Metal Eden уже успели сравнить с DOOM Eternal, Ghostrunner и Metroid. Безусловно, авторы вдохновлялись в том числе этими играми, но есть у них и собственные наработки. Ещё в 2017 году они выпустили киберпанк-экшн RUINER, который понравился и запомнился многим. И вот спустя аж восемь лет они вернулись с новой игрой в том же сеттинге. И это явный шаг вперёд — перед нами уже не нишевый шутер с видом сверху, а практически DOOM в киберпанке, которая некоторым понравилась больше, чем последняя работа id Software.
Девушка с глазами волчицы
Вообще, конечно, правильнее сравнивать Metal Eden с DOOM Eternal, а не с The Dark Ages. Ведь в игре от Reikon Games нет болезненной фиксации на ближнем бое, драконах и попытках сделать «Dark Souls с пушками». Это чистой воды арена-шутер. Да и история подаётся куда лаконичнее. Земля в далёком будущем стала непригодной для жизни, сознание людей оцифровали и поместили в так называемые сердечники, а затем отправили их на орбиту другой планеты, где построили город-сад Мёбиус. Однако авторы проекта, Инженеры, перессорились, да и без взбунтовавшегося ИИ не обошлось.
В общем, ничего путного не получилось — наоборот, случилась техногенная катастрофа. А разбираться с последствиями и спасать город-улей и его будущих жителей предстоит прекрасной девушке-андроиду Аске. Прекрасна она не только лицом, но и съёмно-разъёмным телом, в том числе потому, что оно позволяет ей лихо выкашивать толпы врагов, далеко и высоко прыгать, бегать по стенам и чуть ли не по небу. А если что-то пойдёт не так, то девушку соберут обратно и отрастят ей руки-ноги.
А вот её разум и сознание, кажется, поначалу пребывают в спящем или затуманенном состоянии — Аска явно находится под влиянием Нексуса, одного из Инженеров, который приказывает ей искать своих коллег и забирать у них «высшие сердечники», чтобы попасть в Мёбиус и спасти жителей. Девушка берёт под козырёк и пулей вылетает на очередную миссию. Естественно, мы практически сразу понимаем, кто окажется главным злодеем, чем всё это закончится и примерно в какой момент Аска начнёт сомневаться.
Казалось бы, это повод пожурить сценаристов. Тем более что сюжетная подача, повторю, довольно скудная — минимум кат-сцен (правда, они очень стильные), зато много монологов Нексуса, под которые мы молча несёмся на очередную миссию. С другими персонажами, с которыми контактирует Аска, девушка более разговорчива, но суть не меняется. Однако ругать сценаристов не хочется. Для сравнения могу привести в пример Otherskin. Там тоже солирует пара из девушки и ИИ, которые оказались на чужой планете. И вот они действительно тусклыми голосами ведут скучные и банальные диалоги о спасении Вселенной.
А в Metal Eden собеседники героини пытаются хотя бы философствовать, шутить, провоцировать и интриговать. Текст тоже может показаться спорным, но это в любом случае лучше, чем говорить банальности. И к тому же важна актёрская игра — то, как говорит Нексус, сразу выдаёт в нём скрытую угрозу, которая может исходить только от параноидального философа с манией величия, обиженного на весь мир.
И даже то, как молчит Аска, как она смотрит, когда её просят подтвердить статус, а из её левого глаза идёт кровь, — это скажет о персонаже и сюжете больше, чем иной дорогой ролик. При этом для меня главной интригой была не личность злодея, а ответ на вопрос, кто такая Аска, что скрывается в её прошлом и обрывках воспоминаний, которые мы периодически видим. И вот эта интрига сохранилась до самых титров.
Девушка в форме шара
То есть для меня это почти идеальный шутер, который вроде бы не про сюжет, а про геймплей, но даже сюжет подаётся так, что вплоть до финала с искренним интересом ждёшь ответов на некоторые вопросы. И они меня вполне устроили. Что уж говорить про игровой процесс. Это, повторю, заряженный стилем и драйвом арена-шутер, который не только запирает нас на аренах — периодически нам позволяют исследовать локации, где можно найти секретные комнаты, дополнительные жизни и особый ресурс (пыль) для прокачки оружия. Иногда для этого нужно залезть в самые тёмные уголки и найти какую-нибудь кнопку.
Кроме того, периодически Аска, совсем как Самус Аран из Metroid, может принимать форму шара. Вы, возможно, слышали, что сейчас ведётся разработка марсоходов и оптимальной многие признали именно модель в форме шара. Так вот, в Metal Eden она уже работает, и весьма эффективно. Обернувшись цельнометаллическим колобком, мы носимся по покрытой лавой или песком поверхности, периодически взбадриваем врагов ударами электричества и нацеливаем на них ракеты, а также заряжаем устройства, чтобы открыть двери на следующий уровень. Причём зачастую мы вольны на ходу переключаться между девушкой и колобком, используя наиболее уместную форму.
Особенно эффектно это выглядит, когда мы переключаемся между шаром и Аской прямо во время затяжных прыжков. Тут вообще много платформенных упражнений. Мы не только прыгаем, но также часто и подолгу бегаем по стенам и спускаемся по проводам, прикрепившись к аэролифту. В процессе нередко нужно использовать крюк-кошку, а также перескакивать с одного провода на другой, чтобы не свалиться или не врезаться во что-нибудь. И вот когда всё это — бег по стенам, крюк-кошка и экстремальный зиплайн — совмещается воедино, получается самый смак, а на ум приходят сравнения с DOOM Eternal. Как бы то ни было, платформинг в Metal Eden исключительно порадовал — он дарит пьянящее чувство потока.
Сердечные битвы
Ещё больше этот поток захватывает во время сражений на аренах. Это могут быть и совсем уж закрытые помещения или узкие коридоры, где с монстрами почти не разойтись; и довольно просторные зоны, где можно разгуляться, расстреляться и распрыгаться. И вот там я уже вспоминал не о DOOM Eternal, а о Quake III: Arena — на таких уровнях много трамплинов, отправляющих в полёт, во время которого так приятно палить по врагам. К этому добавились порталы, переносящие в другие места, и стены, по которым нужно бегать, чтобы собирать патроны, броню и аптечки.
Учитывая классный дизайн многих локаций, подобные забеги со стрельбой на ходу дико захватывают. Хотя поначалу мне трудно было войти с игрой в резонанс и поймать ритм — на высоком уровне сложности (а иногда и на нормальном) выживать и побеждать было непросто. Враги берут не только количеством, но и качеством тактик — одни всегда бегут на тебя, другие палят издали, третьи кастуют волну какой-то гадости… И у многих есть броня, которую приходится стачивать плазменным или электрическим оружием либо усиленным ударом.
А заряжаем мы удар, когда вырываем из груди недругов их сердечники. Это, как правило, сразу убивает, но такой изуверский приём доступен только в определённых условиях, поэтому просто так бегать и всем вырывать органы не получится. Вообще, это интересная фишка местной боевой системы — прокачка позволяет улучшать этот приём и добавлять ему новые свойства, чтобы, например, при извлечении сердечника происходил взрыв, пробивающий броню врагов.
Но даже с такими возможностями мне поначалу приходилось страдать — возможно, сказалось то, что почти 50-летний я давно не играл в такие быстрые шутеры. По мере привыкания и появления мощного оружия стало легче, и всю вторую половину я прошёл на «харде». Появились и любимые пушки, но это не значит, что остальные я удалил из друзей — все стволы полезны в разных ситуациях. Тем более что даже во второй половине игры, после прокачки навыка на выпадение боеприпасов, их всё равно часто не хватало, а пистолет с бесплатными патронами быстро перегревался, — приходилось использовать весь арсенал.
Аска на прокачку
Полезными оказались и многие альтернативные режимы у пушек — они открываются и прокачиваются в торговых автоматах за ту самую пыль, которую мы собираем на уровнях. В итоге можно сделать так, что пистолет в альтернативном режиме будет стрелять самонаводящимися ракетами, дробовик начнёт выпускать град самонаводящихся снарядов, пистолет-пулемёт превратится в гранатомёт, а шокер будет жарить файерболами или молниями. И всё это можно дальше улучшать, чтобы, например, гранаты оставляли лужу напалма, а самонаводящиеся ракеты взрывались при попадании в одну цель.
Прокачка в Metal Eden вполне компетентная — она открывает интересные возможности, и связаны они не только с оружием. Где-то в середине прохождения я с удивлением обнаружил, что в игре можно замедлять время — это один из апгрейдов, которые мы приобретаем за очки улучшений. Среди других — уже упомянутые умения, повышающие эффективность конфискации сердечников у врагов, способность, автоматически замораживающая противников, если Аска теряет всю броню, возможность парить при беге и многое другое.
Так вот, если я не замечал замедление, то это, казалось бы, значит, что такая фишка и не нужна вовсе. Но я, напомню, долгое время играл на нормальной сложности, а вот на «харде» замедление явно могло бы облегчить жизнь. И в принципе важен сам факт, что игра предоставляет разные возможности. Добавьте сюда выверенный стиль, отличную графику, мощный, пульсирующий ритмом саундтрек и креативные битвы с боссами — и вы поймёте, почему я решил не копаться в минусах, а просто играть и получать удовольствие.
Конечно, при желании можно и пожурить Metal Eden. Какие-то умения и пушки выглядят более удачными и востребованными, какие-то — менее. Некоторые противники ведут себя слишком пассивно, а окружение может показаться однотипным, в стиле «Киберпанк классический, промышленный». Но, поверьте, лучше просто отдаться потоку, который подхватит вас просто потому, что ключевая составляющая — собственно бои — реализована мощно. Это действительно один из лучших шутеров года.
Плюсы: выразительный сюжет, придерживающий некоторые ответы до самых титров; харизматичные персонажи и красивая героиня; увлекательный геймплей, полный драйва, интересных врагов, апгрейдов и оружия; система прокачки пушек и персонажа, открывающая новые возможности; выдержанный темп с удачным чередованием закрытых и открытых уровней; качественный дизайн многих локаций; игра стильно выглядит и звучит.
Минусы: игра довольно короткая; некоторые враги предпочитают стоять на месте; не все виды оружия и умения одинаково полезны; периодически антураж начинает надоедать.
Лучшие комментарии
id13009132Кто решит поиграть в этот проект — играйте на максимальной сложности. Игра не то чтобы сложная.
Для меня самый большой минус — почти все арены, кроме боссов, долбёж трёх волн противников
У меня, в отличие от гг, кровь шла из обоих глаз и ушей. Очень плохи дела с сюжетом и его подачей, как если бы ребёнок скопировал Гостраннер. На удивление сильно бьёт по качеству игры, не смотря на неплохой геймплей. Мне оно всё испортило.
Однако в разы более качественные и крупные игры стоят дешевле. Eternal, Ghostrunner и Deadlink, например. Deadlink занял у меня 20 часов на прохождение со всеми билдами и это было в 10 раз лучше, чем Metal Eden.
Прожжённым бойцам жанра First Person Shooter определённо стоить выбирать повышенную сложность (если не максимальную). Но тем, кто играет в шутеры не очень часто (как я, например), то средняя очень прям сгодится. Я хоть и закончил игру с +12 жизней, всё равно приходилось вертеться периодически во время волн. Как максимально не фанат FPS, прошёл не без удовольствия
Я пока играл только в демку. Но эта демка вполне зашла и по большей части, соответствует тому что написано в обзоре. Короче, надо играть!
В большинстве случаев, подобный минус минусом не считаю. Если только игра не «прям совсем короткая»?
id13009132нет. 4-6 часов в зависимости от сложности. за 3 вечера прошёл
Меня в демке очень сильно смутил нарративный дизайн. А именно сюжетно важные диалоги во время перестрелок, за которыми в пылу сражения совсем не с руки следить.
На геймпаде на ласт сложности не советую если только, первую треть игры придется страдать
Согласен, один из лучших шутеров года.
Звучит бодренько, надо попробовать)
Если стоит выбор, то возраст игры значения не имеет. В тех играх нечему состариться в сравнении с Metal Eden.
Если выбор стоит прямо сейчас и те игры ещё не пройдены, то это одно. Но лет через 5, Metal Eden тоже будет стоить раз в 5 дешевле, чем сейчас.
И что в ней такого, что должно состариться, в сравнении с Ghostrunner или Doom Ethernal?
За Deadlink ничего не скажу. Но Doom Ethernal и Ghostrunner уже имеют относительно солидный возраст и на старте они явно стоили дороже. Особенно Дум, который, если я не ошибаюсь, стоил «классический фуллпрайс».
А здесь игра со старта стоит в 2,5 раза дешевле того же Doom: The Dark Ages.
Плюс и сама игра стоит не так уж дорого.