Я уже не раз писал про всевозможные симуляторы выживания и всегда подчёркивал, что на фоне невероятного изобилия развлечений подобного рода такой игре обязательно нужно чем-то выделиться. Чем же примечательна для многих морозная The Long Dark, ставшая ещё до официального релиза одним из самых заметных и ожидаемых проектов в этом жанре? И почему после выхода детище канадской студии Hinterland ещё прочнее закрепилось на survival-олимпе?
По законам жанра
Про The Long Dark, наверное, не слышали только в глухой Сибири (хотя местным игра как раз ближе всего), да и превью мы подробное писали. Поэтом сразу к делу, точнее, к поискам ответа на заданный вопрос.
На первый взгляд тут, наоборот, всё достаточно привычно и стандартно для жанра. Одинокий, вечно замерзающий и голодающий Уильям Маккензи, потерпевший катастрофу над канадским лесом, бредёт по снегу сквозь метель и вьюгу, питается подножным кормом, собирает палки, ветки, кору, ягоды, кидается камнями в зайцев, отпугивает волков факелами, режет туши оленей на мясо и шкуры, периодически разводит костёр, греется у него, чтобы не умереть от переохлаждения, готовит еду и питьё, штопает одежду, мастерит ловушки, лук и стрелы для охоты.
Не прожаренное на костре мясо, понятно, может привести к отравлению, падение с пригорка или укус волка — к травме, а сон на голодный желудок — к смерти, ибо калории, в которых тут исчисляется здоровье, расходуются и во время сна. Факелы гаснут, спички кончаются, список доступных чертежей и рецептов для «крафта» постепенно расширяется, мы тащим в рюкзак всё, что плохо лежит, и приучаемся рыться в ящиках, шкафах, машинах и карманах лучше любого бомжа и домушника.
Есть также простенькая ролевая система. Основные навыки — в ремонте, разделке туш, приготовлении пищи, разведении костра, рыбалке, пользовании ружьём или луком — тренируются по мере того, как вы успешно занимаетесь соответствующими делами, то есть свежуете туши, готовите, рыбачите, разводите костёр, стреляете и так далее. Всё это понятно, знакомо и не раз видано в других survival-играх.
Правда жизни
Но, как известно, дьявол кроется в деталях, и к The Long Dark это относится в полной мере. Во-первых, тут и правда много деталей, подробностей, придающих игре очень точный, верный градус реализма. Одежда промокает, заставляя ещё больше мёрзнуть и болеть, рюкзак тяжелеет, отчего мы медленнее ходим и больше расходуем выносливость при беге — а бегать нужно, чтобы, например, быстрее уйти с тонкого льда и не провалиться.
Одежды тут вообще много — разных видов и практически на все части тела: все вещи различаются по своим параметрам (в том числе по сохранению тепла и защите от ветра), а авторы прямо советуют надевать несколько слоёв, чтобы было теплее и надёжнее, — правда, бегать будет тяжелее, ведь даже вес носков учитывается.
В темноте нельзя делать практически ничего — мастерить, чинить снаряжение и заниматься другими делами. Костёр же разводится не автоматически, а с определённым шансом, который сильно увеличивается, если добавить какую-нибудь горючую жидкость. На ветру же пробовать практически бесполезно, да он и затухнет быстро. Спать лучше у костра, в спальниках или в тёплых, да хотя бы просто закрытых, помещениях, получая бонус к обогреванию и восстановлению здоровья.
Ружьё нужно прочищать, чтобы не давало осечек, воду требуется кипятить или обеззараживать, банку с едой придётся сначала открыть, а потом сварить содержимое, а багажник машины поддаётся только лому или гвоздодёру. И на всё это — и на разведение костра, и на сбор, взлом, кипячение, изготовление, даже на поджигание простой спички, — тратятся и калории, и драгоценное время, с течением которого вы всё сильнее хотите есть и пить и больше замерзаете.
Выживший
Поэтому действовать нужно быстро, точно, оптимально, выверяя и планируя свои действия, как в каких-нибудь стратегиях, — что именно сейчас нужно, стоит ли гоняться за тем зайцем, нужно ли тратить десять минут на то, чтобы порубить на дрова стул, есть ли смысл нагружать рюкзак и пытаться освежевать тушу вон того лося, если где-то рядом бродит и рычит волк, а вокруг уже темнеет и ветер усиливается. Или лучше добежать до домика и заночевать там, надеясь, что голод не успеет убить вас во сне?
Понятно, что в игре многое выдумано — и сама аномальная геомагнитная буря, которая легла в основу всего сеттинга The Long Dark, и поведение тех же волков, которые на самом деле на людей-то обычно не нападают (тут они такие агрессивные именно из-за аномалии). И авторы честно предупреждают об этом, не советуя рассматривать игру как инструкцию по выживанию и повторять всё это в реальной жизни.
Тем не менее вот из-за этих точных деталей и подробностей в The Long Dark ощущается какая-то сермяжная правда жизни — а вид от первого лица только усиливает это ощущение. Здесь нет каких-то совсем уж фантастических вещей вроде зомби или инопланетной флоры и фауны, поэтому всё воспринимается как реальная жизненная ситуация, вроде той, что случилась с героем Леонардо Ди Каприо (Leonardo DiCaprio) в «Выжившем», — этого зачастую не хватает многим изометрическим «выживалкам».
Подвиг в снегах
Во-вторых, в The Long Dark удивительно много для таких игр контента. Помимо свободного режима выживания, который в раннем доступе был основным (там вы выбираете сложность и оказываетесь на просторах созданного «вручную» мира), есть ещё разные сценарии-испытания: в одном, например, нужно выжить в условиях, когда на вас охотится дикий медведь, в другом — продержаться по три дня в отмеченных локациях.
За достижения в свободном режиме и испытаниях выдают так называемые «подвиги» и «значки», которые тут приравнены к «перкам». Провели сто дней на открытой местности — теперь вы устойчивы к холоду и получаете постоянный бонус +2 градуса к температуре по ощущению. Пробежали полсотни километров — теперь бег сжигает на 25 % меньше калорий.
С полноценным релизом в игре появилась и сюжетная кампания, точнее, первые два её эпизода. И это не просто что-то фоновое, а вполне интересная история о том, как Уилл Маккензи повёз свою бывшую жену Астрид куда-то на остров Медведя, но потерпел аварию и теперь идёт по её следу, пытаясь выжить и узнать, что же случилось. Режиссура на высоте, красиво снятые ролики интригуют, а в отношениях между Уиллом и Астрид чувствуется нерв, какая-то скрытая история.
При этом на своём пути герой встретит и других людей, и даже неких сектантов-экологов. Общаясь с персонажами и выполняя их задания, мы повышаем свою репутацию, узнаём что-то новое о науке выживания, о других людях, о том, что случилось и куда идти дальше. Если же попытаться обчистить чужой дом или пожитки — репутация испортится.
Наконец, в The Long Dark во всём чувствуется рука настоящих профессионалов, ведь делали её люди, работавшие в Relic, Ubisoft Montreal, трудившиеся над Neverwinter Nights, Jade Empire, Company of Heroes, Far Cry 3, Mass Effect. Соответственно, технически тут всё почти идеально, нет проблем с управлением или инвентарём, всё сделано очень доходчиво и удобно. Это не снижает сложность (а игра, на самом деле, хардкорная), но делает процесс понятнее и комфортнее.
The Long Dark — практически идеальная «выживалка». Реалистичная, сложная, но при этом вполне понятная и не громоздкая, работоспособная, вылизанная до блеска, красивая, атмосферная, с обилием контента, интересным сюжетным режимом и правильным звуковым оформлением. Авторы и дальше собираются развивать её, добавляя новые возможности и сюжетные эпизоды, — и мы призываем всех на них равняться.
Плюсы: реализм; атмосфера; проработанная и разнообразная механика выживания; обилие контента, есть и интересный сюжетный режим; приятное внешнее и звуковое оформление; стабильность работы.
Минусы: сюжет пока представлен не полностью.
Лучшие комментарии
На их фоне The Long Dark сильно выделяется.
Единственный минус оптимизация.
Но игра все равно и вправду изумительная. А ролики получились очень стильные.
Не могу согласиться, по-моему сюжетный режим отвратительный и местами откровенно кривой. Реализация отдаёт душком ленивых условностей и на фоне основного режима ощущается неумелым довеском.
Название стримов «Сюжетка The Long Dark» и «The Long Dark. Вместо Кинологов».
Первый стрим Вася вёл в одиночку, а второй вместе с Максом.
Но вот история подкачала. Оба эпизода пилот занимается тем, что вкалывает на посторонних людей в обмен на информацию.
Хочешь узнать куда направилась твоя подружка? Запили мне дров, а то что-то холодно.
Хочешь узнать как пройти через горные хребты? Принеси-ка мне пожрать.
Хочешь узнать как пройти дальше? Полечи меня, занеси хавчика и убей медведя, который меня утомил и который не появляется, если его специально не выманивать. Ах, да, чуть не забыл. Метнись и зашей мне куртку.
Концепция «принеси мне 10 шкурок» убога сама по себе, а когда весь сюжет на этом строится…
Категорически не согласен с мнением автора насчёт сюжета.
История крайне предсказуемая, не интересная. Все задания, включая и побочные, построены на принципе: «метнись кабанчиком мне за кое-чем, а то я расстроюсь и не буду с тобой базарить». На удивление, сюжетном режиме запросто можно найти себе самое лучшее снаряжение, особенно, если вы улучшаете с каждым персонажем отношения, например, на момент начала второго эпизода у меня уже был факельный пистолет, одежда, в которой я не замерзал на улице при безветренной погоде, а также огромное количество припасов и медикаментов (это при условии, если проходить на 100% первый эпизод, благо комьюнити пишет руководства и вы безо всякого труда сможете пройти любое задание).
Особенно сильно раздражают моменты, когда игра заставляет вас обыскивать каждый ящичек и ты обязан скрупулёзно обходить всё помещение во имя ключей, ведь только с их помощью вы сможете открыть дверь и идти дальше по сюжету.
У меня уже достаточно снаряжения, хватит пихать в меня свою еду и дрова! Мой рюкзак не выдержит!Также одним из минусов я считаю не полностью анимированые и озвученные диалоги. Приведу опять же пример: после серьёзной хорошо сделанной катсцены вы окунаетесь в немой тетр кукол и абсурда, ведь игра не полностью переведена на русский (да, я тупой варвар, который не разговаривает на инглише), а потому в диалоге вы можете увидеть как фразы на чистом русском, так и на английском, но ещё круче, когда диалог, который дополняет информацией основное задание, не совсем точно переведён на русский язык, а потому приходиться залезать в журнал и там уже уточнять: «куда же на этот раз мне надо метнуться, и что же вновь этой старой бабке надо».
Игра просто изумительная, вот всех планах.
На данный момент это лучшая выживалка и лучший инди проект, на который разработчики не забили (как на KONA) и который постоянно совершенствуют.
На данный момент доступно: выживание, испытания и сюжет (2 эпизода).
Лучшее соотношение цена-качество (многие ААА проекты просто нервно курят).