28 февраля 28 февр. 31 15K

Lost Records: Bloom & Rage: Обзор первого эпизода приключения от авторов Life is Strange

Человек с киноаппаратом

Хоть студия DON’T NOD больше не занимается серией Life is Strange, она всё равно решила рассказать нам историю про подростков-аутсайдеров. Не обошлось в этот раз и без паранормальщины и разделения на эпизоды. Кажется, разработчики возвращаются к истокам, так что давайте разбираться, насколько хорошо у них это вышло в первой части « Утерянных записей».

 

Середина 90-х

История — основа основ Lost Records, поэтому о сюжете не так уж просто рассказать без спойлеров. Действие происходит в живописном городке Бархатная Бухта, что находится в штате Мичиган. Там много озёр и просто волшебные леса, поэтому их мы будем видеть гораздо чаще, чем городские пейзажи. Бархатная Бухта — место, где охота на оленей стала для многих смыслом жизни, но главная героиня Суонн, к счастью, предпочитает ружью свою видеокамеру.

В середине лета 1995-го школьница совершенно случайно заводит новых подруг — Отэм, Нору и Кэт. И характеры всех четверых (уж простите мне это миллениальское сравнение) отлично распределяются по факультетам Хогвартса: рассудительной и уравновешенной Отэм подошёл бы Когтевран, глуповатая и мечтательная Нора пошла бы учиться в Пуффендуй, упрямая Кэт хорошо смотрелась бы в Слизерине, а сама Суонн, несмотря на всю свою застенчивость, смелая и верная — идеальные качества для гриффиндорца.

Подруги сколотили группу и назвали её Bloom and Rage — «Цветы и ярость». Именно это название стало подзаголовком игры.
Подруги сколотили группу и назвали её Bloom and Rage — «Цветы и ярость». Именно это название стало подзаголовком игры.

Lost Records, однако, не ограничивается ностальгической атмосферой 1995-го и периодически переносит нас на 27 лет вперед, в постковидный 2022 год. В «настоящем» мы по-прежнему играем за Суонн, которая из Канады возвращается в Бархатную Бухту, получив интригующее сообщение от Отэм — той пришла коробка для участниц Bloom & Rage.

Повзрослевшие героини все эти годы не общались друг с другом и сейчас начали вспоминать прошлое, о котором обещали никогда больше не говорить. Каким-то непостижимым образом им удалось вычеркнуть из памяти события лета 1995-го, но, погружаясь в свои подростковые переживания, они по крупицам достают информацию, заодно неплохо так интригуя игрока. Ты всё время чувствуешь эту недосказанность и задаёшься вопросом: а что же, чёрт возьми, всё-таки случилось?! Понимаешь, что надвигается что-то плохое, раз этой дружбе скоро придёт конец.

У некоторых героинь даже родились дети, но сама Суонн всё ещё птица свободного полёта.
У некоторых героинь даже родились дети, но сама Суонн всё ещё птица свободного полёта.

Я всегда с собой беру…

Есть ощущение, что у первого эпизода Lost Records довольно-таки медленный темп, игра больше про созерцание, а не про динамику событий. На это работает и основная геймплейная механика — съёмка видео для личных мемуаров Суонн.

У протагонистов повествовательных игр от DON’T NOD всегда есть хобби, позволяющее им по-особому смотреть на мир: у Макс из  Life is Strange — фотографирование, Шон в  Life is Strange 2 любит рисовать в своём альбоме. Но в обоих случаях игрок задействован минимально: мы не выстраивали композицию кадра и не делали какой-нибудь черновой набросок своими руками. В случае со Суонн её камера — это и наша камера тоже, на неё мы можем переключаться в любой момент, чтобы заснять всё, что душе угодно. Более того, в игре даже реализованы видеоредактор и лёгкий монтаж: можно тасовать отснятые кадры, подставляя более подходящие.

Съёмки открывают огромный простор для изучения локаций. Поиск того, что можно подснять, — граффити, птицы, зверушки — превращается в очень медитативный и увлекательный процесс.
Съёмки открывают огромный простор для изучения локаций. Поиск того, что можно подснять, — граффити, птицы, зверушки — превращается в очень медитативный и увлекательный процесс.

Подруги поощряют увлечение героини, дают ей время походить по новым местам, не жалуясь, что им приходится ждать, пока она не опустит свой объектив. Более того, они и сами не против попозировать на камеру и даже дадут обратный отсчёт, чтобы Суонн точно не пропустила что-то важное. Так, Отэм умеет делать колесо, и во время прогулки по лесу она пару раз подзывала меня снять свои акробатические номера. Так что мы не просто документируем красоты мира, но и, можно сказать, записываем хронику девичьей дружбы.

Общение с Отэм, Норой и Кэт — ещё одна важная геймплейная составляющая. Девушки много болтают, и время от времени Суонн должна выбирать реплики в диалогах. От этого выбора зависят взаимоотношения с каждой из подружек: какие-то ответы могут укрепить связь, а какие-то — ослабить. Порой даже доступна возможность просто промолчать, не прожимая ни одну из фраз, пока время не истечёт. Иногда молчание — это действительно золото.

Тут выбор делать всё-таки придётся — отмолчаться не выйдет.
Тут выбор делать всё-таки придётся — отмолчаться не выйдет.

Квесты и задачи в первом эпизоде Lost Records простенькие — всё-таки игра не про решение головоломок, а про сюжет и выстраивание отношений с подругами. Но я не могу не закатить глаза при виде этих вымученных загадок. Скажем, нужно нам достать высоко висящие ключи на детской ракете — и мы по всей площадке ищем, чем бы их сбить, пока не найдём один заветный кирпич, хотя повсюду разбросан другой подходящий мусор: почему бы не использовать? Ну и куда без любимого квеста серии Life is Strange — как согнать кота с твоих вещей, не трогая его.

Судя по статистике в конце эпизода (а куда ж в подобных играх без неё?), чёрный — самый популярный цвет для котейки героини.
Судя по статистике в конце эпизода (а куда ж в подобных играх без неё?), чёрный — самый популярный цвет для котейки героини.

Плёнку перемотай

Игра с порога встречает нас стилизацией под VHS — вступительные титры разработчиков сразу даются в формате 4:3. Все эти переходы через кассетную рябь, шакальная съёмка на камеру, но главное — эстетика 90-х. Я бесконечно готова хвалить игру за неё. За упоминания тех самых групп и музыкантов (например, есть мусорный контейнер, на котором написано Kurt 4evr), за игрушки из детства, за то, как в целом выглядит комната Суонн. Это маленький музей прошлого, в котором хочется исследовать каждую деталь. DON’T NOD всё-таки умеет рассказывать о персонажах через их окружение, как это было с комнатами общежития в первой Life is Strange.

Но что меня смутило во всей этой ностальгии, так это анахронизмы. Скажем, я рада увидеть кукольного тролля (они хоть и были придуманы ещё в 60-х, но начали набирать популярность только в 90-х) и книжку со стереограммами (здесь она названа Illusion eye, а не «Волшебный глаз», как мы привыкли), но что делает тамагочи (с переделанным, само собой, названием) в июле 1995-го? Они в Японии-то появились в ноябре 96-го! Также героиня упоминает покемонов, которые опять-таки были выпущены только в следующем году. Сделано ли это специально, чтобы показать, что перед нами просто самые запоминающиеся игрушки из 90-х, или кто-то в студии просто прошляпил даты, — пока что загадка. Но игре и без этого хватает тайн.

Признаюсь, в какой-то момент я начала ждать от «Утерянных записей» крипоты. И игра меня не подвела. Тут нет скримеров или прямо жути — первый эпизод делает неуютно иначе… Всё дело в деталях, которые могут будто случайно попасть в объектив Суонн и тут же исчезнуть, будто ничего и не было. И ты стоишь напряжённый в тёмном лесу и думаешь: а это вообще так и должно быть? Что это такое вообще, бррр…

У героинь Bloom & Rage нет сверхспособностей, но в игре есть мистика в целом, и пока непонятно, насколько интересно она будет раскрыта. Зато тут уже неплохо раскрыты характеры основных персонажей. Да, это обычные девчонки со своими недостатками, но к ним проникаешься симпатией. Они — изгои в своём обществе, поэтому неудивительно, что в игре поднимаются классические для подростковых произведений темы — буллинг, одиночество, поиски себя и зарождение дружбы.

Нам показывают, как героини за 27 лет изменились не только внешне, но и внутренне. Но при этом сама Суонн будто бы всё такая же 16-летняя школьница. Она всё так же цапается с матерью и по-прежнему одинока. Масла в огонь добавляет и то, что мы не видим протагонистку в настоящем — вид от третьего лица включается только в прошлом.

Не очень понравилось мне и то, как разработчики обошлись со второстепенными персонажами. Тут их, мягко говоря, немного. Единственный на всю округу парень ведёт себя как последний мерзавец. До конца эпизода я поражалась тому, как DON’T NOD изображает в своей игре мужчин, но в финале всё внезапно переворачивается с ног на голову и этот герой вместе со своей девушкой начинают вести себя нормально — без каких-либо объяснений. Выглядит это как сценарная недоработка, но, может, второй эпизод прояснит ситуацию.

Рэйчел Эмбер, ты ли это?
Рэйчел Эмбер, ты ли это?

В визуальном плане игра шикарна. Сочная палитра лета 1995-го оттеняется сдержанным и мрачным вечером 2022-го — эти эпохи вы точно не перепутаете. А какая в Lost Records природа! На ней в первом эпизоде и сделан основной акцент — городских локаций совсем мало. В прошлом наш досуг — это в основном прогулки в лесу, посиделки в комнате Суонн и парочке других колоритных мест, а в настоящем — только бар, в котором встретились бывшие подруги.

У DON’T NOD определённо получилось вернуться к формуле подростковой драмы, да ещё и приправить её ностальгией по девяностым. Второй эпизод выйдет в апреле, и разработчики умышленно ввели такое разделение, чтобы игроки размышляли, выстраивая теории, и не забывали о  Lost Records как можно дольше. Первая «кассета» уже ощущается полноценным произведением (её можно сравнить с сезоном сериала), которое можно пройти за 10 часов. Хочется верить, что продолжение не разочарует и вообще не оставит за собой недосказанностей и шероховатостей.

Плюсы: увлекательная история про девичью дружбу на фоне прекрасных пейзажей и ламповых декораций середины 90-х; механика видеосъёмки тесно вплетена в сюжет и при этом добавляет интереса в исследование локаций.

Минусы: сюжет развивается медленно (особенно в настоящем времени); не все персонажи ведут себя естественно; небольшие технические огрехи; финала истории ждать ещё почти два месяца.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Lost Records: Bloom & Rage

Платформы
PC | PS5 | XBOXSX
Теги
Дата выхода
18 февраля 2025
378
3.3
55 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Странно, что уже поставили оценку, ведь игар ещё не вышла до конца. Это тогда уж «превью», а не «обзор».

Нет, потому что и не было конца.

Боб Росс (Bob Ross) стал в переводе Айвазовским, слоупоки — «копушами»

«слоупоки», кстати, прям ляп оригинала. слоупок это покемон который впервые появился в игре вышедшей в 1996 году. прочно войти в обиход это слово в 1995 никак не могло

воу. теперь буду знать. всю жизнь думала что сначала появился покемон, а потом слово

что делает тамагочи в июле 1995-го? Они в Японии появились в ноябре 96-го!

😼Не надо халатно путать даты 90-х при Кате ー она делала намедни👊

Очень приятно читать обзор от вас, сам жду скорейшего выхода всех эпизодов
Правда обидно, что это не видеообзор на канале :(

и этот герой вместе со своей девушкой начинают вести себя нормально — без каких-либо объяснений.

Мне кажется это не сценарная недоработка, просто до этого мы видели все с точки зрения героини, рядом с которой были боевые подружки, которые обкладывали кожаными палками и парня и девушку, а в конце, когда раскрывается сюжетный поворот героиня видит, что им не все равно на Кэт, и прошлый эпизод на парковке сразу становится ясен, что не просто так Кэт отец искал, а была причина. Да и при первой встрече парень не то, чтобы свольчью был, его Дилан подначивала. На самом деле, это интересный контраст, это и в LiS было, когда ты видишь условного Дэвида «Мудотчимом», но при разговорах с ним и чем дальше идут события, ты меняешь о нем мнение.

Очень клевый первый эпизод. Единственное — почему всегда что-то плохое происходит с самым интересным персонажем?(

«Bloom and Rage» всё-таки «Расцвет и Ярость», а не «Цветы и ярость».
Этап взросления, юношеский максимализм, расцвет отношений, расцвет гормонов, расцвет прыщей на лице.

И никто не заорал, что они коробку не открыли в конце?

Пускай люди делают то, что им нравится.

Иначе, будут выходить только игры на 300 часов с открытом миром, с кучей вопросов, прокачкой и т.д.

почему всегда что-то плохое происходит с самым интересным персонажем?(

Классика. Как говорится, чтоб слишком слащаво не было

почему всегда что-то плохое происходит с самым интересным персонажем?(

Напомнило мне цитату из моей любимой «Полной иллюминации» Фоера)

Загадка зла: почему безусловно плохие вещи случаются с безусловно хорошими людьми. Загадка добра: Почему безусловно хорошие вещи случаются с безусловно плохими людьми.

А мы кого хотим показать, американских подростков в тот год или советских подростков? Так что использование именно «слоупока» — сленгового выражения, которое будет понятно современному игроку, вполне оправдана. Ну за вычетом того, что тут оригинал немного продолбался с датами, но это уже не проблема локализаторов.

Мне понравились шутки в статье.

Игра не даёт намёков, что вторая половина будет кардинально отличаться. Наоборот, вполне ясно ощущается в какую сторону пойдёт история и что геймплей не поменяется.

Все немного не так. Это слово использовалось в значении «ленивый/вялый человек», поэтому для издания в Штатах выбрали именно его, и вот уже после выхода игры, оно обрело новую популярность.

Ну, с Айвазовским, допустим, и правда дичь. Но вот «копуши» — это как раз нормальный перевод, без контекста, может там можно как-нибудь грубее сказать: «Тормоза». Никаких «слоупоков» в русском языке нет, очевидно.

Читай также