11 апреля 2022 11.04.22 14 56K

Как Unpacking рассказывает изумительную историю без слов

Прошлогодняя  Unpacking получила множество положительных отзывов и стала на нескольких сайтах игрой года. Но самое неожиданное её достижение — победа в номинации «Лучшее повествование» на последней церемонии BAFTA Games Awards. Британская академия нередко принимает необычные решения — достаточно вспомнить, что игрой года в 2017-м назвали  What Remains of Edith Finch вместо «Зельды». Но что такого в сюжете Unpacking, чего не хватило  Marvel’s Guardians of the Galaxy,  It Takes Two и  Psychonauts 2?

Внимание: в тексте много спойлеров!

 

Целая жизнь

Как рассказывала креативный директор проекта Рен Брайер (Wren Brier), идея игры о распаковке коробок пришла к ней и её второй половине, когда они занимались тем же самым после переезда. Название Unpacking полностью соответствует содержанию — мы оказываемся в разных квартирах, где в каждой комнате расставлены коробки. Открываем их, достаём оттуда предметы и расставляем или раскладываем их.

Диалогов и комментариев нет (если не считать коротенькие фразы после полного завершения каждой распаковки), что неудивительно — каждая вторая инди-игра обходится без слов и объяснений. Интересно то, как именно Unpacking рассказывает историю через окружение. Главную героиню мы никогда не видим, но к финалу, кажется, знаем о ней всё, поскольку разработчики описывают её биографию начиная с ранних лет.

Техника соответствует периодам: в девяностых были популярны тамагочи, а в начале нулевых так выглядело большинство мониторов.
Техника соответствует периодам: в девяностых были популярны тамагочи, а в начале нулевых так выглядело большинство мониторов.

Первая квартира — своеобразное обучение. Мы переносимся в 1997 год и попадаем в детскую комнату — кровать с лестницей, куча игрушек, личный дневник с замочком. Чем больше достаёшь вещей из коробок, тем лучше узнаёшь героиню. Вот её футбольный мяч, а вот золотой кубок с мячом на верхушке. Очевидно, она увлекалась футболом и даже достигала успехов. Копаешься дальше и находишь альбом для рисования, а потом — набор карандашей, ластик и линейку. Многие дети любят рисовать — ничего особенного.

Возникает логичный вопрос: а зачем вынуждать игрока доставать предметы из коробок и расставлять их, если достаточно показать готовую комнату, где игрок сам всё увидел бы? Ответ прост — не увидел бы. Каждая вещь имеет значение, и это не десяток предметов — в некоторых квартирах расставляешь чуть ли не сотню вещей. И каждому объекту уделяешь внимание: достаёшь его, рассматриваешь, чтобы понять, что это такое, и выбираешь для него место. Поэтому невольно запоминаешь всё, к чему прикасался.

Начало карьеры художника.
Начало карьеры художника.

Благодаря этому при каждом последующем переезде понимаешь, что героиня взяла с собой, а что оказалось в коробках впервые. Самая символичная вещь — игрушечная свинья, своеобразный талисман, с которым персонаж никогда не расстаётся. Это один из немногих предметов, меняющихся со временем — в первой квартире это новенькая игрушка, позднее она рвётся в паре мест, а под конец игры на ней появляется заплатка.

Другие вещи тоже важны. Особенно забавны фигурки, привезённые из других стран — сначала это красный автобус из Великобритании, потом к нему присоединяется Эйфелева башня, а затем и Пизанская. Нигде прямо не говорится, что героиня путешествовала, но это очевидно — если бы она заказывала фигурки в Интернете, она бы не растягивала это на годы.

Меняются и интересы. О футбольном прошлом героиня забывает довольно быстро, а вот рисование становится важнейшей частью её жизни, и за её творческим путём увлекательно наблюдать. То она деревянную фигурку купит, способную вставать в разные позы, то приобретёт графический планшет. В середины игры вдруг достаёшь из коробки мольберт: неужели девушка разочаровалась в искусстве цифрового рисунка? Но через пару минут находишь и тот же планшет, и даже принтер. А на стену вешаешь всё больше помещённых в рамочки картинок.

Сначала лучше разбросать вещи кое-как, а потом расставлять как надо — если, конечно, вас это заботит.
Сначала лучше разбросать вещи кое-как, а потом расставлять как надо — если, конечно, вас это заботит.

Геймплей важен

Unpacking не позволяет класть предметы куда попало: одежда должна быть в шкафу, всякие шампуни и полотенца — в ванной, а книги разбрасывать по всей квартире нельзя. Когда вы всё достали из коробок, вокруг некоторых вещей появляется красная рамка — значит, нужно найти для них места получше.

В одном из эпизодов девушка переезжает к парню-музыканту. Если в других ситуациях полки и шкафы более-менее пустые, то на этом уровне становится труднее найти, куда сложить вещи. Проблемы не возникают ни с чем, кроме рамки, в которую, судя по нарисованной на ней медали, помещена грамота. В прошлых квартирах я вешал её на самом видном месте — а тут, куда бы я ни пытался её повесить, ничего не получалось, да и просто положить на стол её не позволяли. Но стоило запихнуть грамоту под кровать — и красная рамка исчезла.

Вроде бы простой, но чрезвычайно действенный приём, показывающий, насколько недолговечны будут эти отношения. Так что, когда в следующей квартире становится очевидно, что пара распалась, этому не удивляешься. Однако роман с музыкантом не стал для героини потерей времени — если в то место она привезла с собой укулеле, то после расставания обзавелась самоучителем. Это понятно по обложке одной из книг — довольно редко удаётся понять, что на них изображено, а тут разработчики явно хотели донести это до игрока.

По некоторым обложкам можно понять, какого жанра книги интересны героине.
По некоторым обложкам можно понять, какого жанра книги интересны героине.

Так Unpacking и построена: предметы, с которыми постоянно взаимодействуешь, могут быть так здорово связаны друг с другом, что рассказывают целые истории. Им даже необязательно появляться вновь — то, что в десятке коробок для чего-то не нашлось места, уже говорит о многом. А увеличение количества вещей указывает на взросление и всё более самостоятельную жизнь. Например, в юном возрасте героиня вообще не заходит на кухню, в первой отдельной квартире обходится тостером да сковородкой, а ближе к финалу кухня значительно увеличивается в размерах — и приправ много, и доска со скалкой появляются, и всякие кастрюли с термосами и мерными стаканами.

Финальные уровни особенно хороши, поскольку после первого неудачного опыта девушка находит нового партнёра. На сей раз ей повезло больше, вот только раскладывать вещи нужно не только свои, но и чужие. Если раньше клал у раковины или в ящик одну зубную щётку, то теперь их стало две, и всё в таком духе. Есть в этом особая романтика, когда именно тебе доверяют этот процесс и ни с кем не нужно советоваться.

На кухне хочется видеть порядок хотя бы в ящиках.
На кухне хочется видеть порядок хотя бы в ящиках.

«Повествование через окружение» — очень старое словосочетание, и многие разработчики демонстрировали своё понимание этого термина. Игры в жанре immersive sim чуть ли не целиком построены на этой идее, но зачастую полагаются на записки, аудиодневники и оставленные на компьютерах электронные письма. Проекты вроде  Life is Strange не могут обойтись без возможности послушать комментарии персонажа о каждом интерактивном объекте. В высокобюджетных играх окружению часто уделяют много внимания, однако диалоги и экшен в них обязательны — именно это удерживает у экрана среднестатистического геймера.

Unpacking может позволить себе отбросить всё лишнее и дать игроку шанс самому понять, какую историю пытаются рассказать авторы. В конечном итоге ей это удаётся блестяще. Значит ли это, что повествование в  Unpacking лучше, чем в остальных играх прошлого года? Необязательно. Но победа на BAFTA более чем понятна — это как минимум необычный подход и классный эксперимент, достойный похвалы. А если повезёт, то игра ещё и вдохновит других разработчиков меньше объяснять и больше показывать.


Поддержи Стопгейм!

Unpacking

Платформы
PC | Mac | Linux | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW | iOS | Android
Жанры
Дата выхода
2 ноября 2021
500
4.0
314 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

удаляйте игру, димочка барков увидел «повесточку», которая даже повесткой не является

А почему бы и нет. Игрой года на BAFTA её признали только в специальной номинации от местного оператора EE. В основной у них и вовсе Returnal. А за нарратив Unpacking заслуженно отметили, ибо в других перечисленных играх он слишком стандартный, что ли.

Игра хороша, спору нет. Но на фоне Marvel’s Guardians of the Galaxy, It Takes Two и Psychonauts 2 выбрать её большинством голосов Игрой Года… Мне, видимо, никогда не понять британцев)

Больше на обычную биографию похоже, чем на изумительную историю.

Поиграл месяц назад. Как логическая игра Unpacking очень хорош.

«Только после полного прохождение в последнем кадре» — чел, тебе буквально настолько НЕ навязывали эту «повесточку», что ты до конца игры не знал, какой ориентации героиня. От этого вообще в игре ничего не зависело и никак тебя не касалось. За что тут хейтить? За сам факт существовании нетрадиционных?

Возможно приобрету в стиме, когда вернётся оплата или куплю ключик

Только после полного прохождение в последнем кадре вы узнаете что играли за лесбиянку, хотя многочисленные радуги в плакатах и вещах а также упоминание гордости в титрах поставило точки в вопросе почему такие игры получают награды… Заметьте, как радужные в комментах облизывают такие проекты

Лесбухи, лесбухи вокруг. Тебя они не любят и не ждут.

Читай также