Так, все, газую. Скорость. Я скорость. Один победитель, сорок два лузера. Я таких ем на завтрак. Завтрак? Да, подкрепиться не помешало бы. Нет-нет-нет, сосредоточиться… Скорость, быстрее быстрого, скорее скорого. Я Молния. КЧАУ!
Видеоверсия материала
А вы помните Тачки?
Франшиза, о которой, казалось бы, ещё совсем недавно знали все, а на самом деле, последнее, что было про неё — это мемы про «я твою маму» и прилегающее к этому.
На самом деле не за это стоит вспоминать произведение Pixar. Ведь «Тачки» — это великолепная трилогия мультфильмов с невероятным дизайном, анимацией, простоватым, но поучительным сюжетом, персонажами, пейзажами, да идеей в конце-то концов! Автомобили с глазами и ртом с собственной иерархией — как эта идея может прийти человеку так, чтобы выглядело залипательно!
Но моё знакомство с франшизой не ограничилось мультфильмами и ответвлением от них в качестве «баек Мэтра». Неведомым образом (ну как неведомым — по-любому это был местный магазин пиратских дисков, в котором существовала функция обмена игр за 50 рублей) в мои руки попал очередной диск, название которого гласило — « Тачки: видеоигра». И на самом деле я не помню, чтобы мне игра казалась тогда невероятной, что я бесконечно обожал её и получал прочие сверхположительные эмоции, но оценить точно оценил.
Собственно, за этим и я, и вы сюда пришли — освежить свои впечатления по игре и рассмотреть её хоть и с ноткой ностальгии, но с современной точкой зрения, и определить, прошла ли Cars: The Videogame проверку временем…
Но. Есть такое маленькое но…
Я в своё время играл в версию ПК. Однако смотрите:
И понимаете, везде, исключительно технически, всё, что вы видите на экране — одна и та же видеоигра. Но вы люди умные, сами всё понимаете.
Так что смотрите, как мы с этим поступим — первая часть блога будет посвящена версии моего детства с ПК, и она пройдёт в стиле лёгкого обзора с фильтром цвета вечно зелёной травы и без привязки к разработке. А вот вторую половину уже разберу основательно, и, поверьте, мне есть что рассказать вам в таком формате.
Приятного прочтения!
Cars: The Videogame (PC)
Что такое «Тачки»?
«Тачки» — это когда в меню при начале игры тебе предлагается две сложности — Легковик или Тяжеловоз. Хотя в чём разница…
В первом варианте пропущена часть гонок и… Всё. То есть, на лёгкой сложности даже игра неполноценна. А на сам процесс гонок это никак не влияет. И тут стоит отметить важный тезис, который будет характеризовать всё, что я скажу дальше:
«Тачки» — игра для детей
В прямом смысле, а не как условные Super Mario Bros. или Crash Bandicoot. Видеоигра невероятно простая — если гонка не прошлась с первого раза — то скорее всего, игроку просто пришлось отойти и он забыл поставить паузу. Хотя стоит отметить, что это не «press X to win».
Это press X + правый бампер to win.
Сюжет игры продолжает историю оригинального мультфильма. Напомню: Чико выиграл Кубок Поршня, но любимцем общественности является Молния «Кчау» МакКуин, который проявил спортивное достоинство и отказался от первого места ради помощи Кингу — сопернику, которого Чико, так скажем, спихнул с трассы.
Здесь же продолжается эта ветка, и Молния готовится к новому гран-при, чтобы провести реванш с Чико и наконец забрать кубок Поршня. Игрока встретят все старые знакомые, и в том числе, старые голоса. Для озвучания были приглашены все оригинальные актёры из мультфильма, и дубляж не лишился этой участи. И божечки, как же мне нравится российская озвучка.
Я проходил игру и в оригинале, и знаете, оригинальный каст звучит, конечно, хорошо, но как-то… стандартно. Стандартно хорошее качество. В дубляже же я помню каждый голос, каждого персонажа, его характерные особенности, и не в последнюю очередь, из-за актёров:
- Задиристый МакКуин (Дмитрий Харатьян);
- Поучительный Док Хадсон (Армен Джигарханян);
- Вечно «витающий в облаках» Филмор; (Алексей Гурьев);
- Строгий Сержант (Валерий Соловьёв);
- Конечно же, просто великий Мэтр, деревенский «да ты фто» акцент которого, я уверен, запомнил каждый, кто слышал (Сергей Кузнецов);
и если я дальше пойду в перечисление, то список не закончится.
В общем, российский каст я считаю неиронично одним из лучших вариантов озвучания.
Так что же по самой игре?
А игра глобально делится на 3 геймплейных пласта — стандартные гонки, мини-игры и открытый мир. Начнём, естественно, с последнего.
Открытый мир — это три открытых локации, как сейчас принято говорить в одной японской корпорации. Радиатор Спрингс, Клаксоновая долина и Щучий Каньон — по всем знаковым локациям можно свободно проехаться и найти известные места, да и сама видеоигра не брезгует по сюжету использовать их. Правда, все локации довольно маленькие, да и выглядят, если честно, скудновато (особенно пустынные локации). Явно видно, что бюджета немного, хотя оно и понятно — всё же игра по лицензии 00-х.
И, по сути, заняться на них чем-то, кроме разглядывания локаций, нечем. Хотя нет, вру, всё же можно пособирать везде разбросанные молнии разного номинала, чтобы открыть скины для Молнии МакКуина в основной игре и других персонажей в одиночных заездах, а также вырезанные сцены. Но эти очки спокойно набираются в свободном прохождении игры, да и насыпаны по локациям щедро, так что дефицит — это явно не про них. Поэтому открытый мир функционально нужен только для переезда из точки А в В на новую гонку.
Поэтому перейдём непосредственно к рейсингу. Не сказать, на самом деле, что я специалист в данном жанре, но мне есть, что сказать. Само управление (вспоминаем тезис про игру для детей) сделано просто, но от этого не становится плохим. Есть занос, есть газ и тормоз — собственно всё, что необходимо для победы. Соперники не предлагают практически всегда никакого челленджа, поэтому разрыв в минуту от игрока и бота — это нормально.
И смотрите, какая ситуация — с одной стороны у нас есть соблюдение принципов свойственного таким рейсингам геймдизайна. Игрока поощряют за различные трюки, а трассы сделаны разнообразно, то есть, участки гонки с прямыми дорогами и извилистыми поворотами грамотно сочетаются. С другой же стороны, мы имеем:
- Абсолютную круговую систему треков (с ОДНИМ исключением на спринт);
- Бедную графику, из-за чего глазу не за что зацепиться (кроме щучьего каньона, но в эту локацию пускают только в конце игры и ненадолго);
- Прибавим сюда отсутствие челленджа…
В сумме выходит довольно скучный процесс, из-за чего уже на третьей гонке появляется чувство усталости.
Но не всё так плохо, как я описываю, особенно после того, как у игрока появляется нитро. И объяснение нитро, меня, конечно, позабавило. Молния приезжает к хиппи Филмору, который предлагает на пробу свой «коктейль» Надеюсь, все вы понимаете, какой у хиппи может быть «коктейль».
И как только МакКуин выпивает его, то сразу и сила чувствуется, и жить становиться хорошо, да и «ты такой философ!».
Получается, Молния принимает неизвестного рода вещества, которые действуют на него как допинг, вследствие чего он получает преимущество. Так при этом ещё по сюжету постоянно повышает дозу, что прямо говорит о его зависимости от «коктейля». И самое страшное в том, что после этого вещества начинают применять все жители Радиатор-Спрингс, в том числе и Шериф — представитель власти, между прочим.
Кстати про них. Разнообразить большое количество гонок призваны местные мини-игры. В них знакомые всем персонажи занимаются, так скажем, своей работой. Луиджи ищет шины, Шериф ловит преступников, а Мэтр… Мэтр, как всегда, страдает бездельем и пугает местные тракторы. И тот, кто придумал отдельно эту мини-игру, одновременно гений и дьявол во плоти, потому что в «Тачках» реализован… СТЕЛС!
СТЕЛС!
В ТАЧКАХ!
Проблема всех этих, безусловно, интересных мини-игр в том… Что они неинтересны. Если первые два раунда ещё хоть как-то привлекают внимание, то при последующих начинается неимоверная скука. В какой-то момент я начал проходить их только под подкасты, что, как по мне, показатель отсутствия заинтересованности в происходящем.
К счастью, разнообразие идёт не только в мини-играх. Некоторые сюжетные гонки ставят игрока в уникальные ситуации. Например, ограбление Мака — того самого грузовичка. Стоит отметить, что видеоигра сюжетно никак не развивает персонажей, все остаются при своих жизненных позициях. Но вот что удалось — так это их закрепить. Банда знакомым по мультфильму стильных бандитов грабит у Мака вещи МакКуина для заезда в гран-при после того, как тот отжал у них в гонке бак для двойной дозы коктейля.
Первое, что Молния спрашивает — это про самочувствие Мака, а только потом узнаёт суть произошедшего. И МакКуин готов на всё, чтобы восстановить справедливость. Уровни вполне динамичные и, ввиду разнообразия в основном геймплее, оживляющие. К тому же музыка даёт своего драйва.
Саундтрек в игре вполне неплох, учитывая сеттинг, и, на моё удивление, не взят из оригинального мультфильма. Половина треков лицензирована, вторая же либо самостоятельно написана, либо не добралась до приобретения авторских прав.
Музыка на трассах — неотъемлемая часть успеха рейсинга — мы сами можем видеть это на примерах внутри серии Need For Speed, где все боготворят Underground’ы и Most Wanted и в то же время занижают Heat не в последнюю очередь из-за саундтрека. В «Тачках» проблемы не возникает — треки дополняют атмосферу и придают нужное настроение под конкретные ситуации. Кантри-рок, техно при ограблении, даже чёртов метал. В общем, для меня OST получился здравым.
Но вернёмся к цели видеоигры — получить кубок Поршня. Для этого надо пройти 5 турнирных треков, оформленных в виде официальных заездов. Они доступны не сразу — необходимо выполнение двух условий:
- Прохождение необходимых сюжетных миссий;
- пределённое количество кубков, своего рода, показателя прогресса прохождения.
А это что значит? Это значит гринд и выполнение дополнительных миниигр…
А на самом деле нет. Вспоминаем тезис про «игру для детей», и выясняется, что всё спокойно набирается стандартным прохождением сюжета. То есть, ограничение по кубкам буквально сделано для видимости и мнимой мотивации отходить от сюжета.
Оставим это на совести разработчиков.
Наконец игрок попадает на официальную трассу и получает… Получает… А ничего он не получает. До ужаса скучная гонка на 12 кругов по однообразной овальной кишке, где даже количество соперников не спасает. Ещё и без допинга. Причём самое смешное, что на последнем круге все «случайно» делают дополнительный разрыв в 10 секунд. Потому что «игра для детей». Единственное, что остаётся — это рассматривать окружение и слушать одинаково воодушевлённого комментатора.
Зато есть питстопы — единственные QTE-ивенты в игре. И они у меня напрочь сломаны из-за того, что я играл на геймпаде вместо клавиатуры и мыши. На консолях, с этим, что логично, дела обстоят лучше.
После четвёртого официального заезда происходит последняя глава, где Чико и Молния устраивают баттл на Радиатор-Спрингс. И мне нравится, как здесь все сразу соглашаются с таким великолепным предложением. Я молчу про то, что такое организовывается явно не за 5 минут. Мне больше интересно, что Чико согласился, несмотря на то, что МакКуин знает в Радиатор-Спрингс каждый поворот, зеленый усач же ни одного. Но не забывайте — это же «игра для детей», надо, чтобы мечты обязательно исполнялись, понимаю.
И тут сижу, критикую всё, что вижу, говорю как тут скучно, там неинтересно, однако играть-то понравилось. Стоит отметить, что видеоигра отлично передаёт дух «Тачек». Играя в «Тачки», легко поверить, что это те же персонажи, что и в мультфильме, те же трассы. Всё вокруг буквально кричит, что игрока бережно переносят в знакомый ему мир, не ставя вместо него ширму.
В игре есть много трюков, несвойственных большим рейсингам — например, езда задом наперёд. Для победы она вообще не нужна и нигде не применяется. Так зачем эти трюки сделали? Да потому что это «Тачки», это весёлые живые машинки делают врум-врум и постоянно понтуются. Так было в мультфильме — так будет и в видеоигре. Вот все причины. Это исключительно эстетическое удовольствие. Или вальяжная анимация движения, если постоянно нажимать кнопки поворотов — в этот момент я верю, что управляю МакКуином, а не случайным автомобилем.
Это и вытягивает «Тачки» из забытья. Лично для меня видеоигра не то, чтобы прошла проверку временем, но эти дух и атмосфера, попавшие прямиком из большого экрана в монитор, дорогого стоят. Да и не будем забывать, что даже сейчас ребёнок с удовольствием может окунуться и получить положительные эмоции.
Теперь начинается разговор для серьёзных дяденек и тетенек, ведь я вам расскажу про всё грязное белье, которое крутилось как барабан в стиральной машине.
Если быть точнее, то в четырёх стиральных машинах.
Как я вам в самом начале показал, у Cars: The Videogame есть 4 абсолютно разных версий, каждая из которых представляет собой отдельную видеоигру. И соответственно, ими занимались 4 различных студии, каждая из которых на тот момент принадлежала издателю THQ. Пойдём последовательно.
Cars: The Videogame (PS2, Xbox, GC, Xbox 360)
Начнём со старших консолей. «Тачки» оригинальной и крупной версии были сделаны также для PlayStation2, Xbox, Nintendo GameCube и Xbox 360 (забавно, что PlayStation 3 ввиду её более позднего выхода и, возможно, новой архитектуры так и не встретила эту гонку).
Но все эти версии сделали не одна, а две студии. Точнее, консольными занималась Rainbow Studios, а ПК взяла на себя Beenox. Радужная студия зарекомендована в интернете как опытная команда занимающаяся с 90-х годов рейсингами, поэтому и неудивительно, что разработку по «Тачкам» передали им. А Beenox… В узких кругах вполне известно, какими в плане графики получаются ПК-порты у данной студии — вспомним Spider-Man 3.
Cars же, как оказалось, данная участь не избежала — консольные версии выглядят лучше того, что я помнил и видел в детстве. К тому же, на PS2 я почувствовал ощущение скорости, как будто смог поймать тот переход в скоростях, в отличие от того же ПК. Но кроме графической составляющей и более интересного QTE отличий между этими версиями нет — сюжет тот же, геймплей тот же, принцип «игры для детей»… Вы поняли.
Cars: The Videogame (Wii)
Я не упомянул ещё такую же версию для Nintendo Wii — на самом деле, та же игра. Только стоит отметить для образования, что эта приставка имела собственный контроллер, из-за чего обычные порты превращались в разработку буквально нового опыта из-за изменения управления.
Этим занялась третья студия, которую я выкинул из общего числа — Incinerator Studios. Но если честно, судьба команды очень проходная — за всю свою жизнь в 5 лет она сделала 5 портов игр от Rainbow Studios и очень посредственную Star Raiders для Atari, после чего благополучно скончалась.
Но мы собрались здесь не только для этих великолепных историй.
Cars: The Videogame (GBA)
Helixe — это студия, которая свою жизнь провела за разработкой видеоигр для портативных консолей Nintendo, а именно, GameBoy Advance и DS. И сначала рассмотрим младшую приставку, на которой уже была собственная видеоигра под названием Cars: The Videogame.
Секунда образования: Game Boy Advance — это приставка с маленьким экраном и соответствующей ему мощностью, поэтому и передовые графику и технологии вместить в видеоигру для такой приставки было нереально. Отсюда и продолжительность — на прохождение уйдёт не более часа. Сами тачки выглядят с учётом консоли очень даже неплохо — проработанные окружение, покрытие дорог и модельки персонажей цепляют к себе глаз. Общая графика и умеренная цветастость оставляют после себя приятные ощущения. Но я прекрасно понимаю, что ради картинки пришлось пожертвовать дальностью прорисовки, отчего игрок не сможет видеть что-либо чуть дальше своего носа.
Поэтому видеоигра сделана с изометрической камерой и раллийной системой, где на экране высвечивается направление следующего поворота. И всё это я также понимаю — Helixe — это студия-разработчик по лицензиям, то есть, не закреплена за определёнными жанрами. Хотя не знаю, зачем вообще оправдываю студию, которую никто не знает:)
Сюжет остался тем же, хоть и заметно (в 3-4 раза) порезан, отчего его значение приблизилось к нулю. Зато добавились уникальные гонки, например, с Кингом, чьего присутствия в старшем брате вообще нет.
Сама же игра представляет собой карту из 15-и обычных гонок и 4-х гран-при трасс, которые открываются всё также зарабатыванием кубков с гонок. Формат заездов, что логично, поменялся — всё-таки изометрическая камера. Из управления остались только газ, который нажимается в начале трассы и отпускается на финише. Плюс повороты.
Вся сложность теперь заключается в сложности поворотов и бустерах на дорогах, которые могут как ускорить, так и замедлить. Приятно, что соперники также подвержены эффектам бустеров, что вносит свой интерес в геймплей. Режимы игры разделены на гонки с соперниками, заезды на время и уникальные поединки, которые между собой глобально мало отличаются.
Гран-при… Сначала я его вообще не воспринял и решил, что тут трассы ещё скучнее, чем на ПК. Потом я заметил, что только для них существует механика буста, но не понимал, как она используется. А как дошло, так всё сразу встало на свои места.
Видите ли, буст копится не от времени или трюков. Здесь шкала наполняется ТОЛЬКО если игрок находится несколько секунд чётко за соперником. И эта механика заметно оживляет процесс и в то же время усложняет его, ведь другие тачки тоже подвержены такому накоплению буста.
Соперники резко сбрасывают скорость на последнем круге? ПФ! Это не про GameBoy Advance. На последней трассе я до финальной секунды не был уверен, что смогу победить, а для портативки это интересный опыт, где наоборот, стараются упростить все сегменты.
Что можно сказать, собирая информацию в кучу? «Тачки» на GBA – достойный представитель консоли. Да, видеоигра звёзд с неба не хватает, но её процесс и дизайн выполнены на хорошем уровне, чтобы с удовольствием провести за ней часик. Обидно только за отсутствие музыки во время геймплея и шакальное качество в катсценах, но мощность консоли даёт о себе знать. Так что Helixe справилась со своей частью работы.
Частью.
Cars: The Videogame (DS)
У этой же студии была и другая половина, связанная с «Тачками». Расположилась она уже на Nintendo DS — консоли с двумя экранами, один из которых сенсорный. И во время установки я думал: «Как же разработчики извернулись, чтобы свою версию „Тачек“ сделать на двух приставках с совершенно разным подходом к геймплею?»
Ответ оказался максимально простым и при этом до ужаса поразительным — никак. Cars на Nintendo DS — совершенно другая видеоигра.
Тут мой мозг взорвался во второй раз, ведь вы только вдумайтесь — две разных видеоигры на двух абсолютно разных консолях к одному дню! И самое весёлое в этом то, что для студии «Тачки» были первым проектом на новой консоли. Так что я был вполне заинтересован в том, как Helixe справилась с такой задачей.
Ответ оказался максимально простым и при этом до ужаса неинтересным. «Тачки» на Nintendo DS — это сборник мини-игр.
Привязки к сюжету никакой нет. Единственное, что из нарратива здесь можно встретить — подводки к мини-играм на 10 секунд, ценность которых равна начальным минутам видео для взрослых — нулевая.
Самым интересным в игре является главное меню (только вдумайтесь в эту фразу!), которое встроено в сам сеттинг.
Про сами мини-игры даже рассказывать нечего — довольно стандартные по концепции, завязаны на особенностях DS, как и абсолютно все видеоигры такого рода. Зато интерпретированы культовые моменты мультфильма — ночные гонки банды по хайвэю, заправка тачек от Фло, слежение за огоньками светофора вместе с Сержантом и Филмором…
Как и про эту версию. Да, как типичный сборник мини-игр, коих на Nintendo DS много, «Тачки» сделаны достойно и не без креатива. Как минимум, игра работает. Но среди всего, что мы сегодня смотрим, это самая филлерная часть, отсутствие которой бесследно пройдёт в истории. Собственно, как и наличие. По факту, Helixe сделали тачки на двух консолях, но версия GBA… Не знаю, цельная видеоигра хотя бы…
Ну и что, ради этого я трачу ваше время — более красивых версий с ПК, какой-то портативки на часик жизни и чёртового сборника миниигр? ДА!
Сказал бы я, если не…
Cars: The Videogame (PSP)
За эту видеоигру ответственна Locomotive Games — очередная типичная студия THQ. Открылась в 90-х под названием Pacific Coast Power & Light, занималась гонками, причём, откровенно говоря, странными.
В 2005 прошла реструктуризация, начали делать видеоигры по лицензиям, благополучно закрылись. Ничего особенного. Да и их проекты, мягко говоря, никак не выделялись среди конкурентов.
Но тут пришёл заказ на игру по «Тачкам», и сейчас, спустя время, я вижу ситуацию так — издателю надо было заткнуть релиз «Тачек» на всех платформах, в том числе, и на PSP, а основные студии уже и так были заняты, поэтому разработку доверили не самой репутационной студии. Скорее всего, даже в нормальном релизе THQ не были заинтересованы, поэтому связи у этой версии с другими практически нет.
Иначе я не могу объяснить себе, почему здесь сюжет есть, он происходит после мультфильма, но из старшей версии была взята только ОДНА ФРАЗА Чико (и то, чтобы не переозвучивать).
А история донельзя проста и в то же время забавна. Уже не раз упомянутая банда во главе с Чико решили помешать спокойной жизни городка. На PSP весь Радиатор-Спрингс в открытую принимает вещества Филмора, отчего теперь каждый способен побороться с бандой, и, собственно, через кучу гонок победа «очень неожиданно» закреплена за городком.
Открытого мира нет, весь геймплей разделён по нескольким режимам — сюжет, гран-при и заезды на время. На самом деле, зная то, как выглядели прошлые гонки студии, ожидать чего-то стоящего вряд ли стоило. Но, друзья, я залип…
Управление оказывается удобным и приятным; камера хоть и занимает единственное положение и поначалу вызывает дискомфорт, идеально подходит видеоигре; персонажи разделены на 3 класса и постепенно открываются по мере прохождения гонок; а сложность протекает по сбалансированной кривой, где начальная гонка потихоньку вводит игрока в свои правила, а финальная предлагает зубодробительный челлендж.
«Игра для детей» — это точно не про Тачки на PSP. Некоторые трассы я проходил раза с 10 и больше. Механика нитро вместе с бустерами работает также, как на GBA, только теперь применена на все трассы. Это привносит интерес к гонке на протяжении всего процесса, что получается, поверьте далеко не у каждого рейсинга.
А трассы… Может, слишком громко заявляю, но точно уверенно — в «Тачках» на PSP образцовый левел-дизайн рейсингов.
И сначала этого даже не прочувствуешь — первая трасса, как ранее я упоминал, стандартна. На втором треке появляется разрушаемый щит, что уже успело меня удивить, ведь такого и в помине в других версиях не было. А на четвёртой гонке я всё понял, причём настолько, что моя челюсть непроизвольно повисла до стола и закрылась уже в финале сюжета.
Уважаемые, много ли вы назовёте линейных рейсингов, в которых трасса меняется по мере прохождения кругов, присутствует разрушаемость, которая при этом отражается не только визуально, но и геймплейно, открывая новые дороги? Я с ходу вспомню только Split/Second.
Burnout, каюсь, вообще не пробовал и в глаза не видел, есть такой грех. А если вы назовёте ещё примеры — я с радостью их себе запишу.
Я это к тому, что «Тачки» изумительно справляются с проблемой всех рейсингов — однообразность внутри круговых заездов. Здесь я не смогу хоть как-то пожаловаться — банально как, если каждый круг добавляет модификаторы и усложнения? Сам подход к трекам различается:
А ЖД-депо… Этот момент буквально характеризует всё безумие, что студия Locomotive Games решила выдать. Одна из самых разветвлённых трасс на моей памяти. Я навскидку могу вспомнить для каждого сегмента в среднем по 5 различных грамотно выстроенных маршрутов, причём различающихся по сложности. Можно выбрать простые срезы, получив малое преимущество, а можно — требующие концентрации и скилла, но при этом вознаграждающие неплохим разрывом.
Да, треки с такой схемой — это моя слабость, поэтому разработчики попали в самую точку.
Соглашусь с тем, что ближе к финалу фантазия разработчиков начала исчерпываться, предлагая скорее проверку навыка, чем развлечение, но! «Тачки» на PSP — это парк аттракционов, где на каждой трассе можно получить новый экспериенс, безумие которого как будто старается затмить предыдущие эмоции.
Однако в этом подходе есть своя проблема — гонка превращается больше в поиск и использование срезов, потому что даже идеальный проезд по стандартному маршруту в множестве случаев приведёт только к проигрышу. Один раз не повернул на новую дорогу — провал. Это, конечно, печально, но чем-то платить приходится.
Вообще в этих Тачках чувствуется дух свободы, драйва и безумия, прям как знаете где? Как в Need For Speed. И неудивительно — тогда вышли уже упоминаемые ранее легендарные дилогия Underground’ов и Most Wanted ( Carbon ещё не успел релизнуться). Я вижу, как разработчики вдохновлялись трилогией — эти катсцены, в которых соперники понтуются перед игроком; подколки во время гонки; поединки с боссами один на один по знакомому треку; да эффекты, в конце концов! Но, к счастью, игра не превращается в копирку — всё же разрушаемость служит в «Тачках» другим целям, да и трассы не являются сборными частями одного города.
После прохождения сюжета игра сосредотачивается на реиграбельности, построенной по принципу уже другой части Need For Speed — Hot Pursuit 1998 года. Смотрите:
- Для каждой гонки существует ралли-мод, в котором помимо победы надо ещё собрать три открытки в разных участках трека.
- За прохождение даются зеркальные версии трасс, которые необходимы для открытия финального гран-при.
- Гран-при — это самые типичные турниры с классическими правилами. За победу в них открываются новые персонажи.
- А заезды на время — это настоящая проверка скилла игрока, в которой для золотой медали требуется практически идеальный проезд. Зато выдаются три альтернативных скина для каждого персонажа.
Звучит, конечно, задротски, но стоит учесть, что это дополнительный контент для тех, кому понравился основной режим, кто хотел бы ещё остаться в этой игре. На сюжет все испытания никак не влияют.
И что мы получаем?
Великолепный рейсинг, предлагающий новые эмоции на протяжении всего прохождения и использующий реиграбельность только в дополнительном контенте. Куча персонажей, множество трасс, спецэффекты и неиссякаемость безумия — да это невероятная видеоигра! И знаете, я теперь замотивирован купить PSP, ведь если такой рейсинг смог меня увлечь, а он не находится даже в топ-100 консоли, то какие же бриллианты скрыты на этой приставке… Лучшая версия «Тачек», определённо.
Тачек. Точно. В этом и есть вся проблема.
Как отдельная видеоигра «Тачки» на PSP великолепны, а вот как часть франшизы — не очень. Здесь нет того духа и атмосферы, какие есть, например, на ПК или GBA. Игра напрочь лишена этой неосязаемой фишки «Тачек». Её с большей компетентностью можно отнести к условной «NFS Junior», чем продающим продуктом франшизы Pixar. Хотя стоит признать, что отдельные моменты могут даже раскрыть персонажей.
Да что уж говорить, если OST к старшим версиям и другим портативкам подходит, а для PSP ощущается инородно. Игре нужен динамичный рок, а не неторопливый кантри.
На самом деле, даже жаль, что Locomotive Games после выпуска такого неогранённого алмаза никем не была замечена и благополучно закрылась спустя 2 года. Обратила бы общественность внимание, и сейчас бы на ряду с великими студиями мог стоять новый локомотив…
Собственно, что можно сказать после всего того, что было показано?
- Мы имеем основную версию, такую как «Тачки» на ПК и крупные консоли, которая как видеоигра чересчур направлена на детей, но прекрасно показывает, за что людям нравятся живые машины;
- Мы имеем 2 портативки на Nintendo, которые выполнены неплохо, но очень типичны для своих консолей;
- И, наконец, мы имеем шикарнейший рейсинг на PSP, который утонул среди своих конкурентов, в частности, из-за своей причастности к мультфильму.
4 студии, 4 разных игры, которые объединяет 1 тема. Но знаете, что ещё их связывает? Общее желание сделать ЧТО-ТО. Что-то, что не является типичной игрой по лицензии, нужной только для рекламы игрушек и мультфильма. Конечно, основная задача — получение издателем ещё больше денег на детишках, видящих знакомые картинки, но все игры не лишены своей души и шарма, выделяющие их среди остальных представителей. Кроме версии на DS, пожалуй.
И я готов бесконечно поражаться историям в видеоигровой индустрии — то, что я начал как простой обзор на «Тачки» детства, вылилось в богатую легенду о, казалось бы, типичной ситуации с разработкой типичного придатка к основному мультфильму. Знаете, ради такого стоит погружаться в прошлое, даже в то, которое не является лично для тебя ностальгичным.
Здорово, что «Тачки» оказались приятной частью истории.
Лучшие комментарии
У меня в детстве на сборнике тоже были Тачки. Вот только не гонки, а набор мини-игр, хоть на скриншоте и красовалась пк-версия гонок. Было обидно.
Был в детстве лицензионный диск с полной озвучкой от актеров дубляжа мультика, игра очень нравилась. Что забавно, сам мультик я посмотрел уже после прохождения игры.
В чем-то похожие ощущения смогла подарить недавняя Lego 2K Drive.
Ох, жыза. А я в детстве всё пытался понять, как же мне наконец поиграть в ту игру, что была на коробке. Думал надо пройти все мини-игры, чтобы дали покататься по миру.
Голосовые связки Бэбэя убежали от хозяина, чтобы рассказывать мне про машинки из моего детства. Я сплю, или Элизабет открыла ещё один портал в альтернативную вселенную? И нет, еврейская морда, я не буду покупать твой пропитанный трудом китайских детей капиталистический продукт для маленьких консолей.
С другом летом 2023ого решили устроить марафон тачек. Посмотрели трилогию в оригинале, Байки мэтра и тот сериал с Дисней плюс. И конечно игры, первые две.
Нас позабавило название «Mator-National» что можно перевести буквально «Мэтронационализм». Играли в ПК версии, где во время гонок питстоп оказался бесполезен (ни на что не влиял).
После Mator-National игры пошли не туда. Стали, кхм, просто бездушными играми по мотивами. Если в первых двух сюжет то продолжался, то в других играх это просто гонки с знакомыми персонажами.
Спасибо за статью, кчау!
От таких ностальгий и слезу пустить можно, не раз и даже не два игра была пройдена, хотя про прикол со сложностью я узнал только прохождение на 3 или 4. На лёгкой тебе тоже выдают подсказки про «дрифт», но при этом обучения ему нет, и вот пока не рискнул пройти на высокой сложности — не мог понять почему «дрифта» нет, хотя кнопки жму правильно
Абсолютно точно, очень забавно, что в основном миссии, которые вырезаны из «лёгкой» сложности — это обучающие. Ещё помимо «дрифта» (В игре называется «занос») вырезано обучение прыжку, что автоматически отрезает путь к срезам на позднем участке игры. Великолепный план)
В MotorStorm: Apocalypse есть механика изменения трассы по ходу гонки.
Спасибо за рассказ про версию для PSP, заинтересовала, надо будет попробовать.
ПК версию проходил давно, но помню, что очень радовала возможность покататься по местам из мультфильма и прочувствовать мир. У игры вроде было что-то типа сиквела, но его я, кажется, забросил.
Аналогично, открывая блог ожидал увидеть именно это, а тут какие-то гонки, просто шок, ушёл навёрстывать упущенное.
Это, скорее всего, была игра «Cars: Radiator Springs Adventures», которая вышла в этом же году.
А обиду прекрасно понимаю — к несчастью, в «точно официальных» магазинах такая практика была частой.
Благодаря блогу вспомнил, что в своё время играл в psp-шную версию тачек и psp-шную версию split second. Вспомнил, что был ещё у «тачек» сиквел, разработанный другой студией. Ещё играл в Crash: tag team racing, где была возможность объединять свой автомобиль и авто противника, а затем отстреливать других гонщиков. Был ещё портативный gran turismo, единственный известный мне автосим на psp.
Плюс немало наиграл в ПК-версию «Cars: mater-national championship», которую надмозги перевели как «Тачки: новый сезон».
P.S: про наличие сюжета в старших версиях «тачек» узнал только сейчас.
Автору респект.
У меня обе были, эх времена...
Мини-коллекция прям получается. Всë больше мотивации обратить внимание на библиотеку PSP)
А я всё думал, что где-то я ещё слышал какое-то название для игры на русском, не совпадающее с обычным «Тачки: Видеоигра». Теперь вспомнил.
На самом деле, историю с Тачками можно не заканчивать, там такие же блоги можно сделать отдельно и по «Cars: Mater-National Championship», и по 2 части — везде есть несколько разных видеоигр под общим названием. Так что надо подумать про это.
В своё время очень много играл, для детской игры прям супер постарались: открытый мир, разнообразные мини игры, озвучка.
Отличное видео, автору респект и душевных сил, чтобы делать дальше душевные видео
В свою очередь, спасибо за наводку по «MotorStorm: Apocalypse». Посмотрел и оценил, добавил в список для рассмотрения. Заодно понял, почему я о ней не слышал — эксклюзив PS3.
Под сиквелом, я как понял, имеется ввиду «Cars Mater-National Championship». Её вообще не пробовал, может когда-нибудь посмотрю.