Среди геймеров бытует мнение, будто видеоигры должны быть вне политики. Однако история говорит об обратном. Ещё в прошлом веке темы, связанные с политикой, поднимались в видеоиграх постоянно — всё-таки ими занимались люди, у которых были свои мысли и переживания. Один из самых ярких примеров — игры 90-х для консоли Sega Genesis, центральной темой которых была защита окружающей среды. Ну а самым известным символом той эпохи, который спустя столько лет остаётся на слуху, был Соник.
На страже природы
О том, что в Sonic the Hedgehog действительно поднимается эта тема, лет десять назад рассказал Юдзи Нака (Yuji Naka) — программист, принимавший активное участие в создании первой игры о синем еже. Уже тогда был придуман злодей Доктор Роботник, которого Нака назвал собирательным образом людей, чья деятельность негативно влияет на природу.
В 1991 году это стало больной темой, и, хотя у меня было собственное мнение об этой проблеме, публично я его не высказывал. В Sonic the Hedgehog мне удалось выразить мысли иным способом, что я сделал с помощью Роботника, который загрязняет окружающую среду и способствует её деградации с помощью различной техники. Лишь Соник мог положить конец его деяниям.
Юдзи Нака, один из создателей Соника
Защитой природы общество было озабочено всегда. В США то и дело появлялись как крупные организации вроде WWF (1961) и Greenpeace (1969), так и движения поменьше — например, Save The Rainforest (1988) и Save The Whales (1977), ратующие за тропические леса и китов соответственно. В Европе и Азии проводились антиядерные движения и многие другие демонстрации, на которые активистам удавалось собирать толпы людей. А в 1992 году, спустя год после релиза первой Sonic the Hedgehog, прошёл Саммит Земли, где делегатами государств — членов ООН были подписаны несколько важных деклараций и соглашений. Девиз этой конференции: «Наш последний шанс спасти планету».
За три года до этого к власти в США пришёл Джордж Буш — старший (George H. W. Bush), называвший себя «экологическим президентом» (the environmental president). Он в самом деле сделал немало: внёс долгожданные поправки в «Закон о чистоте воздуха», подписал закон об эффективности энергопотребления и запустил программу по исследованию глобальных изменений. Не все американцы поддерживали выбранное Бушем направление, но всё же тема защиты окружающей среды стала при его правлении в разы популярнее. Телеканал ABC показал в 1990 году двухчасовой документальный фильм «День Земли» с участием голливудских актёров, появился мультсериал «Команда спасателей Капитана Планеты», сотни тысяч людей выходили на демонстрации…
Тогда же в Японии коллектив в стенах SEGA пытался понять, как повторить успех Nintendo. Марио завоевал безумную популярность, игры с его участием продавались огромными тиражами и способствовали росту продаж консолей. SEGA нуждалась не только в крутых играх для своей консоли Genesis (также известной как Mega Drive), но и в запоминающемся маскоте — кандидатура Алекса Кидда из одноимённой игры не рассматривалась, поскольку он похож на Марио. В Японии Genesis не взлетела, поэтому SEGA пыталась завоевать американский рынок, напрямую сравнивая в рекламе свою платформу с конкурентом от Nintendo.
Так что и маскота создавали в первую очередь для американской аудитории. Коллектив придумал несколько образов, один из которых нарисовал дизайнер Наото Осима (Naoto Ohshima) — получился тот самый синий ёж. Как рассказывал Осима, он даже отправился в отпуск в Нью-Йорк и показывал изображения персонажей случайным прохожим в Центральном парке — ёж казался всем самым интересным вариантом. Вдохновлялся дизайнер разными людьми от Майкла Джексона (Michael Jackson) до Билла Клинтона (Bill Clinton) — нужен был образ, близкий любому американцу.
Звери спасают зверей
Одним лишь дизайном было не обойтись — предстояло объяснить, кто такой Соник и чем он занимается. А поскольку в США забота о природе стала темой номер один, казалось логичным сделать игру о животном, которое спасает других животных и побеждает неприятного человека и его технологии. Во время своего выступления на конференции GDC 2018 о таком подходе рассказал Хирокадзу Ясухара (Hirokazu Yasuhara) — он занимался дизайном карт в Sonic the Hedgehog.
Центральной идеей игры стало противостояние природы и губительных технологий. С одной стороны — могущественные враги, которые занимаются научными исследованиями и не уважают флору и фауну. С другой — оппозиция, которая далеко не так сильна на первый взгляд, но очень хочет спасти планету.
В процессе прохождения ранних игр серии нетрудно заметить тему защиты природы. Сражается Соник только с роботами (хоть они и похожи на животных), и, как только они погибают, на их месте появляются нормальные звери, спасающиеся бегством. Особенно много представителей фауны освобождается из клеток после каждой победы над Доктором Роботником. Уровни становятся всё мрачнее: первая часть начинается в зелёной и цветущей Green Hill Zone, а заканчивается в индустриальном районе Scrap Brain Zone, где зелени уже нет — лишь красные огни на постройках на заднем плане, дым из фабричных труб и загрязнённая отходами вода.
В Sonic the Hedgehog 2 было больше локаций, так что и тему там смогли раскрыть лучше. Уже во второй главе мы попадаем на химический завод, в середине игры исследуем область под названием «Нефтяной океан», а заканчивается история милейшей сценкой со стаей белоголовых орланов, летящих вслед за Соником и Тейлзом. Кстати, белоголовые орланы, которых Роботник использовал в качестве источника энергии для своих изобретений, являются национальными птицами США и обитают только в Северной Америке. Совпадение? Не думаю.
Впоследствии другие разработчики игр для Sega Genesis то ли пытались повторить успех «Соника», то ли искренне хотели высказаться на ту же тему. В Awesome Possum (1993) злобный учёный отправил на планету роботов, а главный герой с друзьями-животными пытался спасти природу. В Vectorman (1995) человечество покинуло Землю ради исследования других планет, а гадкий робот Растер стал диктатором и угрожал окружающей среде. Нельзя не упомянуть и знаменитую Ecco the Dolphin (1992). Были подобные игры и до «Соника» — в Growl (1990), к примеру, главным героем стал лесной рейнджер, избивающий браконьеров.
Том Калинске (Tom Kalinske), бывший генеральный директор Sega of America, утверждал в беседе с VICE, что разработчиков не вынуждали гнаться за трендами:
Я всегда позволял нашим командам заниматься тем, что они любят, к чему у них лежит душа. Все причастные к этим играм были защитниками окружающей среды. <…> Я старался оставаться нейтральным в политических вопросах, когда руководил SEGA, но всегда поддерживал желание команд делать то, что им казалось правильным. Думаю, сегодня эти игры многому могут научить [современных разработчиков].
Том Калинске, генеральный директор Sega of America с 1990-го по 1996 год
К сожалению или к счастью, в серии Sonic the Hedgehog эта тема не получила существенного развития. После Sonic CD, где у каждой локации были версии из прошлого и будущего, разработчики всё меньше стремились высказываться о проблемах окружающей среды. Хотя и первые «Соники» не заявляли об этом прямым текстом, больше полагаясь на визуальный ряд, нежели на вступительные ролики или описания на коробках с дисками. Но когда в прошлом году SEGA объявила о продаже NFT-контента, стало очевидно, что SEGA «уже не та», — это идёт вразрез с некогда «зелёным» направлением компании.
В итоге «Соники» получились отличными развлечениями и составили достойную конкуренцию платформерам с участием Марио, благодаря чему SEGA смогла повоевать с Nintendo на консольном рынке. Уже скоро эти игры получат переиздания на всех актуальных платформах — 23 июня выйдет сборник Sonic Origins, включающий в себя Sonic the Hedgehog, Sonic the Hedgehog 2, Sonic 3 & Knuckles и Sonic CD. Зная предысторию этих игр, смотреть на них начинаешь несколько иначе.
Лучшие комментарии
Проблема не в политике как таковой, а в том что эту политику пихают в игры, не задумываясь над тем, насколько она вписыватся в историю и геймплей.
Да, поскольку герои в Сонике — зверушки, а злодей — безумный учёный, тема противостояния природы и индустриализации сюда хорошо подходит. Точно также как антивоенный посыл подходит дилогии Sonic Adventure, поскольку в центре сюжета каждый раз супероружие.
А вот нравоучения об угнетении чернокожих в Mortal Kombat 11 или наезды на Трампа в Vampyr или Through the Darkest of Times смотрятся гораздо менее уместно.
На следующее утро статья на главной: «Как сон влияет на творческий процесс»
Кто-нибудь, остановите Алексея Лихачёва! Человек выкладывает по материалу каждый божий день, заставьте его поспать!
И сколько нравственных посылов ты заметил в думе? Или в том же марио? Развлекаловка была тогда и есть сейчас. Как и игры поднимающие разные серьезные темы, в том числе и злободневные (в качестве примера почему-то вспомнился сценарий «fake news» для Plague Inc.). Вообще, всевозможные разговоры про «раньше было лучше» чаще всего мало общего имеют с реальностью, и больше с ностальгией. На свете вообще чень мало вещей которые «раньше» объективно «были лучше».
И кто-то после такой бадяги будет предъявлять за высасывание контента из пальца? С таким подходом я и в тентаклехентае тебе кучу смыслов найду.
Естественно Соник связан с политикой. Когда там Форсы выпустили? К 100-летию Октябрьской революции.
PanakaЕсли посмотреть шире, то политика это только часть. Поняв что игры это не просто забава и что через них можно влиять и вливать, всю индустрию превратили в свою агитку. С кино это сделали ~50 лет тому назад, а игры начали активно окучивать где-то с 00х.
Можешь впринципе забить на мой предыдущий комментарий, я с холодной головой перечитал коммент FireIceRusBrony — у него детское восприятие действительности, если все что он подчеркнул из Во всех тяжких это честь, совесть и храбрость, а критика страховой медицины или положение мужчины в семье и обществе как «добытчика» игнорируется, а это и есть политика. Главное не забыл накинуть умных слов и витееватых формулировок.
Да и в целом часть сектора развлечений, я считаю, должна оставаться вне всякой политики и быть просто средством эскапизма, где можно весело время провести, не думая о насущных проблемах, и где дозволено все, без страха кого-то оскорбить и т.п. Либо если и затрагивать это все, то максимально тонко, как в том же Сонике.
А лучше всего поднимать общечеловеческие проблемы, знакомые каждому, типо честь, совесть, храбрость, как в каком-нибудь Breaking Bad или Better Call Saul, а не то, что какой-то там левой-правой-сбоку-сверху партии/объединению людей по какому-то признаку тяжело в наше время, посмотрите как их жалко, давайте просто засунем их лозунги в наше произведение, а вот те с краю, у них тоже проблемы, но это неважно, вы на этих посмотрите, вот кто страдает то. Политика сменяется, а люди, и их вечные насущные проблемы, типо любви, дружбы, своего места в мире и прочего, остаются навсегда.
Также хорошо посмотреть на все в разрезе и сделать какой-то свой собственный вывод и взгляд на те или иные события. Особенно круто, когда конфликт и противоречия показывают с двух сторон, и симпатизировать частично можно всем.
Но самое крутое, это творить нечто абстрактное, что с реальностью имеет мало общего, и сознательно пытается ее отторгать, либо высмеивая различные стороны нашей жизни, либо формируя свое восприятие, как условный Сальвадор Дали (я знаю, что он создавал политические произведения, и сам в стороне не всегда стоял, но вот некоторые его картины, показывающие свое видение на различные стороны нашей жизни, вроде «Течения Времени», вот что круто).
Или картина Верещагина «Апофеоз войны». Вот такой эскапизм и реакция на окружающие события это вообще искусство. Ибо не так уж сложно просто кого-то раскритиковать напрямую (ну кроме сопутствующих последствий, если критикуешь «не тех»), а вот сделать образы и провести аналогии, да так, чтобы всем сразу было все понятно, это посложнее и поинтереснее будет.
Здесь скорее ролевая модель, как мужа добытчика и жены домохозяйки. С мотива содержать свою семью после смерти стартует сериал, когда даже в загробном мире бремя ответственности не спадает.
Это впринципе интересная тема, так как сейчас есть тренд на равноправное участие в семье, и особенно должно быть актуально для постсоветских стран, где бремя ответственности на мужа ложится настолько сильно, что разница в ожидаемой продолжительности жизни рекордно большое: около 10 лет между обеими полами.
А темы чести и совести там впринципе, это слишком поверхностный анализ, тем более несодержательный и неверный.
Короче reject humanity return to monke
ivalojkinВ США в принципе нет ежей. Сега в свое время переживала, что американские дети не поймут.
А так материал высосан из пальца. Есть мнение, что Роботник еще и коммунизм олицетворяет. Тема не раскрыта: суть не в том, что Соник или другие игры поднимали тему политики, а в срезе эпохи. Подход к созданию игр поменялся. Если раньше создатели заботились о том, чтобы дети впитывали правильные посылы, то сейчас пофиг: развлекаловка ради развлекаловки. Вот это куда более интересная тема: как изменились подходы творцов к созданию, а не единичные случаи.
Собственное, мне кажется автор и забайтился на эту тему, так как привык к тому, что современные игры просто напрямую стимулируют сенсоры удовольствия. Он просто не понимает, что раньше по-другому все делали.
А что там за наезды на Трампа в Вампире?
В последнем районе чувак «строит стену». Это намёк на ту самую «Стену», которую Трамп грозился построить на границе с Мексикой. Ну и вообще в Вампыре довольно много про-иммиграционной повестки, хотя она уже не так сильно выбивается из общего тона эпохи. Просто немного кринжово, что прям все иммигранты прям хорошие и добрые, особенно те, которые коммунисты.
Нихрена себе написал, сам придумал за меня — сам ответил.
В Ну погоди есть политика, и в Шурике есть политика, это как суслик может ты не видишь, а оно есть. Все же политика не равно пропаганда или госмашина, политика — все, что тебе окружает. Представление о добре и зле — политика, нормы общественной морали — политика, уклад семейной жизни — политика.
Ну в таком ключе может и да. Возможно мы не допоняли друг друга, но я под политикой имею именно всякие идеологии и политические строи, а остальное отношу скорее к общечеловеческим понятиям.
Очень сложно поддерживать в споре кого-либо, когда один графоман, а другой постоянно кидается оскорблениями
Жаль только, что выражение «игры вне политики», стало более популярным в контексте того что многие игровые компании запретили россиянам покупать новые игры. Лично меня это вовсе разочаровало: я никогда не имел отношения ни к чему военному, не служил в армии, считаю убийство высшим грехом, многие россияне имеют близких и друзей в Украине и очень переживают за их жизни. Я продолжаю покупать игры тех компаний, которые остались в нейтралитете, и считаю, что запрет жителям той или иной страны пользоваться определённой продукцией лишь из-за расхождения с идеологией определённого правящего круга, а то и просто «потому что все запретили, то и мы запретим», — пахнет лишением свобод и прав.
Теперь я корсар, который покупает товары одних и грабит других, и я продолжу делать это вне зависимости от того, вернутся ли эти компании в Россию или нет, даже если я сам буду жить в другой стране.
Какой-то ты фальшивый токсик, настоящие генераторы радиоактивных отходов исходят из доты