14 ноября 2011 14.11.11 820 141K

Call of Duty: Modern Warfare 3: Обзор

(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)

Экономический подход Activision бесстыдно прост. Они не меняют ничего, пока то, что работало раньше, приносит деньги. Это, в принципе, не новость. Не только в игровой индустрии такой подход верен. Потребитель голосует долларом, и если количество этих долларов не снижается, то на отзывы отдельных граждан можно и не смотреть. Бизнесмены не стараются угодить всем — бизнесмены делают деньги. И это тоже не новость.

Activision и Роберт Котик (Robert Kotick), как говорится, «все правильно сделали». Modern Warfare 3 побила рекорд продаж первого дня. Игра уже окупилась. Как экономист я могу только похвалить издателя. Как экономист я смотрю на цифры. Как экономист я бы хотел кое-что перенять у Котика. Но как игрок я чувствую, что меня поимели.

И да, мне обидно, что в целом пользователи съели то, что им метнула в миску Activision. Это демотивирует других разработчиков. Тех разработчиков, которые пытаются придумывать что-то новое, дабы удивить нас и дабы на этом удивлении заработать. Modern Warfare 3 показывает, что деньги тянутся к деньгам. Огромный бюджет, громкая рекламная кампания — и уже IGN ставит проекту 9 баллов. Потом эту цифру можно будет использовать для пиара Modern Warfare 4. Когда Activision спросят, собирается ли издатель что-то менять, то услышат в ответ: «Зачем? Игра принесла феноменальный доход, люди заплатили деньги, они хотят покупать наш продукт. И пресса поставила очень высокие оценки; мало какие игры такие получают. Тогда какой смысл что-то менять, если все довольны?» Но, увы, я не доволен. Потому и пишу.

Да, движок у игры старый, но именно за это ругать ее особого смысла нет. Слишком много других бед у MW3…
Да, движок у игры старый, но именно за это ругать ее особого смысла нет. Слишком много других бед у MW3…

Activision делает все, чтобы получить монополию в жанре. Когда компания уверена, что гарантировано заработает сотни миллионов долларов, то потратить даже половину суммы на разработку и еще треть на рекламу — не проблема. Кто-то сможет сделать что-то подобное? Нет. Экономисты любой другой компании скажут, что вложить в разработку сто миллионов — это абсурд. Нет гарантий, что эти деньги вернутся. А у Activision они есть. Потому уронить Эйфелеву башню — не проблема. Когда она грохнулась, издатель окупил все затраты. Как? После этого игроки купят четвертую часть. В какой еще игре так красочно разрушают Париж? Где еще смогут сотворить нечто подобное? И в разговоре все заметят: «Да, пострелушки тупые. Но блин, башня так круто упала!»

Я сам не спорю — башня грохнулась здорово. Я и подруге даже про это рассказал. Впрочем, были и другие яркие сценки. Я не настолько эстет, дабы отрицать это и гнусавым голосом протянуть: «Подумаешь, бои на улицах Лондона, Парижа, Нью-Йорка… В кино мы и не такое видали. А уж если почитать книги… В той же „Войне миров“ все куда красочнее». К черту. Modern Warfare 3 действительно порой зрелищна, даже на старом движке.

Но как игра Modern Warfare 3 — пустышка. Все яркие моменты — это интерактивные заставки. Причем большая часть интерактивности в том, что мы просто можем вращать головой. А иногда и этого нам не позволяют.

Не важно, какую задачу мы выполняем — защищаем ли самолет президента, отправляемся ли на секретную спецоперацию в маскировочной форме или же мы просто бьемся на улицах США против захватчиков, — все это превращается в тир. Причем тир одинаковый, абсурдно одинаковый. Русские военные сражаются точно так же, как и африканские аборигены. Американских спецагентов не отличить от охранников складов.

Modern Warfare 3 — рекордсмен по количеству пулеметных моментов на час геймплея. Причем доходит уже до абсурда — косим мы порой по двести солдат за раз.
Modern Warfare 3 — рекордсмен по количеству пулеметных моментов на час геймплея. Причем доходит уже до абсурда — косим мы порой по двести солдат за раз.

Задумывались ли разработчики над геймплеем? Были ли у них хоть какие-то идеи, дабы перестрелки стали интересными? Я сомневаюсь. Да и зачем им это? «Мы уроним Эйфелеву башню», — говорит один. «Эйфелеву?» — переспрашивает другой. «Да, Эйфелеву. В Париже», — снова говорит первый. «В том самом Париже? Ту самую Эйфелеву башню?» — вновь вопрошает второй. «Ты чертовски прав!» — заканчивает первый. «Это win», — заключает второй.

Я не против зрелищности. Я всячески за нее. Вау-эффект — это круто. Но я против, что кроме него нам в игре не дают ничего более. Интересных геймплейных моментов почти нет. А если они и появляются, то длятся секунд пятнадцать. Дальше — либо снова что-то яркое, но где мы не принимаем участие, либо скучный однообразный тир.

И не стоит говорить, что это жанр такой, что иначе не бывает. Это абсурд. Сделать бои интересными — можно. Иначе бы жанр боевиков давно умер, потому что во множестве остальных игр нет зрелищности, но есть интересные перестрелки. Они могут быть тактическими, как в Brothers in Arms, они могут быть всегда разными, как в Half-Life 2, они могут быть с применением различных возможностей, как в Crysis 2.

Кто утверждает, что тир — это нормально, ненормален. Тир — это роспись разработчиков в своей беспомощности. «Извините, думать над игровым процессом мы не захотели. Но мы уроним Эйфелеву башню», — говорят нам разработчики. «Ту самую Эйфелеву? Договорились!» — отвечают игроки и бегут в магазин.

Вот такими сценами серия и подкупает. Действительно, никто такого не делает. Конкуренты порой подбираются близко, но сравняться все же не могут.
Вот такими сценами серия и подкупает. Действительно, никто такого не делает. Конкуренты порой подбираются близко, но сравняться все же не могут.

Мне обязательно кто-то скажет: «Ну а если Modern Warfare 3 такое дерьмо, то почему никто не сделает ничего лучше? Раз здесь тир, то пусть сделают без тира, и все купят ту игру и забьют на Activision с их пострелушками на одном движке и без новых идей. Если кто-то что-то крутое сделает, то это обязательно купят». Ошибаетесь. Покупают то, что хорошо и долго рекламируют. И еще по ряду причин. А Activision, как я уже говорил, делает все, чтобы получить монополию на рынке. На таком локальном рынке жанра кинематографичных боевиков.

Представьте ситуацию. Вы большой босс относительно большой компании, которая делает игры. К вам приходит группа разработчиков и говорит, что они готовы сделать боевик лучше, чем Modern Warfare 1 — 3. Вы киваете головой — идея отличная, вашей компании как раз нужна такая игра. Просите разработчиков продолжать. Они сначала рассказывают длинную красивую историю о том, что хотят сделать и почему это будет лучше, чем у Activision. Вы одобряете все идеи, вам не врут; вы сами знаете, какие недостатки есть в Modern Warfare и как их можно избежать. Даже если вы Бобби Котик, вы понимаете, что не делаете шедевр, — вы делаете деньги. Теперь уже ваша очередь говорить; и вы спрашиваете, чего хотят разработчики. Они называют сумму бюджета. Она в десять, а то и двадцать раз больше, чем все ваши траты на любую другую игру. Вы начинаете прикидывать гарантии: точно ли сумма вернется? Можно ли будет отработать хотя бы в ноль? Никаких гарантий нет. Более того, другие компании уже пытались сделать что-то подобное. До уровня MW они не доходили. Вы отказываете.

Помните Crysis 2? Crytek работала в том же жанре, что и создатели Modern Warfare. Ребята делали яркий боевик, где есть множество запоминающихся интерактивных сцен и где можно активно пострелять врагов. У Crysis 2 красивая картинка, отличная музыка (авторы даже наняли Ханса Циммера (Hans Zimmer) — композитора «Пиратов Карибского моря») и разнообразный вариативный геймплей. Да и коридоры были не такими узкими. Геймплей Crysis 2 в тысячу раз увлекательнее.

При этом и сценки были там весьма и весьма завораживающие. Затопление города чего стоит или же разрушение моста.

Миссия в самолете — чуть ли не единственная, где есть хоть какие-то интересные идеи именно в игровом процессе.
Миссия в самолете — чуть ли не единственная, где есть хоть какие-то интересные идеи именно в игровом процессе.

Вот вам пример. Разработчики сделали игру, которая во многом гораздо лучше, чем MW3. А если она где-то проигрывает, то незначительно. При этом Crysis 2 —продолжение весьма разрекламированного боевика, Crytek — одна из знаменитейших студий (Far Cry — это вам не это), а рекламная кампания была большой и красивой. Успех?

Нет. Crysis 2 за месяц купило в два раза меньше человек, чем Modern Warfare 3 за один день. И вы еще считаете, что побеждает тот, кто делает самые интересные игры? Полюбопытствуйте, какими тиражами расходятся весьма и весьма неплохие проекты. StarCraft 2, которую делали пять лет, оттачивая все, что только можно отточить, разошлась меньшим тиражом, чем Modern Warfare 3, которую делали быстро, на старом движке, с абсолютно тем же мультиплеером. Причем напомню — пока посчитали лишь один день продаж.

И вновь повторюсь — как экономист я готов аплодировать. Компания все сделала правильно. Это просто потрясающе, как выгодно Activision инвестировала средства в разработку. Если бы на Modern Warfare 4 продавались доли, я бы вложил все деньги в нее. Даже занял бы у банка.

Потому я и заявляю о монополии. Игроки хотят получить зрелищный боевик с суперкрутыми сценками и могут выбрать только Modern Warfare. Вроде бы даже и игровой процесс не очень устраивает, и тир задрал, но выбора нет. Хочу зрелищности — плачу Activision. И пока пользователи не перестанут голосовать долларом, мы будем получать то, что получаем. И пускай игроки даже ругают проект, плюются и на форумах пишут, что он плох. Но они платят. А значит, все хорошо. Впрочем, большая часть даже и не думает ругаться — она довольна.

Абсолютно замечательная миссия. Особенно удивительно видеть ее после первой — одной из худших за всю историю серии.
Абсолютно замечательная миссия. Особенно удивительно видеть ее после первой — одной из худших за всю историю серии.

Наверное, те, кто не скачал MW3, а купил ее, ждут разговора и о мультиплеере. Но его в этом материале не будет. Потом подробнее разберем его в видео-обзоре. Какой смысл тут о нем писать? Разработчики практически ничего не поменяли. Изменили карты, добавили новых наград за серию убийств да сделали пострелушки еще более бездумно-динамичными. Тут даже не о вторичности речь, поскольку ничего не меняется далеко не в первый раз.

Кому интересно будет, тот посмотрит ролик. На сайте он появится совсем скоро. Здесь же будем заканчивать.

Знаете, что мне действительно очень нравится в нашей системе оценивания? Мы не даем играм баллы. Наше «похвально» — это не 7 или 8 баллов из 10. Баллы — это более-менее объективная система оценивания. Ты складываешь разные аспекты, взвешиваешь, определяешь, а потом говоришь: «Ну, эта игра на 7,3». С ума сойти, как он это высчитал? Почему не 7,2? Чем не 7,4? У нас же есть слово, которым автор выражает свое отношение к игре.

И вот я никогда в жизни не скажу, что выпускать проект, который как две капли воды похож на предыдущий, где нет новых идей, где игровой процесс скучен и абсолютно однообразен — это похвально. Я признаю, что в Modern Warfare 3 пахнет Голливудом. И что-то мне ну очень понравилось. Но если вы делаете игру, то, будьте любезны, поработайте и над игровым процессом. Все-таки не кино мы смотрим — большую часть времени здесь надо стрелять. А ваши перестрелки — это «мусор». Но поскольку помимо них есть нечто красочное и здоровское, то и оценка будет — «проходняк».

Пройти, покачать головой и забыть. Были уже Modern Warfare, Modern Warfare 2 и Black Ops. И потому покорять нас тем, что у игры чертовски большой бюджет, — пошло.

Ах да, всем тем, кто говорит, что в Battlefield 3 кампания еще хуже. Даже спорить не стану — пусть будет хуже. Но в Battlefield 3 есть просто потрясающий мультиплеер. Кампанию можно отсечь и выкинуть. Нужна она только тем, кому не хватило денег на лицензию. Modern Warfare 3 без кампании — это Modern Warfare 2. Или Black Ops. Такие дела.

Плюсы: несколько запоминающихся уровней.
Минусы: перестрелки кошмарны, одни из худших в жанре; интерактивности в интерактивных сценках практически и нет, про игрока разработчики забывают; абсолютно тот же самый сетевой режим.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Call of Duty: Modern Warfare 3

Платформы
PC | Mac | PS3 | X360 | XONE | XBOXSX | NDS | WII
Жанр
Дата выхода
8 ноября 2011
3K
3.6
2 288 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

вот как можно охарактеризовать мв3) минусите сколько хотите)
Баня ждёт тебя о друг мой) Я бы поставил мусор (набиру минусов))
Деградация:
COD MW 2-изумительно
COD BO-похвально
COD MW3-проходняк
Следующая часть Cod'a-мусор
Я бы поставил мусор (набиру минусов))

Если только от школоты, которая по коду прётся.))
Я с улыбкой на лице садился играть в МВ3, но пройдя два уровня я понял что это НЕ ТОТ КАЛ ОФ ДЬЮТИ! Сразу видно что эту игру делали не те люди которые делали первые две части, инфинити вард уже не та что была раньше и это конечно же из-за того, что оттуда ушли ваще все люди которые сделали такие отличные компании в первых двух модерн варфарах. Да и как написано в статье, с точки зрения экономики они всё сделали правильно. А ведь и правда, если бы они сказали что инфинити вард закрылась то были бы такие высокие продажи? Очень сомневаюсь… Все люди которые купили игру просто я не знаю, то ли дезинформированы, то ли они просто как мне это не прискорбно признавать «тупы». Так как поиграв в игру (да же выше люди пишут что кампании нужно поставить «ПОХВАЛЬНО!» да какое похвально, кампания отвратительная, скажите спасибо что не поставили «мусор») тащатся от неё. Я в предыдущих частях проходил по несколько раз уровни так как они мне действительно нравились, так же хотелось их пройти ещё на более сложном уровне сложности. Вот это я понимаю игра, в которую хочется играть. Я до сих пор помню дофига моментов с предыдущих игр. например в первой начало, припять, как была объявлена тревога ядерного взрыва, а перед тобой в вертолёт влетает снаряд рпг и он падает на землю, ты зная что остаётся две минуты чтобы выбраться всё-таки спасаешь пилота и почти улетаешь. Во второй же — защита закусочной, момент в космосе, шикарная концовка, как в трущобах гонишься за человеком, как в последнии секунду на бегу зажигаешь факел чтобы не взорвале нахрен вышингтон, а аэроропрт думаю ваще все помнят. А что есть в третьей части? Да нифига там нету, абсолютное нифига.
Досталось по заслугам?! Да авторы MW3 сейчас в бассейне из денег купаются благодаря этому проходняку ><
Вообщем, кто только сейчас зашел, вот вам песня, включайте и листайте вниз, ощутите могущество ХолиВара ^_^

P.S. Мне понравились и MW3 и Battlefield3, скажите я безнадежен?
сингла слишком короткая =/ но мне понравилось
Игре досталось по заслуге, BF3 win!
Игра дрянь!
На один вечер и все!
Мультиплеер немного доработали, но механика та же, так что, оценка заслужена!
cod? не, не слышал
у меня в руках saints row
сказал как отрезал, полностью согласен, особенно с этим:

перестрелки кошмарны, одни из худших в жанре
лучше купить скайрим, там хоть можно драконов поубивать и разные квесты проходить, вот там настоящие разнообразие
и каким боком твой коммент имеет отношение к

сингла слишком короткая =/ но мне понравилось


?
а ведь всё равно её будут покупать и котику деньги придут и менять ничего не станут, раз люди и так её покупают(((
Грустно это…
Это точно пойдёт в графу «Разочарование года».
А за что её хвалить?
Сначала понравилась, потом как-то бредонометр начал сильно зашкаливать и трещать, а после бф3 о мв3 даже вспоминать не хочется
класический пример ярого фаната КоД:«Все кому не понравился MW3 — это фанаты БФ3, вы вообще не играли видимо, да там игра просто „ухтыыыы“, КоД — forever, и флаги с символикой MW3». Прискорбно, а вить субъективность мышления и управляет такими людьми. Объективно КоД уже давно не торт и даже не пирог, да й вообще после 4 части серия начала… та какое начала, она просто остановилась в 2007 по развитию хоть какого нибуть аспекта игры и просто гонаяет все по кругу.
Читаю комменты, офигиваю… Люди критикуют то, что фаны БФ обсирают МВ, сами не скрывая, что они его фанаты(МВ). Объективное, аргументированное мнение дали пара человек, остальные либо «Все вы фаны БФ, вот и ставите такую оценку!1!», другие «МВ говно! Ничего не изменилось!»
Почему вы все обсуждаете компанию? Разве это главное в этих играх? У меня есть МВ2, покупкой доволен, но что бы покупать другие игры серии… НИ-ЗА-ЧТО!!! Некоторые моды приносят больше изменений… Да, МВ3 динамична, кинематогрофична… Но что мне мешает посмотрет Голливудский боевик? И зрелещно, и хороший сюжет есть. Так что сингл в обоих играх-для «галочки»
Кто играл в мульт игры-противника? Почему любители МВ говорят:" БФ гавно, нихрина ни изминилось!!!" А как же движок, НАПРЯМУЮ влияющий на геймплей? А что же изменилось в КоДе? А нихрена! Пару пушек, карт, да компанию со спец операциями добавили. Не знаю, как народ на это ведётся.
В заключение хочу сказать: играйте в Скайрим, друзья, и не ссорьтесь!
Читай также