Вторая часть серии Suikoden входит в число лучших классических JRPG. Первые три игры франшизы созданы под руководством гейм-дизайнера, сценариста и продюсера Ёситаки Мураямы (Yoshitaka Murayama). В феврале он скончался после тяжёлой болезни. Это поставило нас в неловкое положение: корректно ли теперь сильно критиковать его последнюю игру — Eiyuden Chronicle: Hundred Heroes? Слава богу, она сама избавила нас от мук совести, став лебединой песней разработчика и истинной наследницей серии Suikoden. Но чем именно хороша Eiyuden Chronicle и так ли она безупречна?
Серия Suikoden насчитывает пять частей. Первые две вышли на PlayStation в 1995-м и 1998-м годах, остальные — на PlayStation 2 (последняя номерная часть датируется 2006 годом). Были ещё спин-оффы, последний из которых — Gensō Suikoden: Tsumugareshi Hyakunen no Toki вышел в 2012-м. Лучшими считаются ранние выпуски, заложившие стандарты не только для самой серии, но и для всего жанра. А вот потом пошли разные эксперименты. Так, третья серия не очень удачно перешла в 3D и испортила боевую систему, разделив героев на парочки. Хотя сюжет и персонажи там на высоте.
Именно Suikoden III стала последней игрой в серии, над которой работал Ёситака Мураяма. В 2002 году он ушёл из Konami, создав для этой компании реального конкурента таким сериям, как Dragon Quest и Final Fantasy. Далее Ёситака основал собственную компанию Blue Moon Studio, но та была не слишком успешной и плодотворной — её единственной игрой стала посредственная 10,000 Bullets, выпущенная в 2005 году для PS2.
В 2010-х Мураяма трудился над манга-адаптациями, пока наконец не присоединился к студии Rabbit & Bear, чтобы заняться тем, о чём давно мечтал, — разработкой Eiyuden Chronicle: Hundred Heroes, наследницы Suikoden. Анонсированная в 2020-м Eiyuden Chronicle собрала на Kickstarter более $4,5 миллиона — это третий показатель для видеоигр в этом сервисе и лучший в том году. Причём базовые запрошенные $500 тысяч удалось собрать уже в первые три часа.
Разработка заняла почти четыре года, и за это время авторы успели выпустить Eiyuden Chronicle: Rising — как мы писали, она стала вполне успешным прологом для более масштабной Hundred Heroes.
Серии Suikoden успех обеспечили увлекательный эпический сюжет, большое количество ярких персонажей и обилие геймплейных механик, надстроенных над JRPG-основой. И Eiyuden Chronicle аккуратно следует тем же принципам.
Сюжет здесь точно так же рассказывает о масштабном противостоянии между, условно, плохой Империей, жадной до чужих земель, и хорошим сопротивлением — в данном случае в лице Лиги Наций, объединяющей несколько государств. Начинается всё с совместной экспедиции в рунные катакомбы в поисках важнейшего артефакта, Перволинзы. Участвуют в ней представители Империи и Лиги, и всё заканчивается взаимными заверениями в дружбе и сотрудничестве. Но вскоре Империя показывают своё истинное лицо.
И на этом фоне рассказывается о судьбах множества интересных персонажей. Одна из ключевых линий — дружба и соперничество между главным героем, деревенским юношей Новой, который только что пошёл служить в Дозор Лиги (это нечто среднее между милицией и наёмниками), и имперским офицером Сэйном Кеслингом.
Но эта линия не затмевает собой остальные. Этим и прекрасна история — она развивается неспешно, но насыщена событиями. В какой-то момент Нова собирает войска и ищет союзников для противостояния Империи — об этом его просит очень бойкая и харизматичная графиня из дома Грум. И в то же время нам то ли всерьёз, то ли в шутку намекают о возможности более личных отношений между ними, на что забавно реагирует одна из других участниц Дозора, которая и без того всю дорогу нас смешит.
Одновременно идёт линия сестры Новы, Лин, которая обожает руны и артефакты. Она бесследно исчезает из их с братом родной деревни, и в какой-то момент действие вдруг переносится в другой регион, где нам показывают новых друзей Лин.
Вообще, за время прохождения (а это десятки часов) мы успеваем посетить множество биомов, фортов и городов. В какие-то места вас до поры до времени могут не пустить, но многие локации открыты изначально. Волшебных телепортов при этом нет — мы ножками путешествуем по карте, и порой приходится долго куда-то добираться по квестовым делам или чтобы узнать, что же мы увидим вон в том поселении.
Кого-то это может раздражать, особенно учитывая, что на карте то и дело приходится отвлекаться на случайные столкновения. Но гринд тут полезен, и к тому же так возникает атмосфера большого путешествия, а не суетливой телепортации от квеста к квесту.
Меня поначалу больше раздражало другое — какая-то детская простота некоторых ситуаций и диалогов. Персонажи могут, например, посреди важнейшей миссии вспомнить, что они едва знакомы, и начать рассказывать о себе, вспоминать о родных краях…
А ещё они по 20 раз напоминают друг другу элементарные вещи. Ведь нам сейчас надо в катакомбы, да? А сейчас надо в лес, это к северу отсюда. Ты готов, Нова? Точно готов? Или нам могут раз пять подряд показывать примерно одну и ту же кат-сцену, как на наш отряд нападают враги. Учитывая, что разыгрывается это всё неторопливо, а пропускать сцены нельзя, начинаешь скрежетать зубами и заключать сделки с котом: «Брюс, спорим, сейчас она опять напомнит, что надо идти на север?»
Причём зачастую в тех ситуациях, когда чёткие указания как раз нужны, игра молчит — например, когда мы по сюжету ищем союзников, никто не напомнит и не объяснит в журнале, скольких мы уже нашли и кого ещё не хватает, чтобы сценарий сдвинулся с места. В итоге приходится прочёсывать все регионы и заглядывать в каждый уголок.
Не то чтобы это было критической проблемой, но хотелось бы больше ясности в некоторых квестах. Тем более что тут есть баги со скриптами и бывает непонятно, то ли ты подвис в прохождении потому, что не нашёл нужного персонажа, то ли потому, что словил глюк.
Но вот что касается детской простоты некоторых диалогов, персонажей и ситуаций, то тут мнение в итоге меняется в лучшую сторону. Да, Eiyuden Chronicle — это не Planescape: Torment и не Pillars of Eternity, персонажи тут не устраивают философские диспуты. Они зачастую кажутся наивными, забавными и прямолинейными.
Но в этом и есть очарование, отсылающее к особой атмосфере многих ранних JRPG и всё к той же Suikoden II, которую некоторые называют лучшей историей дружбы в видеоиграх. При этом авторы могут в нужный момент дать серьёзной драмы, заставить персонажей быть более взрослыми, агрессивными или циничными.
Хотя всё-таки определяющее слово для многих — «забавные». Последний раз я так улыбался разве что в Baldur’s Gate III. Чего стоит только девчушка, экспериментирующая с телепортацией. Каждый раз, когда у неё что-то не получается, она строго смотрит на нас и заявляет что-то в духе «Ты опять ничего не видел! Я идеальна с большой, блестящей, безупречной буквы И и не могу ошибаться!».
За время прохождение можно встретить сотню самых разных персонажей, которые присоединяются к Нове и его Альянсу. В итоге вполне может случиться, что вы будете путешествовать в одном отряде вместе с копейщиком-алкоголиком, вчерашним бандитом, прямоходящим кенгуру (если что, это Гуру из Eiyuden Chronicle: Rising) и говорящим пнём.
Игровой процесс тоже очень схож с тем, что мы видели в классических Suikoden. Ходим по карте между городами и руинами, сражаемся, выполняем квесты. В городах посещаем гостиницы, где можно сохраниться, отдохнуть и перетасовать наш отряд из шести бойцов. И там много лавок — закупаемся бронёй, зельями, проводим оценку найденных в приключениях вещей, чтобы продать подороже, улучшаем оружие у кузнецов, покупаем новые руны и снаряжаем ими подопечных.
Сами сражения, естественно, пошаговые. Заранее определяем, кто будет стоять в первых рядах, а кто позади — зависит, понятно, от дальности их атак. В свой ход отдаём приказы каждому бойцу, потом жмём кнопку и смотрим, что получится. И если магию можно использовать свободно (хватило бы маны!), то на рунические навыки нужно сначала накопить энергию. Кроме того, так или иначе связанные друг с другом бойцы могут проводить совместные комбо. Все они получились эффектными, а нередко и забавными.
В принципе, можно проходить рядовые сражения на автобое — гибкая система настройки позволяет пошагово указать, как и что должен делать ИИ. Но даже на стандартной сложности это не всегда разумно, особенно в драках с боссами. Там есть интересные механики, когда мы можем использовать специальные трюки, чтобы, например, передвинуть кран с булыжниками и те свалились на врагов. Правда, в основном мы всё же долго стачиваем здоровье врагу.
На высокой сложности это может длиться так долго, что хочется плюнуть и пойти бродить по карте, чтобы ещё прокачать бойцов и подкопить денег на более мощную экипировку. В принципе, игра так устроена, что мы всю дорогу невольно занимаемся гриндом. Но делать это лишний раз я не захотел, поэтому выбрал стандартную сложность. Враги и на ней попадаются непростые, к тому же можно усложнить себе жизнь — например, включить инфляцию цен, запретить лечение в бою или сделать так, чтобы магия и навыки расходовали ману и энергию в двойном размере.
Я включил инфляцию и всю дорогу испытывал дефицит. Как вариант, можно заняться торговлей — покупать товары в одном городе и продавать с наценкой в другом. Так что это отчасти ещё и торговый симулятор.
В Eiyuden Chronicle также есть строительство и обустройство собственного замка, масштабные тактические битвы целых армий и дуэли. Плюс мини-игры — в частности, карточные. Замок мы развиваем по сюжету: нужно возводить полезные здания — казну, лавки, кухню, чтобы заказывать еду, место для рыбалки, кузницу, склады и так далее. Кроме того, увеличиваем общий уровень города и его население.
На постройку нужны ресурсы — дерево, еда, камень и другие. Поэтому всю дорогу во время путешествий не только сундуки ищем, но и подбираем материалы, которые потом восполняются. А чтобы собирать эффективнее, можно помимо основных персонажей таскать с собой разных специалистов.
Вообще, без лесоруба, шахтёра, повара, собирателей и прочих полезных товарищей тут не обойтись — без них просто не сможем построить, например, лесопилку или пастбище, пополняющее запасы еды. При этом многие из специалистов просят выполнить для них задание, прежде чем присоединиться.
Периодически нужно защищать замки и города. Тут начинаются сражения армий. С видом сверху перемещаем фишки своих отрядов с разными персонажами во главе. Если на клетке находится враг, то начинается автоматический бой, и проигравшие отступают. Мы можем заранее активировать те или иные бонусы для отряда и его соседей, сосредоточить удар на одном направлении, подведя сразу несколько своих армий и так далее. В принципе, ничего сложного, но всё равно бодрит.
Наконец, иногда между важными персонажами проходят дуэли — там действуют правила а-ля «Камень, ножницы, бумага». Перед каждым раундом и мы, и враг одновременно решаем, защищаться ли, атаковать или, если накоплено достаточно энергии, провести особенно мощный удар. И смотрим, угадали с выбором или нет. Лучше полагаться на тактическое чутьё и логику — если противник пару раз подряд был в защите, то, скорее всего, следует ждать атаки.
Всё это неплохо поставлено — бойцы могут куда-то переместиться, если, к примеру, упали с моста. И самое главное, что всё это освежает геймплей, особенно для тех, кто незнаком с серией Suikoden.
А ведь я ещё не сказал про исследование подземелий, где приходится решать пазлы. В целом там нет чего-то выдающегося — нажимаем на платформы, повторяем увиденные символы и так далее. Но встречаются и действительно интересные ситуации и ловушки, над которыми придётся подумать.
В Eiyuden Chronicle: Hundred Heroes много всего — событий, персонажей, механик. А ещё — великолепной музыки и красивых видов на стыке спрайтов и 3D. Встречаются и шероховатости, включая критический баг, который, впрочем, обещали исправить. В каких-то вещах игра может показаться слишком старомодной и неторопливой. Но главного у неё не отнимешь — здесь много добра, улыбок (драмы тоже хватает) и приключений. Глядя на нас откуда-то сверху, Ёситака Мураяма может радоваться — своей последней игрой ему удалось вернуть многих в те времена, когда деревья, игры и вообще всё вокруг казалось лучше. И возвращаться оттуда совсем не хочется.
Плюсы: увлекательный сюжет; множество ярких персонажей; добрый юмор; насыщенный геймплей, объединяющий несколько механик; шикарная картинка, озвучка и музыка.
Минусы: местами не хватает ясности, куда идти и где искать квестовых персонажей; на релизе встречались баги, в том числе критические.