании локаций окрашиваются в фиолетовый, и если их использовать, то можно прочитать какую-нибудь справочную информацию. Интересна она будет или нет – это решать вам, но информация почти всегда тем или иным образом релевантна тематике или временному периоду конкретного эпизода.

А вот с карточками полный раздрай. Они тоже делятся на два типа – карточки с мармеладками, и на остальные. С первыми все понятно – это отсылка на привычку Четвертого Доктора предлагать мармеладки друзьям и противникам, тут вопросов нет. А вот к стандартным карточкам куча вопросов. Вот, например, если в эпизоде центральную роль играют киберлюди, а сам он проходит на заснеженной станции, какие интересные факты из истории сериала в этот эпизод стоило бы поместить, как вы думаете? Лично я, даже со своим крайне ограниченным знанием классики сериала, вспоминаю финальную историю с Первым Доктором «Десятая Планета», и культовую для многих фанатов, и конкретно Мэтта Смита «Гробницу Киберлюдей» времен Второго. В карточках можно было бы рассказать о событиях эпизодов, о Мондасских киберлюдях, о Бэне и Полли, о Джейми и Виктории, да просто о Первом и Втором Докторе в конце то концов.

Но, увы, ход мысли у разработчиков был иной. Карточки в The Adventure Games абсолютно никак не связаны с тематикой эпизодов. Более того, большая часть из них сконцентрирована на новой эре сериала, которую большинство игроков наверняка уже видело. И это решение меня коробит больше всего – можно же было за счет подобных секретов знакомить игроков с классикой. Да даже черт бы с ним с соответствием сеттингу, добавили бы просто побольше отсылок к классическому сериалу. Но, увы.

Назрин Чандри – персонаж двухсерийки о силурианцах из пятого сезона ньюскула. Какая у неё связь с комнатой Доктора в ТАРДИС?
Назрин Чандри – персонаж двухсерийки о силурианцах из пятого сезона ньюскула. Какая у неё связь с комнатой Доктора в ТАРДИС?

Ладно, что у нас в итоге по геймплею. Как Action-Adventure эпизоды не работают, потому что экшена тут минимум, а приключения представляют из себя пробежку из точки «А» в точку «Б». Иногда еще и обратно. Как классическая адвенчура тоже не особо работает – головоломки тут простейшие, а интерактивных диалогов минимум. Как интерактивное кино – ну, это можно еще рассмотреть. А для того, чтобы игра работала таким образом, нужны достойные сценарии и их подача на экране. И вот тут есть смысл рассмотреть каждый эпизод по отдельности. И, представьте себе, не только по самым очевидным причинам.

The Adventure Games совершает одну из самых опасных для сериального формата ошибок – ставит свой самый слабый эпизод первым. City of the Daleks начинается, конечно, интригующе – Доктор с Эми прибывают в Лондон шестидесятых для того, чтобы посмотреть на The Beatles. Только ни Битлов, ни даже Лондона в привычной его форме они не видят. Город разрушен, людей на улицах не наблюдается, а по округе шатаются давно известные всем далеки. Как они оказались на Земле в шестидесятых, что им нужно, и как вернуть ход истории на круги своя – вот главные вопросы первого эпизода.

К завязке вопросов нет – звучит эпично и интригующе. А вот ко всему остальному – вполне. Большую часть эпизода история стоит на месте – раз в минут десять происходит какое-то одно событие, которое переносит в другую локацию, но на протяжении этих самых десяти минут считай ничего и не происходит. Причем чисто идейно тут вещи происходят интересные – Доктор с Эми отправляются из Лондона на полуразрушенный Скаро, родную планету далеков, которую в перезапуске сериала на тот момент еще не показывали. Они встречаются с императором и не позволяют тому отправить далеков на Землю через портал времени. Тоже ведь идейно неплохо. Только вот этими двумя предложениями я описал почти весь сюжет City of the Daleks.

Есть дополнительные мелочи, конечно. Чтобы понять план далеков, придется взломать их системы, так еще из-за изменений в истории положение Эми в реальности не особо то и стабильное, и ей нужно бы помочь. Но это воспринимается как отступления от центральной истории, и сюжету как таковому почти ничего не несут. Несут геймплею – ведь для того, чтобы собрать прибор, удерживающий Эми в реальности, например, нужно найти три других элемента. А это значит, что придется побегать по локации, прячась постоянно от надоедливых далеков. Может еще какую мини-игру пройти заодно.

Но ладно сюжет, ладно игровой процесс, так эпизод еще и озвучен из рук вон плохо. Ни и Смита, ни у Гиллан работ в индустрии озвучания до Adventure Games не было. И это чувствуется. Карен звучит еще более-менее как Эми, только более деревянно. А вот Смит будто бы немного не понимает, в какое настроение должен попадать его персонаж. Доктор здесь довольно часто говорит на пониженных тонах – что для Одиннадцатого Доктора обычно было признаком плохо скрываемой злости. Но тут этого нет, и Смит будто бы говорит таким образом просто из-за того, что побаивается повышать голос в студии. А режиссеры озвучания, видимо, не увидели в этом проблемы. И я не просто так говорю, что именно этот эпизод озвучен плохо – последующие истории будут выполнены заметно лучше. Причем, как ни странно, по всем фронтам.

Так Blood of the Cybermen чисто в плане темпа уже выполнен заметно лучше. История выстроена проще – есть арктическая база, которая пострадала от нашествия киберлюдей. Задача Доктора проста – помочь выжившим людям, не дать наполовину превращенному человеку окончательно превратиться в киберчеловека, и найти источник предположительного вторжения. Масштабы куда меньше, но в данному конкретном случае это идет истории на пользу – нет ощущения, что история бежит вперед в попытке показать как можно больше. И если City of the Daleks за счет этого не уделял достаточно времени ни одной из конкретных локаций или сюжетных моментов, то Blood of the Cybermen движется вперед четко и размеренно.

То есть – эпизод начинается с того, что Доктор и Эми спасают просто одного сбежавшего с базы ученого, и тот уже рассказывает о том, что именно произошло. И даже так, его рассказ не раскрывает сразу всей ситуации на станции, и Доктору с Эми придется еще неплохо так поработать для того, чтобы выяснить все подробности. Финал у эпизода, конечно, всё еще ощущается резким – Доктор опять всех спасает одним движением звуковой отвертки, да и половина эпизода уходит на поиск компонентов для очередного устройства, но чисто наблюдать за развитием истории было хотя бы немного, но интересно. Что, впрочем, не сделало Blood of the Cybermen хорошей историей по меркам «Доктора Кто». А особенно его эталонного пятого сезона.

А вот к третьему эпизоду, лаконично названному TARDIS, отношение чуть более сложное. Тут штука просто такая, что истории в нём минимум, но её концепт просто работал бы в рамках сериала совсем по-другому. То есть в рамках игрового формата это делает третий эпизод наиболее ценным из всех. В определенном роде, конечно же.

Чисто по завязке тут в принципе все достаточно неплохо, задумка как минимум оригинальная – ТАРДИС в очередной раз неплохо так тряхануло во время полета, только в этот раз самого Доктора выкинуло из будки. Теперь только Эми может помочь ему вернуться в ТАРДИС или хотя бы просто не умереть, витая в открытом космосе. А для этого придется быстро научиться управлять хотя бы некоторыми вещами в ТАРДИС, и хотя бы немного научиться ориентироваться в её бесконечных коридорах.

Чисто в теории в сериале данная задумка вполне могла бы сработать – либо как мини-эпизод для DVD, либо, если расширить сюжет, то мог бы получиться неплохой филлер с Эми на главной роли. Просто сюжета в TARDIS минимум, этот эпизод практически полностью ориентирован на геймплей. И, что самое важное, какой геймплей – вам позволят прогуляться по ТАРДИС и потыкать в различные механизмы на её панели управления. И с "погулять" тут всё очень плохо – кроме центральной комнаты вам разве что покажут кабинет Доктора, больше ничего. В нём, правда, будут лежать различные приятные мелочи, из которых можно будет почерпнуть различные факты из истории сериала, но в любом случае, внутреннего убранства ТАРДИС нам покажут маловато.

А вот с панелью управления все куда интереснее. Эми придется самой разбираться в том, какие механизмы за что отвечают, а ближе к финалу ей придется еще и запустить ТАРДИС в полет своими руками! И вот это как раз пример того, ради чего имел смысл делать игру про Доктора Кто, подарить игрокам возможность если и не своими руками прикоснуться к столь культовым в мире сериала вещам, то хотя бы покликать по ним мышкой.

Но, как и всегда, есть «но». Большая часть эпизода состоит из головоломок с интерфейсом ТАРДИС и уже привычных к этому моменту миниигр по типу «соедини точки между собой». Все было бы неплохо, но в один момент игра заставит Эми пройти тест на знание событий сериала. И это было бы даже не слишком плохо – ведь всю необходимую информацию можно было найти в комнате Доктора раньше. Но игра даже не пытается сделать тест хоть сколько-нибудь соответствующим логике сериала. Проще говоря – некоторые вопросы там строятся не в форме «Как называлась планета, на которой Доктор впервые встретил киберлюдей?» а в формате «Как назывался первый эпизод с участием киберлюдей?». После этого и другие, чуть лучше построенные, вопросы воспринимаешь как тест из интернета, а не как происходящее внутри сериала. Неужели настолько сложно было написать текст хотя бы немного иначе и не ломать непонятно зачем четвертую стену?

Четвертый эпизод интригует. Как-никак тут появляется Вашта Нерада – не самая популярная, но все еще культовая раса сериала. Плотоядные тени появлялись в четвертом сезоне сериала в 2008 году и были продуктом воображения Стивена Моффата, который умеет заставлять людей пугаться обыденных вещей. В сериале Вашта Нерада не появлялась как раз с 2008, тем удивительнее увидеть её здесь.

Кроме этого, правда, четвертому эпизоду удивить нечем. История проста, как три копейки – Вашта Нерада поселились на подводной базе, и людей с этой базы нужно спасти. Причем конкретно Shadows of the Vashta Nerada явно растянута геймплейными элементами. Пробегитесь в одном коридоре, нажмите кнопку, потом убегите в другое место, поверните там вентиль, поговорите с одномерным раздражающим персонажем, после чего вернитесь к первой кнопке. В последней четверти эпизод выправляется, появляется какая-никакая интрига, и даже разнообразие геймплейных ситуаций, что в рамках предыдущих эпизодов было редкостью. Насколько этого достаточно – вопрос другой, конечно. Но хоть напряжение эпизод создает умело, чего не отнять.

И что же в результате? А ничего особенно выдающегося, увы. Первый, с позволения сказать, сезон Doctor Who: The Adventure Game не предложил игрокам и фанатам сериала ни выдающегося игрового опыта, ни хоть сколько-нибудь хороших историй. До сих пор многие фанаты пропускают интерактивные эпизоды в пользу аудиоприключений от Big Finish, например. Работники которой, кстати, принимали участие и в работе над игрой, в основном в качестве актеров озвучки. И качество этой самой озвучки, кстати, скачет от эпизода к эпизоду, даже без учета явно развивающихся по ходу игр умений Мэтта Смита и Карен Гиллан.

Так поневоле задумаешься – а как так вышло вообще? Команда то была собрана достойная – Джеймс Моран писал в 2008 году великолепный эпизод «Огни Помпеи» для Доктора Дэвида Теннанта, а Фил Форд активно работал с Расселом Т. Дэвисом над спин-оффами «Торчвуд» и «Приключения Сары Джейн». Чарльз Сессил уже делал достойные консольные приключения в своей Revolution Software – посмотрите хоть на  третий Broken Sword. А Sumo Digital делали отличные игры, красивые и с достойным геймплеем. Они даже последовательных релизов добиться не смогли – если второй эпизод вышел через две недели после первого, то третий уже через два месяца после второго, в августе. И для понимания, четвертый эпизод стал доступен только в декабре 2010 года. И вот что им всем помешало умело скоординироваться и выдать достойную игру?

Я бы предположил, что ответ кроется где-то в BBC. Нет, ответственности с причастных людей и студий я снимать не собираюсь, они явно в процессе разработки где-то и довольно часто, видимо, делали шаги не туда. Но и BBC вряд ли хотела видеть в тот момент полноценные игры в привычном для нас с вами понимании. Тут важно понимать, что для жителей Великобритании эпизоды были бесплатными – их можно было скачать с сайта BBC и спокойно поиграть. И отчасти в BBC игры рассматривались еще и как обучающие – научи ребенка пользоваться компьютером, пускай поищет в процессе разные факты об истории Великобритании, так еще и любимый сериал в основе игры лежит, что еще нужно. Из-за этого наверняка пострадал как раз геймплей. А сценарии – ну, иногда и умелые авторы бьют мимо, что уж поделать. Так что, не знаю как вы, а я не буду слушать продюсеров «Доктора Кто», и не буду портить идеальную картину моего любимого пятого сезона этим недоразумением.

Но BBC только на этом останавливаться не планировали.

Второй сезон был запущен в производство не сильно позже первого. Хотя сезон это конечно громко сказано. В октябре 2011 вышел один эпизод, после чего, в начале 2012 BBC объявили о прекращении разработки и переключении на другой формат в рамках видеоигр. Но это мы обсудим чуть позже. Пока давайте глянем на единственный эпизод второго сезона, созданный, между прочим, все той же командой разработки, и попробуем разобраться, вынесли ли разработчики какие-нибудь уроки после первого сезона.

И давайте я сразу же отвечу на свой же вопрос – да, вынесли. Причем еще какие. Потому что The Gunpowder Plot абсолютно по всем фронтам обходит первые четыре эпизода. Здесь достаточно сложная история, больше геймплейных элементов и свободы исследования, да даже озвучка лучше. Но, давайте рассмотрим все это по отдельности.

Итак, первый сезон The Adventure Games располагался в районе пятого сезона сериала – если быть точным, между эпизодами «Винсент и Доктор» и «Квартирант», десятым и одиннадцатым соответственно. Со вторым сезоном игры ситуация аналогичная – его события происходят после десятой серии сезона «Девочка, которая ждала» и одиннадцатой «Комплекс Бога». Следовательно, здесь у нас Доктора сопровождает уже не только Эми, но и её муж Рори. Озвучен здесь он Артуром Дарвиллом, который сыграл Рори в основном сериале, и озвучен хорошо, тут претензий никаких. Претензии к его модели – лицо Рори тут как будто из пластилина лепили, и то по памяти. И на добивочку, у Рори тут какие-то абсолютно мертвые глаза, что совсем не попадает в экспрессию Дарвилла в сериале, и не соответствует сухому и слегка циничному характеру персонажа.

Троица летит. Просто летит в ТАРДИС в поисках приключений. Но приключения находят наших друзей раньше – в ТАРДИС врезается другой инопланетный корабль. И мало этого, после аварии внутри ТАРДИС появляется странный разлом, энергия которого приводит Доктора и товарищей в Лондон. Четвертого ноября 1605 года.

Пришло время исторической справки. Да, представьте себе, предыдущие четыре эпизода на удивление не использовали исторические события в сюжетах своих эпизодов, хотя для относительно обучающих игр это было бы ой как полезно. А вот пятый эпизод пусть и не сразу, но обозначает перед нами, что события игры происходят прямо в день исполнения «порохового заговора» Гая Фокса. Оттуда и название. Но в массовой культуре имя Гая Фокса ассоциируется в основном с культовой маской главного героя комиксов и фильма «V – значит Вендетта». А в рамках истории оригинальный заговор был не менее интересным.

Как мы все знаем, церковь Великобритании уже многие века существует отдельно от традиционной Католической церкви. Не совсем так, конечно – англиканство это лишь одна из ветвей протестантизма, направления христианства, которое возникло в качестве ответа на различную критику католицизма. И история возникновения этой церкви связана с огромным количеством гражданских волнений во множестве стран Европы. И Великобритания исключением не была.

В конце XVI века монархи Великобритании то отходили от власти католической церкви, то наоборот, пододвигали страну поближе к Риму. Но реформы Елизаветы I и её последователя Якова I вызвали особо мощные волнения в народе. Почему? Да потому что их действия поощряли в основном переход в протестантскую веру, а права католиков зачастую ущемлялись. В 1604 году дело дошло даже до показательных казней, что для некоторых знатных представителей католической веры стало последней каплей. В мае 1604 года под руководством Роберта Кейтсби был организован заговор – план избавиться от свежеиспеченного короля, и вернуть католикам их законные права. Изначально заговорщиков было пятеро, и одним из них как раз и был Гай Фокс. План был прост – организовать убийство короля посредством взрыва Палаты Лордов с помощью заложенных в подвалах бочек с порохом. Оттуда пришло и название «Пороховой Заговор».

Портреты заговорщиков "Порохового заговора". Обратите внимание – Гай Фокс здесь подписан как "Гвидо Фокс"
Портреты заговорщиков "Порохового заговора". Обратите внимание – Гай Фокс здесь подписан как "Гвидо Фокс"

Почему же известен из всего заговора именно Гай Фокс? Все очень просто – большинство заговорщиков за несколько дней до планируемого теракта отправились в графство Уорикшир, в котором позиции католиков были наиболее сильными. Фокс же остался в Лондоне, и был задержан властями на предполагаемом месте преступления. Заговорщиков нашли в последствии всех, но имя Фокса осталось в истории. Как дата предполагаемого теракта – 5 ноября. Remember, remember the fifth of November, как говорят в Ночи Костров в Великобритании.

Так вот, Пороховой Заговор в Докторе Кто стал еще более запутанным. Потому что не только угнетенные католики здесь участвуют в заговоре. В процессе поиска следов таинственной сущности, которая изначально и врезалась в ТАРДИС, Эми и Рори подслушивают собрание заговорщиков, среди которых присутствует некая леди Уинтерс. Что явно не соответствует историческим документам – заговорщиками были только мужчины. Каковы шансы, что она связана с той самой инопланетной силой – это и придется выяснить Доктору с друзьями.

В первых четырех эпизодах подобная информация была бы важной частью сюжета, каким-то мощным сюжетным поворотом, на котором потом держался бы весь эпизод. Но The Gunpowder Plot совсем другой. Свои тайны и внутренние зацепки он раскрывает постепенно, и интригу держит достаточно долго. И, честно, местная история довольно сильно интригует, особенно когда в конфликте помимо трёх существующих сторон возникает еще и четвертая. За счет подобного построения сюжета выросла и продолжительность эпизода – если каждая из частей первого сезона проходилась максимум за час, то The Gunpowder Plot может спокойно занять все три. Вырезать из игры всю ненужную беготню и головоломки – и вполне получится неплохая двухсерийка, которая не слишком бы сильно испортила тот же шестой сезон.

Благо и беготню вырезать не слишком то и хочется. Конечно, геймплей здесь все еще немного дубовый, но в игровом процессе стало куда больше разнообразия и, с позволения сказать, смысла.

Давайте поясню подробнее. Как оно было раньше – герои проговаривают, что им нужно сделать, вы бежите в нужную точку, возвращаетесь обратно, возможно решаете простейшую головоломку. Повторять до конца эпизода. The Gunpowder Plot не такая. Вот ставит вам эпизод задачу, и всё, думайте сами, как её решать. Тем более, что локации в игре стали больше, на них появилось больше активных точек, и, соответственно, цепочки решения выставляемых задач стали заметно длиннее. К примеру, в один момент игра говорит – надо втереться во внимание к заговорщикам. Кто они – выясняйте сами. Что им нужно – разбирайтесь. Как это сделать – думайте. Причем ход мышления здесь почти всегда максимально прост и логичен, но всё еще заставляет хотя бы немного пошевелить мозгами.

Даже более-менее линейные моменты разнообразили. Появилось больше мини-игр, головоломки по формату «закрытой комнаты», даже одна диалоговая задачка на месте. Есть и стелс, но он тут немного проще, да и под конец эпизода у всех трех играбельных персонажей возникает возможность нейтрализовывать некоторых противников своими силами. То есть The Gunpowder Plot это шаг вперед, причем очень мощный, и по всем фронтам. Кроме разве что картинки и озвучания – Карен Гиллан тут самое слабое звено, увы, а движок не стал выдавать картинку хоть сколько-нибудь более приемлемую. Но фанат сериала может поиграть в The Gunpowder Plot и получить удовольствие. Причем даже немало удовольствия. Не фанатам сериала, правда, соваться сюда толку минимум.

Но, как мы выяснили выше, закрепить успех у Sumo Digital и компании не вышло. BBC прикрыла проект The Adventure Games, и решила перейти к более масштабным видеоиграм. И явно решила рвануть с места в карьер – наняли сценариста Big Finish Дэвида Брайера, заручились поддержкой игрового подразделения Sony, а для разработки наняли студию не слишком крупную, но уже довольно плотно знакомую с тонкостями разработки для PlayStation 3 и PlayStation Vita.

В 2008 году бывшие сотрудники EA и Psygnosis, студии, плотно аффилированной с Sony, основали студию Supermassive Games. Они сразу заключили соглашение все с той же Sony для работы над играми для её консолей. Так первой работой Supermassive Games стала помощь Media Molecule в работе над DLC для Little Big Planet. Это обеспечило студии достойное существование, и в рамках все того же контракта студия заключила соглашение с BBC на разработку игр по мотивам их интеллектуальной собственности. Эксклюзивно для консолей Sony, естественно. Так в 2013 студия выпустила игру по мотивам «Прогулок с Динозаврами» эксклюзивно для PlayStation Move. Но это был второй проект для BBC – первым как раз стала игра по мотивам «Доктора Кто».

Не могу сказать, насколько был большой бюджет у The Eternity Clock – именно такой подзаголовок получила игра, но с первых кадров заметно, что в картинку усилий было вложено куда больше, чем в тех же The Adventure Games. Игра выглядит четче, анимации смотрятся приятнее, а Доктор Мэтта Смита чуть больше походит чертами лица на свой реальный прототип. Конечно, уровень детализации не слишком прям высокий, но наблюдать за игрой достаточно приятно. И не только в рамках изредка попадающихся катсцен.

Почему изредка? Ну, потому что The Eternity Clock довольно сильно отличается от The Adventure Games по жанру. Там у нас было интерактивное кино, а здесь – кинематографичный платформер. Для ликбеза – таким словосочетанием называют игры, аналогичные по формату прохождения Prince of Persia или Flashback. То есть, технически это вполне себе платформер, беготня по уровням и прыжки в нём занимают немалую часть игрового процесса, но процесс прохождения связан с исследованием локаций, решением пространственных головоломок и поиском путей, которые позволят продвинуться вперед. В добавок к этому, важную часть идентичности кинематографичных платформеров составляет их визуальная часть, а особенно анимации. Поэтому как раз те же Flashback или Another World использовали для работы с анимацией технику ротоскопии – отрисовывания кадров с реальных съемок на бумаге для последующего создания реалистичных спрайтов.

The Eternity Clock ротоскопом похвастаться не может. Но может похвастаться честным и довольно неплохим Motion Capture. Причем с участием непосредственно Мэтта Смита. Да, он тут вернулся к озвучиванию своего же персонажа, равно как кое-кто еще из знакомых фанатам сериала актеров. Да, мы тут остаемся без Эми и Рори, увы. Но один Доктор все равно не останется, что будет важно как для истории, так и для геймплея.

Который в рамках установленного формата достаточно неплохо выполнен. Доктор довольно быстро прыгает, реалистично прыгает и забирается на различные препятствия, лазает по трубам и тянет рычаги, все в рамках нормы. Оружия, понятное дело, у него нет, но есть верная звуковая отвертка, которой здесь находится достаточно много применений. Это одновременно и сканер, который позволит игроку не тратить время на поиск активных объектов, и инструмент для открывания запертых дверей, и хакерский инструмент, и много еще что. И, честно, играть поначалу очень приятно – управление отзывчивое и удобное, кнопки все расположены логично, а использование отвертки повещено на правый стик, что в рамках 2.5-D игры выглядит как единственно верное решение.

Но не проходит и получаса, так Доктор отходит временно на второй план. В руки игрока попадает таинственная женщина Ривер Сонг, которую водоворот событий притягивает вплотную к Доктору. Принцип геймплея за неё практически такой же, только женщина она у нас боевая, и марать руки ей не в первой. Таким образом её главным оружием является вполне себе полноценный бластер, а ничего не подозревающих противников она может вырубать посредством своей галюциногенной помады. Ей и придется по первой пользоваться, ведь в начале своей первой миссии Ривер занимается одним из своих любимых дел – бежит из тюрьмы «Стормкейдж». Следовательно, бластер ей лишь предстоит найти, а вблизи охранники тюрьмы, как ни странно, не особо хотят целоваться с женщиной, чью роль сыграла Алекс Кингстон. Хотя, казалось бы. Следовательно, да, придется продвигаться по стелсу.

И с этим у игры есть проблемы. Стелс в The Eternity Clock одновременно несправедливый и при этом невероятно простой. Несправедливый по той причине, что иногда враги могут вас спокойно увидеть, когда вы стоите за укрытием, и начать стрелять. Да, тут стоит понимать, что несмотря на двухмерную перспективу, игра моментами механически работает в трех измерениях. Противники могут ходить вглубь экрана, а скрываться от стражей или Далеков вам зачастую придется, находясь на переднем или наоборот заднем плане относительно них. Не так, чтобы это было какой-то прям уникальной находкой в жанре, но разбавляет игровой процесс неплохо, сказать нечего. Другое дело, что даже если враги вас заметят, убежать от них, не получив совершенно никакого урона, это задача раз плюнуть. С некоторыми, вроде силурианцев, которые могут ударом своего длинного языка отравить главного героя, дело может обстоять чуть сложнее, но не настолько, чтобы особенно сильно переживать об этом.

Но благо стелс не занимает слишком много игрового времени, следовательно, не успевает и надоесть. Тут и без этого есть чем заняться – придется и пространственные головоломки с ящиками порешать, вскрывать двери, снимать фильтры восприятия, взламывать компьютеры, перенастраивать системы газопровода и прочее. На каждую из этих активностей, кроме, естественно, платформенных паззлов, выделено по одной или по две мини-игры. И вот как раз с чем проблем минимум, так это с платформингом – как я и говорил выше, управление в игре отличное, и максимум, во что можно упереться по ходу прохождения, так это в Ривер, которая в моменты ваших побегушек вместе откажется тянуть необходимый для продвижения вперед рычаг. А вот мини игры тут варьируются от нормальных до вызывающих серьезные вопросы.

Вот есть стандартная «попади в заданную частоту», которая тут проходится максимально быстро, и иногда попадается в достаточно напряженных ситуациях. Есть простейшая мини-игра с клапанами – нужно открыть нужные клапаны для того, чтобы в определенных местах присутствовало или отсутствовало давление. Причем, что важно, загадки расположены логично – если вы занимаетесь электричеством, то вам придется выстраивать электрические цепи от одной лампы до другой, если нужно взломать компьютер – то вам потребуется выстроить из блоков мостик от одного края сети к другом. Но почти к каждой, кроме той самой «найди частоту», есть вопросы.

Во-первых – во многих из них попросту мало паттернов. Взлом компьютеров попадается в игре от силы раза четыре, и в двух из этих случаев игра предлагает одну и ту же вариацию паззла, вплоть до каждой мелочи. Мини-игра с клапанами попадается заметно чаще, но там и паттернов три от силы на всю игру. Электрические цепи выстраивать не слишком удобно, а времени на попытку игра дает мало, так что больше времени ожидаешь благоприятных условий, чем непосредственно решаешь задачу. А есть мини-игра про файервол, где нужно активировать ворота, чтобы блокировать отрицательные потоки энергии. И она абсолютно сломана. Иногда ворота закрываются, а иногда нет, иногда они пропускают через себя отрицательные потоки, иногда необходимая вам энергия не проходит через открытые ворота. А ведь под конец игры конкретно эта мини-игра попадается крайне часто.

И вот вроде есть за что похвалить The Eternity Clock. Приятный платформинг, обилие разных видов миниигр, большая часть из которых вполне себе неплохие, приятная прогрессия сложности в процессе прохождения. Картинка неплохая, озвучка очень хорошая, хотя отсутствие Николаса Бриггса, многолетнего голоса Киберлюдей и Далеков, вызывает вопросы. Но моментами игра неимоверно раздражает, и кажется просто сломанной. Черт поймешь как работающий стелс, недоработанные, а моментами и совсем поломанные механики, баги и недоработки, торчащие в разных местах. К финальному боссу игра меня уже утомила – а ведь занимает она от силы шесть часов.

Финальный босс баллов игре не прибавил – он очень долго уничтожается, и требует моментами совсем уж резкой реакции.
Финальный босс баллов игре не прибавил – он очень долго уничтожается, и требует моментами совсем уж резкой реакции.

Кстати, заметьте, что я ничего не сказал про сюжет. А все, потому что про него и сказать то нечего. Такое ощущение, что сценарист набрал тропов и пришельцев из разных эпизодов сериала, скомкал между собой, раскидал им части могущественного артефакта, того самого Eternity Clock, и заставил Доктора с Ривер их собирать. Пару носит по времени и пространству по мановению звуковой отвертки сценариста, а когда история достигает хотя бы какой-то кульминации – игра заканчивается. И, да, продолжения местной истории на свете не существует. Да и вряд ли оно кому-то нужно.

В общем, как игра, The Eternity Clock смотрится небезынтересно. У нее неплохой левелдизайн, приятный основной геймплей и в неё большую часть времени попросту приятно играть. Хоть чисто геймплейно звезд The Eternity Clock не хватает. Но в остальном тут особо не за что зацепиться. Это не плохая игра, какими были первые эпизоды The Adventure Games. Но удовольствия от неё получаешь куда меньше, чем от The Gunpowder Plot. Та игра ощущалась как неплохой интерактивный эпизод «Доктора Кто». The Eternity Clock же – средний платформер, в котором от Доктора Кто, считай, только эстетика. А ведь, если верить ранним обзорам, у игры и техническое состояние на релизе было отвратительным. И ведь даже сейчас она выполнена далеко не идеально. Что же было на релизе.

И после прохладного приема BBC отменили планы на будущие крупнобюджетные игры. История The Eternity Clock осталась незакрытой, а Supermassive Games после выпуска вышеупомянутой игры по «Прогулкам с Динозаврами» для PlayStation Move перешли к разработке Until Dawn. А с The Eternity Clock в лету канули и консольные игры по Доктору Кто. На некоторое время, во всяком случае. В 2019 году для VR систем вышла The Edge of Time – игра с участием Тринадцатого Доктора в исполнении Джоди Уиттакер, а двумя годами позже, уже за пределами VR вышел её сиквел The Lonely Assassins. Сейчас в видеоигровом пространстве «Доктор Кто» в основном представлен мобильными играми, и каких-то подвижек в ином направлении пока не предвидится. Но кто знает, может при Расселе Т. Дэвисе что-нибудь да изменится.

Кадр из игры Doctor Who: The Lonely Assassins, 2021 год
Кадр из игры Doctor Who: The Lonely Assassins, 2021 год

Конечно, это были не все консольные игры по мотивам «Доктора Кто». На Nintendo DS и Wii в октябре 2010, в один и тот же день были выпущены Doctor Who: Evacuation Earth и Doctor Who: Return to Earth соответственно. Но эти игры были настолько однозначно отвратными, что рассматривать их у меня нет никакого желания. Есть момент поинтереснее. Ведь незадолго до релиза The Adventure Games Гэри Рассел, продюсер и основной идеолог интерактивных эпизодов, уже успел поработать над «Доктором Кто». В формате компьютерной анимации. От которой так легко сделать шаг до компьютерных игр.

Десятый Доктор и его спутница Марта Джонс, кадр из мультсериала Doctor Who: The Infinite Quest
Десятый Доктор и его спутница Марта Джонс, кадр из мультсериала Doctor Who: The Infinite Quest

Таким образом мы переходим от Одиннадцатого Доктора Мэтта Смита к любимцу публики Дэвиду Теннанту и его Десятому. С его участием было выпущено два трехмерных мультсериала, над вторым из которых работал еще и сценарист The Adventure Games Фил Форд. И я не особо верю в совпадения, так что напоследок давайте посмотрим вскользь на эти два мультсериала, и попробуем найти в них истоки того, какими были первые крупные компьютерные игры по мотивам похождений Доктора.

The Infinite Quest не был первым официально лицензированным анимационным проектом, посвященным «Доктору Кто». В 2003 году к сорокалетию сериала был выпущен веб-сериал Scream of the Shalka за авторством студии Cosgrove Hall и сценариста Пола Корнелла. Последний, к слову, написал некоторые лучшие серии в современной истории сериала, но для нас это сейчас не важно. Важно упоминание здесь Cosgrove Hall, небольшой, но локально известной анимационной студии Великобритании. Ведь именно её выходцы основали компанию Firestep, которая и занималась The Infinite Quest.

Кадр из мультсериала Scream of the Shalka. Мужчина слева – уникальная для мультфильма инкарнация Доктора, озвученная Ричардом Е. Грантом
Кадр из мультсериала Scream of the Shalka. Мужчина слева – уникальная для мультфильма инкарнация Доктора, озвученная Ричардом Е. Грантом

И, скажем так, наследие Cosgrove Hall заметно. Потому что мультсериалы той студии совсем не отличались качественной картинкой и анимацией. The Infinite Quest в этом ключе тоже абсолютно не радует. Дизайны монстров, которые все тут, к слову, уникальные, неплохие, спору нет. Но реализация – ужас. Картинка совмещает двумерных персонажей с трехмерными фонами и объектами, и выглядит это очень и очень плохо. Тем более, ладно бы спрайты или модели хотя бы сколько-нибудь достойно смотрелись, но ведь нет. Анимация на них очень скудная, а про лицевую анимацию и говорить нечего. Трехмерные модели выполнены немного получше, но от них на фоне слабых спрайтов персонажей ощущается довольно мощный диссонанс.

Но картинка — это ладно, это мелочи. Вон, Cosgrove Hall в 1997 выпускали мультсериалы по мотивам книг Терри Пратчетта. Картинка в них была посредственная, но они были веселые, и истории книг переносили на экран вполне себе достойно. Так что да, важна в данном конкретном случае история. И её постановка еще, в идеале. И, тут Гэри Рассел и сценарист мультсериала Алан Барнс явно промахнулись.

Сериал стартовал весной 2007, в пику выхода третьего сезона перезапуска. Следовательно, в главных ролях тут у нас Десятый Доктор Дэвида Теннанта и спутница Марта Джонс в исполнении Фримы Аджимен. Они прибывают на корабль космического разбойника Бальтазара. Тот планирует посредством плазменного поля превратить население Земли в алмазы. Доктор с Мартой его быстро останавливают, но Бальтазар выживает. И предположительно пытается найти «Бесконечность», необычную сущность, которая, если верить легендам, способна подарить нашедшему огромную силу. Только для того, чтобы найти Бесконечность, нужно найти несколько ключей, которые будут способны открыть ее местоположение.

Ну, поэтому и The Infinite Quest – на протяжении тринадцати трехминутных эпизодов Доктор с Мартой будут искать эти самые ключи к «Бесконечности». А они, естественно, расбросаны на разных планетах. На Буконе орудуют современные пираты, которые грабят нефтяные вышки, на Мьярре люди воюют с огромными жуками, а на Волаг-Ноге находится огромная галактическая тюрьма. То есть, как можно понять, с каждым из трех ключей будут свои проблемы.

Сюжет уже по одному только синопсису ощущается как смесь историй первого сезона The Adventure Games и The Eternity Clock. От первого здесь постоянный элемент собирательства – пойди в одну точку, возьми предмет, вернись обратно. От второго – постоянные прыжки во времени и пространстве, созданные только для того, чтобы подарить истории разнообразия. Но это меньшие из проблем истории The Infinite Quest. Для начала, все три местные сюжетные арки здесь довольно формулятивные – вот нас знакомят с двумя присутствующими на планете фракциями, и вроде бы сразу становится ясно, кто тут на стороне добра, а кто нет. Потом бах – и положение меняется если не с ног на голову, то хотя бы достаточно, чтобы встряхнуть представления Доктора с Мартой о положении дел. Под конец же, тем или иным образом статус-кво возвращается к первоначальной форме, хоть и с несколько большим пониманием в сторону изначально воспринимаемой злой партии. Повторяется это три раза с минимальными изменениями, и как раз к третьему разу начинает очень сильно надоедать.

Плюс логика повествования тут иногда страдает. Многие ситуации разрешаются либо взмахом звуковой отвертки, либо вообще без участия героев. Особенно в этом плане бесит концовка, в которой Доктор, глазом не моргнув, говорит нам и Марте, в том числе, что два с половиной года провел, добираясь туда, куда нужно. Но этого нам не покажут ни в каком ключе. В The Adventure Games тоже отверткой решалось практически все, но только в ранних эпизодах. Так что в определенном роде история The Infinite Quest даже хуже. Интерактивные эпизоды хотя бы не распаляли свой хронометраж на малосвязанные друг с другом приключения по разным планетам в поисках макгаффинов.

Так еще и смотреть на то, как Доктор с Мартой выпутываются из тех неудачных ситуаций, в которые они попадают, попросту не особо интересно. Типично активному Десятому Доктору тут неожиданно не хватает энергии, хоть голос Дэвида Теннанта и пытается нас убедить в обратном. Большинство действий тут персонажи выполняют, не сдвигаясь с места. Почему? Наверное, потому что ходьбу было бы дорого рисовать. Других причин столь малому количеству анимации и, соответственно, столь слабой режиссуре я найти не могу. Да и какой мог быть бюджет для мультсериала, который был придатком к детскому шоу Totally Doctor Who? В общем, The Infinite Quest для каноничных анимационных похождений Доктора был чем-то из разряда City of the Daleks для крупных компьютерных игр – история планировалась масштабная, но реализация её по всем фронтам была проблемной.

Благо с Dreamland, выпущенном два года спустя, в 2009, ситуация стала лучше. Заметно лучше. Это тоже был веб-мультсериал, правда с несколько измененной формой подачи – состоял он из шести эпизодов, первый шел 12 минут, остальные пять по шесть. В общей сложности Dreamland, как и The Infinite Quest шел стандартные для сериала 45 минут, но только если тот ощущался набором разрозненных историй, Dreamland ощущается заметно более цельным.

В 1947 году в Нью-Мехико терпит крушение космический корабль. Одиннадцать лет спустя в Неваде начинают происходить странные вещи – пропадает скот, а владелица местной закусочной Кэсси находит странный инопланетный артефакт. К которому, естественно, интерес проявляет один занятный пришелец из синей полицейской будки. А где в США пришельцы, там же появляются и «Люди в Черном», армия и слухи о «Зоне 51». Она же титульная «Страна Грёз».

Первым, на что падает взгляд при просмотре, стала изменившаяся относительно The Infinite Quest картинка. Dreamland выполнен в полном 3D, и, как бы тут помягче сказать. Давайте выразимся так – стиль может и поменялся, но лучше картинка не стала. Моделям людей откровенно не хватает детализации, а анимации деревянные как у людей, так и у пришельцев. Доктор тут еще меньше походит на Дэвида Теннанта, хоть его голос до сих пор и звучит из уст Десятого. И сразу еще один камень в огород мультфильма – компаньоны Доктора тут озвучены из рук вон плохо. И если будущая жена Теннанта Джорджия Моффет хотя бы немного старается в роли вышеупомянутой Кэсс, то музыкант и актер мюзиклов Тим Ховар звучит плоско и совершенно безэмоционально на роли коренного американца Джимми. Что местной анимации, конечно, соответствует, но в таких случаях я, наоборот, предпочел бы слышать эмоции хотя бы в голосах актеров.

Благо за пределами главных героев тут с этим полный порядок. А кто, собственно, у нас тут еще действующие лица? И тут хочется сразу похвалить Фила Форда, который писал сценарий к Dreamland. Выбрав в качестве сеттинга «Зону 51» сценарист решил использовать в сценарии как можно больше клише, связанных с этой необычной базой ВС США. Тут естественно и злой полковник на месте, и традиционной формы летающая тарелка, и газ, стирающий память, и сделки с пришельцами. Даже стереотипные «Серые пришельцы» на месте, хотя это образ, достаточно далекий от «Доктора Кто». Одними ими, правда, инопланетная угроза в мультфильме не ограничивается – одной из сторон конфликта является инсектоидная раса Вайпероксов. И Доктору с товарищами придется здорово так поломать голову для того, чтобы выяснить, кто в этом конфликте является угрозой, а кто жертвой.

Правда наблюдать за историей интересно не сразу. Первые два эпизода в этом плане показательные. Первый страдает от синдрома The Infinite Quest – стартует с места в карьер и кидает героев из локации в локацию, мало что объясняя. Второй будто бы выстроен по видеоигровой логике. В каком смысле? Сейчас объясню – вот Доктора, Кэсс и Джимми ловит армия США и запирает в комнате, которую спустя десять минут заполнит газом, который вызывает амнезию. Ситуация уже звучит как что-то из point’n’click адвенчуры – Доктор выбирается из креплений, останавливает газ, после чего решает выбираться из комнаты через вентиляцию. Следующая комната тоже закрыта, и там тоже стоит потыкаться, прежде чем продвинуться дальше. Причем, что важнее всего, эти мытарства мало что несут сюжету – как и некоторые головоломки в классических адвенчурах.

Благо с третьего эпизода ситуация начинает выправляться – конфликт начинает понемногу раскрываться, темп истории немного замедляется, а Доктор и компания начинают принимать более активное участие в происходящих событиях. В истории попадаются и довольно напряженные моменты, и трогательные – что обычно эпизодам «Доктора Кто» при достойной реализации идет только на пользу. Тут с этим тоже особых проблем нет. Да, слезу Dreamland из вас не выжмет, но сопереживать кому тоже найдется. Претензии все еще есть – например, развязка у эпизода очень уж резкая. Чем, к слову, страдали и ранние эпизоды The Adventure Games. Как еще один пример наследственности интерактивных эпизодов относительно мультсериалов конца нулевых.

Единственное к чему хочется предъявить претензию – мультсериал стартовал на сервисе BBC Red Button после выхода спецвыпуска «Воды Марса». А этот эпизод был связан с резкими изменениями в характере Десятого Доктора. И не в лучшую сторону. А Dreamland в рамках данного временного периода не очень хорошо работает – не видно, чтобы Доктора здесь терзали какие-то моральные дилеммы. Придирка, конечно, но с учетом того, что и Dreamland, и The Infinite Quest вполне себе считаются частью общего канона сериала, игнорировать это тоже не стоит.

И после просмотра этих двух мультсериалов видно, откуда уши торчат у игр с Мэттом Смитом в главной роли. Возникает ощущение, что The Adventure Games на их фоне выглядят как логичная эволюция концепта – если уж мы все равно делаем компьютерную анимацию, почему бы не вложиться немного побольше, и сделать те же самые эпизоды в столь популярном ныне интерактивном формате? Ведь, заметьте, система распространения у The Adventure Games была абсолютно такой же, как и у Dreamland. И концепт бы мог развиться – посмотрите хоть на The Gunpowder Plot. Но BBC по какой-то причине решила гнать коней. И The Eternity Clock, в свою очередь, столь же логичное развитие The Adventure Games, потому что если уж и делать большую консольную игру, то геймплей надо продумать получше. И у Supermassive Games что-то даже вышло. Многое, конечно, нет, но все-таки.

И, честно, я очень хочу винить BBC в столь сумбурном развитии видеоигр о Докторе Кто в начале 2010-х. Им стоило лучше изучить индустрию, может денег побольше предоставить разработчикам. На край, стоило бы позволить командам набить первые шишки, и дать их концептам время развиться. Уверен, будь у BBC более четкая стратегия, мы бы и сейчас время от времени запускали бы очередную игру про похождения странного инопланетянина, меняющего лица. Какими были бы эти игры? Понятия не имею. Возможно ли такое положение дел сейчас? Вряд ли. Но в будущем? Кто знает.

Вот бы сесть в ТАРДИС, да узнать, правда?


Doctor Who: The Eternity Clock

Платформы
PC | PS3 | PSV
Жанры
Дата выхода
23 мая 2012
9
2.1
6 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Eh, не согласен. При Джоди конечно дела были так себе, но даже там пару алмазов я для себя выцепил. Сейчас ситуация немного лучше, хоть все еще и без трепета, конечно

Интересный комплимент в адрес Мэтта Смита))

На скмом деле Доктор умер при смене на Патрика Траутона…

А что же лучшая игра по доктору? Та что в  Lego dimensions?.

Я почему-то и не задумывался никогда, что по Доктору есть игры. Спасибо за материал, было интересно ознакомиться с этой обскурной частью франшизы

Ого, какой материал! Большое спасибо, отлично получилось! 

Далеков – роботов в форме перечниц

Но они не роботы! Там внутри живые существа. Они в своих «перечницах» как киборги наоборот.

Далее пробежался по диагонали потому что слишком сонный. Интересно, судя по блогу, игры по доктору хуже чем я о них думал (никогда не играя).

Блог как-то очень резко обрывается.

Мне The Lonely Assassins тоже понравилась, в основном, тем, что она видеовставками буквально дополнила лор вселенной, и вот там всё-таки знакомые лица актеров, уместные отсылки, в общем, для меня это была по ощущениям ещё четырёхсерийка-спионфф (по длительности прохождения) к основному сериалу, и даже с интерактивными элементами, влияющими на количество полученного контента.

Там же про Осгуд и Тринадцатую? Надо будет понажимать, как время будет. А если история хорошая, то тем более. Просто после Village of the Angels из тринадцатого сезона я не буду против еще одной хорошей истории про Тринадцатую и Ангелов)

Я видел Хёрта в образе простого учёного в четвёртой Индиане. Я видел Хёрта в образе простого учёного паранормальных сущностей в Хеллбое. Но Хёрт в качестве Военного Доктора представить сложно, хотя дизайн крут.

Сам смотрел только воплощения Экклстона и Теннанта, но хочу по приколу пробежаться по всей хронологии сериала.

Хёрт буквально на одну серию заглянул, зато сразу на спецвыпуск

Огромное спасибо за материал! Кстати, у The Edge of Time есть ещё и не-VR вариация — The Edge of Reality) Как артефакт из вселенной DW средненько, а вот игровой опыт прям болезненный)) Столько дыр в игре я за свой не очень большой геймерский опыт не видела ни разу, и такие задорные софт-локи не снились даже Голлуму)) В общем, с целью изучения рекомендую ознакомиться, но вот как игру бы я вряд ли её порекомендовала)

Я может быть потом как-нибудь опробую игры про Тринадцатую — но я вот ничего хорошего от них не жду. Хотя The Lonely Assassins вроде как даже хвалят

Но они не роботы!

Вообще да, косяк, неправильное слово выбрал)

Блог как-то очень резко обрывается.

Ну, может быть, спорить не буду, пожалуй

Так если косяк, то исправь, блог вроде можно редактировать много раз? =)

Обзови их какими-нибудь омарами.

Читай также