Платформы: PC (11.11.2022), PlayStation 4|5 (29.09.2022).
Жанр: Hack’n’Slash / JRPG
Valkyrie Elysium — зверь редкого нынче жанра: олдскульного формата хак-н-слэш, выполненный в фэнтезийном мире, навеянном Эддой. Ее здешняя интерпретация несколько своеобразна и держится особняком по отношению к ее же прочтениям от разработчиков God of War (2018) и, особенно, Hellblade: Senua’s Sacrifice, используя привычные для опытного поклонника жанра сюжетные тропы.
Мидгард в состоянии полной разрухи: близится Рагнарек. Разрушительная война богов закончилась ничьей, где каждый понес серьезные потери. Один Всеотец, будучи невероятно ослабленным после серьезной раны, создает себе из последних сил помощника-полубога: могущественную Валькирию. Ее задача проста — отправиться в Мидгард и начать «очищение душ»: зачистку земель от разросшейся пышным цветом нежити в увядающем мире, и, тем самым, спасти его от уничтожения.
Безымянная Валькирия берется за дело с решимостью марионетки и постепенно собирает вокруг себя союзников — Эйнхериаров, души некогда сильнейших воинов, при жизни замученных сожалениями из-за последствий собственных поступков и решений. После скорой встречи с загадочной темной Валькирией Хильдой, в душе главной героини начинают селиться сомнения о благости результатов ее деяний и правдивости слов Всеотца.
Увы, ждать от игры величайших сюжетов не стоит: да, сценаристы попытались нагнать и интригу, и пару «внезапноповоротов», но они, к сожалению, достаточно просты и лишены должного изящества. При этом, важно заметить, что за происходящим интересно следить, благодаря рассказу от лица, в том числе и Эйнхериаров: их личные истории здорово дополняют события разных эпох и королевств Мидгарда. Общее построение картины мира подается через воспоминания душ людей и мифических существ, обретшие форму цветов, которые Валькирия может найти в закоулках поля брани. На мой взгляд, не самое лучшее, и, скорее, очень бюджетное решение. Вообще, у меня в какой-то момент возникло ощущение, что почти все усилия разработчиков были брошены на аудио-визуальную часть и боевую систему, и последняя ой как не подкачала.
Боги, да она, на мой вкус, просто великолепна! Разработчики смогли добиться крайне приятного ощущения от ударов и попадания по врагу. Сражения очень динамичны, завязаны на на стихиях, несложных комбо, способности быстро перемещаться от врага к врагу и на призываемых союзниках — каждый из которых тоже обладает своей принадлежностью к тому или иному стихийному элементу, как и оружие в руках героини. По ходу прохождения через ее длани проходит несколько типов различного снаряжения, отличающегося элементом, скоростью и радиусом атаки — от мечей, бьющих святым уроном до пары видов копий и даже палицы, раздваивающейся в некоторых комбо-ударах на две булавы.
Оружие и сама Валькирия прокачиваются с помощью собираемых на уровнях кристаллов и душ. Половина такого развития — это повышение характеристик, половина — разблокировка таких необычных способностей как выбивание душ из противника и отдельной способностью — возможность впитать такую душу, и усилившись ею, нанести огромный урон. И этим дело не ограничивается: умерщвлённые враги могут испустить дух, который тут же понесется к ближайшему союзнику-мертвецу — с целью серьезно усилить последнего. Такую подлость нужно пресекать моментально, что еще больше добавляет динамики, благо система фокусировки на цели достаточно удобная и спасает от кривых кульбитов камеры.
В дополнение к холодному вооружению Валькирия наделена способностью колдовать. Иной раз из-за одновременного применения магии врагами и союзниками поле битвы покрывается таким количеством эффектов, что это ощущается не столько нагромождением, сколько чем-то эпичным, тем самым подкидывая адреналина в кровь (и кратковременно, при этом, просаживая фреймрейт даже на PS5).
У каждого противника есть полоска «оглушения» его элементом, и после переполнения ее соответствующим типом урона, недруг впадает в прострацию и становится уязвимым. После того, как приноровишься к управлению, битвы превращаются в неистовый полет от цели к цели с постоянным переключением на нужный тип урона с умелым применением комбо-атак таким образом, чтобы максимально обезвредить врага, пожонглировать им в воздухе на манер Devil May Cry и вогнать его в оглушенное состояние. Вся геймплейная связка ощущается до безобразия здорово, как и, что важно, бои с боссами: они, как и рядовые противники, многозональны, но еще и обладают плавной сменой фаз и очень разрушительными атаками с хорошо читаемыми паттернами. Это один из тех моментов, который сделал Valkyrie Elysium одной из моих любимых игр в этом году.
Второй момент, который влюбил в игру — это арт-дизайн. Он очень аккуратный, эклектичный, внутри — почти стерильный, но при этом настроен с невероятным вкусом, начиная от интерфейса, заканчивая внешностью главной героини и боссов. Игрой очень приятно любоваться от сих и до сих — ни одного раздражающего элемента или выбивающейся детали. Из любопытного — как и в Tales of Arise, на игровую картинку натянута смесь из легкого акварельного фильтра и сел-шейдинга, придающего ей не то легкую «гравюрность», не то сказочность. И если отойти далеко от какого-то предмета, он покроется скорее не туманом, а ненавязчивым фильтром под пергамент — выглядит оригинально и приятно.
Визуально игра держится молодцом, невзирая на то, что ее одновременно проектировали под два поколения PlayStation. Причем на PS5 Valkyrie Elysium выглядит как интересная смесь «олд-скула эпохи седьмого поколения» с сероватыми оттенками (идеально подходящими увядающему миру) и современных ярких «слэшерных» JRPG. Дизайн локаций выполнен линейно, будто бы с оглядкой на 2007–2009 годы, но в нем нет ощущения пустоты, как в старых слэшерах эпохи Xbox 360\PlayStation 3. Например, Мидгард утопает в зелени, всюду шляется нежить, а вдали видны руины некогда человеческого величия.
А вот подъем в Асгард сопровождается монументальным лоском: все чистенькое, состоит из золота и мрамора; где-то журчит фонтан, рядом тихо покоится библиотека, под потолком вращается диковинный магический глобус, а на высоком троне восседает модник Один. Я уж молчу о самой Валькирии, при создании которой явно оглядывались на 2B из Nier Automata. Не то, чтобы я хотел упомянуть, что ей можно заглянуть под юбку:
скорее, их дизайн имеет схожие черты: высокие сапоги, сочетание черных и белых цветов, аккуратный, изящный паттерн на одеянии и нарочитая лощеность в самом хорошем смысле.
Третий момент — это звук. Он здесь, как и арт-дизайн, божественно «вкусен»: спецэффекты максимально вылизанные, аккуратные, не раздражающие, сочные, здорово отнормализованы по громкости. Диалоги записаны не менее отлично, даже в дубляже на английском, который весь из себя пестрит британским акцентом. Для понимания, насколько все это хорошо звучит: я давно не слышал настолько приятного звука стука каблуков и давно, со времен The Order 1886, не залипал на звук падающей воды. В The Order 1886 это был круто записанный дождь, а здесь, например, банально, фонтан близ покоев Одина. Из эффектов собирается очень приятная звуковая картина, которую даже в студийных AKG K712 PRO, известных любовью к вытаскиванию на свет всех недостатков звукозаписи, можно слушать с огромным удовольствием.
В тон звукорежиссуре написан и саундтрек. Мотой Сакураба, чьи работы вы со стопроцентной вероятностью слышали в прежних играх серии Valkyrie, сериях Tales of, Star Ocean, игре COGEN: Sword of Rewind и многих других, выдал на этот раз кое-что мало похожее на свой привычный монументальный пафос. В игре звучат аккуратные этнические симфонические мотивы с эмоционально тоскливыми (или воинственными) партиями, в которые вписана очень выразительная флейта. Если в Tales of Berseria Сакураба восхитительно орудовал взлетающей в небо и падающей ниц, почти плачущей скрипкой, то здесь тому же испытанию он подверг духовые инструменты, окружив тему очень приятной академической аранжировкой. В битвы с боссами вмешивается электрогитара — то, что надо под жесткие и эпические сражения.
Четвертым моментом, который лично меня порадовал в Valkyrie Elysium, стали максимально ненавязчивые и очень быстро проходимые побочные квесты. Они, как и основной сюжет всегда выбираются из хаб-локации в Асгарде (не нужно долго бегать по большому миру от квеста к квесту), обладают очень хорошо настроенной навигацией, четко указывают цель и проходятся в формате «бэктрекинг-монстрраш». Но, здесь обнажается бюджетная натура игры: в «побочках» диалоги не озвучены, анимации — базовые и самые простые. И да, сохраняться можно строго в отведенных местах, но точки разбросаны обычно с интервалом в 5-15 минут геймплея.
И вот у этого самого геймплея есть спорные решения, ближе своей натурой даже к недостаткам. Например, зелья и прочие расходники можно добыть только одним способом: в сундуках на уровнях. Израсходовали и нужно еще? Вот единственное решение: пробегаем сюжетный или побочный квест заново именно ради сундуков. И, решение это, надо отметить, очень такое себе.
Еще один проблемный момент — сложно определить, какое оружие лучше всего подходит какому конкретному врагу: в отличие от заклинаний, в игре нет внятного описания или характеристик с описанием стихии того или иного клинка. Но, при получении нового орудия убиения, игроку показывают краткую подсказку-характеристику — хоть скриншоть ее. Вдобавок, примерно треть самих «пушек» ощущаются малополезными из-за своей медлительности, которая не компенсируется какими-либо дополнительным уроном или бонусами. Или это я настолько невнимательный и криворукий?
Ну и финальный момент, меня огорчивший — инструмент выбора концовки. Всего их четыре, среди которых три плохих с разной степенью обреченности и лишь одна — истинная, ради которой нужно будет собирать по всем уровням 9 «зеленых цветений», после чего поговорить с парой неписей перед финалом. Задача по поиску этих «цветений» не такая тривиальная, как может показаться, и с первого раза их найти крайне затруднительно. Я бы предпочел, чтобы концовку можно было выбрать диалогами или конкретными действиями, поскольку истинная концовка мне лично очень понравилась.
Valkyrie Elysium — это динамичный и аддиктивный кор-механикой хак-н-слэш с JRPG-элементами, который подарит 15-20 часов очень приятного геймплея, уютно укутанного простой, но довольно увлекательной историей. Управление, игровой процесс, музыка и визуальный ряд у игры просто восхитительны — это то, ради чего стоит купить игру, даже невзирая на ряд вышеприведенных спорных решений.
С удовольствием ставлю игру на воображаемую полку «полюбившиеся в 2022» и советую опробовать ее, невзирая на оценку на Metacritic, которая застыла на отметке в 67-70 баллов. Благо, на PS5 есть демо-версия.
Плюсы:
— Здорово ощущающийся импакт от ударов
— Очень круто настроенное ощущение от боя
— Замечательный визуальный стиль
— Невероятно «вкусная» работа над звуком: спецэффекты максимально вылизанные, аккуратные, не раздражающие, нормированные. Диалоги записаны не менее отлично, даже на английском. Для понимания, насколько это хорошо: я давно не слышал настолько приятного звука стука каблуков.
— Прекрасный, порой очень эмоциональный саундтрек
— Крайне приятный дизайн всего и вся, начиная от интерфейса, заканчивая главной героиней и боссами
— Побочные квесты не вынуждают тратить на себя слишком много времени: обычно проходятся за 5-10 минут интенсивных боев
— Игра не пытается играть в угадайку: всегда четко указывает, куда идти. Но при этом поощряет любопытство через спрятанные в складках уровня предметы
— История простая, но увлекает
— Английский дубляж вовсю пестрит британским акцентом у всех персонажей, и при этом довольно неплох
Спорно:
— Местами игра показывает свою бюджетность: побочные квесты без озвучки, с минимумом анимаций
— Дизайн локаций с оглядкой на 2007–2009 годы, но при этом нет ощущения пустоты, как в старых слэшерах
— Сохраняться можно только в отдельно отведенных точках
Минусы:
— Зелья для пополнения ресурсов только через гринд
— Концовки привязаны к сбору зелёных цветков, а истинная концовка очень эмоционально вознаграждающая. Я бы предпочел моральный выбор в виде меню и действий относительно персонажей
— Не все оружие ощущается полезным
— Не всегда понятно какое оружие лучше подходит какому врагу, так как к нему нет нормального описания
Лучшие комментарии
Протяните руку вальКирии!
Я сейчас делаю вот так:
— Если выходит свежая игра, которая мне интересна, я отодвигаю бэклог и вклиниваю игру в ближайшую очередь.
— Если выходит свежая игра, которая мне интересна, но есть более интересные тайтлы, ставлю ее чуть подальше.
Таким образом ± успеваю играть в ключевые для себя новинки. А так у меня бэклог в 450+++ тайтлов на 12 платформах)
Да, я вполне согласен проходить игру в формате, предложенном Йоко Таро)
Меня в этом году порадовало и удивило, что есть демки для:
— Valkyrie Elysium
— Soulstice
— Harvestella
— Star Ocean: The Divine Force
Все их пощупал, все после этого отправил в очередь на покупку)
В прошлом году были демо-версии у Scarlet Nexus и Tales of Arise — обе великолепны.
Как по мне неплохая система концовок была как раз таки в упомянутом Nier Automata, конечно соберите 100500 чего-то и получите истинную концовку такое себе… Но выглядит интересно, необычно видеть демоверсию, уже и забыл что так можно делать.
Спасибо за обзор, было интересно читать. Я вообще приметил ее сразу на анонсе, но я лично не знаком с серий и вот вопрос: дружелюбна ли она для ньюфагов серии или стоит всё же хотя бы пройти оригинальную дилогию Валькирии Профайл?
Вот вроде и попробовать хочется, но столько всего в беклоге, что тупо времени не хватает.
Я думал у меня большой беклог в 250 тайтлов )))
Хех, думал что туплю. Оказывается в стиме выходит 11 ноября. А на PS4/5 оказывается 29/09. Спасибо за обзор. Выглядит интересно, давно добавил в список желаемого.
Спасибо что зашел!) Рад если текст оказался действительно полезным)
Эта игра не имеет жестких подвязок к предыдущим в серии, можно спокойно играть и проходить.
На картинке где угадать пол персонажа, я когда демку включил подумал, что это Леона из Valkyrie Profile 2, а оказалось это чувак))
В целом прикольный слешер, боёвка местами отсылает на боевку от tri ace(где под кнопкой персонаж закреплён) понимаю, что жанр пошаговых jrpg уже как что-то низшевое, но вторая часть как то цепляла больше… Наверно старый я уже))
Спасибо, что заглянул на огонек)
Чот я забыл про эту разницу в датах релиза: я ее проходил на PS5. Сейчас добавлю в текст.
Да. Это должен быть новый персонаж, принадлежащий конкретно этому варианту Мидгарда.
Да, есть что-то такое)
Тут кому что больше нравится. Я изначально больше люблю экшен-боевки в JRPG, чем пошаговые) Но гоняю и в то и в другое)
Кстати а почему оценка средняя по миру такая средненькая? За что невзлюбили большинство ?
Кто-то придирается к длине кампании (которая здесь адекватна, откуда у людей такая одержимость играть в одно и то же по 300 часов? Неужто других игр нет? — имхо), кто-то к графике, кто-то к боевой системе, кто-то к сюжету. Кому-то игра наскучила на 4 час из-за однообразия. Каждый придирается к чему-то своему)
Классный обзор, обязательно поиграю в это, спасибо)
Спасибо за позитив ;)
Ну вот и померились)
Немного поправил текст, сделав его удобочитабельнее.