Crusader Kings III: Fate of Iberia: Обзор
Маленькое DLC с большими перспективами
Paradox Interactive уже давно пользуется проверенным способом доработки своих глобальных стратегий: спустя некоторое время после релиза базовой версии игры наступает период конвейерного выпуска DLC. Дополнения эти бывают большие и маленькие, но в сумме зачастую кардинально меняют игровой процесс: если взглянуть в ретроспективе на ту же Stellaris, то нынешняя версия и релизная похожи друг на друга только внешне.
Вряд ли избежит подобной участи и последняя на данный момент историческая стратегия Paradox Interactive — Crusader Kings III. До недавних пор набор DLС для «крестов» насчитывал лишь два пункта: небольшое Northern Lords и более масштабное Royal Court. Рассказываем о третьем по счёту, но далеко не последнем дополнении — Fate of Iberia, с которым мы уже успели познакомиться поближе.
От Гибралтара до Бискайи
Иберия — слово для отечественного читателя непривычное. Иберийский полуостров мы привыкли называть Пиренейским: это та часть Средиземноморья, на которой расположены современные Испания и Португалия. Южные народы Европы всегда славились горячим темпераментом, и население Иберии — не исключение: виной тому, скорее всего, уникальный сплав культур, религий и обычаев его обитателей, сложившийся на полуострове как раз в раннем Средневековье. Логичным результатом столетий борьбы за господство стало появление двух великих империй — Испанской и Португальской.
По словам разработчиков, им давно хотелось показать сложную и запутанную систему взаимоотношений феодалов, правящих на полуострове в то время. Стандартными средствами CKIII сделать это было нереально, поэтому пришлось посвятить Иберии отдельное DLC — подобные небольшие дополнения в Paradox Interactive называют flavor pack.
Иберия будет единой. Или нет
Ключевая механика Fate of Iberia, ради которой всё и затевалось, — это «борьба». Борьба не охватывает весь мир, а относится лишь к конкретной области (в данном случае речь идёт об Иберии). «Вовлечёнными в борьбу» могут быть как отдельные персонажи (если они, например, владеют землёй в этом регионе), так и целые культуры и религии.
Борьба состоит из фаз, которые по сути являются набором модификаторов, влияющих на всех вовлечёнными в борьбу. Эти «эффекты фазы» указаны в отдельном окне, и лучше их хорошенько изучить с самого начала партии: там есть действительно важные условия, заметно меняющие отыгрыш персонажа и стратегию развития. Запрет на брак с иноверцами, повышенные налоги с представителей других конфессий, новые казус белли, возможности для союзов и многое другое — перечень модификаторов и правда очень велик.
Фазы не статичны, а меняются в зависимости от действий вовлечённых в борьбу персонажей — такие действия называются катализаторами. Их тоже очень много, и, в зависимости от типа действия, они двигают борьбу к переходу в одну из следующих фаз. Например, совершение враждебных действий (вроде развязывания войн или убийств вовлечённых персонажей) во время фазы «Возможность» будет двигать борьбу к фазе «Вражда», а мирные поступки (выпустить узника из тюрьмы, подружиться с кем-нибудь, даровать титул или независимость) — к фазе «Примирение».
Как только один из вариантов развития борьбы наберёт нужное количество очков катализаторов, фаза сменится, а вместе с ней сменятся и эффекты. Такие условности приводят к тому, что теперь приходится действовать с куда большей оглядкой на последствия, ведь борьба длится столетиями и влияет на всю династию в целом, а не на отдельного персонажа.
Наконец, борьбу можно завершить, если соблюсти все необходимые для этого условия. Доступны три варианта завершения борьбы — господство вашего дома, сохранение статус-кво и «разрядка», означающая более-менее мирное сосуществование разных культур и государств на полуострове.
Не только Иберия
Пиренейский полуостров сам по себе достаточно интересный регион в Crusader Kings III, даже без учёта этого дополнения, но теперь отыгрыш местного феодала становится заметно ярче. Правда, приходится выдумывать для себя задания посложнее — просто «красить карту» слишком легко, учитывая низкие затраты на новые поводы для войны (например, казус белли «конфликт» позволяет напасть на любого соседа с целью завоевать приграничную провинцию). С другой стороны, борьба позволяет не вести партию по хаотичному пути, в котором исторические параллели теряются уже спустя пару десятков лет после старта, а придерживаться более-менее реальных вариантов развития событий, пусть и с ограничениями по времени и пространству.
Перенос механики борьбы и на другие регионы напрашивается сам собой. С её помощью можно отобразить борьбу между русскими княжествами после распада Киевской Руси или англо-норманнское противостояние — это лишь самые очевидные примеры, которые авторы игры вряд ли проигнорируют. А ведь есть и модификации — разработчики обещают, что с их помощью борьбу будет легко настраивать на свой вкус.
Одной этой механикой список нововведений Fate of Iberia не ограничивается. Тематический характер дополнения подчёркивается фокусом на увеличении проработанности региона, что отражено в первую очередь на внешнем оформлении. Добавилось порядочное количество контента — новые виды одежды, украшения, артефакты, особые здания, события, доступные и только для вовлечённых в иберийскую борьбу персонажей и для всех остальных.
Не стоит забывать и о другой традиции Paradox Interactive — выпуске бесплатного обновления одновременно с каждым DLC. Нововведения, появившиеся в патче «Замок», доступны всем, у кого есть игра даже без Fate of Iberia. Здесь стоит отметить новые условия клановых договоров (например, в него можно включить брачные обязательства), обновление карты Пиренейского полуострова, появление фракции разделения (члены этой фракции стремятся уничтожить титул высшего сюзерена, что приведёт к развалу государства и получению независимости всеми вассалами), новые конфессии, переработку персонажей в целях повышения исторической достоверности и, конечно, пачку свежих достижений.
Fate of Iberia выглядит скромно на фоне предыдущего DLC для CKIII. Возможно, так даже лучше — нам не пришлось ждать новое дополнение почти год, как было в случае с Royal Court. Не должно быть и проблем из-за завышенных ожиданий, которые стали одной из причин того, что «Королевский двор» получил такие низкие оценки в Steam, — сейчас перед нами всего лишь небольшой flavor pack, а не масштабное обновление.
Всё просто: хотите играть за кого-то из иберийских феодалов — вот вам немного новых механик, которые потенциально пригодится и для других регионов; исправление ошибок и косметические улучшения, а на десерт — немного новшеств и для базовой версии игры.
Плюсы: механика борьбы добавляет свежести в отыгрыш иберийского феодала…
Минусы: …но для того, чтобы догнать предыдущую часть игры по возможностям, придётся ждать не одно подобное DLC.
Лучшие комментарии
У тебя по истории в школе какая оценка была?
Набери в гугле халифат вики и увидишь на картах, что почти весь иберийский полуостров был под мусульманами в разное время, а если почитаешь историю Испании, то узнаешь про арабское завоевание 711-718 годов, повышаем уровень образования только на стопгейм.ру :).
Эта ваша «борьба с повесточкой» уже окончательно превратилась в охоту на ведьм. Теперь присутствие мусульман в Испании периода РЕКОНКИСТЫ кажется недопустимым, серьезно?
Обожаю когда люди хотят сумничать и обсераются
Такое обычно случается когда ты неуч и прогуливал уроки истории. Мне кажется если ему показать монголов в 12 веке на Руси он тоже скажет что проклятая повестка дотянулась, как это, азиаты да на Руси?
Кек
Пока что дополнение радует. Не так хорошо как Royal Court, но позитива все равно больше. Самое разочаровывающеее это отсутствие новых видов наследия династии у всех кроме иберийцев. А я так обрадовался когда увидел новое наследие связанное с городами...
Моды-модики. Думаю, это разблокируется где-нибудь в конфигах одной строчкой. На стратегиуме ещё не подсуетились насчёт этого? Так-то отыграть за какой-нибудь «город-государство Новгород» интересно может быть.
Удивительно, что разрабы могут не только моды копипастить, а в какую-никакую оригинальность.
Мне что-то не зашло. Борьба слишком простая, шахматы совсем неинтересные, короче мне викинги куда больше понравились...
Большую часть времени они не копипастят
CKIII окончательно в фэнтези от нетфликса скатилась? Откуда в средневековой Испании негры и муслимы, лол.