19 июня 2020 19.06.20 813 121K

Спойлеры The Last Of Us II

Обсуждаем сюжет The Last of Us 2: чё там гениального и почему все срутся?

Сначала я смеялся, бил ладошкой по лицу, ненавидел эту игру и Нила Дракмана. Потом мне казалось, что сюжетная часть просто посредственная. Потом – что абсурдно плохая. А на титрах я однозначно определил для себя The Last of Us 2 как главную игру поколения.

Всё так легко, например, с RDR 2 или God of War! Ты можешь обсуждать произведение целиком, в двух словах описать сюжетную конструкцию и всем всё будет понятно. К сожалению, с TLoU 2 так не получится.

Рассказывать про сиквел – примерно как про «Шестое чувство» или «Помни», пытаясь одновременно заинтриговать и не испортить просмотр. Даже сложнее: в этих двух фильмах спойлер однозначно «прикольный», а вот то, что происходит у Нила Дракмана – уже развернуло на стримах третью мировую.

Давайте обсуждать игру со спойлерами в комментариях! А чтобы было от чего оттолкнуться, в этом материале я перескажу главные пункты истории, чтобы все, кто проходит мимо, быстро могли понять:

● Умер ли Джоэл?
● Что там с SJW-повесткой?
● Почему игра точно поделит фанатов на два лагеря?
● Кто трансгендер?

В определённом смысле этот текст страшнее спойлеров, потому что я поделюсь именно тем, как игра… проживается. Не ставлю задачи в деталях пересказать все 28 часов, но постараюсь выделить все ключевые авторские задумки.

Пролог, который сразу сворачивает не туда.

Итак! После напоминания о том, «чем дело кончилось», ты получаешь полный эквивалент интро из прошлой части – мирную проходку с осмотром окрестностей. Прошло несколько лет, и в роли Элли мы идём по заполненному людьми городу, слушая, кто с кем вчера целовался, кто чья бывшая и кто прогуливает рабочие смены. Пробираемся через мирную будничную суету. Мысль ясна: нам показывают мирное время в преддверии бури.

Мирное время для Элли – это тайная любовь к Дине: еврейке, бисексуалке, оторве, но заботливой девчушке плюс-минус того же возраста. Неловко флиртующая парочка отправляется в регулярный сторожевой рейд по округе, но буря запирает их на подземном складе с запасами травки. И когда неловкость достигает максимального уровня – затемнение скрывает лесбийскую сцену. (Судя по контексту, первый опыт Элли вообще).

Я не сторонник кричать о «повесточке»: ну, лесбиянка и лесбиянка. Но на этом этапе игры подаётся всё навязчиво и, главное – не слишком обоснованно, поэтому откровенно мозолит глаза.

Тем более, что на сцену выходит второй персонаж: Эбби. Мужеподобная гора мышц на протеине, которая, судя по контексту, издалека шла в наш уютный город по чью-то душу. С её стороны в катсценах нам сразу сыпят какие-то ненужные имена: кто-то чья-то бывшая, кто-то беременна… а ты сидишь и пытаешься понять, какая нам-то разница?

Мы поочерёдно играем то за Элли, то за Эбби, пока обе сюжетные линии не сходятся в одной точке: Эбби попадает в бурю и в толпу заражённых, от которой её спасает… Джоэл, который за 2 часа геймплея толком нигде кроме вступительной катсцены не появлялся. Наконец-то, я скучал!

Эбби тоже «скучала»: она делает сложное лицо, заводит Джоэла на базу к своим и… Уже играя за Элли мы вламываемся внутрь, чтобы наблюдать, как в жесточайшей катсцене (и, я клянусь, самом детализированном кадре за всю историю PS4) Эбби убивает Джоэла. Остальных почему-то отпускают.

Та часть игроков, которая хотела получить продолжение оригинальной истории, закрывает консоль и удаляет игру. Вы думаете, что это самая высшая точка ненависти к Дракману? О, погодите, мы только начинаем.

Я считаю, что структурно этот блок сделан великолепно: мы, как игроки и зрители, буквально физически недополучаем Джоэла. Хронометража у него всего несколько минут, и его тут же исключают из истории, не дав ему и три страницы реплик. За счёт этого усиливается ощущение потери, недосказанности, а главное – тотальной несправедливости.

Ты идёшь по пустому дому Джоэла и через интерьеры впитываешь то, как разворачивалась жизнь персонажа, которую ты упустил и которую авторы тебе «недодали». Это великолепная подача, которая очень хорошо накладывается на то, как нам позже опишут отношения Джоэла и Элли.

Если вы думаете: «Блин, игра свернула не туда, зачем вот это вот всё» (а вы наверняка думаете!), то дальше – только боль и унижения. Ведь когда Элли с могилы идёт в дом Джоэла, чтобы проститься… за ней хвостом увязывается абсолютно бесполезная и ненужная Дина. А потом она ещё и мстить за Джоэла пойдёт с нами! Да нахрена ты-то сюда лезешь?!

День 1. Разочаровываешься поминутно.

Субтитр оглашает: “Первый день путешествия”, и… Ты понимаешь, что вместо Джоэла и Элли тебе подсунули путешествие двух девочек-подростков-лесбиянок, одна из которых тщетно пытается быть обаятельной и шутить Naughty Dog-style. Внезапно ты осознаешь себя играющим в Life is Strange, и, исследуя огромную территорию, пытаешься принять нового компаньона, которого ты не просил.

Дину, повторюсь, нельзя характеризовать примерно никак, у неё нет внятной персоналии и чётко обозначенных черт характера. Она то заботливая, то дикая, то хрупкая, то лучшая убийца на районе. Хоть каких-то значительных недостатков у неё нет. Игровой день длится, а тебе хуже и хуже и хуже от того, что road-movie придётся провести в компании, в которой нет никакой химии.

Быстро обозначается цель: есть фотокарточки всех убийц Джоэла. Нас интересует только Эбби, остальных можно отпустить (ха, заметили совпадение?). Оккупируем старый театр как хаб-локацию и уже готовимся пройти вглубь Сиэттла, когда под занавес узнаем сногсшибательный поворот: Дина беременна.

В этот момент от неуместности и немотивированности происходящего я расхохотался в голос и выключил консоль.

День 2. Да ну куда уж хуже?

Знаете, «зачем» Дина была беременна? Чтобы через одну миссию к нам в театр-хаб пришёл… юный отец, Джесси! Это уже не LIfe is Strange, это «13 причин, почему»: Элли бросает ревнивые взгляды на парочку, в треугольнике виснет максимально неловкое напряжение, а ты рвёшь на себе волосы: часов десять уже играешь, чёртов Дракман променял Джоэла на подростковый любовный треугольник, да какого ж дьявола, игра, куда ты катишься?

Одно спасение. Элли (тоже, кстати, растерявшая яркость характера, даже ругаться стала меньше) становится злее и яростнее от катсцены к катсцене, и в эпизоде Finding Nora скидывает в общем-то безобидную женщину в грибные споры, пытает обречённую ради информации и под нашим непосредственным управлением забивает её металлической трубой. Окей, вырисовывается хоть какая-то динамика развития истории.

Есть только одно спасение от тленности всего происходящего: флэшбеки к Джоэлу. Элли вспоминает лучшие моменты их мирной жизни, и каждый из таких эпизодов на вес золота. Они великолепны от начала и до конца, в них снова просыпается жизнь и химия первой части, а ты полностью разделяешь тоску по этому персонажу.

И вот здесь впервые начинает раскрываться немножко игровой гениальности: во-первых, ты окончательно уверяешься, что вывод Джоэла из игры так резко был художественным приёмом. Флэшбеков достаточно много, и тебе «додают» персонажа маленькими порциями. Он всё ещё остаётся важнейшей частью истории: и, как заметил Денис, смерть Джоэла не мешает рассказывать историю об их с Элли взаимоотношениях.

У флэшбеков есть своя сюжетная линия: Элли пытается узнать у Джоэла, что случилось с «Цикадами»? Ведь он, конечно же, не рассказывал, как перебил невинных людей. Но Элли подозревает неладное, убегает из деревни и лично узнаёт историю резни, устроенной стариком.

Это точка, где Джоэл и Элли расстаются навсегда. Её жизнь могла что-то значить для всего человечества, она могла спасти миллионы людей, но ей не дали права выбора. И за это она физически не может простить Джоэла. Тут ты понимаешь, что первая часть TLoU – ни разу не законченное произведение, а без этого слона в комнате концовка оригинала не имеет смысла. Окей, это сильно.

День 3. Ясно, «Проходняк».

По мере того, как мы продвигаемся вглубь Сиэттла, мы понимаем вот что. Город поделили военные «Волки» (Эбби – их лучшая убийца) и сектанты «Шрамы», которые живут на отдельном острове. Шрамы нас особо не волнуют, мы спешим в океанариум, где прячется Эбби.

Элли двигается по городу вместе с отцом ребёнка своей девушки (ну боже мой, ну зачем это игре, а?). В какой-то момент ему хватает сил свернуть с пути мести: он хочет только спасать Томми, а вот Элли рвётся убивать Эбби. На тринадцатом часу это всё ощущается как кульминация и как конец игры. Сквозь ужасную бурю ты мчишь к этому океанариуму, не понимаешь, начерта всё это было, половина сюжетных линий как будто прошла мимо, игра в лучшем случае «проходняк», и никакого удовольствия ты толком не получил.

Элли, видимо чувствует себя так же, потому что как только находит ссорящуюся парочку убийц в Океанариуме, то (скорее по случайности, но всё же) убивает обоих. Одна из них – беременная женщина. Воу.

Тема безумного насилия и убийства случайных людей в этой точке игры доходит до пика: Элли, режущая беременную женщину, действительно, шокирующий кадр. И резко становится понятно, зачем с самого начала была беременна Дина: Дракман зеркалит эмоции на «ту сторону».

Но Эбби нигде нет, прибегают другие участники нашей экспедиции, уводят Элли обратно в театр-хаб, уговаривают её бросить всё и забыть. Резонные аргументы: мы выкосили уже половину города и всех непосредственных участников, мы сами побитые, месть состоялась. Элли, вроде бы, через огромное напряжение, даже соглашается…

Но тут же в кадр вваливается Эбби, вышибает мозги несостоявшемуся папане, берёт Томми в плен, орёт: «Мы же вас отпустили, зачем вы сами всё испортили?», готовится стрелять в Элли… И мы уходим в затемнение.

Пролог 2. Иди к чёрту, Нил Дракман.

Флэшбек! Настолько тошнотворно сопливый, насколько это возможно.

Оказывается, Эбби – дочь того самого учёного, который собирался препарировать Элли. Она, тогда ещё подросток, уже – «Цикада». Её отец, врач, при первом появлении спасает из колючей проволоки зебру (какая пошлость!), ведёт себя как святой человек и очень-очень не хочет лишать жизни маленькую Элли, несмотря на её иммунитет.

Окей. Несмотря на подачу «в лоб», задумка кажется здравой: в финале первой части мы выкосили целую больницу ребят, которые собирались спасти мир, и теперь смотрим ту же сцену с обратной стороны.

И с этой обратной стороны мы видим глубокую, реалистичную картину: убийство было тяжелым решением для всех. Не было в конце первой игры тайно вскрывшегося зла: это одномерная карикатура. В реальности такое решение сопряжено с колоссальными муками, и это убедительно передано. В конце концов, подталкивает к убийству сама Эбби: она говорит (то же самое, что Элли предъявляла Джоэлу!): «Если бы мне позволили решать что-то о собственной жизни, я бы её отдала.»

Но на операцию врывается Джоэл. Убивает всех. И отца Эбби тоже.

Окей, Нил, я понял твою задумку. Ты хочешь показать, что главная антагонистка тоже человек, у неё тоже легитимная мотивация, и теперь мы должны спроецировать на неё все эмоции Элли, которые мы вынашивали 13 часов. И мы должны простить убийцу Джоэла.

Пошёл ты, господин Дракман. Это низко, я отказываюсь играть с тобой в эту игру. Да-да, «Око за око и весь мир будет ходить одноглазым», я понял твоё глупое морализаторство, до свидания, давай мне титры.

День 1. Так, стоп, это только середина игры?!

И вот только тут до тебя начинает доходить. Нил, как бы услышав твою первую реакцию, вежливо говорит: «Я понимаю, что у тебя был огромный эмоциональный опыт с теми героями и ты остаёшься на их стороне. Располагайся поудобнее. Я приготовил тебе ещё 13 часов!».

Несмотря на надпись «День 1», которая всё объясняет, ты ещё часов пять надеешься, что сегмент вот-вот кончится. Ты отказываешься верить, что тебе ещё три игровых дня придётся корячиться за эту неприятную бабищу. Но всё именно так! Режиссёр действительно хочет, чтобы ты играл за эту мужеподобную гору мышц, и больше того: в какой-то момет до тебя доходит, что кампания эбби по структуре копирует первую игру! Мы пережили травмирующее интро, а теперь вот уже проходим по базе «Волков», которые расположились на территории стадиона.

Опять же: всё так в лоб, так навязчиво. Задумка ясна: ты 13 часов убивал членов этой группировки, и вот они снова перед тобой, они – обычные люди. Твои новые друзья. Они строят хозяйство, заботятся о своих, уважают родителей и пытаются обаятельно шутить Naughty Dog-style. Я понял, понял, спасибо за претенциозность, ну хватит, правда. Ой, да ладно, ещё и собака, которую Элли только что зарубила в катсцене! Она милая и с ней можно поиграть?! Да вы, блин, издеваетесь? (Ну да, издеваются.)

Тем временем структура оригинальной игры продолжает воспроизводиться. У нас есть начальная вылазка, чтобы поближе познакомиться с друзьями Эбби и, в частности, Мэг. Той самой беременной дамой, которую Элли убила четыре ролика назад. (Ну, ладно, Дракман, тут я согласен, с Мэг как-то особенно некрасиво получилось.). Оказывается, нет среди убийц Джоэла никакого единства: Эбби немного осуждают, всем как-то неловко и стыдно и хочется скорее забыть всё, что с этим связано.

Ну конечно, начинается вот теперь. Нет, Дракман. Просто нет. Прекрати.

Первая вылазка заканчивается, Эбби возвращается на базу и узнаёт, что её друг-любовник Оуэн вроде бы убил кого-то из своих, пощадил злобного вражеского «шрама» и скрылся. Теперь он в опале и Волки собираются его казнить. А Эбби уверена, что это ошибка, и хочет разобраться в ситуации. Ладно, сценаристы, уговорили – это приемлемая завязка, мне любопытно. Хотя баба Эбби всё равно неприятная.

День 2. Ок, это достаточно круто.

Мы движемся в сторону Океанариума к нашему другу и получаем флэшбеки, которые лучше раскрывают героиню. Тут выясняется один из лучших твистов на моей памяти (который, на самом деле, не твист, но именно так мной был воспринят).

Эбби свихнулась на идее убить Джоэла после того, как он убил её отца. Она посвятила всю себя поиску зацепок и тренировкам, чтобы быть «максимально готовой». Только поэтому она – лучшая убийца «Волков». Только поэтому она «на массе». Её друг постоянно призывает: ну поживи ты для себя, давай пропустим эти твои тренировки! Но она категорически против. И мы видим, как она, буквально, раскачивается год от года.

Почему я называю это твистом: ты думал, что это просто уродская неприятная дама, а у Дракмана поехала крыша и он хотел сделать побольше разнообразия среди героев. Но нет. Нам аккуратно объясняется, что её внешность – не что-то нормальное, а прямое следствие психологической травмы. Это защитный механизм, иллюстрация того, как она отталкивала от себя людей из-за сверхценной идеи.

Когда я это понял, у меня пропали вообще все проблемы с внешностью Эбби: теперь это важная часть сюжета и образа. По-своему я стал если не симпатизировать героине, то хотя бы лучше её понимать. К тому же у Эбби проявляются слабости (боязнь высоты), она выступает в разных социальных ролях и оказывается многослойным персонажем, а ещё – она впутывается в одну из лучших сцен игры.

В лесу, посреди ночи, её хотят казнить Шрамы (мы видели это одним из первых синематиков по TLoU). Её спасают двое детей: мальчик и девочка, а потом они вместе убегают от толпы инфицированных. Настолько мощно поставленных сцен в игре до этого почти нет. (Из кампании Элли я запомнил только одну, и та слабо обоснована сюжетно).

Так, и что тут у нас? Взрослый, который спасает детей. Да ещё и детей, которых вообще не хочет спасать. Конфликт в том, что это два маленьких «Шрама»! А шрамы-то – враги! И все сволочи. Но Эбби помогает им и, нехотя, вынуждена увидеть в них людей. Да-да, Нил, я понял намёк, отстань.

Мы оставляем детей в безопасном месте и добираемся до Океанариума, где прячется бывший парень Эбби, Оуэн. И от него мы узнаём очередную историю, «очеловечивающую врагов»: в пылу схватки один из дедов-шрамов как будто поддался и сам захотел умереть, устав от бесконечной войны. Оуэн не выдержал, пожалел деда, поцапался с напарником по этому поводу и случайно убил его. Так себе ситуация: Оуэн, действительно, предатель, получается.

Снова та же самая тема: “На той стороне, на самом деле, просто люди”. И знаете, к этому времени у меня уже нет каких-то особых проблем с Эбби и с героями этой части истории.

День 3. Честно говоря, это лучший сегмент игры.

Несмотря на убийство Джоэла, Эбби всё ещё мучается кошмарами о смерти своего отца. И по какой-то иррациональной причине с утра пораньше она отправляется обратно за детьми-шрамами, которых оставила ночью. Чтобы проконтролировать, что они живы и что их не убили свои же (хотят, почему-то).

И тут до тебя доходит, что тебе снова подсовывают The Last of Us Part 1! Детей, напомню, двое: мальчик Лев и девочка Яра. У Яры раздроблена рука, и Эбби буквально на горбу тащит её в Океанариум. А когда становится ясно, что девочке нужна ампутация, Эбби и Лев рискуют жизнью, чтобы найти нужные инструменты. Хорошо, Naughty Dog, я повёлся с головой. Для меня раскрылся лучший сегмент игры.

Во-первых, снова начинают блистать диалоги: у Льва есть чёткая характеризация, он ничего не знает о реальном мире, и Эбби, смеясь, учит его. (Знакомо, знакомо.) В то же время он классный персонаж: юный воин, который… Ох, вот сейчас будет неловко.

Лев это – трансгендерная девочка. «Он» говорит женским голосом, потому что «его» озвучивает реальный трансгендер. И «его» Шрамы-сектанты зовут «Лили». «Его» хотели сделать невестой одного из старейшин. Но «он» побрил голову, как мужчина, на что не имеет права. И за это «его» хотят убить.

Вот в этот момент, клянусь, «повесточка» разорвёт половине интернета седалище. Не только потому что это зашкаливающе прогрессивный сюжет, но и потому, что его можно было заменить любой другой конструкцией. Не влюбись Элли в беременную Дину, убийство беременной Мэг с другой стороны не ощущалось бы так остро. Внешность Эбби – отличная демонстрация её безумной идеи. А вот Лев просто «отвергнутый», и на то можно было найти миллион других причин.

Но если вас такие «художественные выборы» не напрягают, то мы получаем лучшие сцены всей игры. Сначала – путешествие по секретным тропам между небоскрёбами. И спуск через небоскрёб, полностью заросший грибами. А потом Эбби попадает ровно на тот аванпост, который через пару сюжетных часов зачистит Элли.

И вот это уже очень, очень круто: мы видим каждого NPC, который до этого ходил по локации! Они заняты мирными делами, ведут обычный быт, а одна девочка (помните, с PS Vita?) персонализирована, шутит и явно не собирается сегодня умирать. Вся логика игры встаёт на свои места: становится ясно, например, зачем враги в схватках постоянно кричат имена друг друга. А вдобавок ещё – лучший (единственный, ха!) боссфайт всей игры.

Когда мы вернёмся и ампутируем руку, выяснится, что сегодня Волки нападают на Шрамов, так что маленький отважный Лев бросится домой, спасать маму.

К этому моменту я уже полностью забыл про линию Элли и не думал про Джоэла: я получил насыщенное эмоциональное путешествие в эти три дня. Мне дали не глупых и не раздражающих персонажей, у них нормальный конфликт, химия и эмоциональная мотивация. А главное – один из них сейчас рискует жизнью, чтобы спасти маму.

Остров Шрамов не требует подробного пересказа, но мурашки с моей спины просят передать однозначный приз за самую эффектную сцену именно сюда. Здесь финально разворачиваются все темы игры: мы убиваем диктатора Айзека, а Эбби уже полностью отказалась от любой «стороны» в пользу личного выбора (ой, ой, как Джоэл). Она убивает своих, ослеплённых диктатурой, бывших друзей. Она хочет просто спасти Оуэна, Мэг и отправиться в светлое будущее…

Но мы-то знаем, что вернёмся и увидим только трупы, которые оставила Элли. Ладно, Дракман, ты победил.

Кульминация. ШЕДЕВР или ПРОВАЛ?!

И вот тут, друзья, всё зависит от того, приняли ли вы правила игры. Потому что очень велика вероятность, что вы всё ещё продолжаете стоять на своём. Вы можете всё ещё ненавидеть Эбби, ненавидеть Дракмана за плоские сценарные приёмы и за то насилие, с каким он пытается заставить вас полюбить Эбби.

В этом весь художественный замысел: он проводит вас через эмоции, впечатления, искренние мотивации. Он показывает вам другую сторону конфликта так, как не сможет ни один фильм, банально, из-за хронометража. Он заставляет вас играть за этого персонажа, а поэтому, как модно говорить «лудонарративно» привязывает вас к героине. Он берёт всё то время, которое ему нужно, и на двадцать четвёртом часу возвращается в ту самую сцену, где Эбби нападает на Элли. И заставляет вас самолично убивать Элли.

Боссфайт потный: гордишься за свою девочку! Но игра не оставляет тебе опций: хочешь увидеть, чем кончится? Играй. Убивай. Нельзя просто взять и выключить. Ух, пальцы просто отказываются жать на кнопки, когда Эбби месит Элли лицом по асфальту, но жать приходится, ведь проваленное QTE – конец игры. Придётся победить, отшвырнуть Элли в сторону и приставить нож к горлу Дины.

«Стой, Эбби, Дина беременна»! «Как и Мэг, отлично». В голове у тебя полная каша: Эбби, блин, действительно, «имеет полное право»! Лезвие вот-вот полосанёт горло бедной девочки, но вмешивается Лев: тип, подруга, ну ты уже совсем с этой местью с ума сошла, завязывай. Эбби снова делает сложное лицо, понимает замкнутость круга насилия, оставляет Дине жизнь. Встаёт и уходит.

И знаете что? В этой, пиковой точке я по-настоящему полюбил Эбби, и она для меня полностью сравнялась в правах с Джоэлом и Элли. Она не выглядит лишней и надуманной, её история – важнейшая часть истории Джоэла. За три дня она прошла несколько важнейших изменений и сейчас показывает мощнейшее эмоциональное решение в жизни.

«Ууууу, злые цикады хотели препарировать маленькую девочку!» С высоты второй части это выглядит как мультяшный детский сад, где есть хорошие и плохие. Именно линия Эбби добавляет в финал прошлой части настоящей, очень человеческой глубины.

Блестящая игра, думал я. «Изумительно», думал я. Но титры всё никак не начинались.

Два года спустя. Эй, ты планируешь заканчиваться?!

Окей, это же просто эпилог, да? Элли живёт счастливой почти что традиционной семьёй с Диной. Невероятной красоты пейзажи, уютный быт, танцы и улыбки, а Джоэл просто мертв, неотомщён, но мы уже поняли мораль.

Честно говоря, мне уже здесь было достаточно комфортно и я ждал титров. Но нет: Элли мучается от натурального ПТСР с паническими атаками, она ничего и никого не отпустила. Она всё ещё мечтает только о смерти Эбби.

И вот тут скользкая дорожка. Чем дальше в лес, тем больше места для дискуссии. Наверняка, половина игроков будет на стороне Элли и полностью одобрит её решение снова броситься за Эбби в погоню спустя два года Это понятно. Ты физически ощущаешь, что конфликт неразрешён.

Но лично я испытал прямо противоположное и совершенно обалденное. Элли (уже взрослая девушка!), бросает семью, которой она нужна, снова отправляется за Эбби (которая дважды её пощадила!). И эта ужасающая тупость Элли начинает меня раздражать. Она не права, она ничему не учится, она разрушает мир вокруг себя… а почему вообще?

Ещё один квест за местью кажется ну абсолютно бессмысленным (конечно, если вы, как игрок, не жаждете мести вместе с ней). При этом мы видим будущее Эбби: она благополучно посвятила себя чему-то новому и большему! Она поняла урок и готовится вступить в ряды «Новых Цикад», которые снова хотят менять мир к лучшему.

Элли, ну прекращай.

Но нас ждёт ещё пара часов геймплея: Эбби попала в плен к работорговцам. А Элли, наша когда-то маленькая девочка, уже выглядит как Сара Коннор, которая безэмоционально выкашивает города, стремясь к своей цели.

Забавно, что в плену работорговцев Эбби становится стройной и вполне привлекательной девушкой, которую просто не узнать. Эта метаморфоза неслучайна: у неё есть сюжетное объяснение в виде голода и истощения от продолжительных пыток, но по факту – это лишь повод органично представить нам «Новую Эбби», свободную от своей оболочки бесконечного мщения.

И пока я радовался тому, что Эбби переродилась, Элли приставила нож к горлу Льва. «Если ты не будешь драться со мной, то я его убью». Ну куда?! Да что за абсурд уже, ну хватит!

В финальной драке, где Элли пытается мстить непонятно за что, а Эбби защищает только жизнь другого человека, тебе физически тяжело жать кнопки и драться – ты не понимаешь, за кого болеешь, и почему ты вообще должен продолжать. Забавно, что здесь катсцена настолько походит на геймплей, что проигрыш в QTE (где Эбби убивает Элли) ты воспринимаешь за финал игры.

Но нет, каноничный исход у игры другой. Элли побеждает. Она топит и душит Эбби. И сложно описать, как я в этот момент ненавидел героиню первой игры.

Но слава богу: на секунду мелькнувшее лицо Джоэла. спустя 28 часов игры (и два, которые кажутся явным перебором), – Элли наконец-то понимает, ради чего она постоянно пыталась мстить, отпускает хватку на шее Эбби и падает на колени в слезах.

В череде флэшбеков становится ясно, что корни проблемы (как и в случае с Эбби) были глубже, чем просто «Вы убили Джоэла». Эта мотивация была изощрённым самообманом: желание мстить было чувством вины за то, что Элли так и не простила Джоэла за спасение собственной жизни.

Она отталкивала его годы (!) после того, как узнала правду. Она отталкивала самого близкого ей человека, а буквально за сутки до этого оскорбила его в последний раз. Эбби не просто убила Джоэла – она оставила Элли с вечным чувством недосказанности. Которое, возможно, уже никогда и ничем не удастся заполнить.

Становится ясна и сама структура игры: когда мы заходим в дом Джоэла в самом начале, мы видим как проходила жизнь человека, которую мы упустили. Но на самом деле это именно то, что испытывала Элли – она тоже максимально от него отдалилась, а теперь никогда не сможет восполнить. Комок к горлу подступает уже просто когда я переписываю этот сюжет.

Титры. Лучшей игры поколения.

Свою высочайшую оценку The Last Of Us 2 я никому не навязываю: скорее всего, ваше восприятие будет другим, акценты в истории вы расставите по-своему, и эмоциональные моменты вы трактуете иначе.

Но есть несколько вещей, с которыми, на мой взгляд, невозможно спорить.

● Нужно иметь огромные яйца, чтобы поставить перед собой задачу: «Давайте убьём всеми любимого героя, а потом заставим всех полюбить убийцу».
● Вторая часть в разы углубляет проблематику первой. Это «истинный» сиквел, который разгребает последствия оригинала, и выводит обе части, как сумму, на совершенно иной смысловой уровень.
● Структура игры должна храниться в полном секрете, ведь именно осознание «Это была только середина пути» – один из самых сложных моментов игры. А если вы будете знать, что фальшивая концовка «жили долго и счастливо» – фальшивая, то переживёте её не так, как задумано.

А самое удивительное, что только после полной картины сюжета ты понимаешь, что нужно залпом проходить игру второй раз, немедленно! Ведь тогда паззл недомолвок будет собран с самого начала, и кампанию Элли ты воспримешь абсолютно иначе! С первых же сцен ты не будешь ненавидеть Эбби, и возможно испытаешь от игры ещё больше.

Но подмышки Дины развидеть, к сожалению, уже не получится. Их давайте и обсудим в комментариях!


Поддержи Стопгейм!

The Last of Us: Part II

Платформы
PS4 | PS5
Жанры
Дата выхода
19 июня 2020
3.1K
4.0
2 842 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Сюжет TLOU 2 — это как если бы сценарий типичной российской чернушной драмы написал инфантильный подросток.
Надо было дать игроку в конце выбор: утопить Эбби или пощадить. Вот и выяснилось бы насколько удалось Дракманну заставить игрока сопереживать убийце Джоэла.
Подмышки лучше чем у Ридуса
Думал трап будет более фапабельный
Тема сисек почти раскрыта
Элли напомнила мне бывшую педовку из молодости
Скриптовый стелс был в Splinter Cell Chaos Theory

Итог: за сиськи — 1, за подмышки — 2, за трапа — 0,4
Оценка на метакритике очень честная
Если серьезно.

Первая часть, это Терминатор 2 в мире игр
Вторая часть, это Терминатор Темные судьбы
Там пол игры — чистый филлер, которые не имеет к основной теме сюжета никакого отношения. В наше время это сценарной импотенцией называлось, теперь — «главная игра поколения».
Ну что тут скажешь? Мдя…
И нет, дело не в симпатиях к Джоелу или Элли. Какие симпатии могут быть к клишейному «человеку потерявшему все, но вот новый лучик надежды» и к невыразительной и пустой девочке, у которой нет даже приблизительно какого-то характера. Просто судя по прочитанному, придется перетерпеть 5-6 «ВОТ ЭТО ПОВОРОТ», сделанных по принципу «поворот ради поворота», играя в игру с крайне плохим геймдизайном…

Что тут добавить-то? Ну разве что
Оценка «Изумительно» — объективная

Определенно тянет на «преждевременную икру года», «наш выбор» и прочие крутые титулы вплоть до оценки «совершенство_Фасбендер.jpg».
Ну, мои проблемы с этим сюжетом просты. Если 2/3 игры тебе не нравится — является ли это реально «главной игрой поколения»?
Ну тип ок, задумка — и правда интересная и не однозначная, яйца у авторов — титанические в плане решений. Но. Важен далеко не только результат. Игра проходится не за 2 часа, это не кино где за счет своей скорости бомбический финал — способен перекрыть все и вся. Тут ты даже за сутки то первый раз игру не пройдешь, а даже супер хвалебный текст выше — переполнен тезисами в духе «приторные», «отсутствие химии», «раздражающий персонаж» и тд.
Плюс вторая проблема — все разбивается об дичайшую линейность всего и вся. Когда игра насильно заставляет тебя совершить идиотский поступок, который ты никогда не совершишь сам, вести себя так, как вести ты себя не будешь — ломается всякое повествование. Тип мне очень трудно сопереживать персонажам, проблемы которых лежат чисто в их идиотских решениях, которые принял не я, приняли за меня они.
В общем и целом мне это напоминает классическую сериальную проблему, где «с середины 2го сезона — начинается бомба, но полтора сезона до этого — жри кактус и превозмогай»
Нилл Дрюкман, это шедевор!!! 3.4 из 10, на кончиках лесбийских секилей!!!
Вторая часть, это Терминатор Темные судьбы

Очередные Охотницы за приведениями и новые Ангелы Чарли от мира эксклюзивов Сони.
Тем более главный смысл игры, уже был сказан ещё в Метро 2033: «Каждый пожинает, то что посеет, Артём. Насилие порождает насилие и за кровь платят только кровью. Те кто не испытывает сомнения и не знает раскаяния, никогда не вырвутся из этого круга». А тут реакции о типу ЭТОГО НИКОГДА ЕЩЁ НЕ БЫЛО.
А ведь именно серия метро очень сильно повлияла на моё мировоззрение, и впервые заставила задумывать о людях вокруг. Так что игра лишь в красках смогла показать «для тупых», кто слов не понимает.
я даже логин/пароль вспомнил, чтобы высказать негодование даже не насчёт фабулы или эмоций, пережитых Димой, а насчёт тезисов,
с которыми, на мой взгляд, невозможно спорить,
и насчёт титула «игры поколения».

1.
Нужно иметь огромные яйца, чтобы поставить перед собой задачу: «Давайте убьём всеми любимого героя, а потом заставим всех полюбить убийцу»

сама идея вообще не нова — сделать стороны конфликта максимально серыми или даже поменять их цветами. да, хорошо, её здесь передали через геймплей. но она не перестает от этого быть достаточно ординарной и обычной.

2.
Вторая часть в разы углубляет проблематику первой. Это «истинный» сиквел, который разгребает последствия оригинала, и выводит обе части, как сумму, на совершенно иной смысловой уровень.

я могу согласиться только с первым предложением. действительно, из-за действий Джоэла в конце первой части, весь конфликт второй и происходит. но вторая The Last of Us не выводит обе части, как сумму, потому что переосмысление тезисов и идей, которые были озвучены в конце первой части, не делает обе игры цельной историей. история первой The Last of Us, прежде всего, история Джоэла, и вторая часть не продолжает её, она рассказывает новую, с новым взглядом на первую часть.

3.
Структура игры должна храниться в полном секрете, ведь именно осознание «Это была только середина пути» – один из самых сложных моментов игры. А если вы будете знать, что фальшивая концовка «жили долго и счастливо» – фальшивая, то переживёте её не так, как задумано.

использование структуры произведения как художественного приёма работает только в первый раз, в отличие от сюжета. в следующие разы, если сюжет не вызывает тех же эмоций, что и впервые, такого сильного эмоционального отклика не будет. по сути, это то, что является спойлерами, причём, для меня, плохими спойлерами, т.к. только на них и строится эмоциональная составляющая произведения.

для меня титул «игра поколения» означает, что игра, например, переворачивает геймплейные основы жанра, ломает шаблоны структуры произведения, при этом не теряя целостность, или же уместно добавляет всё больше и больше интерактивности в геймплей. но простая идея, которая пусть и реализована через геймплей, но является стандартной, переосмысление идей, которое выдают за недостающий кусок цельной истории всей дилогии и, натурально, спойлеры, без которых эмоциональная составляющая игры не работает, не является для меня «игрой поколения».
Отлично, теперь я знаю всё, что меня интересовало после обзора Карамышева, и при этом мне не надо спускать последние деньги на плойку, а потом на психотерапевта. Спасибо
Вот только игра явно не заслуживает своих 10 из 10, которые активно ставили обзорщики и журналисты
ЭТОГО НИКОГДА ЕЩЁ НЕ БЫЛО.ЭТОГО НИКОГДА ЕЩЁ НЕ БЫЛО.


Вот это и самое смешное. Главное ведь, тему мести раскрыли и в RDR 2(Артур Морган неплохо там это раскрывает), и в Fallout 4(лично меня основной сюжет тронул), а особенно в MGS V: TPP, где тема мести была раскрыта очень эмоционально.

Но нет, ТЛоУ 2, конечно же, первая и теперь на века. Никто с ней не сравниться. Тупо 12 из 10. На кончиках пальцев.
Самый лучший финал в мире, ага.
Это настолько логично, что Элли, жестоко убив тысячу человек и никого не щадя, в итоге оставляет в живых убийцу Джола, ради которого все это затевалось. Вот уж точно, игра века на кончиках пальцев.
Из рассказа Димы понял, что это рассказ об очередных мстюнах. Одна отомстила и поступила плохо, потом решила отомстить ещё, но поняла, что мстить — это плохо, но теперь мстить хочет Элли, но она не понимает, что это плохо, но в самом конце в итоге понимает. Вывод: мстюны — это плохо. Гениально, 20/10 на кончиках пальцев толерантного Льва

(нет)
Хех, такое-то ГОТИ. Помню, как отбитые фанаты(подчеркну — ОТБИТЫЕ) ТЛОУ в один голос заявляли, что вот она игра года, игра поколения, игра на века. А чёт судя по сюжету и оценкам пользователя — проходняк.

И да, бицуха Элли раза в два больше большинства мужчин на земле. Так ещё и в постапокалипсисе. Неплохо Нилл. Когда там женщины в играх ND начнут беременеть за счёт пробирки, и таки избавятся от мерзких членоносцев?
Если в общем — затея Дракмана понятна, но вот подано все страннова-то. Мб стоило это перемонтировать.

Почему не начать привязывать к Эбби раньше?
Для чего нужнт, о было доводить сюжетку Элли почти до конца?
Кунгур же сам пишет что по сути из 3 игровых дней за Эбби ему 2 дня было насрать и хотелось вырубить?
У какого гения зародилась мысль все это так оставить? Этот сюжет ведь хоть как-то работает только если знать все или гнать себя через силу, о чем многие говорят.
Да и спустя первую половину игры, многие просто не смогут переключиться, и принять Эбби.
Тут же та же петрушка что и с концовкой — 1 части, людям было приятнее думать что Джоэл молодец, спас «дочурку», а не обрек потенциально человечество на вымирание.

Опять же, то что Цикады не злодеи разве не было понятно из 1 части? Да, методы жесткие, но всему есть цена. Если бы не жесткие методы у нас бы небыло вакцинации и большая часть в наших знаниях анатомии с медициной только с современными технологиями пошла бы.

Да и потом, если Элли дошла до такой стадии, что она даже через 2 года все еще
выглядит как Сара Коннор, которая безэмоционально выкашивает города, стремясь к своей цели.
если она через 2 года пошла и устроила очередной Hotline Miami — какого хрена (если я ничего не путаю)она остановилась и не добила? Это же нелогично!
Я не говорю про то что осознание не должно было наступить, но уже после содеянного, чтоб у игрока реально отвращение настало.

Точно так же как и нежелание убить Элли в начале — это жестокий мир, как нам втирают, Эбби сама ждала хренову кучу лет, Элли им говорият что за ними прийдут. Еще 1 труп и нет проблем! Че за фигня? Это же ломает саму суть сеттинга, если совсем не объяснено весомыми причинами.

ВЫВОД: Дракман сам словно выкопал себе яму. Как уже и говорилось в рецензии — у многих порвет жопу, ибо очень многое повешанно на:
А) индивидуальное восприятие.
Б) терпеливость самого игрока(ибо перетерпеть час-два это одно, а 10-15 совсем другое)
Абсолютно тоже самое можно сказать и про концовку первой части. Игрок в конце сам должен был решать: жертвовать Элли или убивать толпу невинных людей ради своего личного счастья.
Почему всё решили за меня, где интерактив и свобода выбора? Где те вещи которые сильно выделяет игры от кино и других методов рассказа историй?
Читай также