Shin Megami Tensei V: Vengeance: Обзор шикарного переиздания
Всё, что нужно знать об обновлённой версии отличной JRPG
Фанаты Atlus привыкли к тому, что игры этой студии спустя какое-то время получают расширенные версии, которые ещё и выходят на новых платформах. Релиз Shin Megami Tensei V состоялся осенью 2021 года, и тогда проект был эксклюзивом Nintendo Switch. Теперь же его улучшенная версия с подзаголовком Vengeance доступна не только на «портативке», но и на ПК, PlayStation и Xbox. Ещё и русский перевод появился! Оригинал сам по себе был замечательной игрой, в которой было не жалко провести под сотню часов, а теперь SMTV стала ещё лучше.
Люди и демоны
Главное отличие Vengeance от обычной версии заметно в самом начале прохождения, сразу после вступительных роликов. Мы попадаем в загадочное место, в центре которого левитирует некая девушка. Голоса говорят нам, что взаимодействовать с ней не стоит, — дескать, она принесёт в мир хаос и разрушение. Если мы послушаемся и проигнорируем её, запустится «Канон сотворения» — оригинальная сюжетная линия без изменений. Если же мы возьмём её за руку, мы тем самым выберем «Канон возмездия», то есть обновлённую историю.
Для тех, кто играл в оригинал на Switch, выбор очевиден — не проходить же заново старую «сюжетку». А вот новую аудиторию этот момент может ввести в ступор — в Persona 5 Royal, к примеру, не нужно было ничего выбирать, поскольку там история оставалась примерно такой же, просто на один семестр дольше и с парой новых персонажей. В случае с Vengeance «Канон возмездия» отличается от «Канона сотворения» гораздо более существенно. Если оригинал фокусировался на войне ангелов и демонов и не сильно углублялся в отношения между персонажами, то здесь у героев появляется больше возможностей раскрыться.
Во многом это связано с появлением нового персонажа, Ёко Хироминэ из старшей школы имени Святой Марины, в которой она научилась изгонять демонов. Мы знакомимся с ней уже в первом, пустынном, регионе, после чего Ёко присоединяется к нашей команде и почти везде нас сопровождает. Девушка появляется и в существовавших ранее сюжетных роликах, и в новых кат-сценах, немалая часть которых делает историю более интересной.
К примеру, глава в захваченной демонами школе заметно улучшилась по сравнению с оригиналом — у Тао, желающей спасти свою подругу, здесь намного больше экранного времени, в том числе благодаря диалогам с Ёко. Если в обычной SMTV Тао вообще не видно до ролика с крупным демоном, то здесь она постоянно делится своими мыслями и переживаниями. Такого сильно не хватало в оригинале.
Подобных расширенных сцен здесь полно, но в Vengeance есть и полностью изменённые эпизоды. Во многих из них принимают участие демонессы расы кадишту — четыре новые злодейки, которые поклоняются богине хаоса Тиамат и ожидают её пробуждения. В обзоре оригинальной SMTV я жаловался на размазанную по игре сюжетную линию, здесь же история развивается более динамично благодаря этим персонажам и связанным с ним роликам. Особенно когда вместо боссов, которые были в оригинале, сражаешься с кадишту и сравниваешь сюжетные повороты в той игре и в этой. В целом история меняется не очень существенно до попадания в Деревню фей — когда вы закончите там все дела, повествование начнёт полностью отличаться от обычной SMTV.
Какую именно версию новичкам нужно проходить первой, сказать трудно. Разработчики не стали полностью заменять изначальную историю другой, так что ценность в «Каноне сотворения» они видят. Но «Канон возмездия» показался мне более цельным произведением, где и персонажи раскрываются лучше, и сюжет более увлекателен. Поэтому тем, кто впервые знакомится с SMTV, я бы всё же советовал обновлённую «сюжетку». В идеале, наверное, лучше сначала пройти одно, а потом другое, но вряд ли кто-то готов потратить на это полторы сотни часов.
Комфорт+
Сюжет — далеко не единственное, ради чего стоит обратить внимание на Vengeance. Здесь также есть масса геймплейных улучшений и нововведений, часть которых доступна даже в «Каноне сотворения». Сохраняться теперь можно в любое время и в любом месте, а не только при взаимодействии с лей-источниками. Когда исследуешь открытые локации, можешь нажать на крестовину и переключиться на «небесное зрение» — вид сверху, позволяющий осмотреть окрестности и понять, как добраться до какого-то коллекционного предмета. Нарывы — огромные розовые объекты, вокруг которых собираются скопления демонов, — больше не преграждают путь и стали опциональными, но они по-прежнему разблокируют очень полезные пассивные бонусы.
Одна из главных новых «фишек» называется магацуро — это скопления духовной силы, представляющие собой этакие рельсы, связывающие разные участки локаций. Как и было обещано, существовавшие ещё в оригинале регионы сделали чуть крупнее, и магацуро позволяют как добраться до новых мест, так и, к примеру, быстро перемещаться с высоких зданий на землю и обратно. Некоторые магацуро видны сразу, а для поиска некоторых потребуется помощь демонов-проводников. Как и раньше, на мини-карте отмечаются секретики, при взаимодействии с которыми можно либо заполучить предмет, либо вступить в бой, а теперь ещё и необычные рельсы иногда разблокируешь таким образом. В связи с этим список демонов-проводников заметно расширился — если фея Аманодзако, с которой мы знакомимся в начале, по сюжету оставит вас, можно будет найти ей замену.
Ещё одно нововведение, доступное с первого региона, — это Сады демонов: странная попытка добавить в SMTV щепотку «Персоны». С помощью лей-источников можно переместиться в отдельную крошечную зону, где соберутся все ваши демоны-союзники, и там вы общаетесь с ними и дарите подарки. Чем чаще вы дерётесь бок о бок со своими друзьями и чем активнее что-то им вручаете, тем выше шанс, что они либо повысят свои характеристики, либо сами чем-то с вами поделятся — например, расходниками. Идея неплохая, но телепортации и беготня от одного демона к другому занимают многовато времени, да и велика вероятность, что вы расстанетесь с этими демонами ещё до того, как решите посетить сады. Но от оповещений, сообщающих, что кто-то с вами хочет поговорить в Садах, не избавиться.
Для тех, кому интересны сражения, придумали симулятор боя. Он доступен в медицинской исследовательской лаборатории после прохождения первого региона. Там предлагается принять участие в битвах с побеждёнными ранее противниками. Можно выбрать как режим без изменений, где сила врагов остаётся какой была, а можно включить режим испытания, где они становятся сильнее с каждой победой. На мой взгляд, в игре и так очень много возможностей с кем-то подраться, поэтому симулятор меня не затянул. Но если после прохождения сюжета вам захочется оттачивать навыки, то почему бы и нет?
Обо всём понемножку
Хотя основа боевой системы в Vengeance никак не изменилась, на некоторых отличиях стоит заострить внимание. Во-первых, появились так называемые приглашённые персонажи, в том числе Ёко и Тао, которые сражаются вместе с вами и вашей командой демонов. Они применяют навыки, могут использовать предметы и тоже повышают уровни, но пропадают до следующего сюжетного эпизода, в котором вновь к вам присоединятся. Хотя может показаться, что демоны полезнее этих персонажей, иногда помощью людей пользуешься — у Тао, к примеру, есть пара сильных атакующих приёмов и набор способностей поддержки.
Во-вторых, у всех демонов и приглашённых бойцов появились уникальные пассивные навыки (их называют родовыми умениями), благодаря которым процесс составления отряда стал чуть более интересным. Кто-то совершает контратаку после нападения на него и даже может сразу уничтожить оппонента. Кто-то повышает шанс нанесения критического урона. Кто-то позволяет сильнее ранить врагов, у которых есть те или иные уязвимости. Некоторые союзники даже вмешиваются в ваши разговоры с демонами, когда вы пытаетесь тех завербовать, и снижают их требования. В игре есть несколько десятков родовых умений, и при желании можно собирать идеальные комбинации демонов с синергиями на все случаи жизни.
К слову, о комбинациях — теперь в игре есть умения магацухи (это здешняя ульта, которая копится по ходу боёв), доступные при наличии в вашем отряде определённых демонов. Сперва вы получаете соответствующий амулет, а затем выполняете условия — например, сводите вместе двух небожителей или трёх демонов-котов. Некоторые из этих приёмов действительно очень мощные, так что имеет смысл держать при себе побольше демонов и разблокировать ячейки для них в мире теней.
Другие нововведения менее значительны:
- С увеличением локаций и появлением нового региона в Vengeance добавили десятки побочных квестов. Среди них есть и новые типы заданий: лунные квесты, которые нужно выполнить до наступления полнолуния, и задания, где управляешь демоном вместо главного героя. За их выполнение тоже дают ценные призы, в том числе новые талисманы и амулеты.
- Появились серии битв — после победы над противниками те могут вызвать подкрепление (и не один раз), из-за чего бои затянутся. Зато получишь дополнительный опыт и другие бонусы.
- В мире иногда встречаешь демонов-магацухи, вокруг которых видна красная аура. Это сильные противники, использующие неограниченное количество мощных магацухи-умений, так что желательно устранять их как можно скорее. В некоторых случаях за победу получаешь предметы, которые другими методами не заполучить.
- В процессе исследования локаций можно наткнуться на оболочки Аогами, ценность которых такая же, как у сущностей демонов, — при слиянии с ними вы переносите себе выбранные умения и свойства.
- В Vengeance появились более 40 новых демонов — как сюжетных (вроде представительниц расы кадишту), так и обычных, которых можно взять к себе в команду. Немалая их часть прибыла из прошлых игр серии Shin Megami Tensei, но есть и новые существа.
Ещё здесь добавили новый уровень сложности, повысили максимальный уровень, сделали понятнее мини-карту, изменили автоматические бои и внесли массу других исправлений. Получилось то, что другие разработчики называют словосочетанием Definitive Edition, — более доступная и удобная версия отличной игры, в которую одинаково интересно будет играть и новичкам, и тем, кто проходил версию для Switch.
Отдельно стоит упомянуть перевод на русский язык — работа проделана колоссальная. Переведены все меню, названия приёмов, имена демонов и их описания. Шрифты подобраны максимально похожие, некоторые шутки и каламбуры адаптированы, и в целом качество впечатляет, если не считать пару диалогов, в которых перепутали пол персонажей. Наверное, уже не стоит всему этому удивляться — SEGA спустя рукава переводы не делает, и как в Persona 3 Reload, так и в Like a Dragon: Infinite Wealth трудно было к чему-то придраться. Но в случае с Vengeance я даже проверил, действительно ли в оригинале не было перевода, — настолько хорошо он сюда вписался.
Новая «Персона» выйдет не скоро, а пятая часть давно пройдена, так что фанатам серии пока нечем заняться. Shin Megami Tensei V и её обновлённая версия не заменят «Персону» — здесь очень мало эпизодов из школьной жизни, не с кем сходить в кафе и не надо сдавать экзамены. Однако и сходства есть, в том числе интересные пошаговые бои и масса опций при создании своего отряда. Так что новой аудитории я бы точно рекомендовал ознакомиться с игрой — знать, что там было в прошлых частях серии, необязательно, и проект затянет на недельку-две в любом случае. Ну а знакомым с SMT и объяснять ничего не надо — если понравилась пятая часть, то и Vengeance проходить нужно.
Плюсы: в основе своей — та же игра, в которой трудно было найти существенные недостатки; новая сюжетная линия («Канон возмездия») более увлекательна по сравнению с оригиналом, в том числе благодаря тому, насколько лучше там раскрываются персонажи; многочисленные нововведения делают игру удобнее для новичков и дают немало поводов опробовать переиздание тем, кто уже проходил оригинал; новый регион, новые демоны, новые боевые приёмы — вместе со старым контентом развлечений хватит на много вечеров.
Минусы: посещение «Садов демонов» кажется потерей времени; сюжет в «Каноне возмездия» существенно меняется далеко не сразу.
Лучшие комментарии
Хочу дополнить насчет перевода. В SMTVV он стал заметно лучше, чем в предыдущих играх — P3RE и уж тем более Infinite Wealth, который бы я оценил ниже всего из-за большого количества встреченных опечаток и нескольких неточностей. Скорее всего, потому что перевод в этот раз делали прямо с японского, нежели адаптированного английского, как в том же Reload. А так, теперь надеемся на идеальный перевод Refantazio.
Прочитав данный обзор, на сравнении со своим понимаю, что мне еще очень далеко расти в плане написания подобного… Респект автору.
Лучше канон возмездия — оригинальный сюжет не является хотя бы окей историей про персонажей в ситуации апокалипсиса, и не является хоть каким-то не унылым философским высказыванием на какую-то тему.
Я бы добавил в плюсы перевод. В оригинале же не было. А стоит оба сюжета пройти или можно к возмездию приступить сразу?
ЗАЧЕМ! ЗАЧЕМ ВЫ НАПИСАЛИ В СТАТЬЕ, ЧТО ЕСТЬ РУССКИЙ!
Эх! Прощай реальная жизнь....
Так оболочки Аогами были и в оригинальной версии — в мире находишь их, как эссенции (вроде так они назывались в оригинале) демонов, либо за квесты, и потом используешь, чтобы их скиллы и умения себе передать.
Или я их здесь изменили как-то, немного не понял?
Это, кстати, не нововведение) Я точно помню, что у меня как минимум один раз прокнула ситуация, что демон сразу согласился на мои уговоры, когда увидел в моей команде собрата по виду) Они поболтали между собой, и его уговорили присоединиться) Но если сделали чаще такую ситуация — то я рад)
За обзор спасибо, придется брать, как говорится) Оригинал меня разочаровал в свое время, сюжет прям был, мягко говоря, нулевой (хотя по-началу были очень крутые моменты). Первые часов 40 боевка радовала, а потом задушился в последнем акте, когда гриндволл появился, и локация очень душная пошла
Надеюсь в этой версии новая история сможет увлечь, ибо геймплейная часть в СМТ мне нравится (в свое время дичайше угорел в СМТ4А, прям пушка, а не игра)
> Или я их здесь изменили как-то, немного не понял?
Здесь буквально трупы (оболочки) лежат на видных местах и отмечены на мини-карте, и эссенции не спрятаны за секретиками или побочками.
Да, в оригинале тоже такое бывало, демон после диалога с другим демоном либо присоединялся, либо давал какой-то предмет, либо атаковал (точно помню, Локи обожал своих злить). а Ютубе можно целые видео найти со взаимодействием демонов во время диалога.
Пройти стоит, здесь боëвка интереснее, чем в Персонах, тут нет добивающей атаки после оглушения всех врагов, только увеличение количества ходов после удара по слабости (или уменьшение, если был промах или враг защитился), так что приходится хорошенько продумывать свой ход перед ходом противника и чаще юзать бафы/дебафы. Ну, и в партии находятся не герои с готовыми тенями, а тонна самых разных демонов с отличающимися абилками, что даëт больше свободы в выборе действий во время боя.
Не знаю почему всем нравится ветка мести. По сравнению с оригинальной историей, она не то чтобы выглядит логичнее. Да она комплекснее, но это не значит, что если диалогов больше, то и сюжет становится интереснее. Вспоминая смт 3 и смт 4 реально в недоумение прихожу.
История чувствуется не цельной от слова «вообще». Новая героиня только и делает что ведёт себя как циничный ребёнок (лично меня она только и делала, что раздражала). Что рут порядка, что рут хаоса — это какая-то ленивая попытка в банальшину от которой хочется зевать. С раскрытием персонажей согласен только на половину (может даже на четверть), потому что только в одной сцене это заметил (в конце эпизода школы) Вот геймплейно это огромный шаг вперёд для современной СМТэшины, но сюжет меня крайне разочаровал, хотя к канону создания я отношусь просто «ок».
Опять же это всё — исключительно личное мнение.
Для тех кто хочет вкатится в СМТ я советую скачать эмулятор и поиграть в СМТ 4 (к СМТ 3 надо прийти морально самому)
В принципе поможет. Боевка несколько сложнее чем в Персонах, но сложнее тем что более вариативна. Сюжет несколько преснее, но это типично для СМТ.
О да, трёшка сначала притворяется лёгкой, а потом заходишь в канализацию и встречаешь Матадора.
Крайне редко читаю длинные статьи, но тут зацепило, очень приятно написано. После персон думал начать прозодить СМТ, ваша статья еще больше заверила.
Перевод это прекрасно. А то после Персон полез в Ноктюрн и быстро ощутил себя казуалом. Думаю, smtvv должна помочь погружению.
Ну это реально круто. Неспешная боёвка, в которой надо продумывать каждый ход, и врага не затыкать на удаче. Кайфово, когда удаётся сделать 8 движений за ход.
Интересно.
Когда начинал Персоны думал буду скучать от пошаговой боевки (первый экспириенс с ней был), а по итогу очень понравилось.
Тем не менее перевод заметно хуже такового от команды Miracle, которые переводили оригинальную SMT V. Но то фанатских перевод.
В SMT V сюжет конечно был унылейший (по сравнению с SMT I-IV, даже если сравнить с Digital Devil Saga/Devil Survivor 1-2/Devil Summoner). Попробую Vengeance. Кстати сюжет можно начать сразу с дополненной компании, не проходя основную.
А где игра в стиме? Зачем фейки обозревать?
Типичная аниме дрочильня с типичным японским сюжетом, чего обсуждать то?