Expelled!: Обзор самого реиграбельного детектива
Не виноватая я!
Коллектив inkle раз за разом доказывает, что текстовые игры — это не только визуальные новеллы и жанр является большим полем для экспериментов. Во всех релизах этой студии упор сделан на повествовании, которое мы лепим собственноручно — решая археологические загадки в Heaven’s Vault или путешествуя по миру в 80 Days. При этом игры непохожи друг на друга, и вышедшая в 2021 году Overboard! оказалась уникальным приключением, идеи которого спустя четыре года получили развитие в Expelled! Хотя со стороны проекты кажутся чуть ли не идентичными, истории в них совершенно разные.
Без вины виноватая
В Overboard! мы играли за актрису, которая столкнула своего мужа за борт корабля, и нам предлагалось сделать всё возможное, чтобы отвести от себя подозрения: и следы замести, и подставить кого-то другого. Эдакий роман Агаты Кристи (Agatha Christie) наоборот, где убийцу мы знаем с первых минут. В Expelled! всё иначе — преступление тоже совершено в самом начале (девушка по имени Луиза выпала из окна), но почему это произошло и кто виноват, — загадка. А главной подозреваемой считается Верити, которую за случившееся выгоняют из престижной школы для девочек.
Героиня пересказывает ситуацию отцу, с которым они сидят в соседнем пабе, и поначалу всё действительно указывает на то, что виновата Верити. Когда произошёл несчастный случай, она находилась в той же комнате, а рядом с разбитым окном лежала её хоккейная клюшка — в этой школе девушки активно занимаются спортом, и Луиза является самой яркой звездой хоккейной команды. Девушка не погибла, но руководство школы, кажется, больше заботит не судьба ученицы, а тот факт, что было разбито старинное витражное окно, которое считается чуть ли не священным. И мы знаем, что мы ничего не делали. Вот только свидетелей нет, да и мотив не совсем понятен.
Нам нужно доказать свою невиновность. Expelled!, как и Overboard!, предлагает раз за разом переживать один и тот же день — ранним утром мы оказываемся в злополучной комнате, видим неадекватные действия Луизы и должны что-то сделать. От наших шагов зависит то, насколько рано или поздно закончится день, — при желании можно сразу сдаться руководству, после чего родителям Верити отправят письмо, в котором сообщат о её исключении из школы. Или вы случайно попадётесь кому-то на глаза — персонажи гуляют по зданию и, например, зайдут в ту комнату и увидят вас с клюшкой в руках, после чего отвертеться будет трудно. Выкинешь клюшку в окно — она приземлится аккурат на голову Луизы, из-за чего та потеряет сознание. Нужно ли этого избегать? Не узнаешь, пока не попробуешь.
В этом прелесть игры — вариантов здесь огромное количество, хотя поначалу так не кажется. Здание вроде бы небольшое: класс геометрии, библиотека, часовня, медпункт, площадка во дворе — всего около десяти локаций. Но в каждой есть чем заняться: или стол изучить, или шкафчик открыть, или попробовать распахнуть закрытую дверь — есть ведь какой-то способ её открыть? Ученицы живут по расписанию. Можно пойти на учёбу, а можно заняться чем-то другим — что ни выбирай, столкнёшься с разными персонажами и в тех или иных условиях удастся выудить ценную информацию.
Эксперименты приводят к тому, что с каждой новой попыткой об этой небольшой вселенной узнаёшь гору подробностей. Есть неприятные персонажи, в диалогах с которыми пробуешь быть то пай-девочкой, то хамкой. Есть симпатичные, но странноватые герои, будь то ученица из России, реплики которой переполнены литературным драматизмом, или девочка, постоянно торчащая в медпункте и обладающая сверхъестественной способностью. Если кабинет пустой, можно его исследовать и найти компромат или предмет, который положишь в инвентарь и потом где-то используешь. А если там кто-то сидит, то поговоришь, выбирая каждый раз другие реплики.
Всё делать самой
Expelled! не говорит прямым текстом, что от вас требуется, но даёт намёки. Например, предлагает попробовать кого-то подставить или найти такую-то информацию — вы лишь знаете, что это возможно, но до пути решения проблем догадываетесь сами. Впоследствии из всех этих кусочков складывается цельный пазл — если знаешь, где добывается тот или иной предмет, который вдруг становится нужен, в следующем прохождении сразу начинаешь за ним охотиться. Как и в Overboard!, на каждое действие затрачивается время — и на переход из одной локации в другую, и на произнесение каждой отдельный реплики. Так что если решите долго с кем-то разговаривать, то очень плодотворным день не будет, но, возможно, под конец беседы выудите ценную информацию и впоследствии она пригодится.
Самая интересная особенность игры связана с репликами, рядом с которыми есть значок дьявола. Дело в том, что в Expelled! добавили что-то вроде шкалы бунтарства — девочка, которая поначалу кажется миленькой и добренькой, может начать разбрасываться оскорблениями или даже калечить других учениц. Поначалу опций не так много, но с каждым прохождением появляется всё больше возможностей заполнить шкалу и разблокировать новые варианты действий — прогресс переносится из одной попытки в другую, и вместе с этим повышается степень непослушания. Это освежает некоторые сцены — когда называешь директрису старой кошёлкой или вообще сталкиваешь кого-то с лестницы, потому что он стоял на пути, это, во-первых, весело, а во-вторых, позволяет пополнить свою копилку знаний.
Жаль лишь, что эти знания нигде не записываются. Детали узнаёшь постоянно — это и предыстория школы, и скелеты в шкафах девочек, и информация, которую от них скрывает руководство. Когда героиня узнаёт что-то важное, в верхней части экрана вылезает соответствующая надпись, и умом понимаешь, что со временем это знание где-то пригодится — например, обсудишь его с кем-то другим. Но таких всплывающих подсказок много, все не упомнишь, поэтому в какой-то момент начинаешь записывать всё это в блокнот. Так, судя по всему, и задумано — в Overboard! у меня была та же претензия.
Это, пожалуй, единственный заметный минус Expelled! — в остальном игра получилась по-настоящему изумительной. А в чём-то даже поучительной — если в экстремальной ситуации продолжать со всеми сюсюкать, то с тобой и разговаривать никто не захочет, просто вышвырнут и забудут. Ещё и гадостей попутно наговорят, раз ты из бедной семьи и учишься в такой элитной школе — по крайней мере, так её позиционирует руководство. Шкала бунтарства не только делает повторные прохождения разнообразными, но и гораздо лучше раскрывает эту мини-вселенную — у многих есть тайны и причины вести себя так или иначе, и простыми методами на чистую воду людей не выведешь. И распутывать этот клубок с каждым разом всё интереснее.
Отдельной похвалы заслуживает саундтрек. Обычно inkle использует оригинальные композиции, написанные специально для её игр и соответствующие выбранной эпохе, но здесь авторы решили вдохнуть новую жизнь в давно существующие произведения. Поэтому тут слышишь работы Пола Уайтмена (Paul Whiteman), Джорджа Гершвина (George Gershwin) и других композиторов начала XX века — действие игры происходит в 1922 году. Рай для любителей весёлого джаза и классической музыки тех времён. Бонусом идёт минимальная озвучка Верити в исполнении Амелии Тайлер (Amelia Tyler), знакомой по роли рассказчицы в Baldur’s Gate III, — жаль, реплик у неё очень мало.
Ближе к релизу к названию Expelled! разработчики начали добавлять подзаголовок An Overboard! Game. Возможно, это означает, что идею забрасывать не планируют и в будущем нас ждёт больше подобных развлечений. Надеюсь, что это так — уже в «сиквеле» формулу смогли довести практически до совершенства, и непохожесть этого проекта на предшественника указывает на то, что повторяться и просто менять антураж создателям неинтересно. Expelled! получилась забавным, увлекательным и многослойным приключением, которое оказывается гораздо глубже и масштабнее, чем видится на первый взгляд. Впрочем, как и любая игра этой студии — жаль, ни одна из них так и не переведена официально ни на какие языки.
Плюсы: интригующая история с элементами детектива; очень высокая реиграбельность; шкала бунтарства делает повторные прохождения интереснее, открывая новые варианты во время исследования и диалогов; харизматичные персонажи; симпатичный визуальный стиль; приятная джазовая и классическая музыка.
Минусы: многое приходится держать в уме или э записывать, поскольку игра нигде не фиксирует обретённые знания; нет перевода (как обычно).
Лучшие комментарии
Вам надо весь контент за 1 прохождение, каким образом тогда создать последствия выборов и так далее?
очень любопытно стало, отличный обзор ^_^
Здесь одно прохождение занимает довольно недолго и вся идея игры в «таймлупе», в котором ты пробуешь разные варианты развития событий. Я бы сказал, что в этом плане игра больше всего похожа на 12 Minutes, например.
И «больше возможностей» тут часто просто потому, что в первом прохождении ты получаешь информацию, которой можешь воспользоваться в последующем.
Как во всех играх, очевидно. Делаешь выбор — получаешь последствия. А не как обычно в визуалках. В начале у тебя только лок рут, с которого никуда и никак не свернуть. И нужно полностью завершить игру, чтобы выбрать другой рут. Но… он настолько сильно отличается от основного, что там полностью другой сюжет, и ГГ тоже может быть другой (чуть менее тупой тряпкой чем обычно). Но ты узнаешь только часть общего сюжета. И у тебя ещё минимум три рута, которые тоже нужно перечитать с нуля. И только пройдя все три, ты узнаешь полную картину истории. Но это не в одной истории, и ни в одном прохождении. И в каждом руте ГГ будет знать только соответствующую руту ифнормацию. Это ужасно раздражает. Где столько времени то найти.
Специально для тебя придумали кнопку скипа уже прочитанных реплик
Так ведь девочка из Expelled и актриса из Overboard — это один и тот же персонаж. В игре достаточно много жирных намеков на этот счет.
Этот обзор прямо продал мне игру.
Самые жирные — концовка со свадьбой и хорошая концовка (потому что она тоже со свадьбой)
После инфы про больше возможностей при перепрохождении игра меня потеряла. Я абсолютно это ненавижу в визуалках. Никогда не понимал, зачем это делают. Как и многие глупые вещи в визуалках, которые только мешают играть.