27 апреля 2023 27.04.23 38 2395

Как я стал игровым журналистом

+43

Привет, StopGame! Я стал игровым журналистом. Конечно, впереди меня ждут годы практики, оттачивание стиля, получение новых навыков и множество испытаний. Но всё же я на регулярной основе пишу об играх и зарабатываю на этом.

В этом блоге я хочу рассказать, как дошёл до жизни такой, какие навыки позволили мне занять должность, что я умел, а чему пришлось научиться. Пишу этот материал по многим причинам: сказать «Спасибо, Stopgame», моей колыбели, оставить «зарубку» на память и чтобы хоть немного помочь другим авторам, которые стремятся попасть в игрожур, но не понимают, что для этого нужно.

Традиционный алёрт и ахтунг.

Всё, что вы прочтёте дальше — мой личный опыт. Это не руководство к действию, не стопроцентный рецепт, благодаря которому можно достичь успеха.

Материал я писал с одной целью — поделиться опытом, мыслями, по возможности указать ориентиры, помочь понять, чего может вам не хватать и просто рассказать о том, как получилось у меня. Жизнь, характер и навыки у всех свои, так что ваш путь может в корне отличаться от моего. Но, надеюсь, будет интересно.
 

Аудио-видео версия, чтобы заниматься делами и слушать на фоне :)

В первом блоге на SG я рассказал о своем манчкинстве, в ответ получив множество историй о том, как другие страдают или наслаждаются теми же «симптомами». После я старался убедить читателя в том, что каждый творец боится и сомневается, но нужно идти вперед не смотря ни на что.

А потом, зачем-то, в обсуждениях на DTF спрашивал, есть ли варианты найти место в игровом СМИ или всё же придётся «идти на завод». Поэтому чуть ли не с момента выхода первого материала, за который я получил гонорар, мне хотелось рассказать другим авторам о том, что каждый, при должном старании и упорстве, способен зарабатывать Словом.

На момент публикации я был готов оставить свои попытки найти работу в этой сфере, но всё же решил вернуться чуть позже и попробовать снова
На момент публикации я был готов оставить свои попытки найти работу в этой сфере, но всё же решил вернуться чуть позже и попробовать снова

Я расскажу, что умел на момент отправки резюме, какой путь прошёл, чтобы получить необходимый опыт и чему меня научили первые месяцы работы. Кстати, 5 апреля исполнилось восемь месяцев с момента выхода первого оплаченного материала. И за этот период я написал в четыре раза больше статей, чем за полтора года в блогах SG. Потому что мотивационный пинок редактора — это мощно. 

Проба пера, фанфики и фриланс

Осознанно я начал писать в четырнадцать лет. Первые рассказы заканчивались на второй странице, главы гордо раскидывались аж на два-три листа, а абзацы дробились крайне неохотно, занимая половину, а то и две трети А4. 

Самый ранний документ в папки с черновиками
Самый ранний документ в папки с черновиками

Я писал про магию, про попаданца в Terraria, пытался оживить приключения своего персонажа в ZPG «Сказка» (аналог Годвилля) и описывал романтические отношения между Драко Малфоем и Гермионой Грейнджер. Хотя фанатом этого пейринга не был.

Писал про попаданцев до того, как это стало совсем уж мейнстримом
Писал про попаданцев до того, как это стало совсем уж мейнстримом

Были и школьные олимпиады по литературе, и подача работы на конкурс рассказов по миру вышедшей MMORPG Revelation, и короткие фанфики на пару страниц. Затем я перешёл к тяжелой артиллерии — сначала начал работу над фанфиком про попаданца в Гарри Поттера, а затем — про местного Кулибина, который попал в другой мир со способностью геймера-крафтера. 

И тот, и другой фанфики «замерзли» примерно через 50-60 страниц и по сей день изредка, раз в год-другой, получают по главе-апдейту. За это, кстати, мне стыдно перед читателями. В дальнейшем я планирую переписать эти работы с нуля и довести до логического завершения.

Стоит сказать, что тогда писал я «эпизодами». Каждое лето на меня нападал творческий зуд и две-три неделя почти каждый день я тратил от одного до восьми часов на написание чего-то: помимо фанфиков я участвовал в форумной RPG «Моногатари» и раскидывался идеями драбблов. В общем, изначально никакой журналистики не было — я писал в художественном стиле.

Некоторые разделы форума, на который сейчас не зайти без Wayback Machine. Первое число справа — количество тем, второе — количество сообщений. Отыгрыш в то время шёл очень активно
Некоторые разделы форума, на который сейчас не зайти без Wayback Machine. Первое число справа — количество тем, второе — количество сообщений. Отыгрыш в то время шёл очень активно

Первым заработком можно считать несколько сценариев для видео на YouTube. В 2017 году я написал владельцу одного из каналов, на который был подписан и предложил ему свои услуги. Мол, «скоро каникулы, а мне нужен опыт». Мы сделали пробный ролик, потом ещё один.

Вряд ли концепция «Получай по пять отказов в день и твоя жизнь изменится» действительно работает на все 100%, но немного наглости и, в особенности, смелости никому ещё не помешали
Вряд ли концепция «Получай по пять отказов в день и твоя жизнь изменится» действительно работает на все 100%, но немного наглости и, в особенности, смелости никому ещё не помешали

В сумме я написал где-то шесть-восемь сценариев, а также текст для рекламной интеграции. Платили мне не за все сценарии — изначально я писал, что делаю это ради опыта, а деньги мне скинули «за хорошую работу».

На первом курсе института, в 2018 году, я начал фрилансить. Сначала пытался выходить на биржи вроде eTXT, потом перебрался на Work-Zilla и нашёл постоянного заказчика, которому писал тексты для его соцсетей — он занимался организацией свадеб. Думал вести Яндекс.Дзен, но, к счастью, отказался от этой идеи — слишком авантюрное это дело.

Долгое время фриланс был моей подработкой. Писал сценарии видео про экономику, озвучивал и монтировал их, писал сценарии для HR-видео, которые должны были завлекать работников, небольшие рекламные ролики, описывающие услуги клинингового сервиса, рекламу всяких курсов. Помимо текстов искал нужные заказчикам книги, курсы, монтировал и фотошопил. В общем, брался за всё, что мог.

Заказы попадались самые разные. Платили за них немного, но вместе со стипендией они помогали спокойно жить и не переживать об отсутствии денег. Фрилансил я, практически, «до упора» — до лета 2022, пока не устроился на постоянную работу.

Блоги, YouTube-канал и попытка попасть на SG

Параллельно с фрилансом я решил написать свой первый блог на StopGame про трудности бытия манчкином. Выложил и сразу же в себе засомневался. Даже поднял этот вопрос на приеме у психолога, не веря, что смогу забрать пятничный косарь и выделиться среди множества других хороших работ. 

Мой первый полноценный блог! Запомню его навсегда :З
Мой первый полноценный блог! Запомню его навсегда :З

Но, к моему удивлению, обо мне рассказали в пятничном выпуске «Инфакта», а через несколько дней заветный косарь упал на карту, став первой достаточно крупной суммой, полученной за текст об играх. Это меня воодушевило и за осень я выпустил ещё три блога на разные темы.

Ещё до попадания в блоги Stopgame я загорелся создать свой YouTube-канал и марте 2020 выпустил первое видео. Показал его друзьям, скинул по группам, но какой-либо реакции не получил, хотя в тайне на это рассчитывал. На меня подписались мама, сестра, несколько друзей. В общем, стандартное начало, которое меня расстроило и канал «затих» на год с лишним.

Первое видео. Его я буду помнить чуть менее радужно...
Первое видео. Его я буду помнить чуть менее радужно...

С получением косаря я загорелся идеей выпустить видео-версию блога. Выбор пал на сценарий об игровом выгорании и в апреле 2021 среди текста затесалась видео-аудио-версия материала. Блог стал косареносным, а видео — самым успешным на канале и по сей день: больше сотни подписчиков и несколько тысяч просмотров.

Хотя тут больше повлиял тот факт, что YouTube-канал я подзабросил из-за трудностей с монтажом — на него у меня уходит процентов 70% от всего времени, потраченного на блог в целом.

Окрыленный успехом блога про игровое выгорание, я написал Дауру, спросив, набирают ли они новых авторов. Тот ответил согласием, предложил рассказать о себе, выбрать тему и понеслась: черновик сценария, запись голоса, монтаж (со скрипом и полной переработкой первой версии) и отправка на оценку команде Stopgame. Финальный результат в тексте можно посмотреть здесь, а видео — чуть ниже.

 

Конечно, весь процесс выглядел быстро только на бумаге — написал я Дауру 7 мая, а отзывы на свою работу получил 20 августа. Но здесь больше моя заслуга: болезнь, трудности с монтажом, сессия — всё это сдвинуло сроки.

Впрочем, отзывы я тоже получил неоднозначные. В попытках «сделать красиво» я потерял индивидуальность, из-за чего меня сравнили с «пиратской версией Луцая». Навыков монтажа не хватило — слишком пресным и несвязным с озвучкой получился видеоряд. Да и сама тема, по словам некоторых, уже много раз мусолилась всеми.

Сентябрь ушёл на то, чтобы придумать новую, интересную тему, понять принцип, по которым пишется сценарий к видео. Даур подсказывал, давал советы, правил и указывал на ошибки. 

Но в какой-то момент я понял, что моих навыков банально не хватает во всём. Я плохо понимал принципы «цепляющего» монтажа, все темы казались скучными, а саму структуру сценария не получалось сделать интересной для потенциального зрителя. 

В конце сентября я написал Дауру, поблагодарив за науку и предупредив о том, что мои попытки пробраться в стан SG подошли к концу в силу отсутствия нужных навыков. Сценарий другой темы, которую я планировал показать редакции, в итоге так и лежит на Gooogle.Диске, став этакой «точкой» в моих попытках стать автором видео-эссе на этом ресурсе.

Больше вопросов Б-гу вопросов!
Больше вопросов Б-гу вопросов!

Впрочем, блоги я не забросил, выпустив после этого ещё пять полноценных материалов, часть из которых попала на главную. Приближалась защита диплома и я начал задумываться о том, чтобы найти работу. Первое мое собеседование, теоретически, могло пройти в кальянной. А первым полноценным тестовым заданием стал текст-описание для бонга, на котором был изображен Гагарин рядом с надписью «Поехали!».

Поиск работы и резюме

Материалы для блога, стажировка у Даура, учёба в ВУЗе, фриланс — все эти события происходили параллельно, но к весне 2022 года из «активных» задач остались несколько фриланс-заказов, необходимость писать диплом, пару блоговских черновиков и желание (резко) написать книгу и стать коммерческим автором на Autor.Today. 

Последнее, впрочем, пришлось отложить, хотя парочка глав и общая концепция серии до сих пор дожидаются своего часа в облаке.

Дождитесь меня, лихо закрученный сюжет и семь томов похождения попаданца!
Дождитесь меня, лихо закрученный сюжет и семь томов похождения попаданца!

Где-то в апреле я, сидя за написанием диплома, пришёл к осознанию того, что вероятность поступить в магистратуру пусть и высока, но не абсолютна, а деньги нужны уже сейчас. К моей удаче, сайт моего ВУЗа как раз проводил очередную ярмарку профессий. Среди предложенных вакансий я отыскал интересную для себя.

Ребята, в очень неформальной манере, называли себя волшебниками от мира IT, предлагали честный результат и искали в команду амбициозных и интересных специалистов. 

И весь сайт в таком стиле (но скучно-нормальная версия тоже есть)
И весь сайт в таком стиле (но скучно-нормальная версия тоже есть)

Я был амбициозен, интересным, но специалистом в сфере IT с образованием инженера-строителя меня назвать трудно. К счастью, они искали помощника маркетолога и многие вещи, который от меня требовали, я уже делал.

Желание у меня было, а вот резюме отсутствовало. В силу специфики компании и их общей «неформальности» я решился на невиданное — сделал две версии резюме. На почту «эйчару» улетели файлы «Детальное резюме» и «Предельно честное резюме» с просьбой рассказать о вакансии побольше. И это сработало.

Через неделю мне позвонили и пригласили на интервью с фразой «Нам очень понравилось ваше честное резюме». В общем-то, его особенностью был общий неформальный стиль, который можно описать одной выдержкой из файла:

Пишу о всём, для всех и всем чем можно. Даже если не знаком с какой-то темой, искренне считаю что пара вечерков с гуглом в обнимку могут существенно поправить положение. Был рождён, чтобы бить по клавишам, но только к пятнадцати годам понял, что «бить по клавишам» — это не про компьютерные игры. Прошёл суровую подготовку по программе «Да куда ?;%? тыкнуть чтобы заработало» в направлениях аудио-, видеомонтажа и работе на популярных ресурсах. Готов учиться. Готов учить. Готов готовить, если оплатят продукты и доставку.

Графа «Обо мне» 

Связывались мы с маркетологом по Zoom. Само собеседование, по её словам, могло пройти и в кальянной, если бы с ней кто-то согласился поехать. Но не судьба. 

Также мне быстро дали понять, что неформальность, видимая на сайте — не для галочки. Они действительно стремились к максимально четкому и ясному общению как с клиентом, так и в самой компании, чтобы словесная шелуха не мешала работе. И да, черный юмор, который я так любил, а также уместные маты не возбранялись. Да, такие компании существуют и их, по ощущениям, всё больше!

Впрочем, на работу меня не приняли — на тот момент на позицию помощника маркетолога сотрудника уже нашли, а я стал «внештатным фрилансером». Нам компания хотела за процент отдавать заказы, которые не могла или не хотела исполнять сама. 

Но ни одного заказа я выполнить так и не успел — проект находился в стадии разработки, а к моменту запуска я уже писал про игры. Но подобный опыт первого собеседования, пожалуй, я назову одним из лучших.

Время шло, диплом писался, защита приближалась, а моё неуместное желание найти работу до того, как я покину стены университета почему-то росло. Хотя по идее, думать о работе стоило уже после успешной защиты.

Как результат — за пять дней до защиты я откликнулся на несколько вакансий в Телеграмме, а также разослал резюме и портфолио-блог на StopGame нескольким игровым СМИ, прикрепив сопроводительное письмо.

Не идеальный, конечно, вариант, но сработал ведь!
Не идеальный, конечно, вариант, но сработал ведь!

Первым откликнулся HR сайта по продаже бонгов и кальянов. Да, неожиданно оперативные люди, для которых я, в потенциале, должен был создавать описания к новым товарам. На выбор мне предложили четыре артикула — пара невзрачных кальянов с цветочным принтом и два бонга. Первый был расписан под гжель, а на втором, как я уже писал, изобразили Гагарина со знаменитой цитатой.

С Гагариным, к сожалению, не заладилось. Как-то не удавалось придумать нормальных панчей и цепляющих слов. Зато с гжелью я оторвался: написал про русский дух, про богатырское здоровье. В общем, хохмил как мог, перемежая всё это с техническими характеристиками и особенностями товара. И, к своему удивлению, прошёл — меня попросили связаться с менеджером сайта.

Начинай свой день с поездки на эмоциональных горках :)
Начинай свой день с поездки на эмоциональных горках :)

Вот только на тот момент мне ответило одно из игровых СМИ, перебросив на своего редактора, а защита диплома подкралась незаметно — я уехал в ВУЗ. Возможно, менеджер до сих пор ждёт письма от автора-Петросяна…

Первые материалы, мотивация к действию и самореализация

Сам процесс приёма на работу, в целом, не отличался от того, что я видел на StopGame. Разве что вместо видео результатом должен был стать сверстанный материал на сайт. Я составил список тем, мы выбрали одну из них, я написал черновик и отправил на оценку.

Конечно, он был далек от идеала. В комментариях мне указали на озерцо воды, обилие лирики, мотание из стороны в сторону и потерю нити повествования, ненужную ностальгию… В общем, несмотря на опыт и сотни исписанных страниц, я не умел главного — писать внятно, понятно и по делу.

Всего первый мой материал прошёл три итерации «написание-вычитка». Сначала мне указали на ошибки комментированием в Google.Docs, затем — в личных сообщения подкрепили несколькими советами, а в последний раз редактор не выдержал и сам поправил режущие глаз моменты, отправив верстать. 

«Убрал» он тогда лишние два листа. И это если не учитывать предыдущие правки, когда я выпиливал целые разделы. Первая версия материала содержала 30 тысяч символов. Последняя ужалась в три раза и насчитывала 10 тысяч знаков без пробелов. Думаю, мне очень повезло — если бы не его терпение и советы, вряд ли бы я сейчас писал этот блог.

Ну а дальше… Дальше началась работа. Список тем, одобрение нескольких, черновики, вычитка, верстка, публикация материала. Я готовил подборки персонажей, игр, модификаций, писал материалы про свежие релизы, подбивал итоги игровых конференций, оформлял тесты. В какой-то момент даже попал в другой отдел, который занимался написание гайдов, предложив помощь по Grounded, да там и оставшись «одной ногой».

Конечно, легко не было. Не хватало понимания того, что хочет аудитория сайта, на какие темы нужно делать акцент, какой стиль использовать. Я боролся с канцеляризмами и водой в тексте, учился писать ясно и по делу, разбавлять материал скриншотами и видео. Учился брать интервью у разработчиков, создавать цепляющие заголовки, перебирать потенциальной вирусные темы. В конце-концов осваивал пунктуацию, расстановку кавычек-ёлочек и другие неочевидные «косметические» моменты.

В некотором роде я действовал по принципу «там где страшно — туда и надо идти», потому что вместе с кучей нервов, ломанием перфекционизма и готовностью перерабатывать материал с нуля и писать до ночи я получал бесценный опыт. 

Конечно, это только начало пути, но осознание того, что всё в моих руках, а редакция открыта к предложениям и экспериментам, греет душу. Да и по любому вопросу можно всегда обратиться к редактору или коллегам — они помогут.

Первые пару месяцев всё это воспринималось как подработка, как «постоянный фриланс», ведь я всегда мог предложить десяток-другой тем или взять задачу с виртуальной доски, а временами пропадал на неделю и больше. И после бытия фрилансером, когда на поиск заказов тратилось чуть ли не больше времени, чем на их выполнение, это казалось раем.

Переломным моментом, наверно, стал месяц, когда мне удалось выпустить больше десяти материалов, три из которых были достаточно объемными как в плане страниц, так по затраченному времени. 

Тогда я преодолел какой-то внутренний ограничитель, который не давал мне писать каждый день и работать в удовольствие — я боялся перегореть и потерять интерес к делу. Но в какой-то момент пришло понимание, что про игры можно писать вечно — главное не забывать играть, чтобы получать новые впечатления и опыт. И держать руку на пульсе игровой индустрии, чтобы оставаться в курсе событий.

Сейчас я разрываюсь между учебой, работой, личной жизнью, созданием контента на свои каналы, а также бытом. Но потихоньку, с каждым месяцем, всё лучше оптимизирую рабочие и не рабочие процессы, учусь «жить эту жизнь» и находить время для себя и семьи.

Примерно в октябре меня пригласили вести прямые трансляции от лица сайта. Сначала я, в роли второго пилота, комментировал игровой процесс и подкидывал темы для обсуждения. Спустя пару месяцев мы немного сменили вектор и перешли к формату своеобразного подкаста, обсуждая последние игровые новости и общаясь с аудиторией.

Это также пошло мне в плюс — я окончательно переборол страх перед толпой, начал спокойно общаться с аудиторией, научился лучше формулировать свои мысли и, опять же, проще писать. Ну и, в какой-то момент, я начал стримить для себя, проходя различные инди-проекты в свободное от работы время.

Инди много не бывает...
Инди много не бывает...

Что я понял за время работы в игровой журналистике

Конечно, восемь месяцев работы — ничтожно малый срок для того, чтобы во всем разобраться, понять как работает эта индустрия и получить необходимые навыки. Но примерное понимание внутренних процессов и того, как условный «инфоповод» можно развернуть в полноценный лонгрид, я получил. Как и примерное понимание того, какими навыками ещё предстоит овладеть.

Я умею верстать материалы, находить новые темы для статей, понимаю то, как работать над различными форматами: эссе, интервью, подборками, аналитическими статьями. Знаю, как можно интересно раскрыть ту или иную тему. 

Но при этом я прекрасно осознаю, что без правок и подсказок редактора мне пока приходится туго. Я всё еще увлекаюсь ненужными рюшечками, подробностями, иногда использую слишком сложные конструкции или перегружаю текст деталями. О том, как я с этим борюсь, я ещё напишу.

Перфекционист во мне бунтует, когда я говорю о себе, как о самостоятельном авторе. Вообще, работа под началом редактора делает тебя немного ленивым и слегка невнимательным и за этим надо следить, не давая себе спуску.

Ты подсознательно расслабляешься, зная, что у тебя за плечами всегда стоит опытный коллега, который подстрахует и исправит твои «тся/ться» и неправильные окончания, а трудночитаемые и неправильные предложения заставит переписать по-человечески. Так что впереди меня ждёт долгий путь. И, в идеале, я хочу научиться писать так, чтобы количество правок свелось к паре-тройке исправлений или советов.

Ещё один момент, о котором всегда стоит помнить — ценность материала. Важно отличать графоманию от действительной интересных текстов. Особенно тяжко осознавать, что в одном материале может соседствовать очень полезная информация и четыре абзаца бесполезной мути, которую можно смело выкидывать.

Вообще, в какой-то момент я начал стремиться к тому, чтобы доносить мысль максимально просто и ёмко. Но тут важно не скатиться в другую крайность, заваливая читателя сухими фактами. Интересную информацию нужно уметь интересно подать. Где-то пошутить, где-то сделать отсылку на известный читателю факт, где-то проиллюстрировать скриншотом.

Хорошо написанная статья — это баланс между интересными фактами, внятной и понятной читателю подачей и сочным визуалом.

И да, к правкам придётся привыкнуть. Это ещё один момент, который для меня, как перфекциониста, стал шоком. Правки будут. Будут всегда и их будет много. Мы — люди. Идеально, особенно на первых порах, сделать не получится. 

Придётся переписывать абзацы, выбрасывать темы, если не успел и инфоповод «сгорел», переписывать весь материал, если он не понравился. Исправлять ошибки, в том числе уже после публикации — человеческий фактор никуда не исчезает. 

Критика — это самое ценное, что может получить автор. Она не должна ранить, но будет делать это на первых порах. Но каждое замечание может сделать тебя, как автора, лучше. С первого раза до большинства не доходит — одни и те же шишки придётся получить два-три, а то и больше раз. И это нормально. Так мы учимся, так мы оттачиваем свои навыки.

И все эти шишки не должны «закапывать» тебя, не должны становиться причиной плохого настроения и подрывать уверенность в навыках. Хотя я прекрасно понимаю, насколько сложно принять это, особенно если с детства стремишься к идеалу. 

Самое важное — помнить, что ты автор, а не исполнитель. Не нужно ждать подачек от редактора и предложенных тем, важно своевременно проводить мозговой штурм, возможно — в компании коллег. И предлагать что-то новое. Новые темы для статей, актуальные инфоповоды для разбора, рубрики, идеи того, как улучшить подачу материала или предложить читателю что-то новое.

Есть идея для статьи? Кидай! Одобрили? Заноси в таск-лист и принимайся за работу. Вокруг бесконечное количество интересных тем, о которых можно написать. И постоянно появляются новые. Важно лишь то, насколько хорошо ты владеешь материалом и можешь ли интересно его раскрыть.

В моменты особой тоски можно обратиться к wordstat, последним новостями игровой индустрии или ChatGPT. Хотя последнюю надо дрессировать на более глубокие и интересные идеи
В моменты особой тоски можно обратиться к wordstat, последним новостями игровой индустрии или ChatGPT. Хотя последнюю надо дрессировать на более глубокие и интересные идеи

Одно время я переживал, что напишу все-все темы из придуманных и одобренных и не смогу больше ничего из себя выдавить. С опытом я понял, что достаточно легко могу развернуть практически любую тему, с которой неплохо знаком, в объемный материал с кучей интересностей. Однажды я даже на спор начал работать над лонгридом о том, как туалетная бумага изменила судьбу человечества…

Конечно, для некоторых тем придётся постараться — углубиться в вопрос, понять, что читателю покажется интересным, создать структуру материала, чтобы микротемы плавно сменяли друг друга, а у читателя сложись общее понимание темы. Но ничего невозможного в этом нет.

Ну и, наконец, работа в редакции — это всегда совместный труд. Если заметил ошибку — напишу в ЛС автору. «Сечёшь» в вопросе? Предложи свою помощь. Потом этот автор подскажет уже тебе, как улучшить подачу или найти нужную информацию. 

Решение возникающих проблем, мозговые штурмы, предложения, обсуждение деталей и планов. Как бы заезженно это не звучало — мы все делаем общее дело и это постоянно чувствуется. Такое единство действительно успокаивает и даёт силы: тебе всегда помогут, дадут совет и проконсультируют, если разбираются в вопросе. 

Дальнейшие планы и немного советов

Мои дальнейшие планы, связанные с игровой журналистикой, можно разделить на два направления — рабочее и личное.

На работе я планирую осваивать новые форматы, вести прямые трансляции, предлагать идеи, учиться раскрывать материал и совершенствовать свой язык. Больше, лучше, интереснее и осознаннее — пожалуй, именно так можно описать общий смысл всех моих действий.

Больше материалов за более короткий период. Больше метких слов и лучшая подача. В целом, я планирую просто совершенствовать свои навыки, чтобы стать ценным специалистом, на которого можно положиться и которому можно доверить практически любую задачу, связанную с текстом.

Уже сейчас я пишу куда быстрее, больше и чаще, чем писал полгода назад. Высвобожденное время, которое не будет съедено учебой в магистратуре и бытом я планирую потратить на развитие личного канала. На создание видео, проведение стримов, публикацию постов в Телеграмме. Я всегда хотел стать тем, кого так много смотрел в детстве. Чем не хобби? 

В какой-то момент, хочешь ты того или нет, ведение соцсеток сделает из тебя человека-оркестра: написать, зачитать, смонтировать, сфотошопить, SEO-оптимизировать и просто интересно подать материал (да, я беспалевно хвастаюсь 3D-принтером)
В какой-то момент, хочешь ты того или нет, ведение соцсеток сделает из тебя человека-оркестра: написать, зачитать, смонтировать, сфотошопить, SEO-оптимизировать и просто интересно подать материал (да, я беспалевно хвастаюсь 3D-принтером)

Опять же, оно неплохо прокачивает мои «рабочие навыки», но при этом творческой свободы у меня всё же больше — можно брать неформатные темы, позволять себе более свободную подачу с чёрным юмором и другими интересностями. В общем, «будем мутить контент».

Помимо создания контента нельзя забывать и о самосовершенствовании. Купленный «Пиши, сокращай» и его продолжение «Ясно, понятно», а также «Слово живое и мертвое» Норы Галь сами себя не прочитают! Сравнение текста до и после редактуры (важно!), освоение новых программ для монтажа и стримов, книги по сценарному мастерству. В общем, дела всегда найдутся.

Пожалуй, пора переходить к тем самым советам из заголовка. Какие-то из них уже мелькали в тексте, какие-то — упоминались в предыдущих блогах. Но повторить лишним точно не будет. Итак, вещи, которые, по моему мнению, помогут тебе пробиться в игровую журналистику:

Пиши. Много, часто, о том, о чём тебе хочется. Профильными книгами и курсами по копирайтерству можно ускорить процесс, но мастерство владения словом живет по принципу «Количество перерастает в качество».

Пиши осознанно. Полезными книгами (их список будет ниже) можно неплохо «бустануть» обучение. Как и курсами. Как и анализами, разборами и другим контентом, направленным на улучшение слога. Написав текст — подумай, как его улучшить. Но на первом месте всё же количество. Обучение не должно отбивать желание творить.

Некоторым вещам придётся научиться. Есть книги и статьи, которые просто сделают твой слог лучше. Но есть множество вещей, писать о которых не получится, просто «набив руку»: SEO-оптимизация, рекламные материалы, определенные форматы, некоторые сценарии. Все они имеют свои особенности, которые нужно выучить и понять. Тут обучение не просто желательно, оно необходимо.

Твори столько, сколько хочешь и не оглядывайся на других. «Батарейка» у каждого своя. Кто-то готов творить каждый день, выкладывая ролик за роликом. Другие на подготовку тратят месяц. Это твой путь. «Главное правило тренажерного зала: ты соревнуешься не с другими качками, а со вчерашним собой».

Не бойся показать себя. У всех бывают первые статьи, фанфики и блоги. Ничего постыдного в них нет. Главное — не бойся выставить своё творчество напоказ и продолжай творить, даже если не получил ожидаемой реакции. Каждый новый материал — твой шаг на пути к цели.

Научись принимать критику. Какой бы болезненной она не была. Да, я понимаю, что многие люди не слишком мягки в своих словах, но, возможно, их грубость — просто честность и прямота, за которыми скрываются полезные и дельные советы. Они помогут тебе стать лучше. Критика будет всегда. Но важно научиться принимать и понимать её.

• Научись отличать критику от хейта. Да, некоторые люди не хотят помочь тебе стать лучше и не пытаются указать тебе на минусы и недочеты. Они просто выплескивают свой негатив в удобную сторону. У человека был плохой день, твой пост попался под руку. Так бывает. Прочитай сообщение и, если там нет ничего конструктивного, просто выкинь из головы.

Не забывай отдыхать. Отдых также важен, как и работа. Баланс брать/отдавать, всё такое. Ты — человек. Ты устаешь, расстраиваешься или отвлекаешься. Это совершенно нормально, человеко-робот не смог бы писать хорошие статьи (ChatGPT смеется мне в лицо). Поиграй во что-нибудь, поспи, прогуляйся. На свежую голову всегда пишется лучше.

Ты способен на большее. Долгое время я думал, что не могу написать больше 10-15 тысяч символов в день. Но нет, пару вызовов и срочных материалов и вуаля — 20-30 тысяч за до-олгий рабочий день. Конечно, я устал, но работа была сдана в срок. Мы люди. Мы способны на многое, а все ограничения, за редкими исключениями, в нашей голове.

Не гонись за продуктивностью. Да, немного противоречащий предыдущему совет. Но речь здесь идёт о «Культе продуктивности». Не делай из себя робота, не заставляй себя и не расстраивайся, если материал не пишется. Смени деятельность, так бывает. И не пытайся работать на износ больше пары-тройки дней — отходить потом будешь неделю.

Даже если твоя идея похожа на чужую, не отчаивайся. Ты — другой человек и вполне способен раскрыть одну и ту же тему с новой стороны. Если, конечно, не будешь рерайтить чужой материал. Тогда да, лучше подумай над чем-то новым. Если тебе есть сказать что-то новое или обмусолить вопрос с новой точки зрения — пробуй. Возможно, ты создашь что-то действительно уникальное.

Все навыки полезны. Не бойся пробовать — делать видео, писать статьи, оформлять эдиты или развернуто отвечать на комментарии. Каждый момент созидательного труда, создания чего-то нового, даёт опыт. Оформление обложек для YouTube-видео может сделать тебя графическим дизайнером. Хорошие сочинения в школе могут превратить тебя в журналиста. Подвешенный язык и умение захватить чужое внимание — в стримера. Мы не знаем, как сложатся обстоятельства жизни и что «прокнет», открыв дорогу в новую профессию. Или, по крайней мере, никогда не знаешь, какие навыки могут неожиданно пригодиться в работе.

Читай. Чтение позволяет не только обогатить речь, научиться чему-то или подкинуть идей, но и формирует «внутренний Т9», позволяя не задумываясь правильно писать, расставлять знаки препинания и красиво оформлять слова в предложения, а предложения — в абзацы.

С этими советами можно спорить, их можно игнорировать или даже считать глупыми — жизнь, путь и характер у каждого свои. Но я буду рад, если подскажу кому-нибудь из читателей «шорт-кат» или уберегу от возможных ошибок.

Ну, а теперь небольшой список полезных книг, которые укажут на ошибки и помогут улучшить стиль. Их я либо прочитал, либо неторопливо «грызу», отвлекаясь на фаст-фуд-литературу, работу и другие дела.

Читать их нужно с осторожностью, фильтруя информацию, обдумывая, пробуя и находя баланс — только так можно выработать собственный стиль. Буду благодарен, если вы расскажете о произведениях, которые показались вам полезными.

  • «Слово живое и мертвое», Нора Галь. Научит подбирать правильные слова, сделает ваше слово легче и чётче.
  • «Дзен в искусстве написания книг», Рэй Брэдбери. Подскажет, как найти вдохновение и научиться писать на регулярной основе.
  • «Пиши, сокращай», Ильясов. Сделает текст легче, понятнее и насыщеннее. Тут главное не переборщить и не удариться в крайность, превратив текст из легкого в пустой.
  • «Ясно, понятно», Ильясов. Научит «понимать» текст и читателя, задачи, стоящие перед автором. Подскажет, как завлечь читателя и удержать его.

Полезные навыки, которые ценятся в большинстве редакций (редакция StopGame, подскажите, если что-то упустил!), помимо крепкого, интересного слога:

  • умение искать инфоповоды, раскрывать их в полноценные и интересные материалы;
  • способность быстро осваивать новые форматы по «методичкам» и примерам работ;
  • знание основ SEO-оптимизации для «текстовиков» и умение завладеть слушателем для авторов видео;
  • способность «брейн-штормить» и генерировать большое количество идей, из которых потом можно будет выбрать стоящие;
  • умение (и привычка) «типографировать» текст и «делать красиво» — расставлять тире, использовать различные кавычки, дублировать имена на английском, расставлять ссылки на базу игру;
  • большой игровой опыт, позволяющий писать о большинстве игровых жанров.

Всё это, конечно, требуется не всегда, но будет плюсом в вашем резюме.

Большое спасибо

Пожалуй, я упомянул всё, что хотел. А сейчас — большое спасибо. Большое спасибо коллективу StopGame за создание платформы, которая, в некотором роде, стала моей колыбелью. Возможно, без косареносного первого блога у меня не хватило бы духу продолжить своё начинание.

Отдельное спасибо Дауру за терпение, науку и возню с, тогда ещё, неопытным автором. Ты дал много полезных советов и крайне мягко указывал на ошибки и недочёты. А Voucoder'ом я вообще до сих пор пользуюсь :)

Видео-версию этого материала я на нём, собственно, и рендерил :)
Видео-версию этого материала я на нём, собственно, и рендерил :)

И, конечно же, большое спасибо аудитории сайта и блогов, которые хвалили, критиковали, подсказывали. Здесь собралось множество интересных людей, которым есть что рассказать и я с удовольствием, временами, читаю свежие блоги и комментарии к ним.

Меня, я надеюсь, ждёт долгий путь в игровой журналистике. Возможно, направление этого пути поменяется ещё много раз. Но если редакция, где я сейчас работаю, стала для меня школой журналистики, блоги SG можно назвать колыбелью и яслями. И я очень благодарен редакции StopGame за это.


Лучшие комментарии

Давно не виделись, StopGame! Собственно, по причинам, написанным в блоге и не виделись :)

Надеюсь, что этот материал кого-то, да вдохновит, сориентирует или смотивирует попробовать себя в чём-то новом. Я буду благодарен, если вы выскажете мнение, подскажете способы улучшить навыки или подачу, укажете на ошибки и очепятки.

И ещё раз спасибо администрации сайта и аудитории блогов, которые, во многом, вылепили из меня «личинку игрожура».

Очень вдохновляющий блог. Когда читаю подобное, то прям заряжаюсь энергией
чтобы начать действовать.
Автору желаю успехов.

Приветствую! Достаточно пассивно-агрессивный комментарий, на мой взгляд, но ладно.

Несколько месяцев (ничоси) в игрожурстве

Писал прямым текстом, что это ничтожно мало, но мне не хотелось писать материал тогда, когда я уже забуду первые месяце и ощущения от работы.

Писал и согласовывал сценарии для Ютуба.

Ощущение, будто вы объединили весь опыт написания сценариев — в 2017, 2022 году и во время фриланса. «Стажировкой» я называю время, которое Даур курировал меня как потенциального автора видеоэссе: выбирал из написанных тем, указывал на ошибки, оценивал написанное. С другими членами редакции я вообще не контактировал, даже отзыв мне переслали сообщением в ВК.

Но ноль про то, что человек хоть сколько-то в игры играет. Он потому и льёт воду, что по делу сказать нечего — нет знаний. Зато хочется очень казаться знающим. Очередной горе-«игрожур».

Конечно, игры и игровая журналистика неразрывно связаны, но разве в своих обзорах вы описываете то, как удобно сидится в геймерском кресле и как приятно лежит геймпад в руке? В этом материале я описывал то, как мне удалось найти работу в этой сфере. Какие навыки нужны были, какой опыт я имел. Обширный игровой опыт, требуемый всеми редакциями, я упоминал. Не думаю, что кому-то интересно, во что я играю на досуге или сколько провожу в игре, прежде чем пишу о ней мнение. Но в абсолютное большинство игр, о которых я писал, я играл и не мало. А об оставшихся расспрашивал коллег.

PS: Косари в данном случае не показатель, ведь чел сам спалился — был на связи с редакцией долгое время, стажировался. Ну а кому они дадут косарь если не своему корешу? Логично.

Не получил ни одного косаря в период стажировки. Тот материал, который должен был стать «вступительным» вообще не получил какого-либо внимания, затерявшись среди других, более достойных блогов. За месяц до стажировки — да, получал, через два-три месяца после — да. Но если вы взглянете на «пограничные» блоги, я думаю, вы поймёте, за что косари получены. Оба этих блога я считаю одними из самых достойных своих материалов.

Просто когда играешь по 600 игр в год и пишешь по 150 детальных обзоров в год, то от про-игрожура ждёшь чего-то бОльшего.

Думаю, в этом фундамент недопонимания между нами. Обзорщик игр ≠ игровой журналист. Это просто в принципе две разные деятельности. Есть люди, которые занимаются только обзорами, есть те, кто к такому формату не прибегает.

Обзорщик игр должен ознакомиться с игрой, пройти её и написать текст, которорый даст читателю понимание того, что это за проект и какие у него минусы и плюсы.

Игровой журналист должен поиграть в игру и придумать, что интересного можно о ней рассказать: расскрыть историю одного из персонажей, сравнить архитектуру в реальном мире и в игре, найти источники, которым вдохновлялись авторы. Проще говоря, игровой журналист должен понимать потенциальную аудиторию статьи и «сделать интересно». Да, обзоры на крупные релизы пишутся, но сам формат можно назвать нишевым — обзоры можно найти почти к любой игре и потенциальная аудитория такого материала, если это не AAA-проект, крайне мала.

Игрожуры берут данные откуда угодно, из гугла, от коллег, из пресс-релизов — потому потом и инфа от них как под копирку, можно даже не смотреть/не читать, всё равно ничего нового не будет, лучше самому трейлер игры посмотреть и скриншоты, будет больше толка — инфа сотка.

Создается ощущение, что речь идёт только об обзорах. Думаю, ситуация изменится, если вы начнёте читать другие форматы: интервью, истории серии/жанра или авторские статьи.

Например, говоришь, что хорошо знаешь игровую индустрию. Скинь пожалуйста свою статистику Стим за год. Интересно бы было глянуть.

Ничего интересного там не будет, я как раз тот самый «Знаток игр» в вашем понимании. Чуть больше тридцати проектов. Все игры для редакторских материалов не на личных аккаунтах лежат, а на специально выделенных, ими и пользуюсь, если возникает нужда.

игр-то запустил в год штук 20 (столько хороших игр может выйти дня за 3)
играешь по 600 игр в год и пишешь по 150 детальных обзоров в год, то от про-игрожура ждёшь чего-то бОльшего.

Поражён, на самом деле, вашей продуктивностью. 600 игр это, с оговорками, 2 игры в день, 150 обзоров — это один обзор в 2~ дня. То есть даже если это фулл-тайм деятельность, на каждую игру тратится примерно 4 часа? И за сколько пишется обзор?

Просто у меня некоторые материалы находятся в работе по несколько дней, самый крупный лежал две недели — нужно было подготовить вопросы и согласовать три интервью, провести их, транскрибировать, разобраться в основах нейросетей, поставить всё это, добиться качественной генерации, найти все интересные модули и всё это описать, сделать гайды и оформить скриншотами и видео.

А для скриншотов к одной из статей мне пришлось только по миру игры летать 10 часов, подбирая ракурсы. А тут сразу готовый материал, а то и не один...

То, что ты запустил 600 игр и провёл в каждой, скажем, даже по 2 часа (хотя по твоим «подробным» обзорам я бы и эту цифру посчитал преувеличением), ещё не делает тебя каким-то выдающимся «специалистом в области игр», который чего-то там добился и имеет право тыкать других носом в свой пример.

С тем же успехом человек, который за год посмотрел 150 серий различных сериалов (по 1-2 на каждый) едва ли может называть себя знатоком сериалов. Точнее энциклопедически — да, он видел много сериалов и может про каждый сказать, предположим, кто там главный герой, в какой эпохе происходит дело и к какому жанру это всё относится. Но ни о каком качественном анализе речи и близко быть не может.

Спасибо! Рад, что смотивировал!

Спасибо! У тебя всё получится!: З

Отвечу аллегорией. На фоне совершенно не занимающегося физкультурой человека и перворазрядник — чемпион мира. И вот тут как раз тот самый случай.

«Играть по 2 часа» (хотя это далеко не всегда так, скорее редкое исключение, но пусть) это всё ещё больше, чем играть по ноль часов и брать материалы и сведения об игре из пресс-релизов и гугла, о чём и поведал наш визави в своём тексте. Также он сам признался, что толком и игр у него нет. Так во что он физически играет? В одну игру? Но он-то заявляет совсем иное, что является спецом по всей (!) игровой индустрии и многое там препознал.

По поводу достижений всё просто. Они есть, но несколько с другой стороны. Самый яркий пример, Warhammer 40000: Inquisitor — Martyr вернулся в Российский Стим благодаря моему фанатизму. Вполне себе достижение, считаю, которое по реальному весу и пользе для индустрии легко перекроет и сотню ноунейм видосов/статей/обзоров. А разве это единственный пример? Нет. Конкретизировать не буду, но свой вклад вношу, он вполне весомый, осязаемый/проверяемый/верифицируемый. Так что могу с полным правом говорить — я делаю игровую индустрию лучше.

Просто когда играешь по 600 игр в год и пишешь по 150 детальных обзоров в год, то от про-игрожура ждёшь чего-то бОльшего. А когда оказывается, что оценщик блогов сам написал за 9 лет 11блогов, когда вроде как «знаток игр», который вроде как играми по работе (!) занимается, игр-то запустил в год штук 20 (столько хороших игр может выйти дня за 3), то я испытываю когнитивный диссонанс.

Мне нравится настоящее, нравится детальное знание фактов, так уж устроен. Просто вижу тенденцию. Разработчики (ААА разработчики!) игр сами не игроки, потому и допускают детские совершенно ошибки, выпускают игры с тоннами очевидных косяков. Игрожуры берут данные откуда угодно, из гугла, от коллег, из пресс-релизов — потому потом и инфа от них как под копирку, можно даже не смотреть/не читать, всё равно ничего нового не будет, лучше самому трейлер игры посмотреть и скриншоты, будет больше толка — инфа сотка. Околоигровой симулякр все эти «игрожуры», одним словом, который давно от игр отделился.

Например, говоришь, что хорошо знаешь игровую индустрию. Скинь пожалуйста свою статистику Стим за год. Интересно бы было глянуть.

Искренне желаю тебе успехов в твоем ремесле. Прочитай твой блог на одном дыхании, с интересом, не замечая какой большой текст вышел. А если не секрет, в какой игровой редакции ты сейчас работаешь? :)

Спасибо большое! Не секрет, но не будем беспокоить модераторов. Найти меня на других ресурсах можно довольно легко, просто вбив ник в поисковик. Там все площадки подтянутся.

играть по ноль часов и брать материалы и сведения об игре из пресс-релизов и гугла, о чём и поведал наш визави в своём тексте.

Можно увидеть конкретную цитату из текста? Где я говорю о том, что играю ноль часов. Прямо сейчас я уже третий день сижу в Honkai, чтобы готовить по ней гайды и другие материалы. До этого я проходил DREDGE, Wall world и Terra Nil на стримах для себя. До Хонкая — пробирался через баги в порте Сталкера на UN5. То, что я не расписываю свой рабоче-игровой день — не значит, что я не играю. Если же вы про комментарий, где я говорю, что я «Тот самый знаток игр», так это я про свой аккаунт в Steam, через который не проходит и половина игр, которые я пробую.

заявляет совсем иное, что является спецом по всей (!) игровой индустрии и многое там препознал.

И вот цитату из текста по этому тезису, пожалуйста. То, что я разобрался в основных моментах (и о каких конкретно, я говорю), не делает меня спецом по всей (!, как вы выразились) игровой индустрии.

Warhammer 40000: Inquisitor — Martyr вернулся в Российский Стим благодаря моему фанатизму.

Вы про случай 2018 года или последующие? Потому что насколько мне известно, через некоторое время проблемы с подключением у игроков из России вернулись. Но да, это достижение. Может, расскажете в блоге, как вам это удалось?

Здесь же сообщаете, что в год сыграно в 30игр. Да ещё и это не верифицируемо толком, т.к. с неких левых аккаунтов. Это доказывает, что утверждение на скрине №1 просто чистой воды обман. Т.к., даже уже считая себя «профи», багаж знаний примерно как у нормального любителя игр, только в 20 раз меньше. Такого человека даже игроком назвать трудно очень, не то что «очень хорошо знающим индустрию».

Читай также