4 июня 2021 4.06.21 9 2922

На страже детства: ESRB, PEGI и другие

+33
 

Одни вопросы

Обращаете ли вы внимание на возрастные ограничения при выборе игры? Всегда ли вы с ними согласны? А знаете кто их ставит, и есть ли у них заинтересованность в «правильных цифрах»? Первые вопросы весьма риторичны, а вот на последний попытаюсь ответить в данном материале.

Ну и ещё один занимательный, уважаемые знатоки, вопрос: какая игра умудрилась получить возрастной рейтинг 6+, 12+, 13+, 15+ и даже 18+ (в разных странах, конечно же)? Этот ответ вас будет ждать в самом конце.

Неоднозначная ESRB

В начале 90-х, на волне критики крайне спорных видеоигр (таких как  Mortal Kombat, которую даже «зацензурили» для SNES; и  Night Trap, которую ругали за «сексуальную агрессию по отношению к женщинам»), в 1994 в США появилась некоммерческая организация Entertainment Software Rating Board или ESRB, которая до сих пор занимается оценкой видеоигр в Северной Америке. К слову, у её истоков стояли такие игровые гиганты как Nintendo и Sega. Значимость этого органа для индустрии в целом можно оценить по тому факту, что большинство розничных торговых сетей просто отказываются реализовывать игры без рейтинга ESRB. Производители консолей тоже не разрешат выпускать на своей платформе продукт без «шильдика».

Правда, «не все йогурты одинаково полезны» – «значок» Adults Only вообще равен клейму позора, так что издатели соглашаются даже «подрезать» свою игру, если комиссия сочтёт её крайне «взрослой» (пример – « Карателю» 2005 года пришлось «смягчить» некоторые сцены). Такое отношение со стороны регулятора лишь обесценило крайний рейтинг, хотя именно он должен был стать приютом не только для откровенного сексуального контента, но и для крайне жестоких игр, как, допустим,  Manhunt.

Но возгрузив на свои плечи такую большую миссию, ESRB всё же дают немного «пространства для манёвров» игроделам. Если посмотреть на изображение возрастных рекомендаций на текущий момент, то можно заметить одну хитрую уловку: каждая из 6 категорий содержит чёткое и исчерпывающее описание возрастных лимитов, за исключением лишь метки Teen. Если на других значках есть цифровой эквивалент словесной трактовки, то для рейтинга T его убрали. Да, именно что «убрали», ведь до 1998 он содержал ещё и надпись Ages 13+. Описание категории на сайте организации до сих пор указывает на этот возраст (ничем не отличаясь от остальных), но получить эту информацию только глядя на картинку просто невозможно.

Очевидно, что подобная ситуация позитивно сказывается на объемах продаж игр для детей (рейтинг T на втором месте по количеству игр после начального E). Ведь так можно спокойно предлагать развлечения с кровью, насилием, бранью и азартными играми поголовно всем ребятам, которых допустимо называть «подростками». А сколько им будет лет – 10 или 15 – вообще без разницы. Понятно, что даже при наличии надписи «только от 13 лет» никто не будет требовать у детей документы, не говоря уже о цифровых релизах, где ребёнок сам может указать необходимый возраст в настройках аккаунта. Но подобная «обтекаемость» в формулировках может ещё и вводить в заблуждение родителей, которые хотят, например, выбрать своему чаду игру в подарок.

В таком случае остаётся надеяться только на правдивое описание содержимого определёнными терминами, которые можно обнаружить, зачастую, на обратной стороне коробки. Но и тут не всё так однозначно. К примеру, в 2006, из-за фанатского мода «на раздевание» для  TES IV: Oblivion, ESRB пересмотрели ранее выданный игре рейтинг Teen на Mature (то есть с 13 на 17+). В ходе разбирательства было установлено, что сами файлы «нюдсов» созданы разработчиками и содержатся в продаваемых версиях игры, а мод только использует их. Также повторное изучение геймплея открыло оценщикам более жестокий игровой процесс, в отличии от предоставленных Bethesda изначальных сведений.

Да, при формировании возрастного ограничения ESRB полагаются только на «честное слово» издателей, ведь саму игру они смогут посмотреть уже на релизе, ограничиваясь только анализом полученных материалов, например, видео игрового процесса и анкеты с ответами. На это время продукту дают «шильдик» RP (Rating Pending), который часто можно увидеть в анонсирующих трейлерах и других предрелизных материалах. За саму лицензию от ESRB издателю придётся выложить от 3 000 долларов, в зависимости от стоимости разработки игры.

Возвращаясь к «Свиткам», ещё можно вспомнить похожую ситуацию с  GTA: San Andreas и модом Hot Coffee, но там речь шла только о недоступном в игре контенте, а не умышленном обмане оценочной комиссии для получении более щадящего возрастного рейтинга.

Короче говоря, игроделы сами прекрасно знают что и как предоставлять на оценку ESRB, только вот сама комиссия может как поверхностно пройтись по данным, найдя лишь «неприличные темы», так и копнуть глубже, определив «частичную наготу и сексуальные темы» (речь идёт о игре « Принц Персии: Пески времени» и её  ремейке соответственно). Но если эти уточнения идут только в рамках самого «удобного» рейтинга T, то у издателей нет причин волноваться. Благо, все спорные моменты можно будет решить даже после релиза «патчами первого дня».

В целом, самым главным требованием в системе ESRB остаётся «не продавать игры с рейтингом M несовершеннолетним», что можно хоть как-то контролировать. В то же время, они сами разрешают рекламировать такие игры более молодой аудитории.

Кстати, правилами ESRB запрещено размещать обозначения других рейтинговых систем вместе с их знаком где бы то ни было. Поэтому облепленные значками, как парта в школе жвачками, диски встречаются только за пределами Северной Америки.

Логичная PEGI

А за этими пределами самым значимым регулятором, конечно же, является Pan European Game Information, то бишь PEGI. Она используется в той или иной мере во многих европейских странах с 2003 года, придя на смену местным правилам.

В отличии от ESRB, графические обозначения возраста в PEGI весьма однозначны и не требуют дополнительных объяснений. В отдельных случаях, пятерка устоявшихся лимитов (3, 7, 12, 16, 18) может иметь слегка изменённый вид для локальных порядков (например, старые релизы в Финляндии и Португалии). Уточняющие изображения тоже весьма просты для понимания, отдельно отметить стоит, разве что, упразднённую в 2015 иконку «сетевых взаимодействий», когда использование интернета в том или ином виде стало обыденностью для большинства игр.

Сам процесс присвоения рейтинга не слишком отличается от аналогичной процедуры у ESRB. По деньгам тут опять же речь идёт о тысячах долларов, в зависимости от размера самой игры и количества необходимых платформ.

В 2013, для упрощения процесса получения возрастного рейтинга для цифровых релизов, как, например, инди-игры, PEGI, ESRB и другие регуляторы создали онлайн-платформу International Age Rating Coalition (IARC). Благодаря ей, издатели могут моментально получить лицензии всех участвующих органов. Ну а главным достоинством IARC является её бесплатность.

Но, несмотря на позитивные стороны, у PEGI тоже есть «грешки за спиной». Так, переиздание старой игры  Pokémon Red and Blue для Nintendo DS получило от регулятора плашку в 12+ и значок Gambling из-за наличия «одноруких бандитов» внутри игры. Однако баскетбол  NBA 2K20, с аналогичной механикой и возможностью тратить реальные деньги, удостоился всего лишь 3+ c «внутриигровыми покупками» – «не, ну это другое».

Педантичная USK

Наверное, самой пунктуальной системой рейтингов является немецкая Unterhaltungssoftware Selbstkontrolle (USK), которая так и не была заменена на общеевропейскую PEGI, и продолжает исправно работать с 1994.

Здоровенные «ромбики» с дополнительной подложкой – именно так выглядят немецкие «метки». Этот дизайн, возможно, самый заметный среди аналогов. К тому же USK имеет вполне логичную линейку возрастов: 0+, 6+, 12+, 16+ и 18+. Данные лимиты должны соблюдаться при продаже игры, но носят чисто рекомендательных характер в иных ситуациях.

Для получения лицензии от USK, сначала игра должна быть одобрена отдельным органом BPjM (Bundesprüfstelle für jugendgefährdende Medien), который занимается тем, что ведёт учёт «вредной для молодёжи» информации. Кроме того, каждый релиз проверяется на наличие тем связанных с нацизмом, ку-клукс-кланом, религиозными оскорблениями и далее по списку со всеми остановками. Для соответствия данным требованиям, разработчики зачастую изменяют в игре запрещённый контент. В 2018 году правительство Германии слегка ослабило вето, что позволило USK самостоятельно определять уровень «социальной адекватности» в игре.

Отдельно стоит упомянуть, что для вынесения вердикта, тестировщики USK самостоятельно проходят игру, подготавливая материалы для оценочной комиссии, что прямо редкость для подобных организаций.

Ну и ещё одним показательным моментом является тот факт, что немецкая компания не скрывает стоимость оказываемых услуг, предоставляя полный прайс-лист на сайте. Получение рейтинга для игры обойдётся всё также в несколько тысяч долларов.

Традиционная CERO

Если же издатель желает выпустить игру в Японии, то там он будет иметь дело с системой оценок от Computer Entertainment Rating Organization (CERO), которая занимается данным вопросом с 2002 года. Компанию ей составляет и рейтинг исключительно для компьютерных игр – Ethics Organization of Computer Software (EOCS) – старейшая среди подобных организаций, между прочим (1992).

Для маркировки самих игр используются буквенные обозначения по аналогии с академической оценкой: A (0), B (12), C (15), D (17) и Z (18) вместо F, каждое из которых дополняется ещё и своим цветом. CERO – первый из упомянутых регуляторов, который делает упор на подростковом возрасте – после рейтинга «для всех» тут не используется обыденный в остальных системах «для детей». Кстати, они же чуть ли не единственные, кто требует размещения полноценной возрастной «метки» даже на «корешках» коробок.

Среди дополнительных изображений для описания содержимого выделяется отдельная иконка для любовных отношений и прочей романтики в игре (не путать с «сексуальным контентом»).

Для получения местной лицензии издатели тоже самостоятельно предоставляют материалы (обязательно на японском языке). Но, конечно же, начальную оценку комиссия может пересмотреть после релиза, что чревато дальнейшим переизданием с правильным рейтингом.

Интересно, что максимальный рейтинг Z всё же не покрывает все возможные «взрослые» темы, ведь даже получившую в Японии 18+  The Last of Us Part II дополнительно «смягчили» в ряде моментов. Строгая цензура применяется, в основном, к не японским играм.

Базу лицензированных продуктов CERO предоставляет только на японском, а услуги рейтингового агентства снова обойдутся в несколько тысяч долларов для одной игры на паре платформ. Как альтернативный вариант, можно заключить договор на длительное сотрудничество, что снизит стоимость отдельных лицензий.

Условная RARS

Ну, и «на десерт» стоит упомянуть ситуацию на русскоязычном рынке. У нас за подобные вопросы отвечает «Российская система возрастных рейтингов» (Russian Age Rating System). Правда, в Украине де-факто есть официальные релизы как с PEGI так и с RARS, но последние просто дополнительно получают наклейку «Для продажу в Україні».

Так так RARS распространяется не только на видеоигры, но и на другие медийно-информационные продукты, как например, кино, то дополнительных уточняющих обозначений для описания геймплея она не имеет. Хотя изначально планировались классификаторы с такими «перлами» как «отрицание семейных ценностей», «антиобщественное поведение» и «угроза жизни и здоровью», что бы это ни значило. Что же до самих «цифр», то они один в один повторяют немецкую систему USK. Кстати, требования к их визуальному оформлению нигде не закреплены, только локализаторы обложек такой свободой давно уже не пользуются.

Хотя для наших геймеров «со стажем» даже отсутствие любых возрастных «меток» было вполне обыденным явлением, ведь до 2012 (когда и вступил в силу закон «О защите детей от информации»), местные издатели озадачивались маркировкой игр «лишними» цифрами на своё усмотрение.

Но, к сожалению, РСВР, в отличии от своих западных аналогов, не является отдельной организацией. В отношении игр это всего-навсего самостоятельная оценка издателя, которая ссылается на сертификат PEGI. Все западные релизы, зачастую, получают свой рейтинг в момент локализации самой игры.

Весьма удивительно что до сих пор никто не контролирует данный процесс (по крайней мере, открыто).

Зачем всё это

По всему миру существует ещё несколько десятков аналогичных органов, но после знакомства с наиболее значимыми, становится понятно, что в целом все они выполняют одну общую миссию – ограничивают детей от слишком «взрослого» контента. Только вот из-за того, что кто-то к этому добавляет свои культурные особенности, а кто-то позволяет использовать бреши в формулировках, на общемировой рынок, временами, проскакивают игры с крайне спорными возрастными ограничениями. Но это явно лучше отсутствия подобного контроля вообще.

P.S.

Ах да, игрой, получившей приличный возрастной «разброс», стала  The Sims 4 – вот оно, настоящее «яблоко раздора»!


Лучшие комментарии

Опа, тентакли!

Это скорее не смягчение, а культурная особенность. ;-)

(ну путать с «сексуальным контентом»).

У тебя здесь опечатка

Спасибо, было интересно почитать. А в Китае есть нечто подобное?

Да, там не так давно благодаря Tencent ввели в качестве эксперимента систему с делением на 8+, 12+ и 16+.

Ах да, игрой, получившей приличный возрастной «разброс», стала The Sims 4 – вот оно, настоящее «яблоко раздора»!

Ну это и логично, симулятор жизни для разных стран, народов и культур имеет немалые отличия (я про жизнь)

получившую в Японии 18+ The Last of Us Part II дополнительно «смягчили» в ряде моментов.

Интересно, каких? Там ведь вроде даже сцена секса с Эбби была, что назвается, в полный рост и без всяких купюр.

Читай также