14 ноября 2019 14.11.19 24 34K

Yaga: Обзор

Баба-яга всё чаще вылетает в своей ступе за пределы нашего, славянского мира и становится общей радостью. Было дополнение про Ягу к Rise of the Tomb Raider, Киану Ривз (Keanu Reeves), сирота из Беларуси, получил в «Джоне Уике» кличку Баба-яга. А недавно появилась игра, где мы в роли Ивана-дурака под распевный фольклор на русском сражаемся с водяными и лешими, убегаем от злобного Лиха, ищем молодильные яблочки для батюшки-царя, общаемся с той же бабкой в избушке на курьих ножках и периодически молимся у алтаря Сварогу или Перуну. Вот только сделали её не бывшие авторы «Златогорья» или «Князя», а скромная румынская студия Breadcrumbs Interactive, ранее специализировавшаяся исключительно на мобильном контенте. С другой стороны, румынам славянская мифология вполне близка, а тлетворного влияния старых русских RPG они избежали по очевидным причинам. Поэтому, видимо, и Yaga получилась отличной игрой.

 

Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что

Итак, в Yaga мы играем за кузнеца по имени Иван, но вот будет ли он дураком или праведником, жадным или злобным — это зависит исключительно от наших действий. В самом же начале можно точно сказать, что перед нами просто Иван-неудачник, да ещё и однорукий — после встречи с Лихом он бегает с культёй.

Именно такой, максимально неудачливый Иван, согласно старому предсказанию, может принести беду батюшке-царю. Поэтому тот решил от нашего кузнеца избавиться старинным царским способом, а именно посылая его выполнять, казалось бы, невыполнимые поручения. То яблоко золотое принеси для обретения силушки богатырской, то эликсир молодости найди, то пойди за тридевять земель и найди жену, да ту, что краше солнышка (а ею оказывается известная по сказкам Марья Моревна).

Делать невозможное возможным Ивану помогает титульная Баба-яга со своими подружками-ведьмами. Но, естественно, не за просто так. Сначала нужно найти для неё подарки, а после обретения золотого яблока, например, она попросит отдать его ей, а царю подсунуть фальшивое. Как поступить, мы решаем сами. В случае отказа Яга не сожрёт нашего героя и дальше будет помогать, но явно затаит обиду. Неудивительно, что в игре несколько концовок…

Удачи тебе, неудачник!

Нелинейность присутствует во всём. Вообще, Yaga — это экшн/RPG с элементами «рогалика», поэтому каждое новое посещение локации, где мы уже потерпели поражение, проходит несколько иначе, чем раньше. То есть базовые сюжетные события там будут такими же, а вот побочные случайные встречи и сама архитектура карты поменяются.

Можно молиться, делать подношения, очищать или даже атаковать языческих богов (точнее, их статуи), но чем это обернётся, никогда толком не знаешь.
Можно молиться, делать подношения, очищать или даже атаковать языческих богов (точнее, их статуи), но чем это обернётся, никогда толком не знаешь.

А событий попадается много. То одна полуденница-призрак попросит убить её такую же мёртвую сестру, а та расскажет совсем другую историю и попросит, наоборот, объединить их и найти для этого подходящее тело. То мы встретим перепуганного ребёнка, который украл у ведьмы ожерелье и теперь онемел из-за проклятия. То родители попросят спасти своих детей, которых запер в церкви излишне праведный священник, не верящий в языческие обряды. Или мы выловим щуку, готовую выполнить одно желание.

Частенько в таких случаях, выбирая, как поступить, Иван-неудачник по иронии судьбы должен полагаться на удачу. Но кроме того, и в сюжетных, и в побочных квестах, и в случайных ивентах мы постоянно выбираем реплики, которые, условно, соответствуют агрессии, глупости, жадности или праведности. И благодаря этому исход тоже может быть разным — или сразу броситься в драку, или попытаться уладить дело миром, или заключить выгодную сделку. Таким образом можно выбирать, кого бить, или, наоборот, избежать сражений — даже с некоторыми боссами.

Создай своего Иванушку!

В зависимости от того, какие реплики в этих четырёх системах координат мы чаще выбираем, постепенно складывается характер главного героя. Как я уже сказал, он может быть классическим Иваном-дураком, Иваном добродетельным, Иваном-жадиной или Иваном злобным. А это не просто титул — он открывает разные ветки талантов, которые можно выбрать по достижении нового уровня и прохождении важных локаций. Жадине доступны умения, позволяющие, например, подлечиваться с каждой собранной копейкой или наносить тем больше урона, чем больше у нас в карманах денег. А вот добродетельному Ваньке предложат на выбор перки с названиями типа «Моя плоть — чистая!» (+1 к телосложению) или «Помоги мне — и я помогу тебе!» (скидка 15 % у торговцев).

При этом если вы ещё вчера были Иваном жадным, а сейчас уже благодаря другим ответам стали Иваном-дураком или каким-то другим, то прошлые умения останутся с вами. Таким образом, можно достаточно гибко развиваться и формировать действительно уникального Иванушку.

Также мы влияем на исход предстоящих сюжетных миссий, на свои или вражеские характеристики и тем, что выбираем, в какой день и в какое время суток отправиться на задание. По субботам после каждой драки Иван бесплатно подлечивается, по ночам враги слабее и так далее.

Персонажи часто говорят стихами — получилось круто и атмосферно, хотя до Александра Сергеевича и далеко.
Персонажи часто говорят стихами — получилось круто и атмосферно, хотя до Александра Сергеевича и далеко.

А зачем нам кузнец? Нужен!

Сильно влияет на показатели нашего Ивана и экипировка, которой в Yaga уделено особое внимание. Во-первых, оружие. Наш кузнец таскает с собой наковальню и очень часто может сам себе создать новый молот, используя разные виды руды и металлов. А те дают разные эффекты, позволяющие отталкивать врагов, пугать их, замораживать, переманивать временно на свою сторону, вызывать кровотечения, наносить больше урона каким-то конкретным видам противников, восстанавливать часть здоровья с каждым ударом и так далее.

Помимо основного есть и дополнительное оружие (точнее сказать, гаджеты), которое мы протезом прикрепляем к культе Ивана — ну почти как у Неро из Devil May Cry 5. Это и крюк-кошка, которая помимо дальних атак позволяет быстро перемещаться на большие расстояния, в том числе недоступные обычным способом, и серп, который не только косит сразу нескольких врагов вокруг, но и позволяет прорубить проход к спрятанному в зарослях сундуку. Есть также лопата — с её помощью мы и предметы важные можем откопать, и даже скрытно перемещаемся под землёй. Правда, кому тут стелс нужен, не очень понятно.

В кузнице предметы разрешено разбирать на ингредиенты, а если улучшать наковальню с помощью собранных материалов, то можно увеличивать шансы получить полезные бонусы при крафте (в том числе от языческих богов) или спасти важные артефакты при разборе предметов. Не менее разнообразные и полезные эффекты дают талисманы — то же поддельное (или настоящее) золотое яблочко либо золотое яичко от известной курицы.

Кстати, есть один очень сказочный способ получить что-нибудь ценное: при переходе между локациями можно пообщаться с вороном, покормить его хлебом и попросить принести полезный предмет. Правда, это (и не только это) может стоить не только хлеба или копеек, но и частей тел убитых врагов и монстров. Да, Иванушка тут совсем не брезгливый…

Сражаемся мы в разных климатических условиях.
Сражаемся мы в разных климатических условиях.

Лихо они нас, однако…

Проблема в том, что Иван-то у нас неудачник. Поэтому, кем бы он ни был — дураком, жадиной или праведником, что бы он ни надевал, Лихо преследует его постоянно.

Происходит это так. Выбирая реплики в разговорах, которые влияют на характер героя, используя магические предметы (а это практически все расходники), получая благословения и даже, кажется, просто избивая врагов своим слишком уж магически прокачанным оружием, мы увеличиваем уровень невезения (Bad Luck). А когда показатель достигнет нужного уровня, через какое-то время из воздуха появится Лихо и прямо в бою сломает нам любимый, недавно созданный молот, разящий всех молниями, или стырит тот самый талисман, благодаря которому мы восстанавливали здоровье с каждым ударом. Поэтому всегда нужно таскать с собой и крафтить запасные молоты и стараться особо не выкидывать, не продавать и не подносить в качестве дара богам талисманы.

Да, при высоком уровне неудачливости мы и опыта получаем больше, но это слабая замена для какого-нибудь очень крутого оружия или артефакта. Поэтому во многих случаях приходится выбирать нейтральные ответы, которые никак не влияют на нашу удачу, и как можно реже пользоваться расходниками.

Как и в третьем «Ведьмаке», тут можно найти сразу нескольких бабок-ёжек неприятной наружности.
Как и в третьем «Ведьмаке», тут можно найти сразу нескольких бабок-ёжек неприятной наружности.

Обманчивая лёгкость бытия

Это действительно бодрит и усложняет игру, которая до этого могла казаться слишком лёгкой. На самом деле она всегда действует по принципу «Усыпить бдительность, а потом огреть обухом по башке». То есть вот вы проходите локацию, всех раскидываете, быстро перекатываясь, сигая врагам за спину с помощью крюк-кошки, разя всех молодецкими ударами молота или серпа, вовремя отступая, чтобы бить издали. А потом пара атак с разбега от простых кабанов или каких-то огров — и вот уже нужно срочно отступать, есть целебный хлебушек, который тут приравнен к дефициту, и повышать тем самым уровень невезения.

В наличии и злые боссы — медведь с балалайкой, водяной и другие. Не все из них доставляют серьёзные проблемы, но некоторые (Лихо, например) совершенно точно сделают так, что ваш вечер перестанет быть томным и станет нервным.

После гибели один раз нам позволят воскреснуть с половиной здоровья или использовать особый предмет, чтобы призвать того же медведя с балалайкой. Если и это не поможет, мы возродимся в безопасном месте, потеряв и сломав что-то из экипировки.

Увороты и дальние атаки частенько выручают в опасных ситуациях.

Во всём этом, в том числе в юморе, иронии и пьющих мужичках с красными носами, чувствуется тот самый славянский колорит, за который многие любят серию The Witcher. Уровень в Yaga, понятно, другой — это всё же румынское инди, а не польское AAA, но в целом сделано всё на удивление качественно. Нарисовано и озвучено — тоже. А уж какая тут музыка — очень крутой микс из распевного славянского (с явными оттенками русского) фольклора, электроники и даже рэпа. Жаль только, мелодии часто повторяются. Геймплей же не надоедает, даже если вас который раз обижает Лихо, заставляя чувствовать себя настоящим неудачником. Хочется, наконец, найти эту одноглазую тварь и с помощью серпа и молота всё объяснить. В общем, колоритная и очень душевная игра получилась — пропускать её российские ценители жанра просто не имеют права.

Плюсы: интригующая история, навеянная русскими народными сказками; колоритный сеттинг, основанный на славянской мифологии; множество заданий, а также случайных встреч, где мы вольны поступать по-разному; необычная ролевая система; бодрые драки; уникальная концепция Лиха, которое преследует неудачливого героя; полезный крафт; обилие предметов с разными свойствами; шикарное музыкальное сопровождение.

Минусы: в сражениях управлять персонажем и перемещаться не всегда удобно; баланс сложности не всегда распределяется равномерно.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Yaga

Платформы
PC | PS4 | XONE | NSW
Жанр
Дата выхода
12 ноября 2019
111
3.5
47 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Прости, автор, но, насколько я помню, в оригинале звучало «Boogey Man», а не Баба-Яга, это уже наши локализаторы постарались, разве нет?

Нет, «Baba Yaga» в оригинале, англ. Вики утверждает что дескоть это по русски «Бугимэн».
А рус. Вики пишет что «Бугимэн» это «Бука». И в данном случае я полностью согласен с русской Википедией.

Насколько я помню, Джон получил прозвище от русской мафии.
Однако в таком случае ему, в реальности, логичнее бы подошло прозвище «Кащей».
Мне нравится дизайн и стилистика всех фольклерных чудищ, созданий и прочей живности — это заслуживает отдельной благодарности. Выполнено просто умопомрачительно, у меня прям мурашки от кайфа местами прокатывались. Также очень приятно видеть знакомый и родной фольклор в хорошем исполнении и с приятным геймплеем. Соундтрек кстати тоже вставляет не по детски, тут я с автором абсолютно солидарен.
Киану Ривз (Keanu Reeves), сирота из Беларуси, получил в «Джоне Уике» кличку Баба-яга.

Прости, автор, но, насколько я помню, в оригинале звучало «Boogey Man», а не Баба-Яга, это уже наши локализаторы постарались, разве нет? Так что, как по мне, это не тот пример, где Баба-Яга «стала общей радостью», скорее уж просто нас и решили порадовать, что лично мне в корне не понравилось. Не звучит совсем, да и как по мне это разные персонажи, хоть и похожи.
За во многих мобильных играх и MMORPG такой пункт в меню был бы просто незаменим!
Зашел в «кредиты», оформил по быстрому, задонатил и айда — дальше всех «скиллом нагибать»)))
В первой части главгад его звал Баба-Яга, а когда его сын спросил, что за баба-яга такая, он сказал, что это типа бугимена
Описание заинтересовало, набежал в «Стим», а она там только со следующего года. Она в ЕГС-е что ли пока?
Отличнейший дизайн и атмосфера (очень рад за попытки популяризации славяно-лубочного стиля) при абсолютно однообразном клонированном геймплее а ля «инди-роуглайт».
И если в самом жанре ничего плохого нет, скорее наоборот, то суть плохого состоит в том, что ни одна их этих игр по разнообразию и наполнению совсем не приблизилась к Isaac (and his Mom, конечно же!), а стоят скорее ближе к Undermine — симпатичной, но крайне пустой и «базовой» игре.
А еще нелимитированные перекаты попросту ломают игру, сводя всю сложность ее прохождения к уровню Cat Quest 2 — вроде и весело играется, но ощущения хоть какого-либо достижения ноль.

Чет не понял, на сайте -похвально, на ютубе -РеФанд? Как?

В первой части же объяснили откуда его прозвище. У главгада с сыном даже был такой примерно диалог.

— Его прозвали Баба Яга.
— Бугимен?
— Нет. Баба Яга. Это тот, кого ты посылаешь, чтобы убить Бугимена.

Так что он именно Баба Яга.
Да, заметил, его там и так и так зовут, как и в оригинале. Просто из-за изначального представления в фильме, из-за текста, я его иначе воспринимал. В таком случае, признаю, был не прав, в оригинале его просто по-разному зовут, то Бугимэн, то Баба-Яга, при чём в переводе не всегда звучит верный вариант)
Не знаю, как по мне больше похоже на добротный, но проходняк. Сеттинг, сюжет, атмосфера всё это вроде и хорошо, но вот жанр не туда. Постоянно инди студии покушаются на эти рогалики и в итоге их уже столько, что все они как-то на одно лицо и каких-то прям отличительных особенностей геймплея либо нет совсем, либо они настолько незначительны, что практически на этот самый геймплей не влияют, так что инди-рогалики уже сами по себе приелись. Сделали бы упор на что-то более пошаговое, например, в духе той же banner saga, там сразу и для фишек своих простор появляется и выбор начинает намного больше ролять. А так самый стандартный рогалик по геймплею, отличающийся от остальных только сеттингом.
Играю потихоньку. Довольно клевая, но когда играю долго что-то вообще быстро надоедает. Ну и русская локализация «прекрасна», Глеб бы оценил.

Кащей был бы более в тему, имхо.
А сама эпик в этот момент рекламирует и у себя на главной и через youtube сейчас… Battle Breakers. Фритуплейную мобильную дрянь, не отличимую от тысяч других мобильных игр в appstore или в маркете андроида…
А самое замечательное, что игру с учетом рекомендаций от кураторов, фактически рекламирует Steam… Тоже самое происходило с Outer Wilds полгода назад, тоже самое параллельно происходит с Afterparty… Когда «Steam ничего не делает для продвижения игр» так, что только в нем и рекламируются релизы эксклюзивов эпик стора…
Читай также