25 февраля 25 февр. 34 4547

Как Фрэнк Клепаки изменил саундтреки и создал новый жанр. История музыки C&C и Red Alert

+48
Лучший блог недели
2000 ₽
 


Саундтреки Red Alert и Command & Conquer — это отдельный жанр. И это не пустые слова или байт. Сегодня я вам расскажу как, казалось бы, нежизнеспособная попытка скрестить биты, электрогитару и транс позволяет написать одни из самых значимых композиций в истории игровой музыки. Как сэмплы, выдернутые из молодёжной комедии, фильма Top Gun, композиции 80-х и выступлений диктатора дают необычное звучание. И как появился новый музыкальный стиль, навсегда изменивший не просто саундтреки для видеоигр, но и всю музыку в целом. Это история, посвященная Фрэнку Клепаки.

Что повлияло на формирование музыкального вкуса Фрэнка Клепаки.

Фрэнк Клепаки. «Отец» музыки Command & Conquer, Red Alert и нового музыкального направления
Фрэнк Клепаки. «Отец» музыки Command & Conquer, Red Alert и нового музыкального направления

Вне всяких сомнений, как композитор Фрэнк Клепаки обладает собственным фирменным стилем. Достаточно лишь раз послушать его треки и впоследствии это звучание можно будет определить без труда. Но что вообще такое фирменный стиль Клепаки? За счет чего композитору удаётся быть столь узнаваемым? Давайте попытаемся вывести этот рецепт.

На первый взгляд самое важное — это жесткие рок-запилы. Что не удивительно, ведь формирование музыкального вкуса у Фрэнка началось в 70-е. Время, когда, рок-музыка была, пожалуй, на пике. Во многом на юного Клепаки влияние на оказали AC/DC, Iron Maiden и Depeche Mode. Однако если прислушаться к его композициям, то в отличие от рок-музыки, где, как правило, ритм задают барабаны, в мелодиях Клепаки порой за это отвечают биты. Иногда столь же жесткие, быстрые, но биты, пришедшие сюда прямиком из хип-хопа. Как пример — некоторые композиции самой первой Command & Conquer, но не будем забегать вперёд.

На мысль задавать ритм битами, господина Клепаки натолкнуло, по его собственному признанию, увлечение ещё одной популярной группой, а именно Afrika Bambaataa. Однако важно другое: откуда в композициях Клепаки взялась эта примесь индастриала? Ведь, если начинаешь задумываться, из каких элементов составлены его треки, то это кажется несочетаемой мешаниной стилей.

К тому же зачастую Фрэнк записывает (и всегда записывал) большую часть инструментов сам. Он отлично владеет гитарой, басом, барабанами и клавишными. И ему пришлось научиться на всем этом играть, потому что он иначе не мог донести до друзей, с которыми играл в группах, свои мысли.

Будучи изначально барабанщиком, я не мог обсуждать с другими участниками группы идеи, которые у меня были для новых песен. Я не знал нотную грамоту, поэтому не мог толком объяснить, как им нужно играть песни моего сочинения. Поэтому я сам научился играть на музыкальных инструментах, а затем и записывать первые демо.

Фрэнк Клепаки

Эти демозаписи пока что он пишет по больше части для себя, чтобы дать выход своему креативу и обучиться работе со звуком. Однако именно они скоро дадут Фрэнку дорогу в жизнь.

Почему-то так получается, что зачастую увлечение видеоиграми у подростков тех лет не происходит без увлечения программированием. Вот и Фрэнк Клепаки под конец 80-х начинает изучать Basic на компьютере Tandy 1000. Параллельно он пытается устроиться на работу тестировщиком программного обеспечения и в одно из мест его даже принимают. Только вот оттестировать ничего он так толком и не успел. Однажды за обедом, разговорившись с одним из звукорежиссеров, Клепаки рассказал ему о своих музыкальных экспериментах и всучил ту самую кассету с демо записями. После этого Фрэнк был переведён в другой отдел, где писал музыку для порта одной из игр компании. История не сохранила имени того человека, зато прекрасно помнит название студии. Westwood.

Начало работы в Westwood.

Умения играть на обычных инструментах Фрэнку на новом месте оказалось недостаточно. Ведь первые игры, над саундтреком которых он работал — это порт Dragon Strike для NES и Eye of the Beholder II для PC. Все они были написаны с использованием MIDI-синтезаторов. При этом иногда уловить сочетание разных жанров можно и тут, например, в композициях Eye of the Beholder II.

 

Eye of the Beholder II OST

 

Dragon Strike (NES) OST

Вот он! Ещё один кирпичик уникального стиля Клепаки: электронная составляющая. С этого момента разного рода сэмплеры стали неотъемлемой частью его саундтреков. В 1992 году Westwood выпускает игру в жанре, который закрепит её в ранге одного из лучших разработчиков стратегий. Выходит легендарная Dune II.

 

Любителям винтажных саундтреков эпохи MS-DOS крайне рекомендуется

Примечательно, что тут зарождается еще одна отличительная черта Клепаки, как композитора. Работая с чужой партитурой, он не просто копирует её, стараясь подражать оригиналу, он старается переосмыслить услышанное. Внести новые контексты, взглянуть под другим углом, при этом оставив самое важное, суть саундтрека, неизменной. В случае с Dune II на руку сыграло то, что саундтрек к фильму Дэвида Линча, к которому отсылалась игра, был написан Дэвидом Пэйчем — клавишником и вокалистом рок группы Toto.

Так что любовь к жанру рок музыки, манере исполнения и увлечение клавишными инструментами позволили Фрэнку, бережно обращаясь с оригиналом, добавить музыке яркости. К тому же именно тут, пусть и в MIDI-формате, но куда более отчётливо начал прослеживаться электронный компонент произведений Клепаки.

И буквально сразу же Фрэнк продолжает выбивать комбо из работы над адаптацией культовых произведений. После линчевской «Дюны» его привлекают поработать над саундтреком к игре по мультфильму «Король Лев»

 

Для меня лично это было открытием!

При этом вместе с другими музыкантами, задействованными в проекте, он мог послушать музыку анимационного фильма задолго до выхода на экраны, для того, чтобы вектор их музыкального видения совпадал с таковым у композитора картины. Им, кстати, был Ханс Циммер, и за саундтрек к «Королю Льву» он получил первый в своей карьере «Оскар». А о работе Клепаки над адаптацией Циммер отозвался очень тепло. Забавно, что свой второй «Оскар» Циммер получит за написание музыки к «Дюне» Дени Вильнёва в 2022 году.

Господин Клепаки же, тем временем, тоже двигался к своей первой награде за видеоигровой саундтрек. И, поработав над третьей частью point-and-click адвенчуры The Legend of Kyrandia с подзаголовком Malcolm’s Revenge, с которой он к слову знаком с 1992 года, так как писал саундтреки ко всей серии, где вовсю оттачивал навыки работы с разными музыкальными семплерами.

 

Не то, чтобы заслуживает внимания, но тут Клепаки явно плотно экспериментировал с сэмплерами

В общем, после этого наступила эра, окончательно закрепившая за Фрэнком Клепаки статус одного из самых узнаваемых композиторов. А музыка в созданном им стиле стала его визитной карточкой. В 1995 свет увидела первая часть Command & Conquer.

Саундтрек Command & Conquer.

Всё начинается с понимания того, для чего я пишу музыку. Это тема битвы, или главная тема, музыка окружения, или что-либо еще. Затем я выясняю, какой тип настроения и стиля подходит лучше всего. Далее нужно подобрать правильные инструменты, а затем начинается процесс написания. Это может начаться с чего угодно: гитарного риффа, мелодии для валторны, барабанного ритма или басовой партии. Таким образом я продолжаю чередовать инструменты, трек за треком, записывая по одной партии за раз, пока у меня не получится что-то, что звучит полно и передает суть, к которой я стремлюсь.

Фрэнк Клепаки

 

Для подготовки к написанию саундтрека Фрэнк Клепаки вдохновился такими группами, как Ministry, White Zombie, от которой позже отколется легендарный Rob Zombie, и Nine Inch Nails. А также запасся отличной аппаратурой: сэмплерами ASR-10 и Roland S760 в сочетании с синтезаторным модулем Roland JD 990. Может эти названия вам ничего и не скажут, и я понимаю, что важен мастер, работающий с инструментом, а не сам инструмент, тем не менее, простите за тавтологию, эти электронные инструменты сегодня уже практически легенда. Ведь с ними работали такие исполнители, как:

  • Blur
  • Daft Punk
  • Michael Jackson
  • ATB
  • Kanye West
  • Rammstein
  • Timbaland
  • The Prodigy
  • Gorillaz

И это я только прошелся по верхам!

 

Если слушал этот трек в школе — самое время почувствовать себя старым

Но и тут за аппаратуру взялся очень талантливый человек. Следующая отличительная черта музыки Фрэнка Клепаки — менять ритм один раз каждые четыре такта. За счет этого достигается интересный эффект. Музыка постоянно имеет развитие. Она следует основному мотиву, но постоянно видоизменяется. Причем зачастую в определенный момент может сломаться и сам мотив, но эти переходы выглядят настолько естественно и эффектно, что подчас поменявшаяся до неузнаваемости к концу мелодия воспринимается целостно и не надоедает. Самый хрестоматийный пример — трек Iron Fist из саундтрека первой Command & Conquer.

 

Именно здесь проявляется талант Фрэнка Клепаки как создателя танцевальной музыки, ведь большая часть его треков — это чистейший грув. Грув — это то чувство, которое заставляет слушателя притопывать\прихлопывать\пританцовывать в такт музыке за счёт мастерски наложенных друг на друга ритмов. Стоит чуть ошибиться и «магия» не сработает. Звучит сложно, но уверен, что каждый ловил это ощущение хотя бы раз и понимает, о чем речь.

Саундтрек первой C&C вообще крайне разнообразен. Тут и резкое переключение с металлического звучания на аллюзии в сторону Castlevania в Prepare to Battle. И оммаж к 80-м и саундтрекам Яна Хаммера. Его я вообще считаю одним из самых влиятельных композиторов, и если бы это видео не было посвящено музыке из C&C, о Яне можно было бы сделать огромную статью (и мне кажется, что рано или поздно я до этого дойду). Ведь во многом без него, как минимум, не было бы синтвейва в том виде, в котором мы его знаем, а значит и саундтрека Hotline: Miami. Да и легендарного оупенинга Vice City не было бы тоже!

 

Неповторимый оригинал

 

Трек написанный под вдохновением, как мне кажется

 

Трек, явно написанный под вдохновением

Прошу прощения, что отошел в сторону, просто не мог это не упомянуть. Вернемся к C&C. Музыкальное сопровождение этой игры запоминается не только ритмичными, но и вполне спокойными и в чем-то даже держащими в напряжении треками вроде On the Prowl, а также лирическими мелодиями наподобие Air Strike.

При этом всей вышеописанной аппаратурой Клепаки запасся не просто так. Именно тут он начинает вовсю экспериментировать с сэмплами. Например, в треке No Mercy использована фраза главного злодея Чака Де Номолоса из фильма «Новые Приключения Билла и Теда». Композиция In Trouble цитирует Top Gun, а также трек хэви-метал группы Queensrÿche.

Пример 1:

 

Оригинальная фраза на 0:13

 

Фраза в треке на 2:56

Пример 2:

 

Оригинальная фраза на 0:56

 

Фраза в треке на 0:00

 

Оригинальная фраза на 0:34

 

Фраза в треке на 1:52

И таких вариантов сэмплирования в каждом произведении Клепаки вагон и маленькая тележка. Если я буду упоминать каждый, то статья разрастётся до каких-то неприличных размеров. Кстати, можете писать свои примеры сэмплов, которые вам удалось обнаружить, в комментариях. С удовольствием почитаю. Я же буду останавливаться на самых, на мой взгляд, интересных.

В общем, даже спустя почти 20 лет, саундтрек Command & Conquer практически не устарел. Он по-прежнему остается интересной и разноплановой музыкой. Однако Фрэнк Клепаки и не думал останавливаться на нем. Практически сразу после релиза игры стало ясно, что она обречена на продолжение, так что Клепаки принялся писать, как он тогда думал, очередную композицию для компании братства NOD.

Саундтрек Red Alert.

После выхода C&C мы, не теряя времени, выпустили дополнение Covert Ops. Я написал еще несколько тем в стиле эмбиент, а затем начал работать над этой хэви-металлической песней. Когда Бретт Сперри, президент Westwood, зашел в мой офис, он спросил: «У тебя есть что-нибудь новенькое?». А я ответил: «Да, у меня есть вот такой трек, я назову его „Hell March“. Мы сидели и слушали песню, после чего Бретт воскликнул: „Боже мой, это, должна быть, главная тема следующей игры“. Я удивился: „Правда? Ладно, это круто!“ Изначально я даже не знал, что Red Alert будет приквелом, я думал, что это будет продолжение оригинальной истории.

Фрэнк Клепаки

 

Крайне рекомендуется к прослушиванию!

Несмотря на то, что Red Alert относительно первой C&C происходила задолго до её событий, Клепаки не хотел, чтобы музыка тут звучала как нечто устаревшее. Безусловно, у неё должно быть свое лицо, своя интонация, но от индастриала было решено не отказываться. Hell March стал визитной карточкой всей серии Red Alert и в отрыве теперь просто не воспринимается. Энергичный барабанный бой в сочетании с резкими и безжалостными гитарами сразу задают нужную атмосферу. Эксперименты в сэмплировании продолжились и здесь.

К примеру, в треке Radio, Клепаки использует григорианские песнопения, вплетая их в индустриальное звучание. В этом же треке используется кусочек творчества Нью-Йоркского R&B дуэта D Train под названием Misunderstanding. Далее здесь же у нас ритм, взятый у британской New Wave группы Art of Noise. И, напомню, мы все еще говорим о треке Radio, толпа, скандирующая, как мне кажется, имя немецкого диктатора середины 20 века.

В композиции Workmen используется трек уже упомянутой выше команды White Zombie. А в Terminate звучит значительно переработанный сэмпл из библиотеки Roland S760. Его же, кстати, можно услышать и в одной из песен группы Gorillaz под названием Ghost Train. Я же говорю: этот сэмплер — культовая вещь!

Пример 1:

 

Оригинальный звук на 4:20

 

Он же в треке на 0:08, а на 1:18 вступает григорианский хор (первоисточник найти не удалось)

Пример 2:

 

Оригинальный звук на 0:00

 

Он же в треке на 1:55, на 2:57 начинает скандировать толпа (первоисточник найти не удалось)

Пример 3:

 

Оригинальный звук на 0:00

 

Он же в треке на 0:19

Пример 4:

 

Оригинальный звук сэмплера Roland S760

 

Он же в треке на 0:00

 

Он же в треке Gorillaz на 0:00

Если отойти от разбора сэмплов и взглянуть на мелодии в целом, то в Mud медленный грув постепенно меняется со временем, в Face the Enemy и вовсе приближается к оркестровому звучанию. Эти, казалось бы, причудливые сочетания нескольких стилей и сэмплирование — вот что делает творчество Фрэнка Клепаки захватывающим. Даже после многократного прослушивания.

Саундтрек Tiberian Sun.

 

Сомнительно, но окэй!

К работе над новой игрой присоединился Джаррид Мендельсон
К работе над новой игрой присоединился Джаррид Мендельсон

После работы над Red Alert, Westwood Studios попытались развить серию в новом направлении с помощью Tiberian Sun. Вернувшийся Фрэнк Клепаки в паре с Джарридом Мендельсоном, при этом, решили немного изменить и музыкальную направленность. Для начала давайте начнем с новичка. Джаррид решил привнести в партитуру что-то новое, но при этом отдавая дань уважения предыдущим проектам.

В Pharotek после эмбиентного вступления появляется экзотический микс, сочетающий арабские духовые с забойными техно-битами. Многие стили и инструменты здесь являются новыми для серии, но сохранившийся жесткий ритм и командные маршевые звуковые эффекты с одной стороны отсылаются к Red Alert и творчеству Клепаки, а с другой вносят разнообразие.

Новинкой для серии стало и применение саундскейпов. То есть использование звуков окружения как части музыкальной композиции. В этом смысле Lone Trooper и Dusk Hour являются отличными примерами такого подхода. На протяжении всего трека Lone Trooper ощущается какая-то пустота и отрешенность. Непокидающее чувство одиночества. И не просто так, ведь композиция играет во время миссий по сопровождению, где нет места ожесточенным боям и танковому рашу.

Dusk Hour же напротив состоит из наложения ритмов и мелодий с научно-фантастическим оттенком. Жесткая электронная перкуссия, звуки электронных приборов, искаженные и словно вывернутые наизнанку синтезаторные партии создают ощущение почти физического дискомфорта. Некоторые треки отсылаются к самой первой игре серии. Например Valves с индустриальным звучанием работающих заводов и каких-то механизмов. Тем не менее, они наполнены новым экспериментальным звуком, который зашёл не всем фанатам творчества Фрэнка Клепаки. Так что было принято решение вернуться к истокам.

Саундтрек Red Alert 2.

 

Окэй! Тут никаких сомнений!

Westwood начала разработку второй части Red Alert, а Фрэнк решил вдохновиться чем-то не менее культовым, чем ранее. Сейчас опорой саундтрека стала Rage Against the Machine. Наболее показателен, как мне кажется, трек Blow It Up из Red Alert 2. Чуть ли не буквальный оммаж к творчеству американских рокеров.

 
 

Клепаки в саундтреке Red Alert 2 терзает бас и электрогитару еще интенсивнее, накладывая их поверх мощнейшей барабанной партии. В музыке тут вообще стало больше контекстов и едва заметных деталей, из которых и строится цельная картина. Например, легкий синтезаторный тирм в Probing, что появляется ненадолго, разбавляет мелодию, а затем исчезает навсегда. Или же Junk — смесь индастриала и хардкорной электроники «классического» Клепаки, в которой постоянно меняются риффы, бэкграунд, а в какой-то момент и вовсе ломается ритм композиции.

Фрэнк Клепаки при написании музыки к Red Alert 2 снова идет на эксперимент, но в этот раз, экспериментируя он не изменяет себе и своему стилю. Например, C&C in the House смешивает хаус и тяжелый рок. А 200 Meters так и вовсе отдает атмосферой загадки, шпионажа, тайных операций и правительственных заговоров. В общем, «Метал Гиром».

Ну и никуда не делся «Адский Марш», который, как и игра, получил цифру 2 в названии и стал еще более интересно скроенным. По признанию самого Клепаки, эта композиция так сильно ему нравится, что он может бесконечно переписывать и улучшать ее. Именно, как мне кажется, в Red Alert 2 окончательно сформировался настоящий авторский стиль Фрэнка Клепаки. Это не эмбиент или чистая электроника, это не хардкор или рок. Это что-то, впитавшее всего понемногу. Этот по-настоящему новый стиль музыки, новое направление. Чуть позже такой жанр получит название Rocktronic, а его первопроходца, Фрэнка Клепаки, будут стараться копировать. Не зря за написание музыкального сопровождения к Red Alert 2 Фрэнк получит награду «Лучший саундтрек года».

«Бегущий по лезвию» от Фрэнка Клепаки и снова «Дюна».

 

Также круто, как и у Вангелиса

И, прежде чем перейти к последней игре серии C&C, для которой Клепаки написал всю партитуру, нужно вернуться к важным проектам, которые пришлось вынести за скобки по разным причинам, но которые тоже во многом повлияли на формирование его музыкального развития. Вы же еще не забыли, что Клепаки отлично справился с переложением саундтреков к «Королю Льву» и «Дюне» Линча на видеоигровые рельсы? Почти сразу после выхода первой Red Alert ему представилась возможность поработать с не менее культовым произведением. Westwood занялась производством игры по мотивам «Бегущего по лезвию».

И тут вот что интересно. Несмотря на то, то оригинальную партитуру Вангелиса использовать при разработке было можно, доступ к студийным демо и несведенным записям разрешен не был. Так что Клепаки пришлось на слух воссоздавать темы кинопроизведения. Разработчики были удивлены вниманием к деталям, посчитав, чт о”копии» Клепаки звучат четче, чем оригинал. Таким образом у Фрэнка появился еще один важный навык, который пригодится ему в будущем: умение не просто писать адаптированную музыку, а структурно понимать ее устройство и то, как ее создал автор.

 
 

Чуть позже Клепаки сочинил музыку для Dune 2000, где он не просто попытался обновить музыку из Dune II. Но и снова, уже на новом уровне развития технологий и обладая куда большим опытом, отдал дань уважения оригинальному музыкальному стилю, созданному Тото. Забавно, что Dune 2000 критики довольно часто ругали за разные аспекты, но не за музыку. Она, по большей части, понравилась всем. И, как мне кажется, вполне заслуженно.

Как раз после выхода Red Alert 2 появилась Emperor: Battle for Dune. И над ней Клепаки снова поработал в соавторстве с Джарридом Мендельсоном. Вообще Фрэнк считает саундтреки этих двух Дюн более осмысленными и полными, потому что при работе над Dune II всё же было множество технических ограничений при написании музыки.

Дэвид Аркенстон тоже приложил руку к саундтреку «Дюны»
Дэвид Аркенстон тоже приложил руку к саундтреку «Дюны»

Над Battle for Dune на самом деле работал и еще один композитор, Дэвид Аркенстон. В коллаборации с Клепаки они придали саундтреку немало оркестровых мотивов. А сам Дэвид чуть позже стал практически штатным композитором World of Warcraft, написав музыку к практически всем его аддонам.

Саундтрек Command & Conquer: Renegade.

 

Слушать однозначно!

Westwood же, меж тем, закончив работу над Red Alert 2 и дополнением Yuri’s Revenge, снова решила вернуться к C&C. Renegade стала смелым экспериментом по смене жанра и перспективы. Мы теперь были не командиром, витающим над полем боя. Мы были непосредственными участниками событий. В распоряжении была и техника, и разные классы солдат, и добыча ресурсов. В общем-то все элементы стратегии, но с видом от первого лица.

В плане музыкального сопровождения Клепаки снова предлагает жесткую смесь из рока, электроники и техно. Забавно, что первый же открывающий трек Stomp использовался еще в самой первой C&C. По-видимому это было нужно, чтобы показать преемственность таких разных игр еще и через музыку. И Клепаки в этой игре создает потрясающую энергетику, смешивая гитарные риффы и техно-ритмы.

Более мелодичные фрагменты тоже присутствуют, но сохраняют при этом жесткое хардкорное звучание, которое у большинства ассоциируется с классикой, такой, как «Адский марш». Именно чувство ритма Клепаки делает его музыку такой привлекательной и эффектной. Гитарные риффы и мелодия, составляющие Got A Present For Ya, сами по себе довольно просты, но сведены таким образом, что звучат круто до сих пор.

In The Line Of Fire из-за постоянного развития отлично передает накал страстей во время боя от первого лица. А более эмбиентные темы, такие как «Sneak Attack» и «Sniper» тоже не отстают. Хоть они и построены на наложении мотивов друг на друга, не выглядят мешаниной звуков, задавая нужный тон и атмосферу. Чисто перкуссионные темы вроде Move In и Industrial Ambient прекрасно передают атмосферу окружающего пространства.

На мой взгляд, Renegade и Red Alert 2 — это Фрэнк Клепаки на пике формы тех лет. Вся музыка здесь захватывающая, запоминающаяся и, если кто-то из авторов начинает пытаться писать что-то в таком стиле, мы неизменно будем слышать в этих произведениях Фрэнка Клепаки. На самом деле, примерно так и произошло…

Саундтрек Command & Conquer: Generals

 

Не Клепаки, но достойно

Через год после выхода Renegade, Westwood закрылась, часть сотрудников перешла в EA, а часть сформировала Petroglyph Games, куда ушел и Клепаки. Но об этом чуть позже. Первая же серия, за которую взялась новая команда, была C&C с подзаголовком Generals. Место Фрэнка Клепаки заняли голливудские композиторы Билл Браун и Микаэль Сандгрен. И это заметно, ведь саундтрек стал куда ближе именно к партитуре для кино.

Однако же стремление новых авторов сохранить корни серии прослеживается. Главная тема — это интересная попытка объединить кинематографический подход Голливуда и зажигательные ритмы C&C. Гитарные рифы, вдохновленные Фрэнком Клепаки, слышны в саундтреке повсюду. Особенно в дополнении Zero Hour.

Тем не менее, большая часть саундтрека остаётся близкой к стандартному голливудскому звучанию, добавляя при этом этнические элементы. И, на мой взгляд, это не то чтобы критично. Всё же Generals была игрой более реалистичной, чем карикатурная Red Alert или футуристическая Tiberian Sun. В целом, оригинальный саундтрек Command & Conquers Generals — достойная попытка придать изменившейся серии новое лицо, сохраняя при этом наследие Клепаки.

Саундтрек Command & Conquer 3: Tiberium Wars

 


EA решила вернуться к тибериумной саге третьей частью C&C. Первый же трейлер, как и Renegade, решил показать преемственность музыкальным сопровождением. В качестве фоновой композиции там вновь использовалась Stomp, а Клепаки хоть и ушел в Petroglyph, с другими студиями ему работать не запрещалось.

Когда я узнал, что разрабатывается третья часть С&С, я пытался связаться с Electronic Arts. Я хотел написать музыку для продолжения и даже отправил им кое-какие наработки. Но мне даже не ответили.

Фрэнк Клепаки

Вместо Клепаки было решено привлечь Тревора Морриса и Стива Яблонски. Оба до этого в основном писали музыку для кино, а в плане игровых саундтреков за плечами у Тревора были NFS Caarbon и одна из частей SimCity, а Стива я частично уже касался в своем прошлом блоге о музыке серии Prince of Persia. Но эта работа у Стива была еще впереди. Сейчас же этим авторам нужно было работать с наследием Фрэнка Клепаки.

Новая команда решила сохранить музыкальную направленность Tiberian Sun, только вот, как мне кажется, эмбиентные темы, по большей части, стали совершенно неинтересны. На фоне той же Valves, Crystalline с ее плавно смешанным сочетанием электронных ритмов, этнической перкуссии и струнными, не создает никаких конкретных образов. Это больше похоже на фоновую музыку, собранную из бесплатных библиотек, чем на написанный эмбиент. При этом раньше, если вы помните, даже выдергивание целых сэмплов из других произведений Фрэнком Клепаки обыгрывалось. Тут такого и близко нет.

В большинстве мелодий есть какие-то особенности, такие как непостоянные ритмы «Black Dawn» или всплески электрогитары в «Blue Control». Но это всего-лишь фоновые элементы, которых недостаточно, чтобы нужным образом раскрасить композиции. Некоторые треки пытаются в музыку в стиле Фрэнка Клепаки, но их структура не такая сложная. Все же мне кажется, что подобный подход не так просто скопировать.

Но если вы думаете, что Яблонски и Моррис — какие-то неумехи, то очень зря. Это способные музыканты, просто их стиль исполнения не подходит для вселенной C&C. Однако даже здесь находятся интересные оркестровые партии вроде Morning Hour. Или урбанистической Crimson City, где после продолжительного эмбиентного вступления происходит резкий переход к суровой гитарной партии. Или же деревянные духовые в Aftermath, словно бы отсылающие ко второй части C&C.

Но креативности новым авторам все же немного не хватает. Музыкальное сопровождение в целом получилось скучнее предшественников от Westwood и переосмысления в лице Generals. Так что со следующей игрой облажаться было нельзя.

Саундтрек Red Alert 3.

 

Послушай его, товарищ!

Electronic Arts делают правильный ход. Возвращают к работе над музыкой Фрэнка Клепаки. Забавно, что у многих игроков сегодня Red Alert ассоциируется именно с треком Soviet March, к которому Клепаки не имеет практически никакого отношения. Занятость над текущими проектами позволила ему написать лишь несколько треков и консультировать новичков в серии Тима Уинна и Джеймса Ханнигана.

Получившийся в результате саундтрек вышел, вероятно, самым разнообразным в серии. В третий раз Клепаки переписывает Hell March и это снова прекрасно. Это, пожалуй, самое оригинальное исполнение культовой темы, сочетающее оркестровые, хоровые и электронные элементы с гитарными рокерскими запилами Фрэнка. Grinder 2 — полная трансформация мелодии Red Alert 2. Если там сэмплы голоса сочетались с электронными битами, то тут ко всему прочему прибавляются оркестровые и этнические элементы в виде русского хора. Или же композиция The Red Menace — беспощадное соло на электрогитаре, дополняемое хоровым пением. Сочетание, сносящее все на своем пути.

В отличие от авторов саундтрека C&C 3, Уинн и Ханниган понимают, что делают. Все треки ужасно стереотипны, но ведь Red Alert всегда была об этом. Теперь атмосферу клюквы (хотя бы название песни Battleground for Bear чего стоит), отбитости и безумия дополняет и музыка. Russian Retreat представляет собой брутальное изображение советской фракции, где преобладают жесткие гитарные риффы ничуть не хуже, чем у самого Клепаки. Большая часть песен тут написана совсем не им, но если об этом не знать, этого будто бы и не заметно. Это то самое звучание Клепаки. Это и есть фирменный стиль. Когда мы слышим музыку, вдохновленную композитором, ассоциативный ряд приводит нас к первоисточнику, даже если написал эту музыку не он.

Но не Клепаки единым. Если советская сторона тяготеет к старым играм серии, то вот союзники выдержаны в несколько ином ключе. Чему-то, на мой взгляд, приближенному к панк-року. Например, Shock and Awe. Я считаю Уинна и Ханнигана лучшими композиторами серии после самого Клепаки. Ведь они додумались до простого и элегантного решения: «Раз в основе игры лежит Rocktronic, то мы просто будем примешивать к электронике разные жанры рок-музыки». Так, оттолкнувшись от истоков, СССР получил стандартные для серии хардовые композиции. США олицетворяло подобие панк-рока и кантри, а Империи Восходящего Солнца, третьей стороне конфликта, достался… всё правильно. J-Rock.

Ну и я не могу еще раз не упомянуть Soviet March Джеймса Ханнигана. Трек как нельзя лучше контрастирует с «Адским маршем», но мелодия с примесью национального колорита, яркой и красочной оркестровки, звучит очень похоже на гимн. Но на его карикатурную версию. Что и требуется серии.

Сотрудничество всех композиторов явно сработало, поскольку каждый внес в партитуру что-то своё. Клепаки создаёт самые яркие версии двух своих классических тем и курирует остальных, Ханниган потрясающе сочетает восточные инструменты с традиционными оркестровыми и рок-влияниями, а Тим Уинн замешивает такой коктейль из стилей, что всё вместе звучит удивительно свежо и целостностно. Клепаки не просто создал новый стиль, он обучил ему других композиторов и передал серию в надежные руки Уинна и Ханнигана, которые смогли не только в музыкальном плане достойно завершить историю Red Alert, но и исправить ошибки саундтрека C&C 3, ведь к четвёртой части привлекли именно их.

Саундтрек Command & Conquer 4: Tiberium Twilight.

 

Уже чуть другое, но тоже круто!

Клепаки в написании музыки уже не участвовал, на замену ему выписали не менее талантливого парня. Автора саундтрека к Dead Space Джейсона Грейвса, а также весь оркестр Лондонской Филармонии, что уже само по себе звучит сильно.

Джейсон Грэйвс
Джейсон Грэйвс

Ханниган при написании Главной темы игры явно вдохновляется уже не Фрэнком Клепаки, а музыкой Джерри Голдсмита к фильму Star Trek 1979 года.

 

Главная тема C&C 4 под названием To Save Humanity эволюционирует от задумчивого танцевального вступления, до марша, в полной мере демонстрируя, что оркестр может привнести в саундтрек что-то новое. Композиция обеспечивает прочную тематическую основу для всей партитуры.

Многие работы Джейсона Грейвса, представленные в кампании G.D.I., отдают, что не удивительно, Dead Space. Возможно, дело в их ритме или грубых тембрах, в более диссонирующих репликах, я не могу понять, в чем именно, но в работах Грейвса всегда есть что-то опасно-привлекательное.

Тим Уинн же в кампании братства NOD сочетает оркестровые, этнические и современные элементы. Things Fall Apart предлагает совершенно иную эстетику, подчёркивая неземной этнический вокал, зацикленные сэмплы перкуссии и арабские инструменты в исполнении оркестра.

Но главной звездой тут, все же, является Ханниган. Его The Prophet’s Ascension длиной почти 11 с половиной минут охватывает огромный диапазон. Композиция начинается с медленного струнного ритма, постепенно вплетая духовые, электронные инструменты. Добавляя медные фанфары. При этом при наслоении инструментов сохраняется одна и та же последовательность аккордов, сохраняется единый ритм. Но это еще не все. Ханниган отлично завершает серию, объединяя стилистические особенности всех авторов, работавших над проектом и ставит, как говорится, жирную точку в этой истории композицией The End of All Things.

Саундтрек Star Wars: Empire at War.

 
 

Несмотря на то, что с серией C&C было покончено, Фрэнк Клепаки продолжил творить и за ее пределами. Самое, пожалуй, важное для него событие как для автора, произошло именно после распада Westwood. Дебютной игрой Petroglyph Games с Клепаки в качестве главного композитора, была Star Wars Empire at War. Ещё одна знаменитая кинофраншиза, к игровому воплощению которой Клепаки приложил руку. Кажется, что все предыдущие его работы по игровым адаптациям кинопроизведений вели его к этому моменту.

Будучи страстным поклонником Звездных Войн, он еще во времена работы над Тибериумной Сагой с диким восторгом писал музыкальное сопровождение к сценам с участием Джеймса Эрла Джонсона. В C&C он исполнил роль генерала Джеймса Соломона, а в Star Wars, если вы вдруг не в курсе, это голос Дарта Вейдера. В Empire at War же Клепаки нужно было работать с партитурой гениального Джона Уильямса и он пытался настолько бережно обращаться с его работами, насколько мог.

Я старался свести к минимуму изменения в треках, чтобы сохранить классическое звучание «Звездных войн». В основном я сочинял музыку для новых областей вселенной Star Wars, при этом тесно сотрудничал с командой по созданию звуковых эффектов, чтобы обеспечить единую звуковую картину мира игры. Сейчас мне кажется, что работа над Empire at War — это лучшее, что мне довелось сделать.

Фрэнк Клепаки

В дополнении Forces of Corruption Клепаки позволил себе большую творческую свободу. Сохранив дух саги, он написал оригинальную тему для новой криминальной фракции. В соответствии с преступной тематикой игры, Клепаки позаимствовал мотивы и воссоздал настроение сцен с участием Джаббы Хатта в «Возвращении джедая». Разработку игры курировали в LucasArts, так что все идеи приходилось утверждать у них. Идеи Клепаки утвердили с первого раза.

Как звукорежиссер Petroglyph, я также подбирал звуковые эффекты — это сложный процесс, ведь новые звуки всегда «немного отличаются» от привычных нам. И нужно сохранить стиль, привнести что-то новое, при этом не сильно отклоняясь от оригинала.

Фрэнк Клепаки

Саундтреки Universe at War, End of Nations и Grey Goo.

 

После Star Wars, Клепаки, кажется, был готов ко всему. И он всегда был не про топтание на месте, а про развитие. В следующей игре Universe at War он демонстрирует больше традиционного электронного звучания, но с более мрачным и менее игривым оттенком.

Для инопланетной расы я создавал «неестественную» эстетику с помощью арсенала искаженных шумов. Например, комбинацию звуков тяжелых подъемных кранов, записанных с усиленными ударами, чтобы придать юнитам фракции угрожающий машинный звук. Еще я придумал язык этой расы для записи различных вокальных элементов.

Фрэнк Клепаки

Doom of the Aliens каждую секунду передаёт мрачную атмосферу под аккомпанемент гитары, ударных и струнных инструментов. Атмосферные треки, вроде Schematic, интересны и жутковаты одновременно. А Anticipating же вообще будто-то бы вдохновлена культовой группой Morphine.

 
 

Другой яркий момент — пение хора в Display of Power, где Фрэнк обращается грандиозной, героической теме, которую выписывал во многих своих прошлых саундтреках. Поэтому в последовавшим далее проекте End of Nations он пишет музыку почти на 3 часа полностью с участием оркестра.

 

Благодаря огромному опыту Клепаки, главная тема End of Nations у него — это мощная военная увертюра с выдающимися соло на трубе и прекрасными гитарными партиями. Для меня это один из самых неожиданных саундтреков Клепаки. Плотный, разнообразный, с новыми оттенками, но в то же время не забывающий о корнях. March of the Order, Gun It и Imposing Will представляют собой комбинации оркестра, хора и рока как в старые добрые времена. Creeper Presence использует обратный подход, делая четкий акцент на современных оркестровых элементах, а гитарные отходят на второй план. On Russian Grounds — гибрид запада и востока. Крайне удачное сочетание. Плотность и сложность этого саундтрека невозможно передать словами или такими короткими вставками. Это относится в целом ко всей музыке Клепаки. Ее необходимо прослушать самостоятельно, чтобы понять в полной мере.

 

Взять, к примеру, саундтрек ещё одной игры Petroglyph, Grey Goo. Без знакомства, даже пусть и поверхностного, с творчеством Клепаки, невозможно ощутить всю крутизну треков Beta Formation и Wall Defense. Последний так и вообще чистый Red Alert.

В этой игре вообще очень много оттенков. От успокаивающих чиллаут-звуков Exploration до красочных технопоп-композиций Increase Production и более глубоких научно-фантастических настроений Materialize. И, само собой, главная тема передает необъятность глубокого космоса своим мощным оркестровым и хоровым звучанием.

Клепаки за столько лет не просто не растерял задора. В дополнение к этому он приобрел массу навыков как композитор, как саунд-продюсер, как исполнитель на большой сцене. Стоп. Исполнитель на сцене? Ах да, с этим связана ещё одна интересная история.

Frank Klepacki and The Tiberian Sons.

 

Одно из лучших живых выступлений, что я видел!

После завершения работы над Red Alert, Клепаки получил письмо от парня по имени Тони Дикинсон.

Он написал свою собственную совершенно безумную симфоническую версию «Адского марша» для какого-то конкурса. И подумал, к кому как ни к оригинальному композитору, лучше обратиться за советом о том, как это можно улучшить? Поэтому он связался со мной и спросил, что я об этом думаю.

Фрэнк Клепаки

Клепаки услышанное очень понравилось, он дал парню пару советов по микшированию и в итоге Тони выиграл свой конкурс. После этого они поддерживали связь много лет. Тони стал профессиональным музыкантом и оставался фанатом творчества Фрэнка Клепаки. Тони Дикинсон собрал музыкальную группу и назвал ее Tiberian Sons, участники которой сделали ремиксы на многие произведения Фрэнка.

В середине десятых Клепаки решил выступить на фестивале MAGFest. К тому времени у него за плечами помимо игр было несколько сольных альбомов, и он связался с организаторами мероприятия, чтобы просто поиграть. В итоге Клепаки выделили целый слот под большую группу с предложением исполнить сет по мотивам Command & Conquer. С живой группой. На сцене. Впервые в истории.

Я немедленно позвонил Тони и сказал: «Они выделили мне одно из мест для хедлайнеров. Мне нужна группа для концерта, чтобы сыграть музыку из моих игр. Ты в деле?»

Фрэнк Клепаки

Естественно он был в деле. Тони Дикинсон, когда-то спрашивающий у Клепаки совета, выступает с ним на одной сцене. И этот союз получает название Frank Klepacki and Tiberian Sons.

Фрэнк Клепаки это человек, создавший новый жанр музыки и заставивший измениться саундтрек для стратегий в целом. Вдохновляющий людей своими мелодиями, обладающий уникальным стилем. Потому что музыка неотделима от своего создателя. Так что сейчас, когда мы слышим саундтрек Red Alert, C&C или просто индастриал, приправленный маршевыми мотивами и электрогитарами, мы слышим Фрэнка Клепаки. И ритмы этой музыки заставляют переслушивать ее раз за разом, испытывать эмоции, потому что музыка становится неотделима и от нас. Ведь теперь это часть нашей жизни.

Ирония в том, что моей первоначальной целью в было играть в знаменитой группе, гастролировать по миру и продавать миллионы альбомов. Вместо того, чтобы играть в известной группе, я приобрел популярность в индустрии как композитор видеоигр. Вместо того, чтобы гастролировать по миру, я получаю письма от поклонников со всего мира. Вместо того, чтобы продавать миллионы альбомов, моя музыка присутствует в миллионах видеоигр! Так что, в конечном итоге я получил даже что-то более значимое.

Фрэнк Клепаки


Blade Runner

Платформы
PC | PS4 | XONE | NSW
Жанр
Дата выхода
14 ноября 1997
201
4.3
84 оценки
Моя оценка

Command & Conquer

Платформы
PC | Mac | PS | PS3 | PSP | N64 | SAT
Жанры
Дата выхода
31 августа 1995
388
4.5
260 оценок
Моя оценка

Command & Conquer: Renegade

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
25 февраля 2002
274
4.2
164 оценки
Моя оценка

Command & Conquer: Generals

Платформы
PC | Mac
Жанр
Дата выхода
11 февраля 2003
538
4.4
354 оценки
Моя оценка

Command & Conquer: Tiberian Sun

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
27 августа 1999
274
4.4
155 оценок
Моя оценка

Dune 2000: Long Live the Fighters!

Платформы
PC | PS
Жанр
Дата выхода
31 августа 1998
300
4.3
164 оценки
Моя оценка

Dune 2: The Building of a Dynasty

Платформы
PC | Amiga | SMD
Жанр
Дата выхода
31 декабря 1992
382
4.5
256 оценок
Моя оценка

Emperor: Battle for Dune

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
12 июня 2001
92
4.3
48 оценок
Моя оценка

Command & Conquer: Red Alert 2

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
26 октября 2000
683
4.6
492 оценки
Моя оценка

Star Wars: Empire at War

Платформы
PC | Mac
Жанр
Дата выхода
15 февраля 2006
446
4.2
278 оценок
Моя оценка

Command & Conquer 3: Tiberium Wars

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
27 марта 2007
644
4.3
408 оценок
Моя оценка

Universe at War: Earth Assault

Платформы
PC | X360
Жанр
Дата выхода
11 декабря 2007
28
3.8
20 оценок
Моя оценка

Command & Conquer: Red Alert 3

Платформы
PC | PS3 | X360 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
28 октября 2008
881
4.3
606 оценок
Моя оценка

Command & Conquer 4: Tiberian Twilight

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
16 марта 2010
209
2.6
152 оценки
Моя оценка

End of Nations

Платформа
PC
Жанры
Дата выхода
проект закрыт
16
3.6
7 оценок
Моя оценка

Grey Goo

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
23 января 2015
46
3.8
50 оценок
Моя оценка

Command & Conquer: Red Alert

Платформы
PC | PS | PS3 | PSP
Жанр
Дата выхода
22 ноября 1996
174
4.3
119 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Великолепный материал, прочел с удовольствием. Мне, как поклоннику творчества Фрэнка и того, чем он вдохновлялся, было очень приятно прочесть больше информации о его творческом пути. Моя сердечная благодарность! 

Я безумно люблю видеоигровую музыку, особенно когда она не строго функциональна, а является целостным произведением. В своих текстах я всегда это жирно и четко подчеркиваю, каждый раз (к слову, советую послушать то, что я приложил в своей статье по соседству — как такому же как я ценителю музыки).

Но. Очень советую перепроверить ссылки на ютуб — где-то треть треков с С&C не воспроизводится. 

Фрэнк Клепаки это человек, создавший новый жанр музыки и заставивший измениться саундтрек для стратегий в целом. Вдохновляющий людей своими мелодиями, обладающий уникальным стилем

Этот талантище дополнительно сформировал мой музыкальный вкус. Теперь техногенная стратегия в реальном времени для должна звучать энергично, тяжело и мелодично. И никак иначе! И это же касается многих других жанров игр. 

А еще огромное спасибо за ссылку на видео  с выступлением Frank Klepacki and The Tiberian Sons. Я даже не знал, что такое существует! Пойду смотреть. 

P.S.: за грамотный разбор музыки Стюарта Чатвуда, Godsmack и вообще саундтрека нежно любимой Prince of Persia: Warrior Within в прошлой статье — дополнительный, дублирующий, отдельный респект. 

Act of Instinct — это музыка детства. Спасибо.

«Нью констрэкшн опшнс»

Как представитель семейства лентяевых выражаю благодарность за видеоверсию этой курсовой)

Нифига, вот это труд, вот это молодец автор. Крепыш. 

С заслуженной победой!)

Попробую еще чуть позже «поколдовать», как буду за компом. Скорее всего заменю эти видео на аналоги. Чтобы мистика не мешала)

Попробуйте кэш сбросить. Может там что то из старых ссылок зависло. Я уж даже и не знаю, чем помочь. Уже и других людей попросил протыкать все видосики с другого устройства для проверки.

Спасибо. Обожаю серию C&C, в том числе саундтрек Клепаки. Жаль, что серия заглохла, как и всё, до чего ЕА дотягивается своими руками.

Обожаю его. Спасибо за статью!

Автор, спасибо за такую крутую статью! Только вчера за пивом с другом вспоминали Hell March \m/

Закинул ссылку на блоги о Фрэнке и Принце в свой личный телеграм-канал, чтобы народ тоже пришел и почитал\посмотрел. 

заменил указанные вами ссылки на новые. надеюсь, теперь все работает)

Обязательно перепроверю с другого браузера. В процессе написания чекал и все было нормально. Странно. Будем чинить сейчас

Также хотел бы поблагодарить за то, что делитесь.Это очень приятно

и у меня вопрос. можете привести пару примеров видео, которые не открываются? я перепроверил все через Firefox и через браузер телефона (Safari). открылось каждое видео. В некоторых случаях не моментально. Самая большая задержка была секунды 3 где-то, но проигралось всё.

Посмотрел видос. Отличная работа! Только одну ложечку дегтя бахну небольшую. Местами прям слишком много «Фрэнка Клепаки». В моменте уже аллергия на имя было. Юзай синонимы)

Опередил Флинна в желании сделать видео про Клепаки, получается

я вроде старался заменить, но, по ходу, Клепаки так сильно захватил меня, что победил и не позволил исключить его))

А если серьезно, то спасибо за то, что указали на это. Буду обращать на это внимание в будущем.

Читай также