Best Served Cold: Обзор атмосферного детектива про бармена-шпиона
VA-11 HALL-A про расследования
Когда посетитель задаёт вопрос, правда — не всегда то, что он хочет услышать.
Совсем недавно я обозревала два классных детектива: японскую Urban Myth Dissolution Center про паранормальщину и — уже более приземлённую — The Darkest Files о прокурорах, которые берутся за давно закрытые дела времён Второй мировой. Что ж, похоже, на улице любителей поломать голову снова праздник, ведь на днях я нашла ещё один увлекательный и очень стильный детектив — Best Served Cold. Главный герой игры — бармен, вынужденный работать на полицию, спаивать неразговорчивых клиентов и расследовать вереницу жестоких убийств.
Шпион поневоле
События Best Served Cold разворачиваются в альтернативной Европе с вымышленными названиями стран. Посреди бесконечных войн расцветает преступность, а драки, кражи и убийства всё чаще происходят не на трезвую голову. Ответом на происходящее становится введение сухого закона, а вслед за ним в тени возникают так называемые спикизи — нелегальные заведения с продажей горячительных напитков.
Ведь те, кто хочет пить, — будут пить, несмотря на законы и запреты. Так решает и предприимчивый бизнесмен Винсент Флоаре, а затем внаглую открывает спикизи «Полуночный напиток» прямо в подвале своего книжного магазинчика. За барную стойку он приглашает главного героя — безымянного и бесстрашного человека с тёмным прошлым, для которого нелегальная работа в баре — лишь строчка в преступном резюме.

Ареста и будней за решёткой можно избежать — если бармен согласится пару недель поработать на полицию и помочь распутать дело, то констебль обещает закрыть глаза на его прошлые и текущие преступления. И дело подходящее тоже есть. Оказывается, уже который день все газеты пестрят статьями про загадочное убийство молодой бухгалтерши. А произошло преступление прямо за одним из таких нелегальных баров!
Само заведение, конечно, тут же закрыли, но его посетители с жаждой алкоголя точно переберутся в «Полуночный напиток». Тут-то на сцену и должен выйти наш главный герой. На первый взгляд его задачи кажутся невыполнимыми — за две недели детективу на полставки необходимо вычислить завсегдатаев подпольных баров, определиться с главными подозреваемыми, опоить их, собрать улики и правильно указать на злодея.
Развязывать пьяные языки — довольно долгий и кропотливый процесс, но скучно не будет, ведь главному герою также предстоит смешивать и разливать разнообразные напитки, слушать лёгкий джаз, кивать многочисленным жалобам клиентов и подмечать все подозрительные детали.
Единственный существенный минус — отсутствие перевода, да и стиль не всегда разговорный, поэтому прохождение каждого эпизода растягивалось на шесть часов, а это в сумме аж больше суток непрерывного чтения! Ни капли не жалею о потраченном времени — помимо практики в быстрочтении на английском ещё и удалось выучить много новых слов.
Лучший друг пьянчуги
Геймплей похож на тот, который любители визуальных новелл уже видели в VA-11 HALL-A, — каждый день в бар приходят разные посетители, которые желают получить свой коктейль, посидеть и пообщаться с друзьями. Но если в упомянутой игре главный герой влиял на сюжет только посредством смешивания напитков, то здесь всё немного сложнее. На кону ход расследования и свобода протагониста, поэтому работать молча не получится — придётся поддерживать разговоры и искать подход к каждому клиенту.
Как оказалось, в работе бармена-шпиона довольно много тонкостей! У каждого клиента есть набор тем, на которые он готов разговаривать, но не все из них будут доступны сразу. Одни разговоры гость готов вести только под хмельком, другие — исключительно в хорошем настроении, а для поднятия некоторых личных тем необходим высокий уровень отношений. Казалось бы, уже сложно, но ещё у каждого клиента свой уровень толерантности к алкоголю, а некоторые разговоры могут вогнать их в депрессию, так что бармену придётся быть терпеливым, чутким и очень хитрым, если он хочет выведать все секреты.
Унылый пастор всегда приходит в бар в плохом настроении. Улучшить его день поможет любимый коктейль, только вот одна загвоздка — он же загонит его в состояние нестояния, после чего гость сразу же уйдёт домой. Придётся выбирать, чего хочет добиться бармен — порадовать гостя или просто поговорить с ним, наливая не самый вкусный напиток. И наоборот — намеренно испорченный коктейль может натолкнуть посетителя на неприятную, но полезную для расследования тему.
Система общения кажется запутанной, но только в первые дни — потом герой научится подавать любимые коктейли и одновременно поддерживать разговор, вовремя вынимать из рукава нужные вопросы и провоцировать гостей на откровения, так что не бойтесь упустить контент или не раскрыть дело. Двух игровых недель с головой хватает и для расследования, и для социализации, даже если при этом совершать ошибки или пропускать разговоры.

Система ведения подсчёта улик в игре очень удобная — не приходится держать в голове кучу лишней информации в надежде на то, что однажды что-то из этой кучи понадобится в расследовании. Узнавая персонажей, бармен будет записывать в блокнот все зацепки, которыми поделились гости. Так что во время диалогов с клиентами будет полезно не только обмениваться слухами, но и показывать им найденные улики. Если персонажи знакомы между собой, то могут поделиться мнением, подарить полезный факт, дать наводку и тем самым продвинуть расследование.
Публика в спикизи очень разная, поэтому каждому гостю требуется особый подход. В числе завсегдатаев — обаятельный коллектор и по совместительству бывший коллега по нелегальным делам, компания нуворишей и высокомерных детишек из высшего общества, яркая звезда театра, простой клерк, грустный священник и храбрая горничная из местного отеля. И хотя далеко не все они будут подозреваемыми, город маленький, поэтому зацепку можно получить из самых неожиданных источников. Нужно всего ничего — надавить, напоить, затронуть старое воспоминание или дождаться определённого внутриигрового события.
Лучше подавать холодным
Когда бармен освоится с новой профессией и познакомится с большей частью завсегдатаев, полицейский принесёт в его подсобку самую настоящую детективную доску, чтобы герой систематизировал мысли и наконец-то занялся поисками убийцы. В конце каждого дня можно размещать на ней улики или комбинировать темы, превращая их в гипотезы. А наутро — задавать новые вопросы, и так по кругу, пока личность убийцы не будет раскрыта.

В это же время в блокноте бармена появляется отдельная таблица с именами четверых подозреваемых и полями, которые необходимо заполнить в ходе расследования. За 14 дней предстоит отыскать мотивы, орудие убийства и алиби, если оно есть, а затем методом исключения указать на преступника. А ещё можно справиться гораздо раньше, пропустить геймплей сразу до финала или остаться в баре до конца срока, тихо разливая напитки и улучшая отношения с персонажами — часть из них можно «заромансить», так что трудоголизм того стоит!

Best Served Cold — отличное лекарство от хандры, неторопливый, но очень занимательный детектив с приятными персонажами, аккуратной графикой, расслабляющей джазовой музыкой и интересными историями клиентов. Это тот случай, когда торопиться некуда — нужно смаковать диалоги, смешивать напитки, участвовать в философских беседах, давать советы и расслабленно попивать кофеёк по другую сторону монитора. Некоторые дела кажутся уж слишком простыми, но игра, при всей её простоте, не забывает подкидывать лишние улики, сбивает со следа и удерживает внимание до самого финала.
Плюсы: хорошо прописанный мир, о котором всегда хочется узнать больше; харизматичные персонажи; интересный геймплей; отличное музыкальное сопровождение и визуальный ряд с приятной цветовой гаммой и аккуратными спрайтами; не очень сложная, но увлекательная история.
Минусы: неприятный сюжетный поворот в конце нулевого эпизода расстроил многих игроков, меня в том числе; неторопливый темп повествования понравится не каждому (но это всё же визуальная новелла, а чтение в таких играх — главное блюдо).
Лучшие комментарии
Что за поворот? Нужно знать, стоит тратить время или нет?
Тоже интересно, что за поворот такой — впервые вижу, чтобы такое отдельно выделяли, значит, там действительно что-то серьёзное xD
Не уверен, что у первого, что второго главного героя есть какая-то личная история, и являются ли они полноценными персонажами (в этом жанре не всегда они такие), но понятно, почему людей расстроило.