13 октября 13 окт. 23 8192

Final Fantasy Tactics: The Ivalice Chronicles: Обзор чудесного ремейка

Легенда вернулась в лучшем виде

Играл на Microsoft Xbox Series X | S

В последние годы гейм-дизайнер Ясуми Мацуно (Yasumi Matsuno) не создаёт новые игры, но наследие, которое он оставил в индустрии, очень велико. В конце 90-х годов он был директором проектов, без которых пошаговые тактические игры этого века, какими мы их знаем, могли вовсе не существовать. И хотя его  Tactics Ogre уже была во многом инновационной, куда бо́льшую популярность завоевала  Final Fantasy Tactics 1997 года. Это легко объясняется огромным количеством фанатов бренда — за полгода до этого вышла  Final Fantasy VII, о которой знал чуть ли не каждый геймер. Теперь же доступен ремейк под названием  Final Fantasy Tactics: The Ivalice Chronicles и ознакомиться с игрой, которую до сих пор считают шедевральной, можно на всех актуальных платформах.

 

История, не потерявшая актуальность

Достоинств у FF Tactics много, и в ремейке они остались без существенных изменений. В частности, не стали переписывать историю, которая ещё на релизе впечатляла игроков проработкой персонажей, масштабами конфликтов и политическими интригами, за которыми увлекательно наблюдать. Только теперь абсолютно все сюжетные реплики озвучены профессиональными актёрами, включая Бена Старра (Ben Starr), который полюбился фанатам после роли Клайва в  Final Fantasy XVI.

Действие игры разворачивается в королевстве Ивалис (это первое его появление в серии), которое только-только вышло победителем из 50-летней войны. После подписания мирного договора с королевством Ордаллия на востоке, положение Ивалиса оказалось незавидным: долги, репарации, передача территорий — в общем, благодатная почва для возникновения внутренней борьбы за власть на фоне нестабильности в регионе. После смерти короля началась так называемая Война львов — за трон сражаются герцоги Ларгус и Гольтанна, имеющие разные представления о том, какое будущее должно быть у Ивалиса. Первый считает, что единственным наследником трона является двухлетний сын покойного короля, а второй продвигает кандидатуру приёмной дочери монарха.

Параллельно нам рассказывают историю Рамзы и Делиты — двух закадычных друзей, которые вместе учились на рыцарей в военной академии. Несмотря на то что один из них — дворянин, а второй — простолюдин из семьи фермеров, в начале игры они хорошо ладят и служат Ларгусу, пока кое-какое трагическое событие не разрушит их союз. После этого ребята начинают иначе смотреть на происходящее — если без спойлеров, то их пути, мягко говоря, расходятся. Но это лишь начало — дальше игрок будет всё чаще сталкиваться с изменами, предательствами и другими событиями, которые даже второстепенных персонажей делают интересными. Это очень насыщенная, мрачная и порой эпическая история о жестокости войны — и, хотя Делита оказывается более интересным героем, чем протагонист Рамза, наблюдать увлекательно за развитием их обоих.

Как минимум одно устаревшее слово есть в каждой реплике.
Как минимум одно устаревшее слово есть в каждой реплике.

Но нужно быть готовым к тому, что персонажи в Final Fantasy Tactics любят поговорить. Воды в диалогах очень мало, особенно если брать сюжетные кат-сцены, — нет ощущения, что история топчется на месте, а герои переливают из пустого в порожнее. Однако, когда диалоги начинаются прямо во время боя, это временами утомляет.

Вот вы запускаете очередной сюжетный бой, вам показывают вступительную беседу, дают управление отрядом, и вы начинаете продумывать стратегию… Но вдруг сценаристы решают, что участникам сражения нужно перекинуться парой оскорблений. Совершаете ещё несколько действий, и опять начинается диалог. И такое может происходить по пять и по десять раз — и смысловой нагрузки в таких перепалках не так уж много. Какие-то моменты благодаря этим беседам становятся ярче и запоминаются, но не все. В то же время трудно представить, как это могли бы исправить в ремейке, — исчезновение диалогов фанаты явно бы не оценили.

Сюжетная кампания хороша ещё и ругательствами.
Сюжетная кампания хороша ещё и ругательствами.

Хотя основная история не изменилась, небольшие модификации в неё внесли: местами переписали диалоги, чтобы с учётом озвучки они были менее перегруженными, местами добавили реплики — если в оригинале персонажи молчали при присоединении к отряду, то в ремейке могут что-нибудь сказать в подходящий момент. Для тех, кому эти нововведения не по душе (пусть их и одобрил Мацуно), в главное меню добавили возможность поиграть в оригинальную Final Fantasy Tactics — она запускается отдельно, со своими файлами сохранения. Но в таком случае теряешь доступ к другим особенностям ремейка — в частности, к разделу State of the Realm, где на карте мира показывают действия персонажей и вкратце пересказывают содержание последних миссий. Удобная «фишка» для путающихся в именах и событиях, особенно если возникают трудности с немного «шекспировским» английским в диалогах.

Если сюжет уже прошли далеко, в State of the Realm можно вернуться к описаниям произошедших событий.
Если сюжет уже прошли далеко, в State of the Realm можно вернуться к описаниям произошедших событий.

Лишаешься и переработанного интерфейса, который был перерисован для больших экранов и предлагает несколько удобных нововведений. Final Fantasy Tactics — пошаговая тактика, и в таких играх важно видеть порядок, в котором участники сражения будут совершать действия. В оригинальной версии такой список был доступен, но не всегда, и открывался он в отдельном окне, что не очень удобно. В ремейке же порядок всегда видишь в левой части экрана, плюс над головами персонажей написаны числа, по которым можно быстро понять, какие из юнитов вот-вот совершат атаку.

Всем тактикам тактика

В целом геймплей остался прежним — попав в очередную локацию, выбираем юнитов из своего отряда, которые будут участвовать в очередном бою, и расставляем их по ячейкам на поле в клеточку. В основном наша задача — победить всех врагов, и иногда к нам присоединяются сюжетные гостевые юниты, которыми управлять нельзя — они сами бегают по карте и атакуют. А вот всеми остальными руководить позволяют, и нам следует учитывать несколько параметров. Во-первых, ландшафт — если персонаж умеет плавать в глубоких водоёмах, до него трудно добраться остальным, а на возвышенности лучники чувствуют себя комфортнее и все персонажи чаще уклоняются от атак снизу. Во-вторых, роль играет погода — в дождь, к примеру, электрические заклинания магов наносят больший урон, а вот эффективность дальнобойного оружия снижается.

Это Final Fantasy, так что чокобо есть и в этой игре.
Это Final Fantasy, так что чокобо есть и в этой игре.

Но главное, чем полюбилась и запомнилась игрокам Final Fantasy Tactics, — это система профессий, которая перешла в The Ivalice Chronicles в первозданном виде. Почти за каждое действие на поле боя персонажи получают JP (job points, очки профессии), за которые можно покупать навыки, связанные с выбранной профессией — рыцаря, мага, лучника, самурая и так далее. Когда все навыки приобретены, профессия считается полностью изученной, что позволяет перекидывать полюбившиеся приёмы на другой класс. То есть изучили вы, к примеру, профессию вора, вам понравилась какая-то способность — и вы вольны переключиться на химика или барда, сохранив тот навык и начав изучать что-то новое.

У этой системы есть ограничения, но даже с ними игра предлагает огромнейшее количество комбинаций, позволяющее экспериментировать чуть ли не в каждом бою. Доступ ко всем профессиям открывается не сразу — нужно выполнить некоторые условия (в основном связанные с прокачкой других классов), — и в ремейк добавили удобное древо профессий, показывающее, какой класс с каким связан. После разблокировки всех опций появляется поистине океан возможностей, и почти все комбинации навыков, которые считались ломающими баланс в оригинале, остались таковыми в ремейке.

Тактическая камера осталась на месте — она очень удобна, когда ландшафт неровный и трудно понять, куда может встать персонаж.
Тактическая камера осталась на месте — она очень удобна, когда ландшафт неровный и трудно понять, куда может встать персонаж.

Симбиоз рыцаря и химика по-прежнему уничтожает вражескую экипировку издалека; сочетание мистика и мага времени повышает выживаемость благодаря тому, что вместо здоровья отнимается мана, которая восстанавливается при ходьбе; комбо из ниндзя и монаха делает бойца ловким и очень сильным, особенно если взять в каждую руку по оружию. В ремейке есть и изменения — не самые эффективные умения применяются быстрее, а для наиболее мощных (вроде телепорта) требуется значительно больше JP. Но в целом разрушать баланс не стали, ведь у фанатов игры наверняка есть любимые билды, к которым они рады вернуться, а для новых игроков в Интернете полно гайдов многолетней давности, которые до сих пор актуальны.

Для новичков ввели три уровня сложности — если на нормальном возникают трудности, можно в любой момент переключиться на лёгкий. Однако даже на нём рекомендуется использовать все механики, активно прокачивать профессии и закупаться экипировкой — противники всё равно больно бьют, маги атакуют кучкующихся юнитов заклинаниями, а гостевые персонажи так же хаотично бегают по карте и бьют абы кого, усложняя задачу. Плюс даже на лёгком уровне не исчезает механика перманентной смерти — персонажей можно потерять навсегда, если они погибли в бою и вы не успели их воскресить (или успешно завершить сражение). Но в ремейке так часто происходит автоматическое сохранение, что в любой момент можно исправить свои ошибки перезапуском.

После перемещения можно отменить ход и вернуться на исходную позицию — отличное нововведение в ситуациях, когда переоценил дальность атаки своего бойца.
После перемещения можно отменить ход и вернуться на исходную позицию — отличное нововведение в ситуациях, когда переоценил дальность атаки своего бойца.

За что ремейк можно поругать, так это за то, что считать его наиболее полным изданием игры некорректно. В 2007 году Final Fantasy Tactics перенесли на PSP с подзаголовком The War of the Lions, многое изменив: диалоги стали ещё более «шекспировскими», с тяжёлым для понимания текстом, появились бонусные персонажи из других частей серии, добавилась пара эксклюзивных профессий, а дополненная история в том числе подавалась с помощью кат-сцен.

В ремейке ничего этого нет — его директор Кадзутоё Маэхиро (Kazutoyo Maehiro) был категорически против добавления этого контента. Мацуно признался, что если бы он работал над ремейком в одиночку, то что-то из версии для PSP перенёс бы, но не всё — сценарные изменения, к примеру, шли вразрез с его видением игры. Поэтому контент из The War of the Lions решили игнорировать целиком. Не всем фанатам это пришлось по душе, но тут уж ничего не попишешь. В целом Final Fantasy Tactics сама по себе достаточно масштабная игра, так что те, кто с переизданием для PSP незнаком, не ощутят нехватку чего-либо — персонажей и так полно, да и профессий несколько десятков.

Стремление Square Enix перенести свои легендарные релизы лохматых годов на актуальные платформы не перестаёт радовать. Не так давно вышел изумительный ремейк  Dragon Quest III, позволяющий с комфортом пройти одну из важнейших JRPG прошлого века. Теперь же воскресить решили  Final Fantasy Tactics. И пускай  The Ivalice Chronicles не стали делать в стиле HD-2D — он в этом случае не очень-то и нужен, учитывая малые размеры карт и отсутствие крупных городов, по которым свободно перемещаешься. Это по-прежнему захватывающая история с запоминающимися персонажами и чудесная пошаговая тактика, которую облагородили и сделали более доступной. Да ещё и оригинальную версию добавить не забыли.

Плюсы: всё ещё увлекательная и запоминающаяся история с отлично прописанными героями; интересные пошаговые сражения, в которых нужно учитывать ландшафт, погоду и другие параметры; система профессий, поощряющая эксперименты; перерисованный интерфейс и различные нововведения делают игровой процесс удобнее.

Минусы: нет контента из переиздания для PSP, в том числе сюжетных кат-сцен и бонусных классов.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!
150
3.9
11 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

«нет контента из переиздания для PSP, в том числе сюжетных кат-сцен и бонусных классов.»
Какой-то недоремейк получается. Одно дело не добавлять ничего нового, но старый контент не включить...

Одна из любимых игр детства и одна из лучших ФФ на мой взгляд. Отличная возможность новым игрокам познакомиться с классикой.

Это мы берем на свич 2. Такими шагами и Vagrant Story перевыпустят когда-нибудь.

А есть кстати озвучка японская?

Вот, то же самое, мне FF tactics даже больше семёрки и девятки понравилась

На мой взгляд, в игре довольно сложный английский. Если в какой-нибудь современной JRPG у меня почти не возникает проблем, тот тут прям тяжко становится местами, сижу часто с переводчиком.

Кстати просто фан-факт. Бен Старр, голос Клайва и Версо и тут озвучил несколько персонажей)

Вы, кажется, пропустили (правда, МОЮ любимую) восьмую часть :)

8 часть всем прекрасна, кроме автолевелинга врагов =_=
в школьные годы я настолько увлекся гриндом динозавров в соседнем от первого города лесу, что в один момент тупо не смог убить одного босса, т.к босс тоже качался вместе со мной

причем очень неплохой ремастер так и не исправил эту проблему(( тот момент что чем больше ты качаешься, тем сильнее ты себе ухудшаешь жизнь так и остался

Сюжетные катсцены есть, они спрятаны в энциклопедии, там, где можно пересмотреть все сюжетные ролики из игры, и там соответствующий значок видоса, так что ролики из PSP версии есть, но они добавлены опционально. За обзор спасибо!

очепятка. со всеми бывает) со времен школы моя главная проблема

Ух, точно буду играть, но цена кусается… :(

В десятке и 7-римейках какого-то прям сложного английского на мой взгляд нет. А вот в 12 — да, Шекспир-стайл, такой же как в Тактиксе.

Блин, зачем я это вспомнил, теперь после Тактикс придется еще и 12 перепроходить)

Кстати да, я с горечью вспоминаю все эти моменты, когда уже на средних-поздних этапах игры ты видишь, как меняется динамика боев и растут цифры, но ощущения прогресса как будто бы нет из-за этого. Раньше ты сносил 80 хп, тебе сносили 100, теперь ты сносишь 800, тебе сносят 1200.

Причем даже были приколы, когда ты в одной сюжетной зоне, сражаешь с одним и тем же типом врагов, но перескакиваешь некий левел-порог, и они бьют уже заметно сильнее, хотя это обычная рандомная схватка.

Но плюс у этой системы тоже был. У противников там не просто статы росли. У них открывались новые атаки, применяемые заклинания могли поднять свой ранг (не огонь, а огора или огорага), даже общий стиль боя мог кардинально смениться.

финолок

Ага, паверил, ну и брядятена.

Да ладно, я просто прикалываюсь. Без негатива.

В стиме недоступна для ру коммунити, да и цена за откровенный чуть-чуть улучшенный ремастер за 3к+ рубасов очень сомнительна, я уж молчу про отсутствие ру языка

мне кажется это в целом многих финолок касается. не важно современная или старая.
если по поводу 15 или 16 ничего не скажу, они с переводом сразу были, то 10-12-13-14-7Ремейк/Реберз я прям страдал. у меня англ и так а2-в1 где-то а там еще и куча всяких завернутых терминов. а некоторые расы в ФФ14 вообще белым стихом говорят

Вставлять в статью про игру, в которой одной из главных составляющих является сюжет, спойлерные картинки — это, конечно, неуважение к своей аудитории.

Читай также