The Midnight Walk: Обзор стильной адвенчуры ручной работы
Страшная сказка про отсутствие света
Новые IP появляются в индустрии всё реже. Геймеры жалуются на засилье проектов на Unreal Engine с одинаковой цветовой гаммой и схожими ассетами, а нейросети вот-вот доберутся своими цифровыми щупальцами до озвучки и саундтреков. Однако остались в сфере и энтузиасты, которые помнят, что игры могут быть настоящим аудиовизуальным искусством. Шведская студия MoonHood вручную создала для The Midnight Walk потрясающие декорации и модели персонажей с помощью глины и картона, а затем перенесла их на наши экраны. Джоэл Билле (Joel Bille), известный по саундтреку к Fe, написал проникновенную музыку к адвенчуре. Но смогла ли скандинавская команда порадовать игроков историей и геймплеем?
Истории о вечном
В The Midnight Walk игрок берёт под контроль Сгоревшего, фантастическое существо неизвестной (можно увидеть лишь его кисти рук) наружности. Слепой и глухой протагонист ростом с табуретку буквально восстаёт из могилы, принимает в дар от первых встречных глаза и уши, а затем отправляется в путешествие по мрачному миру. Сперва герой попросту пытается выжить, но довольно скоро обзаводится высшей целью — Сгоревший должен выяснить, кто украл солнце, а затем вернуть свет в местные края. Протагонисту необходимо добраться до Лунной горы и возжечь там пламя. Помочь в этом призван Горшочек — прямоходящий одушевлённый сосуд, который питается углём и может переносить огонь прямо на своей открытой глиняной голове.
Керамический малютка и Сгоревший на своём пути через королевство к горе столкнутся с местными жителями. Чтобы пройти дальше, героям предстоит разобраться в тёмных тайнах разнообразных обитателей сказочного края и помочь им: будь то загадочные головы без тел, пострадавшие от страшного монстра, или проклятые существа из замёрзшего города, которых беспокоит призрак. Локальные истории не так однозначны, как кажется на первый взгляд, и представляют собой мрачные, но трогательные и поучительные сказки об одиночестве, горе, надежде и милосердии в духе произведений братьев Гримм.
К тому же персонажи разговаривают с протагонистом не как типичные NPC, вся цель которых сводится к передаче информации о квесте, а как живые существа. Они могут не довести до игрока часть сведений или передать их в иносказательной форме, оставив простор для размышлений. Вкупе с потрясающим видеорядом и музыкой эти эпизоды способны подарить немало эмоций, заставляя сопереживать несчастным героям, которых покинул солнечный свет.
Основная сюжетная линия вышла, пожалуй, менее проработанной, но неплохо служит поддержанию интриги местного роуд-муви. Куда пропало солнце? Кто создал этот чудной мир, полный гротеска? Что нас ожидает на Лунной горе? Игроки получат ответы на большинство вопросов, попутно слушая философские монологи закадрового рассказчика о вечном: о том, что, возможно, тьма — не абсолютное зло, а всего лишь отсутствие света; о том, как она может быть полезна и подталкивать нас к работе над собой. Это простые и понятные смыслы, поданные в красивой обёртке, а потому они оставляют отпечаток, не перегружая претенциозностью.
Fire Walk with Me
Если история получилась хоть и простой, но гармоничной, то с геймплеем всё не так однозначно. Да, он способен принести удовольствие, но в основном это касается взаимодействия с вашим напарником, чьи милые ужимки вряд ли оставят кого-либо равнодушным. Работа в команде подразумевает самые обычные вещи, которые вы могли видеть в десятках других игр. По вашему указанию Горшочек перемещается в нужную точку, чтобы развеять тьму, нажать своим весом на кнопку или зажечь пламя на свечке — этим его функции ограничиваются.
Большинство механик завязано на взаимодействии с огнём. Например, чтобы пройти дальше, зачастую необходимо зажечь пламя в нескольких точках локации. Протагонист либо сам зажигает свечу спичкой (сперва нужно чиркнуть по огромному коробку), либо предоставляет это Горшочку. Иногда нужно воспользоваться специальной пушкой, стреляющей зажжёнными спичками. К сожалению, ствол пригоден только для решения пазлов: убивать или хотя бы оглушать врагов им не получится.
Да, в игре есть противники — большие и жуткие твари нескольких видов, которые, заприметив протагониста, стремительно его атакуют. Сгоревшему остаётся лишь бежать либо прятаться за высокими укрытиями или в специальных шкафах. Чудища также реагируют на открытое пламя, поэтому иной раз их можно отвлечь огнём.
Кроме простеньких пазлов (например, дают перемещать предметы с помощью рычагов) и рудиментарного стелса в The Midnight Walk есть одна по-настоящему оригинальная механика. Протагонисту порой попадаются странные зрачки, зафиксировавшись на которых и закрыв глаза (по нажатию клавиши или благодаря функции отслеживания взгляда на PS VR2) можно изменить реальность — откроется проход, или появится квестовый предмет. Ближе к концу приключения даже встретятся враги, которые замирают при моргании — на этом построена любопытная загадка. Кроме того, иногда придётся отыскивать предметы с закрытыми глазами по источнику звука, поэтому разработчики рекомендуют играть в наушниках. Для тех, у кого нет такой возможности, в меню предусмотрительно добавлена опция ориентирования по маркерам.
В гостях у сказки
Как было упомянуто выше, в игре доступен VR-режим. Стоит ли проходить The Midnight Walk в шлеме? Если есть такая возможность — пожалуй, да. Рассматривать вручную сделанные модели и декорации действительно интереснее, чем в обычной версии. Стрелять из пушки также куда занимательнее в VR, оттягивая пусковой механизм второй рукой. И нужно ли упоминать, что в шлеме монстры напугают куда сильнее? Если быть честным, в «плоской» версии чудища вызывают скорее любопытство, нежели страх. Главная фишка, которая многократно повышает иммерсивность и нагоняет жути, — конечно же, отслеживание глаз а-ля Before Your Eyes. Однако учтите, что она есть только на шлемах PS VR2, а на ПК прикрывать веки протагониста придётся обычным нажатием кнопки контроллера.
Увы, работе MoonHood свойственна болезнь многих проектов, заточенных одновременно под плоские экраны и виртуальную реальность: некоторые фишки попросту не реализованы либо недокручены. Например, ключ нельзя самостоятельно провернуть в замочной скважине — действие происходит автоматически. Ещё в игре порой можно пролететь на причудливом аппарате, повиснув на перекладине под ним. И то, что это делается по нажатию, а не с помощью отслеживания рук, можно назвать настоящим преступлением против VR-сообщества. Помимо этого, при быстром перемещении протагониста его поле зрения сужается раза этак в полтора. Видимо, так разработчики сэкономили ресурсы ради производительности, но решение сомнительное.
Редкий зверь
В The Midnight Walk есть многие аспекты, которые не так уж часто встретишь в играх. Например, вменяемый, но не переусложнённый сюжет, хорошо работающий на погружение в атмосферу и создающий химию между главными героями. Авторы вложили душу в свой проект, как бы пафосно это ни звучало. Чего только стоит одушевлённый передвижной хаб по имени Хаузи (буквально избушка на курьих ножках), в котором можно скоротать время между главами и ознакомиться с собранными записями, раскрывающими лор. Не говоря уже о милом Горшочке, который сперва боится Сгоревшего до дрожи, а затем становится его лучшим другом и центральным героем.
Окружение и персонажи, созданные из глины и картона, — бесспорно, основная фишка игры. Добавим к этому покадровую анимацию — и получим эмоции, сродни испытанным от прохождения стародавней The Neverhood. Пожалуй, сильнее всего их можно ощутить в эпизоде, когда протагонист, как в Alan Wake II, становится зрителем произведения в произведении: он смотрит сказку с керамическими фигурками. Не отстаёт и музыка: момент с колыбельной под скрипку в замёрзшем городке смело могу отнести к самым трогательным в 2025-м игровом году. В общем, картинка и звук — главное, ради чего стоит попробовать The Midnight Walk.
Ситуацию слегка портят баги. Порой можно застрять в текстурах или безвозвратно потерять квестовый предмет. А один раз игра вылетела из-за того, что я в начале главы вопреки сценарию пошёл в противоположном направлении. Впрочем, вряд ли вы запомните слабые стороны, ведь история, атмосфера, картинка и музыка с лихвой их перекрывают.
The Midnight Walk — штучный продукт. Стильная адвенчура придётся по душе тем, кто устал от однообразных проектов для усреднённого геймера и ищет оригинальный сеттинг. Игра вряд ли удивит вас геймплеем или сильно напугает (разве что в VR), зато подарит массу эмоций от погружения в истории персонажей, уникального оформления и пронзительной музыки.
Плюсы: простая, но убедительная история; уникальный визуальный стиль; очаровательный Горшочек; запоминающиеся образы второстепенных персонажей; интересная механика с закрыванием глаз; качественные озвучка и саундтрек.
Минусы: малый хронометраж; посредственный геймплей; VR-режим недоработан; баги.
Лучшие комментарии
Оценки это пережиток прошлого и скорее надо просто от них отказаться. Вам зачем эти точности, дробления и прочее, когда есть все в тексте? Если вы для покупки рассматриваете игру, то тогда тем более лучше вчитаться в текст, а не просто на оценку смотреть (хотя с учетом наличия рефанда или пиратских версий и быстром интернете — проще протестировать саму игру). Если вы из любопытства хотите узнать что-то про игру, как она работает, кем сделана и так далее, а может просто обсудить свое мнение об игре с кем-то, то да, вот обзор самое то, но оценка? Никогда не понимал какой от нее прок. Все эти 99% в стиме положительных например, зачастую это бесхребетные игры, ни рыба, ни мясо, такие, чтобы получить от любого человека 6 из 10, что эквивалентно будет пальцу вверх. Зато шедевр для кого-то, но неоднозначная игра, 100% соберет кучу негативных отзывов по разным причинам. Короче ориентировать на оценки для выбора игры не стоит.
Здравствуйте, уважаемый автор!
Прошу прощения, мне не довелось подержать в руках PSVR2, однако я точно могу сказать, что то, что вы описали, называется виньеткой и предназначено для предотвращения «укачивания» в VR. Степень/размер виньетки (в ПКВР версии точно) можно отрегулировать в опциях.
Благодарю за обзор! Я еще в процессе прохождения, но эмоции просто зашкаливают. Заглавная музыкальная тема третий день не выходит из головы =)
Надо только две оценки оставить: Х и П.
Но лучше хорошо и плохо :)
х…во и плохо?))))))))))
Самая лучшая оценка — это оценка, которую тебе сам представляешь, прочитав обзор от начала и до конца.
мне кажется в системе оценок не хватает оценки между проходняк и похвально, уже не первый раз замечаю. в частности тут я понимаю почему нельзя поставить проходняк, все же визуальный стиль в который явно вложили душу не дает поставить проходняк, но и со всеми косяками и посредственным сюжетом как будто и похвально выглядит завышенной оценкой.