Как бы мы ни старались, следить за актуальным игропотоком — невозможно. За день в Steam может выйти десяток игр, и над большинством разработчики действительно стараются. Увы, это самое большинство неизбежно давит само себя, сливаясь в неразличимое месиво.
Я считаю, что главная задача StopGame.ru как сайта — помогать вам найти лучшее из игр, а потому мы должны адаптироваться к новым правилам и подбирать новые разделы. Обзоры традиционно посвящены актуальным проектам, а для маленьких шедевров, о которых мы узнали по прошествии какого-то времени, лучше придумать отдельную рубрику с понятным названием.
В дюбютном выпуске этого предельно нерегулярного формата я расскажу, как нашёл для себя идейную последовательницу мистических триллеров 80-х. Отчасти — наследницу детской серии книг «Ужастики», отчасти — спин-офф Life is Strange. В начале 2016-го Night School Studio выпустила Oxenfree.
Когда книга не лучше
Герои мистической истории — болтающие без умолку подростки. Они говорят много, быстро и подозрительно литературным для их возраста языком, а официальной русской локализации нет. Помимо болтовни в игре много вариативности, но практически нет геймплея, а тот, что есть, — очень сомнительного качества.
Если ничто из вышеперечисленного вас не смущает, то добро пожаловать на борт маленького парома, который возит людей с материка на прибрежный островок. На борту три пассажира: главная героиня, её сводный брат и друг. На острове их ждут ещё две девушки, с палатками, гитарой и пивом; пляжная ночёвка на заброшенном острове — досуг, от которого не отказываются.
Об острове ходит множество слухов. Главное туристическое развлечение — бродить с небольшой ручной радиостанцией в поисках «несуществующих частот». Из-за странной аномалии здесь можно уловить сигналы, которые никто не передавал: слова, звуки и диалоги. А если ночью забраться в светящуюся пещеру и покрутить ручку, то… вы запустите шестерёнки хорошей истории.
Oxenfree изумительно справляется с созданием интриги и нагнетанием напряжения. Под «синтвейвовые» мотивы подростки встречаются с чем-то по-настоящему неизвестным и непонятным, чуть ли не лавкрафтовским. Спустя два-три часа для игрока ситуация немного проясняется, и ужасу приходит на смену деятельное «Как спасти себя и друзей?» или «Как побыстрее свалить?» — тут уж выбор в ваших руках.
В этом платформере есть только одна заслуживающая внимания игровая механика — диалоги, отчасти напоминающие разговоры из работ Telltale Games. Персонажи энергично беседуют, а у вас есть три-четыре секунды на выбор, три реплики и возможность угрюмо промолчать. Короткое нажатие клавиши заставит вас перебить собеседника, длительное удержание — дождаться, когда он закончит мысль.
Сравнение с Telltale чисто техническое: в диалогах Oxenfree куда больше жизни. Большую часть времени они не двигают события: герои быстро договариваются идти на другой край острова и просто заполняют болтовнёй радиомолчание, обсуждая происходящее или внутренние конфликты. Из-за этого каждый отдельный диалог как будто не играет роли, вторичен в восприятии глобальной задачи, а выбор реплики как для игрока, так и для персонажа — вопрос сиюминутный.
Баловаться с этой механикой за четыре — шесть часов прохождения не надоедает, хотя от объёмов сказанного устаёшь достаточно быстро. Тупые дети, ввязавшиеся в неведомо что, не затыкаются ни на минуту, и это — главная проблема и главное достоинство Oxenfree. В зависимости от приоритетов играющего.
Одеяло с мистики, хтонического ужаса и «олдскула» сильно перетянуто в сторону личных переживаний героев. Недавняя смерть брата, скорая необходимость выбирать место дальнейшей учёбы, попытка управляться с симпатиями и антипатиями внутри маленького коллектива, застрявшего на острове, — всё это сделано очень искренне, очень обаятельно и с передачей в ваши руки полного контроля над ситуацией. Немного неуместно на фоне привидений, но ничего.
Диапазон ролевого отыгрыша широк, как и спектр ситуаций. Раскручивать сцены можно в нужную вам сторону: персонажи не забывают о сказанном через две фразы, а полностью меняют тон обсуждения с вашей подачи — это одни из самых динамичных разговоров, которые я видел в играх вообще. Ещё и интересные.
Как перестать беспокоиться и не слушать чушь
Если душевные терзания вас давно утомили, то есть компромисс: не старайтесь слишком глубоко погружаться в игру. Избыток болтовни ощущается, только если вы стремитесь охватить весь игровой контент и дослушиваете каждый диалог до конца. Чит в том, что фраз всегда сильно больше, чем времени на непосредственное движение из левой части уровня в правую. В итоге при нормальном прохождении (если не останавливаться в конце уровня, чтобы дослушать) вы успешно пропустите большую часть ерунды, сконцентрировавшись на загадочной истории. Тогда получите достаточно плотный триллер.
Игра умело нагоняет страх и сюр: то ли привидения, то ли боги, то ли пришельцы постоянно тестируют вас, вселяются в бедных детишек, забрасывают в параллельные реальности и временные петли. Заставляют видеть то, чего нет, задают смертельно важные вопросы, на которые вы не знаете ответа, и заставляют вернуться в собственное прошлое.
Мне хотелось, чтобы эта часть игры была более развита, — уж слишком атмосферной она получилась. Вы ходите с небольшим радио в надежде поймать странную волну, выйти на контакт с чем-то потусторонним. А когда всё-таки выходите — чувствуете реальную угрозу и жалеете, что вообще сюда сунулись.
Игре удаётся создать ощущение полного контроля над историей: вы выбираете, в каком порядке посещать локации, кого брать с собой, а кого оставить. С кем налаживать контакт, а кого отталкивать. Не рискну сказать, что в ваших руках весь ход событий, но ощущение, что вы — причина каждого следующего происшествия, — это прекрасно. Главное, чтобы финал не разочаровал.
Не совсем спойлеры
Мне не понравилась развязка тайны, которой дразнят на протяжении всей игры. Мистика оказалась не мистикой, а напряжённой и вполне конкретной научной фантастикой. Объяснение ситуации в финале даётся предельно исчерпывающее, не оставляющее никакого пространства для загадки. Что, с одной стороны, хорошо, а с другой — что-то не то по сравнению с какими-нибудь «Очень странными делами», где за кадром остаётся ровно столько, сколько нужно воображению.
Несмотря на небольшие недостатки в балансе содержания, после прохождения Oxenfree мне остро захотелось поделиться этой игрой. Она стильно выглядит и новаторски ощущается. Это игра про тайну, которая большую часть прохождения выдержана безупречно, и про болтовню, которую я готов признать почти инновационной. А главное, что всё, что от вас требуется, — один вечер без сбора всякой побочной ерунды. Лаконичное приключение, вызывающее острое чувство ностальгии как по лучшим произведениям в жанре, так и по самим себе десятилетней давности.
Кстати, следующий проект этих разработчиков, Afterparty, — про то, как бухать с чертями в аду. И уж если кто и сможет сделать игровую «тарантиновщину», то это они.
Обязательно пишите в комментариях, нужны ли на главной StopGame обзоры игр, которые были сайтом упущены. Предлагайте своих кандидатов (во что и даже кому играть), и, возможно, эстафетную палочку перехватит кто-то из других авторов.
Лучшие комментарии
Ходят слухи, что есть некая игра про какой-то там Новый Вегас и я даже догадываюсь кому в неё стоит поиграть
Пффффф, естественно нужны! Так как иногда очень огорчает, когда на ту или иную хорошую игру не выходит никакого материала, в связи с загруженностью в момент релиза работников сайта или из-за того, что прошло н-ое время и материал уже не актуален.
Поэтому да, да, и еще раз ДА! И я только «за» за подобные текстовые материалы
В первую очередь «не было обзоров». Возможно даже те, на которые были обзоры, но с какой-то особенной перспективой.
1) В рубрику входят те игры у которых не было именно обзоров? Просто рассказ про тот же Oxenfree был в Индикаторе, например, и поэтому полностью обделённой вниманием вашего коллектива я её назвать не могу.
2) Будет ли у этой рубрики видеоформат?
3д-платформер-коллектатон, сделанный какими то ноунеймами, и при этом вышедший круче Yooka-Laylee и имхо круче марио.
1. Оценка — всего лишь субъективное мнение автора о ценности данной игры, в итоге каждый для себя сам решает, играть в неё или нет. В ИС часто даётся такое количество материала сопровождаемого видеорядом, что большинство зрителей в состоянии самим для себя определить вердикт «стоит или нет в это играть» и оценка тут только портить всё будет. Да и смысл оценивать, например, тот же Silent Hill 2, уже ставший классикой? И по каким критериям оценивать? По тем, которые были на момент выхода или по нынешним? Старые критерии могут не убедить нынешнюю аудиторию (В Serious Sam 1 революционная графика? Да ладно вам! Уже даже в Crysis графон говно), а по современным критериям большинство игр не выдержат никакого сравнения т.к. индустрия шагнула далеко вперёд (см выше про графон в Serious Sam).
2. От какого лица писать, вообще вопроса не стоит: обзор, как и любое мнение, не может быть объективным. А всё субъективное лучше писать от первого лица, чтобы читатель не воспринимал мнение автора как единственно правильное. Например, автору могло не понравится какое-то художественное решение в игре, которое понравилось тебе. И если абсолютно обезличенная статья утверждает о том, что это решение говно, права ли она и действительно ли это объективная истина?
К тому же SG — далеко не обезличенное издание. Тут каждый автор — публичная персона и все знают его примерный диапазон вкусов и интересов, что способствует правильной оценке выдвинутых в обзорах тезисов при переносе с системы ценностей автора на свою.
3. Если бы я хотел читать издание, которое бы штамповало обзоры как бешеное и ничем другим не занималось, я бы читал Метакритик. Чего и тебе советую.
То что SG делает уходя в кино и настолки только помогает расширить кругозор людей, читающих и смотрящих исключительно SG, что, по моему мнению, правильно и хорошо. Я не считаю, что они распыляются т.к. с основным потоком релизов своим относительно малым штатом они справляются. Плюс, штат расширяется и помимо обзоров на ААА-проекты мы наконец-то имеем спецов по 4X-стратегиям и менеджмент-симам в лице Михаила Нарицы и Жени Баранова. Да, хотелось бы видеть больше обзоров на что-то проплывающее в периферии предложений из Steam, но для этого нужно ещё больше авторов, чего SG себе пока не может позволить.
Подобный формат «запоздалых обзоров», это, скорее «ого, пацаны, смотрите, что я нашёл! Я даже не знал, что такое выходило!». То есть это не обзор на игру, которая была у всех на слуху, а внезапная находка. Как какой-нибудь очень старый, но внезапно годный европейский арт-хаус, про который до обзора знали единицы. Так что и претензий типа «мы ждём обзор на %игра_нейм%» быть не должно. Если вы про игру знаете и тем более слышите о ней в новостях регулярно, может ей всё-таки не нужен такой обзор? Она и так на слуху.
Алсо, про оценки, например Serious Sam VR: насколько мне известно, выходил он только на пк, а в коллективе SG нет авторов с Vive или Oculus.
Я, конечно, знаю, как подключить к пк PSVR и заставить стим считать, что это Vive, но, давайте честно: ощущения совсем не те, нет трекинга положения головы (не поворота, а именно положения), разрешение у PSVR меньше, чем у Vive, во многих играх разглядеть интерфейс уже проблема. И плюс, не каждый комп потянет помимо игры в VR ещё и достаточно требовательный к процессору софт, который имитирует Vive (у меня, например, частые проблемы с требовательными играми, трекинг поворота головы начинает запаздывать на 5 секунд и дольше, что делает игру неиграбельной).
А да, ко всему прочему этот софт со всеми его багами и не доработками стоит почти как фуллпрайс игра в стиме.
Обзоры спортивных симуляторов (Forza и Fifa): а ты сам-то про них сможешь что-нибудь новое на нормальную статью/ролик выжать? Если да — просись в авторы по этому направлению. SG таких нехватает. А из года в год писать одно и то же про Fifa, добавляя что в новой части чуть более реалистично колышется травка на газоне… Каким образом это действительно влияет на общие ощущения от игры? Геймплей не меняется с 96 года, это всё тот же футбол. Революции не случилось. Реальное отличие у каждой последующей игры в этой серии — игроки в клубах. Но это может быть действительно важно только для узкой аудитории футбольных фанатов, а список новых игроков, список трансферов между клубами и список игроков окончивших карьеру можно посмотреть в футбольных новостях за прошлый год.
По Final Station Глеб отвёл достаточно исчерпывающий стрим, после которого обзор уже был лишним. Да и вроде, в рамках индикатора, Глеб делал ревью.
Про Oxygen not included и прочие ранние доступы: на SG обзоры игр до релиза делают в редких и исключительных случаях, а потому мы всё ещё не видим обзор на Dwarf Fortress и Star Citizen (шутка про затянувшуюся бету). Дождись релиза.
Ну для этого у вас ещё рубрика «Протокол Досмотра» есть :)
Во-первых, к теме эти обзоры не относятся, потому что формально дополнения на сайте не пропустили. Выходит, шутка ради шутки?))
А во-вторых, этой парочкой столько всего обещано, что они сами превратились в ходячие мемы.
Ну и да, все-таки прошу прощения за незнание матчасти. С меня плюсик.
stopgame.ru/show/48027/elder_scrolls_5_skyrim_dragonborn_review