Согласитесь, у большинства Master of Orion ассоциируется с глубокой, богатой на тактические и стратегические изыски, испещрённой цифрами, закладками, графиками и таблицами, а потому очень сложной и труднодоступной для широких народных масс игрой, в которой вместе со всеми этими графиками и изысками можно пропасть, как в чёрной дыре. Неудивительно, что многие даже близко боялись к ней подойти. Когда-то, давным-давно, Master of Orion фактически придумала жанр глобальных 4X-стратегий про покорение космоса всякими забавными расами, включая разумные камни и говорящих птиц. А после выхода тринадцать лет назад третьей, самой накрученной и сложной для понимания, части она, казалось, почила в бозе, постепенно обрастая мифами и легендами, которые благоговейно передавали из уст в уста ценители хардкорных, «олдфажных» стратегий. И вот теперь в эту святыню нагло вторглись аргентинцы из NGD Studios, провели под покровительством Wargaming ритуал воскрешения и доказали, что в Master of Orion могут играть все.
Незабытое прошлое
Принципы игровой механики в четвёртой (фактически) части Master of Orion не изменились. Выбираете на старте одну из доступных рас и ведёте её к межгалактическому господству. В процессе нужно открывать и заселять планеты (если, конечно, ваша раса сможет там жить), пестовать свои колонии, следить за тем, чтобы сограждане были всегда сыты и довольны, регулировать налоги, изучать технологии, возводить разные полезные постройки, запускать военные и гражданские корабли, сражаться, вести переговоры с соседями и даже шпионить за ними.
Конкурентов предлагают задавить военной или экономической мощью. Среди других условий для победы — стать всех умнее и хитрее, то есть дальше всех продвинуться в технологическом развитии или возглавить Галактический Совет, получив простое большинство голосов от других рас. Есть ещё «победа по очкам» и даже возможность играть до полного уничтожения всех соседей.
Присутствуют десять рас, знакомых по прошлым играм серии. Тут и люди-птицы алкари, и каменные силикоиды, и кибернетические меклары, и прямоходящие ящеры саккра, и многие другие. Каждый из участников межгалактического противостояния, как водится, имеет свои плюсы и минусы. Ящеры, например, живут в тропиках, не отличаются умом и сообразительностью и фактически неспособны к дипломатии и изучению технологий, но зато плодятся и активно заселяют другие планеты. Склонные к мимикрии, скрытные дарлоки, наоборот, получают бонусы к дипломатии и шпионажу. Лупоглазые псилоны вбухивают всё в технологии, а силикоиды жрут камни: для них параметр «Продовольствие» вообще не важен (как и климат планеты) — главное, чтобы было много минералов.
Кроме того, можно создать собственную уникальную расу, определив все её особенности, бонусы и штрафы, благо в соответствующем конструкторе масса параметров и настроек.
Новые реалии
Но при сохранении базовых механик Master of Orion действительно стала игрой более доступной, комфортной и современной, что ли. Это проявляется во всём — от понятного, удобного интерфейса, который больше не пугает стариков, детей и домохозяек, до непосредственно геймплея, который вобрал в себя многие актуальные тренды. Что-то авторы почерпнули из Endless Space, что-то — из Stellaris, Galactic Civilizations III и Sins of a Solar Empire. И очень многое — из Civilization V: это касается и возросшего темпа развития, и единого для всех рас древа технологий, и некоторых других вещей.
В процессе от чего-то, понятно, пришлось избавиться. Исчезли многие детали вроде аборигенов на планетах или перевозки еды между колониями. Нет тут и пошаговых сражений — если не желаете отдать всё на откуп авторасчёту, то в бою будете в реальном времени указывать своим кораблям, куда лететь и в кого стрелять. Свободного перемещения между планетами тоже больше нет — взамен появились границы и варп-точки входа/выхода, соединяющие разные секторы. Это отрыло совершенно другой пласт геймплея — нужно охранять границы, строить аванпосты, защищая свои владения и предъявляя права на новые территории.
Естественно, «олдфаги» бьются в истерике и желают разработчикам гореть в аду. Но это совершенно нормально — практически все подобные «камбэки» сегодня сопровождаются истошными воплями «Оказуалили, ироды!». А вот те, кто не видел старые Master of Orion, вполне могут получить от новой части удовольствие.
Игра сочетает достаточно подробную стратегию (как бы ни отрицали это ветераны) с современными трендами, динамикой и комфортом. И добавляет к этому симпатичную графику, атмосферную музыку, разветвлённую систему шпионажа, а также забавные мелочи вроде новостных выпусков, в которых роботы-ведущие комментируют ваши основные успехи или сообщают, что неизвестный благотворитель пожаловал вашей расе энную сумму.
Не всё ещё, конечно, доведено до ума. Нужно вылизывать баланс, взбадривать ИИ, улучшать сражения (они, к слову, в такой стратегии априори не на первом месте, и многих игроков пошаговые бои в оригинальных выпусках Master of Orion утомляли). Разработчики это понимают, что-то постоянно доделывают и обещают учитывать критику, только если это не очередные «Верните взад, как было!».
В случае с Master of Orion авторы выступили почти как Blizzard: взяли основную концепцию, дополнили её идеями из разных игр, юмором и современными трендами, сделали всё удобным, понятным, стильным, презентабельным. И взяли курс на постоянную работу с сообществом и с самой игрой, балансируя её, что-то отрезая, что-то добавляя и улучшая. Кто-то, конечно, всегда будет кричать про упрощение, требовать вернуть возможность прицельно бить именно по левому борту вражеского эсминца и вообще желать возврата в прошлое, но это бесполезное занятие — против моды, как говорится, не попрёшь.
Тут важнее другое — игра, если хотите, выполняет образовательную функцию. Она двигает жанр глобальных космических стратегий в народ, позволяя прикоснуться к нему даже тем, кто раньше боялся его и нервно обходил стороной. А там, глядишь, втянешься, влюбишься и при желании даже Master of Orion 2 осилишь…
Кстати, совершенно неслучайно у нас завалялось пять ключей для игры от наших друзей из GOG.com, так что, если хотите опробовать Master of Orion бесплатно, просто отпишитесь в комментариях, а мы определим счастливчиков!
Плюсы: затягивающий игровой процесс; обилие стратегических возможностей; десять рас из оригинальной игры, каждая со своими особенностями; учтены многие тренды в жанре; появились новости с забавными ведущими; симпатичная графика; удобный и понятный интерфейс; подробнейшая система шпионажа.
Минусы: сражения, лишившись пошаговости, сильно упростились; технологии практически едины для всех рас; военный путь к победе пока выглядит заметно эффективнее остальных.
Лучшие комментарии
З.Ы. А тем кто действительно хочет познакомится с действительно классным представителем этого жанра, рекомендую недавний Polaris Sector. Вот это да, это интересная игра. А новый MoO… пару партий и на полку. Хотелось бы написать другое, но… Увы.
А по поводу оценки, абсолютно согласен. Все же игра не зубодробительная стратегия старой школы, а приветливая и миловидная особа :) Лично меня подкупает еще и такая плотная связь разработчиков с сообществом, видно, что они хотят сделать нечто большее чем просто крепкую игру.
Игру финанмировал миллионер, который раньше очень много играл в оригинальные игры.
Вот так вот. Сам разбогатею, — наделаю игр про Кузю)
пЫ.сЫ. Думаю, что найду куда пристроить ключик ;).
Узнав, откуда родом вселенная книг, честно пытался в своё время освоить самую первую игру серии (более новые игры этой серии мой тогдашний комп не тянул). Даже играл какое-то время, исследовал галактику, воевал… Но слабое знание английского помешало тогда проникнуться атмосферой игры.
В новую MoO сыграл бы с удовольствием, чтобы параллельно перечитать дилогию Лукьяненко.
Я был бы не против стать обладателем цифровой копии Masters of Orion ;) И спасибо за рецензию!
ГДЕ HOMEWORLD 3???
=(
Ключ не нужен. Дайте его только самым достойным.
Хотя обе игры страдают одной проблемой — непробиваемо тупой ИИ. Что при понимании паттерна его поведения позволяет выигрывать даже когда его силы превосходят твои в два раза. Что печально. Но благо есть мультиплеер.
Хочу ли я получить ключик на MoO? Определенно. Но разве что для подарка своему приятелю, ибо у меня игра уже есть.
P.S. тоже бы не отказался от ключа
Tuareg