6 апреля 2023 6.04.23 20 23K

Кужлевка: Обзор

Интерактивный рассказ в лучших традициях нашей фантастики

Играл на PC

Пройти мимо « Кужлевки» было сложно — и разработчики отечественные, и сюжет для меня актуальный, о нашем недавнем прошлом, да ещё и в научно-фантастическом стиле. Пройдя игру, могу сказать, что авторский дуэт студии Callback (сценарист Аскер Унаев и программист Олег Киселёв) смог меня удивить. Ждал я от их работы весёлого и, наверное, простого приключения в родном сердцу антураже, а получил гораздо больше.

 

Над селом фигня летала…

В 1992 году, небольшая деревенька Кужлевка, как и вся Россия, переживала не лучшие времена. «Чтоб ты жил в эпоху перемен!» — так, кажется, звучит известное проклятие? Уж чего-чего, а перемен в то время хватало: старая страна рушилась, а на её обломках в муках рождалась новая, со всеми присущими молодому государству детскими болезнями — начинались «лихие 90-е». Главный герой, Валерий Михайлович, — пожилой инвалид, ветеран Советско-японской войны: почти полвека назад пуля японского снайпера навсегда приковала его к инвалидной коляске. Впрочем, это не мешает ему уже много лет руководить кужлевским колхозом — Михалыч, как все его называют, пользуется непререкаемым авторитетом среди односельчан.

Забот у старого председателя хватает. Например, на повестке дня вопрос жизни и смерти самого колхоза: нужно решать, что же с ним делать — распускать или оставлять в виде сельхозкооператива. Но, оказывается, у мироздания на Валерия Михайловича немного другие планы — однажды ночью прямо к нему в дом (в буквальном смысле — снеся одну из стен) приземляется летающая тарелка.

Можно почитать местную прессу. Насколько я помню, не сильно отличается от того, что на самом деле печатали в газетах в то время.
Можно почитать местную прессу. Насколько я помню, не сильно отличается от того, что на самом деле печатали в газетах в то время.

Из инопланетного летательного аппарата никто не вышел: не было ни приветственных слов «Мы пришли с миром», ни армии вторжения с бластерами. Появилось лишь небольшое устройство, тут же подключившееся к телевизору, — оно позволяет с грехом пополам общаться с гостями из космоса. Беседы у пришельцев своеобразные — как выяснилось с помощью пары спонтанных экспериментов, тарелка умеет выполнять желания, стоит лишь зайти в неё. Впрочем, что это за желание, нужно сказать заранее через тот самый телевизор — с этим справится только Валерий Михайлович.

Неудивительно, что уже через пару дней к дому председателя выстроилась целая очередь из паломников, жаждущих чуда. Выбор кандидатов на исполнение желаний большой — от детей с их простыми и незамысловатыми хотелками, до маргиналов, мечтающих о мешках с деньгами или бесконечном запасе водки. Кого впустить внутрь — вопрос не такой простой, как кажется на первый взгляд. Инопланетяне иногда действуют подобно джинну из сказки — желание исполнят, но так, что толку от него не будет.

Основную часть игры мы будем заниматься изучением желаний других персонажей, чтобы решить, достойны ли они посещения тарелки. Если достойны, то передаём их запросы инопланетным гостям и смотрим, к чему приводят мечты. Ну, или не приводят, или приводят совсем не туда — если вы случайно или нарочно передали смысл желания с искажением.

Именно так происходит процесс беседы с инопланетянами. Помните, что сообщение может исказиться — тогда тарелка исполнит совсем не то желание, что планировалось.
Именно так происходит процесс беседы с инопланетянами. Помните, что сообщение может исказиться — тогда тарелка исполнит совсем не то желание, что планировалось.

Это аналог  Papers, Please, подумаете вы. Я, когда впервые узнал об игре и прочёл аннотацию, тоже нарисовал похожий образ: смотрим на кандидатов, кого-то пускаем, кого-то нет; наверняка будет менеджмент ресурсов, всё более требовательный по мере прохождения и заставляющий принимать неправильные с этической точки зрения решения. А в конце — обязательное морализаторство с однозначным посылом уровня детской сказки.

К счастью, я ошибался.

Во сне и наяву

Строго говоря, в «Кужлевке» геймплея почти нет. Кажется, такое называют визуальной новеллой, но в данном случае мне больше по душе определение «интерактивный рассказ». Обычно действия игрока не выходят за рамки выбора ответов в диалогах, хотя иногда включается «симулятор ходьбы»: придётся бегать по локациям, искать пресловутые записки и решать простенькие головоломки.

Такие путешествия происходят по ночам. Во снах, вызванных то ли инопланетным визитом, то ли выпитой без меры водкой, ноги у Валерия Михайловича работают как надо. Мы посещаем места, связанные с прошлой жизнью героя, — санитарный поезд с фронта или маньчжурскую речку, где его ранили. Впрочем, постепенно ночные прогулки приводят Михалыча в удивительные места, где не только поднимаются его личные вопросы, но и ведутся философские беседы — то ли с инопланетным гостем, то ли с самим собой.

Василий, Клим и Степан — друзья и соратники Валерия Михайловича как в реальной жизни, так и в сновидениях.
Василий, Клим и Степан — друзья и соратники Валерия Михайловича как в реальной жизни, так и в сновидениях.

Сделано это с большой фантазией — не буду спойлерить, но разработчики постарались на славу. Неказистая графика нисколько не мешает — минималистский стиль оказался только к месту. Страдают от него разве что диалоги — порой персонажи жестикулируют невпопад.

В остальном к работе со звуком сложно придраться: музыки немного, но та, что есть, как нельзя к месту. Хороша и озвучка, в которой приняли участие известные актёры, например Всеволод Кузнецов (Геральт из  The Witcher 3: Wild Hunt) — Борис Ельцин у него получился очень похожим. Хотя мой фаворит — Борис Репетур, который своих героев озвучил выше всяких похвал.

«Дорогие россияне!»
«Дорогие россияне!»

Кстати, первый президент России тут не случайный гость, а важный для сюжета персонаж. Да и как обойтись без него в игре о 90-х? В «Кужлевке» вообще очень сильный сценарий, не ограниченный рамками очередного произведения, эксплуатирующего ностальгические образы той эпохи.

Не могу не вспомнить другой проект отечественных разработчиков — « Помни…», который мне показался совсем фальшивым с точки зрения нарратива и пустым в геймплейном плане. Здесь тоже игровой процесс простоват, а вот сюжет, наоборот, кажется достаточно мощным для того, чтобы сравнить ощущения с прочтением хорошей книги — с играми такое у меня бывает редко.

Стрельба по тарелочкам

Наверное, дело в том, что история Валерия Михайловича очень похожа по настроению на нашу постперестроечную научную фантастику, которая часто использовала фантастические сюжеты для рассказа об окружающей авторов действительности. То, что видели люди того поколения за окном, не сильно радовало, как вы понимаете. Это нашло отражение и в творчестве — в произведениях Евгения Лукина («Гений кувалды», «Зона справедливости»), Александра Громова («Шаг влево, шаг вправо»), Олега Дивова («Выбраковка»), раннего Виктора Пелевина («Принц Госплана», «Generation „П“») и позднего Кира Булычёва (цикл о Великом Гусляре) хватает сатиры и размышлений на вечные русские темы — кто виноват и что делать. Всё это сильно перекликается с «Кужлевкой».

Не знаю, читал ли сценарист Аскер Унаев этих авторов, но получилось очень похоже — наверное, этим история Валерия Михайловича меня так и зацепила. Пусть я сам в начале 90-х был совсем ребёнком, но отечественную НФ очень люблю с детства — перечисленные произведения были первыми в числе той фантастики, что с интересом начинаешь читать, когда перерастаешь банальщину про пришельцев, бластеры и прочие «звёздные войны». Игрокам постарше, наверное, хватит и собственного опыта, чтобы сравнить жизнь и хлопоты кужлевцев со своими собственными, а я передаю Callback благодарность за лишнюю возможность вспомнить те отличные книги.

Можно пройти заново каждый эпизод, чтобы посмотреть на другие варианты выбора. Только делать это не совсем удобно — надо проходить всю главу с самого начала, к тому же некоторые диалоги нельзя пропускать.
Можно пройти заново каждый эпизод, чтобы посмотреть на другие варианты выбора. Только делать это не совсем удобно — надо проходить всю главу с самого начала, к тому же некоторые диалоги нельзя пропускать.

Опять вернусь к «Помни…», которая пыталась давить на ностальгию, но делала это с помощью примитивных шаблонов: там даже герои общались как в театральной постановке для самых маленьких. «Кужлевка» таких ошибок не совершает. Язык тут живой, и, несмотря на ретроспективу самого произведения, заметно, что авторы могут общаться и со современным игроком — ненавязчивый юмор с использованием мемов и едва заметные отсылки к событиям уже нашего времени не дадут соврать.

При этом повествование не скатывается в зубоскальство уровня типичной российской комедии и не старается учить игрока жизни — перед нами просто интересная история, которая позволяет закончить её так, как вы хотите. Только имейте в виду, что авторы могут над вашим выбором и посмеяться — по-доброму, конечно.

Сновидения у Валерия Михайловича яркие.

Мораль в этой истории, несомненно, есть. В чём она? Тут я, пожалуй, промолчу — не хочу лишать вас возможности разобраться самостоятельно, тем более что выводы из «кужлевского инцидента» у вас могут получиться совсем другие — наличие нескольких концовок это допускает.

Вряд ли «Кужлевка» станет популярной — слишком специфический это продукт, близок он будет далеко не всем. Мне, как вы поняли, очень понравилось, поэтому смело вношу Callback в короткий список отечественных разработчиков, чьи новые проекты пропускать не стоит.

Плюсы: отличные сценарий и музыка; влияние принятых решений на исход игры; запоминающиеся образы героев.

Минусы: небольшие технические помарки; невозможность пропуска некоторых диалогов мешает переигрывать эпизоды в поисках новых путей.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Кужлевка

Платформы
PC | Linux
Жанр
Дата выхода
6 апреля 2023
329
4.0
120 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Ну оно очень субъективно, без бэкграунда в виде воспоминаний о том времени или чтения указанных авторов, может восприниматься иначе.

В Блогах имеется годный, пусть и не от автора СГ.

Отдай мою посадочную ногу...

видео по подобным играм может много спойлерить.

Блин, так и думал, что это Семён Окороков, спасибо.)

Ничего себе. Обязательно надо поиграть. Единственное смущает: в в подобных произведениях часто мораль слишком простая, эмоциональная. Тут как с этим?

Автору обзора в Блогах удалось максимально этого избежать, хотя это сделало обзор несколько сумбурным, вроде понимаешь про игру, а вроде и не до конца.

Визуальная новелла — это все-таки статичные картинки с текстом. Никто же не называет Dear Eshter, The Stanley Parable или What Remains of Edith Finch визуальными новеллами. Не понимаю, почему сейчас этот термин стал выходить за рамки определения жанра. Это просто сюжетная адвенчура. В ней есть локации, передвижение (во снах), взаимодействие с объектами, взаимодействие с персонажами. Отсутствие инвентаря, прокачки или стрельбы не делает игру новеллой.

О, благодарю, а то тут только ПК указан.

А какую именно мысль продвигают?

Надо ознакомиться если вдруг портанут на сыча.

Мораль здесь ясна — русский народ не хочет быть свободным, и ему не нужна демократия, хоть как ты не пытайся нам помочь, люди не хотят жить сами, они хотят хозяина, и это на самом деле так и есть.

Блин, вот бы был выживач! Имею в виду, выживать за инопланетян в деревне.

Чет слишком много хайпа вокруг очередного инди симулятора ходьбы/сидения за столом.

Читай также