29 марта 29 мар. 94 9933

«Поднятие уровня в одиночку 2» — обзор самого популярного сейчас аниме

Подняли уровень

Сегодня, 29 марта, выходит финал второго сезона аниме «Поднятие уровня в одиночку», которое побило несколько рекордов, в том числе по оценкам для одной серии, было признано самым популярным аниме во многих странах (и в России тоже) и несколько раз ломало серверы стриминговых сервисов из-за наплыва зрителей. В чём же секрет популярности этой анимации и почему о ней пишут на игровом сайте?

 

Из грязи в князи

Ответ на вопрос, почему мы об этом пишем на StopGame, очевиден. Оригинальная новелла, вышедшая в 2016 году, и последовавшая за ней через два года манхва (это такой южнокорейский вариант манги) выстроены на механиках классических MMORPG. Здесь рассказывается о том, как охотник на монстров из Южной Кореи по имени Сон Чжин-Ву сражается, прокачивается и один или вместе с представителями других классов зачищает подземелья разных рангов.

А делает он это потому, что в мире стали появляться врата, откуда вылезают агрессивные чудища. И только охотники, люди, у которых открываются особые боевые способности и силы, могут противостоять им — они в составе группы заходят в эти врата (по сути, в подземелья), убивают монстров и таким образом закрывают эти порталы.

 

Опенинг и музыка тут отличные.

Фишка в том, что Сон Чжин-Ву изначально был самым слабым охотником, а те делятся на ранги — от Е до S. И этот ранг присваивается раз и навсегда — можно потом его поддерживать, но не увеличивать. И вот после определённых событий наш Е-ранговый Сон Чжин-Ву получает уникальную возможность поднимать свой уровень в одиночку и достигает невероятной силы. Почему в одиночку? Потому что никто этого больше не умеет, он тренируется в одиночестве и долгое время вынужден один ходить в подземелья ради прокачки (на самом деле ради мамы, но об этом позже).

Впрочем, помощь он получает, но сам не знает, от кого, почему и что вообще происходит. Дело в том, что в любой момент по его желанию или сам по себе перед Сон Чжин-Ву появляется невидимый для всех остальных интерфейс типичной MMORPG, через который он получает квесты, распределяет очки характеристик, разучивает умения, покупает зелья и оружие.

Поначалу герою приходится очень нелегко. Тут можно заметить нотки юмора, но лишь пару раз.
Поначалу герою приходится очень нелегко. Тут можно заметить нотки юмора, но лишь пару раз.

То есть «Поднятие уровня в одиночку» — это экранизация не какой-то игры, а самого процесса прокачки, того, как все мы играем в компьютерные RPG. Поэтому и ответ на, казалось бы, более сложный вопрос, почему это аниме так выстрелило, тоже очевиден: в Сон Чжин-Ву зрители видят себя.

Это кино — про нас, геймеров, неожиданно оказавшихся героями самого популярного аниме в мире. И нас таких, которые играли, играют и будут играть в подобные RPG и поднимали уровни в одиночку или вместе с друзьями, очень много. И уж тем более много в Южной Корее, где подобное времяпрепровождение стало частью национальной культуры.

На одном языке

Но почему ответ на вопрос, почему это аниме так популярно, может показаться сложным? Дело в том, что по сюжету, по заложенным смыслам «Поднятие уровня в одиночку» — вещь простенькая. Здесь нет философской глубины, мистики и крышесносного сюрреализма, которые можно найти в «Евангелионе» и «Берсерке», нет драмы и мощного посыла «Монстра», нет заставляющей плакать лирики «Твоего имени», нет юмора и иронии, которые оттеняют супергеройский пафос в «Хвосте Феи» и One-Punch Man.

Это почти буквальная демонстрация процесса прокачки, сопровождаемая дикой динамикой и феерическими боевыми сценами. Но в этом-то и есть разгадка. Миллионы тех, кто играл, видят на экране себя и вспоминают те же чувства, когда вас все вокруг унижают и изначально считают слабаком, но вы постепенно становитесь сильнее, приобретаете новые умения и экипировку, меняетесь из-за этого внешне (Сон Чжин-Ву физически возмужал за короткое время), возвращаетесь к унижавшим вас боссам, плотоядно улыбаетесь, поигрывая мечом в натруженной руке… А после того как месть свершилась, стоите над остывающими телами, и в голове только одна эмоция: это просто праздник какой-то! Ну, и вопрос: сколько я получу опыта и какой лут сниму? Так зачастую рассуждает и Сон Чжин-Ву.

Авторы на этом специально играют. Всячески подчёркивают, насколько изначально герой был слаб и как снисходительно к нему относились. И в итоге, когда он потом возвращается куда более сильным, но пока ещё вынужден скрывать это, мы вместе с ним испытываем вызывающее жёсткое привыкание упоение от того, что вот-вот они узнают, какой он на самом деле.

Всё это рассказывается на полном серьёзе, почти без улыбки, которая, казалось бы, при таком сюжете была бы вполне уместна. Но юмор тут, на самом деле, есть — мы сами для себя его находим и искренне улыбаемся, когда видим, как недоумевает Сон Чжин-Ву, видя загадочный для него интерфейс, или рассуждает, что значит смена специализации и стоит ли ему взять некроманта. Поначалу это вообще кажется этакой постмодернистской пародией на компьютерные игры.

В некоторых играх инвентарь сломан, а тут герой сам его ломает.
В некоторых играх инвентарь сломан, а тут герой сам его ломает.

Бей и смотри, как это круто

На самом деле, я немного слукавил, когда сказал, что в «Поднятии уровня в одиночку» ничего нет кроме прокачки. Есть романтика (причём образы девушек показаны довольно глубоко и трогательно), есть личная драма — Сон Чжин-Ву пошёл в охотники ради того, чтобы заработать денег на лечение находящейся в коме матери и на содержание младшей сестры. Есть напряжение и разборки между гильдиями охотников, ставшими чуть ли не правителями мира.

И наконец, есть три действительно важные интриги (для тех, кто не читал оригинал, конечно) — что это за система, которая помогает нашему герою так знатно прокачиваться, что за монструозные муравьи на острове Чеджу и будет ли что-то у Сон Чжин-Ву с Ча Хэ Ин?

Многие поклонники новеллы и манхвы хотели, чтобы в аниме остались корейские имена. Ставила ведь аниме японская студия A-1 Pictures, и были опасения, что всё будет японизировано, тем более что в сюжете есть определённое противостояние между корейскими и японскими охотниками. А уж когда один из продюсеров аниме во время работы над первым сезоном заявил, что ему, дескать, всё равно, что в итоге получится, истерические настроения среди поклонников поднялись на новый уровень.

Переживали зря. Имена остались нетронутыми. И со стилистикой всё отлично — здесь множество запоминающихся сцен и образов, и в этом смысле «Поднятие уровня» вполне может сравниться с «Аркейн».

То же самое и с боевыми сценами, которые также являются важнейшей составляющей успеха. Можно, конечно, с лупой выискивать различия по сравнению с манхвой — как сказала моя дочка, активная участница фандома по манге «Туалетный мальчик Ханако», «мы всегда найдём, к чему придраться в аниме по любимому произведению».

Но в данном случае со сражениями и в первом, и тем более во втором сезонах всё отлично — для меня лучше, чем в «Магической битве», «Атаке титанов» и нежно любимом «Берсерке». Это действительно новый уровень. Да, как часто бывает в аниме, местами смотрится нелепо, но в лучшие моменты (почти всегда) драки выглядят зрелищно, динамично, феерично, стильно — подбирать эпитеты можно долго, но тут лучше хотя бы один раз увидеть.

 

Особенно в боевых сценах радуют смена перспективы и переключение между персонажами.

Один и об одном

А вот опасения по поводу того, что аниме вслед за манхвой упростит оригинальную веб-новеллу и сосредоточит всё вокруг фигуры главного героя, отчасти оправдались. По крайней мере, если судить по двум сезонам без учёта финальной серии. Нельзя сказать, что в аниме всё внимание только на Сон Чжин-Ву, но в новелле действительно больше времени уделялось другим.

Но волнуют ли все эти расхождения с оригиналом меня, человека, который до этого года и знать не знал о существовании такого явления, как «Поднятие уровня в одиночку»? Нет. То, что всё действие в аниме в основном сосредоточено на герое, мне даже лучше. Потому что я получил концентрированную историю о восхождении, рассказанную на понятном мне, как геймеру со стажем, языке. И позволяющую ассоциировать себя не с принцем, охотником на драконов, борцом с мафией или членом спецотряда, а с таким же игроком из MMO, который прокачался и стал знаменит на всю страну, а не в рамках внутриигрового рейтинга или гильдейского форума.

Да, мы, когда прокачаемся до 100-го уровня, в собственных глазах всегда видим себя такими…
Да, мы, когда прокачаемся до 100-го уровня, в собственных глазах всегда видим себя такими…

И при этом я вполне могу разглядеть тут и лирику, и даже скрытый второй слой, пусть даже, возможно, я сам для себя его выдумал, чтобы воспринимать это ещё и как постмодернистскую шутку — например, про то, как компьютерные RPG проникают в реальность, а всеми нами играют и поднимают свои уровни боги. Или можно воспринимать это как ироничный ликбез для «чайников» о том, как работают RPG.

 

Опенинг первого сезона. Согласитесь, музыка тоже шикарная.

В любом случае мы получили очень увлекательное, во многом выдающееся аниме. И выдающееся оно не с точки зрения глубины и философских подтекстов, а с точки зрения динамики, концентрации, стиля и постановки боевых сцен, которые авторы действительно подняли на новый уровень в одиночку. Теперь у меня только два вопроса: когда уже третий сезон и какой окажется Steam-версия ролевой игры  Solo Leveling: ARISE, выход которой запланирован на этот год. Надеюсь, оценим и обсудим.


Поддержи Стопгейм!

Лучшие комментарии

Кирилл достиг окончательной своей формы — анимолог.

Братан, в чём твоя проблема с ответами? Почему ты всегда пишешь их новым комментарием?

Видимо, это такой вайб 50 летнего.

В хорошем аниме ничего плохого, а кидать на первую полосу такое серое аниме, сомнительно.

Здесь нет философской глубины, мистики и крышесносного сюрреализма, нет драмы и мощного посыла, нет заставляющей плакать лирики, нет юмора и иронии, которые оттеняют супергеройский пафос

Этот Соло левелнинг рассказывает посредственно о посредственном.
Такое можно в блоги кинуть. Не понимаю зачем на главной. К хайпу привязаться? Ну окей. ϛ( ಠ_ಠ)ʔ

Ну цифры популярности ни о чем не говорят. Достаточно взглянуть на музыкальную индустрию и что там часто оказывается в топах. В то время как реально крутые исполнители выступают на 20 человек в подвале.

Поднятие просто хороший экшен. Про сюжет и «раскрытие» персонажей даже поднимать не буду — там просто не о чем говорить. «Игровые механики» ничего интересного из себя не представляют — дефолтная реалрпг, далеко не лучшая — такого на рынке тысячи и тысячи тайтлов. Махва обрела огромную популярность вероятно из-за рисовки, действительно сочного начала и мб была одной из первых манхв по реалрпг в тот момент.

Феномен — мб, что там обозревать — хз. Тем более зачем это еще больше популяризировать. Какой-нить сравнительный обзор на Nier выглядел бы уместнее на игровом портале.

А лучше ничего не нашлось, кроме занюханного исекая?
Почему именно это аниме? Просто из-за популярности?

аниме часть геймерской культуры

Думаю много кто не согласится.

Это калан об аниме? Как пропатчить KDE2 под FreeBSD?

Ах да, мои любимые обзоры аниме на StopGame

Ничего себе, официальные обзоры анимы на СГ. Странно, правда, что именно на это внимание обратили. Аниме про компьютерные игры, прокачку и так далее — очень много.

Понятно, что это сейчас чарты рвёт, но тогда уж можно в целом около-игровые медиа почаще обозревать, тоже вполне интересно.

В смысле «переводы»? Там сами названия уже давно такие «уникальные».

поднятие стало феноменом

А до него — Коносуба. А до него — SAO. А до него — .hack. Ну и попутно всякие «Герои щита» имели определённую популярность. Вы бы ещё на какую-нибудь Лит-РПГ, которая сейчас в топе author.today за компанию рецензию написали...

Я посмотрел оба сезона и мне не очень понятны восторги и настолько высокая оценка. Десяток лет назад в России все смеялись с Лит РПГ. Так вот аниме буквально соответствует худшим представителям этого жанра

У каждого произведения есть своя ЦА. И так вышло, что огромное количество мужчин любят смотреть «тупой экшен». Трансформеры, Форсаж, Неудержимые, Топ Ган и десятки других фильмов стали популярными не из-за «глубины», а из-за хорошо поставленных экшен сцен.

И вся Поднятие уровня в одиночку о том же. Это концентрированный экшен и ничего более. У героя всегда есть чёткая цель, он идёт к ней и не отвлекается на самокопания.

Отличие от большинства литРПГ и прочих произведений про попаданцев до абсурда простое — качество. Оригинальная манхва — это самая красивая манхва из тех, что я видел. Да, это тупой экшен. Да, в нём нет глубины. Да, через 10 лет после завершения аниме о нём никто не вспомнит, так как появятся экшены ещё лучше. Но прямо сейчас это лучшее произведение в своей весовой категории, вот о нём и говорят на каждом углу.

«Solo Leveling» на английском.
«Ore dake Level Up na Ken» на японском (в иероглифах так же звучит). Переводчики это переводят как «я единственный, кто повысил уровень» что явно ложь по содержанию тайтла, так что можно списать на погрешность переводчиков.

Поэтому по смыслу перевод соответствует названию аниме на других языках (про название ранобе не будем, тут речь именно об аниме). И «поднятие уровня» имеет более точный смысл, чем «прокачка». Хотя «прокачка» привычнее для уха игроков (но аниме-то для более широкой публики). А для незнакомых с игровым сленгом «прокачка» как раз не отсылает однозначно к играм, и может быть настолько же неуместно-строительной, если захотеть. ;)

аниме часть геймерской культуры

Может всё же гиковской? (вспомнил тут слово)

Я подумал ещё раз и вспомнил слово «гик».
«Часть гиковской культуры» звучит лучше (логично), и с этим я могу согласится.

У нас пол игровой индустрии сейчас в аниме стиле

И о чём это говорит? Каждый геймер смотрит аниме? Нет.

Я понимаю, почему детям может нравиться этот сериал, но если человеку больше 14 лет, то возникают вопросы.

Мне 32 и мне соло левелинг тоже понравился. Хз как во 2 сезоне(я посмотрел только 1 сезон и потом залпом всю манхву навернул), но в первом шикарный визуал, анимация и экшен. т.е это чисто визуальное произведение которое приятно смотреть из-за картинки

Ой в нем нет философских подтекстов и дофига глубинных смыслов. И что? Все, что не Тарковский теперь только для детей?

Читай также