UFO 50: Обзор блистательного сборника ретроигр
50 игр в одном, как в старые добрые
Аудитория постарше наверняка помнит пиратские диски в духе «50 игр в 1», «250 игр в 1» и так далее. Мы даже делали ролик об одном из них. Такие предложения казались очень заманчивыми, но на деле часть игр не работали, часть повторялись, а часть вообще были недостойны внимания. UFO 50 возвращает нас в те времена, хотя американские разработчики не ставили перед собой такую задачу — на Западе подобные сборники не были популярны. Смысл, однако, тот же — за низкую цену вы получаете доступ к 50 играм. Разница лишь в том, что все они не только рабочие, но ещё и великолепные.
История, которой не было
Идея, возникшая у создателя Spelunky Дерека Ю (Derek Yu) и его коллег, поначалу казалась не такой уж безумной — да, нужно придумать 50 игр, но это восьмибитные развлечения, и много времени они не займут. Проект планировали завершить максимум за два года. Оказалось, разработка даже таких игр — долгий процесс, требующий огромных усилий, особенно когда пытаешься каждую из них сделать как минимум хорошей. Придумать механики, всё нарисовать, написать музыку, протестировать — в результате на UFO 50 ушло более восьми лет, а в какой-то момент её вообще отложили в сторону, чтобы выпустить Spelunky 2. Игры могли сделать мелкими аркадами на пару минут, но нет, это всё полноценные развлечения, которые легко могли бы продаваться на отдельных картриджах в 80-х.
Хотя со стороны кажется, что UFO 50 — просто сборник восьмибитных игр, на деле все они связаны историей. Правда, выдуманной. Некая студия UFO Soft делала развлечения для консоли LX, девиз которой прост: «Играй вечно». В главном меню нас встречают 50 картриджей, покрытых пылью, и с каждого из них мы её сдуваем, чтобы попробовать игру. Предварительно можно почитать их описания, а также коротенькие комментарии — кем вдохновлялись вымышленные разработчики, как им пришла в головы та или иная идея, в каких условиях это всё создавалось и так далее.
Первая игра из списка, Barbuta 1982 года, — самая беспощадная из всех. Это дебютный проект студии, в котором столкнулись неопытность и технические ограничения. Получилась суровая метроидвания с тяжёлым персонажем, который еле прыгает, и полным отсутствием объяснений происходящего. Вы просто появляетесь в пещере с шестью «жизнями», делаете два шага в сторону, и на вас тут же падает кусок потолка. Потом воскресаете, бесцельно бегаете, бьёте мечом и пытаетесь понять, чего от вас хотят. Даже в этой игре, которую пытались сделать максимально похожей на недружелюбные платформеры с NES, есть и достойная продолжительность (более получаса), и всякие секреты.
Конечно, далеко не все игры такие. Авторы сильно рисковали, ставя Barbuta первой, ведь многие наверняка начнут с неё и попадут в хардкорную метроидванию, которая не прощает ошибок. Кто-то, возможно, поставит после этого крест на всей UFO 50. Но надо понимать, что 50 игр здесь не просто так. Включая их одну за другой, мы можем наблюдать, как вымышленный коллектив становился всё увереннее, как он рисковал с теми или иными релизами, как развивались геймплейные механики. Если в первой игре персонаж еле прыгает, то в последующих управление куда удобнее. Если там нас просто выкидывают в мир, то в поздних играх сначала вылезает логотип студии, потом показывают вступительный ролик или предлагают включить совместный режим.
В каком-то смысле UFO 50 похожа на IMMORTALITY — здесь скачок между первой и последней играми не настолько большой, как между фильмами в проекте Сэма Барлоу (Sam Barlow), но такие ассоциации возникают. Особенно когда начинаешь всматриваться в детали и подмечать сходство между играми — где-то персонажи похожие, где-то антураж идентичный.
Есть даже парочка сиквелов. Например, первая часть серии Mortol — забавный платформер-головоломка, где вы управляете человечком, способным взрываться и превращаться в стрелу или камень. Выполнив одно из действий, он погибает и как-то влияет на окружение — каменная статуя на острых кольях становится безопасной платформой, а взрывы устраняют препятствия. После смерти человечка на его место приходит новый, и постепенно вы проходите уровни, используя ограниченное количество «жизней». Mortol 2 не меняет существенно эту идею, но сиквел более масштабный и работает чуть иначе: в нём класс человечка вы выбираете после возрождения и опций становится больше — например, персонаж может превращаться в трубу.
Трилогия Campanella — более интересный случай. Представьте Flappy Bird, в которой вы не бесконечно летите слева направо, а попадаете на закрытые уровни с препятствиями. Точно так же, то нажимая, то отпуская кнопку прыжка, вы должны провести космический кораблик из точки А в точку Б, ничего не задевая. Во второй части локации становятся большими, да ещё и выходить из кораблика можно! И прыгать по платформам! А потом включаешь третью часть… В реальности это, наверное, был бы один из самых спорных триквелов, который разделил бы аудиторию на хейтеров и фанатов, понимающих желание разработчиков поэкспериментировать. Но здесь, в сборнике, в котором мы впервые видим эти игры, впечатления от Campanella 3 совсем другие.
Глаза разбегаются
Хотелось бы написать об отдельных бриллиантах, на которые нужно обратить внимание, но это бессмысленно. В том числе из-за того, насколько разными получились игры. Это не просто набор платформеров с разными механиками — здесь есть чуть ли не все жанры, которые можно представить. Вот Seaside Drive — аркада, в которой вы едете по побережью и уворачиваетесь от снарядов. А есть Paint Chase — замечательный оммаж на Splatoon, где нужно ездить по небольшой карте и закрашивать пол в цвет своей команды, пока оппоненты заняты тем же. Вы врезаетесь в другие машинки, потом сбиваете самолёты, стреляете краской, нажимаете на кнопки для активации одних ячеек и блокировки других — чем дальше проходишь, тем интереснее условия.
Некоторые идеи настолько изумительны, что в каких-то играх застреваешь на несколько часов, добиваясь идеальных результатов и выжимая максимум из механик. Мне безумно понравилась Pingolf — смесь пинбола и гольфа. Используя как можно меньшее число ударов, вы должны довести шарик до лунки, но это не так просто из-за висящих платформ, выступов на потолках, батутов, летающих врагов и прочих объектов. Ничто не мешает бить много раз и не гнаться за крутыми результатами, но, поскольку и гольф, и пинбол я обожаю, внутренний перфекционист настаивал на «бёрди» и «иглах» хотя бы на нескольких уровнях.
Развлечения здесь найдутся для каждого. Любите головоломки и пошаговые тактики — обратите внимание на Bug Hunter, где нужно очищать комнаты от жуков. Вам дают ограниченное количество действий вроде перемещения и атак, а после этих действий ход передаётся жукам — они двигаются, размножаются и даже эволюционируют. От вас требуется не только уничтожать цели, но и собирать энергетические кубы, за которые потом покупается более разрушительные действия вроде взрывов, задевающих сразу несколько клеток.
Захотелось поиграть в beat ‘em up — запускайте Fist Hell, прекрасный экшен, в котором геймплей идеально сочетается с антуражем. Там рассказывается о накрывшем город зомби-апокалипсисе — сражаемся мы с ожившими мертвецами. Помимо мусорных баков, которые можно кидать во врагов, и всяких деревяшек, оружием служат части поверженных зомби. Ударили одного цепью — можете швырнуть отвалившуюся голову. Машина сбила пару врагов — используйте оторванные ноги в качестве биты.
Если нравятся обычные платформеры, подойдёт довольно продолжительная Ninpek, где вы бежите слева направо, прыгаете по платформам и уворачиваетесь от гадов или побеждаете их. Хотите квест — вот Night Manor, где вы исследуете жуткие комнаты и собираете предметы, которые потом где-то используете. Но учтите, что предупреждение в начале игры добавили не просто так — может быть страшно. Здесь даже есть что-то вроде современных «тапалок» в Telegram — игра Pilot Quest. Вы долго бьёте по объекту в центре карты и собираете лунные капли, получаете мини-ферму, где они бесконечно генерируются, потом делаете из них слитки и так далее — всё для того, чтобы починить разбившийся корабль.
Наверное, главной проблемой UFO 50 для многих станет то, насколько неохотно игроку объясняют суть игр. Обучающих режимов нет, а при взгляде на меню управления видишь лишь скупые описания двух кнопок. Лично я не сразу понял, что нужно делать в Magic Garden — игре, похожей на «Змейку». Случайно оставив меню включённым и переключившись на этот текст, я узнал, что у игр есть деморолики и порой в них прямым текстом разжёвывают механики или просто показывают геймплей. Ту же Magic Garden я сразу полюбил, как только понял, что в ней надо делать. То же самое касается Planet Zoldath, где без подсказок трудно понять, что не все существа опасны.
Вроде бы надо записать всё это в недостатки, но в то же время на старых консолях было очень много подобных игр — ты либо сам разбирался в них на ходу, либо читал мануал или игровой журнал, либо спрашивал друзей. Здешние игры заставляют подходить к ним иначе, чем к современным проектам, в которых вам объясняют управление, показывают всплывающие подсказки, а персонаж постоянно проговаривает решение загадок или свою цель. В UFO 50 интересно догадываться самостоятельно. В этом плане мне очень нравится Rail Heist, платформер-головоломка про ковбоя, грабящего поезда, — одна из моих любимых игр в сборнике, которую даже отдельно от всего остального я бы порекомендовал.
Разработка UFO 50 сильно затянулась, но оно того стоило. Не все игры показались мне отличными, однако в этом и смысл — невозможно создать большую коллекцию из десятков уникальных развлечений, каждое из которых всем понравится. Кому-то запомнится одно, кто-то будет увлечён другим. Поскольку все игры здесь полноценные, с несколькими уровнями, развитием и концовками (в Night Manor их вообще несколько), контента хватит надолго. А сколько тут ещё не раскрытых секретов… Очень необычный проект, вызывающий ностальгию тем, чего на самом деле не существовало.
Плюсы: десятки уникальных ретроигр с интересными идеями и оригинальными геймплейными механиками; забавная вымышленная история игровой студии, рассказанная через описания её релизов и через то, как со временем они развиваются; минимальное количество подсказок и объяснений понравится тем, кто любит разбираться во всём самостоятельно.
Минусы: в некоторых играх не сразу понимаешь, что нужно делать.
Лучшие комментарии
Бабуль, вы как из дома престарелых выбрались? Давайте я вас обратно провожу ╰(*´︶`*)╯
Делали сборники до того, как это стало мейнстримом. Часть игр не работала, другая часть… была непроходима, а в третьей было непонятно что делать.
>Зашёл на СГ чтобы пообсуждать игры и почувствовать себя молодым
>Загоняют обратно в дом престарелых ...
У меня интернет впервые аж в 2009 появился. До этого я был счастливым ребенком. И то не мой комп был. Я у друга сидел. Помню как я открыл для себя торренты. И как я охренел от того что на дисках игры весят много-много гигабайт а на торрентах всего пару килобайт. Помню я тогда скачал пару сотен игр за раз. Довольный это все закинул на флешку и пошел домой в предвкушении как я во все это играть буду ( ͡° ͜ʖ ͡°)
Да я просто надеялся, что мы из одного дома престарелых… Думал наконец-то, не один я тут помню про Спектрум...
Да, тоже сразу вспомнил про этот сборник всякой ерундистики для мегадрайва… Жёстко облажался, когда купил его.
еще была 4 часть игр в таких сборниках: another space shooter?!
«Резинка» — ужасен, да. А Spectrum Next не видела? По описанию и обзорам просто огонь комп. Смотрел обзор у SincLair — аж захотелось самому заказать, но его нигде не купишь в свободной продаже, а тащить с ебэя сложно и дорого в нынешних реалиях.
Кстати, да — тут разработчики не дотянули. Надо было еще часть игр не делать, или недоделать для полного опыта
Ого, сочувствую. Зато по нему есть забавные спидраны, если это вас утешит.
Не вижу упоминания Авианоса, шикарной пошаговой стратегии в которую я залип больше чем в любую другую игру из списка. Я теперь хочу полноценную игру с онлайн мультиплеером по Авианосу.
Не сборник, а услада для скуфа.