Игры показывают секс-работников жертвами, но это не кажется удивительным
В каждом городе Zelda 2 есть женщины в красных платьях — они выходят из своих домиков, когда Линк проходит мимо, и приглашают героя в гости, чтобы помочь ему. «Please let me help you. Come inside», — говорят чаровницы — а когда герой выходит из домика, его жизни восстанавливаются.
Игроки на разных форумах обсуждали, кто эти волшебницы в красных платьях и как они восстанавливают здоровье Линка. На сайте Zelda Dungeon написано, что они — целительницы, но некоторые игроки считают их секс-работницами. Не только потому, что кудесницы носят красные платья, но и потому, что игроку не показывают убранство их домиков — хотя, когда Линк заходит в любой другой дом, он видит его изнутри: окна, мебель, стены, всё, что есть.
Очевидные секс-работницы появились в играх позднее: первым делом все вспоминают GTA. Но проституток в играх много больше. Сайт Giant Bomb, на котором публикуют рецензии и новости видеоигр и библиотека которого состоит из 80 тысяч игр, выдаёт 92 игры по запросу «prostitute».
В 2017 году теоретик видеоигр и доцент кинокафедры Калифорнийского университета в Ирвайне Бонни Руберг (Bonnie Ruberg) написала диссертацию «Представление секс-работников в видеоиграх: феминизм, фантазии об исключительности и ценность эротического труда», которую опубликовали в журнале Feminist Media Studies.
Руберг было интересно, как AAA-игры показывают секс-работников, как к ним относятся другие персонажи и как с ними может или должен взаимодействовать игрок.
Кроме Руберг, секс-работников в играх изучали Кайли Эванс (Kaeleigh Evans) и Эмма Тарвер (Emma Tarver), студентки канадских университетов Саймона Фрезера и Британской Колумбии — их труд опубликовали в журнале First Person Scholar.
Kotaku, Vice, TheGamer, TheJournal.ie, PopMatters, The Oldest Game, New Statesman — игровые и вообще не игровые издания тоже писали статьи в защиту виртуальных секс-работников.
И вот почему.
Секс-работники в играх обесценивают свой труд
Согласно исследованиям и тематическим статьям, секс-работники в играх обесценивают свой труд, потому что предлагают свои услуги либо со скидкой, либо бесплатно.
Такие ночные бабочки есть в Binary Domain, Godfather 2, Fallout: New Vegas и Sleeping Dogs.
А в GTA 5 игрок может бесплатно заняться сексом со стриптизёршей, если понравится ей во время её приватного танца: для этого танцовщицу нужно трогать и гладить.
По мнению Бонни Руберг, проблема даже не в том, что игры обесценивают труд секс-работниц, а в том, что игроки принимают это за должное и могут потребовать скидку у настоящих секс-работниц.
В США заниматься проституцией законно можно только в штате Невада, но не на улице, а в публичных домах (!) и только в десяти округах из шестнадцати. При этом из десяти округов публичные дома остались в семи: в Лайоне, Эсмеральде, Черчилле, Лэндере, Минерале, Стори и округе Най.
Кажется странным, чтобы человек, который пришёл в публичный дом, всерьёз попросил проститутку о скидке.
В Европе жрицы любви могут работать на улице в Германии и Нидерландах.
Не в Европе ночные бабочки работают на улицах в Новой Зеландии и в штате Новый Южный Уэльс в Австралии.
При этом в Германии, Нидерландах и Австралии есть публичные дома, а, например, во Франции они запрещены, поэтому тамошние гетеры работают только на улицах или дома.
Ирина Соловьева из Сноба взяла интервью у одной русской проститутки, которая работает во Франции — героиня рассказывает, что к некоторым девушкам пристают, но их спасает закон о штрафах для клиентов.
Ирина Вовчек из Ирк.ру общалась с проституткой, которая живёт и работает в Иркутске. Героиня рассказывает, что скидки есть для постоянных клиентов, а непостоянные просят подешевле, видимо, из-за кризиса. «Мы же не обдираловка, мы всё понимаем, у нас тоже кризис. У всех кризис», — говорит героиня.
Чтобы клиенты не обманывали секс-работниц, многие барышни берут предоплату. И конторы, которые сводят клиентов со своими сотрудницами, тоже просят предоплату — это нормальная и правильная практика.
Знакомая проститутка (да-да, знакомая проститутка) рассказала мне, что некоторые эскорт-агентства тоже работают по предоплате, а другие просят оплатить услуги онлайн, а уже потом делят свои проценты и деньги работниц.
Кто-то, наверное, просит скидки у секс-работниц, потому что, может быть, видел это в играх — и хотя мы не знаем, сколько таких людей, опасения Бонни Руберг можно объяснить.
Секс-работники в играх — расходный материал
В GTA 5 ночные бабочки восстанавливают здоровье, а в Sleeping Dogs повышают авторитет, который даёт разные бонусы в зависимости от своего уровня. Вначале герой учится восстанавливать здоровье в бою, затем получает меньше урона и наносит больше, а последний уровень авторитета даёт герою скидку 40% на машины, одежду и еду.
Основательница сайта Feminist Frequency Анита Саркисян (Anita Sarkeesian) сравнила проституток в GTA и Sleeping Dogs с автоматами с газировкой: сладкие напитки тоже восстанавливают здоровье в GTA и повышают урон в Sleeping Dogs.
Реальные секс-работницы не дают бонусов и не повышают урон, но делают прививку от коронавируса в в австрийском борделе «Фунпаласт».
По словам менеджера борделя Петера Ласкариса (Peter Lascaris), кабинет вакцинации открыли потому, что в стране привились 63% граждан, а хороший коллективный иммунитет от коронавируса — 70-75% граждан с прививкой.
В Австрии много приезжих мужчин, которые даже не знают, что им тоже можно сделать прививку — а местные не ходят к врачу, но ходят в «Фунпаласт»: и тем и другим проще прививаться в борделе.
Прививки делают не только мужчинам, но и женщинам и подросткам — им не нужно заходить в бордель, потому что его отделили фитнес-залом.
Всем, кто делает прививку в «Фунпаласте», дают сертификаты на 40 евро — женщины и подростки могут потратить его на фитнес, а мужчины — на работниц борделя.
Прививка — это вам не газировка.
Секс-работники в играх несвободны и нужны только для насилия
Кайли Эванс и Эмма Тарвер, которые изучали секс-работниц в Bioshock, Fable 3, Red Dead Redemption, Saint’s Row 3, Heavy Rain, GTA 5, Witcher 3 и Wolf Among Us пишут, что игры всегда показывают жриц любви как низший класс.
Виртуальные секс-работницы живут и работают либо в самых бедных районах, либо в публичных домах, и их нельзя встретить в других локациях или за другими делами — они заложницы своей работы.
Секс-работницы в Fable 3 ждут героя в Старом квартале Нью-Глушвилля, в лагере разбойников или в борделе, который герой может построить из старого приюта. (Ещё приют можно отремонтировать, чтобы в нём появилось больше детей, которых герой может усыновить, но бордель принесёт казне больше миллиона монет — это самое прибыльное предприятие в игре.)
В BioShock секс-работницы обитали в районе Аллея Сирен, где были не только бордели и бары, но и подпольная плазмидная лаборатория. Аллею Сирен строили конструкторы Восторга Дэниэл и Саймон Уэльсы, район был одним из самых престижных в городе: торговые центры, дорогие дома, рестораны. Всё изменилось, когда в Восторг начала проникать вода. Граждане покинули дома, бандиты переделали магазины в казино и бары, Дэниэл Уэльс открыл бордель «Розовая жемчужина» и стал сутенёром, а его брат Саймон сошёл с ума и стал зазывать мутантов в культ «Семья Восторга». Тогда же Аллея Сирен стала называться Аллеей Сирен — раньше это был просто дорогой-богатый район.
Бонни Руберг считает, что разработчики неуважительно относятся к секс-работникам как к NPC. «…В играх много NPC, которые работают и оказывают разные услуги, игрок им платит и двигается дальше — например, те же торговцы…» — пишет Руберг.
При этом Бонни подмечает, что секс-работники — не единственные проблемные NPC, потому что игры вообще неуважительно относятся к NPC.
Кайли Эванс и Эмма Тарвер пишут, что убивать секс-работниц в играх так же необязательно, как убивать других NPC. Можно, но необязательно — как других NPC.
В GTA 5 можно заняться сексом с проституткой, чтобы восстановить здоровье персонажа, а после убить проститутку и вернуть деньги, которые заплатил за секс.
В Fallout: New Vegas тоже можно вернуть деньги за секс, но для этого проститутку можно не убивать: деньги можно украсть в стелс-режиме.
В Fable 3 нужно убить проститутку для стопроцентного прохождения игры: по квесту Whorezone проститутка Дирдри просит героя убить проститутку Люси, потому что та уводит у неё клиентов.
В 2006 году организация Sex Workers Outreach Project, которая защищает права секс-работников, подала иск против Rockstar и призвала родителей не покупать детям GTA: San Andreas, потому что в ней убивают проституток. The New York Times разбавила новостную заметку комментариями с форума Gamepolitics.com. Пользователи писали, что в игре можно убивать и других NPC, например, строителей — но профсоюзы строителей не жалуются на игру. Что деньги выпадают не только из проституток, но и из других персонажей — а больше всего денег выпадает из наркоторговцев, но они тоже не жалуются на игру. Что если игрок убьёт проститутку и рядом будет полицейский, то игрока начнут ловить так же, как если бы он убил другого персонажа и рядом был полицейский.
Необязательно убивать секс-работников в играх так же, как необязательно убивать проституток в жизни. Но их убивают.
В 2018 году на BBC опубликовали историю новосибирского маньяка Евгения Чуплинского, который убил 19 проституток и которого искали 20 лет.
В 2020 Лента написала о преступлениях Венского душителя Джека Унтервегера (Johann Unterweger) — он убил проститутку, его осудили на 15 лет, в тюрьме Унтервегер увлёкся литературой и стал известным писателем, его пьесы ставили в театрах и переводили на другие языки, потом он вышел на свободу, стал журналистом и… продолжил убивать.
Жутких историй полно, но дело не в этом — в отличие от других NPC, которые не продают игроку вещи или не учат его магии и другим наукам, секс-работники в играх хотя бы чем-то заняты. При всём уважении к секс-работникам и NPC (!), кажется, лучше делать хоть что-то, чем быть ходячей декорацией.
Бонни Руберг считает, что разработчикам нужно общаться с настоящими секс-работниками и активистами, чтобы секс-работники в играх не были стереотипными. Кайли Эванс и Эмма Тарвер думают, что секс-работники в играх должны быть не только женщинами, но и мужчинами (пока что такие есть в Fable 3 и Fallout: New Vegas). Мне кажется, что игры показывают секс-работников так, как их удобнее и проще видеть игрокам.
Лучшие комментарии
Я как понимаю это перевод статьи? Написано очень хорошо, хоть я и совершенно не согласен с написанным. А конкретнее, все ломает один этот аргумент
Нет. Просто нет. Это так не работает.
Любая игра, это абстракция. ЛЮБАЯ. Когда мы закрашивает клеточки играя в «морской бой», мы не думаем о том, как погибают настоящие люди во время морских сражений.
В видеоигре, мне могут выстрелить в лицо три раза, я сяду за укрытие и через пару секунд буду как новенький. В жизни так не работает.
В видеоигре, я могу врезаться на скорости 200 км/ч в стену и у машины лишь немного помнет капот. В жизни так не работает.
В видеоигре я могу носить «в кармане» несколько костюмов, десяток пушек, килограммы еды. В жизни так не работает.
В видео… я думаю вы поняли. Игры это абстракция. И любой психически здоровый человек это понимает. Он не переносит игровые условности в реальный мир. И тоже самое касается и проституции.
Меня ещё позабавила аналогия: в играх можно убивать проституток, значит игроки будут убивать их в жизни .
По моему, это уже настолько клише, что перерастает в геймизм ( аналог расизма для геймеров, но лучшего слова не придумал ) — считать, что раз что то возможно в игре, это хоть как то влияет на поведение игрока в реальном мире .
Вот именно. А ларчик-то просто открывался.
А как же ещё бедные Анитысаркисян будут зарабатывать себе на хлеб и икру? Отсюда весь этот бред про то, «что разработчики неуважительно относятся к секс-работникам как к NPC», хотя буквально следующей фразой активистка признаёт, что «игры вообще неуважительно относятся к NPC».
Как сказали комментом выше — дело не в неуважении, а в технологических ограничениях, из-за которых разработчики делают NPC простыми болванчиками, с крайне ограниченными возможностями по взаимодействию с игроком.
Хороший материал, но вот мат из него лучше всё-таки убрать. Не завуалировать, а именно убрать — правила сайта на этот счёт довольно однозначны.
Чему удивляться, многие на полном серьёзе верят в связь между действиями в игре и в жизни. Клише как есть.
«В видеоигре, я могу врезаться на скорости 200 км/ч в стену и у машины лишь немного помнет капот. В жизни так не работает.»
Врезаться на скорости 250км/ч и ничего не будет — чаще так.
Ну, тут у кого что болит. Организация защищает только своих, а привлечение несовершеннолетних просто попытка повлиять на детей и родителей. Ну и небольшой пиар.
Российские феминистки — борются за то, что бы проституции не было.
Западные феминистки — борются за то, что бы проституток правильно показывали.
Уже не дают.
То есть, их не смущает, что детям в принципе нельзя играть в GTA с её возрастным рейтингом? Только возможность убивать проституток их возмутило?
Опять про продажных девок. Надоело. Писали бы про Mario и тяжкую жизнь Sewer Maintence, хотя бы не так банально бы было.
Автору нижайший поклон за всю собранную информацию, это наводит на определенные мысли, но сам блог мне понравился, всю тему ты не раскрыл, но само ее наличие, уже хороший повод для дискуссии. До сих пор удивляюсь всем, кто пытается забанить гта по какой-то причине, про это уже можно делать отдельный фильм.
Да ладно, NPC lives matter))
реальные проститутки такие уж «жертвы» что идут сплошным потоком, даже вудман не справляется, а игровые… ну это вообще маразм обсуждать такое, автор выкакал сам не понял что и зачем… сегодня ты играешь джаз а завтра родину продашь? Или младенца сьешь… или двух.