Сегодня Сегодня 1 758

Final Fantasy Tactics: The Ivalice Chronicles: Обзор чудесного ремейка

Легенда вернулась в лучшем виде

Играл на Microsoft Xbox Series X | S

В последние годы гейм-дизайнер Ясуми Мацуно (Yasumi Matsuno) не создаёт новые игры, но наследие, которое он оставил в индустрии, очень велико. В конце 90-х годов он был директором проектов, без которых пошаговые тактические игры этого века, какими мы их знаем, могли вовсе не существовать. И хотя его  Tactics Ogre уже была во многом инновационной, куда бо́льшую популярность завоевала  Final Fantasy Tactics 1997 года. Это легко объясняется огромным количеством фанатов бренда — за полгода до этого вышла  Final Fantasy VII, о которой знал чуть ли не каждый геймер. Теперь же доступен ремейк под названием  Final Fantasy Tactics: The Ivalice Chronicles и ознакомиться с игрой, которую до сих пор считают шедевральной, можно на всех актуальных платформах.

 

История, не потерявшая актуальность

Достоинств у FF Tactics много, и в ремейке они остались без существенных изменений. В частности, не стали переписывать историю, которая ещё на релизе впечатляла игроков проработкой персонажей, масштабами конфликтов и политическими интригами, за которыми увлекательно наблюдать. Только теперь абсолютно все сюжетные реплики озвучены профессиональными актёрами, включая Бена Старра (Ben Starr), который полюбился фанатам после роли Клайва в  Final Fantasy XVI.

Действие игры разворачивается в королевстве Ивалис (это первое его появление в серии), которое только-только вышло победителем из 50-летней войны. После подписания мирного договора с королевством Ордаллия на востоке, положение Ивалиса оказалось незавидным: долги, репарации, передача территорий — в общем, благодатная почва для возникновения внутренней борьбы за власть на фоне нестабильности в регионе. После смерти короля началась так называемая Война львов — за трон сражаются герцоги Ларгус и Гольтанна, имеющие разные представления о том, какое будущее должно быть у Ивалиса. Первый считает, что единственным наследником трона является двухлетний сын покойного короля, а второй продвигает кандидатуру приёмной дочери монарха.

Параллельно нам рассказывают историю Рамзы и Делиты — двух закадычных друзей, которые вместе учились на рыцарей в военной академии. Несмотря на то что один из них — дворянин, а второй — простолюдин из семьи фермеров, в начале игры они хорошо ладят и служат Ларгусу, пока кое-какое трагическое событие не разрушит их союз. После этого ребята начинают иначе смотреть на происходящее — если без спойлеров, то их пути, мягко говоря, расходятся. Но это лишь начало — дальше игрок будет всё чаще сталкиваться с изменами, предательствами и другими событиями, которые даже второстепенных персонажей делают интересными. Это очень насыщенная, мрачная и порой эпическая история о жестокости войны — и, хотя Делита оказывается более интересным героем, чем протагонист Рамза, наблюдать увлекательно за развитием их обоих.

Как минимум одно устаревшее слово есть в каждой реплике.
Как минимум одно устаревшее слово есть в каждой реплике.

Но нужно быть готовым к тому, что персонажи в Final Fantasy Tactics любят поговорить. Воды в диалогах очень мало, особенно если брать сюжетные кат-сцены, — нет ощущения, что история топчется на месте, а герои переливают из пустого в порожнее. Однако, когда диалоги начинаются прямо во время боя, это временами утомляет.

Вот вы запускаете очередной сюжетный бой, вам показывают вступительную беседу, дают управление отрядом, и вы начинаете продумывать стратегию… Но вдруг сценаристы решают, что участникам сражения нужно перекинуться парой оскорблений. Совершаете ещё несколько действий, и опять начинается диалог. И такое может происходить по пять и по десять раз — и смысловой нагрузки в таких перепалках не так уж много. Какие-то моменты благодаря этим беседам становятся ярче и запоминаются, но не все. В то же время трудно представить, как это могли бы исправить в ремейке, — исчезновение диалогов фанаты явно бы не оценили.

Сюжетная кампания хороша ещё и ругательствами.
Сюжетная кампания хороша ещё и ругательствами.

Хотя основная история не изменилась, небольшие модификации в неё внесли: местами переписали диалоги, чтобы с учётом озвучки они были менее перегруженными, местами добавили реплики — если в оригинале персонажи молчали при присоединении к отряду, то в ремейке могут что-нибудь сказать в подходящий момент. Для тех, кому эти нововведения не по душе (пусть их и одобрил Мацуно), в главное меню добавили возможность поиграть в оригинальную Final Fantasy Tactics — она запускается отдельно, со своими файлами сохранения. Но в таком случае теряешь доступ к другим особенностям ремейка — в частности, к разделу State of the Realm, где на карте мира показывают действия персонажей и вкратце пересказывают содержание последних миссий. Удобная «фишка» для путающихся в именах и событиях, особенно если возникают трудности с немного «шекспировским» английским в диалогах.

Если сюжет уже прошли далеко, в State of the Realm можно вернуться к описаниям произошедших событий.
Если сюжет уже прошли далеко, в State of the Realm можно вернуться к описаниям произошедших событий.

Лишаешься и переработанного интерфейса, который был перерисован для больших экранов и предлагает несколько удобных нововведений. Final Fantasy Tactics — пошаговая тактика, и в таких играх важно видеть порядок, в котором участники сражения будут совершать действия. В оригинальной версии такой список был доступен, но не всегда, и открывался он в отдельном окне, что не очень удобно. В ремейке же порядок всегда видишь в левой части экрана, плюс над головами персонажей написаны числа, по которым можно быстро понять, какие из юнитов вот-вот совершат атаку.

Всем тактикам тактика

В целом геймплей остался прежним — попав в очередную локацию, выбираем юнитов из своего отряда, которые будут участвовать в очередном бою, и расставляем их по ячейкам на поле в клеточку. В основном наша задача — победить всех врагов, и иногда к нам присоединяются сюжетные гостевые юниты, которыми управлять нельзя — они сами бегают по карте и атакуют. А вот всеми остальными руководить позволяют, и нам следует учитывать несколько параметров. Во-первых, ландшафт — если персонаж умеет плавать в глубоких водоёмах, до него трудно добраться остальным, а на возвышенности лучники чувствуют себя комфортнее и все персонажи чаще уклоняются от атак снизу. Во-вторых, роль играет погода — в дождь, к примеру, электрические заклинания магов наносят больший урон, а вот эффективность дальнобойного оружия снижается.

Это Final Fantasy, так что чокобо есть и в этой игре.
Это Final Fantasy, так что чокобо есть и в этой игре.

Но главное, чем полюбилась и запомнилась игрокам Final Fantasy Tactics, — это система профессий, которая перешла в The Ivalice Chronicles в первозданном виде. Почти за каждое действие на поле боя персонажи получают JP (job points, очки профессии), за которые можно покупать навыки, связанные с выбранной профессией — рыцаря, мага, лучника, самурая и так далее. Когда все навыки приобретены, профессия считается полностью изученной, что позволяет перекидывать полюбившиеся приёмы на другой класс. То есть изучили вы, к примеру, профессию вора, вам понравилась какая-то способность — и вы вольны переключиться на химика или барда, сохранив тот навык и начав изучать что-то новое.

У этой системы есть ограничения, но даже с ними игра предлагает огромнейшее количество комбинаций, позволяющее экспериментировать чуть ли не в каждом бою. Доступ ко всем профессиям открывается не сразу — нужно выполнить некоторые условия (в основном связанные с прокачкой других классов), — и в ремейк добавили удобное древо профессий, показывающее, какой класс с каким связан. После разблокировки всех опций появляется поистине океан возможностей, и почти все комбинации навыков, которые считались ломающими баланс в оригинале, остались таковыми в ремейке.

Тактическая камера осталась на месте — она очень удобна, когда ландшафт неровный и трудно понять, куда может встать персонаж.
Тактическая камера осталась на месте — она очень удобна, когда ландшафт неровный и трудно понять, куда может встать персонаж.

Симбиоз рыцаря и химика по-прежнему уничтожает вражескую экипировку издалека; сочетание мистика и мага времени повышает выживаемость благодаря тому, что вместо здоровья отнимается мана, которая восстанавливается при ходьбе; комбо из ниндзя и монаха делает бойца ловким и очень сильным, особенно если взять в каждую руку по оружию. В ремейке есть и изменения — не самые эффективные умения применяются быстрее, а для наиболее мощных (вроде телепорта) требуется значительно больше JP. Но в целом разрушать баланс не стали, ведь у фанатов игры наверняка есть любимые билды, к которым они рады вернуться, а для новых игроков в Интернете полно гайдов многолетней давности, которые до сих пор актуальны.

Для новичков ввели три уровня сложности — если на нормальном возникают трудности, можно в любой момент переключиться на лёгкий. Однако даже на нём рекомендуется использовать все механики, активно прокачивать профессии и закупаться экипировкой — противники всё равно больно бьют, маги атакуют кучкующихся юнитов заклинаниями, а гостевые персонажи так же хаотично бегают по карте и бьют абы кого, усложняя задачу. Плюс даже на лёгком уровне не исчезает механика перманентной смерти — персонажей можно потерять навсегда, если они погибли в бою и вы не успели их воскресить (или успешно завершить сражение). Но в ремейке так часто происходит автоматическое сохранение, что в любой момент можно исправить свои ошибки перезапуском.

После перемещения можно отменить ход и вернуться на исходную позицию — отличное нововведение в ситуациях, когда переоценил дальность атаки своего бойца.
После перемещения можно отменить ход и вернуться на исходную позицию — отличное нововведение в ситуациях, когда переоценил дальность атаки своего бойца.

За что ремейк можно поругать, так это за то, что считать его наиболее полным изданием игры некорректно. В 2007 году Final Fantasy Tactics перенесли на PSP с подзаголовком The War of the Lions, многое изменив: диалоги стали ещё более «шекспировскими», с тяжёлым для понимания текстом, появились бонусные персонажи из других частей серии, добавилась пара эксклюзивных профессий, а дополненная история в том числе подавалась с помощью кат-сцен.

В ремейке ничего этого нет — его директор Кадзутоё Маэхиро (Kazutoyo Maehiro) был категорически против добавления этого контента. Мацуно признался, что если бы он работал над ремейком в одиночку, то что-то из версии для PSP перенёс бы, но не всё — сценарные изменения, к примеру, шли вразрез с его видением игры. Поэтому контент из The War of the Lions решили игнорировать целиком. Не всем фанатам это пришлось по душе, но тут уж ничего не попишешь. В целом Final Fantasy Tactics сама по себе достаточно масштабная игра, так что те, кто с переизданием для PSP незнаком, не ощутят нехватку чего-либо — персонажей и так полно, да и профессий несколько десятков.

Стремление Square Enix перенести свои легендарные релизы лохматых годов на актуальные платформы не перестаёт радовать. Не так давно вышел изумительный ремейк  Dragon Quest III, позволяющий с комфортом пройти одну из важнейших JRPG прошлого века. Теперь же воскресить решили  Final Fantasy Tactics. И пускай  The Ivalice Chronicles не стали делать в стиле HD-2D — он в этом случае не очень-то и нужен, учитывая малые размеры карт и отсутствие крупных городов, по которым свободно перемещаешься. Это по-прежнему захватывающая история с запоминающимися персонажами и чудесная пошаговая тактика, которую облагородили и сделали более доступной. Да ещё и оригинальную версию добавить не забыли.

Плюсы: всё ещё увлекательная и запоминающаяся история с отлично прописанными героями; интересные пошаговые сражения, в которых нужно учитывать ландшафт, погоду и другие параметры; система профессий, поощряющая эксперименты; перерисованный интерфейс и различные нововведения делают игровой процесс удобнее.

Минусы: нет контента из переиздания для PSP, в том числе сюжетных кат-сцен и бонусных классов.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!
118
3.9
6 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Одна из любимых игр детства и одна из лучших ФФ на мой взгляд. Отличная возможность новым игрокам познакомиться с классикой.

Читай также