Лучшие E3 по версии StopGame

Редакция 2023-06-14 16:41:08 11

Многие годы июнь был порой главного игрового праздника — E3. Но во время пандемии всё пошло наперекосяк — в 2020-м выставку отменили, и в итоге она так и не вернулась в полноценном виде. Впрочем, воспоминания о старых ивентах живы в наших сердцах! Далее мы рассказали о самых ярких, на наш взгляд, вехах в истории E3.

Геннадий Воробьёв. Любая E3 эпохи Xbox 360

Каждый год во время E3 (ну или заменителей E3 — называть этот период Summer Game Fest пока непривычно) можно услышать недовольных: вот, мол, какие тоскливые в этот раз конференции, то ли дело раньше! Но на мой взгляд, ностальгия — слишком хитрая и опасная штука, потому что наш мозг обожает приукрашивать воспоминания и на самом деле мы скучаем не по конкретным вещам, а по прошедшей молодости (прям как в похабном анекдоте).

Поэтому я обожаю проверять ностальгию на прочность. А E3 работают ещё и как капсулы времени: какие тренды были модными в тот период? Какие игры выходили? Что казалось чем-то значительным, но на самом деле вывалилось из истории? Или наоборот: что казалось чем-то мелким, а в итоге повлияло на всю индустрию?

И когда хочется проверить ностальгию по временам, когда E3 якобы не скатилась, я беру период примерно с 2005-го по 2010-й — в эти годы я уже зачитывался бумажной «Игроманией» и следил за индустрией, но слабо разбирался в теме, охотно верил всякой чепухе и в принципе упускал многие моменты, которые перестал упускать, когда стал новостником StopGame и со всей силы угорел по факт-чекингу.

Спецом для этого материала я отсмотрел презентации Sony и Microsoft из 2007-го и готов поделиться несколькими наблюдениями.

А ещё E3 2007 — это год, когда Activision наняла на роль ведущего своей конференции комика Джейми Кеннеди (Jamie Kennedy), но получилась полная катастрофа. В итоге гости и даже зрители в зале шутили смешнее, чем профессиональный комик на сцене.

1. E3/Summer Game Fest как шоу для геймеров стали бесконечно лучше

Например, первые показы игр на конференции Sony начинаются только на девятой минуте презентации. Восемь минут Джек Треттон (Jack Tretton; вы вообще помните такого?) затирает о том, как бренд PlayStation вырос на 30 % к прошлому году и какие морбиллионы денег он заработает в будущем.

И это действительно важная черта E3-событий тех лет: они были не столько для геймеров («Глядите, какие игры будут!»), сколько для журналистов («Видите, насколько мы круче конкурентов? Так геймерам и передайте!») и особенно представителей ретейла («Заваливайте полки своих магазинов нашими консолями и играми, они точно-преточно принесут вам горы денег в этот рождественский сезон!»).

Сейчас на летних ивентах в центре внимания только геймеры и никто другой — все бизнес-контакты вынесены в отдельные мероприятия.

2. На крупных шоу больше не педалируют одну узкую тему

Помните, я сказал, что Sony показала первые игры только на девятой минуте? К этому тезису можно придраться, потому что начало презентации проходило в PlayStation Home — эдакой метавселенной на PlayStation 3, где разработчики делают вид, будто зависать с аватарами друзей в цифровых копиях реальных пространств так же весело, как в реальной жизни.

И Sony регулярно возвращалась к Home на протяжении всех полутора часов: «Смотрите, у нас тут можно включить анимацию сидения на диване! Смотрите, у нас тут можно подцепить девчонок! Смотрите, у нас тут скоро выходит апдейт с новым пространством! Смотрите, у нас тут можно установить приложение на телефон и заливать фотки оттуда прямо в виртуальный дом!» (Ладно, приложение-компаньон для кнопочного Sony Ericsson и правда выглядит как предвосхищение будущего, так что на этом моменте я немножечко восхитился.)

Сейчас уделять столько внимания одной вещи считается моветоном: геймеры хотят увидеть на конференции много разных игр, а не возвращаться раз за разом к сомнительной теме — Home с видеоиграми связан слабо.

3. Техническую часть теперь вылизывают намного тщательнее

Оцените, как в трансляции Sony показывали ВСЕ игры для PSP:

Полный экран не включили ни разу. То есть если вы не сидите на самом ивенте, а смотрите запись, то почти не видите геймплея — только какие-то размытые образы. PSP, конечно, не была на острие графических технологий, но и безобразной тоже не выглядела — дайте мне нормально Patapon увидеть, ёлки-палки!

А в эфире Microsoft, когда дело дошло до показа Assassin’s Creed, на сцену пригласили Джейд Реймонд (Jade Raymond). Но всё это было видно только в зрительском зале, ведь в трансляции зрителям вместо красотки-продюсера показывали лишь заглушку:

Сейчас такие детские ошибки в главных игровых шоу трудно даже представить — нам демонстрируют либо заранее смонтированную запись, либо тщательно отрепетированный и отлаженный прямой эфир.

4. Тренды с гнильцой существовали уже тогда

Думали, Microsoft делала упор на ТВ лишь во время анонса Xbox One? Ха, как бы не так! Она и на E3 2007 много говорила о том, насколько классно смотреть кинцо на Xbox 360. Довольно большой сегмент посвятили сделке с Disney, благодаря которой в цифровом магазине Xbox Live появилась куча классических кинолент и мультфильмов.

А Sony играла мускулами плеера в PSP: мол, «подключайте нашу портативную консоль через наш проприетарный разъём к нашей новенькой Bravia и смотрите нашего „Человека-паука 2“ с нашего формата дисков UMD на нашем большом экране»!

А ещё 2007-й — это время, когда Microsoft продвигала Games for Windows Live (который будет нам сниться в кошмарах) и агрессивно выкупала эксклюзивность (например, бета-тестирование Call of Duty 4 и аддоны для GTA IV). А среди боссов PlayStation вообще сидел Фил Харрисон (Phil Harrison) — человек-катастрофа, при котором случились ужасные первые годы PlayStation 3, провальный анонс Xbox One и бесславная смерть Google Stadia.

❤️. Несмотря ни на что, E3 2007 смотришь с теплотой

И хотя я убеждён, что современные E3/Summer Game Fest сильно лучше предшественниц (хотя бы потому, что компании наконец научились показывать контент для геймеров, а не для бизнеса), презентации 2007-го я всё равно посмотрел с удовольствием.

Ведь капсулы времени интересны всегда — по-другому путешествовать в прошлое и набираться оттуда знаний человечество пока не научилось. А если капсула ещё и из тех лет, которые ты пережил лично, то любой артефакт той поры способен разблокировать самые неожиданные воспоминания и устроить увлекательную прогулку по забытым закоулкам памяти.

Поэтому, когда на экране начинают крутить трейлер первой Assassin’s Creed под тот самый пронзительный трек, тёплая волна ностальгии всё равно накрывает, согревает душу и делает меня чуточку счастливее — даже если реалии прошлого на деле оказываются не такими радужными, какими они остались в моей голове.

Глеб Мещеряков. E3 1998

Те, кто начинал свой геймерский путь в 90-х, росли в своих личных видеоигровых пузырях. В моём случае сформировался такой пузырь естественным и, думаю, понятным многим образом: за счёт того, какие картриджи для «Денди» или «Сеги» ходили по рукам в нашей школьной компании. Тогда у нас не было более продвинутых консолей (да и как-то пугали они меня своими угловатыми полигонами, когда я заглядывал в игровой отдел местного магазина), а ПК до поры до времени мне казался слишком громоздкой и сложной платформой — прекрасно помню, как пытался сориентироваться в Norton Commander в процессе запуска Jungle Strike на компе моего двоюродного брата.

Прорывным годом для меня оказался 1998-й, когда, во-первых, у моих одноклассников массово начали появляться компьютеры с Windows и я стал участвовать в сеансах локальных «летсплеев» на квартире у кого-нибудь из компании. А во-вторых, в мою жизнь вошла игровая журналистика, в частности яркие глянцевые (по крайней мере, до августовского дефолта) страницы журнала «Страна Игр». Вот они-то и стали главным проводником на ту сторону игровой индустрии.

Я был поражён тем, как много всего происходит в мире интерактивных развлечений и какие разнообразные игры выходят, в том числе на абсолютно неизвестных мне доселе платформах. Sega Saturn? Nintendo 64? Ну и выставки, конечно, тоже привлекали внимание, хотя, честно признаться, я не совсем понимал, как вообще E3 была организована. Фотографии с разношёрстными стендами, толпами людей и крутящимися в воздухе гигантскими красно-жёлтыми буквами производили впечатление праздничного хаоса. Чем конкретно и каким образом посетитель мог заняться на подобном мероприятии? Как вообще разобраться, куда идти, что делать? Как поиграть, в конце концов? Если это вообще возможно…

Куда проще было попытаться вникнуть в суть диковинных игр, по которым писались отдельные статьи. К примеру, таким образом я познакомился с серией The Legend of Zelda. Материал, посвящённый Ocarina of Time, пестрел хвалебными эпитетами и представлял игру как что-то революционное — новую ступень развития видеоигр. При этом упоминалось, что вообще-то речь идёт про часть знаменитой серии с богатой историей и всемирным признанием… А я слышал про «Зельду» первый раз.

Примерно то же самое было в контексте Final Fantasy. Красивые рендеры персонажей и постановочные сюжетные кадры — всё это говорило о том, что у индустрии есть поразительный художественный потенциал, который какое-то время развивался где-то далеко-далеко и никак не мог добраться до моего внимания.

Все эти прорывные японские проекты цепляли своей диковинностью (хотя, как показала жизнь, мне в итоге не зашли ни Final Fantasy, ни Ocarina of Time), но были и другие запоминающиеся игры. На той же E3 1998 показывали Duke Nukem Forever, суть которой я улавливал куда лучше, ведь уже был знаком с оригиналом. Правда, статья по этой игре вышла вроде бы уже значительно позже и не была привязана к событию, но всё же — как же интересно было рассматривать ранние скриншоты, вглядываясь в детали и вникая в суть происходящего.

В общем, тогда, в 1998 году, валяясь на даче на кровати с панцирной сеткой и листая эти страницы, я осознал, как же на самом деле безграничен мир видеоигр и какие удивительные штуки он в себе хранит. А E3 стала для меня впоследствии мечтой, на первый взгляд несбыточной. Ну где я, а где этот ваш Лос-Анджелес? Однако благодаря SG мне всё-таки удалось посетить это полумистическое событие. Можете посмотреть соответствующие отчёты от 2014-го и 2017-го. И я счастлив, что успел таки поучаствовать в выставке E3 в её традиционном формате, — в эпоху онлайн-презентаций и облачных пресс-версий это кажется особенно ценным опытом.

Алексей Лихачёв. E3 2010

Если E3 когда-нибудь умрёт окончательно (есть подозрение, что это уже произошло), воспоминания о самых ярких моментах выставок останутся с нами навсегда. Но если кто-то считает яркими моментами анонсы вроде Shenmue III и возвращения Crash Bandicoot, то у меня до сих пор не выходит из головы E3 2010 года. Прежде всего благодаря знаменитой презентации Konami. Незабываемое событие, которое настолько точно отражает ту эпоху, что где-то раз в год я возвращаюсь к записи этой легендарной конференции и ностальгирую.

В этом двухчасовом шедевре прекрасно всё. Ведущий, который обещает отличный вечер и тут же объясняет, где найти выход из зала. Всплывающая строка с именем продюсера Def Jam, когда на сцене выступает президент Konami. Гробовая тишина перед показом первой игры и трейлер, который отказывается запускаться — спустя несколько секунд, которые кажутся вечностью, слышно лишь вступление песни Stronger. Неловкие попытки выступающего обратить происходящее в шутку. И это лишь первые десять минут!

Дальше всё ещё хуже. Для следующей презентации приглашают нескольких рестлеров, которых сначала зачем-то взвешивают, а потом они начинают лупить друг друга. Достаётся даже человеку, рассказывающему об игре, — его хватают за галстук, готовясь показать на нём какой-то приём. Но у этой истории счастливый конец — бедолага убегает за сцену.

Затем — скучная демонстрация Saw II, но её стоило перетерпеть ради появления продюсера Konami Така Фудзии (Tak Fujii), приготовившего презентацию Ninety-Nine Nights II. Игра никакого интереса не представляла, но выступление было легендарным — Фудзии постоянно выпрашивал аплодисменты и на ломаном английском повторял одни и те же фразы, ожидая реакцию зала.

В общем, всё пересказывать нет смысла, лучше посмотреть конференцию самому — там ещё и игры для Kinect показывали, основной генератор кринжа на E3. Но несмотря на то что конференция оказалась полной катастрофой, по такому формату я скучаю. Со временем подобные презентации становились всё более сухими и всё стремительнее превращались в набор рекламных роликов. Последнее шоу Xbox Games Showcase, к примеру, больше напоминает плейлист на YouTube — просто смотришь один за другим трейлеры, которые изредка прерываются комментариями. Кому-то такое нравится, но это всё-таки шоу, которое должно увлекать. Вот Konami в 2010 году действительно попыталась сделать шоу — кривое, косое, полное технических проблем и неумелых презентующих, но была во всём этом душа.

В том же году прошла конференция Sony, которая на фоне кошмара от Konami выглядела куда адекватнее — даже по нынешним меркам это достойный ивент с массой интересных моментов. Тут тебе и анонс Portal 2 для PS3 от Гейба Ньюэлла (Gabe Newell), и реклама PlayStation Move, и красивые трейлеры эксклюзивов вроде Gran Turismo 5 и Killzone 3. Все было роскошно оформлено, поэтому на тот момент о выступлении Sony говорили гораздо чаще, чем обо всех остальных. Но кто сейчас помнит, что там было у Sony? Зато шоу Konami вспоминают до сих пор.

А какая E3 запомнилась вам? Как обычно, делитесь в комментариях!

Другие новости

Комментарии

Для меня всегда были интересны эти пресс-конференции когда выходили новые консоли. Самая запоминающаяся была, наверное, Е3 2005, которые я смотрел естественно на дисках в записи. Трейлеры, рассказы о PS3\Xbox360 навсегда запомнились. Как же я мечтал поиграть в Burnout Revenge на Xbox360. После версии PS2 картинка в трейлерах геймплея казалась запредельной. После 2005 года с появлением нормально доступа в интернет в 2008 я и начал следить за Е3 устраивая себе мини отпуска на каждый год. Очень жаль что такого скорее всего больше не будет. SGF скучный, Sony\MSF делают не шоу, а простые ролики с трейлерами. Это всё не то.
Самый первый E3 1995 года.
Мне было по барабану, а когда стало интересно — уже был 2017 и далее, и мне снова стало по барабану.
E3 Playstation 2016 — plain and simple
Я смутно помню когда впервые увидел Е3, наверное с анонса первого Watch Dogs. Это условно 12 или 13 год.Помню E3 2015 с анонсами Fallout 4, Mafia 3; E3 2017 с The Last Night, Ori 2 (сильный трейлер и грустная музыка что аж все плакали); Е3 2018 с долгожданным Cyberpunk 2077.Несмотря на то что компании стали делать свои презентации. Лично для меня E3 был и всегда останется игровым праздником. Предвкушением «а вдруг, а вот счас, а что покажут неожиданного и неизвестного?».
Все комментарии