Околославянский фольклор встречается в играх не то чтобы часто, но пользуется спросом. Вспомните хотя бы The Witcher и успешное дополнение про Бабу-ягу к Rise of the Tomb Rider. Да и Black Book, основанная на русских сказках, сорвала аплодисменты не только в России. А ещё есть отличная румынская RPG Yaga, о которой я когда-то рассказывал. Blacktail, дебютная работа поляков из The Parasight про то, как Баба-яга дошла до жизни такой, тоже получилась на удивление приличной.
Баба-яга против!
По версии авторов, до жизни такой Яга дошла классическим, известным многим психологам путём — тяжёлое детство, деревянные игрушки, жестокая среда, отсутствие родителей. Мы играем за сироту по имени Яга. Вместе с сестрой Зорой она жила в деревне, где к ней относились подозрительно и называли её чуть ли не ведьмой. Ведь девушка всегда носила маску, скрывая под ней странную метку.
Она всё же общалась со сверстниками. А особенно ей помогала Зора — только благодаря сестре Ягу терпели в деревне. Когда же сестра вместе с другими знакомыми подростками исчезла в лесу, наша героиня поняла, что здесь ей больше не место. Она отправилась на поиски сестры и теперь вынуждена выживать одна, слушая лишь странный, но приятный женский голос в голове.
С одной стороны, Blacktail — это действительно классическая смесь из выживания в дикой местности и сюжетного приключения. Собираем ресурсы, сражаемся, выполняем задания, потеем в боях с боссами, идём дальше. В основном бегаем с луком и собираем перья/палки/цветочки/кристаллы/мёд для изготовления разных видов стрел, противоядий, зелий и не только. Можно также охотиться на дичь и готовить мясо на костре. Разве что не надо мастерить экипировку и строить дома с заборами и верстаками.
Зато нужно изучать навыки. Некоторые получаем по сюжету (например, возможность телепортироваться к постаментам выстрелом из лука), другие открываем с помощью найденных рецептов и ресурсов — так научимся на ходу изготавливать липучие стрелы и варить некоторые зелья, а также быстрее натягивать тетиву. Есть ещё чары с разными пассивными эффектами — нужно выбрать, какие именно будут активны.
В гостях у сказки
С другой стороны, это действительно сказка. Здесь водяной, здесь леший бродит — водяные, кстати, не наносят урона, но могут замедлить или отравить. Избушка тут на курьих ножках — именно в ней у котла наша героиня использует рецепты и ресурсы для открытия/ изучения навыков. Здесь чёрный кот у алтарей сидит: на алтарях сохраняемся, а котяра служит для мгновенной телепортации обратно в избу. В сражениях Яга использует не только лук и ворожбу, но и метлу. Нет, не летает, а устанавливает её перед врагами, чтобы та их отвлекала.
Здесь можно встретить камень, который периодически преграждает путь и просит сделать что-нибудь для него (например, найти красную розу со злобным взглядом). А ещё можно пообщаться с говорящими грибами, обожающими хитрить. Так, они заманили в ловушку одного беса и сделали его шизофреником: одна его половина думает, что он на самом деле дракон, любящий мёд.
То, как мы разрешим эту ситуацию, повлияет на нрав Яги — сдвинет его в тёмную или светлую сторону. Есть и другие моральные дилеммы. Можно встретить малюсенькую, но злобную Королеву муравьёв, которая хочет уничтожить деревню и просит нас помочь в этом. А вот помогая маленькому говорящему сударю Червяку, который избавляет землю от трупов, мы совершаем добрые поступки. Плюс куча мелких ситуаций. Выстрелили в улей, чтобы добыть мёд, — злой поступок, сбили выстрелом яблоко для ёжика — добрый. А если убили его — совсем уж озверели…
Двигаясь по шкале в тёмную или светлую сторону, мы получаем новые звания и ранги в доброте или порочности и открываем за это новые варианты в диалогах. Кроме того, это даёт бонусы во время сражений и исследования мира. Славная Яга собирает больше ресурсов, её основное заклинание замедляет врагов и наносит им урон. В порочном варианте на противниках с определённой вероятностью остаются кровавые сферы, восстанавливающие здоровье Яги, а основное заклинание похищает жизнь у врагов и отдаёт её героине.
Новые приключения Бабки Ёжки
Как видите, в Blacktail есть и элементы выживания, и моральные дилеммы, и червяки в цилиндрах на пару с говорящими грибами. Причём, когда слышишь писклявый голос малюсенькой королевы муравьёв, требующей нашей помощи в уничтожении целой деревни, не знаешь, то ли плакать, то ли смеяться. У некоторых от всего этого может возникнуть диссонанс.
Но на самом деле главное свойство славянского фольклора — это колоритное сочетание серьёзного и смешного, юмора, мистики и трагедии. Вспомните «Ведьмака», где сочетались драма и незатейливые шутки Ивасика, или те же сказки про Бабу-ягу, которая ездила в избушке, летала на метле (та ещё сама убирается в доме) и при этом кушала детишек. И смешно, и жутко.
Чем дальше мы забредаем в тёмную чащу сюжета, тем больше той самой трагедии и жути. И тем сильнее мы переживаем за героиню. Становится уже не до шуток. Девушку посещают неуютные видения и воспоминания, мы больше узнаём о том, что с ней случилось, о пропавших детях. Причём в этих видениях и воспоминаниях игра вдруг может превратиться в мрачный платформер или в головоломку, позволяющую реконструировать страшную сцену из прошлого.
Именно сопереживание героине, желание узнать, чем история закончится, и сделать Ягу такой, какой вы хотите её видеть, увлекают. И конечно, интересно исследовать сказочный лес. Это не полноценный открытый мир с квестами и разными активностями, а выживать в нём не очень тяжело — практически все ресурсы постоянно восстанавливаются, дефицит возникает редко. Но мир всё равно яркий, оригинальный, красивый и непредсказуемый. Какое-то время тут бродишь буквально с открытым ртом, не зная, что ещё тебя ждёт.
Хотя можно и пожурить авторов. Боевой системе не хватает разнообразия — некоторые сражения с боссами сложные и интересные, но начинают повторяться. А самой игре не хватает вылизанности в техническом плане. Случаются баги, иногда у меня не срабатывали скрипты — приходилось загружать прошлые сохранения. Да и в целом оптимизация могла бы быть лучше.
Blacktail — одна из самых неожиданных, оригинальных и атмосферных игр не только декабря, но и всего уходящего года. Конечно, авторам ещё не хватает опыта и мастерства, зато к концепции приключения про молодую Бабу-ягу они подошли с душой и размахом.
Плюсы: оригинальная концепция; увлекательный сюжет, смешивающий юмор, мистику и трагедию; яркий и отлично проработанный сказочный мир, который интересно исследовать; разветвлённая система навыков и чар; затягивающий геймплей; красивая графика; всё хорошо с музыкой и озвучкой.
Минусы: не хватает разнообразия в сражениях; система выживания не доведена до ума; есть технические проблемы.
Лучшие комментарии
Те самые остальные 100+ игр из списка желаемого:
А слева на заднем фоне — библиотека из 500 незапущенных игр.
Баба-Яга всегда летала в ступе и рулила помелом (метлой) до тех пор, пока сказки не смешались с западным колоритом, где ведьмы летают на метлах. Да и в избушке она скорее жила — избушка редко как-то активно двигается (не считая «повернись к лесу задом, ко мне передом»).
У меня случился рефанд этой игры. Обзор я прочитала, купила игру, но не смогла играть в неё дольше полутора часов.
Окружение простые 3д модельки. Я смотрела на стилизованное прикольное солнце и думала, что мне хотелось бы ещё такой стилизация во всем окружении, что-то в сторону Black Book может быть. Освещение там запорото, имхо. Я у избушки ничего не вижу, а выхожу от избушки и все яркое. Анимации, например, тех же грибов, которые дают тебе задание в начале, крайне грустные. Ну то есть по визуалу этой игре уже десяток лет должен быть. Понятно, что денег может не было, но я просто говорю про то, что мне не понравилось ????????♀️
Кто мне объяснит почему когда в луке нет стрелы, он превращается в музыкальный инструмент? Мы с товарищем минут пять угорал и и пытались придумать как лук меняет ноты)
Спасибо за обзор. До последнего сомневался насчёт игры, но после обзора смело закинул в желаемое.
Мне игра очень понравилась! Как только закончил, начал новую игру +, чтобы сделать Ягу плохой!
Хотел спросить почему на заставке про Бабу Ягу нет Джона Уика, а потом прочитал обзор и понял, что будет не смешно.
А за обзор спасибо. Я, наверное, со времён первой Fable не играл в игры с такой сказочной атмосферой. На новогодние праздники — самое то.
Двумя богами она там далеко не ограничивается, но в целом согласен, потому и отметил — «околославянской»).
Поэтому можно творить с кульурой что угодно и говорить «ну она же меняется»?
Хватит уже народное творчество отправлять на три буквы во имя глобализации; Товарищ Волошин скорее всего ошибся
То же самое… Начал играть и не мог понять почему «похвально». Графика так себе, стрелы единственное оружие, луто-шутер какой-то.
Потом понял когда до “Лета" дошёл. Оценка оправдана. Первая глава «Весна» это обучение, там мало свободы в плане развития Яги и исследования. Игра раскрывается и раскрывается, пока только 6 часов наиграл и ощущение что ещё будут сюрпризы. Огорчают только баги в квестах, после смерти выполненые задания не всегда засчитываются хоть предметы и есть уже давно в инвентаре… А в игре автосхоранение и загрузка тоже авто… Побочные квесты лучше проходить без смертей????.
В Thea с одной стороны есть Велес и Мокошь, а с другой вполне стандартные гномы, орки и эльфы. Thea скорее солянка из различных фэнтези (в том числе славянских)
О, эффект в сцене со стрелой прям из Зельды)))
Из-за твоего комментария начал сразу за плохую Ягу играть????. Игра реально крутая и служность умеренная.
То есть здесь из оружия только лук или что-то еще есть? Встретил упоминание метлы как тотема, но было бы круто, если бы впоследствии эта метла становилась магическим посохом.
Из игр с околославянской мифологией ещё обязательно стоит Thea упомянуть. Не знаю, как там с этим во второй части, но в первой хватает.
Ну не у всех же так, вот у меня всего 4 игры в нем. Другое дело, где взять время поиграть в то, что скупил.
Интересно второй раз проходить за плохую? Я только начал играть, еще не решил, какая она будет у меня
Спасибо, что сказали. Раз сюжет не меняется, она будет классической злой Ягой)
Не особо, сюжет не меняется! Меняются только способности
История и культура всегда будут меняться, тут уж ничего не поделаешь.