Сама идея создания MMO по культовой серии The Elder Scrolls изначально многим казалась богохульством и глупостью. С одной стороны — лучшая в мире одиночная RPG с потрясающей атмосферой и ощущением, что ты реально живешь в огромном мире, полном свободы и приключений. С другой — изначально противопоказанные «синглу» «рейды» и «пати», однообразная шинковка монстров ради «экспы» да фоновый сюжет, который обычно служит исключительно той же цели. Тем не менее Zenimax Online обещала как-то все это совместить и вообще сделать что-то совершенно грандиозное. И надо признать, у нее это почти получилось.
Скайрим для всех!
Стартовая диспозиция вроде бы ничем не отличается от десятка других MMORPG. Действие TES Online разворачивается за тысячу лет до событий, описанных в Skyrim, когда в Тамриэле было очень неспокойно. Распоясался даэдрический принц коварства и предательства Молаг Бал, который вместе со своим приспешником, некромантом Маннимарко, пытается затащить всю империю в свой план в Обливионе. А в самом Тамриэле идет отчаянная борьба за власть между четырьмя фракциями. Три из них доступны игрокам.
На старте нужно выбрать расу, что определяет и принадлежность к одному из трех альянсов. Норды, данмеры и аргониане входят в Эбонхартский Пакт, альдмеры, босмеры и каджиты — в Альдмерский Доминион. А Ковенант Даггерфолла составляют бретонцы, орки и редгарды. Вроде бы все как везде: три фракции игроков яростно сражаются друг с другом за территории, а сюжет о том, как Молаг Бал похитил душу героя, и тот, следуя указаниям таинственного Пророка, пытается ее вернуть и одновременно остановить Маннимарко, проходит где-то на фоне.
Во многом так оно и есть. И тем не менее первые часы в TES Online создают полное ощущение, что здесь сотни людей одновременно играют не в очередную MMO, а в свои собственные персональные Skyrim, Morrowind или Oblivion. Все зависит от того, к какой фракции они принадлежат. Каждый альянс занимает свою, отличную от других часть Тамриэля. И, например, те, кто играют за Эбонхартский Пакт, сразу же оказываются в заснеженных лесах и горах среди суровых нордов-охотников — здесь, понятно, все очень похоже на Skyrim. А те, кто выбрал Альдмерский Доминион, попадают в цветущие живописные земли эльфов, где много всяких даэдрических святынь, — тут уже возникают ассоциации с Oblivion.
Впрочем, дело, конечно, не только и не столько в каких-то внешних сходствах с предыдущими играми серии и не в том, что художники TES Online нарисовали такие же шикарные, захватывающие дух пейзажи. Дело в том, что здесь есть то же ощущение свободы и настоящей жизни в большом открытом мире. Сюжет, который дает о себе знать только по большим праздникам (когда игрок достигнет нужного уровня), выполняет ту же роль, что и во всех классических выпусках серии: он дает почувствовать себя неким важным персонажем, мессией, а потом отпускает вас на все четыре стороны. При этом выстроен сценарий достаточно атмосферно, а все сюжетные квесты разыгрываются исключительно для одного человека — это все еще редкость для MMORPG!
Скандалы, интриги, расследования
Куда важнее, что после прохождения первого сюжетного квеста вы спускаетесь с палубы корабля, слышите отдаленно знакомую музыку, оглядываете большой портовый город и простирающиеся за ним леса, поля и реки, смотрите на огромную карту, где столько всего еще не открыто и не исследовано. И понимаете, что вы попали домой, в счастливое прошлое — в тот самый Morrowind, с которого когда-то начиналась любовь к RPG и вообще к играм.
Точно так же здесь можно совершенно забыть о том, что вам настоятельно рекомендуют к кому-то там пойти, с кем-то поговорить, а вместо этого отправиться исследовать окрестности. И точно так же уже вскоре вы будете разбираться в чужих проблемах, вступите в гильдию магов или бойцов, чтобы выполнять поручения их глав и повышать свой ранг внутри организации. Как и в классических играх серии, вы можете зайти в первую же таверну, поговорить с первым же посетителем и тут же получить наводку на местоположение какой-нибудь интересной пещеры.
Разница в том (и это как раз более всего удивительно для MMORPG), что в TES Online не просто больше побочных квестов — они еще и интереснее, разнообразнее. Например, играя за Альдмерский Доминион, вы уже через минут десять, после обычного вроде бы разговора со стражником, оказываетесь втянуты в долгую историю про местную королеву, только взошедшую на престол. В процессе вы не раз и не два спасете ей жизнь, раскроете заговор, столкнетесь с предательством, станете личным агентом королевы, внедритесь в стан ее врагов и так далее.
Попутно можно набрести на какую-нибудь деревеньку или ферму каджитов и стать свидетелем настоящей семейной драмы: дочка «сидела» на скуме, ее брат пытался радикально избавиться от пагубной зависимости сестры, что-то там поджег, и теперь оба остались без отца. Практически все квесты, даже вроде бы изначально самые простые, в итоге оборачиваются какими-то скандалами, интригами, расследованиями. Они ветвятся, распадаются на все новые и новые задачи и, что особенно важно, частенько предполагают не свойственную для серии нелинейность.
Вы сами решаете, подкупить охранника или найти форму стражи и попытаться выдать себя за «своего», отдать алхимика, ставшего причиной проклятия, постигшего целую деревню, на растерзание местным или передать его в руки правосудия, дать человеку противоядие или позволить ему умереть. Более того, мы можем использовать разговорные навыки, позволяющие убеждать или запугивать собеседников. При этом все диалоги, даже самые простые реплики рядовых NPC, озвучены, а для каждого альянса предусмотрены не просто свои локации, но и свои уникальные квесты.
Свободу приключенцам!
Свобода исследования подкрепляется и привычной для серии свободой в развитии персонажа. Конечно, какие-то изменения и уступки, необходимые для нормального функционирования MMORPG, здесь были сделаны. Исчезла система учителей. Появились четкие классы для каждой расы, причем одинаковые для всех — это Dragonknight (аналог мощного воина), Sorcerer, Templar (этакий паладин) и Nightblade (он же скрытный убийца и разбойник). Классы отличаются наличием трех уникальных для каждого веток умений: одна из них дает магу возможность призывать себе на помощь всяких тварей, а, например, Ночной Клинок может использовать временную невидимость.
Наконец, помимо пассивных навыков появились и многочисленные активные, которые применяются в бою так же, как в любой онлайновой ролевке, — по нажатии одной цифры на клавиатуре. Все навыки, как и в классических играх серии, распределены по группам, и теперь даже в линейке легкой брони есть активное умение, которое разрешено использовать в сражении. Кроме того, есть еще ультимативные, особенно мощные способности.
Однако сам принцип ролевой системы остался нетронутым: персонажа любого класса можно развивать совершенно свободно. Никто не запретит магу взять в руки меч, а рыцарю дракона — посох. Все, как и раньше, зависит от того, что вы используете. Бьете двуручным топором и носите при этом легкую броню — значит, постепенно будет расти ваш уровень мастерства в соответствующих ветках, что открывает новые профильные умения.
Еще один важнейший момент, который создает ту же знакомую по «обычным» играм серии атмосферу, — это, конечно, боевая система. Достаточно сказать одно: она практически не изменилась. Основа та же: вы сами бьете, размахиваетесь, зажимаете кнопки, чтобы нанести особенно мощный удар или вовремя поставить блок. И на все активные действия тратится выносливость.
Здесь в принципе нельзя выделить какую-то одну цель и отстраненно наблюдать, как персонаж избивает ее. К тому же, в отличие от большинства других MMORPG, вы не сможете вытащить на панель «горячих клавиш» сразу все активные умения — только пять с одним видом оружия и одно ультимативное. Это заставляет более вдумчиво подходить к выбору и не превращает сражения в яростное и однообразное жонглирование всеми доступными «скиллами».
Живи и выживай!
Из-за этого в TES Online не получается, как в большинстве других MMORPG, быстро пробежаться по постоянно возрождающимся врагам. С самых первых шагов вы столкнетесь с достаточно серьезным сопротивлением. Поэтому даже у тех, кто на дух не переносит совместные «пати» и группы, быстро и очень естественно появится желание с кем-нибудь подружиться и пойти вместе дать в рожу непобедимым ранее бандитам. А если этот кто-то просто случайно оказался рядом и помог вам, то возникает настоящее чувство благодарности.
Лично для меня это первая MMORPG, где такая социализация происходит столь естественно и ненавязчиво. Игра старается дистанцироваться от шаблонов жанра, предлагая и тут полную свободу: хотите — исследуйте мир в одиночку (если получится, конечно), хотите — создавайте группы. Но, скорее всего, в какой-нибудь самой сложной пещере вы все равно встретите других игроков, которые косвенно помогут пройти квест.
Другие способы выживания — более классические, знакомые по прошлым TES: мы читаем все попавшиеся книги в надежде повысить тот или иной навык, вскрываем сундуки в ходе знакомых мини-игр с отмычками, ловим души врагов в специальные камни, чтобы потом зачаровывать с их помощью оружие и броню, варим зелья, готовим еду, подрабатываем кузнецом, штопаем себе одежду. «Крафтинг» организован чуть сложнее, чем раньше, он предусматривает больше лишних телодвижений на пути к цели. И все же по сравнению со многими другими играми этого жанра система достаточно удобная и понятная.
Наконец, все это: и исследование, и сражения, и групповые забеги, и «крафтинг» — происходит в живом мире. На какой-нибудь полянке можно встретить пугливого оленя или резво скачущего зайчика, в таверне — стать свидетелем спора, а на площади — увидеть, как двое горожан тренируют своих подопечных перед местным аналогом «тараканьих бегов». Вокруг постоянно что-то происходит. А теперь умножьте все это на три совершенно разные фракции, для каждой из которых придуманы свои локации, квесты, NPC, диалоги и подобные сценки, — и вы поймете, какую колоссальную работу проделали авторы! После этого уже как-то не хочется ругать их за то, что в TES Online нет привычной для серии смены времени суток (а значит, все эти горожане никогда не ложатся спать).
Другая жизнь
Таким образом, вы как бы играете в обычную TES, только более масштабную и с возможностью сражаться бок о бок с каким-нибудь студентом из Германии. Это одна — PvE — часть игры. Другая начинается после достижения вами 10 уровня. Тогда открывается проход в Сиродиил, где разворачивается более привычная онлайновая RPG c массовыми PvP-битвами.
Именно тут три фракции сражаются друг с другом, штурмуют крепости, захватывают и возвращают древние свитки — и все это для того, чтобы получить контроль над центральным Имперским городом и Рубиновым троном. Лидер альянса (то есть первый игрок в рейтинге), установившего такой контроль, объявляется Императором. В процессе игроки точно так же выполняют разные задания (но более примитивные по сравнению с PvE), получают особую валюту, покупают новую экипировку у торговцев. Кроме того, они могут приобретать наемников-телохранителей и покупать осадные орудия, чтобы лично обстреливать стены вражеского замка.
Идеала нет
Конечно, поклонники «сингловых» TES найдут, к чему придраться. Ведь рано или поздно все равно проявляются обычные для любой MMORPG болячки, разрушающие «живую» атмосферу игры.
Например, тут нет одной огромной локации. Изначально есть большая стартовая территория, которую вы постепенно исследуете. А потом появляется возможность попасть в другую крупную локацию (на корабле, как правило), но там вас ждут куда более мощные враги. То есть игра все-таки слишком многое ставит в зависимость от уровня персонажа (даже быстро менять оружие и соответствующие активные навыки вам позволят не сразу).
Кроме того, периодически раздражает вот эта вседозволенность: кто, куда и с кем. Решили вы, например, в одиночку исследовать мир, идете, как единственный и неповторимый герой, совершать очередной подвиг, а там уже толпа таких же «мессий» мочит «босса». Обидно, однако. В таких случаях хочется как раз более четких ограничений: куда разрешено только по одному, куда — только в составе организованной (преступной?) группировки, а куда — всем. Добавьте сюда достаточно частые баги, не слишком хорошо оптимизированный движок, а также отсутствие возможности присесть на стул или убивать всех подряд, так забавлявшей многих в Morrowind…
И все-таки TES Online — это, безусловно, удача и успех. Она органично сочетает и увлекательную исследовательскую RPG, и масштабные онлайновые сражения «стенка на стенку». И при этом не сваливается в пошлый «фритуплей»: здесь не нужно платить за каждый чих, игра использует классическую систему подписки и предоставляет своим пользователям равные возможности. Ну а тем, кто безмерно критикует проект за отступление от канонов серии, стоит напомнить — вы все-таки купили игру, у которой в названии нет цифры «VI», зато есть слово «online». Делайте выводы и будьте адекватными!
Плюсы: интересное сочетание увлекательного PvE и масштабного PvP; дух и атмосфера классических игр серии; огромные красивые территории, доступные для исследования; разнообразные, полностью озвученные и нелинейные квесты; нетрадиционная для ММО боевая система; разные квесты и локации для разных фракций; отсутствие «фритуплея»; общее высокое качество всего и вся.
Минусы: недостаточно хорошо оптимизированный движок; баги; множество ограничений в зависимости от уровня персонажа; нет смены времени суток; малоинтерактивное окружение.
Лучшие комментарии
Вся легендарная и всеми любимая атмосфера сингловых TES совершенно отсутствует из-за огромного количества игроков. MMO не предоставляет нужной свободы: нельзя стащить любую вещь со стола, проверить карманы любого NPC, а стелсовая часть игры, за которую лично я обожаю серию, вообще не имеет смысла, потому что в то время, как ты пытаешься стелсить во время какого-то квеса, ещё 30 человек забегают в комнату, полную врагов и с улюлюканьем и воплями убивают всё живое. Квесты в большинстве своём однообразны и скучны, что ожидаемо, когда играешь в ММО, но не когда играешь в TES.
И даже если смотреть на игру не как на часть серии The Elder Scrolls, а как на отдельно взятую MMORPG, то и тут много проблем. TES:O — это самая асоциальная ММО, которую я видел. В игре нет никакого смысла собираться в группы, чтобы вместе с друзьями проходить квесты, потому что убитые монстры или добытые вещи, необходимые для их завершения засчитываются каждому индивидуально. То же самое и с головоломками и активируемыми предметами — каждый игрок должен самостоятельно решить головоломку, даже если член партии только что сделал это перед ним. Не спасают и бесчисленные баги, из-за которых думаешь, что игра ещё в стадии бета-теста.
Единственное, что спасает TES:O от полного провала, — это прекрасная музыка, графика и дизайн, PVP и боевая система и достаточно интересная и глубокая система прокачки. Если вы хотите поиграть, то подождите до тех пор, когда игра станет фритуплейной, а это случится. А если нет, то поиграйте тогда лучше в Скайрим… или Морровинд.
По игре: не знаю чего в ней изумительного как по мне так 5-6 из 10 и то из-за уважения к серии. Одна только обязательная привязка кредитки оставляет ощущение шарящей руки в кармане
Эти же — наглядные (без текста ясно какая игра) и серые.
Деньги, деньги, дребеденьги…
Только вот некоторые классы изначально нежизнеспособны.
Но все это выглядит как «паралитик машет заточкой в направлении врага»
Ну как косвенно. Проходя одну пещеру, я вообще ни одного живого противника не встретил. Такая легкая прогулка по трупам.
«Мы тут типа постоим такие, типа тараканов тренируем, а головой просто покачаем, чтобы хоть типа что-то делаем»
А в одну пещеру меня заставили соло проходить. Где враги налетали человека по 3 и с пары ударов укладывали меня.
Как минимум, моб уровня на 2 выше не просто сильнее- он изнасилует вас, ваш труп, вашего пета…
Ну да, конечно. Как будто мы всякие Black Desert Online, Blade and Souls, Newerwinter Online, Tera и многие другие проекты не видели. «Инновация!»