17 августа 2022 17.08.22 25 49K

Cult of the Lamb: Обзор

Во славу милоте!

Сочетание несочетаемого всегда привлекает внимание и остаётся в памяти. Взять, к примеру, такие контрастирующие вещи, как детские мультфильмы и старое доброе ультранасилие, — слив их воедино, мы получим мультсериал Happy Tree Friends, за милой обёрткой которого скрывалась жестокая и кровавая начинка. Свежий «роуглайт»  Cult of the Lamb тоже работает в аналогичном направлении: у нас тут умилительные зверушки с огромными глазами и ритуальные обряды, в которых всех этих очаровашек можно приносить в жертву. Зачем? Во славу милоте, конечно же.

 

Безумные лесные проповедники

Главный герой Cult of the Lamb — ягнёнок, или, выражаясь более подходящим языком, агнец, которого отправляют на заклание во имя четырёх епископов древней веры. Однако что-то идёт не так, и пятое божество воскрешает нас с условием, что мы создадим культ в его честь. Отказаться от этого заманчивого предложения невозможно (буквально невозможно), и теперь мы — избранный пророк, а наше предназначение состоит в том, чтобы уничтожить всех еретиков (читай: тех самых епископов и их послушников).

Ягнёнку дают корону, которая лёгким движением копытца может превращаться в оружие, и отправляют из юдоли скорби в мир живых. Там-то и начинаются приключения. Поначалу нам помогает Крысау, бывший носитель короны, но довольно скоро он понимает, что вернувшийся из небытия агнец уже не такой невинный и вполне сам со всем справляется — и с врагами, и с собственной паствой.

Чаща — одна из четырёх зон в игре — и её хозяин, Леший. Да, со времён Inscryption он сильно изменился.
Чаща — одна из четырёх зон в игре — и её хозяин, Леший. Да, со времён Inscryption он сильно изменился.

Cult of the Lamb можно поделить на две основные составляющие: роуглайт-забеги по землям еретиков и управление поселением. Причём каждый из этих геймплейных сегментов стремится перетянуть внимание игрока на себя. Наша основная задача — избавиться от четырёх епископов; для этого мы ходим в случайно генерируемые подземелья и собираем там случайно выпадающее оружие и карты таро, влияющие на скорость, силу атаки и количество нашего здоровья и его восполняемость. Всё как завещал великий Айзек. Вот только разнообразия и глубины верному последователю  The Binding of Isaac жуть как не хватает. Даже монстры тут быстро приедаются, чего уж говорить о способах расправы над ними.

Видов оружия в «Культе ягнёнка» маловато. Есть быстрый кинжал, относительно расторопные меч и перчатки и медленные, но мощные топор и молот. У всех них могут появиться дополнительные эффекты вроде отравления. Как понимаете, всё это добро предназначено для ближнего боя, тогда как на дистанцию у нас работают некоторые специальные заклинания — проклятия. Их тоже существует несколько видов: выстрел по прямой, бьющая по области атака, самонаводящиеся заряды и так далее. У них тоже есть эффекты (заморозка, яд), но выстроить свой забег так, чтобы держаться исключительно на расстоянии, увы, не получится, поскольку такие атаки тратят местный аналог маны, а восполняется он без особой карты таро не очень охотно.

В сражениях немаловажную роль играет уклонение, вот только в игре на геймпаде оно по умолчанию почему-то стоит на B, тогда как атака — на X. И вот эти доли секунды, когда мне нужно было убрать палец с «икса» и перенести его на B, уже начали казаться мне вечностью. К счастью, схему управления можно сменить, что я со временем и сделала.

Каждая вылазка состоит из нескольких блоков: в процессе мы можем не только драться с врагами, но и искать последователей, ресурсы и съестные припасы. Ещё есть случайные встречи, которые отвечают за местный лор (сюжет здесь, кстати, тоже присутствует, хоть и довольно предсказуемый). Например, мы можем забрести на полянку к некоему Крыссо, у которого нет сердца. Он сидит в окружении чужих сердец и безуспешно пытается выловить своё из водоёма с кровью. И таких вот колоритных зверёнышей тут хватает.

Забеги сами по себе небольшие — минут 10, максимум 15. В конце каждого нас ожидает битва с боссом: сначала мы поочерёдно разбираемся с прихвостнями епископов, а потом, разблокировав замок на двери, — уже с ними самими. Проигрыш в сражении изящно обыгрывается тем, что Тот-кто-ждёт снова воскресит нас как своего великого пророка. Хотя гибель героя тут довольно редкое дело: на нормальном уровне сложности даже боссы словно поддаются игроку и без проблем проходятся с первой попытки и заучивать их атаки не приходится. Неважно, удался забег или нет, нас всё равно возвращают на базу, и тут-то и начинается самый что ни на есть…

Симулятор культиста

Заниматься поселением в Cult of the Lamb не менее увлекательно, чем выбираться на вылазки за его пределами. Тут на нас вываливается просто масса геймплейных активностей, которые неожиданно затягивают с головой. Подчинённые вам культисты могут работать (добывать ресурсы, ухаживать за садом, строить) или молиться (важная штука для прокачки), а контролировать и направлять их на все эти дела должен, конечно, пророк. Растущая преданность культистов развивает поселение и открывает в нём новые постройки — одним лишь храмом да кухней вам не отделаться.

Не все постройки одинаково полезны, и я так и не решилась возвести строение, позволяющее брать в сражения своих приверженцев, потому что справиться с врагами легко и самостоятельно.

У вашей паствы есть три основных параметра — вера, голод и чистота, и за всеми ними нужно тщательно следить. Если вера ослабнет, зверята перестанут вас чтить и покинут лагерь. От голода последователи умирают, от антисанитарии — тоже. Поэтому важно заботиться о пропитании и готовить пищу (для этого даже есть своя мини-игра), а затем убирать то, во что она переработалась. Иронично, конечно, что всем этим должен заниматься именно пророк, но что поделать. И вот вроде ты и забежал в лагерь ненадолго — проверить между «ранами», всё ли в порядке, а уже полчаса носишься как угорелый, следя за порядком и тем, чтобы никто из культистов не голодал и не болел, по ходу благословляя их, даря подарки, контролируя ресурсы… А там и исповедать можно отдельных личностей, перевоспитать иноверцев и скептиков, если такие вдруг появились. А вот и время для проповеди подоспело — заодно стоит и ритуальчик какой провести… Уф! Тяжела и неказиста жизнь кавайного культиста!

Где-то во второй половине игры благодаря постройкам и их улучшениям некоторые процессы можно автоматизировать и переложить на плечи своих верных адептов. Например, назначенные на уход за огородом звери сами будут его засеивать и убирать урожай, а благодаря деревянным сортирам вам больше не придётся бегать по поселению с метёлкой — нужно лишь раз в несколько дней чистить туалет. Но готовить еду культисты, увы, никак не научатся.

Последователи время от времени выдают задания, и не все из них могут прийтись вам по вкусу. Хотя кто вас знает…
Последователи время от времени выдают задания, и не все из них могут прийтись вам по вкусу. Хотя кто вас знает…

Угождая последователям, вы открываете скрижали, на которых можно записывать заповеди, определяющие основные особенности культа. Так, вы решаете, как в лагере будут относиться к старикам (уважать или насмехаться над ними), к смерти и загробному миру, к вегетарианству. Всё это довольно интересно обставлено, и из поселения можно сделать как совершенно безобидную общину, полную любви и взаимоуважения, так и лагерь каннибалов с регулярными жертвоприношениями. Изначально я озадачилась тем, чтоб никого не убивать вообще и создать максимально миролюбивый культ (посмотрите на эти милые плачущие мордашки в галерее ниже — как такими жертвовать вообще!), но поселенцы всё равно будут умирать от старости. Опять же, с помощью ритуалов их можно воскрешать, но, вернув к жизни парочку, я так и не определилась, этично это или нет.

Что до проповедей, то они прокачивают уже не поселение, а самого ягнёнка, открывают новые эффекты у оружия и повышают его уровень. Таким образом прокачиваться в Cult of the Lamb можно даже не выходя в «данжи» — нужно всего лишь раз в сутки посещать храм. Да, тут есть смена дня и ночи (и по заветам группы «Ария» ночь тут сильно короче дня). Нам сон не нужен, а вот нашей пастве — очень даже. От проповеди я ожидала какой-нибудь ритм-мини-игры в духе готовки или рыбалки, которая здесь тоже имеется, но нам всякий раз просто показывают небольшую кат-сцену.

И вот казалось бы, здорово, что в лагере столько активностей (а ведь можно ещё выйти за его пределы и, скажем, сыграть с Крысау в кости или повыполнять задания от других NPC), но уже к середине игры от того, что эти активности требуют от тебя самого быть очень активным, начинаешь уставать. Ты не можешь полностью посвятить себя истреблению монстров (простите, еретиков), ведь, пока ты в «данже», дома голодают, болеют и умирают зверушки. Между двумя геймплеными половинками Cult of the Lamb как будто нет баланса, и каждая из них претендует на то, чтобы быть полноценной игрой.

Подобное порой случается в разработке видеоигр: даже великий Сид Мейер (Sid Meier) был грешен тем, что как-то сделал игру, в которой отдельные сегменты хоть и были хороши по отдельности, но отвлекали друг от друга. Эта игра называлась Covert Action, и потом Сид даже сформулировал «Правило Covert Action», которое кратко можно резюмировать так: «Если есть две части игры, которые увлекательны сами по себе, то их объединение может уничтожить игровой процесс, так как игрок не сможет уделить внимание ни одной из них».

Британо-австралийская студия Massive Monster уже несколько лет работает в индустрии, и Cult of the Lamb — это далеко не первая её игра. И это чувствуется — как и то, что в «Культ» вложено много сил и любви. Здесь столько деталей: взять хотя бы то, что, когда объявляешь в поселении выходной, зверята переодеваются в гавайские рубашки. Да и в целом Cult of the Lamb не на шутку затягивает, пожирая время. Но сначала, конечно, очаровывает своим изумительным внешним видом.

Однако чем больше вы играете, тем сильнее осознаёте несбалансированность геймплея, натыкаетесь на баги. В роуглайтах очень важна реиграбельность, а  Cult of the Lamb ею похвастаться не может — пройдя игру за 15 часов, вы вряд ли захотите в неё вернуться. Но вспоминать эти 15 часов будете, скорее всего, с теплотой. Потому что баги забываются, а просьбы сделать салат из экскрементов — нет.

Плюсы: симпатичный визуальный стиль; юмор; оригинальный сеттинг; затягивающий геймплей.

Минусы: отсутствие реиграбельности; простота боёв; не слишком разнообразное оружие; баги.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Cult of the Lamb

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанры
Дата выхода
11 августа 2022
1.4K
3.9
725 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

тогда извиняюсь, значит это переводчики попытались в эрудицию :) я играл на английском и особого внимания не обратил. сейчас специально полез смотреть летсплеи чтобы увидеть оригинал фразы.

I was bound to this wretched place by the Bishops of the Old Faith. They betrayed me and left me to rot.

Я конечно не знаток библейских текстов на разных языках, но насколько я знаю «wretched place» никаких подобных ассоциаций в себе не несет. Да и вообще текст на английском совершенно лишен всех этих театральных изысков.

Только что прошел (13,3 часа) — согласен с обзором и оценкой полностью. Крайне милая игра, но мне немного не хватило глубины ни в боевой системе, ни в управлении поселением.

Всегда приятно читать и смотреть материалы от Кати. Спасибо за обзор, как раз решаю покупать или нет

Спасибо за обзор, Кать! Все по делу. Лично я уже принял позу ожидания DLC, потому что потанцевал у игры ого-го какой. Лично мне еще не хватило какой-нибудь системы отношений между культистами, чтобы было что-то кроме «Биба и Боба теперь друзья» (Если честно, не помню, могут ли они в принципе ссорится, разве что ревновать и грустить, когда кто-то умрет) В идеале, хотелось бы rimworld, я был бы тааак счастлив!

З.Ы. А вот боевка мне нравится, но это потому что я криворукий:)
Ну и в принципе больше всего хочется. Больше таро, больше оружия, больше врагов, больше заповедей, больше построек, больше уровней!

«Если есть две части игры, которые увлекательны сами по себе, то их объединение может уничтожить игровой процесс, так как игрок не сможет уделить внимание ни одной из них».

Что интересно, другой ревьюер, которого смотрю, высказал об игре прямо противоположное мнение: обе половинки сами по себе довольно посредственные и играть в них по отдельности было бы скучно, но сведённые воедино они внезапно создают крайне залипательный процесс.

Спасибо за обзор. Он окончательно отговорил меня от покупки этой игры. Мало того что роуглайт элементы не отличаются разнообразием, так походу менеджментом поселения заниматься придётся больше чем боями, я так не хочу.

Да и шутки про говно явно не то что я хочу видеть.

Есть же ритуал на сытость, да и уходя можно оставить больше еды. Ну и получилась хорошая геймдизайнерская система — чем дальше заходишь в данде, тем значительнее награда, но и урон поселению больше.

Спасибо за обзор, спасибо что текстовый

Можно было и видеообзор запилить: с игра довольно хайпанула. На стоп гейм стало чет мало именно видеообзоров. Текстовых то полно и почти на все значимые и выходящие даже инди релизы.

Думаю Лоев видео обзор делает

Будем верить, что всё придёт с дальнейшей поддержкой. Если через годик, в игру добавят много, что покрывает минусы, и прилично меняет игру — стоит ждать ре-обзор? Сам обзор хорош! Со многим согласен, спасибо за него)

Спасибо за обзор.

Ждал его около недели, да и думал, что Лоеву перепала эта игра.

Рад что ошибся и обзор от тебя.

Пока не прошёл игру полностью, ибо не мог нормально играть из-за фермы считай, и прочтя твой текст я понял, в каком месте мне не нравится геймплей.

Тяжело уйти во всё тяжкие и проносить уровень за уровнем, ибо милые зверушки будут голодать, а то и погибать. А может оно и к лучшему?

Главная проблема игры отсутствие глубины почти во всех аспектах. Боевая система слишком простая — оружие или не интересное или слишком не удобное в использовании. Карты таро, как элемент усиления во время забега и то что должно отличать один забег от другого, мало что меняют в тактике на игру. Не смотря на неплохую систему Менеджмента деревни/культа, сами члены культа без характерны и не индивидуальны, к ним нет никакого сопереживания. Я прошёл игру, но как по мне игра проходняк.

имхо нужда рогаликов в реиграбельнсти преувеличена.
просто так делали всех первых представителей жанра, сейчас в форме рогалика можно сделать и относительно короткое насыщенное приключение.

и отправляют из юдоли скорби в мир живых

Попытка в эрудицию засчитана, но вообще-то «юдоль плача» это и есть мир живых :)

Читай также