Успех изумительной Shadow Tactics: Blades of the Shogun пять лет назад наглядно показал, что жанр стелс-тактики в реальном времени, знакомый многим игрокам со стажем в Commandos, Desperados и Robin Hood: The Legend of Sherwood, вполне востребован и у современного потребителя. Авторы Shadow Tactics из Mimimi Productions не стали останавливаться на достигнутом и в прошлом году выпустили ещё более изумительную Desperados III. Не отстают и появившиеся конкуренты: вспомним хотя бы отечественную Partisans 1941 — игра не без изъянов, но со своим взглядом на жанр, не ограниченным простым копированием успешной формулы (пожалуй, единственное, к чему можно придраться у проектов Mimimi Productions).
War Mongrels от польской студии Destructive Creations (вы должны помнить её по «мясному» экшену Hatred) — ещё одна тактическая стратегия, на этот раз посвящённая действиям отряда подпольщиков в немецком тылу на Восточном фронте. В пресс-версии, попавшей в наши руки, доступно всего две начальные миссии, но и этого вполне достаточно для понимания того, о чём будет игра.
Jedem das Seine
Те, кто ждут War Mongrels или хотя бы заглядывали на страничку стратегии в Steam, знают, что её авторы позиционируют свою работу как серьёзный проект, посвящённый тем событиям Второй мировой, о которых лучше забыть и не вспоминать. Военные преступления, убийства и пытки гражданских и пленных, дезертирство и предательство — такого, пожалуй, хватает на любой войне, что уж говорить о самом масштабном и разрушительном вооружённом конфликте в истории человечества. Действия нацистских войск на оккупированных территориях известны каждому — уж слишком рьяно проявили себя гитлеровцы в «окончательном решении еврейского вопроса» и претворении в жизнь положений плана «Ост».
War Mongrels пытается показать войну с самой тёмной её стороны — налицо разительный контраст с Desperados и Commandos. Это история о том, как мировая бойня ломает людские жизни и судьбы, а не лихое приключение в ярких декорациях Дикого Запада, не увлекательный рассказ о смельчаках из отряда специального назначения. Да и главные герои (в «демке» их трое, но в полной версии явно будет больше) тут совсем не героические — двое дезертиров из армии вермахта и житель небольшой деревеньки, куда сбежала эта парочка бывших гитлеровцев, поднявших оружие на своих боевых товарищей.
К предательству их толкнула боязнь за свою жизнь. Отказ от участия в расстреле мирных жителей, отправка в штрафной батальон, внезапная атака советских войск — и вот перед Манфредом и Эвальдом встаёт дилемма: умирать под пулями или спасать свою шкуру. Дезертиров никто не любит, поэтому опасность теперь представляют не только русские, но и немцы — чтобы выжить, двум товарищам придётся убивать солдат, одетых в ту форму, которую ещё недавно носили они сами.
Дальше — больше: вылазка в деревню за едой и топливом окончательно раскрывает беглецам глаза. Отряд СС казнит гражданских, устроив настоящий конвейер смерти, остановить который в силах только нашим героям. Теперь-то они понимают — оказывается, нацисты убивали ни в чём ни повинных людей в промышленных масштабах! Странно, конечно, что такое осознание пришло к ним лишь под конец войны (действие происходит в 1944 году), но лучше поздно, чем никогда. Заканчивается вторая (и последняя в пресс-версии) миссия тем, что главные герои решают присоединиться к местным партизанам, одним из которых оказывается третий персонаж, Лукас, случайно встреченный в деревне и ставший их вынужденным союзником.
Конечно, можно снисходительно улыбаться, наблюдая, как сценаристы всячески нахваливают польских подпольщиков, но, справедливости ради — это их прошлое и их право рассказывать о нём так, как они захотят. В Польше о трагической судьбе Армии Крайовой не забывают, в том числе и в играх. Такое отношение к истории своей родины можно только приветствовать, и лично я рад, что и среди отечественных разработчиков есть желающие рассказать о вкладе советского партизанского движения в победу над фашизмом.
Сразу скажу, что авторы не обошлись без выпадов в сторону СССР — раздел Польши в 1939 году поляки будут вспоминать ещё долго. Именно от советских солдат убегают Манфред и Эвальд в первой миссии. «Иваны» ведут себя согласно стереотипам — забывают обо всём при виде бутылки самогона (его можно использовать как приманку для часовых), расстреливают пленных и вслух мечтают «напиться как следует» по возвращении домой. Ну, хоть своих не сжигают целыми деревнями, и на том спасибо. Хотя кто его знает, что приготовили сценаристы в оставшихся миссиях (всего их обещают 12) — не зря польские подпольщики не раз напоминают, что отношение к советским войскам у них было не сильно лучше, чем к гитлеровцам.
Но, я надеюсь, совсем уж ядрёной клюквы удастся избежать — характеры персонажей получились вполне живыми и разнообразными, а по небольшим роликам между миссиями, раскрывающим сюжет, можно понять, что авторам игры не чуждо чувство вкуса. Ролики эти, кстати, удались: несмотря на внешнюю простоту (используется привычный для недорогих проектов приём картинок-слайдов с бедной анимацией), выглядят они весьма выразительно.
Commandos на максималках
Я не зря уделил столько внимания сюжету и стилистике — чувствуется, что в War Mongrels основной упор сделан именно на повествование. Непосредственно игровой процесс хоть и достаточно увлекателен, но недалеко ушёл от классики. Это мы помним ещё со времён Commandos: конусы зрения у противников, переодевание во вражескую форму и невосприимчивые к такому трюку офицеры, кусты для складирования трупов, бродящие по одним и тем же маршрутам патрули, стационарные пулемёты, режим одновременного действия…
Кое-что подглядели у новых представителей стелс-тактик — например, использование предметов окружения для создания «несчастных случаев». Тут дело доходит до смешного — сценка с грузовиком на эстакаде, который можно снять с тормоза и отправить в недалёкую поездку до ничего не подозревающих врагов, получилась почти копией такого же эпизода «Партизан». Хотя, возможно, это и сознательная отсылка.
В плане геймплея War Mongrels не дарит особых откровений (кроме, пожалуй, обещанного на релизе мультиплеера), но не скажу, что это идёт во вред. Я, как большой любитель подобных развлечений, не нашёл здесь ничего нового, однако не могу сказать, что хоть раз заскучал на протяжении обеих миссий. Хардкора здесь в меру, к тому же в настройках присутствует ползунок сложности, чтобы настроить этот показатель под себя, но даже на среднем уровне (к тому же учитывая полуобучающий характер первых заданий) пару раз пришлось пораскинуть мозгами, решая задачку по бесшумному устранению противника. Это в таких стратегиях показатель качества, ни много ни мало.
Дизайн уровней, кстати, не так сильно подталкивает к стелс-прохождению, как в той же Desperados: все персонажи умеют стрелять (но каждый — только из одного вида оружия), а патроны всегда легко найти — вон они, у каждого часового по магазину. Поэтому иногда можно и перестрелку устроить, если вас не смущают сбегающиеся на суматоху враги.
Если же ставить цель пройти миссию тихо и без лишнего шума, то тут, как всегда, приходится комбинировать умения героев, которые у всех разные. Манфред умеет переодеваться во вражескую униформу, но его навык убийства слишком громкий, поэтому стоит вспомнить про здоровяка Эвальда, который и шею свернёт без лишнего шума, и самогон под ноги патрульному подкинет, чтобы тот с маршрута сошёл. А если бутылок с выпивкой две, то может разом и пару врагов утихомирить — правда, потом придётся искать новые бутылки взамен разбитых о вражеские головы.
Что там ещё? Капкан, отвлекающий камешек, карманные часы с мелодией, свист… Всё это мы уже встречали в подобных стратегиях, разве что у других героев и в других комбинациях. Хотя опять же оговорюсь — видел я только самое начало игры, может быть в дальнейшем добавятся и уникальные персонажи с интересными умениями.
Пока у War Mongrels заметен один неоспоримый плюс — это серьёзный подход к сюжету с раскрытием тех аспектов военных действий, которые не всегда любят вспоминать. Я не хочу тем самым сказать, что геймплей плох, — просто игровой процесс (во всяком случае тот, что я увидел в пресс-версии) ничем особенным удивить меня не сумел.
Это ни в коем случае нельзя считать недостатком — у нас вроде не наблюдается избытка подобных тактик, чтобы воротить нос от игры только потому, что она сильно напоминает своих собратьев по жанру. Скопировано (и хорошо скопировано, со знанием дела) как раз то, что привлекает, поэтому релиз War Mongrels я по-прежнему жду — надеюсь, разработчики не подведут и вскоре мы получим интересную историю о войне без прикрас.
Лучшие комментарии
Очередная прохладная история про то, что немцы не знали про массовые убийства, а всех убивали только СС...
Делаем ставки, как покажут и покажут ли вообще Армию Людову?
Кто не в курсе — в Польше было две брюольшие группировки подподьщиков.
Армия Крайова — националисты, любившие между делом вырезать пару-тройку украинских сел, повесить пойманного еврея, и вообще мало отличимые от бандеровцев (с которыми были на ножах). Ну и время от времени убивавшие немцев. Сейчас АК объявлены героями.
Армия Людова. Коммунисты, реально дававшие в содружестве с советской армией люлей нацистами. Многие из АЛ стали деятелями советской Польши. Сейчас их имена усиленно вымарывают из истории.
Поляки ж. А вообще многие немцы все осознали и переобулись, в 45, ближе к весне
Игра обещает быть занятной, если не по геймплею то по атмосфере точно. Но удивляет решении сделать главными героями двух немцев дезертиров, которые вдруг осознали что они злодеи (видимо увидели черепа на своей форме).
Так-то большинство солдат — это просто люди, отправленные умирать за чужие интересы.
Насколько я понял по роликам, Манфред пошел воевать за свои интересы — хочет избавить мир от «большевистской угрозы» и стать героем. Внезапно прозревает аккурат к концу войны, когда ясно, что победы не будет — до этого все ужасы как-то мимо проходили, пока самого в расстрельную команду не отправили. Эвальд просто раздолбай, которому любой приказ не по нутру и без разницы, кому голову разбивать — своему командиру, который придрался к нарушению формы одежды, русскому солдату или эсэсману, казнящему евреев в Понарах. Собственно, увиденное там его потрясло настолько, что он решил к подпольщикам уйти, а не сбежать куда подальше, как первоначально планировал.
Но, еще раз скажу, это право разработчиков как поляков делать такой сюжет, какой им захочется. Единственный способ противодействовать, если есть сомнения в исторической достоверности: сделать лучше (а уж игры про войну у нас делать умеют, правда, с упором на геймплей, а не на сюжет), чтобы люди играли в ваших «Партизан» или еще что-то, и принимали вашу точку зрения на события тех лет. Хорошо, что такие попытки есть.
Жаль, поляки предпочитают не вспоминать, что те территории, которые мы «поделили» себе в 1939ом, они же у нас отвоевали, напав в 1920-ом.
Заодно поляки не любят вспоминать про свою теорию «сарматизма». Которая мало отличается от арийской расовой теории.
Возможно, тут подвел дизайн комментариев, не разделяющий две отдельные цитаты. Но цитата из превью была частью моего ответа на первое процитированное предложение. Ну, по крайней мере, у меня возникло чувство, что мой ответ был воспринят не на тот счет.
Странно ещё то что второй гг, будучи тоже немецким солдатом, не может выдать себя за… за себя.
Vae victis.
Так фишка с укатывающимся на врагов грузовиком ещё в «Хищнике» 87го года появилась. Естественно, многие взяли её на вооружение.