Вы заметили, как возрождается интерес к играм про космос? Анонсированы Fort Solis, экшен во вселенной «Чужих» Dark Descent и жутковатая Routine, на подходе польский проект по «Непобедимому» Станислава Лема (Stanisław Lem) и ремейк Dead Space. Но что ни называй, особое место в списке обязательно займёт The Callisto Protocol. Почему? Во-первых, это красиво. Во-вторых, камбэк отца Dead Space Глена Скофилда (Glen Schofield) с авторским проектом никак нельзя пропускать. Релиз назначен на 2 декабря, но информации уже достаточно, чтобы обмазаться предвкушением с головы до ног. Чем и займёмся.
Авторский почерк
Держим пари, большинство игроков считают, что Скофилд опять за своё: задворки вселенной, мрачный индастриал, мутанты один другого гаже и герой-одиночка, пытающийся совладать с царящим вокруг безумием. Логично увидеть в The Callisto Protocol реинкарнацию Dead Space, только с акцентом на всём удачном и выпиливанием всего неудачного. Тем не менее сам Глен подчёркивает в интервью, что никому его новое произведение не покажется четвёртой частью «Мёртвого космоса». Проект изначально был для автора способом отвязаться от прежних достижений и придумать что-нибудь с чистого листа. Но мастера выдаёт манера — как он сам не раз говорил, характерный стиль слился с его ДНК.
Разгадка противоречия — в том, что Глен Скофилд прежде всего художник, окончивший институт Пратта, а уж затем разработчик игр. Свой почерк он искал долго: рисовал с тех пор, как научился ходить, в восемь лет мечтал стать карикатуристом, а во время учёбы увлёкся научной фантастикой. Жанр повлиял на его восприятие мира. В колледже будущий разработчик космических ужасов изображал Джоконду в виде инопланетянки, а когда классу задали ковбойскую тему, нарисовал космонавта с револьвером на лошади. Устроившись после учёбы журнальным и рекламным иллюстратором на Манхэттене, Глен продолжил гнуть ту же эстетическую линию — и в конце концов нашёл себя.
Для оценки пройденного пути достаточно сравнить обложку Tasmania Story для Game Boy, которую создал Скофилд, и его нынешние работы. А в геймдеве властелин гниющего мяса и топтания мутантов кованым сапогом начинал с игры про куклу Барби. Как видим, эволюция нехилая — и какой художник в здравом уме выбросит её плоды, отказавшись от достигнутого? Для человека, мыслящего образами, а не строчками кода, это равносильно гибели. Возможно, поэтому после десяти лет работы над серией Call of Duty Скофилд решил оставить основанную им студию Sledgehammer Games, сделать передышку и поискать вдохновения в родной для него стихии — в изобразительном искусстве.
В 2019-м, когда гейм-дизайнер взял творческий отпуск, он перебрался из Калифорнии в город Тусон, штат Аризона. Здесь он время от времени выбирался в пустыню Сонора, чтобы делать зарисовки природы. А пустыня между тем известна не только одним из самых зловещих картелей Мексики, но и расположенной в этих местах национальной обсерваторией Китт-Пик. Именно в ней при участии университета Аризоны в 1980 году стартовал проект Spacewatch по сбору данных об астероидах Солнечной системы, в том числе потенциально опасных для Земли. Уединение в каменистой глуши, зарисовки фауны и близость столь важного научного центра — всё это объединилось в образ нового проекта, которым загорелся Скофилд.
Сюжет Meteor Down («Падение метеорита») разворачивался в точно такой же пустыне, где в тюрьму угодило космическое тело. И не простое, а заражённое неизвестным науке вирусом, который превратил заключённых и надзирателей в монстров. А герой по замыслу автора должен был выбираться из этой западни. Как видим, связей с Dead Space здесь почти нет — разве что дань уважения рассказу Лавкрафта (Howard Lovecraft) «Цвет из иных миров», где метеорит аналогичным образом превращает в ад жизнь фермеров. Вместе с тем в фабуле уже просматриваются зачатки The Callisto Protocol. Оформив мысли в виде презентации в PowerPoint и настрочив 40-страничный сценарий, Скофилд решил действовать.
С набросками он направился к китам индустрии, включая Sony и Microsoft, но вскоре понял: такие издательства вряд ли дадут ему полную творческую свободу — тут сказался опыт работы на Electronic Arts и Activision. Краем уха Скофилд услышал, что директор корейской компании Krafton Ган Сок Ким (Gang-seok Kim) ищет «парня из Call of Duty» для открытия очередной студии в США. А Krafton, между прочим, владеет PUBG и всем, что связано с этим шутером. Наметилась сделка века.
Зимой 2019 года Скофилд и Ким, воспользовавшись саммитом DICE, встретились в номере Aria Resort & Hotel в Лас-Вегасе и обсудили судьбу Meteor Down. Было решено, что игра станет частью вселенной PUBG, но в остальном Глен получил то самое пространство для манёвра, о котором мечтал. При помощи старого друга и вице-президента Visceral Games Стива Папуциса (Steve Papoutsis) он собрал команду ветеранов, помнивших его ещё по совместной работе над Dead Space, и учредил студию Striking Distance. Естественно, новый проект не мог избежать влияния прежнего опыта всех этих дизайнеров и программистов. Если на стадии пустынных откровений шабаш тюремных мутантов ещё можно было привязать к королевской битве, то уже через год от этого пришлось отказаться. Авторский почерк дал о себе знать — в The Callisto Protocol стали проглядывать знакомые черты.
Скофилд описывает ситуацию так: «Мы с самого начала понимали, что нам нужно другое окружение, другая история, другая вселенная, другая боевая система, другой персонаж — всё не такое, как в Dead Space. И я не вижу людей, утверждающих, что это Dead Space 4». Гейм-дизайнер сравнивает ситуацию с тем, как Ридли Скотт (Ridley Scott) снял «Прометея» более чем через 30 лет после «Чужого».
Источники вдохновения
Помимо живописи Скофилд черпает вдохновение из фильмов. В число важных для него произведений неизменно попадает «Горизонт событий» (он же «Сквозь горизонт», увы) — фактически первая Dead Space сделана на основе идей из Event Horizon и игры Resident Evil 4. Также гейм-дизайнер находится под впечатлением от «Нечто» Джона Карпентера (John Carpenter), «Пекла» Дэнни Бойла (Danny Boyle) и «Чужого» Ридли Скотта. Последняя картина интересна тем, что в The Callisto Protocol Глен наконец-то смог передать опыт, полученный от видов LV-426:
Помню, как впервые смотрел Alien и они приземлились на планету, а я никогда не видел раньше такой планеты. Были миры из Star Wars, Star Trek и тому подобной фантастики, но ни один из них не был настолько мрачным.
Не чурается разработчик и личных встреч с режиссёрами — ещё обдумывая Dead Space, он общался с постановщиком «Хостела» Элаем Ротом (Eli Roth) и автором «Кошмара на улице Вязов» Уэсом Крейвеном (Wesley Craven). Последний подсказал, что наиболее острые страхи связаны с потерей близких, чем спровоцировал появление Николь.
А в сессии вопросов и ответов в Discord представители Striking Distance сообщили, что брали на карандаш не только западные ужасы, но и азиатские. Назвали в числе прочего «Поезд в Пусан», «Историю двух сестёр», «Звонок» и «Проклятие». Понятно, в восточной классике их интересовал не телесный ужас, а способы психического давления, к которым прибегали киноделы. Оба аспекта объединяет в себе лента Паскаля Ложье (Pascal Laugier) «Мученицы» — Скофилд не устаёт повторять, какое место занимает в его сердце этот фильм, особенно финальная сцена.
Но не кинематографом единым. Для достоверного изображения мутантов и увечий сотрудники Striking Distance обратились к примерам из реальной жизни. Они изучали архивы полиции с изображениями жертв насильственных преступлений и аварий, интересовались нюансами вроде того, как гниёт плоть после пулевого ранения. В общении с журналистами глава креативного отдела студии Крис Стоун (Chris Stone) отметил, что копаться в подобном — это весьма неприятный опыт.
Место действия
Итак, куда же поместит нас игра? Её события разворачиваются на одном из четырёх спутников Юпитера, открытых Галилеем. Это мрачная и пустынная луна, сплошь покрытая ударными кратерами, а по размеру она почти вдесятеро меньше Земли. Но почему именно Каллисто? Есть ведь, например, Европа, подо льдами которой вполне могут существовать примитивные формы жизни — этому, кстати, посвящён жутковатый фильм Europa Report 2013 года.
Дело в том, что Каллисто находится на таком удалении от Юпитера, что практически не испытывает на себе радиационного воздействия планеты-гиганта. Заряженных частиц сюда попадает примерно в 300 раз меньше, чем на ту же Европу. А изо льда на поверхности можно добывать воду и топливо. Поэтому холодный мир, облюбованный сотрудниками Striking Distance, часто обсуждают как площадку для обустройства базы.
Разговоры о пилотируемой экспедиции на Каллисто ведутся с 1980-х годов, а в 2003-м агентство NASA провело исследование Human Outer Planets Exploration (HOPE), где луна Юпитера была отмечена как потенциальное место для освоения. Согласно этой программе, первые люди смогут отправиться сюда примерно к 2040-м годам, после того как слетают на Марс. Но нам, к счастью, не нужны космические корабли для таких путешествий — хватит The Callisto Protocol и нескольких зимних вечеров.
Конечно, ни Скофилд, ни его коллеги не летали на отшиб Солнечной системы, чтобы делать футажи. Где у разработчиков не было достоверных данных, там они положились на фантазию, причём не только на свою — достаточно вспомнить ту же LV-426 из «Чужого». Элементы окружения помогал строить искусственный интеллект. Для создания гнетущей атмосферы он несколько изменил вид обычных предметов вроде дверей и стульев. Как объяснил Скофилд в интервью The Verge, «реализм помогает научной фантастике, в которую люди часто не верят. Но в наши дни можно покрыть предмет ржавчиной или сделать так, чтобы с него капала вода, — и игрок скажет: „Я понятия не имею, что это за штука, но она, чёрт возьми, выглядит настоящей“».
На Каллисто мы увидим и останки существ, которые некогда здесь обитали. Люди в игре тоже поставлены на грань вымирания, поскольку неведомая зараза превращает их в жутких мутантов. Примечательно, что с метаморфозами связана и судьба мифической героини, именем которой названо место действия. Согласно преданиям, забеременевшая от Зевса Каллисто была превращена Артемидой в медведицу, после чего её чуть не убил собственный сын. Чтобы защитить несчастную, главбог отправил её на небо, где мы видим её до сих пор — в виде созвездия Большой Медведицы, оно же Ковш в простонародье.
Сюжет и персонажи
Не знаем, как там в 2040-х, а в 2320 году во вселенной The Callisto Protocol люди уже вовсю бороздят космические просторы. Пилот грузового корабля Джейкоб Ли совершает аварийную посадку на Каллисто, после чего его сажают в местную тюрьму Black Iron. А когда герой выбирается из камеры, он видит вокруг себя разрушенную базу и толпы чудовищ. Такова, если вкратце, завязка. И тут важны три вещи:
- Протагониста зовут Джейкобом не просто так, а потому, что в Dead Space был Айзек. Это отсылка к библейским Исааку и Иакову, которые приходились друг другу отцом и сыном.
- Исполнил роль Джейкоба актёр Джош Дюамель (Josh Duhamel) — ранее он
пересекался с Гленом Скофилдом в коридорах Sledgehammer Games во время работы над Call of Duty: WWII. - Специально для передачи в игре движений и эмоций (а Скофилд, по его же признанию, выбрал Дюамеля за актёрский диапазон) в студии установили оборудование для motion capture и performance capture. Сперва за подобного рода съёмками разработчики ездили в Лос-Анджелес и пользовались услугами сторонних фирм. Но в какой-то момент Скофилду надоело — и он раскошелился на собственную технику.
Всех подробностей сюжета мы пока не знаем, но журналистам показывали демоверсию. В частности, сотрудники Game Informer описывают эпизод, который начинается в медотсеке тюрьмы Black Iron. Катастрофа здесь уже произошла: мерцающие огни работают от аварийных генераторов, откуда-то доносятся зловещие звуки, за углом притаились мутанты. В интервью IGN Глен Скофилд сообщил, что кроме основной сюжетной линии в игре будут второстепенные:
Мы добавили бета-пути для дополнительного исследования. Их действительно много. Вам не надо их проходить, если не хотите открывать все тайны. Но они позволяют узнать больше об истории и персонажах, у каждого из которых есть своя линия в сценарии, так что The Callisto Protocol будет реиграбельной.
Иначе говоря, действие крутится не только вокруг героя — будут и другие персонажи с прописанными легендами. В роли одной из таких фигур выступает Карен Фукухара (Karen Fukuhara), она же Катана из «Отряда самоубийц» и Кимико из «Пацанов». Ещё о похождениях Джейкоба Ли известно, что никакого экшена в открытом космосе, как в Dead Space, здесь не будет. Герою разрешат разве что выбраться на поверхность Каллисто, чтобы поплутать какое-то время в ледяной пурге.
Геймплей
Жанровая принадлежность The Callisto Protocol ясна — это и survival horror, где надо экономить патроны и шарахаться от каждой тени, и боевик с уничтожением чудищ при помощи холодного или огнестрельного оружия. Причём, как обещают разработчики, обе механики представлены в игре поровну. Для раздачи лещей на ближней дистанции у Джейкоба есть дубинка-шокер из арсенала тюремной охраны, а также старое доброе топтание врагов ногами. Герой также умеет уклоняться от атак мутантов — уходить назад, вправо и влево. О ранениях, полученных в бою, нам сообщает индикатор здоровья, встроенный в костюм заключённого.
Также герой орудует GRP — ещё одной штучкой от местной охраны, которая помогает сдерживать толпу. На практике устройство поднимает врагов в воздух, притягивает или отталкивает их. Вместе с дубинкой, навыками ближнего боя и огнестрелом это даёт массу комбинаций в расправе над биофагами (так в игре кличут мутантов) — их можно расчленять, швырять на шипы или лопасти вентиляторов, жечь и расплющивать.
Чтобы подобная мясорубка не казалась монотонной, разработчики придумали свыше десятка видов чудовищ и две механики. Первую сотрудники Striking Distance назвали инженерией ужасов — она отвечает за разнообразие ситуаций, в которых вам должно стать страшно. Вторая, система жестокости, потребовала целого отдела в студии и двух лет трудов. Это, по сути, анатомически точная разделка монстров — как у них отрываются ноги, руки, клешни, щупальца и прочие части тела.
А расчленение играет важную роль в тактике: например, если биофаг потеряет руку, он не сможет схватить Джейкоба, а безногий будет только ползти, чтобы добраться до героя. Всё это, как и движения людей, сделано с помощью захвата движений, то есть сыграно актёрами, а затем доведено цифровой обработкой до той мерзости, что скалит на нас зубы в трейлерах и на скриншотах. Пользователи PlayStation 5 получат бонусные опции: вибрация DualSense передаст и топот особенно грузных тварей по полу, и хруст ломающихся костей.
Кстати, о звуке. Редкий хоррор обходится без этой составляющей, что и подтверждает Скофилд: «Когда мы говорим о звуковом дизайне в таком проекте, это 50 процентов игры». Каждая ужасающая находка сопровождается звуковыми эффектами, как в вашем любимом фильме ужасов. Многие из этих тревожных интонаций воспроизводятся с помощью уникального инструмента The Apprehension Engine, созданного композитором Марком Корвеном (Mark Korven; «Ведьма», «Маяк») и гитаристом Тони Дагган-Смитом (Tony Duggan-Smith).
Конечно, амбиции у Striking Distance колоссальные — студия намерена выпустить «самую страшную игру в истории». Судя по Dead Space, когда-то эти разработчики действительно умели пугать. Но суждено ли сбыться их планам — узнаем только в декабре, когда игра получит оценки критиков и публики.
Лучшие комментарии
Приятно было прочитать. Давно так игру не ждал, как каллисто протокол. Дэд спэйс — любимейший хоррор, и вера в Скофилда достаточно большая. Надеюсь, всё оправдается. Спасибо за материал!
Новые имена на главной? Добро пожаловать! :3
Тапните на имя человека – и вы узнаете, что он далеко не новенький, просто реденький)
Спасибо, исправил.
Нет, это совсем не дэд спейс 4…
Индикатор здоровья в костюме
Система расчлененки
Гравити модуль
Место действия — спутник в солнечной системе
Топтание ногой
Жестокие сцены смерти героя
Инопланетная хрень, которая заставляет людей изменяться
Имена героев связаны…
Не хочу ничего хорошего или плохого этим сказать, просто забавно. Да и само это открещивание… На воре и шапка горит)
Ты, наверное, не знаешь. Но есть ещё вот такой автор.
Не знаю почему, но я думаю что по атмосфере игра будет похожа на Inside без антиутопии...
интересно системные какие будут?
Исправьте, пожалуйста
Глен подчёркивает в интервью, что никому его новое произведение не покажется четвёртой частью «Мёртвого космоса».
При этом, по геймплейным роликам это прям чистый Дед пробел, только вместо лазерного резака основным оружием будет дубинка
Эйзек Кларк это отсылка же к Айзеку Азимову и Артуру Кларку очень культовым писателям фантастам. От куда библейские мотивы?
Будет бомба! Скриньте.
Ebola 3 на меня и то больше впечатления произвела и в плане механик и потери конечностей монстрами.
Очень скучно.