Сегодня Сегодня 5 824

The House of Tesla: Обзор идейной преемницы The House of Da Vinci

Дом, который недостроил Тесла

Серия  The House of Da Vinci от словацкой студии Blue Brain давно уже закрепила за собой звание духовной наследницы франшизы  The Room, мистической трёхмерной головоломки, где нужно кропотливо изучать объекты, искать спрятанное и решать паззлы-задачки. Свежая  The House of Tesla, в свою очередь, продолжает идеи, заложенные в «Доме да Винчи», только вместо эпохи Возрождения у нас на дворе рубеж конца XIX — начала XX века. Индустриализация достигла своего пика, на мировую сцену вышли учёные и инженеры, сделавшие открытия, которыми мы пользуемся до сих пор.

Среди этой плеяды особенно выделялась фигура Николы Теслы (Nikola Tesla), изобретателя-визионера, во многом опередившего своё время. Биография Теслы полна интересных моментов, он уже не раз становился героем фильмов и упоминался в играх. The House of Tesla — это ещё один проект, в котором разработчики пытаются отдать дань уважения сербскому учёному. Но тот, кажется, заслуживает более хитроумной и качественной головоломки.

 

Человек, который изобрёл XX век

В The House of Da Vinci мы играли за ученика, который ищет пропавшего наставника. «Дом Теслы» выстраивает сюжет иначе: мы очнулись в кабинете и ничего не помним о своём прошлом. Значит, надо выяснять. Перебираясь из одного помещения в другое, попутно решаем загадки, чиним механизмы и собираем обрывки воспоминаний. Герой в попытках выяснить, что с ним случилось, ведёт дневник, который служит ещё одним элементом повествования.

Хронологически The House of Tesla разворачивается, когда все важные события в жизни Теслы, вроде «войны токов», уже отгремели. Он давно перебрался из Европы в США, пережил пожар в своей нью-йоркской лаборатории и так и не достроил башню Ворденклиф. Двигаясь по сюжету мы из настоящего периодически окунаемся в прошлое — Всемирную выставку 1893 года в Чикаго, перепалки с финансистом Дж. П. Морганом (J. P. Morgan), дружеские посиделки с Марком Твеном (Mark Twain). Флешбэки тут подаются через кат-сцены, в которых камера летает вокруг героев, замерших в комично странных позах. Вроде бы The House of Tesla совсем не про юмор, но без смеха на такие зарисовки смотреть просто невозможно.

Игру часто хочется похвалить за историческую достоверность. Тесла действительно испытывал финансовые трудности и пытался реализовать идею беспроводной передачи энергии, а Морган сначала выделял ему деньги, но потом перестал — этому и посвящён вышеупомянутый флешбэк с банкиром. Благодаря игре я узнала, что Тесла, оказывается, дружил с Твеном. Писатель поддерживал молодого учёного и его исследования электричества, а в детстве, во время болезни, книги Твена были для Теслы единственным утешением — это тоже упоминается в The House of Tesla.

Однако в игре присутствует и явная отсебятина. Так, в качестве антагонистов фигурируют английский оккультист Алистер Кроули (Aleister Crowley) и его жена Роуз Келли (Rose Kelly). Про их конфликт (и взаимоотношения в целом) с Теслой я нигде информации не нашла, так что тут сценаристы, видимо, хотели вписать в историю колоритного противника. Притом что у Теслы в реальности были напряжённые отношения с Томасом Эдисоном (Thomas Edison) и Гульельмо Маркони (Guglielmo Marconi), выбор в пользу Кроули кажется странным и оправдан только тем, что его фигура придаёт фабуле этакий фантастически-мистический настрой. Глобально история в The House of Tesla не станет откровением — чего стоит один только троп с амнезией. Но, будем честны, в такого рода игры и не ради сюжета играют.

Дом, в котором…

Геймплейно The House of Tesla представляет собой классическую головоломку, где цель — выбраться из комнаты, чтобы попасть в другую комнату и дальше повторять до финальных титров. Несмотря на трёхмерность окружения, перемещаться мы можем только двойным кликом мыши в строго определённые точки. В каждой главе (всего их шесть) есть несколько помещений-экранов, между которыми разрешается переключаться, поэтому плутать в игре точно не придётся. Но вот понять, что конкретно она от нас хочет, получится далеко не всегда.

Не обошлось тут без пиксельхантинга и пробежек из одного угла в другой (а потом в третий и в четвёртый) в попытках применить какой-нибудь предмет из инвентаря. Однако упор тут всё-таки сделан на локальных пазлах, которые нужно раскручивать исходя из имеющихся на экране условий. Головоломки стараются быть разнообразными, но выходит у них не всегда. Ещё авторы любят повторять одни и те же задачки, чуть усложняя их. Такой подход если и не раздражает, то в какой-то момент начинает утомлять.

В 1898 году Тесла создал первую в мире радиоуправляемую лодку, и в игре есть несколько связанных с этим головоломок. В этой, к примеру, нужно провести судно между маячками в правильном порядке.
В 1898 году Тесла создал первую в мире радиоуправляемую лодку, и в игре есть несколько связанных с этим головоломок. В этой, к примеру, нужно провести судно между маячками в правильном порядке.

Как и предыдущие работы студии Blue Brain, игра получилась достаточно тактильной. Многие объекты нужно тянуть, тащить, крутить, и всё это в ответ приятно откликается. Однако управление не всегда отзывчивое и удобное — порой, чтобы заставить какую-нибудь детальку двигаться, нужно ещё и с камерой повозиться.

Физическая реализация головоломок, конечно, важна, но ещё важнее то, насколько интересно их разгадывать. В The House of Tesla есть как хорошие загадки, так и довольно сомнительные. И вторые, увы, в большинстве. Очень часто бывало так, что, просто пытаясь разобраться, как устроена та или иная головоломка, я прокликивала её до верного решения, даже не успев понять, чего игра вообще хотела от меня. Есть и несколько головоломок типа «холодильника», когда крутишь одну деталь, а вслед за ней меняют своё положение и остальные — такие пазлы изобретательными уж точно не назовёшь.

В The House of Da Vinci был особый инструмент — перчатка c линзой «Окули Темпус». Она позволяла заглядывать внутрь других устройств, видеть то, что человеческий глаз не видел, в том числе сцены из прошлого. В The House of Tesla тоже есть похожее изобретение, но связанное с электричеством, и называется оно просто «Прототип». Он визуализирует так называемые узлы электрического потенциала, а в определённых местах даже даёт возможность управлять током, соединяя одни приборы с другими и заставляя их работать. Правда, пользоваться этим инструментом приходится не так уж часто.

Со стороны выглядит как магия, но в контексте идеи Теслы о беспроводной передаче энергии — почему бы и нет? В конце концов, многое, что сто лет назад казалось фантастикой, для нас уже обыденность. Ещё в начале прошлого века Тесла предположил, что когда-нибудь благодаря небольшим устройствам люди смогут видеть и слышать друг друга без проводов, и неважно, на каком расстоянии они будут находиться. Визионер, своими идеями опередивший время, не был понят современниками и умер в одиночестве. Но его имя не забыто, и даже эта игра тому пример.

Антураж игры у меня вызывает восторг — вся эта эстетика начала ХХ века, заброшенная лаборатория, где повсюду стоят хитроумные изобретения, работающие на электричестве… В отсутствии стиля «Дом Теслы» уж точно не упрекнуть. Но при этом выглядит всё это как игра 2017 года (а в кат-сценах даже хуже). Если поставить её рядом с The House of Da Vinci, то и не скажешь, что между ними восемь лет разницы. Первая игра Blue Brain смотрится даже качественнее — там хотя бы люди шевелятся, а не стоят, как восковые фигуры.

Не осталась без внимания и любовь сербского изобретателя к голубям.
Не осталась без внимания и любовь сербского изобретателя к голубям.

Прохождение  The House of Tesla оставляет противоречивое послевкусие. Видно, что разработчики бережно отнеслись к наследию Теслы, включили в игру и современников учёного, и его изобретения, постарались передать настроение эпохи. Но сам результат вышел таким, что за Теслу даже как-то обидно становится. Серия The House of Da Vinci была куда более качественной и продуманной, а тут студия словно сделала шаг назад.

Эта игра могла бы заставить нас почувствовать себя гениальным изобретателем, но в итоге мы часть времени проводим за пиксельхантингом, а ещё больше — за слабыми головоломками, некоторые из которых решается случайным «брутфорсом». В таком доме гостям будто и не рады вовсе.

Плюсы: сюжет выстроен вокруг учёного с интересной биографией и его изобретений; антураж рубежа веков передан в деталях; головоломки пытаются быть разнообразными и давать тактильную отдачу; несколько действительно запоминающихся и интересных пазлов.

Минусы: большинство головоломок скучные — в одних логика ясна одним только разработчикам, другие легче решить перебором; визуально игра не выглядит как проект из 2025 года; русская локализация отсутствует.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

The House of Tesla

Платформа
PC
Теги
Дата выхода
23 сентября 2025
33
3.5
3 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Абсолютно те же впечатления от игры. Ощущение, что бюджет забыли выделить вообще на всё: на графику, на головоломки, на перевод…
За перевод особенно обидно, потому что я лично знаю человека, переводившего все House of Da Vinci. Он подбирал и даже рисовал кириллические шрифты и очень бережно и качественно всё делал. С другой стороны, мы своей компанией решили, что релизная версия Дома Теслы просто не заслужила такую качественную локализацию :)

Чтобы никто не подумал, что я нагло оскорбил Катерину, объясняюсь: Катерина настолько любит обезьянок, что навязала древнему Египту культ павиана.

А ещё Катя под своей статьёй про Царя Обезьян — под аккаунтом Антона Паули почему-то — написала анекдот про обезьян, который люди не полюбили так же, как Катя любит обезьянок.

визуально игра не выглядит как проект из 2025 года

Не выглядит как очередная игра на UE? :)

Несколько раз пробовала Дом Да Винчи — нет, до Комнаты как до Луны пешком, на мой вкус. Надеялась, что Дом Теслы будет лучше, но, судя по всему, те же щи в профиль. Жаль, Комнаты все уже до дыр заиграны… Спасибо за рецензию!

Ого, Катя, не знал, что у тебя камео в игре. ( ^‿‿^〃)

Читай также