Давайте поговорим о кое-каком явлении, которое мы наблюдаем последние несколько лет, но о котором — кажется — очень мало говорят.
Сетап: прямо сейчас мы видим, как Microsoft выходит из консольной гонки. «Чистых» эксклюзивов только для Xbox у компании нет уже много лет, а теперь нет и «грязных» — кроме Xbox и ПК игры компании стали выходить и на PlayStation со Switch. Данные о продажах консолей Microsoft давно не раскрывает, но по оценкам аналитиков тираж Xbox Series составляет всего около 30 миллионов устройств — не совсем провал, но достаточно близко, чтобы появлялись вот такие новости. Xbox превращается из физической платформы в виртуальную экосистему.
Панчлайн: на мой взгляд, к выходу из гонки консольных вооружений готовится и Sony. Мы стоим в лучах заката традиционного видеоигрового бизнеса.
Для этого есть три причины.
Причина первая. Эксклюзивы больше невозможны (почти)
Из-за особенностей современного геймдева одна компания (пусть даже гигантская) больше не в силах стабильно пополнять библиотеку домашней консоли — с одним исключением, о котором в сайдквесте ниже.
Математика элементарная: 15 лет назад за одно консольное поколение одна флагманская студия могла сделать три-четыре громких эксклюзива. Epic Games на поколении эпохи Xbox 360/PS3 выпустила три Gears of War, Unreal Tournament 3, помогала с Gears of War: Judgment и Bulletstorm, занималась мобильной Infinity Blade. Naughty Dog за тот же период сделала три Uncharted и одну The Last of Us. Bungie — три Halo и Destiny. Santa Monica Studio — три God of War.

Сейчас ситуация абсолютно иная. Epic Games занята только Fortnite и ничем другим с момента её релиза не занималась. Naughty Dog выпустила всего две игры на PlayStation 4, а на PlayStation 5 сделает только одну — да и то уже под конец поколения. Bungie 10 лет посвятила Destiny 2 и сейчас с огромным трудом рожает Marathon. Santa Monica Studio и вовсе молчит — скорее всего, она тоже успеет выпустить на PS5 только одну игру где-то в самом финале поколения. И это при том, что сейчас поколения длиннее прежнего: PlayStation 4 уже 12 лет, а там до сих пор появляется довольно много новинок.
Ещё один способ ощутить тяжёлую ситуацию с эксклюзивами — сравнить их количество на запуске консолей. У PlayStation 2 прямо на старте набралось больше десятка чистых эксклюзивов (включая проходные спортивные игры и ноунеймы, о которых сейчас никто не помнит, но тем не менее); у PlayStation 5 — лишь два (один из которых — предустановленная Astro’s Playroom; остальные игры стартовой линейки параллельно выходили либо на ПК, либо на PS4). У оригинальной Xbox было около пяти чистых эксклюзивов на старте (включая мощнейшую Halo); у Xbox Series их не было вообще.

В итоге даже такая глыба, как Sony, попросту не может наполнить библиотеку PlayStation 5 весомым количеством эксклюзивов: её студии физически не успевают делать игры. Но эксклюзивы — ключевая причина выбрать консоль X вместо консоли Y. А какой смысл выбирать между консолями, если этих самых эксклюзивов почти нет? А те, что есть, потом выпускают и на других платформах.
А ведь студии ещё и нужно кормить. Раньше удачный эксклюзив не только повышал продажи консоли, но и приносил деньги сам по себе. Теперь же бюджеты особенно большие, а риски из-за долгих сроков производства — особенно высокие. И чтобы компенсировать затраты, приходится приносить эксклюзивность в жертву (даже если вы прямые конкуренты) — иначе получится просто огроменный минус в финансовом отчёте.
Microsoft пыталась разорвать порочный круг, накупив побольше студий и дав им возможность делать не только AAA-блокбастеры. Но и тут та же подлянка: даже если делать игры поскромнее масштабами (как Pentiment от Obsidian или Hi-Fi Rush от Tango Gameworks), разработка всё равно будет дольше, чем во времена Xbox 360 (Pentiment делали четыре года, Hi-Fi Rush — почти пять лет). Потому что хорошие игры всё равно требуют времени, а плохие игры никому не нужны.

Фактор времени влияет не только на количество игр, но и на то, сколько из них вообще доживают до релиза. Прямо сейчас Microsoft устроила жуткую резню внутренних проектов. Sony в этом плане не так сурова, но своя солидная порция высокоранговых отмен есть и неё — в том числе уже после релиза.
Реалии современной разработки таковы, что делать эксклюзив — это значит повышать риски и без того крайне рискованного мероприятия, которым являются AA- и AAA-игры. И заниматься такими авантюрами не хочется никому — даже ради собственной платформы.
В лучшем случае можно прикупить временную эксклюзивность — как с Death Stranding или Final Fantasy XVI. Но тут вступает в силу причина вторая.
Конечно, всегда можно указать пальцем на Nintendo: вот, у неё-то получается! У неё действительно получается. Я бы выделил несколько ключевых факторов, почему Nintendo такая особенная:
- Nintendo вырастила себе крайне преданную и большую аудиторию.
- У игр Nintendo почти нет конкурентов во многих нишах: если вышел платформер про Марио, можно быть уверенным, что ничего лучше в жанре в этом году уже не будет. Если вышел картинг — картинга лучше не будет. Если симулятор ипотеки на острове — то нигде больше вы не будете отдавать деньги сварливому бобру с таким же удовольствием.
- Nintendo тратит на производство своих эксклюзивов относительно небольшие деньги — по крайней мере, так кажется со стороны, прикидывая на глазок количество дорогого графона и пафосных кат-сцен на квадратный метр игры. Точнее сказать не получится, потому что Nintendo своих затрат на производство конкретных релизов не раскрывает.
- Nintendo приучила своих поклонников не рассчитывать на скидки: они бывают довольно редко, размахом не отличаются, а в подписные сервисы добавляют только совсем старые игры (настолько старые, что другими способами их официально сейчас и не купить). Хочешь игру от Nintendo — покупай её сразу за фулпрайс, дожидаться денежной поблажки смысла мало.
Впрочем, важно отметить: Nintendo тоже касается проблема с увеличением сроков разработки — например, Metroid Prime 4 в сумме проведёт в производстве не менее восьми лет. В нулевых за это же время в серии Metroid вышло шесть номерных релизов, два спин-оффа и одно переиздание.
Но, судя по всему, Nintendo давно единственная производительница консолей, которая зарабатывает серьёзные прибыли со своих эксклюзивов. В общем, у Nintendo свой путь, который уже недоступен Sony и Microsoft — не ту аудиторию они себе растили, не тот образ создавали.
Причина вторая. Голода по новым играм больше не существует
Одна из важнейших сил, подталкивающих покупать новые игры, — голод. «Я прошёл или забросил всё, что у меня сейчас есть. Вот бы сейчас чего-нибудь нового!»
Когда вы «голодали» 15-20 лет назад, то шли в магазин и выбирали из того, что предлагал вам магазин. Полки были не резиновые, поэтому товары постоянно менялись — магазины старались продавать только самые ходовые игры, а то, что не продаётся, сперва отправлялось в корзину типа «всё за бакс», а потом исчезало совсем.
Это называлось shelf life: условно говоря, если игре несколько месяцев, найти её в магазинах становилось тем ещё квестом; год или дольше продавались только совсем уж крупные хиты типа GTA; продлевали shelf life всякими ре-релизами типа «Платиновых коллекций» по сниженной цене.
Но сейчас век цифровой дистрибуции — понятие shelf life практически исчезло. Игры доступны всегда: надо лишь вбить название в поиск. «Платиновые коллекции» больше не нужны: скидки проводятся постоянно — и не через год, а через один-два месяца. Голода больше не существует: у всех нас накопились огромные бэклоги из десятков, сотен, а то и тысяч игр.
А ведь есть ещё и игры-сервисы. Найдя среди них себе любимку, вы вбухаете в неё сотни и тысячи часов — то есть время, которое 15-20 лет назад потратили бы на поиск и прохождение новой игры. Но у современных игр-сервисов такая мощная гравитация в виде постоянных обновлений, накапливаемых скинчиков и живых сообществ, что другие игры как будто бы и не особо нужны. У вас уже есть знакомый источник комфортного кайфа, к чему мучить себя поисками другого?
Кроме того, прогресс замедляется: если в девяностых и нулевых смена поколений моментально давала понять, для чего переходить на свежую консоль (или обновлять железо), то сейчас Batman: Arkham Knight десятилетней давности выглядит не сильно хуже современных релизов — у вас не будет чувства, что вы играете в какую-то устаревшую игру.
Поэтому эксклюзивы и не вызывают былого трепета: нет голода по новым играм. Что? Новая Halo? Прикольно, но у меня ещё DOOM: The Dark Ages не пройдена. Что? Новый «сосалик» от From? Круто, но как-то дорого, я лучше вот Dark Souls 3 по скидке возьму. Что? Новая Horizon? Красиво, но меня графон и в Forbidden West полностью устраивает.
Нет голода — значит, меньше желания гнаться за эксклюзивами. А значит, и поводы покупать консоль слабее.
Причина третья. Не появляются новые игроки
Смартфоны действительно убивают игровую индустрию — в том виде, в котором мы её знали раньше.
Каждый смартфон сейчас — это мощнейший развлекательный комбайн: хочешь — в интернете с незнакомцами ругайся; хочешь — смотри сериалы с ютубом; хочешь — залипай в рилсы; хочешь — играй в десятки условно-бесплатных игр, многие из которых по увлекательности не то чтобы хуже игр с домашних устройств. И всё это прямо в кармане, для доступа ко всему нужно лишь свайпнуть пальцем.
А развитие технологий ещё и размывает границу с ПК и консолями. Многие игры-сервисы сейчас кросс-платформены: весь ваш Fortnite может быть с вами везде, где бы вы ни играли. Новые мобильные чипы от Apple с кряхтением, но всё же тянут современные AAA-игры типа Death Stranding и Resident Evil Village. Ещё лет пять — и там совсем уверенная производительность появится.

Теперь представьте. Вы — ребёнок в 2000 году. Все доступные развлечения, скажем так, узкоспециализированы: книжку вы читаете в книжке, телевизор смотрите на телевизоре, видео снимаете на видеокамеру и так далее. Для всего есть свой девайс. В том числе для игр.
Теперь прыгаем в наше время. Вы — ребёнок в 2025 году. Вместо кучи разных девайсов у вас один универсальный смартфон. Это и книжка, и телевизор, и видеокамера. И тем более игровая консоль. Родителей не нужно уговаривать купить вам смартфон — это теперь устройство по умолчанию, которое есть у каждого с младых лет. И это, в отличие от того же компьютера, переносная штука, которая с вами везде — дома, в школе, в дороге, на отдыхе.
В итоге нынешние дети привыкают к смартфонам как к источнику любых развлечений, включая игры. Консоль им как будто бы и не нужна вовсе: зачем, если все друзья играют в Fortnite, а он есть на телефоне? Не Fortnite, так что-нибудь ещё — тоже телефонное. Когда такой ребёнок вырастает, он попросту не рассматривает консоль как обязательный атрибут для досуга — то есть не превращается в клиента Microsoft, Sony или Nintendo.
И здесь создаётся интересный эффект: платные консольные игры вынуждены драться за внимание подрастающего поколения — из-за длинных циклов разработки нынешний подросток к релизу следующей номерной части вашей именитой серии превратится в вашу целевую аудиторию, НО не будет знать о вашей игре, потому что консоли у него не было.
Издатели чувствуют, что аудитория от них ускользает, и отчаянно пытаются пробиться в её инфополе. Это не «Фортнайту» нужны персонажи из «Стрит Файтера» — это «Стрит Файтеру» нужно, чтобы аудитория «Фортнайта» не забыла (или вообще узнала) о существовании «Стрит Файтера».
На мой взгляд, это тупиковый путь для издателей: Fortnite от таких кроссоверов становится только сильнее, игроки довольны, потому что получают кучу свежего контента в знакомой игре, а вот издатели снова дерутся друг с другом за внимание пользователей — только теперь уже внутри Fortnite. И неизвестно, сколько пользователей вылезет из Fortnite, чтобы познакомиться с родными играми Кратоса, Мастера Чифа, Солида Снейка и прочих.

Как говорилось в Deus Ex, прогресс не остановить: нет реалистичного сценария будущего, когда смартфоны растеряют значимость, а консоли — наберут. Скорее наоборот: вместе с повышением производительности смартфонов консоли будут нужны всё меньше и меньше.
Думаю, лет через 10, если усреднённому человеку захочется домашнего игрового экспириенса, он скорее подключит смартфон к телевизору и геймпаду, чем будет покупать отдельное игровое устройство.
А значит, консоли вымирают.

Что нас ждёт?
ПК останется — не потому что это лучшая игровая платформа, а потому что это очень гибкий и широко используемый инструмент, который в любом случае необходим в каждом доме. Nintendo тоже проживёт: у неё сейчас уникальный полупортативный форм-фактор и отлаженное производство игр, у которых нет внятных аналогов — уровень, которого конкуренты достичь не могут.
А вот у Sony и Microsoft большие проблемы. Microsoft как производитель консолей уже практически умерла: эксклюзивов для своей платформы она больше не делает, а в гонке консолей проигрывает уже два поколения подряд. Поэтому Xbox пытаются вывернуть наизнанку, сделать большой экосистемой, которая выше железа.
Например, для кино не важно, где вы хотите его смотреть — на телефоне, в телевизоре или на компьютере. Важен сервис, в котором у вас оплачена подписка. Microsoft двигает гейминг в эту же сторону — то есть в своём роде уничтожает традиционный консольный рынок, где десятки лет было не всё равно, на каком именно железе вы играете.
У Sony на поверхности всё хорошо: лапищи у PlayStation 5 мощные, чистые эксклюзивы всё-таки есть, мясорубка увольнений поменьше, чем у Microsoft. Но глобально Sony сталкивается с абсолютно теми же проблемами: пробивные хиты делать слишком долго и дорого; эксклюзивы людей не возбуждают так же сильно, как раньше; прироста аудитории не наблюдается; традиционный консольный бизнес заходит в тупик.
И на мой взгляд, у Sony нет ничего, что способно эти проблемы решить. А значит, всего лишь вопрос времени, когда она запустит This is a PlayStation — свой аналог кампании This is an Xbox. И станет выпускать не свои собственные устройства с уникальной архитектурой, а что-то по образу телефонов на Android — когда есть разные производители, разные оболочки, но единая программная и железная платформа, благодаря которой разработчики создают один универсальный софт сразу для всего зоопарка девайсов.
От домашних консолей откажутся — смысла в них всё меньше. Впереди — гонка виртуальных экосистем.
Добро пожаловать в будущее — нравится вам оно или нет.
Лучшие комментарии
Эксклюзивы мертвы — и это хорошо. Чем большему количеству человек доступна игра, тем лучше.
Консоли — НЕ мертвы, потому что обычно консоли покупают, чтобы играть на них в игры. Да понимаю мысль смелая, но бюджетное устройство созданное для работы игр на нем, приобретается, чтобы играть на нём в игры. ДА ИГРАТЬ В ИГРЫ, А НЕ КИЧИТЬСЯ ЭКСКЛЮЗИВАМИ.
Ну значит Нинтендо со своими консолями и эксклюзивами победила. Несмотря на то, что автор даже не берет их продукцию во внимание.
То есть сначала автор утверждает, что успех Нинтендо во много опирается на большую преданную аудиторию.
Потом автор утверждает, что Switch не считается домашней консолью, а поэтому в общую статистику продаж консолей мы Switch брать не будем.
Получается, что та самая преданная аудитория Нинтендо, которая купила миллионы консолей Wii и Wii U, просто исчезла. Вчера были люди, а сегодня нет.
Ну то есть они не могли перейти с Wii на Switch, конечно, не бывает такого.
И конечно люди не могут оставить себе Switch как основное игровое устройство.
И конечно люди не покупают себе портативки тупо ради того, чтобы играть в кровати или подключать к телеку, а не таскать её с собой на улицу, таких не существует.
Получается, что действительно аудитория консолей уменьшилась. Потому что автор минуснул гигантское количество проданных консолей Нинтендо. Ооооочень удобная манипуляция. Шикарная даже. Консоли мертвы, иначе и не скажешь.
Ещё одно странное утверждение о том, что ПК «в любом случае необходим в каждом доме». Только что рассказывал, что людям хватает телефон для игр, но тут же В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ пекарня дома нужна. Кому нужна? На телефонах люди могут играть, а документ редактировать не получается? Я знаю огромное количество людей, у которых дома даже ноутбука нет. Работа у них на работе. А даже если и требуется что-то сделать дома — есть планшет или тот же смартфон. Да, есть специфические задачи, которые нормально на смартфоне не выполнишь, но утверждать «необходим в каждом доме» — это нелепо.
И кстати про ПК. Каким образом Steam регулярно бьёт свой собственный рекорд по онлайну, если автор утверждает, что новых игроков не появляется, якобы все они на смартфонах играют. Тогда кто все эти люди в стиме?
Короче очередные похороны консолей, которая окажутся неудавшимся прогнозом. Через 10 лет не забудьте вспомнить эту статью и проанализировать, каким образом консоли всё-таки выжили.
Тоже думаю, что никуда консоли не денутся — пк не нужен в каждый дом, максимум у людей есть лаптоп для работы, пк это дорого, сложно, занимает место, требует апгрейдов. У меня в окружении пк есть почти исключительно у геймеров, и это при нашем полумёртвом консольном рынке. Учитывая, что в развитых странах нет существенной (или вообще какой-либо) разницы в цене игр на пк и консоли, рядовому человеку всегда будет проще раз в шесть-семь лет купить одно устройство, которое будет поновее и помощнее, чем предыдущее, и точно знать, что оно стабильно будет поставлять ему игры всё это время, не запариваясь улучшайзингом графония. Ещё и места занимает мало, один провод воткнул, под телек положил, вот и весь необходимый уровень компетенции.
Еще одна причина смерти эксклюзивов — не смотря на бюджеты, не чувствуется, что это крутой проект. Единственное во что пытаются впихнуть деньги (да и то не всегда) — графоуний, но сейчас он продает меньше чем раньше, а про остальную часть игры тупо забывают.
В итоге смотрим на эксклюзивы и… очередной безопасный сиквел предыдущей игры, склепанный по тем же лекалам. Но зато дороже.
Полностью согласен по поводу смерти эксклюзивов, согласен по поводу того что консольная база игроков не растет. Не согласен с досрочными похоронами консолей как класса. Есть ещё очень много людей(я в том числе), которые не хотят напрягаться, а хотят простую коробку рядом с телевизором, придти домой, включить и расслабиться за игрой без лишнего напряжения. Нынешние мобильные гаджеты такого игрового опыта пока дать не могут, мощность не та, да и на мобилках все таки не те ощущения от игры, как от стационарных консолей. Все равно свою нишу та же PlayStation будет иметь, да и даже Xbox я бы погодил бы закапывать полностью. Я думаю в будущем консоли будут соревноваться качеством сервисов и подписок, которые они будут предлагать. Бокс к примеру может расширять playanywhere, продвигать на боксе и пк геймпасс с day one релизами, и продавать свои игры за фулл прайс на ps. Сони мне кажется будет продвигать идею временной эксклюзивности, выпуск своих игр на пк(а может и на боксе и свиче) через год-два после релиза на плойке. Но так или иначе мне кажется консольная аудитория ещё будет достаточна велика и идея бюджетной коробки для игр ещё очень актуальна, так что я думаю консоли ещё поживут.
Просто если не выделять Нинтендо в отдельную нишу, тогда все доводы про смерть консолей превращаются в тыкву.
Давайте ещё Xbox выделим в отдельную нишу кроссплатформенной экосистемы, основанной на подписке. Будем считать, что это не конкурент Нинтендо и Сони, потому что слишком специфическая система получилась.
Тогда вообще красиво получится: из консолей только плойка выжила, но и ей скоро конец.
прекрасно понимаю, но это всего лишь вопрос формата устройства. для того, чтобы сделать машину для гейминга в гостиной, консоли в своём нынешнем виде не обязательны
я вот обожал портативные консоли за их формат. а теперь в 2к25-м они мне стали не нужны, потому что все мои хотелки по компактному геймингу закрывает стим дек
Любую консоль делают доступные на ней игры, а не железо и мощности. Какая разница, сколько террафлопсов у иксбокса, пока там можно играть в Хало? Какая разница какой там ссд у плейстейшн, пока на ней можно играть в ласт оф ас? С нинтендой абсолютно таже история. Без разницы что там за железо, пока на ней можно играть в Марио, Энимал Кроссинг или Метроид.
Спасибо за статью, было интересно почитать. В принципе +- со всем согласен, с одной стороны печально это, что пропадает часть атмосферы, а с другой для конечного потребителя это идет только в плюс.
Поэтому в слитых презентациях от Инслмниак были слайды типа
Либо делать одну игру за 300 млн с долгим сроком разработки
Либо делать 3 игры за 100 млн поменьше и меньше времени на разработку
Всмысле «не нужны»? Консоль не про «уникальность архитектуры», а про возможность играть в игры. Универсальность их наоборот делает лучше, потому что портировать игры разрабам станет легче. А ещё консоль всё-ещё стоит всё-ещё дешевле приличного ПК, и тебе не нужно заморачиваться со сборкой, дровами, и прочем. Для многих это всё-ещё выгодное предложение.
Я думаю Нинтендо это все таки несколько отдельная песочница рынка гибридно портативных консолей, где она по сути монополист. В рынок стационарных консолей она не лезет.
Только почти никто сейчас не делает консольных эксклюзивов. Если консоледержатель не проплатил — игра выходит и на ПК. То есть ПК-зоопарк, может, и сложный, но разработчиков это нисколько не смущает
Ну вот моя теория как раз в том, что консоли просто в ПК превратятся. Нет вообще никакого смысла в современном мире изобретать ради игрового устройства отдельную программно-железную архитектуру, когда нынешнее ПК-железо и софт тебе дадут тот же эффект
Просто вместо сборки своего ПК ты будешь покупать стандартизированный ПК от PlayStation и разработчики будут обращать отдельное внимание на то, чтобы на ПК от PlayStation их игра внятно работала. Примерно как сейчас происходит со Стим Дек и его метками работоспособности у разных игр
Просто, только ты сам подбери комплектующие, при покупке игры сам смотри системные требования, а потом сам танцуй в куче настроек графики, чтобы получить и фпс приемлемый и приятную картинку. Консоль же уже всё это сделала за тебя. Консоль — бюджетный гейминг для ленивых.
Видел кучу людей, которые брали себе плойку только для… ФИФЫ. пк для фифы, ты сначала подбери, потом установи всё, потом стим поставиь потом в ЕА залогинься… Ленивых людей в мире полно и вымирать они не собираются. Людей у которых ограниченое количество денег — ещё больше. Из-за чего продукту нацеленому на них вдруг умирать-то?
Сейчас огромный минус это охеренно высокий ценник не зависимо от качества игры, обычное огрызочное издание от 80 баксов
Интересное мнение выражено в статье. Насчет эксклюзивов согласен, сильно заранее было понятно, что эксклюзивы нужны лишь для продвижения железа, а когда они начали «путешествовать» по разным платформам тут же стало очевидно, что часть хвалебных од больше посвящено не игре, а возможности обладать ею, когда не всем эта возможность доступна. Относительно резко, шедевры игровой индустрии превратились в просто хорошие/нормальные игры. Люди, за право быть частью чего-то большего, эксклюзивного, «элитарного», готовы словесно рвать всякого, кто думает иначе, ибо финансово и эмоционально они уже прилично вложились, а свое сердцу всегда дороже. Этот факт является одной из причин консольных войн разных времен. Такова психология.
А вот насчет того, что у консолей нет будущего, я не совсем согласен. Да, основную прибыль компания получает с продажи игр, а не консоли, но сам способ взаимодействия с играми через консоли не такой уж и мертвый. Я как давний пользователь ПК в прошлом, не готов с какой-либо консоли пересаживается за компьютерный стол ибо это просто не удобно. После рабочего дня за ПК хочется сесть на диван и насладиться за игрой на большом экране, чем продолжать сидеть в одной/трех позе за столом. Вроде как можно подключить ПК к телику, но это не всегда удобно и быстро, не говоря уже про технические моменты. Может быть, как отдельные экосистемы, консоли будут переживать не лучшие времена, но как вариант взаимодействия с игрой, консоли более чем живые (хочется в это верить).
По этой же причине, смартфоны не смогут полностью заменить полноценное игровое устройство. Тем, кому игры не сильно интересны, будет хватать «мобильного» опыта, тогда как более искушенному игроку этого будет мало. По той же причине, в мире, где на практически любом экране можно посмотреть практически любое кино, худо-бедно существуют кинотеатры. Дело не только в контенте, но и в способе взаимодействия с ним.
а не выделять не получается, потому что у Нинтендо слишком свой путь. Свитч не был аналогом PS4 и Xbox One — слишком мало мощности, слишком непохожая аудитория
со Свитч 2 будет тоже самое
Тут не до конца соглашусь. Да, смартфон сейчас есть у каждого, но игровой смартфон, который будет тянуть игры по типу Death Stranding или Doom: The Dark Ages, далеко не каждому по карману. Да и родители могут (и в некоторых случаях должны) ограничить чадо в плане игр.
А в остальном всё правильно сказано — прогресс замедлился, игр в онлайн-магазинах — дофига, от простеньких казуалок, до самого хардкора и погружения в виртуальный мир на сотни часов, новые проекты делать всё дороже и дольше (хотя тут частично дело в (не)эффективных менеджерах и раздутых бюджетах). Так что новые системы, пусть и специально заточенные под игры, мало кому сейчас интересны.
ну вот и для всего этого консоли в их нынешнем виде не нужны, по большому счёту. можно отделаться пекарнёй с кастомной оболочкой (если производителю прям своего захочется). ПК за последние годы сильно стандартизировался и такой же головной боли со всякими драйверами и бсодами, как в нулевых, больше не имеет
А консоли наоборот — из-за того, что современная программная база становится слишком сложной, по количеству головной боли становятся всё больше похожи на пека, потому что вылеты, баги и тормоза на консолях больше не редкость