Совсем недавно в редакционной статье об «Играх, которые мы забросили» я вспоминала про Oxygen Not Included и её высокий порог вхождения. Сжалившись надо мной, в комментариях читатели сразу же накидали более лояльных к новичку симуляторов колоний и посоветовали не ставить крест на жанре. Среди предложенных игр оказалась и Ratopia, которая ещё в мае покинула ранний доступ, получила множество положительных отзывов и затем… была рефанднута Яном Грибовичем. И очень зря!
Я не была ограничена двумя часами рубрики, поэтому мелочиться не стала и провела в игре несколько бессонных ночей. Опробовала каждую новую технологию, построила огромный мегаполис, основала секту, соблазнилась тоталитарным режимом с казнями и неподъёмными налогами, превратила обычную крысу в Джокера, бросила на произвол судьбы город в осаде и успешно подавила бунт. Спустя 30 часов захватывающих приключений с уверенностью могу сказать, что мы зря пропустили Ratopia! С каплей фантазии очаровательный симулятор колонии про крыс превращается не просто в захватывающее приключение, а ещё и в генератор смешных ситуаций, от которого просто невозможно отлипнуть.
Королева в изгнании
Когда убийцы крысиной королевы не преуспели, она вынуждена бежать из родного дома и основать новое поселение. Для этого придётся проделать весь путь на вершину с самого начала и замарать руки тяжёлой работой. Закапываться в землю за ресурсами, собирать еду, рубить деревья и подготавливать всё к потоку беженцев со всей округи. При этом игрок управляет не только колонией, но и самой королевой, которая может раздавать приказы, заниматься разведкой, помогать со строительством и даже вести своих подданных в бой.
Самое важное здание, доступное сразу, — это вход в город, куда каждый день будут приходить поселенцы. И так как жители — не только сердце всего города, но и дешёвая рабочая сила, королеве необходимо выбирать очень тщательно. Ведь крысожители попадаются очень разные.
Одни любят тратить деньги, интроверты реже нуждаются в развлечениях, а пацифисты не хотят воевать. Есть те, кто не любит лидера или ненавидит платить налоги (таких сразу надо посылать прочь), а иногда попадаются грязнули или противники кроватей. В дополнение к чертам характера у каждого крысожителя есть и свои характеристики, которые помогают им быстрее освоить ту или иную профессию. Сильных поселенцев можно отправить в кузню, ловких — выступать в театре, а умных — посадить в научную лабораторию.
После приглашения в город каждого крысожителя можно переименовать. Я этим воспользовалась и назвала поселенцев именами своих друзей и знакомых в соответствии с их чертами характера. Сразу появилось чувство ответственности, потому что теперь это не просто будущие налогоплательщики, а почти что родные люди! А уж сколько смешных историй потом можно рассказать! Ведь крысожители — не болванчики у станков. У каждого — своё расписание и поручения, жизненные трудности, личностные конфликты, параметры довольства и квесты. Конечно, экскременты, как в Cult of the Lamb, они пробовать не захотят, но просьб будет предостаточно.
На низком уровне сложности (для новичков самое то, чтобы освоить механики, пережить первый год и разобраться в древе технологий) Ratopia довольно лояльна к игроку. Можно изучать и строить необязательные здания, тратить время на декор и соблюдение симметрии, путешествовать и не сильно заморачиваться со строгой последовательностью действий.
Что уже лучше, чем в Oxygen Not Included, где даже на первой сложности от неприятностей не будет отбоя едва ли не со старта. Да, со временем в жизнь Крысотопии ворвутся и неприятности: набеги зомби-крыс, саранча, потопы или заморозки, но игра хотя бы предупредит о грядущих проблемах.
Но даже без намёков со стороны игры новые технологии хочется изучать и самому, ведь в этом меню столько всего интересного: тюрьмы, больницы, школы, полицейские участки и даже банки! Ну как тут удержаться и не взять курс на светлое будущее?..
Путь в Крысотопию
Первым жителям многого не нужно: поспать они могут и на полу, поужинают пшеницей или сырым мясом, а из развлечений у них будет разве что грустная крыса в цирке. Но любопытство лидера — двигатель прогресса, поэтому со временем колония будет обрастать новшествами. В Крысотопии появятся лесопилка и прочие станки для переработки ресурсов, а сразу после этого возникнет потребность в новых рабочих руках. Колония начнёт постепенно расти, как и запросы её жителей. Придётся позаботиться о комфорте, гигиене, вкусной еде и новых развлечениях.
Простенькая землянка начнёт превращаться в огромный мегаполис. Закончились рабочие часы — можно сходить в школу или на арену, выпить пива, приобрести одежду или другие предметы, которые раньше считались роскошью и доставлялись из соседних городов. А королева тем временем будет выдавать чертежи для строительства, следить за казной и собирать налоги, отправлять разведчиков и общаться с другими поселениями, а также любоваться колонией на самообеспечении. Такой расслабленный геймплей хоть и не предполагает особых трудностей, но отлично подходит для общего ознакомления с механиками и станет поводом попробовать что-то посложнее.
На всех уровнях сложности выше первого расслабляться и спокойно строить утопию так просто не дадут, ведь каждые несколько дней на нас через тоннели будут нападать зомби-крысы. В обучающем режиме все их поползновения легко отбить в одиночку, но чем сложнее, тем больше таких набегов. Дошло до того, что на меня одновременно нападали с трёх сторон огромной базы, жгли и уничтожали постройки, убивая при этом и крысожителей, — пришлось пересматривать приоритеты и срочно строить казармы.
Единственный существенный недостаток игры для меня связан, пожалуй, с невозможностью максимально отдалить карту и одним глазом присматривать за поселением во время таких походов (режим камеры не в счёт). Когда дел становится слишком много, а зима близко, хочется удалённого управления, чтобы отдавать приказы крысам не будучи на базе. Конечно, со временем появятся и железная дорога, и лифт для быстрых перемещений по карте, и полицейские участки для поимки преступников, и рабочие для починки сломанных станков — но до этого момента приходится разрываться между обязанностями и микроменеджментом.
Внезапная дистопия
С ростом поселения светлое и наивное желание подарить своим крысятам утопию тает на глазах. Во-первых, выданная в начале игры сумма денег всё уменьшается и уменьшается — приходится изобретать каменную скрижаль и облагать жителей налогами. Те сразу же начинают возмущаться — как же так, жили хорошо, а тут вдруг ещё и платить надо?! — и начинают массово занижать параметр счастья.
И даже после введения налогов монетки приходится собирать вручную. Чтобы не отвлекаться ещё и на это, надо поставить святилище Крысы. Или нанять сборщика налогов, а это лишний рот в и без того нищем государстве! В общем, пройдёт немало времени, прежде чем королева найдёт идеальную формулу налогообложения, которая не будет загонять крысожителей в депрессию, но одновременно не позволит им сильно богатеть и утаивать деньги от короны.
К счастью, настроек для этого много. Можно взимать деньги за пользование постройками вроде туалета или цирка. Или ещё сильнее разъединить общество, повысив цены на хлеб и мясо, чтобы только богатые крысы могли позволить себе подобную роскошь. Создать район для среднего и высшего классов, оставив бедняков гнить в гетто под землёй. Главное, не слишком часто трепать нервы крысожителям — они многое могут стерпеть, прежде чем взбунтуются, но терпение рано или поздно подходит к концу.
У Крысотопии будет полно и других проблем — саранча, заморозки, нехватка еды, потопы, болезни, смерти, войны с другими поселениями, поджоги, кражи, постоянные набеги то зомби, то ласок или ящериц… Но ничто не сравнится с социальными экспериментами и неудачными решениями его королевского величества, которые могут как привести колонию к абсолютной утопии (за это даже достижение дают), так и ввергнуть страну в хаос и беззаконие… Такой исход гораздо интереснее!
До финала Ratopia я так и не добралась — слишком уж увлеклась этими самыми экспериментами и даже не пыталась достичь одной из побед. Ведь гораздо интереснее изучать технологии; открывать карту и налаживать торговые отношения с другими поселениями; находить новые ресурсы; автоматизировать производство; исследовать работоспособность законов; строить места для казни рецидивистов; пытаться удержать в узде сотню крысожителей и создавать десятки уникальных историй.
Плюсы: милый визуальный стиль; увлекательный геймплей со множеством активностей; низкий порог вхождения — игра даёт время освоиться; можно создавать уникальные поселения при каждой новой попытке; возможность не только следить за колонией, но и играть за персонажа, как в Terraria; наличие крысиного дома удовольствий.
Минусы: невозможность делегировать обязанности и куча микроменеджмента, особенно во время вторжений.
Лучшие комментарии
Классическая ситуация, с поломкой выстроенной производственной цепи: «вот я сейчас уйду, а вы тут без меня всё и сожрёте...», для тех кто понял.
— Ну, ты по новой, по новой.
— Ой, а я и не заметил, что вы за ресурсами ушли и застряли.
— А я вот ушёл, да.
— Ну, я тогда по новой?
мемы с Кропом уходят в народ. это радует)
И народ такой: теперь я понимаю!)
Кошмар Карамышева...
Тот самый странный момент, когда игра называется Ratopia, а персонажи больше похожи на мышей, чем на крыс… (крысовод с 2021 года)
Хехе, крысожители)
Слава Рогатой Крысе!
Для меня, к сожалению, минусы перевесили плюсы. Хотя по началу игра очень понравилась.
По описанию и скриншотам похожа на старую игру, в которую залипал в 10х годах
Ещё бы мегагерцы выходили чаще чем раз в год и не на ВК видео
Так это же буквально клон Craft the world, причем довольно халтурный. Зачем играть в клон, если оригинал не устарел относительно этой поделки?