Когда будет можно?: создание контента, душевные терзания и стартовый пинок
Вступление
Я боюсь. До дрожи в коленках, до панических мыслей и дурного настроения круглыми сутками. Боюсь не успеть или поторопиться, сделать слишком мало или слишком поздно. И при этом — боюсь не оставить после себя ничего.
Ну, вообще, это уже было сказано в первом блоге. Если уж не раскидываться тут страхами, наши эмоции — это то, что делает нас людьми. И попытки отказаться от них, говорю по личному опыту, ни к чему хорошему не приводят.
Но этот страх мешает в ещё одной сфере жизни, которая для каждого из нас является важной — самореализация.
Youtube-канал, например. Год назад я выпустил первое видео, достаточно хорошо сделанное, особенно для «пробы пера». А потом как отрезало — не мог сесть и написать сценарий, не знал, за какую тему взяться и как раскрыть, не мог понять — то ли я дурак, то ли лыжи не едут и создание контента — это не моё.
Традиционный дисклеймер: всё сказанное в этом блоге — мои мнение, опыт и видение этого вопроса. Оно может быть поверхностным, по сравнению с вашими знаниями, или же даст увидеть ситуацию с новой стороны. Я буду рад, если кому-то мои слова помогут перебороть внутреннюю тревогу и начать заниматься любимым делом.
В попытках проанализировать это состояние, я перерыл кучу видео, вебинаров и статей на тему самореализации, самооценки, принятия себя, а также потратил не один десяток часов в разговорах с психологом. Что же я для себя вынес?
Если коротко — забейте и говорите, если у вас есть что сказать. А если нет — то живите в своё удовольствие, занимайтесь любимым делом, думайте, вынашивайте мысли и, если есть желание, высказывайте. Если желание нет — не страшно, вы не обязаны пытать себя. Возможно, чуть позже вы найдете нишу, в которой захотите «говорить».
Скажу ещё пару слов, прежде чем детально разбирать процесс «контент-мейкерства» и переживаний, которые его сопровождают.
Вы все молодцы, ребят. Мы все, в общем-то, молодцы. И это позитивное мышление не раз выручит на жизненном пути, если правильно его использовать. Жизнь полна трудностей, но, за исключением редких случаев, их все можно либо перебороть, либо отбросить. Все эти проблемы не стоят ваших нервов, а негативное мышление, напротив, убивает любое стремление к самореализации.
Сомневаться и бояться — нормально. Сомнения позволяют нам взглянуть на ситуацию с нового ракурса, а страх — даёт заряд энергии, которым важно правильно распорядиться. Любой выход из зоны комфорта, любое важное начинание для нас сопровождается страхом, переживаниям, это своеобразный звоночек, который уведомляет о получении нового жизненного опыта. Но важно использовать страх себе на пользу.
А теперь поговорим о вещах более приземлённых, и я буду очень благодарен вам, если в комментариях смогу увидеть личный опыт других людей, их ситуации и то, как они боролись и шли к своей цели.
Мой путь к «известности» был довольно краток: лет эдак восемь назад я снял видео. Если правильно помню, то это был обзор на какой-то мод в Minecraft. Снял я его, значит, бандикамом, включил. Послушал. Потом послушал ещё раз.
Удалил и расплакался. Ну да, грешен, чего сказать. Уж больно не понравился мне тогда ещё не сломавшийся голос.
Потом были попытки записать прохождение DmC через пару лет, следом вроде бы решения программных ошибок. Но… Всё это было не то.
Постепенно я уверовал в то, что создание контента — это не моё, что голос — мой главный враг, а Интернет и вяканье — его приспешники.
Казалось бы: опусти и забудь. Я нашёл себя в написании текстов различной направленности, тягу к публичности и выступлениям реализовывал, участвуя в каких-то школьных проектах. И всё хорошо, только ростки сомнения и святая уверенности в неспособности что-либо сделать хорошо остались.
Что конкретно мешает?
На создание первого видео мне потребовалось около двух недель. При том, что сам сценарий был написан часов за шесть, звук — за три, а монтаж занял один вечер. Я откладывал, сомневался, думал о спорных моментах (о них чуть позже), пока наконец не забил и, выложившись на полную, опубликовал видео.
Показал его друзьям, многие оценили, а я сам, на удивление, включив его на заднем плане, не заметил больших отличий по качеству от привычных форматов, под которые я обычно играю или занимаюсь учёбой.
А потом начались страсти и странности.
Качество
После написания сценария ребром встал вопрос о записи голоса. Диктор из меня, скажем прямо, средний — навыки за последние годы растерял, но с какой стороны начинать читать текст выступления всё же помню.
Но тут вылезла специфика создания аудио-контента, простая и бьющая по самолюбию:
Мы слышим свой голос не столько воздухом, сколько черепом. Костная проводимость, все дела. В результате низкие частоты, которые прекрасно передаёт кость, в воздухе улетучиваются, а мы слышим себя куда более высокими. Тогда я очень удивился тому, что друзья не разбегаются, услышав мой голос, полку комплексов чуть не прибыло, а несколько часов ушло на то, чтобы это осознать.
Казалось бы — всё, звук записан, можно радоваться! Но веселье только начиналось.
Вылезло сразу несколько животрепещущих вопросов:
- А как оформить и назвать канал?
- Какую музыку можно использовать?
- Где брать видеоряд?
- Можно ли показывать фрагменты чужих видео?
- Как восстановить осипший голос?
- Как делать превью?
Такие мелкие, такие надоедливые, но очень важные вопросы. Думаю, на их решение и ушли те две недели между написанием сценария и публикацией.
Зрелость, опыт и образованность
Ролик вышел. Ролик был положительно оценён друзьями и друзьями друзей. Но когда дело дошло до поиска новых тем, я начал сомневаться.
А могу ли я говорить что-то об играх? Достаточно ли я раскрыл тему? Правильно ли расставил акценты? Имею ли я право вообще что-то публиковать, ведь есть куча других видео в смежной тематике, которые уже так или иначе затрагивали эту тему?
Я «яростно щупаю» игровую индустрию без малого тринадцать лет. Конечно, для поколения, которое воспитывалось на компьютерных клубах и третьих героях это не слишком большой срок, но для меня это целая эпоха.
Большинство классических и видных проектов было опробовано, часть — пройдена. Чтение новостей вошло в привычку, а на заднем плане почти всегда включены видео на тематику геймдева, лора или механик тех или иных проектов. По сути, я в равно степени выступал как в роли геймера, так и в роли начинающего аналитика.
Но червячок сомнения грызть не переставал. Может, чтобы говорить об играх надо проходить курсы геймдева (место для вашей рекламы)? Или быть миддлом, который на алгоритмах собаку съел? Попытаться продавать всем Древние Свитки?
Когда я буду готов? Где та грань, которая отделяет слушателя от оратора?
Мнение других, страх неудачи или критической оценки
Масло в огонь подливали редкие негативные комментарии к другим моим работам.
Небольшое отступление: с текстом я работаю куда дольше, чем со звуком или видео. Небольшие рассказы на конкурсы, фанфики, форумные РПГ, просто произведения «в стол».
О моих работах отзывались не слишком многом, причём в большинстве своём — положительно.
Но один маленький, не развёрнутый и написанный анонимом отзыв, мог загубить всю работу над произведением на долгие месяцы, а временами и годы:
«Скукота.»
Что интересно, за более развёрнутую критику переживалось легче, вот только расклада это не меняло. И стоило увидеть комментарий о поверхностном рассмотрении темы, канцеляризме, вымученности, как сразу же хотелось просто пойти и заняться другими делами, всеми силами стараясь отвлечься от только что прочитанного или услышанного.
Постоянство
И вот тут всплыл бич всех моих начинаний — постоянство. В ответ на критику я будто бы съёживался, отгораживался играми или готовкой от всех проблем и спешил забыть о том, во что вкладывал столько труда и времени.
Не показывая виду перед близкими, которые радовались моему энтузиазму и увлечённости какой-либо темой, я постепенно, за несколько дней, угасал и терял всякое стремление к тому, что делал.
И десятки положительных отзывов не хотели перевешивать по своей значимости один отрицательный.
Работа, увлечение или проект отправлялись в заморозку до лучших времён, а я переключался на другой вид деятельности.
И так по кругу. Раз за разом, дело за делом.
Как преодолеть?
После публикации моей статьи про манчкизм и получения первых положительных отзывов, я был в смятении — она не потонула в минусах, но при этом и не выбилась в лучшее, на что я в тайне надеялся. Этакий «среднячок».
Именно этот вопрос я и обсудил с психологом, который поведал о законе нормального распределения.
Итак, о чём же он?
Нормальное распределение — вид распределения переменных, характеризуемый тем, что крайние значения признака в нем появляются достаточно редко, а значения, близкие к средней величине, — достаточно часто.
Но это в математике. В обычной же жизни важно понять, что большинство вещей, которые мы делаем на совесть — не станут ни «шедеврами», ни «провалами».
Мы все воспитаны в обществе, которое культивирует только идеальные результаты: школьная система оценок, истории знаменитых людей, «сыны маминых подруг» и изобретатели, которых озолотили склёпанные на коленке проекты, экзамены и прочее-прочее-прочее.
А между тем важно понимать, что в одночасье Усейн Болтом или Пьюдипаем никому не стать, за этими именами скрывается многолетняя планомерная работа, тысячи часов тренировок или оттачивания нужных навыков, а также упорство и сотни провалов.
Поэтому постепенно я выделил для себя несколько моментов, которые помогают двигаться дальше и достаточно сильно облегчают этот тернистый путь.
Долгосрочная перспектива
В первую очередь, когда ты начинаешь заниматься какой-нибудь деятельностью, важно понимать, что успех придёт не сразу, а вот неудачи вполне вероятно будут преследовать тебя на протяжении всего пути.
Поэтому есть один хитрый способ, как «сгладить» негативные моменты.
Это «Правило трёх лет».
Звучит оно так:
«…вместо того, чтобы надеяться на успех в месячный срок и разочароваться, дайте себе возможность добиться результата за три года.»
Мы привыкли оценивать работу по конечному продукту, а не по степени вложенных сил. Но ведь результаты тренировки мы оцениваем по степени усталости, а не по телу Аполлона в зеркале на следующий день.
Так и здесь. Мне пришлось принять тот факт, что максимум из того, что я получу сейчас — пара десятков просмотров, натруженные мозги. И осознание того факта, что я стал на один шаг ближе к цели. Ни кучи чемоданов, ни миллиона подписчиков.
Иначе говоря, всё что остаётся — просто работать. Работать и видеть, как медленно, но верно, ты получаешь отдачу. Далеко не всегда эта отдача достаётся в численном эквиваленте — просмотрах и подписчиках. Гораздо приятнее замечать, как ты становишься лучше в монтаже, написании материала или его озвучании.
Правда, правило очень хорошее, если есть возможность — почитайте про него побольше.
Выруби своего перфекциониста!
Без этого никуда. Если бы я пытался выжать максимум из первого видео, то до сих пор настраивал бы микрофон. Если бы я хотел сделать текст идеальным, то как раз сейчас подошли бы к завершению мои похороны в куче толковых словарей. Ну или я просто бы психанул, пытаясь выбрать из кучи метафор ту самую.
Просто делай, прилагая все усилия. Генерируй материал, проверяй его, но при этом не пытайся написать Мона Лизу.
Нельзя целенаправленно сделать шедевр или видео, которое гарантированно попадёт куда-то наверх. Или там текст, который, несомненно, завоюет сердца читателей. Всё, что нам остаётся — это работать, извлекать из этого опыт, учиться на ошибках, но при этом не пытаться исправить их все.
Ошибки делают всё без исключения. Ради интереса, я искал в интернете подборки ляпов и ошибки актёров, дикторов телевидения, телеведущих и самых влиятельных и успешных людей планеты. Поверьте, они есть. И их много. Никто. Не. Идеален.
Не только практика, но и теория
И всё же на одной работе далеко не уедешь. Пара курсов, книг по теме или советы профессионала помогут существенно срезать путь к созданию качественного контента, не важно в каком направлении.
Не так давно я начал рисовать. И, наверно, за два месяца нарисовал всего пару-тройку своих рисунков, остальное время уделяя выполнению упражнений из книги и попыткам вникнуть в теорию изобразительного искусства. Но, стоит сказать, прогресс действительно впечатлил меня.
Хотя я по-прежнему не умею рисовать, я, кажется, примерно понимаю, как художники создают все эти чудеса.
С созданием видео ситуация почти аналогичная, хотя здесь принцип «количества-качества» работает гораздо сильнее — написание сценариев, какими бы они не были, после пары десятков попыток (хотя вернее будет сказать после пары сотен страниц текста) выйдет на качественно новый уровень. Но и здесь без теории, понимания как принципов построения статей, расстановки акцентов, так и русского языка в целом, далеко не уедешь.
С монтажом и контролем голоса, дикцией и интонациями та же песня. Хотя с контроля голоса что у меня, что у большинства контентмейкеров всё достаточно интуитивно — специально над этим работают вокалисты и каналы по типу «Харизма за неделю» и иже с ними…
Удовольствие от процесса, а не от результата
Ну и наконец — в дополнение к правилам трех лет можно отметить важность удовольствия от самого процесса: от обдумывания идеи, от озвучивания и монтажа. Что-то обязательно будет нравиться больше, что-то, несомненно, куда меньше. Но в целом очень важно получать хоть какое-то если не удовольствие, то успокоение от процесса.
На одной цели далеко не уедешь, а вот медитативно склеивание видео в целую картину как минимум даст тебе уверенности в том, что ты используешь своё время правильно.
Заключение
Кажется, я немного отклонился от первоначальной идеи статьи, поэтому вот этот простенький тезис:
Начинайте творить.
Можно — уже сейчас. В свободное время, в перерыве между работой или учёбой. По комментариям, да и по общению со многими людьми я вижу, что среди геймеров, в особенности среди посетителей этого сайта, есть множество талантливых личностей, которым есть что сказать и которых можно с удовольствием послушать или почитать (сужу по комментариям в блогах :)).
И даже если заветного «ляма» не будет, будет нечто гораздо более важное — уверенность в себе, навыки работы в современных редакторах, понимание и искусное владение словом, способность целостно и аргументированно выражать свою точку зрения. А это, несомненно, ещё не раз пригодится в жизни.
Спасибо за то, что ознакомились с материалом. Я буду рад, если в комментариях вы выскажете свою точку зрения, поделитесь своими хитростями, которые помогают вам идти вперёд и стать лучше, а также просто расскажите свою историю.
Лучшие комментарии
Вот плюсую! Не надо бояться (хотя нет, надо, но не надо из-за этого останавливаться), надо — действовать!
Ознакомился – толковый заряд вдохновения, спасибо)
А скинь в личку свой видос, пожалуйста, посмотреть :-)
главное творить)
Спасибо. Спасибо за блог отличных мыслей, они мне помогли, или помогут когда-нибудь.
Планировал делать какое-то творчество на Ютубе, и даже на СГ пытался писать, но всё уничтожалось на разных стадиях «производства» если это можно так назвать. Задавал я себе вопросы от «Да кому это надо?» заканчивая «Да кто я такой?!».
Благодарю за твои мысли. Может что-то да и попытаюсь закончить...
Мой перфекционист пока одерживает верх. Я даже комментарий не могу с первого раз написать, чтобы не расстроить его:-)
Внятная получилась статья, и полезная для не совсем начинающих в плане поддержки. Ведь совсем начинающий еще только обдумывает, вынашивает планы… Ему еще не терзает душу перфекционизм, и не бьёт по черепу собственный голос. Но это произойдет! Это обязательный, на мой взгляд, этап развития и становления творческой личности.
Чем сложней все пройдет вначале, тем приятней будет тратить деньги в конце пути тебе или твоим детям ;-)
Согласен с автором) если ничего не делать, а только думать над этим, то ничего не получится — только фигня сама собой происходит.
Просто спасибо. Ты мне вставил на место винтик, который у меня выскочил из головы.
Склонна думать, что люди совсем стали злыми, особенно на фоне пандемии. Поэтому если и вижу необоснованный негатив, то просто готова их мысленно пожалеть) Чаще, конечно, сталкиваюсь с неблагодарностью, но за 12 лет ведения музыкального паблика решила, что недовольных [недозрелых, наверное] людей — мелкая крупица. Держимся за хорошее.
Find a little light and hold it close. Don’t lose sight of what matters most. Берегите себя!
12 лет ведения музыкального паблике?..) И этот человек не решался музлом во флудильнях делиться, боже...)
Ну ты наверное в первый видик вложился. С творчеством оно так, да. Если есть что сказать — говори. Если нету — не говори. Но чтобы монетизировать ютуб канал это надо быть либо супермегаталантом, либо комбикорм делать.
Ну, случайные события, конечно, разные бывают. Но да, очень важно выходить из зоны комфорта и воплощать фантазии в реальность.
Да вот же… Видел множество каналов с очень годным контентом и небольшой аудиторией, зато каналы с видео, где есть только топы игр прогрессируют с невероятной скоростью. Конечно, это тоже хорошо (не представляю, сколько нужно знать игр, чтобы такие топы на постоянной основе пилить), но это также и многое говорит о потребностях аудитории. Ну, или об алгоритмах ютуба...
Спасибо! Подкаст, к слову, всё никак не посмотрю, а хотелось бы. Вообще, чтобы чаще встречать нужные мысли, полезно использовать аффирмации. Сначала всё это кажется, как и медитация, достаточно странным и шуточным, но, как говорится, бытие определяет сознание. Поэтому со временем такие штуки начинают давать каждодневный толчок к какому-либо делу.
Очень надеюсь, да и спасибо за тёплые слова, Автор
Мне было бы очень интересно почитать подобное, да и моим некоторым друзьям, думаю, тоже. Давно играл (и периодически играю) в танки, помню что с самолётами у них трабблы были, но полную выжимку был бы очень рад увидеть. Да и другие пользователи сайта, думаю, тоже. Так что, когда наберётесь сил, можете смело начинать работу!
Ц! Просто узкая направленность))
Буду как в игре Little Misfortune, где девочка распыляла блёстки на всякие «нехорошие» вещи! Тадааа!
В восторге от упорности и верности в своём деле, ты очень крутой! В любом случае, тебе уже многое это подарило — навыки, опыт, практику и особенности мышления. Хотелось бы быть таким же стойким и стабильным. Ты молодец: З