Ежегодно во всём мире регистрируется около сотни нападений акул на людей, а десятая часть таких атак заканчивается летальным исходом для жертвы. Не так много, чтобы считать этих морских хищников серьёзной угрозой для человека, но кинематограф и масс-медиа делают своё дело: каждый подобный случай широко освещается, а ужастики вроде «Челюстей» давно стали целым поджанром современного кино. Поэтому, несмотря на все апелляции к статистике, пугающий образ огромной зубастой рыбины актуален и сегодня.
Вряд ли кто-то задумывается о том, как обстоят дела с «другой стороны». Люди каждый год убивают десятки миллионов акул – в основном в промысловых и развлекательных целях. Акульи плавники – известный деликатес, а цены на зубы и челюсти белой акулы могут доходить до десятков тысяч долларов. Наверное, акулам очень обидно «проигрывать» с таким разгромным счётом, оставаясь при этом героями кошмаров и неизменным пугалом для любителей заплывать за буйки.
За морских хищников решили заступиться разработчики из Tripwire Interactive, больше всего известной по двум сериям – Killing Floor и Red Orchestra/Rising Storm. Их новый экшен Maneater посвящён приключениям акулы, и, как понятно из названия, игра эта вовсе не о тесной дружбе человека и огромной хищной рыбы.
Baby Shark
История главной героини Maneater начинается с того, что ещё не родившуюся акулу вырезают прямо из брюха пойманной охотниками матери. Малышка тут же показывает характер – откусывает правую руку своему обидчику и уплывает на вольные хлеба. Вокруг небольшой залив с мутной водой, населённый разнообразной живностью – рыбами, большими и поменьше, а также не очень дружелюбными аллигаторами. Что делать? Выживать и расти, надеясь со временем отомстить убийце своей матери и по совместительству главному злодею игры – охотнику за акулами по кличке Большой Пит.
Еды вокруг много – только успевай ловить. Это не так уж и сложно даже на первых порах: главное – найти себе добычу по зубам. Каждый съеденный кусок мяса добавляет небольшое количество опыта, который необходим для роста нашей милой рыбки, а питательные вещества, содержащиеся в пище, будут нужны для разблокирования специальных навыков, которые здесь называют эволюциями. Электрические челюсти или костяной панцирь станут хорошим подспорьем в борьбе за выживание, ведь далеко не все обитатели моря представляют собой лёгкую добычу – кое-кто не прочь и сам полакомиться акульим мясом.
Те же ценные вещества можно получить и другими способами – найти в укромном месте на дне моря специальный ящик или заняться выполнением заданий, которых здесь хватает. Задания эти не блещут оригинальностью и разнообразием: обычно необходимо слопать некоторое количество рыб, земноводных или даже людей, которые и не подозревают о опасности.
Впрочем, сразу человеческим мясом полакомиться не выйдет: акула ещё слишком мала, да и встречаются ей пока лишь обитатели моря. Зато в изобилии всяческие интересные места, которые можно найти и получить не только опыт и ресурсы, но и небольшой рассказ о достопримечательностях. То, что в других играх является лишь побочными делами, вроде поиска записок или коллекционных предметов, здесь становится едва ли не важнейшей частью прохождения: для продвижения по сюжету порой необходимо найти около половины таких «секретов» на уровне и выполнить все нужные задания.
Let’s go hunt
Акула растёт, а с ней растут и аппетиты. Вскоре можно попробовать себя в охоте на более интересную дичь – в соседней локации двуногой пищи навалом. Сочувствия люди не вызывают – напротив, и задания, и закадровый рассказчик, да и вся окружающая действительность лишь настраивают игрока против людей и их вмешательства в окружающую среду. Загрязнение, безудержная эксплуатация природных ресурсов, пьянство и наркомания, досталось даже социальному неравенству – все эти темы, столь близкие каждому борцу за всевозможные права и свободы, находят своё отражение в игре.
Спустя некоторое время становится понятно, что перед нами не весёлый симулятор людоеда и не научно-популярный ликбез на тему обитателей моря, а самая что ни на есть «зелёная» пропаганда. Человечество представлено лишь сволочами и бездельниками, ни капли не заботящимися о планете, а акула – эдакий санитар моря, который по мере сил борется с людской угрозой всему живому.
Довольно интересный способ идеологической промывки мозгов, надо признать, но ему, как мне кажется, не хватает остроты. Больше треша и чёрного юмора игре бы точно не помешало. А так… вроде бы всё это на месте, но то ли авторы сами стесняются быть до конца безжалостными к своим жертвам в виде безмозглых людишек, то ли им не хватает фантазии на по-настоящему смешные и оригинальные шутки. Назвать охотников за акул убийцами и пьяницами, пройтись по развлечениям богачей да постоянно напоминать про загрязнение моря и бесконтрольный вылов рыбы – вот и всё, на что их хватает. Социальная сатира в той же GTA хоть и не была центральной темой сюжета, но смотрелась куда веселее и актуальнее.
Юмор – явно не конёк этой игры. Да, встречается пара неплохих шуток, но мне стало по-настоящему смешно лишь однажды: в тот момент, когда я понял, что меня пытаются пичкать пропагандой с помощью видеоигры об акуле-убийце. Вот уж чего, а такого я никак не ожидал.
This is the end
Если же рассматривать Maneater только с точки зрения геймплея, отбросив идеологическую составляющую, то похвалить авторов практически не за что. Заметно старание дизайнеров локаций – уровни действительно отличаются друг от друга, и каждый раскрывает какую-то конкретную тему, а графика позволяет любоваться довольно симпатичными пейзажами как в глубинах моря, так и над водой. Кого-то привлечёт исследование морских глубин – всяческих укромных мест и запрятанных на каждом углу секретов здесь хватает. И… пожалуй, на этом достоинства игры заканчиваются.
Боевая система, несмотря на имеющиеся благодаря разносторонней прокачке возможности, сводится к «закликиванию» противников (лишь иногда приходится отступать, чтобы пополнить запас здоровья). Практически не раскрыт потенциал прыжков и прочих трюков, из которых можно было бы соорудить отдельную игру. Задания на каждом из восьми уровней практически ничем не различаются – убей десяток рыб, съешь дюжину людишек, исследуй локацию, победи уникального противника… Про достоинства сюжета в насквозь пропитанном пропагандой проекте и говорить не приходится: всё предсказуемо и шаблонно.
Проходится игра достаточно быстро, особенно если не заморачиваться с исследованием тайников и секретов. Но это сложно назвать плюсом – охота на людей и сражения с охотниками на акул или обитателями моря надоедают куда раньше.
Слишком примитивно, чтобы сохранить интерес к поединкам с другими хищниками или к поеданию купальщиков на пляже. Слишком однообразно, чтобы заниматься выполнением заданий. Слишком топорно, чтобы пробудить хоть какой-то интерес и сочувствие к социальным и экологическим проблемам, которые затрагивают авторы. Единственное, чем здесь по-настоящему интересно заниматься, – исследовать уровни да искать коллекционные предметы и потайные места.
Экологическая пропаганда в обёртке посредственного экшена, не более. Людоед оказался беззубым.
Плюсы: возможность исследовать морские глубины в разнообразных локациях.
Минусы: прямолинейная «зелёная» пропаганда; примитивная боевая система; однообразие заданий.
Лучшие комментарии
Автор указал это как плюс. И я правильно вас понял — вы говорите, что игра заслуживает «похвально» лишь потому, что у неё нет конкурентов и что это не проект Ааа-класса, поэтому ей можно простить «шероховатости»?
При прочтение обзора не покидало ощущение, что с обзором что-то не так. Перечитав еще раз мне кажется понял что меня зацепило. Это не однородность структуры из-за не определенности к проекту. В то время как авторы сами напрямую сказали что это простенькая аркада с щепоткой «зеленого» юмора что и вылилось в аляповатость «юдишек». Автор почему-то подумал что перед ним высококачественная игра от людей которые собаку сели на подобном.
Так же мне кажется странным передергивание моментов игры. Например в обзоре говорится что игра достаточно быстро надоедает (что не удивительно этим и отличаются подобные псевдо симы. Они ограничены в полете фантазии. Тут все же доминирует аркадность это не полноценная рпг. Такие игры рассчитаны на любителей темы.) и если вам хочется пошататься по миру то для вас раскиданы всякие штуки НО это нельзя назвать + потому что игра надоедает (автору) раньше. Игра не вынуждает же собрать всё иначе не пройти, верно? А значит дополнительные возможности это именно что + хочешь копайся а хочешь нет. Или выбор это стало чем-то отрицательным?..
П.С. Подобных игр крайне мало (про морских жителей). Тем более таких достаточно веселых и аркадных. А шероховатости вполне ожидаемы ввиду скромности проекта.
«НА БЕЗРЫБЬЕ И РАК РЫБА» (сарказм).
Но судя по тексту реализация таки посредственная. Интересную идею таки в тексте похвалили.
Так-так, ок, а как долго может находиться мужик в очках в студии? :)
А я всё жду когда её ломанут и никак не дождусь...
И знаете что… Игра оказалась очень даже хорошей (за такую цену), картинка приятная, боевка нормальная (если играть закликиванием, конечно, будет скучно, и долго, надо применять увороты, удары и тараны, чтобы забить свои жертвы быстрее), мир (что для меня самое главное) не очень большой. Не люблю большие открытые миры.
В итоге игру прошел, с удовольствием, на 100%. До самого конца ничего не надоедало.
Как вердикт, хоть и нарисовано красиво, и довольно много комментариев от диктора (и все на русском),
всё же за 900 рубасов, пожалуй, дорого, но если со скидкой, допустим, за 450, то вполне крепкий среднячок.
Лично я был удивлен, что мне понравилось, хотя, какие-нибудь, современные ААА Атсасины совсем не нравятся.
Ну студия независимая, так что это инди