14 августа 14 авг. 7 5143

Static Dread: The Lighthouse: Обзор лавкрафтовского симулятора смотрителя маяка

Papers, Please для ценителей космического ужаса

Игры по мотивам произведений Говарда Лавкрафта выходят не так уж редко. Однако действительно достойные упоминания великого мастера можно пересчитать по пальцам. Некоторые разработчики ссылаются на творчество писателя лишь косвенно. Другие выбирают жанры, совершенно не подходящие духу его произведений, заставляя геймеров толпами отстреливать рыболюдей и прочую нечисть. Очень сложно создать аутентичную игру про типичного лавкрафтовского героя, чаще всего предпочитающего смиренное ожидание неминуемого конца. Да ещё и не скатываясь в симулятор ходьбы без геймплея. Похоже, в российской студии solarsuit.games где-то отыскали запретную книгу знаний с тайной формулой успеха — оказывается, на атмосферу культовых рассказов идеально ложатся механики из  Papers, Please.

 

Сияние извне

Странное свечение, вредящее рассудку людей и выводящее из строя технику, охватывает Новую Англию. Простой портовый трудяга Джон, оставив жену с дочкой на материке, по воле начальства отправляется на крохотный островок с говорящим названием Аутсмут, чтобы восстановить работу давно заброшенного маяка. Дело в том, что привычная спутниковая навигация больше не функционирует, а ориентирование по звёздам невозможно из-за вездесущего морока. Новый смотритель — единственный, кто способен провести корабли в точку назначения. Всего протагониста ожидает 15 ночных смен наедине с радиоприёмником, бланками маршрутов и ужасом неизведанного.

Поначалу, отправляя суда в те или иные пункты, Джон будет влиять на судьбу лишь конкретных персонажей. Однако с каждым днём сюжет станет всё больше вовлекать в происходящее самого героя, его семью и, конечно, древние таинственные сущности. Ближе к концу игры вам предстоит ряд важных решений, касающихся как маршрутов судов, так и реплик в диалогах с NPC. Всё это приведёт к одной из восьми небезынтересных концовок (включая одну секретную).

Вопреки канонам жанра, герой не всегда находится в полном одиночестве. Иногда смотритель общается по радиосвязи со своим шефом, капитанами кораблей и другими героями. Кроме того, зачастую в поисках нужной волны Джон попадает на случайных людей, новостные каналы или странные абстрактные монологи, словно прорывающиеся из другой реальности. Радиоэфир, как и вся игра, полнится жуткими отсылками к творчеству Лавкрафта и его последователей. Помимо «Тени над Иннсмутом» и «Зова Ктулху» нашлось место «Твари на пороге», «Шепчущему во тьме» и другим важным произведениям.

Порой, правда, разработчики перебарщивают с референсами на отвлечённые темы. Отсылки, например, к Сироте Кос из  Bloodborne или к фильму «Маяк» кажутся вполне уместными, но зачем несколько раз упоминать  Cyberpunk 2077 — непонятно. Кажется, авторы прошлись по самой грани: ещё немного такого постмодернистского контента, и это сказалось бы на атмосфере хоррора не в лучшую сторону.

Ещё в дверь маяка время от времени стучат разные люди (и не только). Некоторые из них ищут приюта, другие предлагают что-нибудь у них приобрести, а третьи приходят попросту перекинуться словцом. Яркие нежданные гости насыщают сюжет деталями, поэтому рекомендую не отказываться от общения с ними. Тем более что так вы рискуете пропустить часть контента и побочных мини-квестов.

Тень над Аутсмутом

Авторы  Static Dread: The Lighthouse ни капли не скрывают, что основная механика игры взята из симулятора пограничника Papers, Please. Но если в инди 2013 года вы принимали решение, пустить человека в страну или нет, то в хорроре solarsuit.games выбираем, по какому маршруту провести просящий о помощи корабль. Первым делом необходимо связаться с ним, крутя мышкой ручку приёмника, пока не найдёте нужную частоту. Затем можете расспросить командира судна, чтобы понять, с кем имеете дело и куда экипаж хочет попасть.

Перед каждой сменой шеф будет высылать вам бюллетень с нормативами. Например, сегодня гражданские суда с правильно оформленными документами нужно вести в Блэкфорт, а подозрительные — в пункт береговой охраны. Однако никто не мешает вопреки инструкциям отправить безобидный корабль в лапы древнего зловещего существа или на минное поле (в таком случае вас оштрафуют). Ну или, наоборот, сопроводить судно отрицательного персонажа в безопасный порт.

Постепенно директивы усложняются: Джон будет сравнивать позывные бортов с бюллетенем, соотносить осадку кораблей с глубиной местности и изучать сделанные экипажем фотографии на предмет странностей. Кроме того, побочные персонажи начнут вмешиваться в эфир и навязывать вам свои предложения по маршрутам.

В отличие от пограничника из Papers, Please, смотрителю дозволяется вставать с рабочего места. Более того, ему необходимо следить за маяком: в случае неисправности заново включать антенну, генератор, само путеводное устройство, а также его поворотный механизм наверху. Ещё Джон может обустраивать жилище, развешивая уже имеющиеся и приобретённые у посетителей картины.

Но самое главное, что необходимо делать смотрителю, — бороться с тьмой. Во-первых, нужно постоянно стирать странные красные надписи, периодически появляющиеся в разных местах маяка. Во-вторых, потребуется включать свет, когда он будет внезапно гаснуть, а также вешать обратно свалившиеся с потолка лампы. Если в помещении некоторое время будет темно, то из пола вырастут жуткие щупальца, которые можно уничтожить светом фонаря. Чем дольше Джон находится во мраке и смотрит на потусторонних тварей, тем сильнее падает показатель его рассудка. Если он снизится до нуля, тьма предложит отдать ей одного из гостей маяка. Откажетесь или не будет доступной жертвы — смотритель умрёт, а смену придётся начать заново. То же самое произойдёт, если Джон заснёт на рабочем месте.

Всего у главного героя три показателя: рассудок, усталость и скорость перемещения. Чтобы восстановить уровень каждого из них, необходимо съесть подходящий расходник. Пищу можно приобрести у некоторых персонажей за заработанные на сменах деньги. Кроме того, у незваных гостей попадаются особые предметы вроде кофейника или удочки. С последней связана механика ловли рыбы, впрочем реализована она примитивно, а тратить время на неё необязательно — дефицита ресурсов практически не возникает.

Разнообразят геймплей и небольшие головоломки. Иногда они представлены в виде простых point and click задачек с последующей мини-игрой, где нужно вовремя нажимать клавиши. Есть квесты посложнее — с изучением записок и, например, поиском и расстановкой предметов в определённом порядке. Один из таких пазлов необходимо решить, чтобы выйти на секретную концовку.

В целом геймплей хорошо работает на сюжет и атмосферу, не перетягивая одеяло на себя. Причём это касается как составления маршрутов, так и прогулок по «дому с привидениями». Конечно, ближе к концу в сотый раз крутить ручку приёмника и стирать надписи немного надоедает, но, едва игровой процесс начинает наскучивать, вас настигают финальные титры.

Картинка в старой книге

Атмосфера в Static Dread — ключевой элемент, связывающий сюжет и геймплей. Графика хоть и довольно скромная, зато отлично стилизованная. Помещения маяка напоминают о  Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, а арты в кат-сценах и диалогах вполне сошли бы за иллюстрации к сборнику рассказов легендарного затворника из Провиденса.

Больше всего удивляют, казалось бы, простые, но тонкие решения. Например, в одну из ночей, крутя ручку приёмника, я начал замечать, что после ударов молний за окном мелькают едва заметные тени жутких существ. Кроме того, прогуливаясь по холлу маяка, стоит иногда отдёргивать занавески, чтобы оценить уровень нарастающей опасности: то странные животные обступят башню, то у величественной статуи посреди деревни вдруг загорятся глаза. Потустороннее сияние разработчики изобразили неоновым свечением, сильно контрастирующим с мрачно-болотными основными тонами. Кажется, авторы смотрели «Цвет из иных миров» 2019 года с Николасом Кейджем, где подобное решение тоже выглядело уместно.

Для хоррора, конечно, очень важен звук, и он не подкачал. Дарк-эмбиент с индустриальными нотками постоянно щекочет нервы, заставляя гадать, что мы сейчас на самом деле слышим: окружение или всё-таки музыку. Важные для геймплея звуки вроде падения лампы, отключения генератора или стука в дверь вы постепенно сможете выделять из мрачной какофонии.

The Lighthouse не назовёшь очень уж страшной, но подобные детали создают атмосферу обречённости и трепета перед могущественными древними силами, а также здорово нагнетают саспенс. Добавим к этому недурственный сюжет с разными концовками, а также усовершенствованные механики Papers, Please — и получим практически идеальную игру по Лавкрафту.

Не хочется ругать с такой любовью сделанное произведение, но всё же без минусов не обошлось. Помимо излишнего однообразия механик вроде удаления картинок, в последней трети игры исчерпываются диалоги с поселившимися на маяке персонажами. Случайные сообщения по радио под конец тоже повторяются, что, наверное, неизбежно, учитывая сколько приходится гонять частоты туда-сюда. Иногда досаждают баги, особенно в ситуациях, когда подолгу не получается взаимодействовать с предметом. Кто-то назовёт проблемой невысокую сложность, но, по-моему, это позволило сделать больший акцент на сюжете и атмосфере.

 Static Dread: The Lighthouse — достойный последователь Papers, Please и отличная игра по Лавкрафту. Симулятор смотрителя маяка предлагает добротный сюжет, хорошо вписанный в сеттинг геймплей и тягучую атмосферу произведений мастера космического ужаса. А высокая реиграбельность и приятный ценник позволяют закрыть глаза на немногочисленные минусы.

Плюсы: уникальная атмосфера произведений Лавкрафта; механики  Papers, Please идеально подошли к сеттингу; интригующий сюжет; яркие персонажи; сложные решения, влияющие на повествование; реиграбельность; аутентичные картинка и саундтрек.

Минусы: баги; однообразие механик ближе к концу чуть утомляет; хотелось бы больше реакций побочных персонажей на происходящее в заключительной трети.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Static Dread: The Lighthouse

Платформа
PC
Теги
Дата выхода
6 августа 2025
82
4.5
15 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Меня игра влюбила в себя ещё с демо версии! И конечно не разочаровала на релизе! Сходу пролетел игру на ПК, а теперь поставил на steam deck и уже наслаждаюсь игрой на портативе, кстати плашки о совместимости нет, но игра на нём работает идеально!

Оценка поддерживаю, за такие деньги игра дарит море положительных эмоций!

Всем советую!👍

Спасибо за обзор. Выглядит жутко!

Смотрел игру у одного стримера на твиче и попал на одну из отсылок, а именно на игру No I'm not a human. В чате все сразу начали писать мол — ЭТО ЖЕ ОН!!! Так что на самом деле с некоторыми отсылками прям очень удачно получилось попасть, да и смотреть как другой человек играет, лично для меня, тоже оказалось весьма интересно, хотя сначала искал что-то чисто на фон поставить и игра казалась очередным проходняком, ан нет, внимание захватила будь здоров

Скрин маленькой голубой рыбки на месте. Порядок.

Играл в демку, реально понравилось. Особенно когда животные со светящимся глазами обступили маяк. Стало не по себе.

Игра норм, до изюма мне кажется все таки не дотягивает, слишком середина провисает, но в целом игра добротная, все советую)

Прошел игру, весьма качественное произведение, хотя как по мне, главный минус что стоило озвучить — в плоскости персонажей с момента, как они попадают на маяк. Они буквально перестают реагировать на чтобы то ни было как только ступят на порог вашего убежища. 3-4 разветвлённых строчки диалога — и все. Ни комментариев по «МАТЬ ТВОЮ, КРАКЕН ЗА ОКНОМ!», ни «Слышишь выстрелы и крики за окном? Должно быть у военных что-то пошло не так...». Герои просто становятся картонными пустышками, чтобы игрок не чувствовал себя излишне одиноко.

Ну и отсылок и правда довольно-таки много. Где-то в ночи с 6 по 10-ю их даже как-то чересчур много становится как мне кажется. Некоторые выглядят уместно (как чувак из «No, I am not a human», что может нагнать некоторой жути, спросив посреди ночи «Один ли ты на маяке?»), другие — скорее могут помешать погружению (типа передачи-отсылки на Киберпанк с «Вставай, Самурай...»).

Читай также