После того как Postal 4 не снискала особых лавров, встал вопрос: а что же нужно сделать, чтобы порадовать поклонников некогда культовой серии? Вернуться совсем уж в далёкое прошлое и вспомнить первую Postal, сделав ремейк или что-то в этом роде? Оказалось, что это мысль в верном направлении, но вспомнить нужно… Doom, Quake и Duke Nukem 3D.
Как Dude превратился в Duke
Да, Postal: Brain Damaged — это олдскульный шутер. И сделала его не Running With Scissors (студия выступала консультантом и издателем), а польские студии Hyperstrange (известна по Elderborn и Blood Wars) и CreativeForge ( Phantom Doctrine, Hard West).
Авторы взяли механику классического шутера от первого лица и поместили её во вселенную Postal со всеми вытекающими. Да, в основном вытекающими — пахучие лужи фирменного туалетного и иногда чёрного юмора, возможность мочиться на врагов, активировать струёй механизмы и стрелять из лука фаллоимитаторами прилагаются.
А вот сюжет, наоборот, вырвал Чувака из зоны комфорта и забросил его не в очередной американский городок, чтобы он снова издевался над жителями, а в его собственный больной мозг. После обильного употребления и возлияния он прилёг и решил посмотреть телевизор, а в итоге провалился в какое-то безумие.
Ради того, чтобы просто добраться до любимого телевизора, он чего только не переживает — на Чувака нападают старики с двустволками, взрывающиеся мексиканцы-камикадзе, летающие толстяки, инопланетяне, скелеты, связанные возбуждённые женщины в латексе и даже легковые машины. А среди боссов встречаются 10-метровые менеджеры гипермаркетов, вирус COVID и… сам Чувак. Ага, всю игру он бегает сам за собой.
А разворачивается всё это на зелёных лужайках его родного города, где-то в знойной пустыне, где Чувака обстреливают из башен, на игровых выставках, в коридорах психбольницы, в канализации и даже на секретной базе с инопланетянами. Сценаристы забавно обыгрывают многие штампы, включая запретные эксперименты учёных, клонирование и вот это всё.
Добавьте сюда упомянутую выше стрельбу фаллоимитаторами, обильное мочеиспускание, тот факт, что иногда Чувак вдруг вырастает в размерах, а окружение, наоборот, становится словно игрушечным, а также постоянные более или менее смешные комментарии в духе «Собака говорит „гав“, корова — „му“, а пистолет — „бум“!», и вы согласитесь, что по духу это более всего напоминает Duke Nukem 3D.
В игре по традиции серии много отсылок к другим играм и фильмам — и визуальных, и звуковых, и текстовых. Например, на загрузочных экранах Чувак вспоминает Quake, The Incredible Machine и Nancy Drew. А один из боссов — это огромный мех, отсылающий своим названием к «Евангелиону».
Такой Postal нам нужен!
Впрочем, во время самих перестрелок особо не до смеха и кросс-культурных отсылок — как говорится, быть бы живу. Postal: Brain Damaged — это действительно «мясной» шутер, динамичный и даже хардкорный. Игра только поначалу помещает нас в фирменную атмосферу серии, а потом авторы, словно сказав сами себе: «Так, обязательную программу выполнили, а теперь — за дело!», начинают серьёзно отрабатывать жёсткий олдскульный боевик, просто разбавляя его туалетным юмором, связанными в неудобной позе женщинами, фаллоимитаторами и возможностью оглушать врагов сильным напором струи.
Всё по классике — бегаем, ищем жёлтые/синие/красные ключи, катаемся на лифтах, что-то активируем и где-то открываем, стреляем по удалённым кнопкам. А враги постоянно атакуют толпами, метко палят и больно бьют. Причём поток противников порой не иссякает, пока мы что-то не сделаем или не убьём того, кто их призывает. Видов монстров много, все интересные, разные, и ко всем нужен свой подход — это одна из составляющих успеха Postal: Brain Damaged.
Вторая — это разнообразный, интересный и местами безумный арсенал. Про лук, стреляющий дилдо, я уже сказал. А ещё тут снова издеваются над котиками: есть пушка, стреляющая хвостатыми, которых потом можно обратно всасывать как пылесосом — получается практически бесконечный боезапас.
Ну и плюс мы можем пить разные жидкости, которые придают особые свойства моче Чувака, чтобы он мог поджигать, замораживать врагов и даже пудрить им мозги, заставляя атаковать друг друга. Мы собираем все эти напитки, а также части брони, аптечки и куски пиццы, увеличивающие здоровье, но попадаются и более нетривиальные расходники — один, например, позволяет временно палить сразу из двух пушек, нанося повышенный урон.
Среди других видов оружия — пистолеты, автоматы, дробовики, гранатомёты и футуристические пушки, стреляющие электрозарядами. При этом у многих есть интересные альтернативные режимы огня — можно, например, запустить шаровую молнию, которая атакует всех в зоне попадания, или поймать врагов во временную ловушку с помощью тайм-бомбы.
А дробовик в альтернативном режиме превращается в крюк-кошку, позволяющую быстро перемещаться по воздуху, меняя позицию и атакуя врагов на лету. Вообще, мне понравился дизайн карт — есть прыжки на трамплинах в духе Quake, порталы, возможность делать «рокетджампы», взлетать и парить на струях восходящего воздуха и сигать с помощью крюк-кошки между островами. Иногда даже приходится бегать по потолкам и стенам — нет, не так, как в Titanfall, а во время сюрреалистичных отрезков, где полы и потолки меняются местами.
Это удивительно, но Postal: Brain Damaged, которая геймплейно имеет опосредованное отношение к серии и является по сути спин-оффом, оказалась самой удачной игрой в линейке после второй части. Едва ли серия продолжит развиваться в таком направлении, но этот эксперимент однозначно удался.
Плюсы: забавный сюжет; бодрый геймплей в лучших традициях старых шутеров; разнообразие противников и арсенала.
Минусы: не хватает динамичной, жёсткой музыки; перемещение персонажа не всегда ощущается комфортным и плавным.
Лучшие комментарии
Третья часть Алисы МакГи пришла откуда никто не ждал. Эти мысли у меня всплыли первыми при запуске игры. Тут хорошо передается тема бед с башкой, да и ассоциировать себя с чуваком куда легче, нежели с девочкой-подростком. Сами разрабы называют игру бумер-шутером и это правда. Чтобы понять постал, нужно действительно быть старпером за тридцать.
Порадовала оптимизация. А то повадились клепать ретро-шутеры на юнити и вешать системки от крайзиса, Тут каноничная оптимизация старых игр.
Но игра страдает от общей болячки подобных игр: аренки это хорошо, но хочется приключения, а его тут опять нет. Я не понимаю в чем проблема допереть разработчикам, что постал должен быть не только про безумие, но и про сатиру. Даже сама превьюшка высмеивает: КУПИ-КУПИ-КУПИ!!! Но далее это никак не раскрывается. Вот такое нам постал нужен, а не только безумие ради безумия.
Сам я еще мало наиграл, чтобы более развернуто отозваться об игре.
PS Автору обзора советую вспомнить, что повторение — это грамматическая ошибка. Тезис про дилдаки в начале обзора несколько раз всплывал и это бросается в глаза. И фразы «как я говорил ранее» или «про это я уже упоминал», эту ошибку не исправляют.
Просроченные тоники из Биошока?
Имхо, натащили пачку фишек с Дума последнего, навтыкали кучу мемов и отсылок, которые за время разработки успели устареть/умереть и даже так она местами баганая. Но это всё ещё весело бегается и стреляется.
Пока что игра-открытие этого года для меня, именно дизайн оружия выводит эту игру на другой уровень по сравнению со многоми новыми ретро шутерами
Не понимаю, почему жанр мясных арена-шутеров называют «олдскульными». Тот же «Doom» был больше тактическим, а не аркадным — без грамотно выбранных укрытий и правильно подобранной пушки героя быстро разберут на запчасти. «Quake» давил атмосферой и лабиринтами тёмных уровней. «Duke Nukem 3D», «Blood», «Shadow warrior», «NAM» и «Redneck Rampage» заставляли играть осторожно и из за угла в свете высокой смертности персонажа. Хотя, при желании их и можно было заспидранить, но об уничтожении всего живого на уровне не шло тогда и речи. Не было там такой залихватской аркадности, которую привнёс «Serious Sam». В общем, это именно больше «Серьёзный Сэм», а не первый «Дум». От олдскула тут только графический стиль «под старину, как на PS1».
Просто эволюция игр в какой-то момент скатилась в кинцо-постановку, казуальщину, рутину/гринд с донатами. Под олдскулом подразумевают преобладание геймплея спинного мозга над всем остальным.
А чего часть скриншотов из какого-то предрелизного билда? М4 в релизной версии нет, двуствлока не так выглядит.
А, действительно, про спинномозговой геймплей я что-то забыл...