Год закончился — пора подбить итоги. В виртуальных мирах они, по счастью, не так тревожны, как в реальном. Есть немало поводов держать хвост трубой: на ПК вышло несколько консольных эксклюзивов, старые серии вернулись к нам в новом качестве, а заслуженные деятели индустрии преподнесли пару сюрпризов.
Кто устал от дорогих блокбастеров, получил в 2022-м кучу развлечений, сделанных малыми студиями и за скромные деньги, а кто полагал, что снять хороший околоигровой фильм нереально, имеет теперь весомые доказательства обратного. Хотя… кого мы обманываем: по части игр этот год не хватал с неба звёзд, чтобы не сказать грубее. Судите сами.
По ряду примеров, включая серию игр про ведьмака, мы знаем, что запрягать польские разработчики могут долго. Если в первой Dying Light сотрудники Techland только показали, как весело истреблять зомби и бандитов, попутно скача по крышам городских руин, то во второй — дали прочувствовать веселье на все сто. Несмотря на уход из проекта Криса Авеллона (Chris Avellone) и технические проблемы на старте (куда ж без них), боевик вышел просто замечательным. Разрушенный и опасный город Вилледор, который меняется в зависимости от действий героя, паркур, полёты на параплане, драки, графика с трассировкой лучей — о большем фанаты приквела, видимо, и не мечтали.
Но что если для победы в номинации достаточно просто паркура и стрельбы? Ладно, в Neon White есть ещё оригинальная механика с использованием карточек и безумный в хорошем смысле сюжет про посмертную олимпиаду наёмных убийц. Но это не отменяет того, что дебютный проект студии Angel Matrix добивается максимального эффекта за счёт минимальных средств. Всего-то надо проходить каждый уровень как можно более коротким путём, а в перерывах — трындеть с мёртвыми о жизни. Только собран этот этюд в анимешных тонах настолько ладно, что не оторваться.
Выбор на безрыбье невелик: либо терпеть и любоваться в Elden Ring, либо рубить и развлекаться в новой God of War. И приключения Кратоса с Атреем, по общему мнению, получились несколько круче, чем очередное творение Хидэтаки Миядзаки (Hidetaka Miyazaki). Казалось бы, в Ragnarök те же герои, антураж, приёмы режиссуры и движок, что в приквеле 2018 года, да и механики похожи — то головоломку при помощи топора реши, то мальца с луком к делу подключи. Но разработчики накинули пуд сюжета, чуть перелопатили систему развития героев, добавили в драму действующих лиц, изменили кое-какие условия, заставив виртуальный мир оледенеть ещё сильнее, — и этого хватило для нашего с вами почтения.
Прелесть ролевых игр — в возможности почувствовать себя кем-то другим и свободе выбора, редко доступной в реальной жизни. Оба пункта Mount & Blade II: Bannerlord отрабатывает на все сто. Поначалу вы оборванец на задворках огромного континента Кальрадия, но в ходе странствий и подвигов разживаетесь золотишком, снаряжением, отрядом товарищей, а дальше сами выбираете судьбу — водить или грабить караваны, промышлять тёмными делишками или выходить в свет, строя собственное княжество. Особенно зрелищно в этой альтернативной версии средневековья выглядят сражения, где игрок не только управляет главным героем, но и отдаёт приказы войску. В общем, масштабу и вариативности проекта студии TaleWorlds позавидует любая другая RPG.
Тем не менее коллективу StopGame.ru, как это случается, вожжа под хвост попала — и мы (не я конкретно, бог миловал) проголосовали за Xenoblade Chronicles 3. Почему? Во-первых, это самый заметный релиз на Nintendo Switch в 2022-м — надо же во что-то играть, то и дело доказывая себе, что 5000 рублей потрачены не зря! Во-вторых, это эталонный представитель жанра JRPG, снабжённый приличной по меркам платформы графикой и душещипательными историями, что на пальцах объяснил в обзоре Василий Русяев. Так почему бы и нет?
Мы не жалкие букашки, а седые старикашки. Потому что помним, как выглядели игры про черепашек-ниндзя на «Денди» и «Сеге», а заодно вкус растворимых напитков Yupi, запах вкладышей из Turbo и времена, когда слова «рэп» и «кал» были синонимами.
Впрочем, кое-что из былых эпох актуально по сей день. Это наглядно доказывает успех Teenage Mutant Ninja Turtles: Shredder’s Revenge — кооперативного мордобоя, стилизованного под классику. В ростере — семь персонажей, включая Эйприл, Сплинтера и Кейси Джонса, а также четвёрку легендарных воинов из канализации. Пиксельная графика, знакомые противники и декорации, динамичные бои, разрушаемые прилавки и автоматы с газировкой — словом, имеется всё, чтобы свело олдскулы.
В своё время переход от псевдоисторического реализма к фэнтези позволил удержаться на плаву франшизе Total War. А Warhammer III уверенно развила успех — за счёт добавок к геймплею, разбавивших рутину с переключением от глобальной карты к тактическим битвам, а ещё расширенного мультиплеера, эпических историй и внезапных испытаний.
С одной стороны, это хорошо, что умные игры пока не думают идти на дно — всё-таки в 2022-м любители стратегий получили свою порцию удовольствия. С другой стороны, немного грустно, что в погоне за широкой аудиторией разработчики допускают массу упрощений. Поэтому удачной точкой вхождения в серию и жанр стала не только Total War: Warhammer III, за которую отдано большинство голосов, но и Victoria 3 вместе с Dune: Spice Wars.
А здесь читатели возвели на пьедестал другой Warhammer — который научно-фантастический и с цифрой 40,000 в названии. Кто там считал, что игры в этой вселенной позорят весь космодесант и Императора лично? На практике ситуация обратная: «ваха» собирает высокие оценки, попадая и в списки успешных релизов, и в топ итогов года. Надо полагать, неспроста. Ведь стратегия издательства Frontier Foundry бьёт по ностальгии, будучи ребутом Chaos Gate 1998 года, предлагает классические правила пошагового боя, как в XCOM, и содержит кучу всего, на что усиленно молятся красильщики миниатюр. Понятно, что здесь получилось бинго.
Но не лучше ли обратиться за качественной тактикой к той компании, которая отвечала за вторую жизнь серии XCOM? Уж в Firaxis-то знают толк. Самое удивительное, что давно знакомые публике разработчики порвали несколько шаблонов, связанных с их же творчеством: наделали кучу качественно поставленных сюжетных сцен, смешали пошаговые бои с элементами ККИ, а ещё разнообразили при помощи геройских суперсил те приёмы, которые и так прекрасно работали. В итоге мы получили один из главных сюрпризов года и победителя в номинации по сборному мнению редакции сайта.
Скримеров бояться — в хоррор не ходить. Так, кажется, звучал бы девиз жанра, если бы все его представители опирались на одни и те же проверенные и приевшиеся приёмы. Но время от времени появляются произведения, вносящие в этот склад шаблонов свежую струю. SIGNALIS выделяется в первую очередь дизайном — здесь вам и аниме, и привет первой PlayStation от графики. При этом осталось кое-что традиционное — вроде ограниченного инвентаря из шести ячеек или переключения камеры с изометрии на вид от первого лица. Учитывая, что делали игру всего два человека, результат их труда впечатляет. И вполне заслуживает первого места в категории ужасов.
Выпускать игру про кота, который путешествует по разрушенному миру, населённому роботами, просто нечестно. Потому что все любят котиков и постапокалипсис. И кому на этом фоне нужна Return to Monkey Island, пусть бы она и была достойным возвращением культовых квестов? А невероятно стильная Pentiment разве умеет мурлыкать, выгибать спину и распушать хвост? Её даже не погладишь — рука порежется о буквы готического шрифта. Зато меховой из Stray — другое дело. Он грациозно улепётывает от злобных зурков, помогает машинам стать чуть человечнее, преодолевает любые препятствия, роняет всё, не сообщая об этом Наташе, и спит свернувшись калачиком. Других лидеров в номинации и быть не могло.
У выбранной пользователями Cult of the Lamb и нашего фаворита SIGNALIS есть кое-что общее. Обе игры демонстрируют, как можно малыми силами добиться большого эффекта, но первая ещё и сочетает контрастирующие друг с другом элементы. Внешне это яркий мультфильм про ягнёнка, живущего в компании таких же милых зверушек. Однако за безобидным с виду фасадом скрывается мрачный мир, в котором обитают монстры, совершаются зловещие ритуалы, а котики с собачками из пряничных домиков вполне способны подохнуть от голода. Состоя из двух частей, сражений в землях еретиков и развития поселения, Cult of the Lamb ощущается цельно и увлекает не на шутку.
В SIGNALIS удивляет другое: независимые авторы без космических бюджетов заставили работать те вещи, которые не всегда удаются даже крупным студиям. Взять хотя бы загадки, записки или понятную с первого взгляда карту. Да, произведение не во всём оригинально, зато оформлено тщательно и со вкусом — это не тупая погоня за стилем «под старину», чем нередко грешат инди-игры. Так что и здесь стоит отдать номинанту должное.
По части гонок индустрия становится всё беднее: предлагает либо хорошо забытое старое, либо новшества с сомнительными шансами на успех. Всего два релиза оказались действительно достойны внимания — они же попали на вершину рейтинга. Читатели отдали большинство голосов Gran Turismo 7 — и понятно почему. Дав геймерам, кажется, весь спектр эмоций от езды за рулём мощной виртуальной тачки, сотрудники Polyphony Digital сосредоточились на элементах коллекционирования. В игре появился режим «Кафе» с рассказами о каждом экземпляре, а также виртуальный музей с историями лучших автопроизводителей. Ну, а так 400 машин, почти сотня трасс, куча настроек — гоняй не хочу.
Мы же выбрали Need for Speed: Unbound — лебединую песнь серии, которая медленно, но верно уходит в закат. Если ремейки старых частей не портят борозды, эта игра действует смелее, предлагает неожиданные визуальные решения вроде эффектов в стиле аниме, пытается рассказать историю, до чего авторам NFS обычно нет дела, осовременивает персонажей, которые знают о существовании TikTok и других социальных сетей. При этом реализм был послан куда подальше — пусть с этим создатели Gran Turismo заморачиваются. А в Unbound, как сказал в обзоре Эльман Гусейнов, «интересно гоняться — с соперниками, от копов и просто по городу».
Благодаря стилю и хардкору Cuphead стала в 2017-м настоящей сенсацией, но за несколько лет об этом шедевре успели позабыть. Выход The Delicious Last Course освежил в памяти рефлексы и стал праздником со слезами на глазах — DLC-то последнее, больше не будет. Перед уходом на покой игра оторвалась на полную, предложив фанатам новую локацию, набор интереснейших боссов, третьего персонажа в компанию Чашека и Кружека, а также сюжет про сбор ингредиентов для волшебного торта. Таков, если вкратце, рецепт идеального дополнения.
Теперь поговорим о жанре, чем-то напоминающем Ленина: он жил, жив и будет жить. Хотя не всем компаниям удаётся сделать такую «королевскую битву», которая настолько понравилась бы фанатам, что потребовался бы выпуск второй части. По правде говоря, разница между двумя Call of Duty: Warzone совсем небольшая, но всё же серьёзнее, чем между Super People и Super People 2, если вы понимаете. В версию 2.0 добавили большую карту Аль-Мазра, изменили систему инвентаря и ГУЛАГ, куда бойцы попадают после смерти, а ещё представили режим DMZ, где смешаны перестрелки PvP и PvE. Вроде и невелик набор новшеств, но сделано всё тщательно и с размахом, как подобает истинной «Колде».
В эпоху карантинов и удалёнки зарубиться с друзьями в коопе — святое дело. И вдвойне приятно, если игра позволяет вспомнить старые добрые времена. Вдобавок Teenage Mutant Ninja Turtles: Shredder’s Revenge не грузит долгими и утомительными миссиями, ведь проходится она буквально за пару часов. В самый раз, чтобы скоротать вечер за пиццей, под шутки и раздачу лещей каратистам в розовых трико
Одно неудобно: если собраться большим отрядом, бои на экране превратятся в радужную мешанину, где не сразу поймёшь, кто крутит нунчаки, а кто орудует посохом. Зато управление простое, поэтому жать кнопки можно и наугад. С какой стороны ни посмотри, первое место в номинации полностью заслужено.
Обычно игровой саундтрек — вещь вспомогательная, даже если это чудесная симфоническая музыка, как в Elden Ring. Но в Metal: Hellsinger вокруг мелодии буквально вращается весь процесс — надо бить и расстреливать монстров в ритм металлических запилов.
Конечно, не всё в этом боевике блещет оригинальностью, он здорово напоминает новые части Doom, особенно в оформлении адских локаций. Но публике творение The Outsiders приглянулось не за визуальный дизайн, а за лаконичность, удаль и удачное применение механик ритм-шутера. К тому же здесь есть и необычные решения — например, ад в игре внезапно еврейский (Шеол), а сюжет перекликается с античной мифологией.
Кстати, о мифах. Вряд ли во всей индустрии найдётся другой цикл, настолько же вольно тасующий и рихтующий наследие Снорри Стурлусона (Snorri Sturluson), как это делают обе последние God of War. Одна только история о гибели Бальдра чего стоит. Но помимо свежего взгляда на судьбы асов и йотунов Ragnarök предлагает ещё и эпическое приключение, заставляющее сопереживать героям. Эволюция характеров приобретает в сценарии поистине тургеневский накал, а усиливает ощущения постановка — она здесь, как и в экшене 2018 года, на высоте. Словом, ещё один респект в копилку команды Кори Барлога (Cory Barlog).
Здесь результаты голосования предсказуемы. Кстати, интересно, почему мы говорим «голосовать», а не «руковать», например? Если обратиться за ответом к истории, мы увидим, что все виды голосований появились ещё в древности на родине демократии. Греки придумали множество способов выявления воли большинства, включая подсчёт поднятых рук и сравнение громкости криков двух толп народу — так и зародилось наше родимое голосование. Как видим, путь не самый надёжный, поскольку побеждают на нём не количеством, а децибелами.
Было ещё и настоящее тайное голосование, или псефиксесидия. Это когда гражданам выдавали по два медных кругляша, один с отверстием («осуждаю»), а другой целый («одобряю»), и каждый человек бросал нужный псефос в бронзовую амфору, а лишний — в деревянный ящик. Фокус в том, что если такой кружок зажать пальцами, посторонние не увидят, просверлена в нём дырка или нет. Именно так, анонимно, выносили вердикт судьи на процессе философа Сократа — и обрекли того выпить яду. Считается, что в чаше была всё-таки не цикута, а экстракт болиголова, от которого у отравленного начинаются судороги, параличи и в итоге останавливается дыхание. Жуткая смерть, никому не пожелаешь.
Ну, а котик победил — могло ли быть иначе?
Писатель-фантаст Артур Кларк (Arthur Charles Clarke) однажды сказал, что любая достаточно развитая технология неотличима от магии. Похоже, трассировка лучей в реальном времени и впрямь будет оставаться чем-то волшебным, пока у большинства геймеров не появятся видеокарты с поддержкой этой технологии. А уж в игре, созданной специально для демонстрации возможностей RTX, без апгрейда компьютера никак не обойтись. Конечно, это всё та же Portal с уже виденными пространственными задачами, зато с невиданной доселе графикой. У вас есть NVIDIA GeForce RTX 4080? Тогда наслаждайтесь красотой.
Оценка работы художника — дело вкуса. Одним больше понравится, как оформлен хоррор SIGNALIS, другим греет душу ламповая теплота Stray, но за подлинным величием и размахом геймеры обращаются к Elden Ring. Декорации и монстры в играх Миядзаки всегда впечатляли полётом фантазии, сочетанием мелкой детализации и масштабных образов. При этом ни в Souls-цикле, ни в Bloodborne, ни в Elden Ring эстетика не заслоняет собой геймплея. Художественную составляющую этих произведений можно назвать идеальной, поэтому выбор читателей вполне понятен.
А вот со Scorn — другая история. Дизайнеры взяли за основу картины Здислава Бексиньского (Zdzisław Beksiński) и Ганса Гигера (Hans Rudolf Giger), выскребли из них 90% сексуального контекста, а затем слепили из оставшегося целую вселенную. Мясные стены, уроды в жилистых пузырях, пушки из «Экзистенции» Кроненберга (David Cronenberg) — стиль у игры специфический и местами знакомый людям с эстетскими замашками. Проблема лишь в том, что само развлечение вышло так себе. Но мы ведь не геймплей в этой номинации оцениваем?
Результат, опять же, немного предсказуем. Пока одна половина геймдева продолжает бороться с сексуальной объективацией, плодя боевитых бабищ без капли женственности и лесбиянок сложной судьбы, другая половина по-прежнему будоражит общественность округлостью поп, сись и лицами без прыщей. Очаровательная ведьма Байонетта вообще стала притчей во языцех на этом побоище двух моралей — слишком уж длинны её ноги и откровенны наряды. Но без этого стать самой горячей цыпочкой героине Bayonetta 3 было бы так же сложно, как пиксельной Эйприл из Teenage Mutant Ninja Turtles: Shredder’s Revenge.
Если подумать, то сколько людей, столько и разочарований. Может, кто-то от Scorn ожидал шедевра, а у кого-то сломалась недавно купленная видеокарта, да мало ли что ещё. Но средняя температура по палате такова: читателям больше всего не понравилось платить 70 долларов за ремейк ремастера первой The Last of Us, а некоторые сотрудники StopGame.ru с удивлением обнаружили, что The Callisto Protocol — это не очередная инкарнация Dead Space. А ведь нас лично Глен Скофилд (Glen Schofield) предупреждал. Правда, он обещал и самую страшную игру в истории показать — не получилось, не фартануло. Испугались в данной ситуации разве что компьютеры, не сумевшие переварить всю мощь скофилдовских идей и открытий.
Отчасти несправедливо отдавать предпочтение God of War: Ragnarök, поскольку игра использует режиссёрские приёмы приквела, включая «съёмку» всех сцен одним планом. Но вот беда: по качеству постановки и композиции в кадре сравнить творение Santa Monica Studio попросту не с чем. Разработчики будто берут вас за руку и проводят сквозь все миры скандинавских мифов, вручную выстраивая каждую сцену. Даже The Quarry, которая, по идее, и должна быть наиболее киношным номинантом, уступает в этом плане похождениям Кратоса и Атрея.
А здесь обратный случай, ведь с точки зрения технической реализации аниме по Cyberpunk 2077 вызывает вопросы, начиная с небрежного рисунка и заканчивая постановкой некоторых динамичных сцен. Тем не менее сериал «Бегущие по краю» оказался для многих приятным сюрпризом. Во-первых, его авторы не стали мусолить события игры и взяли совершенно новых персонажей, чтобы рассказать о судьбе Девида Мартинеса, ступившего на рисковый путь апгрейда собственного тела. Во-вторых, настрой у шоу получился действительно взрослым — это не мультик для младшего возраста. Наконец, команда Хироюки Имаиси (Hiroyuki Imaishi) поведала нам душевную историю, а не просто выдала очередную адаптацию очередной игры. Признавайтесь, кто пересматривал?
Хвала жадности издателей — они вдруг поняли, что у ПК-бояр тоже водятся деньги. Так почему бы этим не воспользоваться? В 2022-м целый набор крупных релизов лишили эксклюзивности: владельцы компьютеров смогли оценить по достоинству Persona 5 Royal, которую некоторые люди ставят выше третьего «Ведьмака», полетали на паутине и накостыляли бандитам в Marvel’s Spider-Man, а ещё занялись поиском сокровищ в Uncharted. Ну, а главным событием этого ряда стал выход на самой народной из платформ God of War — лучшей игры 2018 года по версии StopGame.ru, между прочим.
Если бы так случилось, что Канье Уэст (Kanye West) воплотил бы свою мечту и стал президентом США, мы проснулись бы в мире «Идиократии» или того хуже. Но этого, по счастью, никогда не произойдёт. Американцы вряд ли станут голосовать за человека, который публично признался, что симпатизирует нацистам и их фюреру, а затем разместил в социальных сетях комбинированное изображение из могендовида и свастики. Они же не совсем выжили из ума, чтобы допускать подобные вещи даже в виде шутки или троллинга оппонентов — вот и прилетел главному рэперу всея планеты волшебный бан. Sapienti sat.
Впрочем, следить за выходками богатых идиотов всегда весело. Особенно когда они где-то далеко. Видимо, оттуда и победа в номинации!
Итак, кульминация. В 2022-м вышли только две по-настоящему большие игры — у конкурентов либо труба пониже, либо дым пожиже. Естественно, обе попали в главную номинацию года. Но мнения редакции и читателей, как это водится, разошлись. Более того, сообщим по секрету шокирующий факт: по результатам голосования коллектива StopGame.ru, Elden Ring заняла третье место после Stray. А в выборе фаворита решающим фактором оказалось то, что God of War: Ragnarök — это развлечение для всех и каждого (если есть консоль, разумеется), а Elden Ring оценят по достоинству только гурманы.
В общем, мы обработали результаты голосования, согласившись с читателями по одним номинациям и разойдясь в других, но истина рождается в споре — пусть точки над «i» расставят комментаторы. Поздравляем вас с праздниками и желаем больше хороших игр и надёжных друзей в команду!
Лучшие комментарии
«А где видео?» — наверняка спросит кто-нибудь в комментариях.
When it's done! — отвечу я.
Мы думали состряпать ролик попроще, но к 31 декабря, однако посчитали, что это как-то не по-стопгеймовски: лучше заморочиться и сделать клёво, чем делать скучно ради погонь за датами. Планируем выпустить видео раньше декабря 2024-го!
Что-то СГ сильно не хватает человека, который бы мог в шутеры… а нормального обзора на MW II так и не появилось (Оценивать CoD только по сюжету — это совсем смешно, а на Warzone 2.0 вообще обзора нет), да и вот эта приписка якобы «разница между двумя варзонами несущественна (отличается только картой и наличием ДМЗ во второй)» -ну как-то слишком непрофессионально для топового игрового ресурса СНГ.
Но ч вас все равно люблю, продолжайте пилить качественный контент ????
P.S. Очень скучаю по пятничным стримам Макса Кулакова и Тости ????
Вряд ли кто-то ждал ролик 31-го декабря или 1-го января, как бы, ну, редакторы приходят и уходят, а СтопГейм верен традициям ( ͡° ͜ʖ ͡°)
Но так-то, конечно, ждем. Поставлю на февраль :3
60% у стрей за лучшую адвенчуру…
аудитория стопгейма вообще в адвенчуры не играет :)
Но ты ж ничего не сделал
Я больше улыбнулся с того, что в тексте про PVP ни слова про выбор редакции Overwatch 2.
сонибой негадуе
Хотелось бы еще видеть стратега и/или ролевика, а то без обзоров Marvеl MS, Victoria 3, Экспедиции про Рим или Pathfinder WoTR (да, прошлый год, но все же) как-то совсем печально.
2 года назад это вам не помешало))))))))))))))))0000)0)))
У СГ есть опыт не то что двух лет (см. 2020-й), а вообще десяти лет или около того — не помню точно, сколько времени итоги 2011 лежали без официальной публикации ????
Не думаю, что стоит этим гордиться, но факт есть факт!
Ахахах, итоги 2011 года официально признанны)))) я не знал
«Ох уж эти плохие люди, которым нравится играть не в то, что нравится мне. ПОЗОР ИМ!»
Всё ещё в неведении, почему в списке на лучшую женщину не было ни Амиции, ни Элой. Я категорически против подобной дискриминации!
Забавно, что он в принципе есть (Максим Милязев), но видимо на посту видеоредактора (+ новостника+ кинолога) слишком много работы, чтобы еще и пилить обзоры.
Ну вы конечно дуру дали поставить в игре года Стрей выше Элден Ринг. DTF хотя бы реально уникальную инди поставили выше Кольца (кто не в курсе у DTF игра года — Immortality, но гребанного кота как игру года оценивать выше чем Элден Ринг (да кого угодно из большинства ААА или Инди проектов) это перебок и прикол вышедший из под контроля. Он и так собрал кучу хайпа просто потому что кот. Не много ли ему чести?
Да дело не в этом. Мне тоже грустно что больше людей оценило игрой года бродилку без геймплея. Любить и играть можно во что угодно, но Игра года? Бродячий кот. И это на игровом сайте.
Раньше декабря 2030 не ждем.
ой, пабрацки, давай только без претенциозности, я первый за эти высшие материи топлю, но тут прям задушнил)