Баба-яга всё чаще вылетает в своей ступе за пределы нашего, славянского мира и становится общей радостью. Было дополнение про Ягу к Rise of the Tomb Raider, Киану Ривз (Keanu Reeves), сирота из Беларуси, получил в «Джоне Уике» кличку Баба-яга. А недавно появилась игра, где мы в роли Ивана-дурака под распевный фольклор на русском сражаемся с водяными и лешими, убегаем от злобного Лиха, ищем молодильные яблочки для батюшки-царя, общаемся с той же бабкой в избушке на курьих ножках и периодически молимся у алтаря Сварогу или Перуну. Вот только сделали её не бывшие авторы «Златогорья» или «Князя», а скромная румынская студия Breadcrumbs Interactive, ранее специализировавшаяся исключительно на мобильном контенте. С другой стороны, румынам славянская мифология вполне близка, а тлетворного влияния старых русских RPG они избежали по очевидным причинам. Поэтому, видимо, и Yaga получилась отличной игрой.
Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что
Итак, в Yaga мы играем за кузнеца по имени Иван, но вот будет ли он дураком или праведником, жадным или злобным — это зависит исключительно от наших действий. В самом же начале можно точно сказать, что перед нами просто Иван-неудачник, да ещё и однорукий — после встречи с Лихом он бегает с культёй.
Именно такой, максимально неудачливый Иван, согласно старому предсказанию, может принести беду батюшке-царю. Поэтому тот решил от нашего кузнеца избавиться старинным царским способом, а именно посылая его выполнять, казалось бы, невыполнимые поручения. То яблоко золотое принеси для обретения силушки богатырской, то эликсир молодости найди, то пойди за тридевять земель и найди жену, да ту, что краше солнышка (а ею оказывается известная по сказкам Марья Моревна).
Делать невозможное возможным Ивану помогает титульная Баба-яга со своими подружками-ведьмами. Но, естественно, не за просто так. Сначала нужно найти для неё подарки, а после обретения золотого яблока, например, она попросит отдать его ей, а царю подсунуть фальшивое. Как поступить, мы решаем сами. В случае отказа Яга не сожрёт нашего героя и дальше будет помогать, но явно затаит обиду. Неудивительно, что в игре несколько концовок…
Удачи тебе, неудачник!
Нелинейность присутствует во всём. Вообще, Yaga — это экшн/RPG с элементами «рогалика», поэтому каждое новое посещение локации, где мы уже потерпели поражение, проходит несколько иначе, чем раньше. То есть базовые сюжетные события там будут такими же, а вот побочные случайные встречи и сама архитектура карты поменяются.
А событий попадается много. То одна полуденница-призрак попросит убить её такую же мёртвую сестру, а та расскажет совсем другую историю и попросит, наоборот, объединить их и найти для этого подходящее тело. То мы встретим перепуганного ребёнка, который украл у ведьмы ожерелье и теперь онемел из-за проклятия. То родители попросят спасти своих детей, которых запер в церкви излишне праведный священник, не верящий в языческие обряды. Или мы выловим щуку, готовую выполнить одно желание.
Частенько в таких случаях, выбирая, как поступить, Иван-неудачник по иронии судьбы должен полагаться на удачу. Но кроме того, и в сюжетных, и в побочных квестах, и в случайных ивентах мы постоянно выбираем реплики, которые, условно, соответствуют агрессии, глупости, жадности или праведности. И благодаря этому исход тоже может быть разным — или сразу броситься в драку, или попытаться уладить дело миром, или заключить выгодную сделку. Таким образом можно выбирать, кого бить, или, наоборот, избежать сражений — даже с некоторыми боссами.
Создай своего Иванушку!
В зависимости от того, какие реплики в этих четырёх системах координат мы чаще выбираем, постепенно складывается характер главного героя. Как я уже сказал, он может быть классическим Иваном-дураком, Иваном добродетельным, Иваном-жадиной или Иваном злобным. А это не просто титул — он открывает разные ветки талантов, которые можно выбрать по достижении нового уровня и прохождении важных локаций. Жадине доступны умения, позволяющие, например, подлечиваться с каждой собранной копейкой или наносить тем больше урона, чем больше у нас в карманах денег. А вот добродетельному Ваньке предложат на выбор перки с названиями типа «Моя плоть — чистая!» (+1 к телосложению) или «Помоги мне — и я помогу тебе!» (скидка 15 % у торговцев).
При этом если вы ещё вчера были Иваном жадным, а сейчас уже благодаря другим ответам стали Иваном-дураком или каким-то другим, то прошлые умения останутся с вами. Таким образом, можно достаточно гибко развиваться и формировать действительно уникального Иванушку.
Также мы влияем на исход предстоящих сюжетных миссий, на свои или вражеские характеристики и тем, что выбираем, в какой день и в какое время суток отправиться на задание. По субботам после каждой драки Иван бесплатно подлечивается, по ночам враги слабее и так далее.
А зачем нам кузнец? Нужен!
Сильно влияет на показатели нашего Ивана и экипировка, которой в Yaga уделено особое внимание. Во-первых, оружие. Наш кузнец таскает с собой наковальню и очень часто может сам себе создать новый молот, используя разные виды руды и металлов. А те дают разные эффекты, позволяющие отталкивать врагов, пугать их, замораживать, переманивать временно на свою сторону, вызывать кровотечения, наносить больше урона каким-то конкретным видам противников, восстанавливать часть здоровья с каждым ударом и так далее.
Помимо основного есть и дополнительное оружие (точнее сказать, гаджеты), которое мы протезом прикрепляем к культе Ивана — ну почти как у Неро из Devil May Cry 5. Это и крюк-кошка, которая помимо дальних атак позволяет быстро перемещаться на большие расстояния, в том числе недоступные обычным способом, и серп, который не только косит сразу нескольких врагов вокруг, но и позволяет прорубить проход к спрятанному в зарослях сундуку. Есть также лопата — с её помощью мы и предметы важные можем откопать, и даже скрытно перемещаемся под землёй. Правда, кому тут стелс нужен, не очень понятно.
В кузнице предметы разрешено разбирать на ингредиенты, а если улучшать наковальню с помощью собранных материалов, то можно увеличивать шансы получить полезные бонусы при крафте (в том числе от языческих богов) или спасти важные артефакты при разборе предметов. Не менее разнообразные и полезные эффекты дают талисманы — то же поддельное (или настоящее) золотое яблочко либо золотое яичко от известной курицы.
Кстати, есть один очень сказочный способ получить что-нибудь ценное: при переходе между локациями можно пообщаться с вороном, покормить его хлебом и попросить принести полезный предмет. Правда, это (и не только это) может стоить не только хлеба или копеек, но и частей тел убитых врагов и монстров. Да, Иванушка тут совсем не брезгливый…
Лихо они нас, однако…
Проблема в том, что Иван-то у нас неудачник. Поэтому, кем бы он ни был — дураком, жадиной или праведником, что бы он ни надевал, Лихо преследует его постоянно.
Происходит это так. Выбирая реплики в разговорах, которые влияют на характер героя, используя магические предметы (а это практически все расходники), получая благословения и даже, кажется, просто избивая врагов своим слишком уж магически прокачанным оружием, мы увеличиваем уровень невезения (Bad Luck). А когда показатель достигнет нужного уровня, через какое-то время из воздуха появится Лихо и прямо в бою сломает нам любимый, недавно созданный молот, разящий всех молниями, или стырит тот самый талисман, благодаря которому мы восстанавливали здоровье с каждым ударом. Поэтому всегда нужно таскать с собой и крафтить запасные молоты и стараться особо не выкидывать, не продавать и не подносить в качестве дара богам талисманы.
Да, при высоком уровне неудачливости мы и опыта получаем больше, но это слабая замена для какого-нибудь очень крутого оружия или артефакта. Поэтому во многих случаях приходится выбирать нейтральные ответы, которые никак не влияют на нашу удачу, и как можно реже пользоваться расходниками.
Обманчивая лёгкость бытия
Это действительно бодрит и усложняет игру, которая до этого могла казаться слишком лёгкой. На самом деле она всегда действует по принципу «Усыпить бдительность, а потом огреть обухом по башке». То есть вот вы проходите локацию, всех раскидываете, быстро перекатываясь, сигая врагам за спину с помощью крюк-кошки, разя всех молодецкими ударами молота или серпа, вовремя отступая, чтобы бить издали. А потом пара атак с разбега от простых кабанов или каких-то огров — и вот уже нужно срочно отступать, есть целебный хлебушек, который тут приравнен к дефициту, и повышать тем самым уровень невезения.
В наличии и злые боссы — медведь с балалайкой, водяной и другие. Не все из них доставляют серьёзные проблемы, но некоторые (Лихо, например) совершенно точно сделают так, что ваш вечер перестанет быть томным и станет нервным.
После гибели один раз нам позволят воскреснуть с половиной здоровья или использовать особый предмет, чтобы призвать того же медведя с балалайкой. Если и это не поможет, мы возродимся в безопасном месте, потеряв и сломав что-то из экипировки.
Во всём этом, в том числе в юморе, иронии и пьющих мужичках с красными носами, чувствуется тот самый славянский колорит, за который многие любят серию The Witcher. Уровень в Yaga, понятно, другой — это всё же румынское инди, а не польское AAA, но в целом сделано всё на удивление качественно. Нарисовано и озвучено — тоже. А уж какая тут музыка — очень крутой микс из распевного славянского (с явными оттенками русского) фольклора, электроники и даже рэпа. Жаль только, мелодии часто повторяются. Геймплей же не надоедает, даже если вас который раз обижает Лихо, заставляя чувствовать себя настоящим неудачником. Хочется, наконец, найти эту одноглазую тварь и с помощью серпа и молота всё объяснить. В общем, колоритная и очень душевная игра получилась — пропускать её российские ценители жанра просто не имеют права.
Плюсы: интригующая история, навеянная русскими народными сказками; колоритный сеттинг, основанный на славянской мифологии; множество заданий, а также случайных встреч, где мы вольны поступать по-разному; необычная ролевая система; бодрые драки; уникальная концепция Лиха, которое преследует неудачливого героя; полезный крафт; обилие предметов с разными свойствами; шикарное музыкальное сопровождение.
Минусы: в сражениях управлять персонажем и перемещаться не всегда удобно; баланс сложности не всегда распределяется равномерно.
Лучшие комментарии
Нет, «Baba Yaga» в оригинале, англ. Вики утверждает что дескоть это по русски «Бугимэн».
А рус. Вики пишет что «Бугимэн» это «Бука». И в данном случае я полностью согласен с русской Википедией.
Насколько я помню, Джон получил прозвище от русской мафии.
Однако в таком случае ему, в реальности, логичнее бы подошло прозвище «Кащей».
Прости, автор, но, насколько я помню, в оригинале звучало «Boogey Man», а не Баба-Яга, это уже наши локализаторы постарались, разве нет? Так что, как по мне, это не тот пример, где Баба-Яга «стала общей радостью», скорее уж просто нас и решили порадовать, что лично мне в корне не понравилось. Не звучит совсем, да и как по мне это разные персонажи, хоть и похожи.
Зашел в «кредиты», оформил по быстрому, задонатил и айда — дальше всех «скиллом нагибать»)))
И если в самом жанре ничего плохого нет, скорее наоборот, то суть плохого состоит в том, что ни одна их этих игр по разнообразию и наполнению совсем не приблизилась к Isaac (and his Mom, конечно же!), а стоят скорее ближе к Undermine — симпатичной, но крайне пустой и «базовой» игре.
А еще нелимитированные перекаты попросту ломают игру, сводя всю сложность ее прохождения к уровню Cat Quest 2 — вроде и весело играется, но ощущения хоть какого-либо достижения ноль.
Чет не понял, на сайте -похвально, на ютубе -РеФанд? Как?
…
— Его прозвали Баба Яга.
— Бугимен?
— Нет. Баба Яга. Это тот, кого ты посылаешь, чтобы убить Бугимена.
Так что он именно Баба Яга.
anton-logvinov