6 октября 2020 6.10.20 15 102K

Squad: Обзор

Играл на PC

Мы уже рассказывали о Squad – многообещающем сетевом тактическом боевике, вышедшем в конце 2015 года в Steam Early Access. На тот момент эта выросшая из модификации к Battlefield 2 игра больше радовала своими перспективами, нежели позволяла получать удовольствие от меткой стрельбы, командного взаимодействия и управления боевой техникой – эти обязательные черты любого реалистичного тактического шутера Squad ещё только должна была приобрести, постепенно избавляясь от ошибок и обрастая контентом. Релиз состоялся в конце сентября этого года.

Пять лет в раннем доступе – серьёзный срок, даже если сделать скидку на отсутствие опыта у команды разработчиков из Offworld Industries и отнюдь не склонную к суете аудиторию серьёзных тактических шутеров, которая готова потерпеть ради качественного продукта. Версия 1.0 перед нами – самое время проверить, оправдались ли ожидания.

 

В начале было слово

Точнее, два слова – Project Reality. Именно так называлась модификация для Battlefield 2, появившаяся в далёком 2005 году. Создатели мода радикально изменили геймплей оригинала, сделав ставку на реализм и тактическое взаимодействие внутри команды. Project Reality – это отдельная долгая история, которая ещё не закончена (для мода продолжают выходить обновления), но нас интересует то, что случилось в 2015 году. Тогда произошли два примечательных события: мод обзавёлся самостоятельной версией и в раннем доступе появилась Squad – отдельная игра от тех же авторов, основанная на тех же принципах.

Чем она отличается от множества других боевиков на схожую тему? Буквально – всем, несмотря на одинаковую жанровую формулу «Война двух команд за ключевые точки на большой карте с использованием техники».

Три кита

Фундамент в Squad тот же самый, что и в PR, – хардкор, реализм и командное взаимодействие. Здесь нет вида от третьего лица, не найти счётчика оставшихся в магазине патронов, умереть можно от единственного меткого попадания, а параметры техники и вооружения стараются соответствовать своим реальным прототипам. Скорость передвижения пехоты и техники, моделирование отдачи и баллистики и внушительные размеры карт тоже подобраны так, чтобы повысить реалистичность происходящего на поле боя.

Да, Squad недотягивает до главного апостола реализма в видеоиграх – серии Arma. Но те условности и упрощения, которых здесь, на самом деле, немало, вовсе не халтура, а вполне осознанное решение разработчиков, принятое для повышения важности командного взаимодействия.

Клавишу открытия карты приходится нажимать куда чаще, чем кнопку стрельбы.
Клавишу открытия карты приходится нажимать куда чаще, чем кнопку стрельбы.

Например, местонахождение каждого союзника видно на карте (которая, к слову, тоже доступна всем), специальный маркер всегда подсветит дружественного бойца при наведении прицела, помогая избежать огня по своим, а набор оружия и снаряжения жёстко фиксирован и привязан к конкретной специализации – подобрать с вражеского трупа оружие помощнее не выйдет. Что уж говорить о медицинской системе, благодаря которой можно поднять из мёртвых любого павшего бойца, хватало бы бинтов и аптечек, – даже прямое попадание из танка не приговор.

Всё перечисленное не очень вяжется с реалистичностью, зато позволяет в полной мере реализовать тактические замыслы командиров и поддерживает баланс между сторонами. Шутер не зря получил своё название – этот самый squad в реалиях игры является основной тактической единицей, а одиночка даже вооружиться нормально не сможет, не говоря уже о том, чтобы оказать хоть какое-то влияние на ход боя. Рулят здесь команды и командиры, и о последних стоит поговорить подробнее.

Слушай мою команду!

Роль «сквад-лидера» сложно переоценить, даже скажу больше – это игра именно о них и для них. Обычный стрелок или специалист видят бой через прицел и остаются лишь винтиками в этой военной машине, действующей по законам и правилам, которые заметны только командирскому взору.

Достигается это благодаря уникальным особенностям офицерских слотов: у них свой радиоканал, на котором обсуждаются свои командирские дела, они умеют расставлять метки на карте и только им доступно строительство точек возрождения, командных пунктов и прочих сооружений. Точнее, они размечают место под строительство, а дальше в дело вступают рядовые с лопатами наперевес – лишнее напоминание о том, что одиночки здесь никто даже в командирских должностях.

«Не дёргайся, сейчас подниму!» Помогать союзникам стоит всегда, даже если они из другого отделения.
«Не дёргайся, сейчас подниму!» Помогать союзникам стоит всегда, даже если они из другого отделения.

Управляет всей стороной, насчитывающей до полусотни человек, командующий – самый опытный и толковый из лидеров. Он может вообще не сделать ни единого выстрела за весь бой – и без этого дел хватает. Координация действий отделений, реагирование на ходы противника, вызов авиаподдержки или артудара, наблюдение за полем битвы с помощью БПЛА – командующий, по сути, играет в RTS с настоящими людьми вместо юнитов.

Геймплей на уровне командиров отделений тоже куда ближе к стратегии, нежели к шутеру. Пока подчинённые воюют, сквад-лидер думает. Где лучше поставить «фобу» и «раллик» (да, к сленгу тоже придётся привыкать), как проложить безопасный маршрут к точке, указанной командованием, кому из бойцов доверить сверхважное (и сверхскучное) задание по доставке припасов к линии фронта? Задач хватает, а вознаграждением будет совершенно уникальный опыт.

Главное, именно от лидера зависит геймплей его подчинённых. Встретился толковый командир – запоминайте ник и старайтесь попасть к нему в следующий раз.

Каждому своё

Жизни командиров важны, но это не означает, что не отягощённый погонами солдат должен только стрелять. Да, убивать врагов важно, но куда важнее выполнять обязанности той роли, чей вы заняли. Не пугайтесь, вряд ли вам предстоит весь бой заниматься доставкой боеприпасов или сидеть в обороне точки где-то в тылу (хотя и такое возможно, если вам не повезёт с начальником).

Карты просторные, но дальность прорисовки явно не сильная сторона Squad.
Карты просторные, но дальность прорисовки явно не сильная сторона Squad.

Формула проста: хотите получить снаряжение достойнее, чем обычная винтовка, и задачи интереснее обычной стрельбы по врагам – вступайте в отряд; вступили – выполняйте приказы. Снайпер, который набивает «фраги» где-то вдали от союзников и не помогает командиру обнаруживать врага, – плохой снайпер, и за высокий личный счёт его ждёт скорее не похвала, а изгнание из отряда.

Жёсткая привязка снаряжения к роли для того и сделана, чтобы подтолкнуть игроков к командной работе, и чем роль важнее, тем более узкой областью применения она обладает. Да, у каждого есть ручное оружие, позволяющее при случае отбиться от врага, но медик здесь в первую очередь для того, чтобы лечить, водитель – чтобы управлять техникой, а пулемётчик – чтобы подавлять огнём и уничтожать живую силу противника.

Война как она есть

Пользу от возможности вести стрельбу длинными очередями вмиг понимаешь, едва попав под огонь толкового пулемётчика, – эффект подавления затеняет экран так, что ничего не видно уже в полуметре. О каких организованных действиях тут говорить?

Все «прелести» техники на месте – узкий обзор и уязвимость перед гранатомётчиками. Без поддержки пехоты на таких картах лучше в бой не лезть.
Все «прелести» техники на месте – узкий обзор и уязвимость перед гранатомётчиками. Без поддержки пехоты на таких картах лучше в бой не лезть.

Полезное побочное действие – это здорово влияет на атмосферность. Эффекты взрывов и выстрелов в Squad просто образец для подражания – достаточно разок взглянуть на артбострел или попасть под ракетно-бомбовый удар авиации. Не хуже удались и звуки – выстрелы очень сочные, а близкие разрывы буквально глушат, не позволяя нормально слушать радиопереговоры.

Это тоже важно, ведь рация – штука чрезвычайно полезная (без микрофона здесь делать нечего). Совсем не Battlefield, где можно и в одиночку побегать, а необходимый минимум «тактикула» при желании достигается невербальными средствами. В толковом отряде идёт непрерывный радиообмен: доклады об обстановке, приказы командира и ответы подчинённых; не обходится без криков, сопровождающих непосредственный огневой контакт с противником. Последнее – ещё один плюсик к атмосферности.

На погружение работает и богатство контента. Одних только локаций здесь два десятка. В наличии битвы в пустынях и заснеженных лесах, сражения на тесных улочках – скучать от однообразия точно не придётся. Перестрелки в городской застройке в Squad особенно удались – видимо за счёт хорошей проработки карт при сохранении внушительных размеров локаций. Если общевойсковой бой в полях лучше Arma до сих пор никто не показывает, а знакомый по более аркадным шутерам ближний бой обычно ведётся на небольших по размеру уровнях, то в городских схватках всё на месте – и тактика, и атмосферность, и масштабы.

Наблюдаем за возможным направлением вражеской атаки. Скучно, но деваться некуда – приказ есть приказ.
Наблюдаем за возможным направлением вражеской атаки. Скучно, но деваться некуда – приказ есть приказ.

С разнообразием фракций тоже всё хорошо: кроме привычного набора из основных армий стран НАТО (США, Великобритания, Канада) и ВС РФ, есть разномастные повстанцы и добавленный с последним патчем Ближневосточный Альянс – собирательный образ армий ближневосточных стран. Не хватает разве что Китая и Кореи, но и они в обиде не останутся – ввод паназиатской фракции ожидается в первом квартале следующего года.

Различия противоборствующих сторон – не только во внешнем виде, но и в наборе техники и оружия. Помнится, в превью по альфа-версии я поругивал разработчиков за то, что те не спешили добавлять в игру технику. За пять лет раннего доступа они исправились, и теперь в Squad с этим полный порядок. Есть всё – от небольших беспилотников до танков, включая такую экзотику, как «шахид-мобили» из обшитых железом джипов.

В том же превью я рекомендовал повременить с покупкой Squad – мол, шутер перспективный, но ещё слишком сырой для того, чтобы радовать прямо сейчас. Свой совет подождать с приобретением игры я оставлю в силе и сегодня. Не потому, что Squad плоха: если проблемы с производительностью актуальны до сих пор (сразу советую запастись оперативной памятью), то в остальном боевик только похорошел – контента прибавилось, геймплей стал куда насыщеннее благодаря разнообразию карт и техники, сформировались своя аудитория.

Единственное, что портит впечатление от массированного артудара, – невосприимчивые к разрушительной силе снарядов строения.

Вот как раз в аудитории и дело – релизный ажиотаж и скидки привели к тому, что на серверах сейчас зашкаливает количество новичков, большинство из которых не представляют, куда они попали. Возиться с «нубами» опытные командиры в большинстве своём не хотят – в итоге серверы забиты, но половина отрядов закрыты от посторонних, а оставшиеся представляют собой цирк под командованием неумёх, которые не знают даже основ. В таких условиях легко разочароваться в игре, даже не поняв, что она собой представляет на самом деле.

Подождите ещё немного (хотя бы пару недель) и обязательно попробуйте настоящую тактику на вкус. Squad определённо того стоит – пять лет раннего доступа всё-таки не прошли зря.

Плюсы: тактика и командное взаимодействие; уникальный геймплей за командиров; атмосферные графика и звук; разнообразие карт и оружия.

Минусы: баги; плохая оптимизация; высокий порог вхождения.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Squad

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
23 сентября 2020
196
4.2
133 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Разве для «симулятора» военных действий плох высокий порог вхождения? Это ведь не батла в одиночку не побегать. Осваиваться тяжело, да, но подозреваю в реальных подразделениях всё ещё более сложно. Баги и оптимизация, это да — проблема. Но по сравнению с версиями годничной давности есть большие подвижки, что радует. Как по мне игра — ***енная! Главное найти единомышленников.
Если подходить к вопросу, так сказать, фундаментально, то Арма — это конструктор-песочница-сим с уклоном в милитари тематику, а Сквад — тактическая стратегия с живыми людьми вместо юнитов. То есть ничто не мешает сделать свой «Сквад» в Арме (были, кстати, такие попытки — Project Reality на Arma 2, например), а так же тысячи других режимов, насколько хватит фантазии и прямоты рук, но такая свобода и универсальность понятным образом сказывается на качестве итогового продукта. Можно сделать что угодно, но если сравнивать итоговый результат с продуктом, который запилен под конкретные требования, то Арма, конечно, проиграет, как проигрывает Скваду в графоне (за исключением ландшафта и то за счет лучшей дальности прорисовки), звуке, удобстве управления, возможностям для управления командой и т.д. (то есть во всём том, на чем и строится тактический геймплей).
Короче говоря, Сквад это только Сквад, а Арма — песочница с куда большим спектром возможностей, расплатой за которые служит некая общая корявость.
Еще автор не указал на ближний контакт с врагом. Как будто бы смотришь бой с го про какого нибудь бойца в афганистане или еще где. Настолько живой бой, арме такого и не снилось
Ну, в абзаце про городской бой я и про это в том числе говорю. А с Армой сравнивать в плане клоз комбат — ну такое, это никогда не было её сильной фишкой, а в третьей части с убогим реактивным физоном тушек бойцов так и вообще одна грусть. Буратины из второй части, цепляющиеся за все руками-ногами и то как-то реалистичнее смотрелись.
одному тяжело, но тут нужна не компания друзей, а скорее наставник. Сейчас много кланов, которые занимаются обучение новичков, так что с вхождением проблем нет (конечно если вы не полный дегенерат).
Играть, тем более что её ОЧЕНЬ часто дают на бесплатных выходных, но в соло вливаться в игру тяжело.
Действительно крутая игра. Я сам не фанат военных симов, но вот именно Сквад зацепил меня так, что захаживаю туда запоями по 2-3 недели.
Это именно та игра, которая имеет золотую середину между аркадой и симулятором. Достаточно реалистичная, но при этом достаточно аркадная, чтобы игрок мог получать максимальный кайф от игры.
Нет, игра с рандомами очень хорошо заходит, хоть и не всегда есть такой же простор для маневров как в скваде из 3-9 друзей.

Зачастую командирские роли берут опытные люди, порой сразу кикают из отделения за отсутствие микрофона или не выполнение приказов. Так что тут проблем не будет.

Единственное что, сейчас большой приток новичков, и не все командиры готовы их обучать. А новички не совсем понимают что от них требуется, но все же стараются. Через месяцок после релиза ситуация точно выровняется, по уровню опытности отделений) А пока что самое время заходить и вникать в основы игры, чтобы быть со всеми на одном уровне.

Думаю игра продолжит активно развиваться, за 4 года игры в скад, понял, что это одна из немногих игр, бывших в раннем доступе, которые не забросили и активно развивали, и будут развивать.
Если коротко, то основное отличие в том, что арма — это песочница, а Squad — это сессионка
Игра у меня была но мой пк был стар и не тянул ее, теперь вот решился на второй заход.
P.s Новый пк и мне пока все нравиться но порог вхождения тяжелый.
Вспоминая Доту-2, каждый раз, когда читаю про «командное взаимодействие», представляю, какой хаос творится в матчах с рандомами. Судя по всему, ещё одна игра, в которую нужно играть только с друзьями?
Немного не хватает элемента прокачки и развития. Хотя бы профиль игрока сделали со статистикой и результатами его игры.
Играть или не играть, вот в чем вопрос.
Читай также